- Ремонт генератора ВАЗ своими руками
- Диагностика генератора
- Видео
- Ремонт генератора ВАЗ-2101, 2102, 2105, 2106, 2107, 2108, 2110
- Грамотный ремонт генератора Ваз 2106 своими силами
- Как сделать ремонт генератора своими руками?
- Ремень привода и проверка его натяжения
- Регулировка
- Замена ремня натяжения
- Замена и ремонт генератора
Ремонт генератора ВАЗ своими руками
Каждый механизм в машине выполняет свои функции, с которыми, в случае его поломки, не смогут справиться остальные составляющие части автомобиля. Не стал исключением в данном правиле и генератор.
Основная задача этого прибора состоит в принятии механической энергии для дальнейшего преобразования ее в электрический ток, который в свою очередь непрерывно подзаряжает аккумуляторную батарею и питает всю бортовую электросеть транспортного средства. В данной статье мы опишем последовательность действий, которые помогут автолюбителю осуществить диагностику и ремонт генератора ВАЗ своими руками. Самостоятельно выполненные ремонтные работы позволят хозяину автомобиля не только лучше разобраться в устройстве своей машины, но и сэкономить при этом значительную сумму денежных средств.
Ремонт генератора ВАЗ своими руками – это достаточно простая работа, однако для успешного ее выполнение от владельца транспортного средства потребуется усидчивость, внимательность и хотя бы общее представление о том, как устроен моторный отсек в его машине.
Проверьте ремень визуально
Признаки, указывающие на возможную неисправность генератора:
- мигающая контрольная лампа, расположенная на панели приборов;
- преждевременная разрядка аккумулятора;
- перезаряд аккумуляторной батареи и выкипание электролита;
- снижение яркости света фар;
- посторонние шумы, возникающие во время работы генератора и т.д.
Диагностика генератора
Схема проверки степени натяжения
Перед разборкой генератора необходимо проверить состояние ремня генератора и его натяжку. Вохможно, проблема в нем. Если внешний вид ремня и степень его натяжения не вызывает нареканий, можно переходить к ремонтным работам генераторной установки.
Для демонтажа генератора нужно выполнить следующие действия.
- При помощи маркера или фломастера на поверхности генератора необходимо начертить продольную линию, которая будет ориентиром правильной установки прибора во время монтажных работ. Верхнюю крышку корпуса необходимо снять, предварительно отжав фиксирующие ее защелки. На следующем этапе с регулятора напряжения надо открутить крепежные винты и отсоединить провод от его клеммы, после чего устройство, вместе со щеткодержателем, подлежит демонтажу.
- Далее нужно выкрутить все крепежные винты конденсатора, отвести провода с клеммой и снять конденсатор и выпрямительный блок. После этого на выпрямительном блоке нужно найти контактный болт, открутить с него гайку и снять шайбу с распорной вилкой. В случае необходимости испорченный конденсатор подлежит замене. Затем нужно снять крышку генератора и достать из него ротор, предварительно открутив все фиксирующие его элементы. После этого следует вынуть дистанционное кольцо, расположенное в валу ротора, и визуально осмотреть контактные кольца на наличие видимых повреждений их поверхностей. Незначительные дефекты можно попробовать убрать при помощи наждачной бумаги с мелкой степенью зернистости. Существенные повреждения можно попробовать устранить при помощи токарного станка, после чего поверхность детали еще раз обработать мелкой наждачной бумагой.
Проверка генератора ВАЗ
- Величину сопротивления обмотки ротора можно измерить специальным измерительным прибором омметром. В случае обрыва обмотки стрелка омметра укажет на символ «∞», после чего испорченный ротор необходимо будет поменять на новый.
- На наличие замыкания обмотку ротора можно проверить при помощи специальной контрольной лампы. Если замыкание обнаружено – ротор подлежит замене.
- После проверки ротора следует приступить к диагностике статора. Его нужно тщательно осмотреть, при этом особое внимание должно быть уделено внутренней его стороне. Если при ее визуальном обследовании обнаружены следы ударов якоря о прибор, то необходимо произвести замену подшипника, либо крышки генерирующего устройства (в некоторых случаях меняется совокупность этих составных частей). Затем обмотка статора проверяется на наличие обрывов при помощи тестовой лампы.
- Внимательно осматривается подшипник крышки генератора. Во время его вращения не должно быть люфтов между кольцами. Также не допускается наличие видимых повреждений детали, равно как и присутствие пятен подтекающей смазки. При любых отклонениях от нормы крышка генератора, вместе с завальцованным в нее подшипником, меняется на новую запчасть. Аналогичным образом следует поступить с подшипником, находящимся возле контактных колец.
- Последний этап наиболее сложный, т.к. генератор нужно собрать в обратном порядке, после чего правильно закрыть крышку (согласно ранее установленной метке).
