- Моторчик омывателя лобового стекла не работает: где находится и что делать
- Особенности устройства
- Причины неисправностей
- Замена
- Моторчик стеклоочистителя
- Что такое моторчик стеклоочистителя?
- Неисправности и ремонт стеклоочистителей
- Видео — Моторчик омывателя чиним своими руками
- Самостоятельный ремонт очистителей ветрового стекла
- Как работают дворники?
- Типовые неисправности очистителя стекла
- Устранение неисправностей
- Дворники заднего стекла
Моторчик омывателя лобового стекла не работает: где находится и что делать
Всем привет! Проблема отказа в работе стеклоочистителя знакома многим. Одной из причин может стать насос, подкачивающий воду к системе. Так что сегодня предлагают обсудить моторчик омывателя лобового стекла.
Внешне элемент совсем небольшой, но играет важнейшую роль в работе форсунок и дворников. По сути, без него вода не сможет из бачка попадать на стекла, а дворники начнут просто елозить по сухой лобовушке, царапая поверхность осевшей пылью или грязью. Ничего хорошего здесь нет.
Особенности устройства
Существуют моторчики нового и старого образца. Последние можно встретить на советских машинах, или на ВАЗ 2107, 2108, к примеру.
В большинстве машин, включая ВАЗ 2109, 2110, 2114, а также иномарках Митсубиси Лансер, Паджеро Спорт или Форд Фокус, уже применяют новые виды моторчиков (насосов) омывателя.
Главными компонентами омывателя выступают:
- форсунки;
- насос (моторчик);
- бачок с омывающей жидкостью.
Форсунки служат для подачи воды на лобовое автомобильное стекло. Потому располагаться они должны так, чтобы выходящая струя жидкости попадала максимально на центр лобовушки. Насос подает воду и бачка. Кстати, на некоторых авто омывательная вода подается не только на ветровое стекло, но и на основные фары впереди и сзади.
Не принципиально важно, какой у вас автомобиль. Это может быть Приора, Хендай Акцент, какая-нибудь Мазда или Тойота. У всех моторчик омывателя работает по одинаковому принципу. Хотя устройство, характеристики и внешний вид могут отличаться.
Насосы подают воду или омывающую жидкость. Если стеклоомыватель не работает, вероятнее всего сломался бачок или сами форсунки. Их можно поменять или самостоятельно отремонтировать.
Если ломается насос, здесь задача немного сложнее. Важно сразу же выявить проблему и устранить поломку. Ездить на машине, да еще и в плохую погоду, когда не работает стеклоочиститель, опасно.
Причины неисправностей
Не спешите во всем винить мотор. Он может работать, а стеклоочиститель не функционирует по другим причинам.
Рассмотрим ключевые причины, из-за которых перестают выполнять свою работу наши с вами дворники.
- Засорение фильтра или жиклера. Частая поломка. Особенно для тех, кто вместо специальной омывательной жидкости использует воду из-под крана. Для решения проблемы нужно демонтировать устройства и промыть систему. Работа не сложная, но деликатная;
- Шланги подачи. Они изнашиваются со временем, теряют герметичность, лопаются. Здесь все просто. Снимите старые шланги и поставьте новые. Их цена копеечная даже на иномарках;
- Неправильное соединение. Выполняя какие-то работы по ремонту самих дворников или рядом расположенных узлов, вы могли разобрать систему омывателя и неправильно ее собрать. Проверьте подключения и исправьте ошибки, допущенные при сборке;
- Вал электромотора и насоса. Бывает так, что соединение между ними слабое или нарушено полностью. Что делать? Верно. Нужно лучше закрепить элемент;
- Поломка моторчика. Случается не так часто, но исключать этот вариант не стоит. Прежде чем менять деталь, попробуйте очистить моторчик, его щетки, избавиться от всех следов коррозии. Иногда это помогает. Если же ремонт не дал результат, поможет замена.
