Ремонт трансмиссии автомобиля зил

Ремонт трансмиссии автомобиля зил

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Ремонт КПП автомобилей ЗИЛ-130

Разборка КПП ЗИЛ-130 на узлы

Для разборки коробки передач ЗИЛ-130 на узлы используют поворотный стенд, на котором можно одновременно установить пять коробок передач.

Коробку 1 передач фиксируют на стенде зажимами 2 и 5. Рукоятка 4 позволяет поворачивать коробку передач в удобное для разборки положение.

Отвернув болты 15 и 21 (рис. 30) с пружинными шайбами 6, снимают механизм переключения коробки передач и прокладку 23.

Для снятия правой и левой боковых крышек 7 (рис. 31) с прокладками 3 отвертывают Г-образным ключом по шесть болтов 5 с пружинными шайбами 6.

Рис. 30. Детали механизма переключения коробки передач ЗИЛ-130

1—рукоятка рычага переключения передач; 2— чехол рычага; 3— стопор рычага; 4 — рычаг переключения передач; 5, 15, 21—болты; 6—пружинные шайбы; 7—картер рычага переключения передач; 8— ось промежуточного рычага; 9 и 23 — прокладки; 10— гайка оси; 11—предохранитель включения заднего хода; 12 — пружина предохранителя; 13 — шайба предохранителя; 14 — шплинт; 16 — сапун; 17 — промежуточный рычаг переключения первой передачи и заднего хода; 18 — опора рычага; 19 — пружина рычага; 20 — установочная втулка картера рычага; 22— крышка коробки передач; 24 и 39 — заглушки; 25— вилка
переключения второй и третьей передач; 26 — шток переключения второй и третьей передач; 27 — вилка переключения четвертой и пятой передач, 28—шток переключения четвертой и пятой передач; 29 и 33 — шплинтовая проволока; 30-—шток переключения первой передачи и заднего хода; 31—головка штока переключения первой передачи и заднего хода; 32 — стопорный болт; 34 — вилка переключения первой передачи и заднего хода; 35 — шарики замка штоков;
36—штифт замка штоков; 37 — фиксаторный шарик; 38 — пружина фиксатора

Для демонтажа ведущего вала 11 отвертывают болты 17, крепящие крышку 15 подшипника к коробке передач, снимают крышку и прокладку 8 крышки.

При помощи оправки из мягкого металла и молотка смещают вперед ведущий вал 11 с подшипником 12 так, чтобы они вышли из гнезда картера 1 коробки передач, и вынимают роликовые подшипники 10 из шестерни ведущего вала, предварительно сняв стопорные кольцо 9.

Ведомый вал 54 коробки передач ЗИЛ-130 с подшипником смещают назад из картера 1 при помощи оправки из мягкого металла и молотка так, чтобы шариковый подшипник вышел из гнезда в картере коробки передач, и снимают синхронизатор 42 четвертой и пятой передач.

Съемником снимают шариковый подшипник 59 ведомого вала, а рукой — ведущие шестерни 61 и 67 привода спидометра. С шарикового подшипника 59 при помощи двух отверток или съемника снимают стопорное кольцо 60.

Поднимая передний конец картера 1 коробки передач, вынимают ведомый вал 54 в сборе с шестернями и шестерню 53 первой передачи. Для снятия блока шестерен заднего хода вывертывают стопорный болт 5 оси заднего хода, снимают пружинную шайбу и стопор 22 оси.

Съемником снимают ось 21 блока шестерен заднего хода КПП ЗИЛ-130 и вынимают из картера 1 блок шестерен 18 с роликовыми подшипниками 19. Из блока шестерен вынимают роликовые подшипники 19 и распорную втулку 20.

Отвернув четыре болта 17 с пружинными шайбами 6, снимают крышку 24 заднего подшипника промежуточного вала с прокладкой 26. Предварительно отогнув завальцованную часть, отвертывают гайку 25 заднего подшипника промежуточного вала.

При помощи оправки из мягкого металла и молотка спрессовывают промежуточный вал 29 назад настолько, чтобы задний шариковый подшипник 28 и передняя шейка вала вышли из своих гнезд.

При помощи приспособления с заднего подшипника 28 снимают стопорное кольцо 27, а при помощи съемника — задний подшипник 28.

Вынув из картера 1 промежуточный вал 29 в сборе с шестернями, при помощи оправки из мягкого металла и молотка выбивают заглушку 40 и передний роликовый подшипник 38, из гнезда переднего подшипника вынимают при помощи приспособления стопорное кольцо 37.

