Ремонт пожарных автомобилей приказ 737
- Нормативная база
- Приказы МЧС
- Приказ МЧС России от 01.10.2020 № 737
Приказ МЧС России от 01.10.2020 № 737
«Об утверждении Руководства по организации материально-технического обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
В соответствии с абзацем двадцать первым подпункта 3 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 1 , приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Руководство по организации материально- технического обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 18.09.2012 № 555 «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2882
Содержание:
I. Общие положения
Цели материально-технического обеспечения
Задачи материально-технического обеспечения
Виды материально-технического обеспечения
II. Организация материально-технического обеспечения
Система и структура материально-технического обеспечения
Организация планирования материально-технического обеспечения
III. Должностные лица, организующие материально-техническое обеспечение
IV. Организация технического обеспечения
Организация эксплуатации техники
Классификация техники и технического имущества
Категорирование техники и имущества
Учет техники и имущества
Прием, ввод в эксплуатацию техники
Подготовка техники к использованию
Порядок эксплуатации техники
Особенности эксплуатации отдельных видов транспортных средств
Особенности эксплуатации техники караулов (дежурных смен, расчетов)
Эксплуатация электрогазовой техники
Контроль технического состояния техники
Особенности технического обслуживания техники караулов (дежурных смен, расчетов)
Планирование эксплуатации и учет использования техники
Особенности планирования эксплуатации и учета использования техники подразделений ФПС ГПС территориальных органов
Мероприятия по повышению эффективности использования техники и экономии моторесурсов
Организация контроля за использованием техники
Особенности ремонта пожарной техники
Требования, предъявляемые к пожарной технике и пожарно-техническому вооружению и оборудованию
Парки, внутренний порядок парков
Происшествия с техникой и мероприятия по их предупреждению
Предупреждение и учет ДТП
V. Организация материального и квартирно-эксплуатационного обеспечения
Обеспечение горючим, смазочными материалами, специальными жидкостями и техническими средствами службы горючего
Организация заправки горючим, смазочными материалами, специальными жидкостями
Организация контроля и учета горючего, смазочных материалов, специальных жидкостей и технических средств службы горючего
Порядок действий должностных лиц территориальных органов (учреждений) при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ, приемке, хранении, выдаче (обращении) специальных жидкостей и масел, содержащих ядовитые компоненты
Меры предосторожности при обращении со специальными жидкостями и маслами, содержащими ядовитые компоненты
Особенности транспортирования специальных жидкостей и масел, содержащих ядовитые компоненты
Особенности хранения специальных жидкостей и масел, содержащих ядовитые компоненты
Особенности отгрузки и выдачи специальных жидкостей и масел, содержащих ядовитые компоненты
Особенности применения специальных жидкостей и масел, содержащих ядовитые компоненты
Порядок проверки учета, хранения, расхода и правомерного списания специальных жидкостей и масел, содержащих ядовитые компоненты
Порядок сбора, хранения и утилизации отработанных специальных жидкостей и масел, содержащих ядовитые компоненты
VI. Обеспечение повседневной деятельности учреждений (подразделений) МЧС России
Обеспечение повседневной деятельности подразделений ФПС ГПС
Обеспечение повседневной деятельности спасательных воинских формирований
Обеспечение повседневной деятельности образовательных учреждений высшего образования МЧС России
Обеспечение повседневной деятельности подразделений Государственной инспекции по маломерным судам
Обеспечение повседневной деятельности поисково-спасательных формирований
Обеспечение повседневной деятельности авиационно-спасательных центров
VII. Организация материально-технического обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Организация материально-технического обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в зоне радиационного, химического и биологического заражения
VIII. Хозяйственная деятельность учреждений МЧС России в условиях аутсорсинга
Особенности хозяйственной деятельности при передаче сторонней специализированной организации функций по организации питания
Особенности хозяйственной деятельности при передаче сторонней специализированной организации функций по помывке личного состава и стирке (химической чистке) предметов вещевого имущества
IX. Организация контроля за материально-техническим обеспечением
Организация контроля за материально-техническим обеспечением
X. Контроль качества поставляемой техники и имущества (организация приемки продукции)
XI. Порядок приема (сдачи) дел и должности лиц, ответственных за материально-техническое обеспечение
Прием (сдача) дел и должности руководителем подразделения МТО территориального органа (учреждения)
Виды ТО пожарных автомобилей
Исправность техники, задействованной при тушении пожара, – одна из составляющих успеха всей операции. Именно поэтому приказом МЧС РФ № 555 от 18.09.2019 утверждена «Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В ней прописан порядок, сроки и виды ТО пожарных автомобилей.
