Ремонт сердечников электрических машин

Ремонт магнитопроводов электрических машин

4. Ремонт магнитопроводов электрических машин.

В процессе работы электрической машины происходит износ вызывающий ослабление крепления и изменение формы отдельных деталей магнитопроводов. Детали теряют свою работоспособность в результате повреждений различного рода. Все это требует ремонта или замены этих деталей.

Характерными повреждениями сердечников статоров (роторов) являются ослабление посадки сердечника в корпусе (на валу), их сдвиг в осевом направлении, распушение крайних листов, ослабление прессовки, нарушение изоляции между листами, выгорание или оплавление отдельных участков и износ внутренней (наружной) поверхности.

4.1. Ремонт при ослаблении посадки сердечника.

Сначала осматривают сердечник статора и проверяют состояние стопоров и кольцевых шпоночных канавок, в которых они установлены. Затем устанавливают сердечник на место по заводскому исполнению и закрепляют его новыми стопорами или кольцевыми шпонками, причем отверстия для стопоров сверлят в новом месте. При ослаблении посадки сердечника ротора его выпрессовывают с вала, вал ремонтируют или заменяют на новый и вновь устанавливают сердечник ротора..

4.2. Ремонт при распушении крайних листов сердечника.

Для устранения этого дефекта в машинах малой мощности пропиливают ножовочным полотном наклонные пазы в зубцах (их размеры показаны на рис. 4.1, а) и проваривают эти пазы электродуговой сваркой (электрод ОММ5 диаметром 2 мм). При сварке распушенные зубцы 4 сжимают сегментом или кольцом 5 с помощью шпилек 2, пропущенных через пазы. Сварные швы 1 опиливают совместно с сердечником до требуемого размера. Распушенные зубцы можно также склеить, промазав лаком и стянув кольцом и шпильками до полного высыхания лака.

Для машин большей мощности, имеющих относительно высокие зубцы, указанные способы ремонта не применяют, поскольку они не обеспечивают прочное и надежное скрепление зубцов и создают замкнутые контуры для протекания вихревых токов. В этом случае рекомендуется установить дополнительную шайбу 6с пальцами (зубцами) 5, как показано на рис. 4.1, б, или установить отдельные нажимные пальцы 5 между сердечником и нажимной шайбой Я как показано на рис. 4.1, в. Фиксация дополнительных элементов может производиться с помощью штифтов 10. Такой ремонт возможен при распрессовке сердечника и его частичной или полной перешихтовке.

4.3. Ремонт при ослаблении прессовки сердечника.

При общем ослаблении прессовки сердечников небольшого диаметра между нажимной шайбой 9 и крайними листами 7 сердечника через каждые 2. 4 зубца забивают текстолитовые клинья 8 (рис. 4.1, г), обеспечивающие нормальную прессовку сердечника. Чтобы определить необходимую толщину клина, можно предварительно опрес-совать сердечник при давлении 1 МПа. Ширина клина не должна превышать ширины зубца. Для предохранения клина от выпадения его перед установкой промазывают клеящим лаком и загибают крайний лист 7 сердечника. При местном ослаблении прессовки сердечника статора (дефект или выпадение вентиляционной распорки) поврежденную распорку выправляют, а вместо выпавшей забивают текстолитовый клин, загибая на него с двух сторон крайние листы сердечника.

Рис. 4.1. Ремонт сердечников:

а — с использованием сварки: б — с использованием дополнительных нажимных шайб с зубцами;

в — с использованием отдельных нажимных пальцев; г — с использованием клиньев; 1 — сварной шов;

2— шпилька; 3— кольцо (сегмент); 4 — зубцы сердечника; 5 — нажимные пальцы; 6 — дополнительная шай-ба; 7 — крайний лист сердечника; 8 — текстолитовый клин; 9 — нажимная шайба; 10 — штифты

При ослаблении прессовки сердечников крупных электрических машин, у которых прессовка осуществляется стяжными шпильками, производят подтяжку шпилек. Для этого удаляют сварные швы, стопорящие гайки стяжных шпилек от самоотвинчивания, подтягивают четыре гайки, расположенные в диаметрально противоположных точках, и производят обтяжку нажимного фланца, завертывая остальные гайки в несколько обходов. По окончании подтяжки восстанавливают сварные швы.