Рис.31. Детали КПП ЗИЛ-130

1 — картер коробки; 2, 3, 8 и 26— прокладки; 4 — пробка спускного отверстия с магнитом; 5, 17 и 55— болты; 6 и 56 — пружинные шайбы; 7 — крышка люка; 9, 13, 27, 37, 39, 43, 50 и 60— стопорные кольца; 10, 19 и 38—роликовые подшипники; 11 — ведущий вал; 12, 16, 28 и 59 — шариковые подшипники; 14 — гайка подшипника ведущего вала; 15 — крышка подшипника ведущего вала; 18 — блок шестерен заднего хода; 20 и 35 — распорные втулки; 21 — ось блока
шестерен; 22 — стопор оси; 23 — пробка маслоналивного отверстия; 24 — крышка заднего подшипника промежуточного вала; 25 — упорная гайка заднего подшипника промежуточного вала; 29 — промежуточный вал; 30 — шпонки шестерен; 31— шестерня второй передачи промежуточного вала; 32 — шестерня заднего хода промежуточного вала, 33—шестерня третьей передачи промежуточного вала; 34 — шестерня четвертой передачи промежуточного вала; 36—
шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 40 — заглушка; 41—уплотнительное кольцо; 42 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 44, 47, 51 и 65 — упорные шайбы; 45—шестерня четвертой передачи ведомого вала; 46-—втулка шестерни четвертой передачи; 48 — шестерня третьей передачиведомого вала; 49 — синхронизатор второй и третьей передач в сборе; 52 — шестерня второй передачи ведомого вала; 53 — шестерня первой передачи
ведомого вала; 54 — ведомый вал; 57 — стопор штуцера; 58 — штуцер; 61 и 67 — ведущие шестерни привода спидометра; 62 и 68—ведомые шестерни привода спидометра; 63—сальник; 64 — фланец ведомого вала; 66 — гайки фланца

Для разборки ведущий вал 11 (см. рис. 31) устанавливают в подставку и закрепляют винтом. Отогнув завальцованный край, отвертывают гайку 14 (см. рис. 31). Затем на прессе при помощи оправки спрессовывают подшипник 12 ведущего вала.

Для разборки ведомый вал КПП ЗИЛ-130 устанавливают в подставку, аналогичную по конструкции подставке для ведущего вала. Применяя отвертку и плоскогубцы, снимают стопорное кольцо 43 и упорную шайбу 44, а затем шестерню 45 четвертой передачи и ее втулку 46.

Потом снимают шестерню 48 и упорную шайбу 47 третьей передачи, синхронизатор 49 второй и третьей передач. Предварительно сняв стопорное кольцо 50 при помощи плоскогубцев и упорную шайбу 51, снимают шестерню 52 второй передачи.

Промежуточный вал 29 устанавливают на подставку и плоскогубцами снимают стопорное кольцо 37. Затем промежуточный вал устанавливают на стол пресса и при помощи оправки спрессовывают шестерни 36, 34, 33, 32 и 31, снимают распорную втулку 35 и зубилом и молотком выбивают шпонки 30.

Отвернув четыре болта 5 (см. рис. 30) с пружинными шайбами 6, снимают картер 7 рычага переключения коробки передач ЗИЛ-130. Закрепив картер 7 в слесарных тисках так, чтобы рукоятка 1 была направлена вниз, отвертывают гайку 10 крепления оси промежуточного рычага.

Придерживая при этом головку оси, снимают с оси пружинную шайбу и ось 8 с промежуточным рычагом 17 переключения первой передачи и заднего хода.

Затем вынимают ось 8 из отверстия рычага 17, расшплинтовывают предохранитель, снимают упорную шайбу 13 предохранителя и вынимают из гнезда пружину 12 и предохранитель 11 включения заднего хода.

После этого свободно вынимают из картера пружину 19, снимают опору 18 рычага, вынимают рычаг 4 переключения передач в сборе и стопор 3 рычага. Дли снятия чехла 2 ослабляют гайку рычага 4 и отвертывают рукоятку 1.

Механизм переключения передач КПП ЗИЛ-130 разбирают в приспособлении, которое позволяет быстро и надежно закреплять крышку при помощи эксцентрикового зажима и прижимного рычага в положение, удобное для разборки.

Разборку механизма переключения передач начинают с расшплинтовки стопорных болтов 32 (см. рис. 30) крепления вилок и предохранительных головок на штоках.

Читайте также:  Дым машина mlb 400

Отвернув стопорные болты крепления вилок и головок штока, воротком передвигают вдоль оси шток 28 переключения четвертой и пятой передач и выпрессовывают заглушку 24 из гнезда.

