- Ремонт отечественных стиральных машин
- Основные неисправности и ремонт полуавтоматических стиральных машин серии СМП
- Ремонт стиральной машины полуавтоматического типа СМП-«Аурика 71-п» (Восстановление вала активатора напылением)
- ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО
- Уфимская Государственная Академия Экономики Сервиса
- Уфа-2006
Ремонт отечественных стиральных машин
- 21 декабря 2014 15:39
- Отзывов:
- Просмотров: 1282
Ремонт отечественных стиральных машин
Ремонт отечественных стиральных машин аналогичен ремонту машин зарубежных торговых марок. Прежде чем заняться его организацией, следует ознакомиться с методом ремонта, который принято считать основным. Это узловой метод, основанный на проведении операций по разборке агрегата, замене или наладке его деталей, а также сборке и проверке функционирования.
Подробная маршрутная схема включает в себя:
· разборку на комлектующие;
· комплектацию дефектных узлов;
· ремонтные работы, состоящие из ремонта активатора, приборов автоматики, электросхемы, центрифуги, бака;
· испытание некоторых деталей;
· контрольное испытание проведенных ремонтных работ.
Обычно с необходимостью ремонта стиральной машины сталкиваются в случае выявления поломок в насосе, барабане, двигателе, электронном модуле, автоматике, активаторе и в прочих деталях.
Ремонт стиральных машин типа СМР
Ремонт стиральных машин в Санкт-Петербурге предполагает следующую последовательность действий в ходе проведения дефектовки:
· переворачивание машины вниз баком;
· снятие ремня со шкивов;
· снятие со сливного патрубка шланга;
· откручивание крепежного винта шкива;
· сдвижение активатора и его изъятие.
Для снятия бака в сборе необходимо:
· снять обмуровку бака;
· открутить держащие бак винты;
· освободить крепежи патрубков;
· установить новый бак вместо старого;
· выполнить операции в обратном порядке.
Для возможности произвести замену двигателя машины необходимо:
· открутить крепежные элементы двигателя;
· отсоединить двигатель от проводов;
· установить новый двигатель вместо старого.
Чтобы заменить временное реле, необходимо выполнить следующие действия:
· вывернуть релейный кожух;
· открутить винт крепежа ручки реле;
· изъять диск путем приподнятия его за край;
· осуществить замену реле.
Если ремонт стиральных машин на дому предполагает замену узла активатора, то следует действовать в такой последовательности:
· освободить стопорный винт шкива;
· снять шкив активатора;
· выдвинуть и затем изъять активатор;
· снять корпус насоса;
Ремонт стиральных машин типа СМП
Чтобы осуществить дефектовку стиральных машин типа СМП, необходимо:
· снять с временного реле ручки;
· отодвинуть регулировочную панель;
· открутить винты штуцера слива;
· снять корпус и открутить от него винты;
· отключить от блока управления провода;
· отсоединить клапанное устройство;
· освободить резиновую муфту между двигателем и насосом;
· отпаять провода и изъять конденсатор;
· вынуть термозащитное реле;
· снять ремень привода;
· снять двигатель привода активатора со шкивом;
· снять ротор центрифуги, предварительно открутив его гайку;
· снять диафрагму, а также двигатель ДАО-Ц.
Для замены насоса нужно:
· открутить болты, с помощью которых корпус насоса соединяется с двигателем привода барабана и с фланцем;
· осуществить разборку насоса;
· изъять ось насоса и крыльчатку;
· заменить поврежденные детали.
Замена конденсаторного блока осуществляется путем:
· освобождения крепления блока от кронштейна;
· снятия блока с шасси;
· извлечения блока из коробки;
· отпаивания проводов и перемычек;
· замены старых деталей новыми.
Заменить двигатель активатора можно:
· сняв ремень привода;
· освободив крепления к кронштейну;
· сняв двигатель и заменив его на новый.
Если мастер по ремонту стиральных машин столкнулся с необходимостью замены мотора центрифуги, то ему будет необходимо:
· шланги отвернуть от насоса;
· заменить изношенные узлы.
