Как звучит восстановленный мотор V16 болида «Формулы-1» 50-х годов
На YouTube-канале British Racing Motors BRM недавно обнародовали небольшой ролик, в котором можно услышать, как звучит восстановленный мотор V16 болида P15, в начале 50-х годов прошлого века принимавшего участие в гонках «Формулы-1».
В этом году гоночная команда BRM отмечает 70-летний юбилей. К этому событию мастера ателье Hall and Hall приурочили выпуск трёх копий болида P15, в начале 50-х годов принимавшего участие в «Формуле-1», но так и не ставшего победителем из-за проблем со стартом. Последние возникли вследствие дефекта в моторе V16, которым была оснащена гоночная машина.
В обнародованном видео, снятом в жанре мистицизма, можно услышать «рёв» мощного мотора, восстановленного руками британских мастеров. Силовой агрегат V16 рабочим объёмом 1,5 литра, генерирующий почти 600 «лошадей», устанавливали в болиде P15, а именно этот конкретный экземпляр в последний раз «подавал признаки жизни» в конце 90-х годов и это его первый запуск за более чем два десятка лет.
Всего ателье Hall and Hall планирует собрать три копии болида, причём их моторы восстанавливают, соблюдая все спецификации оригинала. Первую машину планируют передать сыну Альфреда Оуэна, а остальные продадут, правда, пока не озвучивается даже их примерная цена.
AlphaTauri потратила на ремонт машины Даниила Квята миллион евро
Один миллион евро потратила команда AlphaTauri на ремонт машины Данила Квята по ходу прошедшего сезона. По этому показателю россиянин занимает восьмое место. Ну а лидером по ущербу стал Роман Грожан.
Конечно, в лидеры Грожан вышел благодаря аварии в Бахрейне, где Haas француза была полностью разрушена. Ущерб только от одной этой аварии журналисты голландского издания Formule1 оценили в 3,75 миллиона евро.
Наименьший ущерб своей команде принес чемпион Льюис Хэмилтон. На восстановление его машины Mercedes потратила порядка 260 тысяч евро.
Стоимость аварий в сезоне-2020, пилоты, евро:
1. Роман Грожан, Haas — 4 200 000
2. Александр Албон, Red Bull — 2 200 000
3. Лэнс Стролл, Racing Point — 1 900 000
4. Карлос Сайнс, McLaren — 1 300 000
5. Антонио Джовинацци, Alfa Romeo — 1 200 000
6. Макс Ферстаппен, Red Bull — 1 100 000
7. Николас Латифи, Williams — 1 100 000
8. Даниил Квят, AlphaTauri — 1 000 000
9. Шарль Леклер, Ferrari — 955 000
10. Джордж Расселл, Williams — 850 000
11. Даниэль Риккардо, Renault — 840 000
12. Кими Райкконен, Alfa Romeo — 830 000
13. Кевин Магнуссен, Haas — 810 000
14. Себастьян Феттель, Ferrari — 800 000
15. Пьер Гасли, AlphaTauri — 475 000
16. Валттери Боттас, Mercedes — 400 000
17. Серхио Перес, Racing Point — 380 000
18. Ландо Норрис, McLaren — 360 000
19. Эстебан Окон, Renault — 310 000
20. Льюис Хэмилтон, Mercedes — 260 000
Стоимость аварий в сезоне-2020, команды, евро:
1. Haas — 5 010 000
2. Red Bull — 3 300 000
3. Racing Point — 2 280 000
4. Alfa Romeo — 2 030 000
5. Williams — 1 950 000
6. Ferrari — 1 755 000
7. McLaren — 1 660 000
8. AlphaTauri — 1 475 000
9. Renault — 1 150 000
10. Mercedes — 600 000
«Было наше, стало ваше». Как моторы в Формуле 1 ходили по рукам
Фото: Commons.wikimedia CC BY-SA 2.0
Покупка Red Bull Racing активов мотористов Honda – событие необычное, но отнюдь не уникальное для Ф1.
