- Ремкомплект тормозного крана КАМАЗ, МАЗ, ЗиЛ: простой ремонт важного узла
- Назначение ремонтных комплектов тормозных кранов
- Ремкомплект ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ крана стояночного тормоза РААЗ
- Ремкомплект ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ крана стояночного тормоза с пласт. Балаково
- Ремкомплект ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ крана стояночного тормоза с пласт. БРТ
- Ремкомплект ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ крана стояночного тормоза РААЗ
- Ремкомплект ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ крана стояночного тормоза (25 наименований) БЕЛОМО
- Ремкомплект ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ крана стояночного тормоза РААЗ
- Типы, комплектация и применимость ремкомплектов
- Общие вопросы использования ремонтных комплектов
- Ремонт тормозной системы КамАЗ
- Неисправности пневмопривода тормозных механизмов
Ремкомплект тормозного крана КАМАЗ, МАЗ, ЗиЛ: простой ремонт важного узла
В грузовых автомобилях тормозная система имеет пневматический привод, в котором ключевую роль играет главный тормозной кран. Со временем детали крана изнашиваются и требуют замены. Все необходимые детали для кранов продаются в составе ремонтных комплектах — о них подробно рассказано в данной статье.
Назначение ремонтных комплектов тормозных кранов
В грузовых автомобилях КАМАЗ, ЗиЛ, МАЗ, КрАЗ, а также в автобусах ПАЗ применяется построенная на одной компонентной базе пневматическая тормозная система. Для надежности и безопасности система имеет два независимых контура — контур передней и контур задней (задних) осей. Главным элементом управления в системе выступает двухсекционный тормозной кран, обеспечивающий подачу сжатого воздуха к тормозным механизмам при нажатии на педаль тормоза.
Главный тормозной кран — узел не слишком сложный, а потому очень надежный, однако он подвергается постоянным нагрузкам, что сказывается на состоянии его деталей. В частности, из-за постоянных скачков давления и возникающих из-за сжатого воздуха нагрузок выдавливаются из своих посадочных мест и разрушаются резиновые уплотнительные элементы, теряют упругость пружины, деформируются разнообразные втулки, кольца и другие детали. Это ухудшает работу крана и требует его ремонта.
Специально для проведения ремонта и обслуживания главных тормозных кранов предназначены ремонтные комплекты, которые содержат в себе все необходимые детали. С помощью ремкомплекта можно восстановить работоспособность крана без его замены, что выливается в существенное сокращение времени ремонта и затрат на его проведение.
Ремкомплект ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ крана стояночного тормоза РААЗ
Ремкомплект ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ крана стояночного тормоза с пласт. Балаково
Ремкомплект ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ крана стояночного тормоза с пласт. БРТ
Ремкомплект ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ крана стояночного тормоза РААЗ
Ремкомплект ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ крана стояночного тормоза (25 наименований) БЕЛОМО
Ремкомплект ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ крана стояночного тормоза РААЗ
Типы, комплектация и применимость ремкомплектов
Ремонтные комплекты для тормозных кранов можно разделить на три группы по комплектации:
- Малые ремкомплекты — они содержат только уплотнительные элементы и резиновый чехол для рычага;
- Средние ремкомплекты — помимо уплотнительных элементов и чехла в них могут входит различные втулки, кольца и т.д.;
- Большие ремкомплекты — они содержат все необходимое для ремонта крана, в том числе уплотнительные элементы, пружины, втулки, клапаны, кольца и другие детали.
Наиболее востребованы малые ремонтные комплекты, содержащие только уплотнительные резиновые кольца и чехол рычага крана. Объясняется это тем, что именно резиновые детали подвержены наибольшему износу, а наиболее частой проблемой кранов являются утечки воздуха. Эти ремкомплекты дешевы, с их помощью можно быстро восстановить работу крана, поэтому их имеет смысл всегда иметь в запасе.
Средние и большие ремкомплекты — это решение для капитального ремонта крана. С помощью деталей из комплекта можно практически полностью поменять клапаны и другие механизмы крана, и вернуть к жизни даже очень старый узел. Такие ремкомплекты довольно дороги, поэтому их имеет смысл приобретать только при необходимости проведения серьезного ремонта крана.
Следует отметить, что ремкомплекты можно применять только для обслуживания и восстановления определенных моделей кранов. Например, одинаковые краны устанавливаются на автомобили МАЗ-5433, КАМАЗ-43261, 5460, 65226, 6540 и другие, КрАЗ-250, ЗИЛ-431410, 442160, 494560, автобусы ПАЗ-3205, 4230, 4234 и другие. Поэтому перед покупкой ремонтного комплекта необходимо убедиться, что он подходит для установленного на автомобиле крана.
Общие вопросы использования ремонтных комплектов
Для тормозных кранов характерно несколько неисправностей, имеющих свои внешние признаки.