Передвигая шток 28, снимают вилку 27 переключения четвертой и пятой передач и, придерживая левой рукой фиксаторные шарики 35 замка штока, правой рукой вынимают шток. Аналогичным образом вынимают шток переключения второй и третьей передач, а затем шток переключения первой передачи и заднего хода.

Разборку синхронизатора второй и третьей передач КПП ЗИЛ-130 начинают с засверливания блокирующих пальцев. Для этого синхронизатор устанавливают на подставку и на сверлильном станке сверлом диаметром 12 мм засверливают с двух сторон три пальца на глубину 2 мм.

Для снятия кольца с блокирующих пальцев каретку устанавливают на подставку и спрессовывают кольцо, вынимая при этом фиксаторы, шарики и пружины. Блокирующие пальцы кольца также выпрессовывают на подставке, установив приспособление на стол пресса.

Аналогичным образом выпрессовывают опоры кольца и разбирают второе кольцо синхронизатора. Порядок разборки синхронизатора четвертой и пятой передач аналогичен вышеописанному технологическому процессу.

Сборка коробки передач ЗИЛ-130

Для сборки коробки передач ЗИЛ-130 используют как однопостовые, так и многопостовые стенды. На картере коробки передач закрепляют сменную головку.

Тельфером картер со сменной головкой подают к стенду и закрепляют на каретке. Детали и узлы, используемые для сборки коробки передач, находятся на стеллаже рамы.

В маслоналивное отверстие ввертывают пробку 23 (см. рис. 31), а в спускное отверстие — пробку 4 с магнитом. В гнездо картера 1 при помощи плоскогубцев вставляют стопорное кольцо 39. На передний конец промежуточного вала 29 надевают роликовый подшипник 38.

Затем промежуточный вал 29 в сборе с шестернями вставляют в картер 1, направив последовательно сначала задний конец вала в гнездо шарикового подшипника, а затем устанавливают в наружное кольцо передний конец вала 29 с роликовым подшипником 38 в сборе.

Надев на шариковый подшипник при помощи плоскогубцев стопорное кольцо 27, его запрессовывают на задний конец промежуточного вала КПП ЗИЛ-130.

Затем задний конец промежуточного вала 29 в сборе с подшипником устанавливают при помощи оправки в гнездо картера 1. Гайку 25 навертывают на резьбовой конец вала 29 и затягивают динамометрическим ключом с моментом не менее 25 кГм.

Затем гайку 25 закернивают, вдавив ее край в паз вала 29. Предварительно подсобрав с прокладкой 26 болтами 17 с пружинными шайбами 6, крышку 24 устанавливают на гнездо заднего шарикового подшипника 28, завернув от руки на две — три нитки болты 17.

Окончательно болты завертывают динамометрическим ключом (момент затяжки 2,0—3,5 кГм). При правильной сборке и установке в картер 1 промежуточный вал 29 должен легко вращаться от руки в подшипниках.

Сборку блока шестерен заднего хода КПП ЗИЛ-130 начинают с установки в отверстие блока шестерен 18 роликовых подшипников 19, между которыми располагают распорную втулку 20. Опуская блок шестерен 18 в картер 1, ось 21 блока шестерен вставляют в отверстие картера блока шестерен 18.

Медным молотком запрессовывают ось 21 блока шестерен до упора торца канавки оси 21 с плоскостью картера. Затем стопор 22 закрепляют на картере так, чтобы он входил в канавку оси 21. Болт 5 стопора с пружинной шайбой 6 затягивают динамометрическим ключом (момент затяжки 1,5—2 кГм).

Предварительно подсобрав правую и левую крышки 7 люков с прокладкой 3, болтами 5, пружинными шайбами 6, их устанавливают к люкам картера 1, а болтызавертывают (момент затяжки 1,5—2,0 кГм). Заглушку 40 промежуточного вала устанавливают в отверстие картера 1 и раздают в гнезде при помощи оправки.

В выточку гнезда переднего роликового подшипника 38 устанавливают уплотнительное кольцо 41. Для сборки ведомый вал 54 в сборе устанавливают в картер 1коробки передач. На задний шариковый подшипник 59 специальными плоскогубцами устанавливают стопорное кольцо 60.

Затем шариковый подшипник 59 надевают на вал 54 выточкой под стопорное кольцо наружу. Подшипник 59 при помощи оправки и молотка напрессовывают на вал и в отверстие картера коробки передач ЗИЛ-130.

На выступающий из картера 1 конец вала 54 устанавливают ведущую шестерню 67 спидометра и
оправкой напрессовывают ее до упора в подшипник.

