Ремонт системы охлаждения двигатель ямз
Ремонт системы охлаждения двигателей ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238ФМ
Ремонт водяного насоса. Характерной неисправностью водяного насоса (см. рис. 20) является течь воды через сальник крыльчатки в результате износа текстолитового кольца. О неисправности сальникового уплотнения свидетельствует течь воды из дренажного отверстия на корпусе водяного насоса, которую можно устранить перевертыванием текстолитового кольца обратной стороной (неизношенной) к торцу втулки, запрессованной в корпусе, или заменой кольца с одновременной заменой резиновой манжеты.
Закупоривание дренажного отверстия для устранения подтекания сальника не допускается, так как вода, просачивающаяся из насоса, попадает в подшипники и выводит их из строя.
Для ремонта сальникового уплотнения необходимо: снять водяной насос с двигателя; отвернуть гайки крепления крышки корпуса, снять крышку и прокладку;
удерживая от проворота валик за шкив, отвернуть колпачковую гайку и съемником снять крыльчатку с валика насоса, снять стопорное кольцо сальника крыльчатки и вынуть из нее все детали сальника.
Пригодность деталей сальника определяется внешним осмотром. Текстолитовое кольцо не должно иметь на рабочей поверхности сколов, трещин зади-ров. Незначительные задиры и риски устраняют притиркой кольца. Манжета сальника должна быть эластичной, без надрывов, плотно прилегать к валу и текстолитовому кольцу.
Собирать сальник крыльчатки следует в следующем порядке: вставить в корпус крыльчатки пружину сальника, затем резиновую манжету в сборе с внутренней и наружной обоймами, текстолитовое и стопорное кольца сальника. После установки стопорного кольца текстолитовое должно свободно перемещаться вдоль пазов крыльчатки при нажатии рукой и возвращаться в первоначальное положение под действием пружины.
Часть валика насоса, на которой сидит резиновая манжета, перед установкой крыльчатки должна быть смазана мылом, а торец втулки, соприкасающийся с текстолитовым кольцом — тонким слоем графитной смазки. Это исключает возможность задирания рабочей поверхности манжеты и улучшает качество притирки рабочих поверхностей текстолитового кольца и торца втулки. После установки крыльчатки на место колпачковую гайку крепления крыльчатки необходимо затянуть до отказа и застопорить шайбой.
При полной разборке насоса для замены подшипников и валика крыльчатку снимают с валика насоса, как указывалось выше; отвертывают гайку крепления шкива и снимают шкив с валика насоса при помощи съемника; отвертывают винты крепления и снимают крышку подшипников; вынимают из корпуса насоса валик в сборе с подшипниками и втулками.
При наличии трещин любого размера и расположения корпус не ремонтируют, а заменяют. Войлочные сальники при ремонте заменяют новыми, предварительно пропитав их смазкой.
Собирают насос в обратном порядке. Полость корпуса между шарикоподшипниками должна быть заполнена смазкой литол-24 или ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 21150—75). После сборки нужно добавить смазку через масленку д( появления ее из контрольного отверстия. Валик насоса после сборки дол жен вращаться свободно, без заеданий
При установке насоса на двигателя прокладку между фланцем насоса и крышкой шестерен распределения рекомендуется заменить. Привалочны плоскости фланца насоса и крышки
шестерен распределения должны быть предварительно очищены от остатков старой прокладки, а новая должна быть смазана с обеих сторон герметизирующей незасыхающей пастой.
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
Обслуживание и ремонт системы охлаждения ЯМЗ-240
От работы системы охлаждения в значительной степени зависят экономичность, надежность, срок службы и другие показатели дизеля ЯМЗ-240. Для обеспечения нормальной ее работы проводят планово-предупредительное техническое обслуживание в следующем объеме.
При ЕТО проверяют уровень жидкости в системе, контролируют исправность сальниковых уплотнений крыльчатки водяного насоса и гидромуфты, проверяют на слух работу гидромуфты.
При ТО-1 проверяют гидромуфты привода вентилятора на двигателе ЯМЗ-240Б, а также показания указателя температуры охлаждающей жидкости на прогретом дизеле.
При СТО проверяют исправность термостатов и при необходимости очищают систему от накипи и других осадков.
Уровень охлаждающей жидкости проверяют и доводят до уровня 60 мм от верхней плоскости заливной горловины расширительного бака. При работе не допускают понижения уровня ниже 100 мм.
Если уровень жидкости понизился вследствие подтеканий ее, то после устранения неисправности систему дозаправляют антифризом Тосол А-40. При отсутствии подтекания уровень жидкости повышают добавлением дистиллированной воды.
