Ремонт строительных машин может быть
Ремонты строительных машин бывают двух видов: текущий (Т) и капитальный (К).
Текущий ремонт — это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и восстановлении отдельных частей.
Для строительных машин и оборудования текущий ремонт должен обеспечивать гарантированную работоспособность до их очередного планового вида ремонта путем восстановления и замены отдельных сборочных единиц и деталей в объеме, определяемом техническим состоянием машины.
Текущий ремонт строительных машин на базе тракторов и с двигателями тракторного типа совпадает по периодичности с третьим техническим обслуживанием (ТО-3), поэтому они проводятся одновременно.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Для строительных машин и оборудования капитальный ремонт должен обеспечивать исправность и полный или близкий к полному ресурс их путем восстановления и замены сборочных единиц и деталей, включая базовые.
Современная ремонтная техника располагает возможностью восстанавливать детали, имеющие почти любые виды неисправностей.
Неисправности часто вызываются изнашиванием деталей. Они могут проявляться в виде изменения их геометрической формы и номинальных размеров или механических повреждений поверхностей (трещин, сколов, царапин, рисок, задиров) , а также в изменении свойств поверхностных слоев и в виде деформации самих деталей (коробление, скручивание, смятие, изгиб, вытянутость, обломы). Помимо износа, детали имеют неисправности, вызываемые действием внешних нагрузок и внутренних напряжений в металле. Внутренние напряжения возникают во время изготовления детали и складываются с напряжениями, возникающими от внешних нагрузок, вызывая деформацию детали. Возможны повреждения деталей от химических и тепловых воздействий, а также в результате отложения или наслоения нагара, накипи, смол, грязи, краски.
Детали, как правило, могут быть восстановлены несколькими способами.
При выборе способа учитывают: – величину и характер износа; прочность детали к моменту ремонта; требования технических условий на восстановление; конструкцию, материал и термическую обработку; наличие ремонтных средств; количество однотипных деталей с одинаковым износом, подлежащих одновременному восстановлению; – условия работы деталей в сборочной единице: характер сопряжения (подвижная и неподвижная посадки), величину и характер действующих нагрузок, скорость взаимного перемещения деталей сопряжения с подвижной посадкой, условия смазки деталей сопряжения с подвижной посадкой и другие факторы.
Детали восстанавливаются:
а) механической обработкой;
б) слесарно-механической обработкой: припиловкой, притиркой, шабровкой, постановкой заплат, штифтовкой и склеиванием;
в) пластическим деформированием: раздачей, осадкой, обжатием, вдавливанием, правкой, накаткой и наклепом;
г) газовой и электродуговой наплавкой и свариванием при постоянном и переменном токе, автоматической под слоем флюса, электроимпульсной наплавкой и пайкой;
д) наращиванием слоев: металлизацией (газовая, электрометаллизация высокочастотная плазменная) и электрическим наращиванием (хромированием, осталиванием, меднением,, химическим никелированием);
е) специальными методами ремонта: электроискровой обработкой, с помощью полимерных материалов и др.
Ремонт строительных машин может быть
Под методом ремонта понимают формы организации труда, принятые при ремонтных операциях. В настоящее время наибольшее распространение получили два метода ремонта строительных машин: индивидуальный (необезличенный) и обезличенный.
Для индивидуального метода ремонта характерна установка отремонтированных деталей и сборочных единиц на ту же машину, с которой они были сняты. Следовательно, машина находится в ремонте до тех пор, пока на нее не поставят все снятые и отремонтированные детали.
Такой ремонт выполняется универсальными или специализированными бригадами. В первом случае бригада рабочих проводит как разборочно-сборочные, так и ремонтные работы и должна иметь необходимые приспособления, инструмент и запасные части для восстановления работоспособности всех элементов машины. При этом каждый член бригады участвует в выполнении всего комплекса ремонтных работ, что требует высокой квалификации.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
При выполнении ремонта специализированными бригадами разборочно-сборочные работы проводятся одной бригадой, а ремонтные—другими, специализированными по ремонту определенной группы элементов, близких по технологическим и конструктивным признакам. Ремонт проводят на определенных специализированных постах, которые обеспечены приспособлениями, инструментом и запасными частями, необходимыми для ремонта только данной группы элементов. Отремонтированные детали и сборочные единицы возвращаются обратно в разборочно-сборочное отделение и устанавливаются на машину, с которой они были сняты.