Для сборки ведущий вал 11 в сборе с подшипником 12 устанавливают в гнездо картера. Вынув технологическую оправку, ведомый вал 54 устанавливают так, чтобы его конец вошел в гнездо ведущего вала 11. При помощи оправки в картер запрессовывают подшипник 12 вместе с ведущим валом 11.

Затем устанавливают крышку 15 с прокладкой 8 и привертывают ее к картеру 1 болтами 17 с пружинными шайбами 6. Перед установкой механизма переключения передач на коробку все шестерни и муфты на ведомом валу 54 устанавливают в нейтральное положение.

Затем ставят прокладку 23 (см. рис. 30) и крышку с механизмом переключения передач, направив концы вилок переключения передач в кольцевые пазы шестерен и муфты каретки. После этого механизм переключения передач прикрепляют к картеру болтами с пружинными шайбами.

При правильной сборке все валы и шестерни коробки передач ЗИЛ-130 должны легко проворачиваться от усилия руки, приложенного к хвостовику ведущего вала при любом включенном или нейтральном положении шестерен, без малейших признаков заедания в подшипниках, в зацеплении шестерен и других соединениях.

Принцип работы и ремонт коробки передач на ЗИЛ 130

Коробка передач ЗИЛ 130 представляет собой агрегат, отличающийся от КПП в других автомобилях. Садясь за руль этой машины, водитель должен знать, как переключаются скорости и какова схема работы агрегата в целом. Об устройстве и ремонте, а также уходе за трансмиссией отечественных грузовиков мы расскажем ниже.

Как устроена КПП ЗИЛ 130?

Как работают синхронизаторы?

Ремонт своими руками

Как выполнить сборку узлов трансмиссии?

Как выполнить сборку трансмиссии?

Проверка работы КПП

Уход за коробкой передач

Видео «Дефектовка коробки передач ЗИЛ 130 своими руками»

Комментарии и Отзывы

Как устроена КПП ЗИЛ 130?

Сначала разберем устройство коробки передач автомобиля ЗИЛ 130. Эти машины оснащаются пятиступенчатыми трехкодовыми механическими трансмиссиями. Агрегат имеет пять скоростей для передвижения вперед, а также одну передачу для движения задом. В трансмиссии используется два синхронизирующих устройства инерционного типа для включения передач 2 и 3, а также 4 и 5. В картере агрегата на подшипниковых элементах устанавливается первичный вал, называющийся ведущим. Он выполнен в сборе с косозубой шестеренкой и зубчатым венцом для включения передачи 5.

Схема устройства трансмиссии на ЗИЛ

В расточке вала монтируется роликовое подшипниковое устройство цилиндрического типа. На эту деталь передней стороной ставится вторичный шкив. На чертеже показано, как снизу картера монтируется промежуточный вал, где зафиксирована еще одна шестеренка под номером 1. Она расположена в зацеплении с такой же шестеренкой, отмеченной номером 4, только расположенной на ведущем валу. На промежуточном шкиве устанавливаются еще три аналогичных элемента. Они отмечены номерами: 17 для задней, 15 — для передачи 1.

На шлицевых элементах вторичного вала имеется прямозубая шестеренка под номером 11, она предназначена для активации первой и задней скорости. Здесь же располагаются зубчатые каретки синхронизирующих устройств 5 и 9. Косозубые шестеренки, вмонтированные на вторичном валу, используются для активации второй скорости (элемент под номером 10), третьей (деталь под номером 7) и четвертой передачи (шестеренка 6). Они установлены так, что находятся в постоянном зацеплении с такими же элементами промежуточного вала. Снизу картера агрегата жестко зафиксирована ось под номером 13, на этом элементе с помощью роликовых подшипниковых устройств цилиндрического типа монтируется блок с прямозубыми шестеренками задней скорости (номер 12 на схеме).

Большая шестеренка на блоке устанавливается так, что работает в постоянном зацеплении с элементом 17, вмонтированном на промежуточном валу. Внутренняя составляющая картера наполняется расходным материалом — трансмиссионной смазкой. Эта часть закрывается защитной крышкой, в которую монтируется механизм переключения скоростей.

Схема переключения

Чтобы понять, как переключать и регулировать в машине скорости, ознакомьтесь с фото схемы.

Схема переключения селектора на КПП ЗИЛ

Как работают синхронизаторы?