При СТО проверяют плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 1,078-1,085 г/см3 при 20 С. При необходимости повышения плотности добавляют антифриз Тосол А. Охлаждающую жидкость заменяют один раз в два года.
Если в качестве охлаждающей жидкости используют воду, то во избежание загрязнения системы накипью и другими осадками ее следует заполнять мягкой водой, регулярно промывать чистой водой с помощью промывочного пистолета и возможно реже заменять воду. При первой возможности воду в системе необходимо заменить на Тосол А-40.
Состояние сальниковых уплотнений проверяют с целью повышения срока службы ремней привода. При неисправности сальника водяного насоса охлаждающая жидкость подтекает через дренажное отверстие на корпусе насоса.
При износе резиновых манжет гидромуфты вытекающее масло попадает на ручьи шкива, что ведет к преждевременному выходу из строя ремней привода.
Состояние гидромуфты привода вентилятора проверяют на слух. При нормальной работе гидромуфты не должны прослушиваться посторонние шумы и стуки.
На остановленном дизеле вентилятор должен свободно и бесшумно вращаться. При этом не должно быть больших радиальных и осевых свободных перемещений вала вентилятора.
Натяжение ремней
Их необходимо предохранять от масла и топлива. Так как наибольшая вытяжка ремней происходит в течение первых 60 м/ч, то их натяжение в этот период следует проверять часто.
Натяжение ремней проверяют нажатием на середину самой длинной ветви усилием 40 Н, замеряя при этом наибольший прогиб ремня.
Натяжение ремней привода вентилятора ЯМЗ-240 регулируют натяжным устройством. Перед регулированием отворачивают контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива — на пол-оборота и гайку болта-натяжителя — на два оборота. Вращением болта по ходу часовой стрелки регулируют натяжение ремня.
После регулирования затягивают гайку и контргайку крепления оси моментом 120-150 Нм, а гайку болта-натяжителя моментом 10-20 Нм. Во избежание поломки механизма натяжения запрещается подтягивать ремни вращением гайки болта-натяжителя.
Натяжение ремней привода генератора и компрессора регулируют перемещением генератора относительно оси его крепления.
Перед регулированием ослабляют затяжку болтов крепления передней и задней лап генератора, болта крепления генератора к планке и болта крепления планки генератора. После регулирования затягивают болты,
Подшипники натяжных устройств приводных ремней смазывают моторным маслом М10Г2 (летом) или М8Г2 (зимой). На дизеле ЯМЗ-240Б масло заливают через отверстие на переднем торце шкива до уровня отверстия.
Работу термостатов и дистанционных термометров ЯМЗ-240 проверяют в такой последовательности:
— Открывают краны на правом водяном коллекторе дизеля и котле обогрева, сливают охлаждающую жидкость в чистую тару.
— Выворачивают датчики температуры охлаждающей жидкости и сигнальной лампы. Охлаждающая жидкость дизеля + 100 С из правого водяного коллектора дизеля. Закрывают отверстия заглушками.
— Выворачивают болты термостатных коробок, ослабляют ленты крепления и сдвигают шланги с патрубков коробок.
— Опускают датчики, термостаты и эталонный термометр в ванну с регулируемым подогревом. Соединяют корпуса датчиков с системой электрооборудования трактора и нажимают на кнопку масса. При температуре 373К (100С) должна гореть контрольная лампа Охлаждающая жидкость
дизеля +100С. Разница в показаниях рабочих и эталонного термометров не должна превышать пять градусов.
— Охлаждая воду, наблюдают за показаниями рабочих и эталонного термометров и действием клапанов термостатов. Клапаны должны начинать открываться при температуре 341-345К (68-72С) и полностью открыться при 351-355 К (78-82 С). При отклонениях от указанных пределов приборы заменяют.
— Нажимают на кнопку масса, отсоединяют от электрооборудования датчики термометров и устанавливают их на свои места.
— Размещают термостаты в коробках и присоединяют к ним патрубки.
— Заправляют систему охлаждения жидкостью, пускают дизель и проверяют, нет ли подтекания рабочей жидкости.
Термостаты можно проверить, не снимая их с дизеля. Для этого пускают дизель, выворачивают пробку расширительного бака и наблюдают за циркуляцией охлаждающей жидкости. При прогреве системы до температуры 341-345К охлаждающая жидкость не должна циркулировать через радиатор.
Накипь из системы охлаждения ЯМЗ-240 удаляют с помощью одного из следующих способов.
Раствор, для приготовления которого в 1 л воды растворяют 20 г технического трилона Б, заливают в систему охлаждения и после 6-7 ч работы дизеля заменяют свежим. Систему промывают в течение 4-5 сут. После удаления накипи систему заполняют чистой водой с содержанием 2 г трилона в 1 л воды.
