- Редуктор КамАЗ: основные поломки и способы ремонта своими руками
- Как устроен редуктор
- Средний редуктор КамАЗа
- Какой редуктор лучше
- Как предотвратить поломку редуктора
- Неисправности и их устранение
- Попадание в редуктор посторонних предметов
- Масляное голодание
- Попадание воды в картер моста
- Износ редуктора и неправильная эксплуатация КамАЗа
- Как отрегулировать
- Как снять, разобрать и собрать
- Разборка ведущей конической шестерни
- Стоимость ремонта и запасных частей
- Особенности диагностики и ремонта редуктора
- Измерение уровеня масла и его замена в редукторе
- Регулировка редуктора
- Разборка редуктора заднего или промежуточного моста автомобилей КамАЗ
Редуктор КамАЗ: основные поломки и способы ремонта своими руками
Редуктор КамАЗа — важный элемент трансмиссии, который служит для передачи крутящего момента из коленчатого вала на ходовую часть. Он приводит в движение мосты грузового автомобиля, при этом испытывает большие нагрузки. Техника Камского производства имеет много модификаций: автомобили с задним приводом, самосвалы, вездеходы. Механические устройства бывают передними, средними и задними.
Характерными показателями агрегата являются:
- КПД;
- передаточное отношение;
- мощность;
- угловая частота вращения валов;
- количество валов;
- тип передачи.
Как устроен редуктор
Агрегат постоянно вращается. Основное значение в устройстве редуктора имеют подшипники и зубчатые шестеренки, которые претерпевают постоянное трение. Для обеспечения нормального функционирования деталей в картер необходимо добавлять смазочное вещество.
Уровень масла в редукторе проверяется так:
- Поднимается крышка картера.
- Заливается жидкость.
- При вытекании жидкости из отверстия процедуру останавливают.
Все механизмы трансмиссии одинаково собраны, кроме переднего в полноприводных КамАЗах с колесной формулой 6х6. Межосевой элемент расположен в отдельном корпусе среднего моста и передает момент под углом 90° к ведущим колесам. Если КамАЗ 2-осный, средний редуктор не предусматривается. Сборочные единицы межколесного дифференциала заднего моста представлены в схеме заднего редуктора.
Для крепления к карданному валу используются карданные фланцы. На старых моделях они квадратные, на новых — круглые со шлицевой нарезкой на стыке и полуосевыми шестернями («Евро») на 20 шлицов. Многие грузовики оснащены межколесной блокировкой среднего или заднего моста; для переднего она не применяется.
В устройство КамАЗа также входит угловой редуктор, который обеспечивает крутящий момент от карданного вала и его подачу на рулевой механизм.
- Для модификаций 5320, 53205, 5511, 4310:
- редуктор заднего моста весит 140 кг, объем — 0,097 м³;
- средний мост — 180 кг, объем — 0,24 м³.
- Для моделей КамАЗ-6520, 6522:
- вес агрегата для заднего моста — 115 кг, объем — 0,09 м³;
- средний мост — 220 кг, емкость — 0,158 м³.
- Для КамАЗа-4310, 43118 масса редуктора переднего моста — 132 кг при 0,14 м³.
Средний редуктор КамАЗа
Средний редуктор отличается от переднего (устанавливается на полноприводных моделях 6х6) и заднего наличием МОД – межосевого дифференциала. На двухосных моделях нет среднего редуктора.
У среднего редуктора, как и у двух других, есть передаточное число, важно, чтобы ПЧ всех редукторов совпадали. Например, для КамАЗ 5320 и 6520 подойдет редуктор с повышенным ПЧ (4.98; 5.11; 5.43).
Средний редуктор имеет большое влияние на повышение проходимости, при движении по трассе МОД можно отключать, что сэкономит топливо.
Схема устройства среднего редуктора:
Частой поломкой среднего редуктора является выход из строя МОД, например, из-за масляного голодания. В некоторых случаях можно сделать ремонт своими руками, но, если поломка стала более серьезной, необходимо обратиться к специалисту.
Регулировка и сборка редуктора должны осуществляться в соответствии со схемой. Необходимо регулярно проверять уровень масла, следить, чтобы боковой зазор был необходимой ширины.
Какой редуктор лучше
Главные характеристики механизма — количество зубьев по отношению к шестерне коленвала и мощность машины. Чем больше мощность, тем больше зубьев у редуктора.
Цилиндрические пары имеют вид:
- 46/16 с передаточным числом 4,98;
- 47/15 — 5,43;
- 48/14 — 5,94;
- 49/13 — 6,53;
- 50/12 — 7,22.
От количества зубьев зависит передаточное число, от числа — эксплуатационные характеристики грузовика. Цифры обозначают следующее: 4,98 — это 46 зубьев ведомой и 16 ведущей шестерни.
Редукторы всех мостов должны иметь одинаковое передаточное число, которое выбирается индивидуально для каждой модели с учетом условий эксплуатации:
- на грузовики, передвигающиеся на малых и средних скоростях, устанавливают пониженные параметры: 7,22 (50/12) или 6,53 (49/13);
- для седельных тягачей, бортовых КамАЗов подходят повышенные: 5,94 (48/14), 5,43 (47/15) либо 4,98 (46/16).