Вот основные причины отказа стеклоочистителя. Не самый сложный механизм в автомобиле, потому отремонтировать его можно своими руками.
Замена
Если старый моторчик вышел из строя, нет смысла пытаться его как-то отремонтировать. Чтобы купить новую деталь, придется потратить совсем немного денег. Да и процедура замены на большинстве автомобилей предельно простая.
Опишу основные этапы работ, связанных с заменой этого элементы системы стеклоочистки любой машины.
- Отключение питания автомобиля. Мера безопасности, без которой дальнейшие работы не имеют смысла. Обязательно снимите минусовую клемму с авто. Это просто, но важно. Иначе вы не просто рискуете спалить проводку, но и сами получить неприятный удар электричеством.
- Поиск моторчика. Все начинается с необходимости определить, где находится ваш мотор стеклоочистителя. Это зависит от вашего автомобиля. На некоторых машинах достаточно поднять капот, и вы сразу же увидите бачок омывателя. Сам моторчик находится на бачке (частично внутри) стеклоочистителя, в который заливается жидкость. Видите бачок? Если да, то вам повезло. Если нет, тогда его придется искать, снимая элементы подкапотного пространства. На некоторых моделях автомобилей бачок прячут так, что приходится демонтировать защиту крыльев.
- Отключите колодки с проводами от моторчика. Затем снимайте сам бачок.
- Шланг и штуцер разъединяются между собой. Не забудьте слить жидкость. Залить новую не составит труда. Да и для профилактики это не помешает сделать.
- С помощью отвертки выталкивается уплотнитель заборника из втулки. Это вам позволит полноценно снять движок стеклоомывателя.
- Не забудьте при обратной сборке установить новую втулку. Она часто приводит к тому, что ломается сама помпа омывателя. Так что старая втулка отправляется на свалку.
- Собирайте узел в обратной последовательности. Тут многие мастера расслабляются, поскольку считают работу сделанной. По факту же обратная сборка вызывает больше проблем, чем демонтаж. Совет от человека, который допускал аналогичные ошибки. То есть от меня. Не пытайтесь запоминать расположение деталей, если вы не уверены в возможностях своей памяти. На что-то отвлеклись, забыли, перепутали. Это бывает с каждым, и ничего страшного тут нет. Для правильной последовательности обратной сборки можно записывать, делать пометки или маркировать детали в порядке их демонтажа. Это упростит задачу все собрать так, как было раньше.
Инструкция ознакомительная, поскольку в зависимости от модели автомобиля процедура может отличаться. Обратитесь за помощью к руководству по эксплуатации вашей машины. Это лучшее наглядное пособие для самостоятельного ремонта.
Ничего сложного в этой работе нет. С ней легко справится даже тот автовладелец, который большинство проблем предпочитает решать с помощью автосервиса. Ремонт обходится в несколько сотен рублей и занимает максимум несколько часов.
Моторчик стеклоочистителя
При движении в условиях выпадения осадков, ветровое стекло покрывается каплями дождя или снегом, которые являются источником ограниченной видимости и ставят под риск управление автомобилем. Нередко возникает вопрос о работоспособности агрегата, предназначенного для очистки лобового стекла от частиц осадков. Постараемся подробно узнать, как проверить мотор стеклоочистителя и контролировать его рабочее состояние.
Что такое моторчик стеклоочистителя?
Все легковые, грузовые и прочие транспортные средства уже с завода обязательно оснащаются механизмами для очистки стекол, теже щетки стеклоочистителя. В стандартном виде, он представляет собой два держателя с резинками на лобовом стекле и один держатель на заднем стекле (для автомобилей с кузовом «универсал» или «хэтчбэк»). Все стеклоочистители поддерживают три режима работы, в процессе которого они передвигаются быстро, медленно или в прерывистом темпе.