Признак неисправности | Неисправность | Устранение |
---|---|---|
Утечка воздуха в месте соединения корпусов крана | Нарушение герметичности из-за дефекта или разрушения уплотнительных колец | Заменить уплотнительные кольца |
Утечка воздуха в атмосферу при не нажатом рычаге | Поломка клапанов или пружин | Заменить пружины или детали клапанов |
Подача воздуха в нижнюю секцию крана затруднена (в ней давление растет медленнее, чем в верхней) | Набухание и деформация уплотнительных колец | Заменить уплотнительные кольца |
Нарушение работы следящего устройства | Дефект или разрушение соответствующей пружины | Заменить пружину |
Затрудненное движение рычага или его заедание | Повреждение защитного чехла и попадание в него грязи | Замена защитного чехла с предварительной очисткой крана |
В любом случае при появлении указанных здесь или иных признаков неисправности, тормозной кран следует снять с автомобиля, разобрать и произвести его дефектовку. При обнаружении любых неисправных деталей — уплотнительных колец, пружин, клапанов, защитного чехла — их следует заменить новыми деталями из ремонтного комплекта.
При сборке тормозного крана следует соблюдать осторожность, не допускать повреждений и даже царапин резиновых уплотнений. Перед установкой трущихся деталей их необходимо смазать специальной смазкой. Также следует не допускать попадания внутрь крана и на его детали пыли, стружки, грязи и посторонних предметов. После сборки рекомендуется произвести испытания крана на специальном стенде и отрегулировать его работу.
При использовании ремкомплекта ремонт тормозного крана будет проведен быстро и качественно, что обеспечит быстрое возвращение автомобиля в работу и сокращение издержек.
Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.
Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.
Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.
Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.
Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.
Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.
На всех механических транспортных средствах помимо основных указателей поворота должны присутствовать вспомогательные огни — боковые повторители поворота. Все о повторителях, их классификации, устройстве, характеристиках и работе, а также о подборе и замене данного типа приборов — читайте в статье.
Ремонт тормозной системы КамАЗ
Для повышения безотказности и надежности работы тормозной системы проведите один раз в два года принудительную проверку и разбраковку тормозных аппаратов независимо от их технического состояния.
Принудительной разбраковке подлежат: регулятор давления; регуляторы тормозных сил; тормозные камеры типа 20/20; камера тормозная типа 24 (мембрана); двойной защитный клапан; 4-х контурный защитный клапан; ручной тормозной кран; двухсекционный тормозной кран; клапан ограничения давления; клапан ускорительный; клапан управления тормозными механизмами прицепа (по одно-и двухпроводному приводу); кран пневматический.
Принудительно снятые или обнаруженные при контрольной проверке неисправные аппараты должны быть отремонтированы с помощью ремонтных комплектов, проверены на работоспособность и соответствие характеристикам.
Порядок сборки и проверки аппаратов изложен в специальных инструкциях. Их ремонт производится лицами, прошедшими необходимую подготовку.
Полное регулирование тормозного механизма проводите после замены тормозных накладок в следующем порядке (* Перед регулированием проверьте затяжку подшипников ступиц колес. Тормозные барабаны должны быть холодными.):
- выключите стояночную тормозную систему;
- ослабьте гайки крепления осей колодок и сблизьте эксцентрики, повернув оси метками друг к другу. Метки поставлены на наружных торцах осей;
- подайте в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 49. 68,8 кПа (0,5. 0,7 кгс/см2) (нажмите тормозную педаль при наличии воздуха в системе или используйте сжатый воздух из установки). При отсутствии сжатого воздуха выньте палец штока тормозной камеры и, нажимая регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при торможении, прижмите колодки к тормозному барабану. Поворачивая эксцентрики в ту и другую стороны, сцентрируйте колодки относительно барабана, обеспечив плотное прилегание их к барабану. Прилегание колодок к барабану проверяйте щупом через окна в тормозном щитке, расположенные на расстоянии 20. 30 мм от наружных концов накладок.
Щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки;
- не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха не отпуская регулировочного рычага и удерживая оси колодок рт проворачивания, надежно затяните гайки осей;
- прекратите подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустите регулировочный рычаг и присоедините шток тормозной камеры;
- поверните оси червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был 20. 30 мм.
Убедитесь, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без заеданий;
- проверьте вращение барабанов. Они должны вращаться свободно и равномерно, не касаясь колодок. После указанной регулировки между тормозным барабаном и колодками могут быть следующие зазоры: у разжимного кулака 0,4 мм, у осей колодок 0,2 мм.
При установке регулятора тормозных сил после замены промежуточного и заднего мостов обратите внимание на то, чтобы регулятор 2 (см. рис. 304) и штанга 4, соединяющая рычаг регулятора с упругим элементом, были установлены вертикально, упругий элемент 5 должен быть в горизонтальном положении (нейтральном). Длина рычага 3 должна соответствовать величине, указанной в табл. 45.