Теперь разберем, как переключаются скорости в кинематической коробке передач ЗИЛ 130 и принцип действия синхронизаторов и шестерен. Когда водитель выживает первую скорость, шестеренка под номером 11 начинает передвигаться по шлицам и входит в зацепление с элементом под номером 15 первой передачи, расположенным на промежуточном валу. От первичного вала посредством шестереночных деталей постоянного зацепления, отмеченными номерами 4 и 1, а затем на устройства 15 и 11, передается крутящий момент на вторичный шкив. Передаточное число в данном случае составляет 7,44.

Читайте также:  Жидкость для дым машины расход

Когда активируется вторая скорость, муфта, расположенная на синхронизаторе 9, попадает в зацепление с внутренними зубчиками шестеренки под номером 10 передачи 2. В результате того, что этот компонент уже вошел в зацепление с деталью под номером 16 на промежуточном валу, то передача крутящего момента будет осуществляться от первичного вала через шестереночные элементы 4 и 1, а также 16 и 10. Передаче усилия на вторичный вал будет способствовать и зубчатая муфта синхронизирующего устройства. Передаточное число соответствует 4,1.

При активации водителем передачи 3 муфта данного устройства покидает зацепление с шестереночным элементом 10 и передвигается по шлицам, в результате чего взаимодействует с зубчиками шестеренки 7. В этот момент она уже находится в зацеплении с деталью под номером 18 третьей скорости промежуточного узла. Усилие от первичного шкива будет поступать посредством шестереночных деталей под номерами 4 и 1 зацепления, а также через элементы 18 и 7 третьей скорости. Через зубчатую муфту синхронизирующего устройства крутящий момент поступает на первичный вал. Передаточное число составляет 2,29.

О ремонте коробки передач ЗИЛ узнайте из ролика, снятого каналом Все о технике и не только.

Когда водитель включает четвертую передачу, работать начинает синхронизирующее устройство 5. Муфта этого механизма под воздействием начинает двигаться и попадает в зацепление с зубчиками шестеренки под номером 6. На момент взаимодействия она располагается в зацеплении с шестеренкой под номером 19 четвертой скорости на промежуточном валу. Передача усилия осуществляется от первичного шкива через шестереночные детали на вторичный вал. Параметр передаточного отношения составляет 1,47.

Когда включается передача 5 муфта синхронизирующего механизма покидает зацепление с шестеренкой под номером 6 и, перемещаясь по шлицам, начинает взаимодействовать с внутренними зубчиками, расположенными на четвертой детали первичного вала. В результате два вала — ведущий и вторичный — образуют собой единую конструкцию, выполняющую передачу усилия на карданную передачу транспортного средства. Что касается задней передачи, то при ее активации в работу вступает специальная шестеренка-каретка, отмеченная номером 11. Она начинает перемещаться по шлицам вправо и взаимодействует с шестереночным элементом под номером 12, который расположен на специальном блоке. В момент зацепления больший элемент механизма уже находится в зацеплении с деталью 17 на промежуточном шкиве. Передача усилия от ведущего вала производится посредством шестереночных устройств 4 и 1, 17 и 12’, 12’’ и 11 на вторичный шкив. В ходе передачи крутящего момента меняется направление вращения.

Ремонт своими руками

При возникновении неисправностей и поломок в работе кулисы или другого элемента коробки отбора мощности единственным вариантом устранения неполадок будет отремонтировать агрегат. Для выполнения ремонта надо разобрать КПП ЗИЛа с дизельным двигателем, заменить вышедшие из строя компоненты, после чего произвести сборку всех узлов.

Чтобы произвести ремонт самостоятельно, вам потребуется специальный стол со стендом, без него сборка деталей трансмиссии невозможна.

Канал Mudo в своем ролике показал, как выполнить замену подшипника и сальников на первичном валу КПП.

Как выполнить сборку узлов трансмиссии?

Сначала собирается ведущий вал:

  1. Выполните сборку шарикового подшипникового устройства, для этого стопорное кольцо надо установить в канавку элемента.
  2. Подшипниковая деталь устанавливается в специальное место на первичном валу. При установке учтите, что выточку элемента надо обратить наружу.
  3. Когда первичный вал размещается на специальном столе пресса, выполняется напрессовка подшипникового устройства с помощью приспособления. Для выполнения задачи потребуется оправка, ей надо до упора забить подшипник на шейку вала.
  4. Используя динамометрический ключ, закрутите гайки, при этом соблюдайте усилие 20 кГм. Для предотвращения случайного откручивания бортик детали надо устанавливать в паз первичного вала.
  5. Когда узел будет установлен на столе, солидолом обработайте внутренние гнезда шестеренки. Затем на место можно установить роликовые подшипники. Учтите, последний ролик надо вмонтировать свободно, чтобы не было натяга. Когда процедура монтажа завершена, следует выполнить диагностику, насколько свободно вращаются роликовые элементы. Они должна перемещаться свободно, но не выпадать из места монтажа.
  6. Выполняется установка стопорного кольца в посадочное место, когда все ролики будут вмонтированы.
  7. Прежде чем начать процедуру сборки синхронизирующих устройств второй и третьей скорости, в приспособление надо установить три опоры фиксирующего устройство. При этом фрезерованную поверхность опоры необходимо установить наружу.
  8. Когда опоры будут на месте, вам надо добиться совмещения отверстий на них. После этого на наружные поверхности выполняется запрессовка колец.
  9. Выполняется сборка трех креплений, для этого используются пружинка и шарики. Они монтируются в специальное место, расположенное на каретке. По аналогичной схеме выполняется сборка второго кольца, которое впоследствии устанавливается на блокирующие пальцы.