Читайте также:  Дымность отработавших газов дизельных автомобилей

Если гайки не удается подтянуть или подтяжкой не удается восстановить прессовку сердечника, прессовку восстанавливают забивкой в зубцовую зону клиньев из стеклотекстолита марки СТЭФ-1. Поверхности для забивки клиньев обезжиривают бензином Б-70 и подсушивают, контактные поверхности сегментов и клиньев промазывают лаком БТ-99 или эпоксидным клеящим лаком ЭЛ-4. После установки клиньев для полной полимеризации проводят сушку при температуре 20. 25°С в течение 10. 12ч.

4.4. Ремонт при нарушении межлистовой изоляции.

Если имеется нарушение на небольшую глубину лакового покрытия отдельных сегментов, прилегающих к месту установки клиньев, то перед забивкой клина между сегментами вставляют прокладки из слюды на лаке БТ-99 на глубину 20. 35 мм. Местные нарушения межлистовой изоляции на поверхности статора устраняют путем установки лепестков слюды между сегментами или изолировкой сегментов жидким лаком БТ-99. Для этого сегменты разводят специально заточенными узкими и тонкими стальными полосами необходимой длины.

Большие площади повреждений устраняют травлением в концентрированной азотной кислоте. На статор наматывают намагничивающую и контрольную обмотки и, пропуская по намагничивающей обмотке ток, определяют место повышенного нагрева, что свидетельствует о повреждении изоляции. Поверхность, окружающую место повреждения, защищают шпаклевкой и химически стойкой эмалью, нагревают поврежденную зону до 75. 105 °С с помощью намагничивающей обмотки и, отключив ток, протравливают поврежденное место концентрированной азотной кислотой. После окончания травления остатки кислоты нейтрализуют 4. 5-кратной обработкой салфетками, смоченными 10 % раствором кальцинированной соды, и промывают ремонтируемое место горячей дистиллированной водой температурой 40. 60 °С. Затем протирают его салфетками и промывают спиртом.

4.5. Ремонт при выгорании участка зубца сердечника.

При выгорании или оплавлении участка зубца 2 сердечника удаляют дефектную часть и устанавливают на ее место «протез» 1 из стеклотекстолита для предотвращения выпучивания обмотки (рис. 4.2). Удаление поврежденной области производят с помощью острого зубила с его возможным предварительным высверливанием, после чего устраняют замыкания листов. «Протез» изготавливается по месту и устанавливается на клее ЭЛ-4.

Рис. 4.2. Зубец сердечника со вставкой:

1 — «протез» из стеклотекстолита;

Вольдек А. И. Электрические машины. «Энергия», 1966.

Костенко М. П., Пиотровский Л. М. Электрические машины. «Энергия», 1965

Петров Г. Н. Асинхронные и синхронные машины. «Госэнергоиздат», 1965.

Ремонт сердечников

Характерными повреждениями сердечников (роторов и якорей) являются:

1) Ослабление посадки сердечника в корпусе (на валу)

2) Сдвиг в осевом направлении

3) Распушение крайних листов

4) Ослабление прессовки

5) Выгорание или оплавление отдельных участков

6) Износ внутренних (наружных) поверхностей

Ремонт при ослаблении посадки сердечника

1) Проверка состояния штопоров и шпоночных канавок

2) Устанавливают сердечник на место и закрепляют вновь изготовленными стопорами в новые отверстия

3) Сердечник ротора или якоря выпрессовывают, ремонтируют или заменяют валÞ устанавливают сердечник

Ремонт при распушении крайних листов сердечника

1) Пропитывают ножовочным полотном наклонные пазы в зубцах и проваривают эти пазы электросваркой электродом ОММ5 диаметром 2 мм, сжав кольцом, при помощи шпилек, пропущенных через пазы. Шов запиливают

2) Склеивают, промазав лаком, стягивают кольцом, шпильками и сушат.

Ремонт при ослаблении прессовки сердечника.

Если сердечник небольшого диаметра, то между нажимной шайбой и крайними листами через каждые 2-4 зубца забивают текстолитовые клинья. Для предотвращения выпадания его промазывают лаком и загибают крайний лист сердечника.

У крупных машин протягивают стяжные шпильки. По окончании протяжки восстанавливают стопорящие сварочные швы.

Ремонт при выгорании участка зубца сердечника.