На бортовые машины, самосвалы, технику узкой специализации производства КамАЗ автовладельцы ставят редуктор с передаточным числом 4,98. Цилиндрическая пара имеет самую высокую цену, поэтому устройство стоит дорого.
Каждый агрегат имеет информационную площадку с серийным номером, датой изготовления и передаточным числом.
Как предотвратить поломку редуктора
Правильные правила эксплуатации помогут продлить срок работы редуктора. Одна из частых причин неисправностей – превышение нагрузки. Существуют редукторы с разным передаточным числом, чем выше число – тем для больших нагрузок приспособлен редуктор. Например, для среднетоннажных автомобилей подойдут редукторы с ПЧ от 5.43 до 6.33.
Несвоевременное ТО также влияет на срок и качество работы редуктора. Необходимо следить за количеством масла: низкий или высокий уровень приводят к нестабильной работе.
Также важна регулировка: уровень натяга подшипников ведомой и ведущей шестерни, дифференциал, боковой зазор.
Неисправности и их устранение
Редуктор отличается надежностью, редко выходит из строя при условии выполнения своевременных профилактических мер.
Определяют поломку механизма следующим образом:
- При скорости 20 км/ч появляется посторонний шум, при увеличении ее до 80 км/ч он исчезает.
- При езде со скоростью 80 км/ч включают нейтралку и выключают зажигание — если шум появился, то проблема в редукторе.
В работе Камазовского агрегата чаще всего встречается 3 вида неисправностей:
- Перегрев главной передачи. Причинами могут быть:
- недостаток или избыток масла в картере;
- усиленное натяжение подшипников;
- неточные настройки зубьев.
- Повышение шума. Причины:
- износ подшипников;
- неправильно отрегулированное сцепление;
- слабое крепление подшипников.
- Течь масляной жидкости может быть в результате:
- износа манжет;
- загрязнения сапуна.
При выявлении неполадок техники выполняют ремонт. Автовладельцы обращаются на СТО или делают его своими руками.
Попадание в редуктор посторонних предметов
Поломка, возникающая из-за застревания каких-то предметов, чаще всего ведет к полному выходу из строя.
Такая неисправность может возникнуть при установке нового редуктора, когда картер моста не был достаточно хорошо очищен. Обычно в редуктор попадают маленькие металлические обломки от предыдущего редуктора.
Устранить неисправность можно только с помощью полной разборки редуктора и нахождении детали, которая получила механическое повреждение.
Масляное голодание
При низком уровне масла поломка возникает на среднем редукторе, частью которого является МОД – межосевой дифференциал.
Недостаток масла приводит к большому трению и нагреванию деталей редуктора, часто такая поломка возникает при утечке масла из картера вследствие негерметичности отдельных участков или повреждении целостности конструкции.
Если средний редуктор не успел пострадать, то исправить проблему можно устранив утечку масла и восстановив его нормальный уровень в картере.
Попадание воды в картер моста
При попадании воды смазочное свойство масла снижается, что ведет к повышению трения между деталями редуктора.
Из-за неплотного соединении с редуктором или отсутствия сапуна, трещин в картере,в него может попадать вода.
Прежде чем менять редуктор или его составляющие, обязательно нужно найти причину попадания воды и устранить ее.
Износ редуктора и неправильная эксплуатация КамАЗа
Какие ошибки при эксплуатации могут привести к преждевременному износу редуктора?
Некоторые водители проходят крутые повороты при включенном межколесном блокираторе. Также быстрее изнашивается редуктор, не предназначенный к определенным условиям: частое применение автомобилей с редуктором, ПЧ которого ниже 5.43, на участках со сложным рельефом, бездорожье, в горной местности, приводит к поломке редуктора.
Несвоевременное ТО также имеет большое влияние на качество и длительность работы редуктора.
Как отрегулировать
Регулировка редуктора моста в КамАЗах заключается в настройке таких параметров, как:
- натяжение кольца конических роликоподшипников;
- дифференциал;
- боковой зазор в зацеплении пары шестерен;
- пятно контакта.
При ремонте среднего редуктора технические данные должны быть соблюдены; номинальные значения зазоров и допусков выдержаны.
Для точной регулировки натяга необходимо:
- Уменьшить размеры шайбового пакета на величину осевого сдвига с допуском 0,04-0,06 мм.
- Затянуть крепежную гайку.
- Проверить силу поворота стакана.
- Установить в корпус.
Для регулировки бокового зазора с допустимым значением 0,2-0,35 мм требуются регулировочные шайбы разной толщины.
Дифференциал устанавливают так, чтобы зубчатый венец ведомого колеса находился симметрично ведущему. Настройка производится равномерным затягиванием регулировочных гаек и закручиванием соединительных болтов.
Как снять, разобрать и собрать
Этапы разборки и сборки среднего или заднего редуктора:
- Слив масла.
- Демонтаж ведущего моста в сборе.
- Разборка его на составляющие последовательно:
- ведущая и ведомая шестерни;
- картер;
- коробка дифференциала;
- оси сателлитов.