Для сборки промежуточного вала выполняется запрессовка шестеренок:

  1. На шлицевые элементы узла надо нанести слой смазки.
  2. Производится монтаж шпонки, а также шестереночного элемента второй скорости в паз.
  3. Для фиксации вала потребуется специальный стенд. Усилие, которое требуется для надежного крепления, обеспечивается благодаря штоку тормозной камеры, которая управляется посредством рукоятки, установленной на пневмокране. Если вы выполняете задачу запрессовки самостоятельно, то вам надо установить ее на вал до упора.

Пользователь Владимир Пивинов показал в ролике, как выполнить ремонт коробки передач, если вылетает пятая скорость.

Ведомый вал собирается так:

  1. Выполняется монтаж вала на приспособление на столе, при этом его резьба должна быть направлена вниз. На шлицы механизма наносится слой смазки, обычно для этого используется масло для коробки передач.
  2. Затем на шлицы производится монтаж шестеренки первой скорости. При установке учитывайте, чтобы кольцевой паз ступицы был направлен в сторону переднего конца первичного вала. Обязательно проверьте правильность сборки узла свободным ходом шестеренки, она должна перемещаться по шлицевым элементам свободно.
  3. На шейку наносится слой смазочного вещества, после чего на вал производится монтаж шестеренки второй скорости. В этом случае зубчатый венец детали был направлен в сторону переднего конца вторичного шкива.
  4. Используя солидол, смазывается упорная шайба и устанавливается в посадочное место со стопорным кольцом. Учтите, зазор между деталью и боковой поверхностью ступицы должен составить не более 0,1 мм. Выполните диагностику правильности монтажа механизма на шейке вала, вращайте шестеренку рукой. Она должна перемещаться свободно.
  5. Синхронизирующее устройство скоростей 2 и 3 монтируется на вал таким образом, чтобы выточка на боковой части каретки располагалась в сторону шестеренки передачи 2. На шейку наносится слой смазочного материала, а затем на ведущий вал производится установка шестеренки скорости 3. При монтаже шлицевое отверстие необходимо направить в сторону синхронизирующего устройства.
  6. Теперь надо нанести слой солидола на упорную шайбу шестеренки скорости 3, после чего элемент монтируется на вал. Производится напрессовка втулки посредством ударов молотка по оправе. Необходимо, чтобы упорная шайба была плотно зажата между самой втулкой и буртиком, расположенном на ведомом валу.
  7. Нанесите слой смазочного вещества на шейку вала и установите на место шестеренку четвертой скорости. Проверьте правильность монтажа, вращая деталь вокруг своей оси.
  8. На упорную шайбу шестеренки скорости 4 нанесите слой солидола. Установите ее в посадочное место вместе со стопорным кольцом. Зазор в этом случае должен быть не более 0,1 мм между боковой частью фланца и самой шайбой. Выполните монтаж синхронизирующего устройства скоростей 4 и 5 на ведомый вал. Попробуйте переместить каретку по шлицевым элементам. Если она передвигается свободно, то монтаж выполнен верно.

Пользователь Василий Панченко в своем ролике показал, как выбивает первичный вал на ЗИЛовской трансмиссии.

Процедура сборки и разборки механизма переключения коробки передач выполняется с помощью специального приспособления.