При выгорании или оплавлении участка зубца сердечника производят удаление дефектной части и установку на её место протеза из стеклотекстолита, который необходим для предотвращения выпучивания обмотки.

Ремонт сердечников

Типичными повреждениями сердечников электродвигателей являются: ослабление посадки сердечника на вал, ослабление общей прессовки сердечника статора, распушение (веер) крайних листов стали в зубцах верхних пакетов сердечника, местные выгорания коронок зубцов в результате действия электрической дуги, нарушения межлистовой изоляции. Электродвигатели с поврежденным сердечником (ослаблением посадки на вал) ремонтировать экономически нецелесообразно.

Читайте также:  Тест драйв нового пежо 2008

При ослаблении общей прессовки сердечника дефект устраняют приспособлением, представляющим собой два прочных нажимных диска, накладываемых с обоих торцов сердечника на его нажимные шайбы и стягиваемых по оси статора с помощью шпилек с резьбой большого диаметра. После подпрессовки усадку длины сердечника заполняют новыми листами стали, отштампованными по форме старых, зажимают нажимной шайбой и фиксируют шпонками.

Распушение зубцов крайних листов устраняют заклиниванием, электросваркой или склеиванием. Клинья изготовляют по профилю зубца из текстолита толщиной 2 — 3 мм, промазывают клеем и забивают между нажимной шайбой и крайним листом так, чтобы торец клина был ниже торца зубца. Излишек листа зубца загибают на торец клина, предотвращая его выпадение. Клин может быть установлен и между листами зубца.

Для электросварки на поверхности зубца пропиливают узкую наклонную канавку (1,5 х 1, 5 х 15 мм), подпрессовывают зубец и заплавляют канавку ниточным швом тонким электродом. Шов зачищают заподлицо с наружной поверхностью зубцов. Склеивание веера выполняют эпоксидными клеями; затем его сжимают по длине и высушивают в сжатом состоянии.

Местные выгорания и оплавления зубцов вырубают и зачищают наждачным камнем; заусенцы, замыкающие листы стали между собой, удаляют шабером. Торцы поврежденных листов поочередно расклинивают ножом, вычищают сгоревшую изоляцию, промежутки заполняют клеящим лаком и пластинками слюды толщиной 0,05 мм на глубину 10—15 мм. Отремонтированный участок зубца подклинивают. В случае, когда впадина занимает значительную часть высоты зубца, ее заполняют «протезом». «Протез» зубца выпиливают из гетинакса или текстолита точно по профилю зубца и форме впадины, а затем приклеивают по месту эпоксидным клеем. Дополнительно его закрепляют клиньями при заклинивании обмотки в пазах.

Неисправности и ремонт сердечников

Содержание материала

Южный Юрий Эммануилович
Ремонт сердечников электрических машин, 1976.

Указаны неисправности сердечников статоров и роторов асинхронных электрических машин и якорей машин постоянного тока; рассмотрены основные конструкции сердечников и описан технологический процесс их частичного и полного ремонтов, включая замену межлистовой изоляции.
Приведено описание оборудования и приспособлений для лакировки листов и прессовки сердечников, указаны способы испытания активной стали.
Предназначено для рабочих, бригадиров и мастеров, занятых ремонтом электрооборудования промышленных предприятий, электростанций и в других областях народного хозяйства.