Установив необходимую длину рычага, затяните болт крепления рычага на регуляторе. После установки проверьте выходное давление регулятора тормозных сил. Для этого пневмосистему заполните сжатым воздухом до контрольного давления, равного 637,5 кПа (6,5 кгс/см2). При полностью нажатой педали давление в клапане контрольного вывода Е (см. рис. 287) должно быть 215,8. 245,2 кПа (2,2. 2,5 кгс/см2) (для порожнего автомобиля). Если в клапане вывода Е давление отличается от указанного, то приведите его в соответствие изменением длины вертикальной штанги 4 (см. рис. 304), перемещая ее в резиновой соединительной муфте. Проверьте стабильность выдаваемого регулятором тормозных сил давления, нажимая неоднократно тормозную педаль, после чего затяните хомут на соединительной муфте.
Подняв наконечник упругого элемента на величину статического прогиба подвески, указанную в таблице 45, убедитесь, что давление в тормозных камерах задней тележки стало равно контрольному давлению, т.е. 588,4 кПа (6 кгс/см2); если этого не происходит, откорректируйте длины рычага 3 и штанги 4. При этом помните, что штанга 4 должна входить в соединительную муфту регулятора на глубину не менее 45 мм. Окончательно закрепите все соединения.
При снятии тормозной камеры с пружинным энергоаккумулятором:
- установите ручной тормозной кран в положение «стояночный тормоз»;
- выверните до упора болт механического растормаживания пружинного энергоаккумулятора, убедитесь при этом, что шток тормозной камеры убрался;
- отсоедините проводящие трубопроводы, ослабьте крепление тормозной камеры, отсоедините вилку штока от регулировочного рычага;
- снимите тормозную камеру.
Неисправности пневмопривода тормозных механизмов
Таблица. 47. Возможные неисправности пневмопривода тормозных механизмов и способы их устранения
1. Ресиверы пневмосистемы не заполняются или заполняются медленно (регулятор давления срабатывает)
Повреждение шлангов и трубопроводов
Ослабление затяжки мест соединений трубопроводов, шлангов, соединительной и переходной арматуры
Ослабление затяжки корпусных деталей аппаратов
Нарушение герметичности ресивера
Замените шланги и трубопроводы
Подтяните места соединений, замените неисправные детали соединений и уплотнений
Подтяните крепление корпусных деталей
2. Часто срабатывает регулятор давления при заполненных ресиверах пневмосистемы
Утечка сжатого воздуха в магистрали от компрессора до 4-х контурного защитного клапана
Устраните утечку способами, указанными в п. 1
3. Ресиверы пневмосистемы не заполняются (регулятор давления срабатывает)
Неправильно отрегулирован регулятор давления
Засорены трубопроводы на участке от регулятора давления до блока защитных клапанов
Отрегулируйте регулятор давления регулировочным винтом, при необходимости замените регулятор давления
При необходимости снимите и продуйте. Если трубопровод неправильно изогнут (есть излом), замените его
4. Не заполняются ресиверы контура III
Неисправен двойной защитный клапан
Засорены питающие трубопроводы
Деформация корпуса двойного защитного клапана из-за перетяжки крепления клапана к лонжерону рамы
Замените неисправный клапан
Обеспечьте равномерную затяжку болтов крепления двойного защитного клапана к лонжерону рамы
5. Не заполняются ресиверы 1 и II контуров
Неисправен 4-х контурный защитный клапан
Засорены питающие трубопроводы
Замените неисправный клапан
6. Не заполняются ресиверы прицепа (полуприцепа)
Неисправность аппаратов управления тормозными механизмами, расположенными на тягаче, и тормозных механизмов прицепа (полуприцепа)
Засорены питающие трубопроводы
Замените неисправные аппараты
Продуйте трубопроводы сжатым воздухом. При необходимости замените
7. Давление в ресиверах 1 и II контуров выше или ниже
нормы при работающем регуляторе давления
Неисправен двухстрелочный манометр
Нарушена регулировка регулятора давления
Замените двухстрелочный манометр
Отрегулируйте регулятор давления регулировочным винтом. При необходимости регулятор давления замените
8. Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля рабочей тормозной системой при полностью нажатой тормозной педали
Значительная утечка сжатого воздуха в магистралях I и II контуров на участке за тормозным краном
Нарушена регулировка привода тормозного крана
Неправильная установка привода регулятора тормозных сил
Неисправен клапан ограничения давления
Ход штоков тормозных камер превышаетустановленную величину (40 мм)
Устраните утечку способами, указанными в п. 1
Отрегулируйте привод тормозного крана
Отрегулируйте установку привода регулятора тормозных сил или замените регулятор тормозных сил
Замените клапан ограничения давления
Отрегулируйте ход штоков
9. Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля стояночной, запасной тормозными системами при приведенном в действие кране управления стояночной тормозной системой