Ну и, наконец, замена бака. Ее осуществляют так:
· баки отключают от гидросистемы, а затем извлекают и меняют на новые.
Теперь вы знаете последовательность операций при ремонте отечественных стиральных машин.
Добавьте раздел «Полезные статьи» нашего сайта в Закладки ( Ctrl + D ), чтобы иметь под рукой советы и инструкции по ремонту бытовой техники своими руками.
Запчасти на Вашу стиральную машину можно приобрести в нашем магазине РадугаБТ
Запчасти для стиральных машин
Основные неисправности и ремонт полуавтоматических стиральных машин серии СМП
Если вы решитесь самостоятельно отремонтировать стиральную машину, сначала вспомните, владеете ли вы основными приемами работы с механизмами и электрическими схемами. Чтобы ремонт был выполнен грамотно и без неприятных последствий, следует иметь документацию на машину, универсальный набор инструментов и все для работы с электрическими схемами. Не забывайте, что работать предстоит с электрическим оборудованием. Поэтому перед началом работы обязательно отключите от сети стиральную машину. Желательно также переместить ее таким образом, чтобы при разборке и сборке не пришлось искать место для размещения деталей и узлов, а также инструмента.
Как правило, возникшая неисправность проявляется следующим образом:
Анализ неисправностей дает возможность правильно поставить диагноз и, используя указания, приведенные ниже грамотно устранить возникшие неполадки.
Способ устранения
Использованы материалы из книги «Стиральные машины от А до Я» С.Л. КорякинЧерняк 2005
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2005
Ремонт стиральной машины полуавтоматического типа СМП-«Аурика 71-п» (Восстановление вала активатора напылением)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО
Уфимская Государственная Академия Экономики Сервиса
На тему: Ремонт стиральной машины полуавтоматического типа СМП-«Аурика 71-п» (Восстановление вала активатора напылением)
Выполнил: ст. гр. Мд-52
Проверил: доцент к. т.н.
Уфа-2006
Оглавление
Стиральная машина СМП-1 «АУРИКА-71п» описание…………. ….…. 3
Неисправности полуавтоматических стиральных машин
и способы их устранения……………………………..……….……. 7
Организация и оснащённость рабочего места мастера……………………..13
Переносный комплект инструмента и приспособлений
для ремонта стиральных машин……………………………………….16
Технологический процесс разборки стиральной машины
………………. 17
Изнашивание и повреждение деталей…………………………………….….21
Выбор рационального способа восстановления деталей……………………26
Подготовка деталей к металлизации…………………………….……………29
Контроль качества проведения ремонтных работ…………………….……..37
Технические требования к отремонтированной стиральной машине….…..39
Безопасность труда при ремонте БМП (электробезопасность)…………. …40
Меры безопасности при проведении ремонта стиральных машин……..…..42
Методы испытания после ремонта…………………………………………. 43
Пути развития бытовых стиральных машин……………………………….…44
Стиральная машина СМП-1 «АУРИКА-71п» описание
Стиральная машина «Аурика-71п» отличается от двух баковых машин типа СМП только имеющимся устройством для подогрева жидкости. В остальном она конструктивно одинакова с машинами типа СМП и методы ее разборки для ремонта не требуют дополнительных знаний.
Двух баковая полуавтоматическая стиральная машина с электрическим подогревом жидкости состоит из стирального бака 29 (рис. 1) с боковым дисковым активатором, бака центрифуги с вертикальным ротором 9, центробежного насоса 19 для откачки жидкости из баков, автоматического клапанного устройства 20, гидросистемы машины, электродвигателей привода активатора и центрифуги и приборов управления.