В начале этой недели Red Bull объявила о запуске с 2022 года собственного моторостроительного подразделения. Для этой цели австрийский концерн приобрел наработки и интеллектуальную собственность компании Honda, которая покидает чемпионат по окончании сезона-2021. Что получится из проекта под названием Red Bull Powertrains Limited, покажет время. Пока что же предлагаем оглянуться в историю Ф1 и вспомнить другие случаи, когда производство и обслуживание моторов переходило из рук в руки.
Megatron
В конце 1986-го BMW объявила о намерении покинуть чемпионат и продала права на использование своих моторов M12/13 компании USF&G, титульному спонсору команды Arrows. Поэтому еще два года двигатели баварской марки присутствовали в Ф1 под названием Megatron. Так называлась дочерняя компания USF&G, занимавшаяся производством вычислительной техники.
Но возникла любопытная ситуация, потому что в конце концов BMW решила соблюсти контракт с Brabham, рассчитанный до конца 1987-го, и осталась ещё на год. Команда продолжила использовать мотор M12/13/1 с углом развала цилиндров 72°, специально построенный для шасси BT55 с низким центром тяжести. Megatron же получила партию рядных M12/13.
— Lienhard Racing Photography (@LienhardRacing) May 14, 2018
C двигателями Megatron, адаптированными швейцарским мотористом Хейни Мадером, компания которого работала с BMW над проектом в Ф1, команда Arrows провела достаточно хороший и стабильный сезон в 1987-м. Поставка моторов Ligier оказалась менее успешной, не в последнюю очередь из-за позднего решения команды перейти с моторов Alfa Romeo на Megatron.
В 1988-м Ligier ушла к новому поставщику – Judd. А Arrows с экс-моторами BMW провела свой лучший сезон в истории, заняв пятое место в Кубке конструкторов, несмотря на новые технические требования по турбонаддуву и дефицит запчастей двигателя, запас которых у Megatron заканчивался. После перехода Формулы 1 на атмосферные двигатели компания закрылась.
Mugen-Honda (1992-2000)
Связь между Mugen с Honda всегда была весьма запутанной. Компания принадлежала Хиротоши Хонде, сыну основателя Honda Соитиро Хонда, но существовала автономно, в том числе и Формуле 1. Однако и первые, и последние годы в чемпионате Mugen провела в качестве сателлита японского автогиганта.
When speaking about pure #F1Porn we can not forget the sexy lines of the Lotus 107C from 1994. Not to mention the pure moaning of the Mugen-Honda V10 engine🤤🤤🤤#Formula1 #F1 #Formule1 #TeamLotus #RetroF1 #MugenHonda pic.twitter.com/XcW3e9EjD1
В 1991-м Honda сосредоточилась на проекте 12-цилиндрового двигателя, а поставкой 10-цилиндрового RA101E командам занялась Mugen. В 1992-м и 1993-м Mugen поставляла модернизированный двигатель команде Footwork. Она самостоятельно финансировала свою деятельность, однако штат пополнили инженеры Honda, официально покинувшей Ф1.
В дальнейшем компания Хиротоши Хонды переключилась на поставку моторов Lotus, а в 1996-м заключила контракт с Ligier, с которой сенсационно выиграла Гран При Монако. Honda, тем временем, постепенно возобновляла своё присутствие в чемпионате, и в 1998-м команда Jordan фактически получила заводской мотор.
«Финансированием, проектированием и разработкой двигателя 1998 года занималась Honda, – вспоминает Гэри Андерсон, тогдашний технический директор Jordan. – Все наши брифинги проходили напрямую с инженерами Honda в Японии, Mugen занималась логистикой».
Damon Hill, Jordan 198 — Mugen-Honda MF-301 3.0 V10. GP Bélgica 1998.#F1 📸 Mark Sutton. pic.twitter.com/WPrOv70pAi
В конечном итоге Jordan выиграла три гонки с моторами Mugen-Honda в 1998-м и 1999-м, прежде чем в 2000-м в Формулу 1 в качестве поставщика моторов для BAR официально вернулась Honda. Jordan ещё год выступала с двигателями под брендингом Mugen-Honda, а затем стала второй клиентской командой японского производителя.
