- Ключевые финансовые показатели отрасли «Ремонт и монтаж машин и оборудования»
- Рентабельность продаж
- Норма чистой прибыли
- Структура активов
- Доля собственных средств
- Коэффициент текущей ликвидности
- Оборачиваемость активов
- Автоуслуги: подробный обзор и полезные советы
- Популярные услуги в сфере обслуживания и ремонта авто
- Авто-тюнинг и стайлинг
- Ремонт автомобилей
- Какие услуги автосервиса особенно популярны?
- Основными в перечне услуг остаются:
- Автоуслуги не связанные с техническим обслуживанием
- Продажа автозапчастей
- Услуги автоюриста
- Независимая экспертиза
- Подбор автомобиля
- В каких ситуациях может пригодиться автоподбор?
- Обучение вождению
- Назначение, цель и задачи автосервиса
Ключевые финансовые показатели отрасли «Ремонт и монтаж машин и оборудования»
Ниже приведены ключевые финансовые показатели отрасли и их сопоставление с общероссийскими показателями во всем отраслям. Данные получены на основе анализа бухгалтерской отчетности организаций за 2012 — 2019 год. См. также полный список показателей отрасли «Ремонт и монтаж машин и оборудования» (ОКВЭД: 33).
Рентабельность продаж
Рентабельность продаж показывает, сколько копеек прибыли от продажи содержится в каждом рубле полученной предприятием выручки. Ниже на графике представлена средняя (медианная) рентабельность предприятий отрасли в сравнении с данными по всем отраслям.
Как видно на графике, в 2019 году рентабельность продаж отрасли «Ремонт и монтаж машин и оборудования» составила +6,4 %; в целом по стране рентабельность продаж предприятий всех отраслей равнялась +4,6 %. Информацию о рентабельности продаж по каждому виду деятельности можно посмотреть здесь.
Норма чистой прибыли
В отличии от рентабельности продаж, норма прибыли показывает, какую прибыль предприятие получает в итоге после вычета не только производственных расходов, но и процентов по кредитам, результата от изменения валютных курсов, налогов и прочих доходов и расходов. В 2019 году данный показатель для отрасли составил +3,6 %. Сравнить отраслевой показатель с данными по всем предприятиям РФ можно на графике:
Как видно, норма чисто прибыли в отрасли по итогам 2019 выше чем в общем по РФ. Сравнить норму чистой прибыли в данной отрасли с другими отраслями можно в отдельной таблице.
Структура активов
Существенной характеристикой вида деятельности является структура активов. Так, в фондоёмких отраслях велика доля внеоборотных активов, а, например, в торговле – оборотных. На диаграммах ниже приведена структура активов предприятий, занимающихся видом деятельности «Ремонт и монтаж машин и оборудования» и в целом российских предприятий, кроме банков и страховых компаний (среднее арифметическое).
Доля основных средств, нематериальных и прочих долгосрочных (внеоборотных) активов для предприятий отрасли составляет 6%. Это больше показателя по РФ — 89%
Доля собственных средств
Важным показателем финансовой устойчивости выступает показатель соотношения собственных и заемных средств предприятия. Чем выше доля собственных средств в общем капитале, тем надежней финансовое положение предприятий отрасли. В то же время на этот показатель могут влиять макроэкономические факторы (общий финансовый кризис) и особенности того или иного вида деятельности, поэтому рекомендуется изучить динамику этого соотношения по годам.
Последние данные показывают, что в рассматриваемой отрасли более половины предприятий располагают долей собственных средств не менее 47%.
Коэффициент текущей ликвидности
Соотношение ликвидных (оборотных) активов и краткосрочных обязательств характеризуют способность предприятия своевременно отвечать по своим финансовым обязательствам. Этот важный для любой организации показатель – коэффициент текущей ликвидности – во многом зависит от отраслевых особенностей бизнеса. Ниже представлено, как изменялся этот коэффициент в последние годы у предприятий отрасли и всех российских организаций.
Сравнить коэффициент текущей ликвидности в данной отрасли с другими видами деятельности можно здесь.
Оборачиваемость активов
Существенной характеристикой вида деятельности является показатель того, как быстро объем вложенных в бизнес средств возвращается в виде полученной выручки. Отношение годовой выручки к стоимости всех активов – это показатель оборачиваемости активов. Он не свидетельствует о скорости или размере получения прибыли, но отражение отраслевую специфику, показывает насколько много нужно вложить в предприятие средств относительно ежегодно получаемой выручки.
