Ремонт сцепления автомобиля что это

Ремонт сцепления автомобиля что это

  • Главная
  • Блог
  • Ремонт и обслуживание
  • Трансмиссия
  • Как поменять сцепление: периодичность и порядок замены

Как поменять сцепление: периодичность и порядок замены

При бережной эксплуатации и аккуратном вождении менять сцепление приходится не часто.

Что может стать тревожным звоночком и сигналом к диагностике — об этом в нашей статье. Здесь же вы узнаете, как проводится замена сцепления, и сможете контролировать мастеров сервисного центра.

При езде с изношенным сцеплением увеличивается расход топлива и значительно «теряется» мощность ДВС.

Сколько служит сцепление?

Назвать конкретный пробег, после которого пора менять сцепление, нельзя. Слишком много факторов влияют на его срок службы:

  • манера езды — резкий старт и частые пробуксовки, а тем более, участие в гонках в разы сокращают период эксплуатации;
  • качество агрегата — оригинальные детали всегда долговечнее недорогих аналогов;
  • посторонние жидкости или мелкие твердые предметы могут вывести из строя даже новый узел;
  • ошибки при установке и регулировке неизбежно ведут к снижению эксплуатационных характеристик.

Износ накладок из-за неверной настройки сцепления

Как узнать, что сцепление пора менять?

Причины и последствия, которых вы избежите, если вовремя заедете на СТО:

  • при выжимании педали сцепления слышен сильный шум? есть вероятность, что износился выжимной подшипник;
  • запах гари в салоне говорит о том, что диски сцепления проскальзывают относительно друг друга, так что фрикционные накладки на них обгорают;

Повреждение фрикционных накладок

  • сильные рывки при переключении передач часто указывают на то, что демпферные пружины, установленные на ведомом диске, вышли из строя.

Мастера и автопроизводители рекомендуют проводить диагностику сцепления каждые 80 — 100 тыс. км.

Признаки неисправности

Если рекомендуемый пробег еще не пройден, но вы уже заметили следующие «симптомы», возможно, с заменой пора торопиться:

  • изменения привычной динамики езды, особенно при подъеме;
  • увеличение свободного хода педали сцепления;
  • рывки при переключении передач и трогании с места;
  • тяжелый разгон авто и плохая тяга при повышении нагрузки;
  • переключение передач с большим усилием;
  • запах гари при увеличении оборотов двигателя;
  • повышенные вибрации и посторонние звуки (типа хруста и скрежета).

Как определить неполадки уже на первом этапе?

Первое, что заметит любой водитель (даже с небольшим стажем),— пробуксовка дисков на высоких передачах, то есть, при увеличении оборотов, скорость не меняется.

И тут у вас есть выбор: скорее менять сцепление, или в один “прекрасный” день вы просто не тронетесь с места.

Какие инструменты нужны для замены сцепления

Решили выполнить ремонт самостоятельно? Вам понадобится лебедка или домкрат, чтобы поднять переднюю часть авто, а чтобы провести под ним работу — смотровая яма, эстакада, гидравлическая стойка или двухстоечный подъемник.

Для защиты важных узлов системы нужны:

  • втулки — они не дадут повредить уплотнения полуосей;
  • чехлы защитят пыльники шаровой опоры;
  • траверса обеспечат поддержку двигателя.

Из инструментов вам понадобятся:

  • набор рожковых и торцевых ключей;
  • оправка для центровки диска сцепления.

Порядок замены

На передне- и заднеприводных авто эта процедура несколько отличается. В первом случае нужно снять приводные валы и поставить вместо них заглушки, открутить болты, отсоединить троса и кулиски, извлечь первичный вал КПП из подшипника в ДВС. Во втором — демонтируется муфта, которая соединяет коробку передач с карданным валом.

Замена элементов сцепления.

После того, как откручены болты корзины, с маховика снимаются все элементы сцепления. Важно, чтобы на его поверхности не было масла. В противном случае придется менять сальник, а если на старых дисках есть царапины или трещины — еще и корзину. Новый диск вставляется в корзину, а она надевается на маховик. Болты крепления закручиваются крест накрест.

Центровка диска проводится с помощью специальной оправки

Читайте также:  Форд фокус 2 замена двигателя отопителя салона

При прокручивании вала коробки передач важно, чтобы он попал в шлицы маховика. При демонтаже и монтаже коробок на полноприводных авто или ТС с большим объемом двигателя используется лебедка.

В зависимости от особенностей авто устанавливается шток или трос рекомендуемой длины. Настраивается свободный ход педали.