Все стеклоочистители снабжаются специальным электродвигателем с редукторной передачей крутящего момента. На валу двигателя крепится два механизма предназначенных для работы стеклоочистителей. Один поворачивает дворники до определенного положения на лобовом стекле, а второй отвечает за перемещение очистителей в исходное положение. Система рычагов поддерживает стеклоочистители на протяжении всей работы.
По сути, электродвигатель вращается без остановок, а за перемещение дворников отвечает специальный механизм, который допускает их поворот и быстрый возврат в исходное положение. Этот механизм называется трапеция стеклоочистителя. Он состоит из комплекса рычагов, которые и перемещают дворники по лобовому стеклу.
Помимо стеклоочистителей, за нормальный обзор на фронтальную часть дороги отвечает и система омывания стекол. Он представляет собой бачок со специальной жидкостью, которая под действием установленного в бачке насоса, закачивается в систему и разбрызгивается на лобовом стекле. Крайне важно, чтобы эти механизмы были всегда в исправном и рабочем состоянии. Это связано с тем, что в запланированный день поездки погода может запросто испортиться и движение с неисправной системой стеклоочистителей может стать очень опасной.
Неисправности и ремонт стеклоочистителей
Причин, по которым стеклоочиститель может не работать достаточно много. Вначале, всегда проверяют состояние электродвигателя. Среди неисправностей можно отметить плохой контакт щеток и коллектора, межвитковые замыкания в обмотках статора или ротора или заклинивание ротора и статора в процессе износа опорных подшипников моторчика. Кроме того, неисправность может коснуться самих контактных соединений между двигателем и проводов электрического питания. Однако, если устранение данных неисправностей не привело к положительному результату, рекомендуем провести капитальный ремонт электрического двигателя.
В случаях, когда проблема кроется не в состоянии электродвигателя, то есть ряд других причин, по которым стеклоочиститель может не работать. Бывают случаи, когда причиной неисправности может стать заедание рабочих частей. Для предотвращения дальнейших поломок, срабатывает биметаллический предохранитель, который уберегает передаточный механизм моторчика от повреждений. Если предохранитель срабатывает, то дальнейшее использование стеклоочистителя невозможно. Проверьте состояние рабочих частей и при необходимости проведите соответствующий ремонт рычагов. После этого, замените использованный предохранитель.
Если механизм стеклоочистителей работает только на одной скорости, то следует обратить особое внимание на состояние переключателя или специального резистора и при необходимости провести его замену. Нередки случаи, когда при работе, стеклоочистители выдают странные звуки при работе. Скрипы и стуки – все это может быть причиной неисправности шарнирного узла механизма. Если вы уверены, что подобные звуки никак не связаны с пылью под резинками или с покрытием стекла, то приобретите ремонтный комплект механизма стеклоочистителя и проведите замену проблемных шарниров.
Однако, если ремонт механизма не дал положительного результата, то рекомендуется провести замену мотора стеклоочистителя. Часто бывает такое, что подшипник двигателя начинает разбалтываться и издавать посторонние шумы при работе. При этом, он ставит под угрозу надежность стеклоочистителей.
Видео — Моторчик омывателя чиним своими руками
Самостоятельный ремонт очистителей ветрового стекла
Очистители стекла, более известные как дворники, не относятся к жизненно важным системам автомобиля. Но их поломка причиняет серьезные неудобства в непогоду и угрожает безопасности движения из-за плохой видимости. К счастью, большинство неисправностей стеклоочистителей можно довольно быстро устранить своими руками, их ремонт осуществить значительно проще, чем, скажем, ремонт АКПП.
Очистители стекла, более известные как дворники, не относятся к жизненно важным системам автомобиля. Но их поломка причиняет серьезные неудобства в непогоду и угрожает безопасности движения из-за плохой видимости. К счастью, большинство неисправностей стеклоочистителей можно довольно быстро устранить своими руками, их ремонт осуществить значительно проще, чем, скажем, ремонт АКПП.
Как работают дворники?