Mecachrome/Supertech (1998-2000)
Когда по окончании сезона-1997 Renault объявила об уходе из Формулы 1, ее технологии унаследовала инжиниринговая компания Mecachrome, долгое время помогавшая французскому производителю в строительстве моторов.
В 1998-м двигатели Renault под новым названием продолжили использовать Williams и Benetton. И если Williams выступала на моторах под маркой Mecachrome, то Benetton переименовала их в Playlife – так назывался бренд спортивной одежды, принадлежавший семье Бенеттон. А в мае 1998-го права на поставку моторов производства Mecachrome приобрела компания Supertec, принадлежавшая экс-руководителю Benetton Флавио Бриаторе. В 1999-м список клиентов пополнила новая команда BAR, а в 2000-м на моторах экс-Renault вместе с Benetton выступала Arrows.
Jacques Villeneuve (Winfield Williams-Mecachrome V10, FW20). Pre-Season Testing, Silverstone Circuit, 1998. #F1 pic.twitter.com/KbQAhdhWan
Несмотря на высокие амбиции, Mecachrome/Supertech отставала от конкурентов в темпах модернизации двигателя. Но в любом случае для Williams и Benetton этот проект оказался хорошим переходным вариантом перед как одна команда получила заводской мотор BMW, а вторая и вовсе стала заводской Renault после возвращения французской марки в Ф1. В общей сложности, машины с моторами Mecachrome/Supertech с 1998-го по 2000-й 12 раз финишировали в призовой тройке.
Asiatech (2001-2002)
После ухода из Формулы 1 в конце 2000 года Peugeot продала свои производственные мощности и технологии Asiatech. У компании были грандиозные амбиции и пятилетний бизнес-план, конечной целью которого являлось создание полноценной заводской команды. И запуск моторостроительного подразделения на бывшей базе Peugeot выглядел логичным шагом для начала. Деньги у Asiatech имелись – инвестором проекта был Хидео Морита, старший сын основателя корпорации Sony Акио Мориты.
Alex Yoong driving for Minardi (PS02 with Asiatech power) in 2002 #f1 pic.twitter.com/P1kLFclGg2
В 2001-м компания бесплатно поставляла моторы Arrows под названием Asiatech AT01. Но мощность и надежность оставляли желать лучшего, и в конце сезона команда Тома Уокиншоу отказалась от сотрудничества. В 2002-м доработанные старые двигатели, переименованные в Asiatech AT02, получила Minardi. Однако в конце года поставщику моторов опять пришлось искать нового клиента – команда из Фаэнцы, как и Arrows годом ранее, ушла к Cosworth.
Новых клиентов Asiatech не нашла, но от амбиций не отказалась. Компания была готова пропустить сезон-2003 и затем вернуться с совершенно новым двигателем. Но Морита, за два года вложивший в компанию примерно 200 миллионов фунтов стерлингов, отказался от дальнейшего вложения денег. Новый инвестор не нашелся, и в ноябре 2002-го компания закрылась.
Перевел и адаптировал: Иван Беликов
Как устроен болид Формулы 1
Формула 1 — самый престижный и популярный вид международных автогонок. Это верхняя ступень автомобилестроения, «кузница» передовых технологий. Здесь трудятся лучшие конструктора и инженеры, мотористы и механики. В этой статье я расскажу, что из себя представляет болид Формулы 1.
Двигатель
С 2014 года в болидах «королевских автогонок» установлены шестицилиндровые турбомоторы рабочим объемом 1,6 л (да, как на твоём солярисе)), с ограничением оборотов до 15000 в минуту. Также на машинах есть система рекуперации энергии, которая утилизирует не только кинетическую энергию во время торможения, но и энергию выхлопных газов.
Мощность двигателя около 600 л.с., еще 160 л.с. дает электродвигатель, который можно использовать в течение 33 секунд на каждом круге. Разгон до 100 км/ч занимает 1,9 секунды. С 2014 года лимитирован расход топлива автомобилем, а также его общий запас (100 литров). Расход топлива составляет более 70 л/ 100 км. Силовая установка состоит более чем из 5000 различных деталей и является настоящим чудом инженерной мысли. Стоимость мотора — 4 млн. долларов, ресурс — до 3000 км, за сезон одной команде (2 машины) запрещено использовать более 5 моторов. Мониторинг работы двигателя во время гонок проводится механиками в режиме реального времени, дистанционное управление какими- либо системами запрещено. Расположен двигатель прямо за пилотом, его воздухозаборник мы видим прямо над его головой, рядом с воздухозаборником находится видеокамера, изображение с которых включают во время гонок, так вот знайте, стоимость одной камеры — 140 тыс. долларов.