Рис. 1. Полуавтоматическая стиральная машина СМП-2 Аурика-71п»:
1, 14 — стяжки-, 2 — каркас; 3 — корпус; 4 — резиновая прокладка; 5— сигнальная лампочка; 6 —ручка включения электронагревателя; 7 — ручка реле времени; 8 — крышка; 9 — ротор центрифуги; 10 —гайка крепления ротора, 11— бак центрифуги; 12 — штифт; 13 — подшипник; /5 — электродвигатель привода центрифуги; 16 —винт; 17 — гайка; 18 — выходной ролик; 19 — насос; 20 — клапанное устройство; 11 — приводной ремень; 22 — электродвигатель привода активатора; 23 — реле; 24 — пружина подвески электродвигателя; 25 — провода выводов электродвигателя; 26 — провод заземления электродвигателя; 27 — электронагреватель; 28 —хомут крепления электронагревателя; 29 — стиральный бак.
Стиральный бак и бак центрифуги вместе с верхней крышкой 8 представляет собой цельносварной каркас.
Корпус 3 машины сборный, состоит из четырех панелей и рамы с четырьмя самоустанавливающимися ходовыми роликами 18. Корпус соединяется с каркасом двумя стяжками 1 и 14, которые крепятся гайками 17 к кронштейнам на раме.
В дно стирального бака встроен трубчатый электронагрева
Для нагрева жидкости в стиральном баке до нужной температуры ручку 6 «нагрев» устанавливают на соответствующую отметку на шкале. При этом загорается сигнальная лампочка. При достижении заданной температуры терморегулятор автоматически отключает электронагреватель и сигнальная лампочка гаснет.
Привод активатора осуществляется от электродвигатипа АВЕ с помощью приводного ремня 21.
Отжим белья производится в роторе 9 центрифуги, вращающемся от электродвигателя 15 типа ДАО-ц. Ротор, изготовленный из алюминиевого сплава, крепится гайкой 10.
Центробежный насос 19 установлен на раме корпуса машины и соединен с помощью шлангов с клапанным устройством 20 и выходным штуцером. Вращающий момент от электродвигателя к насосу передается с помощью эластичной муфты.
На задней стенке корпуса машины имеется ниша для соединительного шнура.
На передней стенке машины установлена панель управления, на которой смонтированы: сигнальная лампочка 5, светящаяся при включении электронагревателя, ручка 6 включения и установки на заданную температуру электронагревателя, ручка 7 «стирка» для включения реле времени активатора и ручка «отжим» для включения реле времени центрифуги.
Машина имеет дополнительный сливной шланг. Первый служит для кольцевой циркуляции раствора из гидросистемы машины в стиральный бак, второй используется для заполнения машины водой.
Электродвигатели привода активатора и центрифуги. имеют пружинную подвеску, поэтому для транспортировки должны быть закреплены. Перед включением машины электродвигатели следует освободить от транспортною крепления.
В нижней части машины, под стиральным баком, расположен электронагреватель 27. Он представляет собой металлический цилиндр длиной 260 и диаметром 92 мм,; С торцов цилиндр закрыт крышками, плотность прилегания которых обеспечивается тремя шпильками с гайками
На одной из крышек в ее середине имеется овальная прорезь, через которую проходят выводы электронагревателя. Внутри цилиндра расположен трубчатый электронагреватель (рис. 2), представляющий собой изогну тую металлическую трубку 4, внутри которой в специальном силикатном заполнителе заключена нагревательная спираль.
Рис. 2. Электронагреватель стиральной машины «Аурика-71п»
1,3 — выводы: 2 — гайка крепления электронагреватели; 4 -—• трубка электронагревателя.
Вода через резиновые шланги, соединяющие стиральный бак с емкостью цилиндра электронагревателя, попадает внутрь цилиндра и, соприкасаясь с трубчатым
нагревателем, достигает заданной температуры.
Включение электронагревателя производится ручкой 6 (см. рис. 1) на панели стиральной машины. Ручка имеет градуировку, соответствующую нагреву воды в пределах от 30 до 90°С.
Лампочка 5 сигнализирует о включенном нагревателе.