Регулярное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации всех видов пожарных автомобилей. Оно обеспечивает:
- постоянную боеготовность техники;
- безопасность эксплуатации автомобилей;
- обнаружение изношенных деталей;
- продление межремонтных промежутков;
- сокращение расхода горючего.
ТО проводится в пунктах постоянной дислокации автомобилей. Если техника находится на выезде, то ее обслуживание проводится посредством задействования подвижных средств или сторонними организациями, уполномоченными проводить данный вид работ.
Виды техобслуживания
Техническое обслуживание техники, используемой при ликвидации огня и последствий ЧС, зависит от периодичности ее эксплуатации и типа машин. Это комплекс мер планово-предупредительной системы. Они проводятся по графику. Сколько видов ТО пройдет машина, зависит от условий содержания пожарных автомобилей.
Проводимые в рамках техобслуживания операции делятся по категориям:
- моечные;
- смотровые, или диагностические;
- крепежные;
- пускорегулировочные;
- топливно-заправочные;
- смазочные;
- шинные.
Первое ТО
График проведения ТО-1 составляет начальник технического отдела пожарной части и согласовывает его с начальником гарнизона. Периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже одного раза в месяц или через каждые 1500 км пробега. Специальную технику проверяют строго раз в месяц или при пробеге 1000 км. При этом важно учитывать общий пробег, который составляет расстояние, пройденное на выезде, и работу мотора при активации насоса.
В первом ТО важно соблюсти порядок действий:
- Обслуживание автомобиля в месте постоянной дислокации на специальном техпосту. На этом этапе машину полностью промывают, смазывают все вращающиеся и перемещающиеся детали, подтягивают крепежи.
- Диагностика, включающая в себя оценку работы осветительных приборов, наноса и всех коммуникаций.
- После проверки боевую техническую единицу заправляют топливом и огнетушащими средствами, а также проводят окончательную регулировку деталей.
Все процедуры ТО-1 проводит экипаж машины в свободное от дежурства время. Руководителем назначается старший водитель. Весь комплекс мероприятий в рамках первого технического обслуживания проводится за 2 дня.
Если в ходе диагностики были выявлены неполадки, выполняют текущий ремонт: сварочные работы, замену дисков сцепления, элементов управления и ходовой части. На каждый вид назначают ответственных, которые делают отметки о проведенных мероприятиях в специальном журнале.
Второе ТО
Его проводят раз в год или после каждых 7000 км пробега. Для спецтехники показатель уменьшается до 5000 км. Обслуживание также проводит экипаж, но уже не на месте дислокации, а в пожарно-техническом центре.
ТО-2 полностью дублирует первое, но с более углубленной диагностикой состояния машины. На этом этапе проверяют:
- раму, кабину, кузов;
- мотор;
- сцепление;
- трансмиссию;
- карданный вал;
- рулевое управление;
- передний и задний мосты;
- аккумулятор;
- тормозную систему;
- осветительный комплекс;
- водяной резервуар и емкость для средств пожаротушения;
- насос;
- систему подогрева резервуара;
- место для пожарного расчета.
На ТО-2 для основных ПА отводится 2 дня, для спецтехники – 3 суток, а для машин типа АЦЛ и АЦПК – 5. Пятидневная проверка предусмотрена и для машин, находящихся в эксплуатации более 10 лет.
Сезонное
Технику обязательно готовят к смене сезона. Как правило, стараются совместить СО с одним из ТО, обычно первым. И только в северных регионах СО считается отдельным видом обслуживания ПА. В его рамках проводят:
- прочистку охлаждающего контура;
- диагностику кранов и слива тормозной системы;
- замену смазки всех агрегатов;
- проверку карбюратора и топливного насоса;
- очистку бака горючего;
- тестирование аккумулятора на стенде.