Приготовляют содовый раствор, растворяя в 10 л воды 100 г бельевой соды и 50 г керосина или 75 г каустической соды и 25 г керосина.
Систему охлаждения заправляют одним из указанных растворов и после 10-12 ч работы дизеля сливают его, затем систему промывают чистой водой и заполняют 0,5%-ным раствором хромпика.
Систему охлаждения заправляют 6%-ным раствором молочной кислоты, нагретым до 303-313К (30-40С). После прекращения выделения из системы углекислоты раствор сливают, систему промывают чистой водой и заполняют 0,5%-ным раствором хромпика.
Систему охлаждения заправляют 5-10%-ным водным раствором карбоновых и аминокислот (спиртовой барды) и после работы (в конце смены) раствор сливают, а систему заправляют чистой водой.
Ремонт системы охлаждения двигателя ЯМЗ-240Б
Ремень привода компрессора заменяют в такой последовательности:
— Отворачивают контргайку и гайку крепления оси шкива натяжного устройства на один оборот, а гайку болта-натяжителя на два оборота.
— Вращением болта-натяжителя против хода часовой стрелки ослабляют натяжение ремня и снимают его со шкивов.
— Заводят новый ремень в канавки шкивов и, вращая болт-натяжитель по ходу часовой стрелки, регулируют натяжение ремня.
— После регулирования затягивают гайку и контргайку крепления оси шкива моментом 120-150 Нм, а гайку болта-натяжителя моментом 10-20 Нм.
— Если значения моментов затяжки превышают указанные, то возможно перемещение оси шкива и нарушение результатов проведенного регулирования.
Ремень привода генератора ЯМЗ-240 заменяют в такой последовательности:
— Ослабляют затяжку болтов крепления генератора.
— Заменяют ремень, регулируют его натяжение и затягивают болты.
Ремни привода шкива гидромуфты на дизеле ЯМЗ-240Б заменяют в такой последовательности:
— Отворачивают на один-два оборота контргайку и гайку крепления оси шкива и гайку болта-натяжителя.
— Выводят ремни из канавок шкивов сначала натяжного устройства и коленчатого вала, а потом гидромуфты и снимают их с трактора без демонтажа крыльчатки вентилятора.
— Устанавливают новые ремни и регулируют их натяжение, после чего затягивают гайки и контргайки натяжного устройства.
Термосиловой датчик включателя гидромуфты заменяют следующим образом:
— Открывают кран на котле предпускового обогрева и сливают 7. 10 л охлаждающей жидкости в чистую тару.
— Вывертывают штуцера из корпуса включателя и снимают уплотнительные шайбы.
— Вывертывают болты из коробки водяного коллектора и извлекают корпус включателя.
— Отворачивают концевую гайку включателя, вынимают термосиловой датчик и регулировочные шайбы.
— Включатель с новым термосиловым датчиком собирают в последовательности, обратной разборке.
После установки включателя в водяную трубу в систему охлаждения заливают слитые ранее 7- 10 л жидкости, пускают дизель и прогревают его до нормального теплового состояния.
При необходимости более раннего включения гидромуфты переставляют регулировочные шайбы из-под торца корпуса под торец гайки крепления датчика.
Термостаты заменяют, выполняя операции в следующем порядке:
— Открывают краник на правом водосборном коллекторе двигателя и кран на котле обогрева, сливают охлаждающую жидкость в чистую тару.
— Вывертывают болты из коробок водосборного коллектора.
— Ослабляют ленты крепления и сдвигают шланги с патрубков коробок.
— Извлекают неисправные термостаты и устанавливают новые.
Собирают систему в обратной последовательности, после чего заливают в нее слитую ранее жидкость.
Водяной насос на дизеле ЯМЗ-240Б заменяют следующим образом:
— Вывертывают болты и отсоединяют уплотняющий патрубок от насоса.
— Ослабляют ленты хомутов и сдвигают шланг с патрубка корпуса насоса.
— Вывертывают болты и снимают насос.
— Сборку проводят в последовательности, обратной разборке.
Гидромуфту привода вентилятора дизеля ЯМЗ-240Б заменяют в такой последовательности:
— Снимают блок радиаторов.
— Вывертывают четыре болта и снимают крыльчатку вентилятора.
— Ослабляют натяжение и снимают ремни со шкивов.
— Отсоединяют электропровода от генератора и снимают его с корпуса гидромуфты.
— Отсоединяют трубки подвода и отвода воды, масла и воздуха от компрессора и снимают компрессор с корпуса гидромуфты.
— Вывертывают болты и снимают проставку компрессора.
— Отсоединяют от гидромуфты трубки подвода и слива масла.