Положительной стороной индивидуального метода ремонта является то, что приработавшиеся сопряжения после ремонта сохраняются в паре и впоследствии работают надежно. К недостаткам этого метода относятся длительный простой машины в ремонте и необходимость в больших производственных площадях на ремонтных предприятиях, так как машина все время, которое затрачивается на ремонт или изготовление деталей, находится в цехе.
Индивидуальный метод ремонта применяется в тех случаях, когда машинный парк, обслуживаемый ремонтным предприятием, состоит из машин различных типоразмеров, каждый из которых представлен незначительным числом.
Обезличенный метод ремонта устраняет основной недостаток индивидуального метода—длительный простой машин в ремонте. Сущность этого метода заключается в том, что в процессе разборки и дефектации детали машин одной марки обезличиваются (т. е. теряется принадлежность деталей к определенной машине), а отремонтированные детали комплектуются для сборки обезличенных элементов. Из них затем собирают машины, причем операции подгонки деталей сводятся до минимума.
Обезличенный метод ремонта дает возможность укрупнить партии деталей и сборочных единиц, использовать преимущества серийного производства: специализировать производственные участки, применять высокопроизводительное оборудование и оснастку, механизировать и автоматизировать ремонтные операции, специализировать рабочих на ремонте и сборке определенных элементов. Все это позволяет уменьшить трудоемкость, стоимость и продолжительность ремонта деталей, агрегатов и машины в целом.
Под агрегатом подразумевается отдельная самостоятельная сборочная единица, выполняющая определенные законченные функции в машине. Он должен представлять собой компактную конструкцию, легко снимаемую с рамы машины без нарушения целостности других элементов, иметь устройства для захвата грузоподъемными средствами и обеспечивать удобство транспортировки. Примерами агрегатов машин являются коробки передач, лебедки и т. д.
Сборочная единица выполняет вспомогательные функции. Она может входить в состав агрегата или существовать самостоятельно. Примером сборочных единиц являются муфты сцепления, фрикционы, гусеничные полотна и др.
Разновидностью обезличенного метода ремонта является агрегатный метод. При нем снятые с машины элементы направляют в ремонт, а на нее тут же монтируют другие, заранее отремонтированные или полученные из оборотного фонда. При этом элементы должны ремонтироваться на ремонтных заводах или в хорошо оснащенных мастерских баз механизации, где можно обеспечить соблюдение технических условий на ремонт.
Основными преимуществами агрегатного метода ремонта являются сокращение ремонта машин и повышение вследствие этого коэффициента их использования, а также увеличение пропускной способности ремонтного предприятия.
Основой агрегатного метода ремонта является оборотный фонд.
Технико-экономические показатели данного метода ремонта зависят от правильного определения сроков замены изношенных элементов и нормативного числа элементов оборотного фонда, от качества ремонта элементов, четкости организации ремонтных работ.
Ремонт машины агрегатным методом может производиться как на ремонтных предприятиях, так и в условиях эксплуатации. В первом случае машина поступает на ремонтное предприятие и разбирается на элементы, которые направляют в цехи. После ремонта они поступают в оборотный фонд и используются впоследствии для сборки других машин той же марки. Сборку же разобранной машины ведут с помощью оборотного фонда.
В условиях эксплуатации ремонтное предприятие осуществляет только ремонт агрегатов и сборочных единиц, а разборочно-сборочные работы проводят на месте работы машины или на ближайшей базе. Как и в первом случае, отремонтированные элементы поступают в оборотный фонд.
Разновидностью индивидуального метода может быть детальный метод ремонта, при котором заменяют или восстанавливают отдельные детали, вышедшие из строя.
Использование этого метода ведет к увеличению простоев машин в ремонте и числа ремонтов агрегатов, так как их приходится разбирать всякий раз, как только хотя бы одна деталь потребует восстановления.