Ежедневное
ЕТО – проверка автомобиля при каждой смене караула. Экипаж обязан убедиться, что принимает технику в исправном состоянии. Ответственным назначается командир отделения. При ЕТО необходимо завести ПА и убедиться в корректной работе его двигателя, насоса и всех агрегатов. Второй этап – заправка топливом, маслом, водой и ОТС.
В момент проведения проверки следует придерживаться регламента работы ДВС:
- ПА общего назначения с мотором с карбюратором – 3 мин.;
- ПА целевого использования на дизеле с многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
- ПА специального типа – 7 мин.;
- АЛ и АЦПК – 10 мин.
Ответственность за состояние машины лежит на сдающем карауле. Если выявлены неисправности, то их пытаются устранить на месте. В работе принимают участие водительский состав обеих смен. Если требуется ремонт, ПА отправляют в специальный бокс. Все действия фиксируют в журнале учета с указанием числовых данных (уровень масла, напряжения, давление пневмосистемы, люфт руля и т.д.).
Каждые 10 дней при ЕТО проверяют плотность электролита, давление в шинах и фиксацию колесных гаек.
ТО на пожаре и АСР
Во время непосредственной работы машина испытывает большие нагрузки, поэтому даже во время пожара проводят обслуживание основных механизмов системы. Комплекс мер состоит в следующем:
- выведение пожарной единицы из зоны огня;
- устранение перегибов рукавов и всасывающих сопел;
- смазка уплотнителей через каждые 60 минут работы;
- проверка двигателя и наноса на протечки;
- диагностика нагрева охлаждающей жидкости;
- контроль уровня масла в двигателе;
- очистка пенообразователя и каналов от ВМП;
- заполнение резервуара водой после окончания работ по пожаротушению;
- откачка остатков воды из наноса.
ТО в зависимости от вида ПА
При повседневной эксплуатации периодичность и объем работ в рамках ТО зависит от вида пожарных автомобилей и определяется не только приказом МЧС, но и инструкциями предприятия-изготовителя. Оно включает все основные виды обслуживания по заранее утвержденному в подразделении графику.
Автомобили, находящиеся на хранении, обслуживают строго по инструкции производителя. Это может быть ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание и регламентные работы. Обязательно проверяют состояние защитных покрытий и герметизирующей оклейки. Также очищают технику от пыли и грязи.
Меры безопасности при проведении техобслуживания
Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.
- Все операции с машинами проводят на постах и в помещениях, оборудованных естественной и принудительной вентиляцией.
- Работы проводят на смотровых ямах, ширина которых соответствует колее автомобиля. Чтобы избежать сползания и опрокидывания машины в канаву, вдоль движения по ней устанавливают железобетонные или металлические реборды.
- Ямы, не задействованные при обслуживании и ремонте, во избежание падения в них людей накрывают металлическими щитками.
- В помещениях обязательно должны быть газоотводы от выхлопных труб. Они всегда подключаются к выхлопной системе ПА, поступившего на осмотр, и саморазмыкаются с началом движения машины.
- Запрещено выполнять диагностику трансмиссии при работающем двигателе.
- Нельзя выполнять работы с ПА, подвешенным только на подъемных механизмах без дополнительной фиксации.
- Не допускается промывать детали легковоспламеняющимися жидкостями.
Виды ремонта
Если во время диагностики определяют поломку, то ПА переводят в ремонт. В рамках ТО он может быть капитальный, средний и текущий.
- Капитальный предполагает полное восстановление работоспособности агрегатов машины. Их разбирают, меняют изношенные детали, собирают и проводят наладку. Капремонту подвергают двигатель, сцепление, коробку передач, насосы, коробку отбора мощности.
- Средний ремонт – замена двигателя, проверка целостности всего автомобиля и его полная прокраска.
- Текущий – частичная разборка машины с заменой одного или нескольких агрегатов. Проводят крепежные, регулировочные, смазочные, сварочные работы. Текущий ремонт должен гарантировать целостность узлов до следующего ТО-2.
Соблюдение регламента ТО помогает продлить срок эксплуатации машин и повышает результат проводимой спасательной операции.