Как устроен генератор
Если вы не уверены в том, что сможете самостоятельно проделать все необходимые для ремонта генератора работы, то лучше отогнать машину на специализированную станцию технического обслуживания, где ваше четырехколесное средство передвижения отремонтируют профессионалы.
Видео
Если вас интересует видео по ремонту генератора, смотрите ролик ниже:
Ремонт генератора ВАЗ-2101, 2102, 2105, 2106, 2107, 2108, 2110
К наиболее распространенным неисправностям генератора автомобилей ВАЗ (ВАЗ-2101, 2102, 2105, 2106, 2107, 2108, 2110) можно отнести: износ или зависание щеток, замасливание или загрязнение контактных колец, окисление контакторов, обрыв обмотки возбуждения, износ пружин на якорях реле напряжения.
Проверить, исправен ли генератор можно при помощи амперметра или контрольной лампы. При зажигании на приборной панели должна загореться красная лампочка, а стрелка амперметра должна скакнуть влево. После набора оборотов стрелка амперметра отклоняется вправо, и контрольная лампа гаснет.
Для проверки исправности генератора ВАЗ контрольной лампой необходимо подсоединить один провод на массу генератора, а второй — на клемму «+». Если лампа не загорается, значит генератор работает исправно. Если при изменении оборотов амперметр продолжает показывать разрядку, то необходимо проверить качество контакта в направлении «генератор-аккумулятор».
В ходе ремонта генератора убедитесь, что крепления проводов на зажимах регулятора и генератора надежны. Далее следует снять щетки и щеткодержатель, а контактные кольца тщательно протереть смоченной в бензине тканью. Также необходимо проверить состояние щеток генератора, в случае износа на две трети их необходимо заменить.
Также следует проверить натяжение приводного ремня генератора. Если необходимо, подтяните его, но не перестарайтесь, так как излишнее натяжении тоже отрицательно скажется на работе генератора.
Осмотрите все зажимы: генератора, реле-регулятора, двигателя, брызговика. Сам генератор следует отчистить от грязи, труднодоступные места стоит продуть насосом. Если причина неисправности кроется в неисправности отдельных частей генератора автомобиля ВАЗ, то его стоит разобрать и продолжить ремонт.
В процессе ремонта генератора ВАЗ следует проверить и силу тока в аккумуляторе. Подсоедините амперметр, если прибор показывает излишне большой показатель, а электролит закипает, то следует заменить реле-регулятор, так как он вышел из строя.
Грамотный ремонт генератора Ваз 2106 своими силами
Замена генератора на автомобиле – распространенная процедура. Стоит генератор недешево и поэтому некоторые водители научились самостоятельно его ремонтировать.
Ничего сложного в этом, в принципе, нет. Тем паче, если воспользоваться нижеописанной пошаговой инструкцией.
проверка натяжения ремня генератора
Как сделать ремонт генератора своими руками?
Генератор автомобиля – механизм важный. От него зависит многое и без нормальной его работы, далеко не уедешь. Неисправности генератора на машине связаны, как правило, сбоями в работе аккумулятора.
Ремонт генератора ваз 2106 неизбежен в этих случаях. Он может быть полным или частичным и все зависит от причины сбоев.
Чаще всего они бывают связаны с ремнем натяжения или подшипниками.
Ремень привода и проверка его натяжения
Начинают проверку генератора с ремней привода, вернее его достаточного натяжения.Натяжение ремня — важная составляющая правильной работы генератора.
Можно уверенно сказать, что от правильно натянутого ремня зависит работа водяного насоса и даже подшипника самого коленвала. Ослабление ремня не дает вырабатывать достаточного количества электричества для нормальной работы аккумулятора.
При слишком сильном его натяжении нередко ломается и сам генератор. На каждые 15 т. километров ремень рекомендуется сменять. Ну, а когда на нем замечаются трещины, разрывы или расслоения, то тем более.
Итак, начинаем проверку.
Для этого:
- заглушаем автомобиль (желательно, чтобы он стоял на яме, так как работать с ремнем удобнее под машиной);
- поднимаем автомобиль на домкрат, если он не поставлен на яму;
- снимаемзащитныйкартер;
- поджимаем ремень рукой вверх по центру между шкивами генератора и коленвалом (нажимаем не сильно);
- измеряем величину прогиба с помощью линейки (она должна быть не более 10-15 мм).
Регулировка
Несоответствие величины прогиба с необходимыми цифрами вынуждает провести регулировку ремня натяжения.
Регулировка ремня ваз 2106, ремонт генератора которого непосредственно от этого зависит, подразумевает следующее:
- ослабление нижних и верхних гаек крепления генератора;
ослабление нижних и верхних гаек крепления генератора
- отведение генератора от блока цилиндров;
- поворачивание болта по часовой стрелке (хватит двух полных оборотов);
болт регулировки ремня привода
- проверка натяжение ремня (если ремень натянулся слишком, значит нужно повернуть болт против часовой стрелки);
- закрепление генератора на место.