При методе периодической замены ремонтных комплектов (ПЗРК) совместно заменяют несколько агрегатов. Их объединяют в комплекты и устанавливают периодичность замены. Например, трактор Т-100М расчленен на три комплекта: в первый (К-1) входят опорные катки и натяжные колеса; во второй (К-2) —двигатель, радиаторы, муфты поворота, муфта сцепления, ходовые тележки в сборе; в третий (К-3) — корпус заднего моста с муфтой поворота, муфтой сцепления и коробкой передач, бортовой редуктор, механизмы управления, рессоры и кабина.
Ресурсы ремонтных комплектов устанавливают кратными ресурсу К-1 — наименее стойкому комплекту. Ресурсы комплекта К-1 — 1500 ч, К-2 — 3000 ч, К-3 — 6000 ч. Установлены четыре плановых ремонта: Р-1, Р-2, Р-3 и Р-4. В объем плановых ремонтов входят замена ремонтных комплектов, регулирование и испытание машины в целом. Ремонт Р-1 производится через 1500 ч работы машины и заключается в замене комплекта К-1. Ремонт Р-2 выполняют через 3000 ч работы. При этом заменяют комплекты К-1 и К-2. Ремонт Р-3, при котором заменяют комплект К-1, производят через 4500 ч работы машины, а ремонт Р-4 — через 6000 ч работы. При ремонте Р-4 заменяют все три комплекта (К-1, К-2 и К-3).
При замене комплектов, а не отдельных агрегатов сокращается число ремонтов машин и уменьшаются простои в ремонтах. Для проведения ремонта методом ПЗРК в эксплуатационных организациях должен создаваться оборотный фонд ремонтных комплектов.
Техническое обслуживание и ремонт строительных машин
Хорошо организованный ремонт и техническое обслуживание машин обеспечивают их исправное состояние и повышают эффективность использования.
В настоящее время принята Единая система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта (рис. 13.1).
Рис. 13.1. Система планово-предупредительного ремонта строительных машин
Техническое обслуживание должно обеспечивать поддержание машин в работоспособном состоянии, уменьшение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение отказов и неисправностей, а ремонт—восстановление работоспособности машины.
Виды и периодичность технических обслуживаний и ремонта должны приниматься в соответствии с документацией заводов — изготовителей машин. Строительные и дорожные машины подвергаются ежесменному и периодическому техническому обслуживанию. Периодические технические обслуживания в зависимости от характера, объема работ и времени выполнения обозначаются № 1, 2 и 3. Чем выше номер, тем больший объем работ должен выполняться. Ежесменное техническое обслуживание включает осмотр, смазку, заправку, проверку, регулировку механизмов, крепление деталей и др. Перечень работ, которые должны выполняться при проведении технических обслуживании, приводится в инструкциях заводов-изготовителей.
В зависимости от характера и объема работ, необходимых для приведения машин в технически исправное состояние, ремонт подразделяют на текущий, при котором производится частичная разборка строительных машин, устраняются неисправности в агрегатах и узлах, изменяются отдельные агрегаты, узлы и детали (кроме базовых); капитальный, при котором машина полностью разбирается, заменяются изношенные агрегаты и узлы.
Текущий ремонт строительных машин в зависимости от их конструкций и условий эксплуатации можно производить двумя способами: индивидуальным и агрегатно-узловым.
При индивидуальном способе снимают детали узлов и после ремонта устанавливают их на ту же машину, с которой они были сняты. Недостаток этого способа состоит в том, что машина находится в нерабочем состоянии в течение всего времени, требующегося на ремонт изношенных деталей и узлов.
Наиболее прогрессивным является метод агрегатно-узлового ремонта, обеспечивающий повышение времени работы машины на 15—20%, при котором узлы и агрегаты, требующие ремонта, заменяются заранее отремонтированными или новыми. Метод применим как в заводских, так и в эксплуатационных условиях.
Для проведения технических обслуживании и текущих ремонтов управления механизации должны располагать эксплуатационными базами механизации.
Технические обслуживания и текущие ремонты могут производиться как на местах работы, так и на базах механизации.
Капитальный ремонт сложных строительных машин (экскаваторов, скреперов, бульдозеров, кранов и т. п.) должен производиться, как правило, на специализированных ремонтных заводах. Специализированные заводы капитального ремонта должны обеспечивать потребность в ремонтах машин всего экономического района независимо от ведомственной принадлежности машин.