Рис. 3. Датчик температуры:
1 — биметаллический элемент; 2 — — резиновая мембрана; 3 — керамический шток; 4 — резиновое уплотнение; 5 — корпус; 6 — контакты
Терморегуляторы стиральных машин воздействуют или на электронагреватель, как в данной машине, или на клапан подачи горячей воды. Они имеют обычно двухпозиционное регулирование: «включено» и «выключено»
Когда температура датчика ниже заданной, терморегулятор подает электроэнергию нагревателю и температура воды повышается. При достижении температуры заданной величины регулятор отключает нагреватель и температура воды от действия внешней среды снижается.
Среди разнообразных приборов измерения температуры (термометров расширения, манометрических, сопротивления, термопар) наибольшее применение в современных стиральных машинах получили биметаллические и манометрические (газовые или парожидкостные) термодатчики, основанные на методах теплового линейного или объемного расширения. Схема биметаллического Датчика температуры приведена на рис. 3. Этот датчик Имеет пару нормально замкнутых контактов, один из которых через керамический шток 3 связан с биметаллическим элементом 1, заключенным в герметичный защитный колпачок. Биметаллический элемент выполнен в виде вогнутой круглой пластины, которая при определенной температуре, пройдя «мертвую» точку (прямую линию), мгновенно перегибается в противоположную сторону.
Керамический шток при этом перемещается на 1 — 1,5 мм, обеспечивая размыкание контактов электрической цепи нагревателя.
При спаде температуры биметаллический элемент возвращается в исходное положение, и контакты замыкаются. Биметаллический элемент реагирует на температуру защитного колпачка, который с помощью резинового уплотнителя монтируется в стенке стирального бака.
Поскольку электронагреватели имеют значительную мощность (2500 Вт), то мощность контактов терморегулятора составляет обычно 15 А 220 В.
На рис. 4 изображена электрическая схема машины.
Рис. 4. Электрическая схема стиральной машины «Аурика-71 п»:
R—резистор (гасящее сопротивление в цепи сигнальной лампочки); ЛС — сигнальная лампочка; ТР — терморегулятор; РВ — реле времени; РТ — реле тепловое; ТЭН — трубчатый электронагреватель; С, — конденсатор 4 мкФ; Су — конденсатор 10 мкФ; Ш — вилка штепсельная с защитными контактами; Д1 — электродвигатель типа ДВЕ; Д2 — электродвигатель типа ДАО-ц; Чр — черный провод; Кр — красный провод; Сн — синий провод; Бл — белый провод.
Как видно на схеме, в целях безопасности штепсельная вилка имеет защитный контакт, а соединительный шнур состоит нз трех проводов. Для сигнализации использована неоновая лампочка. Реле времени рассчитаны на работу в пределах 0—
6 мин.
Выводные провода обмоток электродвигателя имеют различную окраску, позволяющую легко найти выводы рабочей и пусковой обмоток.
Неисправности полуавтоматических стиральных машин и способы их устранения
Организация и оснащённость рабочего места мастера
По рекомендации Росбытнота рабочее место для ремонта стиральных машин состоит из универсального стола-верстака, стеллажа для хранения запасных частей и тары для неисправных узлов и деталей, снятых со стиральных машин при ремонте (рис.26).
Каркас верстака изготовлен из угловой стали размером 35X35 мм. Рабочая поверхность стола деревянная, покрыта линолеумом. Размеры верстака 1800Х700Х Х800 мм.
На верстаке с правой стороны установлен электрораспределительный щит типа ЩЭ, мегомметр М 1101, омметр или пробник для проверки электрических цепей
И слесарные тиски. С левой стороны установлено поворотное устройство, предназначенное для установки стиральных машин. Поворотное устройство представляет собой круг диаметром 600 мм, обтянутый войлоком фетром. Поворот стиральной машины вокруг своей оси осуществляется вручную. С левой стороны верстака устройство для фиксации поворотного круга .. Стиральная машина устанавливается на поворотный круг, с помощью специального захвата и электротельфера грузоподъемностью 0,5 т.
Рис. 5. Рабочее место для ремонта стиральных машин
На рисунке показан захват для стиральной машины с ручным отжимом белья. Для установки полуавтоматических стиральных машин с прямоугольным корпусом применяется захват другой конструкции.