В Формуле 1 запрещены автоматические коробки передач, поэтому применяются полуавтоматические, передачи пилот переключает без сброса газа. Ресурс коробки — 3-4 тыс км, стоимость — более 150 тыс. долларов, каждая коробка должна простоять на машине не менее 5 гонок подряд. Привод- задний.
Шасси
Болид Формулы 1 представляет собой углепластиковый монокок с четырьмя расположенными вне корпуса колесами, его ширина не должна превышать 1800 мм. Корпус болида имеет имеет бОльшее значение, чем его двигатель, и представляет собой сложнейшую конструкцию.
Кресло изготавливается индивидуально для каждого пилота с учетом его анатомических особенностей.
Подвеска изготовлена из углепластика и титана, на сезон необходимо не менее 20 комплектов передних и задних рычагов, их общая стоимость — более 4 млн. долларов.
Каждая машина имеет 2 антикрыла: переднее и заднее, которые во время гонки создают прижимную силу более 2500 кг, что в 4 раза превышает вес самого болида.
Конструкции антикрыльев постоянно совершенствуются на протяжении сезона, чтобы еще больше увеличить эффективность машины. Каждое антикрыло состоит более чем из ста деталей, большинство из которых создаются вручную.
Тормоза
Антиблокировочная система и тормозные усилители запрещены, так что пилоту приходится рассчитывать только на свой профессионализм. Тормоза имеют чудовищную эффективность, способны остановить автомобиль с 200 км/ч за 1,9 секунды, тормозной путь при этом занимает всего 55 м. Пилот испытывает перегрузки в 5g, такие же, как летчики палубной авиации, а отслоение сетчатки глаза, вызываемое перегрузками, является профессиональным заболеванием пилотов Формулы 1.
При торможении покрышки нагреваются до 130 градусов, а диски свыше 1000 градусов! За один сезон одна машина «сжигает» около 180 тормозных дисков общей стоимостью в 1 млн. долларов.
Все команды используют шины только одного производителя, в данный момент это Pirelli. Как вы уже поняли, долговечность — это не про Формулу 1, не исключение и шины, они «ходят» от 80 до 250 км. Существует три основных типа: «слики»(для сухого асфальта), «микст»(для влажного) и дождевые. «Слики» в свою очередь бывают 7 разных видов с различным составом резины, от «гиперсофт» (очень хорошее сцепление, очень малый срок эксплуатации) до «суперхард» (слабое сцепление, большой срок эксплуатации). Во время гонки, в зависимости от трассы, в разных шинах одного автомобиля, устанавливают разное давление для более быстрого прохождения поворотов. По регламенту нужно использовать два типа резины за гонку.
К каждой машине приставлен сервисмен, который заведует резиной: следит за износом и подбирает оптимальное давление. Стоимость одной покрышки — около 800 долларов, за сезон автомобиль «сжигает» 700-800 штук.
Время замены колес во время гонки — 2,5-3 секунды, рекорд принадлежит команде «Рэд Булл», которая в 2013 осуществила замену за 1,923 секунды.
Руль является центром управления всем болидом, все органы управления (кроме педалей) находятся на нём.
Расположение органов управления на нем зависит от личных предпочтений пилота, так что все рули в Формуле 1 разные. Стоит такой руль, как Audi Q7, вес руля — 1,5 кг. Руль устанавливают в болид после того, как пилот сел в него, а перед тем как покинуть болид, пилот снимает его, иначе выбраться не получится.
Обслуживание каждого болида в течение одного сезона обходится в среднем в 15 млн. долларов, а каждый пройденный километр в 7000 долларов.
Понравилась статья? Подпишись на канал! Дальше будет ещё интереснее!