В целях сокращения простоев машин в ремонте и повышения технического уровня ремонта строительным министерствам и ведомствам установлены задания по уровню централизованного капитального ремонта наиболее массовых строительных машин.
Строительные машины и оборудование
Информационный портал
Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы. |
Классификация видов и методов ремонта
Процесс ремонта может быть классифицирован по разным признакам.
Признаки классификации, установленные ГОСТ 18322—78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения»: сохранение принадлежности ремонтируемых частей, степень восстановления ресурса, планирование, регламентация выполнения, организация выполнения.
По признаку сохранение принадлежности ремонтируемых частей различают необезличенный и обезличенный ремонт.
При необезличенном ремонте сохраняется принадлежность восстанавливаемых (отремонтированных) составных частей к определенному экземпляру изделия. Это значит, что снятые с данной машины изношенные сборочные единицы (агрегаты и узлы) и детали после их восстановления или ремонта устанавливают на ту же машину, с которой они были сняты. Второстепенные детали (крепежные, прокладки и т. п.) могут быть заменены.
Основные недостатки: длительность, так как продолжительность ремонта машины включает также время, затрачиваемое на ремонт деталей; необходимость больших производственных площадей на ремонтных предприятиях, так как разобранная машина все время, которое затрачивается на ремонт снятых с нее деталей, находится в цехе.
Этот вид ремонта может быть применен только в том случае, когда ремонтируется большая номенклатура машин малыми сериями.
Обезличенный ремонт характерен тем, что отремонтированные сборочные единицы и детали устанавливают на любую машину данной марки. Следовательно, принадлежность восстановленных или отремонтированных составных частей к определенному экземпляру машин не сохраняется. Этот вид ремонта более прогрессивный по сравнению с необезличенным, поэтому он является основным.
Обезличенный ремонт базируется на взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц, заложенной при изготовлении машин. Он позволяет применять передовую организацию производства — агрегатный и поточный ремонты, которые предусматривают сборку машин из заранее отремонтированных сборочных единиц.
По признаку «степень восстановления ресурса» для строительных, путевых и других машин транспортного строительства различают капитальный и текущий ремонт.
Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и ресурса изделия, близкого к полному, с заменой или восстановлением любых его частей, в том числе базовых. При этом под базовой частью понимают основную часть изделия, предназначенную для его компоновки и установки других частей (например, поворотная платформа экскаватора).
Текущий ремонт выполняется для обеспечения работоспособности изделия. Он заключается в замене или восстановлении отдельных частей машин.
По признаку «планирование» различают плановый и неплановый ремонт.
При плановом ремонте постановка машины в ремонт осуществляется в соответствии с требованиями и показателями нормативно-технической документации после определенной наработки.
Плановый ремонт выполняется в соответствии с годовыми планами капитального ремонта.
Неплановый ремонт проводится без предварительного назначения при необходимости устранения последствий отказов или происшествий.
По признаку «регламентация выполнения» различают регламентированный ремонт и ремонт по техническому состоянию.
Регламентированный ремонт является плановым ремонтом, выполняемым с периодичностью и в объеме, установленными эксплуатационной документацией независимо от технического состояния машины к моменту начала ремонта. Такой ремонт обычно применяется для машин, связанных с безопасностью людей (например, лифты).
Ремонт по техническому состоянию — это плановый ремонт, при котором перед постановкой в ремонт проводится контроль технического состояния машин путем осмотра, технической диагностики или другим способом. При этом устанавливаются необходимость в проведении ремонта и его объем. Для машин транспортного строительства принят этот вид ремонта.
По признаку «организация выполнения» ремонт может быть осуществлен тупиковым, агрегатным и поточным методами.
Тупиковый метод ремонта применяется при необезличенном виде ремонта. Он может выполняться универсальными или специализированными бригадами.
В первом случае весь комплекс работ по ремонту машины, кроме восстановления деталей, выполняется одной бригадой.
Такая организация требует высокой квалификации рабочих, так как каждый член бригады должен уметь отремонтировать любой агрегат или узел. При этом каждая бригада должна иметь все необходимые приспособления, инструмент и запасные части для ремонта всех сборочных единиц машин. Для такой организации ремонта характерны низкая производительность труда и высокая стоимость.