Замена сцепления в сервисе

Самостоятельная замена узла требует специальных инструментов, условий для работы и большого запаса времени. Даже у мастеров сервиса эта процедура занимает не менее 4,5 часов. Любая ошибка может обойтись в цену нового комплекта сцепления.

Сотрудники сервиса имеют необходимые инструменты для замены и регулировки сцепления на любых автомобилях, и, что особенно важно, предоставляют гарантию на работу. Стоимость замены сцепления варьируется в зависимости от марки авто и сложности ремонта: часто нужно менять не только комплект сцепления, но и другие элементы трансмиссии. В сервисном центре проведут диагностику и сразу выявят все возможные неисправности.

Ремонт сцепления. Ремонт дисков и главного цилиндра

Основная неисправность в работе сцепления — нарушение надежной передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии в результате износа фрикционных накладок и поверхностей трения, ослабления нажимных пружин, износа и поломки отдельных деталей.

Перед снятием сцепления с двигателя необходимо на маховике, кожухе сцепления и нажимном диске сделать метки для того, чтобы установить детали в прежнее положение при сборке. Это необходимо для сохранения сбалансированности коленчатого вала, маховика и сцепления.

Корпус сцепления разбирают на универсальном стенде для разборки, сборки и регулировки. При отсутствии стенда корпус сцепления разбирают с помощью приспособления, позволяющего сжимать пружины.

Ремонт ведомых дисков

Ведомый диск может иметь дефекты:

  • износ фрикционных накладок
  • ослабление заклепок крепления ступицы
  • коробление диска
  • износ шлицев ступицы

Диск выбраковывают при трещинах и изломах, предельном износе отверстий, а ступицу — при трещинах и предельном износе шлицев.

Ослабленные заклепки удаляют. Отверстия рассверливают одновременно в ступице, диске и маслоотражательной шайбе и приклепывают их заклепками в горячем состоянии. Подтягивать ослабленные заклепки не допускается.

Рис. Универсальный стенд для разборки, сборки и регулировки сцепления: 1 — рама стенда; 2 — крестовина; 3 — пневмоцилиндр; 4 — плита; 5 — регулировочная шайба; 6 — шток пневмоцилиндра; 7 — фланцевая втулка; 8 — регулировочная гайка; 9 — винт; 10— кулачок; 11 — тяга; 12 — втулка.

Фрикционные накладки, изношенные по толщине, заменяют новыми. Новые накладки приклепывают пустотелыми заклепками из цветных металлов или приклеивают клеем ВС-ЮТ или БФ-52Т. Для изготовления заклепок используют медные или латунные трубки соответствующего диаметра. Головки заклепок в новых накладках должны утопать на 1,0-1,5 мм. Неплотность прилегания поверхности накладки не должна превышать 0,3 мм. При использовании накладок в виде отдельных секторов различие их по толщине в одном комплекте не должно превышать 0,1 мм. Для наклепки накладок к ведомым дискам применяют пневматический пресс.

Приклеивание накладок по сравнению с приклепыванием повышает производительность почти в 3 раза, дает экономию цветного металла, увеличивает поверхность трения накладок и срок их службы, уменьшает задиры рабочих поверхностей нажимных и промежуточных дисков. Технология приклеивания накладок рассмотрена выше.

Коробление ведомых дисков определяют по торцовому биению на приспособлении. Устраняют коробление правкой на плите перед приклепыванием (приклеиванием) накладок.

Ремонт нажимного и промежуточного дисков

При износе, задирах или короблении рабочих поверхностей диски протачивают и шлифуют до выведения следов износа. После протачивания толщина дисков должна соответствовать техническим требованиям. В проточенных нажимных дисках отверстия под головки регулировочных болтов углубляют на толщину снятого слоя. Шероховатость рабочей поверхности дисков должна быть не выше 0,63 мкм, неплоскостность — не более 0,15 мм.

Сборка сцепления

Для сборки используют стенд или приспособление, применяемые при разборке.

Чтобы сохранить усилие нажимных пружин тракторных сцеплений, в кольцевые вытачки нажимного диска целесообразно подложить шайбы, толщина которых равна слою металла, снятого при протачивании.

Пружины подбирают одинаковые по длине и упругости. В собранном сцеплении все концы отжимных рычагов должны лежать в одной плоскости, параллельной основанию корпуса. Расстояние от торца корпуса сцепления или от рабочей поверхности нажимного диска до плоскости, в которой расположены концы отжимных рычагов, устанавливают строго в соответствии с техническими условиями для данной машины. Если нет стенда, правильное расположение отжимных рычагов устанавливают на плите при помощи штангенглубиномера или специального приспособления.