Найти такой прибор в продаже проблематично, его следует искать на СТО:

  1. В устройстве надо закрепить крышку трансмиссии. На торце приспособления есть отверстие, в него монтируется заглушка путем запрессовки с помощью молотка и оправки, удары выполняются по центру.
  2. Выполняется сборка сапуна, после чего он закручивается в крышку.
  3. Запрессовываются две установочные втулки, для этого используется молоток.
  4. В специально предназначенные гнезда под крепления выполняется установка пружин фиксаторов.
  5. В левое отверстие монтируется шарик, который утапливается в посадочное место бородком.
  6. Далее, выполняется монтаж шток для переключения первой и задней скорости. Непосредственно до монтажа на деталь надо нанести слой трансмиссионной жидкости.
  7. Установите шток внутрь крышки так, чтобы он вошел в положение, при котором отверстие крепления перекроется. Этого можно добиться резким движением. На самом штоке надо установить вилку и головку штока скоростей 1 и 2. Монтаж вилки осуществляется таким образом, чтобы ступица была направлена в сторону отверстий, в которые производится монтаж заглушек.
  8. Шток перемещается по оси так, чтобы шар крепления и канавка нейтральной скорости совпали друг с другом. Остается установить два других штока, их монтаж выполняется аналогичным образом. Непосредственно до монтажа компонентов производится установка блокировочных шариков. Эти элементы ставятся парами.
  9. Плотно закрепляются предохранительные головки, а также вилка, для этого используются стопорные болты. После фиксации болтики шплинтуются проволокой. Затем производится монтаж заглушек.
Читайте также:  Ремонт двигателя рено меган 3 бензин

Последний узел, который остается собрать, это рычаг переключения трансмиссии:

  1. Картер селектора монтируется в специальный девайс либо обычные тиски.
  2. Стопорный элемент монтируется в отверстие на картере агрегата. Затем на селектор надевается чехол и он устанавливается на место.
  3. Слоем солидола надо обработать шаровую поверхность. За выступы, расположенные на картере, надо завести пружинку селектора, они монтируются на хвостовик с опорой шаровой составляющей.
  4. Далее, надо собрать промежуточный рычаг скоростей 1 и 2. При выполнении задачи в устройство надо вмонтировать предохранительный элемент и пружинку, а также шайбу, которая крепится шплинтом.
  5. Слоем солидола надо обработать ось рычага, после чего он монтируется в промежуточный вал.
  6. Когда вы демонтируете механизм из приспособления, на картер монтируется защитный чехол.
  7. Гайкой надо зафиксировать шаровую рукоятку на самом рычаге. На крышке коробки передач, используя герметик или клей, крепится прокладка. Предварительно на нее надо нанести слой резиновой смолы.
  8. Производится монтаж промежуточного элемента в прорезь, расположенную на головке штока. Другая часть рычага монтируется в паз вилки. В итоге надо закрепить картер рычага на коробке, для этого потребуется специальное крепление с пружинными шайбами.

Как выполнить сборку трансмиссии?

Чтобы установить и произвести сборку всех компонентов в один агрегат, нужно использовать специальные стенды, которые оснащены одним или несколькими постами:

  1. Выполняется крепление сменной головки на картере коробки передач. Используя тельфер на стенде, зафиксированную деталь надо передвинуть к месту, где будет выполняться сборка. Все компоненты и детали подготовьте заранее и положите их рядом.
  2. Надо закрыть все отверстия. Пробка монтируется в заливное отверстие, а в сливное устанавливается заглушка с магнитом, который используется для сборки продуктов износа.
  3. Производится монтаж стопорного кольца на картере, для установки используйте пассатижи.
  4. Выполняется установка подшипникового устройства на промежуточный вал. Когда устройство будет вмонтировано, вместе с шестеренками его надо поставить в картер. Сначала устанавливается задняя часть детали, затем монтируется передний конец.
  5. Выполняется запрессовка стопорного кольца к задней части вала, когда этот элемент будет установлен на подшипниковое устройство. С помощью оправки задняя часть вала монтируется на картер. Динамометрическим ключом надо затянуть гайку на резьбе шкива. После этого торец гайки следует вдавить в паз. В результате монтажа в картер вал должен без проблем вращаться рукой. Если это так, то процедура установки и сборки выполнены верно. Крышка монтируется в специально отведенное место с фиксацией крепления, собранного с шайбами и прокладками. Когда монтаж завершен, динамометрическим ключом надо затянуть гайку с усилием не более 3,3 кГм.
  6. Теперь выполняется сборка блока шестеренок задней передачи. Для этого распорную втулку необходимо поставить между подшипниковыми устройствами, расположенными в блоке. Для монтажа используется специальное отверстие. Ось самого блока необходимо установить в посадочное место на картере.
  7. Выполняется запрессовка с помощью молотка. Она выполняется до тех пор, пока торцевая часть канавки не упрется в плоскость картера. Стопор при этом надо установить так, чтобы он попал в канавку. Его фиксация производится с помощью ключа, усилие должно быть не более 2 кГм.
  8. Выполняется сборка крышки люков. Производится монтаж фиксатора с шайбами, а также уплотнителей на картере. При помощи оправки производится монтаж заглушки в специальное отверстие. Уплотнительные элементы монтируются непосредственно на выточке, расположенной в месте монтажа роликового подшипника.
  9. Затем выполняется сборка ведомого вала. Для этого он устанавливается в картере коробки передач. На подшипниковое устройство, расположенное сзади, производится монтаж стопорного кольца, для этого потребуется специальное приспособление.
  10. Производится установка подшипника со стопором на сам вал. При установке выточку надо вывести наружу. С помощью молотка и оправки выполняется установка детали на вал и в картер. Шестеренку спидометра необходимо установить на конец промежуточного шкива, выступающего из картера. После этого данный элемент запрессовывается в подшипник до упора, для этого потребуется оправка.
  11. Что касается сборки ведущего вала, то он устанавливается с подшипниковым устройством в картере. В ходе монтажа следует установить один конец вала в отверстие, расположенное на промежуточном шкиве. Для монтажа демонтируйте технологическую оправку. При помощи оправки выполните запрессовку вала с подшипниковым элементом. Установите крышку, а также уплотнительный компонент. Сама крышка крепится с помощью фиксатора.
  12. Для монтажа механизма переключения скоростей шестеренки следует поставить в нейтральное положение. На этих элементах, а также в муфте имеются специальные пазы, выполненные в виде колец. В них производится монтаж вилки.
  13. Затем с крышкой производится установка прокладки. Вместе с креплением выполняется фиксация узла к картеру агрегата. Когда процедура будет завершена, следует произвести диагностику сборки. Возьмитесь за хвостовик первичного узла и прокрутите его. Если все сделано правильно, то элементы будут без проблем прокручиваться.