- Проверка состояния:
- крестовин;
- шеек;
- полуосевых шестеренок;
- привода.
- Замена изношенных изделий.
- Проведение регулировки.
- Сборка моста в обратном порядке.
- Проведение испытания собранного моста на отсутствие скрежета, течи в местах соединения.
После выполнения всех операций собранный механизм устанавливают в рабочее положение.
Разборка ведущей конической шестерни
Чтобы разобрать ведущую коническую шестерню, необходимо снять стакан (6), подшипник (15), шайбу (1) и втулку (2). Далее необходимо выпрессовать ведущий вал заднего моста (4), сжать внутреннее кольцо подшипника (5). Все действия соотносить со схемой 1:
Чтобы снять зубчатое колесо, нужно поставить кромки клиньев (8) в такое положение, при котором они будут между внутренним кольцом подшипника и шестерней. Захваты необходимо завести за клинья (8), удерживая их в этом положении, упереть наконечник (2) в шестерню, снять кольцо.
Разбирать и собирать шестрени и сам редуктор важно в строго определенном порядке, иначе поломка может усугубиться, а регулировка будет более сложной.
Стоимость ремонта и запасных частей
В зависимости от сложности поломки, нужной детали и т.д. стоимость ремонта редуктора будет меняться.
Сколько стоит ремонт редуктора в Москве? Минимальная цена ремонта – 10 тыс. руб., причем ремонт среднего редуктора будет дороже – средняя цена составит 20 тысяч рублей. Отремонтировать задний редуктор немного дешевле – 15.000 руб.
Детали на разные модели КамАЗ также стоят по-разному. Некоторые детали стоят несколько сотен (распорная втулка
650 руб.), а некоторые, например, картер, имеют большой ценовой диапазон – от 4500 до 50000 рублей. Конические шестерни среднего моста стоят около 20 тыс. руб.
С какими поломками редуктора КамАЗ Вы сталкивались? Устранили их самостоятельно или у специалистов?
Особенности диагностики и ремонта редуктора
Измерение уровеня масла и его замена в редукторе
Первым делом необходимо выкрутить пробку на контрольном отверстии картера, если масло не потекло, значит, его необходимо долить, до тех пор, пока оно не начнет капать.
Замена масла в картере моста осуществляется следующим образом:
— выверните пробки контрольного, сливного и заливного отверстий;
— слейте отработавшее масло;
— закрутите на место пробку сливного отверстия;
— залейте 5-6 литров масла (И-12, ИС-21) или дизельного топлива;
— заведите двигатель, включите третью передачу и дайте мотору поработать на частоте менее 1000 оборотов в минуту около 3-4 минут;
— заглушите двигатель, открутите пробку и слейте промывочную жидкость;
— вновь закрутите пробку сливного отверстия;
— залейте свежее масло и закрутите все пробки.
Не забудьте прочистить сапуны мостов: их промывают дизельным топливом и продувают сжатым воздухом.
Регулировка редуктора
Регулировка редуктора моста в КамАЗах заключается в настройке таких параметров, как:
— натяжение кольца конических роликоподшипников;
— дифференциал;
— боковой зазор в зацеплении пары шестерен;
— пятно контакта.
Предварительный натяг подшипников на колёсных парах регулируется в следующем порядке:
— уменьшить общую толщину пакета регулировочных шайб на величину осевого перемещения плюс 0,04-0,06 мм. Для этого можно отшлифовать или заменить одну шайбу;
— затянять крепёжную гайку фланца конической шестерни (усилие от 240 до 360 Н);
— далее необходимо проверить силу проворачивания стакана подшипников. Она должна быть 11,4-22,8 Н, или 1,14-2,28 кгс. при непрерывном вращении подшипника в одну сторону (не менее 5 оборотов).
Если полученные значения отличаются от необходимых данных, то повторите регулировку.
Когда натяжение подшипников ведущей и ведомой шестерён отрегулировано, они устанавливаются в картер. Затем нужно отрегулировать боковой зазор с помощью регулировочных шайб (допустимое значение от 0,20–0,35 мм).
Перед настройкой дифференциала нужно установить его так, чтобы зубья ведомой шестерни были симметричными зубьям ведущего цилиндрического колеса. Потом следует затянуть болты с усилием 100–120 Н. Настройка дифференциала включает в себя такие действия:
— равномерное подтягивание регулировочных гаек с обеих сторон до получения зазора между подшипниковыми покрышками;
— замер зазора (значение должно быть равно 0,1–0,2 мм);
— затягивание крепёжных болтов крышек с силой 250–320 Н.
Разборка редуктора заднего или промежуточного моста автомобилей КамАЗ
1. Слив масла
2. Демонтаж ведущего моста в сборе
3. Разборка его на составляющие последовательно: ведущая и ведомая шестерни, картер, коробка дифференциала, оси сателлитов.
4. Проверка состояния: крестовин, шеек, полуосевых шестеренок, привода.
5. Замена изношенных изделий
6. Проведение регулировки
7. Сборка моста в обратном порядке
8. Проведение испытания собранного моста на отсутствие скрежета, течи в местах соединения