— Вывертывают четыре болта и снимают с передней крышки дизеля гидромуфту привода вентилятора в сборе.
Новую гидромуфту устанавливают в последовательности, обратной снятию.
Ремонт системы охлаждения двигатель ямз
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500
Устройство системы охлаждения двигателя ЯМЗ-236
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Основными агрегатами системы охлаждения являются (рис. 26): радиатор, водяной насос 8, вентилятор 5, термостаты 3 и дистанционный термометр.
Во время работы двигателя циркуляция жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом, приводимым в действие клиновидным ремнем 7 от шкива 6 коленчатого вала.
Система охлаждения работает следующим образом. Водяной насос 1 (рис. 27) забирает жидкость из нижнего бачка 11 радиатора и нагнетает ее по каналам в крышке распределительных шестерен в рубашки 2 и 6 соответственно правого и левого рядов цилиндров. Далее по каналам каждой из водяных рубашек жидкость поднимается вверх, омывает наружную поверхность гильз цилиндров и, поглощая тепло, нагревается. Под напором, создаваемым насосом, жидкость поднимается выше и поступает в водяные рубашки головок цилиндров по направляющим отверстиям и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам— выпускным клапанам и стаканам форсунок. Омывая и охлаждая наружные поверхности камер сгорания, выпускных трубопроводов, направляющих клапанов и стаканов форсунок, жидкость дополнительно нагревается.
Из головки цилиндров нагретая жидкость выходит по двум каналам в водосборные трубопроводы 5, имеющиеся на обоих рядах цилиндров блока. Из водосборных трубопроводов через термостаты нагретая жидкость по двум дюритовым (прорезиненным) шлангам поступает в верхний бачок 9 радиатора, из которого она по трубкам 10 опускается в нижний бачок радиатора. Проходя по трубкам радиатора, горячая жидкость благодаря большой поверхности охлаждения отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 12.
Охлажденная в радиаторе жидкость вновь нагнетается из
нижнего бачка водяным насосом в водяные рубашки двигателя.
Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70° С, а также в начале прогрева двигателя, когда температура жидкости еще не достигла 70° С, термостаты автоматически направляют весь поток жидкости непосредственно к ,водяному насосу по перепускной трубке 8 мимо радиатора. При такой циркуляции жидкости с отключенным радиатором двигатель быстро прогревается за счет тепла, выделяющегося при сгорании топлива. При повышении температуры жидкости выше 70° С термостаты открываются, и жидкость из водосборных трубопроводов поступает снова в радиатор, а оттуда в водяной насос.
Рис. 26. Система охлаждения:
А — к отопителю кабины; Б к В — к радиатору; Г — к компрессору; Д — от от радиатора; Е — от пускового подогревателя: 1 — место установки датчика термометра; 2 —краник для спуска воздуха при заполнении системы охлаждения во время прогрева двигателя пусковым подогревателем; 3 — термостат;
4 — перепускная трубка; 5 — вентилятор; 6—шкив коленчатого вала; 7 — ремень привода насоса; 8 — водяной насос
Наилучшей температурой охлаждающей жидкости на выходе из головки цилиндров является 75—98° С. Двигатель при данном тепловом режиме развивает максимальную мощность, расходует наименьшее количество топлива и работает с минимальными износами.
При температуре ниже 70° С ухудшается процесс сгорания топлива и увеличивается износ поршневой группы. Впрыснутое в камеру сгорания топливо сгорает неполностью. Часть несгоревшего топлива превращается в мелкие твердые частицы кокса (черный дым), часть конденсируется и смывает масляную пленку с деталей двигателя.
При перегреве двигателя падает давление в системе смазки, ухудшаются смазывающие свойства масла, возможны задиры трущихся поверхностей, коробление и трещины деталей, имеющих высокую рабочую температуру (головка блока).
Температуру охлаждающей жидкости регулируют (кроме термостатов) также с помощью жалюзи радиатора, управление которыми осуществляется рукояткой из кабины водителя.
Температура охлаждающей жидкости контролируется дистанционным указателем 3 температуры жидкости, установленным па щитке приборов в кабине водителя.
Емкость системы охлаждения 32 л. Систему охлаждения
заполняют через горловину радиатора, закрываемую
пробкой.
Рис. 27. Схема охлаждения двигателя:
1 — водяной насос: 2 — водяная рубашка правого ряда цилиндров; 3 — указатель температуры жидкости; 4— датчик; 5 — водосборные трубопроводы; 6 — водяная рубашка левого ряда цилиндра; 7 — термостаты: 8 — перепускная трубка; 9 — верхний бачок радиатора; 10— трубки радиатора; 11 — нижний бачок радиатора; 12 — вентилятор