Неисправны ускорительный клапан, кран управления стояночной тормозной системой, кран аварийного растормаживания
Засорены трубопроводы или шланги III контура
Неисправны пружинные энергоаккумуляторы
Ход штоков тормозных камер превышает установленную величину
Замените неисправный тормозной аппарат
Очистите трубопроводы и продуйте их сжатым воздухом. При необходимости замените исправными
Замените неисправные тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами
Отрегулируйте ход штоков
10. При установке рукоятки крана управления стояночной тормозной системой в горизонтальное положение автомобиль не растормаживается
Утечка воздуха из трубопроводов III контура, из атмосферного вывода
Устраните утечку способами, указанными в п. 1
11. При движении автомобиля происходит подтормаживание задней тележки без приведения в действие тормозной педали и крана управления стояночной тормозной системой
Неисправен двухсекционный тормозной кран. Неправильно отрегулирован привод тормозного крана
Нарушено уплотнение между полостью пружинного энергоаккумулятора и рабочей камерой
Замените кран. Отрегулируйте привод тормозного крана
Замените тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором
12. Неэффективное торможение прицепа (полуприцепа) или отсутствие торможения при нажатой тормозной педали или включенном кране управления стояночной тормозной системой
Утечка сжатого воздуха
Неисправны следующие аппараты привода: одинарный защитный клапан, клапан управления тормозными механизмами прицепа по однопроводному приводу, клапан управления тормозными механизмами прицепа по двухпроводному приводу, разобщительные краны, соединительные головки
Нарушена установка привода регулятора тормозных сил полуприцепа (прицепа)
Превышение допустимой величины хода штоков тормозных камер прицепа (полуприцепа)
Разрыв мембраны тормозной камеры
Устраните способами, указанными в п. 1
Замените неисправные аппараты
Отрегулируйте установку регулятора тормозных сил.
Неисправный регулятор тормозных сил замените
Отрегулируйте ход штоков тормозных камер
13. Отсутствует торможение автопоезда при включении вспомогательной тормозной системы
Неисправность пневматического крана включения вспомогательной тормозной системы, пневмоцилиндров привода заслонок вспомогательной тормозной системы, цилиндра включения подачи топлива, механизмов заслонок, датчика включения вспомогательной тормозной системы, электромагнитного клапана
Утечка сжатого воздуха
Замените неисправные сборочные единицы и детали. При неисправности цилиндров отсоедините их штоки, проверьте вручную поворот заслонок. Заеданий быть не должно. При необходимости сборочные единицы вспомогательной тормозной системы снимите, очистите от нагара, промойте и просушите. При необходимости замените датчик и клапан
Устраните утечку способами, указанными в п. 1
Трубопроводы снимите и продуйте сжатым воздухом
14. Тормозные механизмы не растормаживаются при нажатом кране аварийного растормаживания тягача или вытянутой кнопке крана растормаживания прицепа
Неисправен 4-х контурный защитный клапан
Неисправен кран растормаживания прицепа (полуприцепа)
Замените 4-х контурный защитный клапан
15. При нажатии тормозной педали для включения стояночной тормозной системы фонари сигнала торможения не загораются
Неисправен датчик включения фонарей сигнала торможения аппаратов пневмопривода
Замените неисправные датчик или аппараты
16. Наличие значительного количества масла в пневмосистеме
Износ поршневых колец компрессора
17. При торможении тягача вспомогательной тормозной системой прицеп (полуприцеп) не подтормаживается
Неисправен пневмоэлектрический датчик включения электромагнитного клапана тормозной системы прицепа (полуприцепа)
Нарушение контакта в соединениях электропроводов тягача и прицепа (полуприцепа) на участке от датчика до электромагнитного клапана
Неисправность электромагнитного клапана прицепа (полуприцепа)
Несоответствие давления воздуха, подаваемого элекромагнитным клапаном прицепа (полуприцепа) в тормозные камеры, норме: т.е. давление менее 59 кПа (0,6 кгс/см2)
Найдите место ненадежного контакта и устраните неисправность
Не снимая электромагнитного клапана, отрегулируйте его винтом, ввернутым внизу в корпусе клапана. При вворачиваии винта давление воздуха, пропускаемого клапаном, увеличивается, при вывертывании—уменьшается. Давление воздуха замеряйте манометром, подсоединенным к клапану контрольного вывода моста прицепа или тележки полуприцепа
Примечание. В случае нерастормаживания автомобиля (автопоезда) при отпущенной тормозной педали и выключенных кране стояночной тормозной системы и кране включения вспомогательной тормозной системы причины нерастормаживания и способы их устранения аналогичны перечисленным в п. 8. 10.