Пользователь Андрей Свердлов в своем ролике рассказал, какие нюансы следует учесть при сборке трансмиссионного агрегата ЗИЛ.

Проверка работы КПП

Для выполнения диагностики и регулировки коробки передач необходим специальный стенд, схема которого приведена на картинках выше. В раме этого приспособления монтируется привод, а также устройство для обеспечения нагрузки и емкость для трансмиссионной жидкости. Благодаря гидравлическому регулятору, который ставится на крышке, выполняется замер параметра нагрузки. При помощи нескольких зажимов производится установка коробки передач к кронштейну.

К электрическому мотору посредством муфты подсоединяется ведущий вал. Он соединяется с трансмиссией посредством карданного вала, при этом помпа подключается к емкости для смазки с помощью патрубка. Регуляторное устройство подсоединяется к нагнетательному трубопроводу. По параметрам, которые выдает это приспособление, выполняется контроль уровня нагрузки, создающегося под воздействием гидравлического тормоза.

В корпусе регулятора имеется специальное отверстие, в которое устанавливается гильза. В этом устройстве имеется стальная пробка с внутренним каналом, по которому подается смазочная жидкость от помпы. На боковой части имеется рукоятка, а если надо установить пробку в определенное положение на скорости, применяется специальное крепление. В какое именно положение установить рычаг для диагностики коробки передач, определяет градуированный диск, расположенный ниже рукоятки.

Гильза с пробкой соединяется посредством семи каналов, в одном из которых монтируется предохранительный клапан. Он предназначен для защиты трансмиссионной системы при увеличении давления смазочного вещества выше положенного предела. В других каналах устанавливаются кольца и жиклеры, размер сечения последних определяется при настройке стенда. Сами каналы закрываются посредством пробок с отверстиями, через которые смазочный материал поступает в емкость. Для диагностики работоспособности агрегата на определенной скорости надо провернуть рукоятку, что способствует образованию сопротивления. Диагностика работы коробки передач обязательно выполняется на стенде, перед выполнением задачи необходимо заменить рабочее масло в агрегате.

Уход за коробкой передач

Выполняя разборку и ремонт или меняя рабочую жидкость в системе трансмиссии, нельзя допустить попадания в агрегат загрязнений, пыли, продуктов износа. Это может привести к заеданию шестеренок, которые вращаются на первичном валу. Магнит, расположенный на пробке сливного отверстия, подлежит очистке при каждой замене жидкости. Также желательно выполнять промывку каналов сапуна, установленного в винт на креплении крышки. Если эти каналы будут забиты, это приведет к увеличению давления в трансмиссии и утечке рабочей жидкости.

Видео «Дефектовка коробки передач ЗИЛ 130 своими руками»

Канал Разные Мысли предоставил ролик, в котором подробно описан процесс дефектовки элементов трансмиссионного агрегата.

Оцените статью