Очиститель ветрового стекла состоит из нескольких элементов:
- электродвигателя с редуктором (моторедуктор);
- реле с переключающими контактами для смены режимов работы;
- рычажного привода;
- шарнирных креплений;
- пары маятниковых рычагов, к которым крепятся щетки;
- щеток, очищающих стекло.
Электродвигатель очистителя стекла может работать от аккумулятора или генератора, а с помощью реле он переключается на доступный источник питания. Схема питания моторедуктора различается в зависимости от модели авто.
В современных автомобилях работой моторедуктора управляет бортовой компьютер, так что его лучше ремонтировать или менять в автосервисе, а самостоятельные работы ограничить заменой щеток.
Благодаря реле очистителя мотор может работать в нескольких режимах:
- прерывистом (совершив один двойной ход, щетки остаются в нижнем положении, а через 3–5 секунд повторяют движение);
- постоянном, с низкой или высокой скоростью движения щеток;
- в некоторых моделях отдельно реализован режим мойки (при включенном омывателе).
Моторедуктор – самый сложный узел стеклоочистителя. Он состоит из якоря с обмоткой, колодок, проводов, шестерни, концевого выключателя с пружинной пластиной и стойкой. Также в его состав может входить многоразовый термобиметаллический предохранитель для защиты от перегрузок.
Посредством системы рычажного привода энергия вращения двигателя преобразуется в маятникообразные движения рычагов, вместе с ними движутся щетки. Каждая описывает полукруг, и резиновая или силиконовая лента, прижимаясь к стеклу, удаляет влагу и загрязнения. Иногда очиститель необходимо использовать в комплексе с омывателем стекла. Конструкция очистителей передних и задних стекол в общих чертах сходная, но сзади не используется реле, поэтому различается набор режимов работы.
Щетки имеют разную конструкцию. Они бывают:
- каркасные, с подвижными коромыслами, обеспечивающими максимально плотное прижатие чистящей ленты к стеклу;
- бескаркасные, в которых чистящая кромка крепится к жесткой металлической основе, а кривизна изгиба кромки обеспечивается пружинным механизмом.
Типовые неисправности очистителя стекла
Неполадки в работе стеклоочистителя могут быть связаны с поломкой моторедуктора, реле, переключателя, а также износом или деформацией механических деталей. Чаще всего возникают такие проблемы:
- электродвигатель не включается (не слышен характерный шум, сопровождающий его работу);
- прекращается работа электродвигателя вследствие срабатывания предохранителя;
- двигатель не переходит в прерывистый режим или режим мойки;
- в прерывистом режиме щетки двигаются без положенной остановки;
- маятниковые рычаги и щетки не приходят в движение при работающем моторедукторе;
- дворники движутся слишком медленно, с трудом;
- щетки не возвращаются в исходное положение;
- щетки движутся, но очистка неудовлетворительная.
Устранение неисправностей
Низкое качество очистки стекла обычно связано с износом чистящей ленты, а также загрязнением шарниров в каркасных щетках и ограничением подвижности коромысел. Эту проблему решить проще всего:
- В каркасных щетках меняется чистящая лента. Щетки нужно предварительно демонтировать, вынуть изношенный элемент, установить на его место новый, зафиксировать стальными пластинами и закрепить щетку на рычаге.
- Бескаркасные щетки меняются целиком.
Иногда лента в хорошем состоянии, но щетки оставляют разводы, потому что засорились пазы, в которых держится лента. В этом случае их просто следует почистить. Если металлический каркас покрылся ржавчиной, а коромысла утратили подвижность, щетки лучше заменить целиком.
Чистящая лента стоит недорого, но некоторые автомобилисты не спешат ее менять. Восстановить эластичность ленты можно, окунув ее в бензин и промыв теплым мыльным раствором, после этой процедуры полезно покрыть ленту силиконовой смазкой. Следы жира хорошо удаляются уайт-спиритом. Износившуюся, скругленную кромку можно выровнять с помощью мелкозернистой наждачки, приклеенной к твердой основе.