Читайте также:  Схема тестовальцующей машины ламинатора

Ремонт цилиндра сцепления

Рис. Устройство привода гидравлического сцепления ВАЗ-2101-07: 1 — главный цилиндр; 2 — компенсационное отверстие; 3 — прокладка штуцера; 4 — штуцер; 5 — стопорная пружинная шайба; 6 — поршень главного цилиндра; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — поршень толкателя; 9 — крючок; 10 — ось педалей сцепления и тормоза; 11 — кронштейн педалей сцепления и тормоза; 12 — усиливающая пружина педали сцепления (Сервопружина); 13 — оттяжная пружина педали сцепления; 14 — ограничитель хода педали сцепления; 15 — педаль сцепления; 16 — толкатель; 17 — защитный колпачок; 18 — стопорное кольцо; 19 — перепускное отверстие; 20 — уплотнительное кольцо (кольцевой клапан); 21 — перепускное отверстие поршня; 22 — рабочий цилиндр; 23 — пружина; 24 — прокладка; 25 — пробка; 26 — внутренняя втулка педали; 27 — наружная втулка педали; 28 — распорная втулка; 29 — педаль тормоза

Для проведения работ необходимо демонтировать весь узел, отсоединив предварительно все патрубки и слив жидкость из системы. Также заранее следует приготовить ремкомплект главного цилиндра сцепления, в который включаются все детали, подверженные износу. Несмотря на то, что устройство главного цилиндра сцепления не отличается сложностью, работы желательно выполнять лицам, имеющим хотя бы минимальный опыт проведения слесарных работ. Если вопрос как снять главный цилиндр сцепления совсем непонятен, лучше отказаться от самостоятельного ремонта, и просто заменить цилиндр на новый.

После демонтажа цилиндр следует разобрать и тщательно промыть его детали тормозной жидкостью (использовать растворители или бензин запрещается). Все детали из ремкомплекта, которые планируется использовать, также желательно промыть перед установкой.

После демонтажа и полной разборки главного цилиндра на составные элементы можно приступать к оценке технического состояния всех деталей. Первым делом внимательно осматривается поршень, зеркала и уплотняющие элементы. Достаточно часто на внутренних поверхностях можно обнаружить очаги коррозии – их можно устранить аккуратной обработкой мелкозернистой наждачной бумагой. Множественные, обширные и сопровождаются наличием задиров очаги коррозии свидетельствует о нарушении зазора между поршнем и стенками цилиндра.

Все уплотнительные элементы рекомендуется заменить на новые, поскольку при работе под давлением даже незначительные дефекты неизбежно приводят к протечкам жидкости из цилиндра. Резиновые уплотнители не допустимо обрабатывать маслами для облегчения сборки – это приведет к их разбуханию и невозможности нормального функционирования.

После устранения всех неисправностей устройство можно собирать в обратной разборке последовательности.

Для прокачки требуется обеспечить свободный доступ к главному цилиндру, и некоторые модели транспортных средств для этого будет удобнее загнать на яму или поднять на гидравлическом подъемнике. В бачок наливается новая тормозная жидкость, на штуцер одевается прозрачная трубочка, конец которой опущен в емкость с той же рабочей жидкостью. Ритмичной работой педалью сцепления прокачивается гидропривод до тех пор, пока выделение воздуха через штуцер не прекратится полностью. После этого штуцер закручивается, и автомобиль готов к эксплуатации.

Ремонт сцепления

Ремонт сцепления для замены или восстановления деталей- процедура, которую приодится производить достаточно часто . Механизм, предназначенный для обеспечения передачи вращения двигателя на трансмиссию, их разъединения, а также возможности плавного начала движения и переключения передач называют сцеплением. Работа этого механизма основана на использовании силы трения скольжения и поэтому во время его эксплуатации изнашиваются трущиеся поверхности и устройства прижима дисков.

Сцепление обеспечивает возможность отключения вращательного момента двигателя от трансмиссии, которое необходимо для плавного начала движения, переключения передач, при торможении или остановке. У большинства легковых автомобилей оно состоит из педали, тяги, вилки и муфты. При нажатии на педаль усилие от нее передается через тягу на вилку, которая выжимает подшипник, находящийся в муфте. В результате, нажимной диск отодвигается от ведомого диска и сцепление выключается. Если педаль отпустить, то диски под силой воздействия установленных пружин снова соединятся и от двигателя на трансмиссию начнет передаваться крутящий момент. Из описания видно, что износ деталей сцепления происходит практически только в моменты его включения и выключения. Но поскольку изменение скорости движения при управлении автомобилем происходит очень часто, особенно в условиях городского движения, то этот узел относится к самым быстроизнашивающимся и требуется периодически проводить ремонт сцепления.