Генератор ваз 2106, ремонт которого связан с ремнем натяжения подразумевает грамотный подход к делу. Ведь при большом натяжении возможны повышенные нагрузки на подшипники самого генератора и натяжного ролика, вследствие чего они быстро выйдут из строя.
При слабом натяжении ремня, он будет постоянно проскальзывать на шкивах, что непосредственно повлияет на работу аккумуляторной батареи.
Замена ремня натяжения
В случаях, когда ремень невозможно отрегулировать, его заменяют.
И для этого проводятся действия следующего толка:
- ослабляются болты на верхнем и нижнем креплении генератора (регулировочный болт также откручивается наполовину);
- генератор передвигается как можно ближе к цилиндрам;
- ремень снимается со шкива генератора и коленвала;
- новый ремень надевается вначале на шкив коленчатого вала и затем уже на шкив генератора (при затруднении рекомендуется поворачивать коленвал медленно до тех пор, пока ремень не оденется);
- проверить натяжение ремня.
Замена и ремонт генератора
Часто причина сбоя генератора заключена внутри него. Для этого необходимо генератора снять и разобрать.
Итак, проводим следующие действия:
- снимаем генератор;
- намечаем на нем фломастером продольную метку (она пригодится при сборке);
намечение продольной линии на генераторе маркером
- отжимаем вручную защелки на верхней крышке (их бывает три);
- снимаемкрышку;
- откручиваем два винта, крепящие регулятор напряжения;
- отосединям провод от регуляторной клеммы;
- откручиваемвинт, фиксирующийконденсатор;
- откручиваем винты, фиксирующие сам блок (их должно быть четыре);
- отводим три провода с клеммами, дабы снять выпрямительный блок;
снятие выпрямительного блока
- откручиваем гайку контактного болта с выпрямительного блока;
- снимаем шайбу с распорной вилкой;
- меняемконденсатор;
- наконечник провода конденсатора снимаем с контактного болта;
- откручиваем четыре винта, зажимающие плоские и пружинные шайбы (зажаты они очень крепко, поэтому рекомендуется использовать удлинитель на ключ);
- поддеваем отверткой крышку генератора со стороны контактных колец;
- ротор генератора зажимаем в тисках и откручиваем гайку, фиксирующую шкив;
- снимаем сам шкив и пружинную шайбу;
- снимаемупорнуюшайбу;
снятие гайки, фиксирующей шкив
- Данное видео поможет разобраться в деталях
- со стороны привода находится ротор, который следует снять;
- достаем дистанционное кольцо из вала ротора;
- проверяем контактные кольца и если они имеют задиры, трещины и тому подобные дефекты, требуется прошлифовать их мелкой наждачной бумагой (нередко это делается и на токарном станке, с последующей обработкой наждачной бумагой);
- при помощи омметра проверяем сопротивление обмотки ротора, путем подсоединения проводов к контактным кольцам (если тестер показывает бесконечное значение, значит наличествует обрыв и ротор следует заменить);
- проверяем контрольной лампой наличие замыкания в обмотке корпуса ротора (на фото внизу видно, как это сделать);
проверка обмотки ротора
- переходим к осмотру статора;
- осматриваем его внимательно, пытаясь найти следы задевания якоря (если наблюдаются подобные симптомы, проводится замена подшипников или же общей крышки генератора вместе с подшипниками);
- проверяем омметром на обрыв обмотку статора (для этого подключаем тестовую лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока к корпусу – если лампочка загорается, значит обмотку или весь статор требуется заменить);
- ремонт генератора своими руками подразумевает и осмотр крышки генератора со стороны привода (если чувствуется люфт при вращении подшипника или заклинивание, или есть следы подтекания смазки, или обнаружены трещины в местах крепления, значит необходимо заменить крышку вместе с подшипниками);
- необходимо, также проверить свободность вращения подшипника (если чувствуется люфт между кольцами или заклинивание, подшипник заменяется);
- проверяем крышку генератора со стороны контактных колец (при обнаружении серьезных дефектов, она заменяется на новую);
- собираем все в обратном порядке, как указывает инструкция (правильно следует закрыть крышку, на которой намечена маркером линия, а пружинную шайбу шкива ставим выпуклой стороной к гайке).
На этом ремонт генератора автомобиля Ваз 2106 заканчивается. Только необходимо выделить несколько моментов. При затягивании последней пружинной шайбы, можно использовать момент 39-62 H.м.
Чтобы было удобнее работать с гайками крепления генератора, аккумуляторную батарею нужно снять. Для удобства откручивания гаек желательно использовать головку с карданным шарниром и удлинителем.
В работе с генератором рекомендуется использовать ключи на 10, 17 и 19. Снятие генератора желательно проводить на смотровой яме или после поднятия автомобиля на домкрат. Вот и все дела!
Данная выше пошаговая инструкция поможет многим автолюбителям неплохо сэкономить, ведь цена на новый генератор сегодня довольно велика.