Замедленное движение дворников может быть связано:
- С износом моторедуктора. Его необходимо разобрать, почистить, смазать, при критическом износе – заменить.
- С коррозией, загрязнениями, недостаточностью смазки подвижных соединений. Вся механическая часть демонтируется, разбирается, очищается, смазывается.
- С ошибкой, допущенной в процессе монтажа, которую нужно выявить и устранить.
Неправильная сборка также может приводить к тому, что дворники не возвращаются в парковочную позицию. Еще одна причина этой проблемы – износ или поломка шлиц привода, в этом случае их нужно заменить.
Проблемы в работе электродвигателя могут быть связаны как с его поломкой, так и с механическими неполадками. В случае повреждения самого моторедуктора лучше всего заменить его целиком. Но если проблему можно устранить путем замены поврежденной шестерни, чистки загрязненного коллектора и регулировки концевого выключателя, можно избежать замены.
Если двигатель не включается, нужно выполнить ревизию проводов питания, проводов обмотки, коллектора, щеток, а также подрулевого переключателя, в состав которого входит переключатель очистителя.
- Поврежденные провода питания заменяются целыми, окислившиеся наконечники зачищаются.
- Вышедший из строя переключатель меняется.
- Загрязненный коллектор можно почистить, продуть внутренние полости и зачистить шкуркой поверхность.
- В случае прогорания коллектора лучше заменить моторедуктор.
- Замена моторедуктора также рекомендована при обрыве проводов обмотки, хотя можно заменить только якорь.
Отключение двигателя вследствие срабатывания предохранителя может быть вызвано коротким замыканием в обмотке, в этом случае моторедуктор подлежит замене. Но довольно часто аварийное отключение связано со стопорением щеток вследствие их примерзания к стеклу, деформации рычагов, попадания постороннего предмета в механизм. В этом случае нужно устранить причину. Примерзшие щетки аккуратно отделяются от стекла с помощью скребка, чтобы не повредить чистящую кромку, но лучше дождаться оттаивания. Механизм очищается от загрязнений и посторонних предметов, стопорящих его работу. Деформированные элементы привода выравниваются, а при выраженной деформации заменяются новыми. После устранения причины срабатывания предохранителя перегоревший одноразовый заменяется новым, термобиметаллический можно снова использовать.
Нарушения работы очистителя в прерывистом режиме чаще всего связаны с повреждением реле или переключателя. Если щетки в прерывистом режиме движутся без пауз, а с реле все в порядке, может не срабатывать концевой выключатель. В этом случае нужно его отрегулировать, подогнуть контакты или пружинную пластину, которую отгибает кулачок шестерни. Возможно также, что контакты концевого выключателя загрязнились и нуждаются в зачистке.
Когда же щетки не движутся при работающем двигателе, проблема кроется в шестерне моторедуктора, необходимо произвести ревизию самой шестерни и кривошипа на ее оси:
- если поломаны зубья шестерни, ее нужно заменить;
- если ослабло крепление кривошипа, нужно до предела затянуть гайку.
Дворники заднего стекла
Неполадки в работе очистителей заднего стекла обычно связаны с подрулевым переключателем, моторедуктором, проводами питания, поломкой зубцов привода, износом щеток. Реле на работу задних очистителей не влияет, так что его неисправность можно исключить. Методы устранения прочих поломок такие же, как и для передних очистителей.
Ремонт очистителей ветрового стекла в основном сводится к замене поврежденных компонентов, зачистке деталей электродвигателя, чистке и смазке подвижных сочленений, выпрямлению деформированных рычагов. Затраты на проведение ремонта невелики, а использование контрактных запчастей от JapZap позволит свести их к минимуму. Порядок демонтажа и монтажа разных компонентов этого узла может отличаться в разных автомобилях, но общие принципы устранения неполадок совпадают.