В настоящее время потребность в электродвигателях и генераторах не может быть полностью удовлетворена за счет увеличения их выпуска электромашиностроительными заводами; большое значение имеет пополнение парка отремонтированными электрическими машинами, однако при условии, если они будут обладать достаточной эксплуатационной надежностью, что возможно только при высокой культуре ремонтного производства.
Одним из наиболее сложных и трудоемких является ремонт сердечников (магнитопроводов) электрических машин,. связанный с перешихтовкой и переизолировкой активной стали, особенно если этот ремонт производится не на электромашиностроительном заводе, а на месте установки машины. В этом случае недостаточно правильная организация ремонта, несовершенство технологии, применение малопроизводительного ремонтного оборудования могут привести к тому, что ремонт окажется недопустимо продолжительным и нерентабельным — его стоимость приблизится к стоимости новой машины и, что наиболее важно, не будет обеспечена достаточная эксплуатационная надежность отремонтированного оборудования.
В книге описаны все технологические процессы по замене межлистовой изоляции, сборке и прессовке сердечников электрических машин, а также приведены конструкции ремонтных приспособлений и оснастки, применяемых и проверенных на большом количестве ремонтов.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ремонту электрической машины, особенно крупной или ответственной, предшествуют осмотр, техническая и организационная подготовка.
Осмотр машины при очередном ремонте (ревизии), ознакомление с объемом и характером предыдущих ремонтов и эксплуатационными журналами, а также проведение испытаний позволяют оценить состояние всех узлов и частей машины и в соответствии с этим определить сроки ремонта, составить техническую документацию по ремонту, заказать ремонтные приспособления и запасные части и произвести все другие необходимые работы по организационной и технической подготовке ремонта.
Среди других видов ремонта электрических машин ремонт их сердечников относится к одной из наиболее сложных, трудоемких и ответственных работ, особенно если ремонт связан с частичной или полной переизолировкой листов стали при перешихтовке сердечника. Ремонт без перешихтовки и переизолировки листов значительно менее трудоемок и сложен, но также очень ответствен и требует высокой квалификации и достаточных производственных навыков исполнителей.
Общее состояние, степень старения меж листовой изоляции и виды неисправностей сердечника устанавливаются тщательным наружным осмотром, проверкой степени запрессовки листов, а также испытанием сердечника с целью определения удельных потерь в стали от вихревых токов и циклического перемагничивания, общего нагрева сердечника и выявления участков с недопустимыми превышениями температуры.
В зависимости от вида неисправности ремонт может заключаться в местном ремонте — устранении дефектов без перешихтовки сердечника, в перешихтовке части или всего сердечника, в перешихтовке части или всего сердечника с переизолировкой листов стали.
В зависимости от характера повреждения критерии для определения объема работ следующие:

  1. Превышение общего нагрева сердечника и удельных потерь в стали сверх допустимых для данного сорта (марки) стали свидетельствует о нарушении межлистовой изоляции во всем объеме сердечника. В этом случае следует перешихтовать сердечник с переизолировкой всех листов стали. Этот вид неисправности обычно свойствен машинам, находившимся в длительной эксплуатации и особенно при недостаточно плотной прессовке стали. Следует отметить, что слабая прессовка может как быть дефектом при изготовлении машины на электромашиностроительном заводе, так и возникнуть в процессе ее эксплуатации.
  2. При большом числе недопустимых местных превышений температуры сердечника на расточке статора или поверхности ротора (якоря) и особенно при расположении дефектных мест вблизи корня зубца или на дне паза также целесообразно полностью перешихтовать сердечник с переизолировкой листов стали. Эти недопустимые превышения температуры являются следствием нарушения межлистовой изоляции и замыкания листов в зубцовой зоне, и если даже устранить эти замыкания местным ремонтном дефектных мест, то нет уверенности, что они не возникнут вновь в прежних или других, новых местах при выемке и последующей укладке обмотки. Ремонт же сердечника с уложенной обмоткой может очень осложниться или даже оказаться невозможным при недоступном расположении дефектных участков стали и, кроме того, связан с большим риском повреждения обмотки.
  3. При небольшом количестве местных недопустимых превышений температуры, выгорании небольшого объема стали в пределах нескольких зубцов в результате виткового замыкания или повреждения сердечника из-за попадания в воздушный зазор постороннего металлического предмета можно ограничиться местным ремонтом дефектных мест, однако только при положительных результатах испытания отремонтированного сердечника и удовлетворительном состоянии его прессовки.
  4. При выгорании значительного объема стали и невозможности ремонта поврежденного участка из-за его недоступного расположения или неудовлетворительных показателях местного ремонта по результатам испытания стали целесообразно расшихтовать сердечник до поврежденного места, переизолировать и при необходимости отремонтировать выгоревшие листы стали и вновь зашихтовать сердечник, располагая отремонтированные листы равномерно по всей расшихтованной зоне. При возможности желательно вместо отремонтированных закладывать новые листы стали.
  5. При ослаблении прессовки стали сердечника, но удовлетворительных результатах испытания (допустимом общем нагреве, отсутствии чрезмерного превышения температуры и удовлетворительной величине удельных потерь в стали) ремонт следует производить лишь путем восстановления прессовки способами, описанными ниже.
Читайте также:  Нужно ли оформлять контрактный двигатель при замене
Оцените статью