Для каждого инструмента и приспособления должно быть свое определенное место, поэтому в верстаке предусмотрены выдвижные ящики разных размеров.
Оснащение рабочих мест подобными верстаками улучшает условия труда и повышает культуру производства.
С правой стороны от верстака на расстоянии 500— 550 мм (т. е. в зоне оптимальной досягаемости рук рабочего) установлен стеллаж для складирования запасных частей.
С левой стороны от верстака устанавливается тара для негодных деталей. Тара состоит из короба и пруткового каркаса, закрытого сверху листом. Короб свободно закреплен на кронштейнах; при нажатии ногой на педаль короб поворачивается вокруг оси в положение приема. При освобождении. педали короб под тяжестью собственной массы возвращается в исходное положение и закрывается. Для освобождения тары короб свободно вынимается.
По мнению Росбытнот, такая планировка рабочего места для ремонта стиральных мащин обеспечивает экономию и удобство в работе, что ведет к повышению производительности труда рабочего.
Рабочее место для ремонта узлов стиральных машин (рис. 6) оснащено приспособлениями, значительно облегчающими труд рабочего. Для выполнения ремонта узлов стиральных машин применяется универсальное приспособление типа УПРС-1, которое предназначено для выполнения следующих операций: разборки и сборки отжимных устройств стиральных машин типа СМР, разборки двухходового крана (клапана) стиральных машин типа СМП, запрессовки и выпрессовки шарикоподшишшков с вала центрифуги, запрессовки и выпрессовки шарикоподшипников с вала электродвигателя, запрессовки и выпрессовки шарикоподшипников из крышек корпуса электродвигателя.
Рис.6. Рабочее место для ремонта узлов стиральных машин
Универсальное приспособление УПРС-1 устанавливается на специальном столе, снабженном полкой для сменных приспособлений, набором конусов для запрессовки н вьшрессовки шарикоподшипников, конусов для выпрессовки вала двухходового крана, конусом для разборки и сборки отжимного устройства стиральных машин, подставкой для знпрессовки и выпрессовки подшипников, оправкой для запрессовки опорных втулок в корпус насоса машины «Рига-55», подставкой для выпрессовки двухходового крана, стаканом для выколотки конусов, зажимом для разборки отжимного устройства стиральных машин «Рига» и «Тула».
С правой стороны от стола с приспособлением УПРС-1 устанавливается тумбочка для хранения инструмента. Расстояние от стола до тумбочки 550—750 мм.
С левой стороны на специальной подставке установлен сверлильный станок типа НС-12.
Для испытания баков стиральных машин на герметичность рекомендуется применять специальные стенды типа С-3 для проверки баков на герметичность. Корпус стенда цилиндрической формы. Внутри стенда на плите укрепляется в перевернутом положении испытуемый бак. При помощи электродвигателя плита вместе с баком погружается в воду. Конструкция стенда значительно облегчает и ускоряет проверку бака на герметичность. Предусмотрено освещение внутри стенда двумя лампами по 40 Вт, установленными по обеим сторонам бака стенда в специальных водонепроницаемых отсеках. Достаточная освещенность облегчает контроль качества ремонта.
Размеры стенда: высота 1500 мм, диаметр 800 мм.
Проверку баков на герметичность можно осуществить также и на кантователях, конструкция которых обеспечивает подъем стиральной машины, заполненной водой на высоту 1200 мм, что создает удобство в работе.
Справа от стенда проверки баков стиральных машин На герметичность на расстоянии 750 мм устанавливается специальная подставка для испытуемых стиральных баков.
Высота подставки 800 мм, поэтому рабочему не приходится совершать лишних наклонов при установке бака на плиту стенда для проверки баков на герметичность.
Для проверки качества отремонтированных стиральных машин в соответствии с технологическим процессом проводятся послеремонтные испытания, включающие проверку электрических параметров стиральных машин и электрическую прочность изоляции.
Рис. 7. Рабочее место для испытания стиральных машин после ремонта
В соответствии с этим рабочее место по испытанию стиральных машин (рис. 7) должно быть оборудовано стендом для измерения электрических параметров стиральных машин (напряжение, потребляемый ток, потребляемая мощность и сопротивление изоляции) и установкой проверки электрической прочности изоляции машин.