Более прогрессивным является ремонт специализированными бригадами. В этом случае разбирает и собирает машины одна бригада, а ремонтируют сборочные единицы другие бригады, специализированные на ремонте групп сборочных единиц, близких по технологическим признакам. Ремонт осуществляют на определенных рабочих постах, обеспеченных необходимыми приспособлениями и инструментами.
По сравнению с универсальными бригадами организация ремонта специализированными бригадами имеет ряд достоинств:
повышение производительности труда вследствие специализации ремонта определенных сборочных единиц машин, что позволяет более правильно использовать квалификацию рабочих, а также технологическую оснастку;
сокращение продолжительности ремонта машин вследствие повышения производительности труда;
снижение стоимости ремонта.
Агрегатный метод организации ремонта предусматривает замену изношенных агрегатов и узлов новыми или заранее отремонтированными, поступившими из оборотного фонда.
Под оборотным фондом понимается определенный запас исправных агрегатов и узлов, обеспечивающий обезличенный ремонт обслуживаемого парка машин. Первоначально этот запас образуется путем приобретения новых сборочных единиц машин и восстановления отдельных агрегатов списанных машин. Затем оборотный фонд пополняют отремонтированными сборочными единицами.
Этот метод может применяться на ремонтных предприятиях и в условиях эксплуатации. В первом случае машину разбирают на сборочные единицы, которые направляют в ремонтные цехи. Собирают машины с использованием оборотного фонда. Отремонтированные сборочные единицы поступают в оборотный фонд.
При ремонте в условиях эксплуатации ремонтное предприятие только ремонтирует сборочные единицы, а снимает (демонтирует) неисправные и собирает (монтирует) отремонтированные агрегаты и узлы на месте работы машины.
Рис. 15.2. Схема технологического процесса ремонта машин агрегатным методом
(на примере бульдозера).
Агрегатный метод как один из видов обезличенного ремонта применяется в различных отраслях народного хозяйства, например, при ремонте автомобилей, тракторов, экскаваторов, станков и т. д.
Основные преимущества агрегатного метода организации ремонта:
сокращение сроков пребывания машины в ремонте (она находится в ремонте только то время, которое необходимо для демонтажа и монтажа сборочных единиц, их регулировки и испытания машины);
Рис. 15.3. Схема технологического процесса ремонта машин поточным методом
(на примере экскаватора).
повышение коэффициента технической готовности парка благодаря сокращению сроков ремонта;
равномерность загрузки ремонтных предприятий, так как небольшие сроки ремонта позволяют строительным организациям в любое время останавливать машины для ремонта;
улучшение использования производственных площадей ремонтных предприятий, так как потребность в сборочных площадях резко уменьшается вследствие сокращения времени ремонта. При ремонте в условиях эксплуатации площади для разборки и сборки машин на заводе не требуется. Все это позволяет ремонтировать на производственных площадях большее количество сборочных единиц.
Разновидностью агрегатного метода ремонта является метод периодической замены ремонтных комплектов. При этом методе сборочные единицы укрупняют в комплекты, которые заменяют целиком при соответствующем виде ремонта.
Схема технологического процесса ремонта машин агрегатным методом (на примере бульдозера) приведена. Сущность поточного метода ремонта заключается в том, что технологический процесс расчленен на отдельные операции, выполняемые на отдельных рабочих местах, расположенных по ходу процесса. Таким образом могут быть организованы сборка и разборка машин и агрегатов, а также восстановление деталей. Расчленение технологического процесса на операции должно быть согласовано с тактом (ритмом) поточной линии (см. главу 17).
Поточное производство требует четкого планирования всего производственного процесса. Все цехи — разборочные, ремонтные, сборки узлов — должны снабжать сборочную поточную линию в соответствии с установленным ритмом.
Благодаря расчленению процессов и узкой специализации рабочих мест при производстве создаются условия для механизации и автоматизации работ, что позволяет значительно снизить трудоемкость и стоимость, а также повысить качество и сократить продолжительность ремонта.
Поточный метод применяют на заводах, ремонтирующих большое число машин одного типа или одной марки. Этот метод широко распространен на авторемонтных предприятиях, заводах по ремонту тракторов, бульдозеров и экскаваторов.