Читайте также:  Замена сальников двигателя калины

Сцепление дисков между собой обеспечивается усилием муфты, которая может быть:

фрикционной; гидравлической; электромагнитной.

Наиболее широкое распространение получили фрикционные и гидравлические муфты ГЦС. Электромагнитные из-за сложности конструкции и дорогостоящего обслуживания устанавливаются редко. Основное различие между механической фрикционной и гидравлической муфтой заключается в принципе передачи усилия на выжимной подшипник. В механической конструкции это происходит за счет передвижения троса, а в гидравлической движение вилки происходит под воздействием давления жидкости.

Фрикционные муфты сцепления имеют более простую конструкцию, однако гидравлические приводы обеспечивают более плавное включение и выключение, что значительно снижает необходимость производить ремонт.

В каждом режиме работы сцепления могут быть свои признаки неисправности. Так, если при отпускании педали слышны стук или дребезжание, то это может говорить об ослаблении давления пружин, изношенности выжимного подшипника или поверхности шлицевого соединения. Кроме этого такой звук возникает при критическом износе фрикционных накладок ведомого диска. Если при выключении сцепления слышен шум и ощущается вибрация педали, увеличилось усилие необходимое для нажатия на педаль, то причина, скорее всего, связана с механическим или гидравлическим приводом. Если в сцеплении с гидравлической муфтой педаль просто проваливается, то это означает, что в гидросистеме есть воздух и ее необходимо прокачать или сделать ремонт главного цилиндра сцепления, который стал негерметичным. При пробуксовке сцепления во время работы происходит неплотный контакт дисков. Для проверки наличия пробуксовки заведите двигатель, установив машину на стояночный тормоз. Включите 3-ю или 4-ю передачу и отпустите сцепление. Двигатель должен сразу заглохнуть. Если это произошло не сразу, то пробуксовка происходит из-за сильного износа фрикционных прокладок. В блоке с гидравлической муфтой в этом случае может понадобиться ремонт актуатора сцепления – исполнительного механизма гидравлической системы. Точный диагноз причин неудовлетворительной работы сцепления может дать только его демонтаж, который на большинстве моделей вполне можно сделать самостоятельно.

Снятие и разборка

На различных моделях машин порядок демонтажа блока сцепления отличается и имеет свои особенности. Так на автомобилях ВАЗ для снятия блока необходимо демонтировать коробку передач, а на DAEWOO NEXIA этого не требуется, достаточно снять крышку и выдвинуть вал. Но, в любом случае, прежде чем демонтировать узел сцепления нужно сделать несмываемые метки на нажимном диске, кожухе и маховике, чтобы при обратной установке поставить их в то же самое положение. В мастерских разборка сцепления производится только на специальном стенде, фиксирующем положение пружин и обеспечивающем все этапы работ по разборке, сборке и регулировке. Если ремонт производится самостоятельно в условиях гаража, то используют заводские или самодельные фиксаторы, позволяющие оставить пружины в сжатом состоянии после разборки блока.

Определение дефектов и восстановление ведомых дисков

После разборки сцепления необходимо осмотреть состояние диска. Возможными дефектами бывает:

износ фрикционных накладок; нарушение прочности креплений ступицы; нарушение шлицов в ступице; покоробленность; повреждение демпферных пружин.

Фрикционные накладки при необходимости можно заменить новыми. Для этого их вырезают под необходимый размер и приклеивают или садят на заклепки. В качестве заклепок рекомендуется использовать трубку из медного сплава, а клеить на БФ-52. Следует учесть, что приклеенные фрикционные накладки повышают производительность диска почти в три раза и увеличивают срок его службы, а также уменьшают вероятность появления задиров на поверхности нажимного диска.

Все ослабленные заклепки необходимо заменить новыми. Диск подлежит выбраковке при наличии трещин, изломов, чрезмерном короблении, предельном износе отверстий и шлицев, а также при разрушении демпферных пружин. Следует заметить, что при сегодняшних ценах на большинство типов ведомых дисков проще купить новый, чем потратить массу времени на ремонт диска сцепления и его восстановление.

Ремонт нажимного диска

В случае обнаружения задиров, износа или коробления поверхности нажимного диска его шлифуют на плите до устранения дефектов или протачивают на токарном станке. После окончания работы необходимо проверить толщину диска на соответствие техническим требованиям. Шероховатость поверхности восстановленного нажимного диска не должна превышать 0,6 мкм. Сборка и установка производятся в обратном демонтажу порядке.

Оцените статью