Как видно на графике, типичное предприятие, занимающиеся видом деятельности «Ремонт и монтаж машин и оборудования», получают выручку, равную всем своим активам за 161 день. В целом по отраслям этот показатель равен 137 дней. Оборачиваемость очень сильно зависит от характера деятельности, что видно, если сравнить этот показатель для разных отраслей.
Приведенные выше данные получены по результатам анализа финансовой отчетности 16974 предприятия отрасли «Ремонт и монтаж машин и оборудования» и 1331889 предприятий Российской Федерации. В качестве усредненных значений использован показатель медианы, как более точно характеризующий совокупность изучаемых данных (кроме показателя структуры активов, где взято среднеарифметическое значение).
Автоуслуги: подробный обзор и полезные советы
Автомобильный рынок стремительно развивается. По данным Автостата, за 2017 год в России продано более 1000,000 новых единиц смешанного сегмента. Ежемесячно перепродается свыше 350,000 подержанных машин. Неудивительно, что автоуслуги в нашей стране являются одним из наиболее перспективных бизнесов. Количество школ, сервисов, ателье и салонов растет в геометрической прогрессии.
На сайтах объявлений появляются новые предложения компаний и самозанятых специалистов. Смежная тема частично затрагивалась в статье про 12 идей перспективного бизнеса в сфере услуг на 2018 год. Внимание уделялось исключительно новым и малознакомым направлениям. Из множества специализаций была выбрана только одна. Интересно узнать, какая? Пройдите по ссылке, страница откроется в новом окне.
Популярные услуги в сфере обслуживания и ремонта авто
Авто-тюнинг и стайлинг
Направление пользуется завидным спросом. Его цель заключается в индивидуализации и усовершенствования характеристик автомобиля:
- увеличение мощности двигателя (объем, степень сжатия, чип-тюнинг и прочее);
- улучшение подвески (усиление, занижение, замена комплектующих и подобное);
- повышение эффективности тормозной системы;
- установка нештатных деталей кузова;
- покраска и аэрография;
- замена и доработка электрики (альтернативная оптика, подсветка днища, дополнительные приборы, усилители и другие решения);
- индивидуализация и замена элементов салона (кресла, приборная панель, перетяжка кожей);
- доработка аудио и видео системы;
- подготовка к участию в соревнованиях (снижение веса, установка рамы, замена топливной системы и иные специализированные изменения).
Автоуслуги тюнинга и стайлинга предлагают специализированные ателье и сервисы. Популярность оправдывает появление частных мастеров и любителей, увлекающихся направлением непрофессионально. В последнем случает преобладает визуальная стилизация и переоборудование салона. Замена оптики и аудиосистемы. Некритичные доработки двигателя, выхлопной системы.
Измененные под автогонки машины непригодны для каждодневной эксплуатации. После заезда авто разбирается на составляющие, детали чистят и при необходимости заменяют на новые.
Ремонт автомобилей
Любая деталь или технология имеют срок службы. Позитивной эксплуатации, исключающей вероятность выхода из строя. Старение и потеря полезных свойств материалов являются одной из причин ремонта автомобиля. Смешанные климатические условия, недолговечность дорожного покрытия и субъективное отношение автовладельца дополняют этот список.
Итогом становится малоприятный визит в официальный автосервис, обслуживающий вашу машину в течение гарантийного срока. Или другую станцию технического обслуживания, в зависимости от возраста автомобиля.
Какие услуги автосервиса особенно популярны?
Высокая конкуренция на рынке и активная позиция владельцев СТО способствуют расширению стандартных функций предприятия. Станции открывают кафе, в которых клиентам предлагается выпить кофе и скоротать время ожидания своего автомобиля. Ряд автосервисов берут на себя обязанности подбора и продажи автомобильных запчастей. Сопутствующих товаров. Аксессуаров и жидкостей. Открывают шиномонтаж и мойку.
Набирают особую популярность автоуслуги по предпродажной подготовке автомобиля. Комплекс мероприятий способствует улучшению визуально-технических характеристик. Машина диагностируется, заменяются изношенные детали и старые жидкости. Убираются царапины кузовного покрытия, некоторые элементы полностью красятся. Прохождение подготовки способствует скорейшей продаже.
Перед покупкой, подержанный автомобиль можно передать специалистам сервиса на диагностику двигателя и подвески. Воспользоваться услугами автоэлектрика. Хорошему мастеру достаточно непродолжительного осмотра для того, чтобы сделать объективные выводы.
Гарантии 100% исправности, к сожалению, это не дает. Поскольку проверке будут подвержены только самые распространенные и доступные без разбора детали.
Основными в перечне услуг остаются:
- плановое техническое обслуживание (замена расходных деталей и жидкостей);
- визуальная и компьютерная диагностика неисправностей;
- кузовной ремонт и покраска;
- текущий и капитальный ремонт автомобилей.