Стенд для измерения электрических параметров стиральных машин представляет собой металлический столик, на верхней панели которого расположены электроизмерительные приборы: вольтметр, амперметр, ваттметр, мегомметр.
Для испытания качества электрической изоляции стиральных машин применяется установка, представляющая собой металлический шкаф, состоящий из двух секций: в первой устанавливается испытываемая стиральная машина, во второй — пробойная установка типа УПУ-1м или повышающий трансформатор и элементы схемы автоматики.
Планировка рабочих мест и участков цеха (мастерской) по ремонту стиральных машин должна обеспечивать наикратчайшие пути движения изделия в процессе ремонта, соблюдение последовательности выполнения технологических операций, удобное и доступное размещение контрольно-измерительных приборов и инструмента на рабочих местах, соблюдение санитарных норм и наличие необходимой оргоснастки.
Переносный комплект инструмента и приспособлений для ремонта стиральных машин
Переносный комплект (рис. 8) предназначен для проверки и ремонта стиральных машин в домашних условиях. Его комплектация инструментом и приспособлениями позволяет выполнять до 80 % всех ремонтных работ на дому.
Набор инструментов и приспособлений расположен внутри чемодана, изготовляемого из листового алюминия толщиной 1,5 мм. Размеры чемодана 420X300X120 мм, масса 8 кг.
Для компактности и удобства пользования часть слесарного инструмента расположена в верхней крышке чемодана. В комплект входят: силовая отвертка, отвертка длиной 90 мм с шириной лопатки 4 мм, выколотка бака центрифуги, две отвертки 175X6 мм и 190X8 мм, торцовый ключ под гайку 8 мм, два торцовых ключа с длиной ручки 250 мм под гайки 8 и 9 мм, вороток раздвижной, зубило слесарное, ручная развертка, кернер, молоток слесарный, съемник для снятия подшипников, плоскогубцы комбинированные, ключи гаечные двусторонние под гайки 8, 11, 12 мм, две выколотки подшипников скольжения, торцовый ключ, состоящий из набора
Рис. 8. Переносный комплект инструмента для ремонта стиральных машин
головок и ручки, паяльник 90 Вт, 220 В и изоляционная лента.
В корпусе чемодана размещен комбинированный прибор — ампервольтметр. Он позволяет измерять переменный ток в пределах от 0 до 5 А и от 0 до 10 А, напряжение до 250 В. С помощью этого прибора мастер может измерить напряжение сети, потребляемый ток, наличие короткозамкнутых витков в электродвигателе и. обнаружить обрыв в проводах электросети.
В специальном отделении находятся набор ручных метчиков М5 и М6, сверла диаметром 4, 7 и 5 мм, складной нож.
В нижней части чемодана предусмотрено место для укладки запасных частей стиральных машин. В комплекте запасных частей могут быть реле РТ-10 и РТК-С, пускатель ПНВС-10, шкив, приводные ремни, крепежный материал, провода, прокладки, реле времени и т. д.
Технологический процесс разборки стиральной машины
В основу разработки технологических процессов ремонта стиральных машин положено решение вопросов рациональной дифференциации процессов разборки и сборки машин и их узлов, специализации участков и рабочих мест с учетом достижения прямоточности. Создание прямоточности процесса ремонта основано на технологических и организационных условиях поточного ремонта стиральных машин.
Поточным методом ремонта стиральных машин является такой метод организации работ, при котором разборка и сборка машин закреплены за определенными рабочими местами, расположенными в последовательности выполнения операций, а машина или узел передается с одной операции на другую сразу после выполнения предшествующей, как правило, при помощи механизированных транспортных средств. Поточная линия является комплексной, так как наряду с рабочими местами сборки и разборки включает рабочее место испытаний, окраски и контроля.