Наличие сервисной книги способствует своевременной замене расходных материалов. Если такого подспорья у вас нет, воспользуйтесь Интернет. Регулярные услуги автосервиса в части планового обслуживания помогут вам надолго сохранить исправность транспортного средства.
Автоуслуги не связанные с техническим обслуживанием
Кроме обслуживания, с эксплуатацией транспортного средства связаны и другие виды услуг. Прямо или косвенно относящиеся к владению автомобилем, они заслуживают в нашей статье отдельного внимания.
Продажа автозапчастей
Услуга, связанная с торговлей. Магазины принимают участие в сфере, как лица, обслуживающие клиентов в части консультации и подбора деталей. А также технических жидкостей и сопутствующих материалов.
Услуги автоюриста
Эксплуатация транспортных средств неизбежно приводит к наступлению правовых случаев и последствий. Самыми распространенными обращениями к автоюристу считаются:
- обжалование постановлений ГИБДД;
- оспаривание страховой выплаты по ДТП;
- отсутствие полиса ОСАГО у виновника;
- представительство в суде.
Эксперт в правовых вопросах, связанных с владением, распоряжением и пользованием транспортным средством поможет вам избежать неприятностей, связанных с ДТП. Получить большее возмещение по страховке. Защитит ваши права в суде по смежным вопросам.
Независимая экспертиза
Воспользовавшись услугами оценщика, вы получите точное представление о причиненном автомобилю ущербе. Рассчитаете утрату товарной стоимости до подачи искового заявления в суд. Документально подтвердите ущерб, располагая заверенным актом осмотра. Независимая экспертиза после ДТП реализуется в несколько этапов:
1. Пострадавший связывается с оценщиком и записывается на оценку.
2. Между экспертным центром и заказчиком оформляется Договор, услуга оплачивается.
3. При необходимости на место осмотра вызываются заинтересованные лица.
4. Автомобиль фотографируют, выявляют дефекты. Заполняют Акт, который подписывается сторонами.
5. Оценщик рассчитывает размер причитающейся компенсации, оформляет результаты в отчет.
6. Документ передается заказчику.
Вместе с квитанцией об оплате, последний может заявить в суд о возмещении расходов со стороны ответчика.
Подбор автомобиля
По данным бюро статистики, 83% подержанных автомобилей США имеют одну и более поврежденную деталь кузова. Принять за факт схожую ситуацию в России не составит особого труда. Редкий продавец бывшего в эксплуатации авто согласится ответить честно на вопрос о повреждениях предмета купли-продажи. Как итог, услуга подбора автомобиля стала в нашей стране одной из наиболее перспективных и популярных.
В каких ситуациях может пригодиться автоподбор?
- поиск автомобиля по возможностям и потребностям клиента;
- оценка визуально-технического состояния;
- проверка истории авто на предмет ареста и участия в ДТП;
- проведение переговоров и торг;
- помощь в оформлении сделки купли-продажи.
Обучение вождению
Право вождения автомобиля, по причине повышенной опасности, является одним из немногих ограничений свобод граждан. Управлять машиной без соответствующих документов строго запрещается. Автошколы предлагают свои услуги по подготовке к сдаче экзаменов ГИБДД. Теоретические занятия проводятся в специально оборудованных классах. Практика, как правило, осуществляется с инструктором на собственном транспорте школы.
Обучение вождению завершает список предложений, на которые мы хотели обратить ваше особое внимание. Подобрать специалиста или компанию, предоставляющих автоуслуги, вы можете на сайте своего города. Перечень представительств находится в правом меню страницы или под комментариями (для пользователей смартфонов и планшетов).
Назначение, цель и задачи автосервиса
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОСЕРВИСА КАК ОТРАСЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Назначение, цель и задачи автосервиса
Автосервис — это отрасль деятельности, которая обеспечивает путем оказания услуг эксплуатацию, поддержание и восстановление автомобиля в течение всего «жизненного» цикла от его продажи до утилизации.
Одним из основных понятий в области сервиса является понятие услуги. Под услугойпонимается комплекс работ по обслуживанию автомобиля, направленных на удовлетворение потребностей клиента, оказываемых за определенную плату.
Основные направления деятельности в автосервисе показаны на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 -Основные направления оказания услуг в автосервисе
Определяющим для развития автосервиса является величина парка автомобилей и тенденции его прироста. Статистические данные и ряд прогнозов свидетельствуют об устойчивом росте производства автомобилей, мировой объем которого в настоящее время составляет около 80 млн ед. в год.
Вместе с тем в ближайшие годы предполагается стабилизация рынка автомобилей на уровне 54 млн ед. Однако некоторое перепроизводство автомобилей вряд ли грозит кризисными явлениями, так как в развитых автомобильных странах (США, Япония, Германия, Нидерланды и др.) спрос определяется модой и молодежным рынком. Автомобили покупаются в основном на замену уже имеющихся, средний срок пользования автомобилем первым его владельцем составляет не более 5 лет. На автомобильном рынке США продается ежегодно 12-13 млн автомобилей, на рынке Западной Европы-11-15 млн
При определенных условиях, как уже отмечалось, емкость автомобильного рынка России может составить 10 млн ед. в год. На рисунке 1.2 приведены данные о росте числа легковых автомобилей в г. Кургане за весь период существования рыночной экономики и с прогнозом на ближайшие годы.
Рисунок 1.2 — Рост числа легковых автомобилей в г. Кургане
Кроме количественного роста автомобилей важна структура парка по маркам и «возрастному» составу. За последние годы в России происходило старение парка автомобилей из-за снижения уровня жизни и низкой платежеспособности населения. Выбывание автомобилей не превышало 0,1% при нормальном показателе выбывания 5 — 6 % в год. Средний возраст парка составляет 13-15 лет [1]. Значительную часть завозимых иномарок составляют бывшие в эксплуатации с большим пробегом. Правда, в последнее время, в результате увеличения таможенной пошлины на такого рода автомобили, доля подержанных иномарок в общем их числе начала снижаться.
По г. Кургану возрастная структура парка легковых автомобилей выглядит следующим образом: автомобили со сроком эксплуатации до 5 лет составляют 16,2%; от 5 до 10 лет — 17, 1 %; от 10 до 15 лет -35, 3 %; свыше 15 лет -31,4%. Таким образом, особенности развития автосервиса в России на ближайшие годы будут характеризоваться ростом парка автомобилей, в основном за счет легковых, повышением в его составе числа иномарок в среднем до 35%, значительным удельным весом старых автомобилей при общей невысокой платежеспособности населения.
Заложенные при проектировании и производстве в конструкцию автомобиля характеристики: скорость, комфортность, мощность двигателя, расход то-нлина и др. при эксплуатации имеют тенденцию к ухудшению. Задача автосервиса в целом состоит в том, чтобы не допустить снижения этих характеристик и обеспечить максимальное использование возможностей автомобиля. Задача поддержания работоспособности и восстановления автомобилей заключается в том, чтобы в соответствии с требованиями клиентов и техническими требованиями обеспечить исправность автомобиля при минимальных затратах времени клиентов.
Но даже при исправном техническом состоянии автомобиля невозможно использование егокачеств безсоздания определенных условий: наличие сети дорог, стоянок и мест парковки; обеспечение топливом, другими автоэксплуатационными материалами, автопринадлежностями; обеспечение сохранности автомобиля, егоантикоррозионной защиты и соответствующего внешнего вида. Все это также является предметом оказания услуг автосервисом.
Вместе с тем автосервис является социально значимой отраслью. Его социальное значение в первую очередь заключается в значительной помощи в решении проблемы занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест. Например, занятость населения в сфере услуг в США составляет 75% , Германии -41%, Италии — 35% , в России на сегодня — около 25%. Причем большая часть занятых в сфере услуг приходится на автосервис.
Другой стороной социальной значимости автосервиса является сведение до минимума отрицательных последствий эксплуатации автомобиля: загрязнения окружающей среды, гибели людей при ДТП. Эти задачи решаются путем диагностирования и регулировки узлов и систем, влияющих на безопасность движения (б/д) и экологию, а также за счет организации сбора и утилизации отслуживших срок автомобилей и элементов их конструкций.
Таким образом, можно заключить, что сфера автосервиса является постоянно развивающимся, в известном смысле неиссякаемым полем приложения сил для деятельных людей.
1.2 Краткая история развития автосервиса в России и за рубежом
Первая станция технического обслуживания легковых автомобилей (СТОА) была открыта в России (СССР) в г. Москве в 1932 году. Однако, в связи с небольшим парком автомобилей в личном пользовании и необходимостью решения других задач, сеть предприятий автосервиса в 30 — 40-е годы была незначительна и практически не развивалась.
Обслуживание легковых автомобилей индивидуальных владельцев получило первый толчок к развитию вскоре после Великой Отечественной войны и 1946-47 п., когда начался массовый выпуск автомобилей «Победа» М20 и «Москвич»-400, причем значительная их часть была продана населению. К 1968-69 гг. в стране имелось около 300 СТОА, они были слабо оснащены оборудованием, снабжение записными частями было крайне неудовлетворительное. СТОА обеспечивали лишь 20% потребности в техническом обслуживании (ТО) и ремонте (Р) автомобилей индивидуальных владельцем.