Процесс разборки оборудования при ремонте определяется структурой его сборочных элементов. Поэтому перед разработкой технологического процесса разборочных работ необходимо изучить конструкцию оборудования, установить назначение и взаимодействие отдельных узлов и деталей.
Последовательность выполнения разборочных операций и их объем зависят от характера износов и повреждения оборудования. Так, для замены отдельных неисправных деталей, узлов или агрегатов оборудование подвергают частичной разборке. Такие процессы характерны для малого (текущего) ремонта, для устранения отказов отдельных агрегатов, узлов и деталей с целью их замены или ремонта и регулировки механизмов. При капитальных ремонтах оборудование, агрегаты и узлы подлежат полной разборке, которая должна выполняться в строгой последовательности, предусмотренной технологическим процессом.
Например, для демонтажа электромагнитных клапанов необходимо выполнить следующие операции.
Снять верхнюю крышку стиральной машины, для чего отвернуть шурупы крепления к корпусу специальной фигурной отверткой (снять с лицевой панели диск-указатель, переключатель). Снять хомуты крепления резиновых шлангов к патрубкам электромагнитных клапанов и резиновые шланги. Отвернуть винты крепления электромагнитных клапанов. Снять электромагнитные клапаны.
Основная задача ремонтных предприятий – наиболее полнее удовлетворить потребности населения в услугах по техническому обслуживанию и ремонту бытовой техники. Другими словами, предприятия призваны поддерживать в работо-способном состоянии машины и приборы, принадлежащие индивидуальным владельцам или предприятиям. В соответствии с этим коллективу предприятия любой структуры приходится повседневно решать задачи, связанные как с улучшением обслуживания населения, так и с повышением организационно-технического уровня производства ремонтных работ.
Структура и размер ремонтного предприятия определяются зоной потребления оказываемых услуг населению.
При любой структуре предприятие осуществляет следующие функции:
Централизует управление производством услуг, выполняет технико-экономическое планирование, материально техническое снабжение, финансирование и другие.
Обеспечивает единую техническую политику на всех предприятиях, входящих в его состав;
Подготавливает кадры и организует материально-техническое обслуживание для всех предприятий, входящих в основную структурное подразделение;
Устанавливает постоянное производственные связи с заводами-изготовителями бытовой техники.
В зависимости от объёма однородных ремонтных работ ремонтные предприятия, цехи, мастерские специализируются на ремонте бытовых машин и приборов одного или нескольких наименований. Приём заказов и заявок осуществляет комплексные приёмные пункты. Техническое обслуживание и ремонт машин и приборов на дому у заказчика выполняет бригада выездных слесарей.
В крупных специализированных цехах и мастерских, как правило, применяют бригадно-агрегатные и поточно-операционные методы организации ремонта.
В них широко используют разделения труда, которое способствует механизации и автоматизации процессов ремонта бытовых машин и приборов, внедрению прогрессивных методов организации производства и тем самым обеспечивает должное качество выполнения ремонтных работ и высокими технико-экономические показатели деятельности предприятия в целом.
При приёме бытовых приборов для ремонта в мастерскую, цех необходимо проводить тщательную диагностику бытовых приборов.
Алгоритмы диагностики бытовых приборов заключаются в следующем:
1.Убедится в наличии напряжения в ротке;
2. Проверить неисправность штепсельной вилки, шнура питания,
3. Проверить последовательно пуско-регулирующую аппаратуру и приборы управления бытовым прибором;
4. Проверить электродвигатель, сопротивления в его обмотках.
5. Проверить исправность всех остальных взаимосвязанных узлов бытового прибора.
6. Проверить изоляцию на повреждения
7. Ремонт проводить после определения причин, приведших к неисправности узла или детали, что выявляется в процессе диагностики БМП.
8.После ремонта необходимо обязательно провести проверочно-испытательные работы.
9.После завершения сборки узла бытового прибора выполнить его испытание и обкатку,
Проверить в работе.
Узел активатора состоит из лопастного диска активатора 5 (рис.9) и электрического привода.