В 1970 году был введем в строй Волжский автомобильный завод (ВАЗ), который быстро набрал проектную мощность и начал выпускать по 660 тыс. легковых автомобилей в год, почти все они продавались населению. В связи с этим потребовалось резко улучшить работу автосервиса и увеличить количество СТОА. Для этих целей предусмотрительно еще до пуска ВАЗа было создано при Минавтопроме СССР Главное управление по ТО легковых автомобилей и производству гаражного оборудования -«Глававтотехобслуживание», позднее переименованное в «Союзавтотехобслуживание».
В результате деятельности этой организации в 1974 г. в стране уже работало 820 СТОА, потребность в обслуживании легковых автомобилей удовлетворялась на 43,8%. С 1974 г. по 1980г. мощность предприятий автосервиса выросла еще в 7,5 раза, количество СТОА составляло 1100. Строительство СТОА велось по типовым проектам с оснащением высокопроизводительным специализированным оборудованием. В этот период ВАЗ создал свою сеть фирменного обслуживания. СТОА «АвтоВАЗтехобслуживание» строились по наиболее прогрессивным проектам и имели самый высокий уровень оснащенности оборудованием.
В 80-е годы происходило не только увеличение числа СТОА, но значительно изменился их состав по мощности. Если до 1975 г. мощность большинства станций составляла 5-20 рабочих постов (70% от всех СТОА), то к середине 80-х годов повысилась доля крупных СТОА. Так, СТОА на 25 постов составляли 20%, а на 50 постов — 15% от общего их числа. Строились особо большие по мощности центры технического обслуживания на 50-100 рабочих постов. Создание таких центров было экономически выгодно для больших городов с миллионным населением, так как они окупались в два раза быстрее, чем СТОА малой и средней мощности.
В 90-е годы Россия вошла с достаточно развитой системой автосервиса, но спрос на ТО и Р легковых автомобилей индивидуальных владельцев удовлетворялся не выше чем на 60%.
За рубежомавтосервис давно стал самостоятельной отраслью экономики, в которой занято большое число рабочих и инженеров. Широкая сеть предприятий автосервиса в таких странах, как США и Германия начала создаваться с начала XX века, когда автомобиль стал массовым явлением. Особенно этот процесс ускорился после введения Г.Фордом конвейерного производства автомобилей. Обслуживание легковых автомобилей заняло первое место по сумме выручки среди всех видов бытовых услуг.
К 1972 г., когда автосервис в России (СССР) только начинал активно развиваться, в странах Западной Европы число СТОА и ремонтных мастерских для легковых автомобилей составляло:
Франция -35000; ФРГ -22000;
Англия -23000; Швеция -25000.
В США в 1969г. было 110 тыс. СТОА и стоянок, на 78 млн автомобилей имелось 450 тыс. предприятий, связанных с их обслуживанием. Как правило, это небольшие предприятия с числом рабочих постов от 3 до 10 и средним числом рабочих 4 человека. Такие предприятия занимают 45-50% в общей структуре автосервиса. Эта сеть предприятий охватывает все виды услуг, причем услуги носят чаще всего комплексный характер: от продажи автомобилей до дальнейшего поддержания их в исправном состоянии.
В странах Западной Европы, особенно в Германии, построены и действуют также и крупные станции-комплексы с числом постов более 35, на которых выполняется ТО и Р, продажа автомобилей, имеются склад и магазин запасных частей и автопринадлежностей, закусочная и другие бытовые помещения. СТОА за рубежом принадлежат фирмам — производителям автомобилей (фирменные), независимым дилерам (дилерские) и страховым компаниям.
Годовой оборот предприятий автосервиса в США, например, в 5 раз превышает стоимость всех выпускаемых автомобилей.
Развитость системы автосервиса характеризуется распределением затрат владельцев автомобилей по отдельным статьям. Чем более развит автосервис в стране, тем больше затрат связано с получением услуг, а не с покупкой автомобилей. В таблице 1.1 приведена структура затрат автовладельцев в США и Финляндии.
Таблица 1.1- Распределение затрат в %
В России в начале 90-х годов 60% всех затрат составляла покупка автомобиля, но в последние годы, особенно после введения ОСАГО, идет быстрое выравнивание и приближение структуры затрат к общемировой.
Характерным для зарубежной системы автосервиса является то, что она одновременно предусматривает максимум удобств владельцам автомобилей.