Рис. 9 Активатор стиральной машины
/ — смазка; 2, 3, 6 — шайбы; 4— шайба опорная; 5 — лопастный диск (активатор); 7 — гайка; 8 — опора; 9 — шайба регулировочная; 10 — шкив активатора; 11 — винт стопорный; 12 — ось
Активатор — стальной или пластмассовый диск диаметром 140—155 мм с пятью-шестью небольшими ребрами высотой 14—16 мм, закрепленный на оси 12 и вращающийся в самосмазывающихся подшипниках опоры 8. Ось активатора или впрессовывала непосредственно в утолщение диска, или ввернута в запрессованную гайку с резьбой, обратной направлению вращения активатора. Па другом конце оси активатора надет шкив 10, закрепляемый винтом 11.
В латунной опоре 8 размещены резиновое уплотнение и подшипники скольжения в виде промасленных бронзографитных
втулок, не требующих дополнительной смазки в течение длительной эксплуатации. В промежутке между втулками находится густая смазка 1.
Опора активатора крепится к стиральному баку специальной гайкой 7. Для обеспечения падежной герметичности соединения между опорой и стенкой или дном бака устанавливаются клингеритоные или паранитовые шайбы 2 и 3, а также опорная шайба 4.
Установкой шайб разной толщины регулируется зазор между диском активатора и выданной в стенке или дне стирального бака. Зазор обычно равен 1—1,5 мм. При меньшем зазоре диск активатора будет касаться стенки или дна бака и изнашивать его. При большом зазоре активатор будет рвать
Текстолитовую регулировочную шайбу 9 ставят для снижения трения и уменьшения износа торцовых поверхностей опоры 8 и шкива 10. Для быстрой замены изношенных шайб узел выполняется разборным.
Активатор приводится в движение однофазным электродвигателем через клиноременную передачу.
Большое распространение получают стиральные машины с двумя режимами стирки, с разной частотой и направлением вращения активатора.
Активатор (рис. 10) состоит из лопастного диска (1), опоры и электрического привода активатора. Лопастной диск (стальной или пластмассовый) диаметром 140— 155 мм с небольшими ребрами высотой 14— 16 мм закреплен на оси (4), вращающейся в самосмазывающихся подшипниках опоры (8).
На другом конце оси активатора имеется шкив (10). В опоре (8) размещены резиновое уплотнение (12) и подшипники скольжения в виде промасленных бронзографитовых, втулок, не требующих дополнительной смазки в течение длительной эксплуатации. Опора (8) активатора крепится к стиральному баку специальной гайкой (11). Для обеспечения надежной герметичности соединения между опорой и стенкой или дном бака устанавливаются резиновые прокладки.
Рис. 10. Активатор (1 — лопастной диск, 2 — гайка, 3 — регулировочная. шайба, 4 — ось, 5 — шайба, 6 — прокладка, 7 — гайка, 8 — опора активатора, 9 — изолирующая шайба, 10 —шкив, 11 —гайка, 12— резиновое уплотнение, 13 — стиральный бак)
Активатор приводится в движение однофазным двигателем через клиноременную передачу. Частота вращения активатора —от 475 до 750 об/мин. Величина зазора между активатором и дном бака обычно равна 1—1,5 мм. При меньшем зазоре диск активатора касается дна бака, в результате чего дно бака портится; при большом зазоре активатор рвет белье.
Изнашивание и повреждение деталей
В процессе эксплуатации оборудования первоначальные качества деталей, обусловленные чертежами и техническими условиями, изменяются. Эти изменения могут проявляться в нарушениях конструктивных размеров деталей, эксплуатационных свойств их рабочих поверхностей и др. и привести к тому, что характер посадок у сопряженных деталей постепенно переходит в иное качество, в результате которого неподвижное соединение становится подвижным, плотное прилегание — неплотным и т. д. Изменения происходят в результате изнашивания.
Под изнашиванием подразумевается процесс постепенного изменения размера детали при трении, проявляющегося в отделении с поверхности трения металла и (или) его остаточной деформации. Конечный результат изнашивания, проявляющийся в виде отделения или остаточной деформации материала, называют износом, а частицы материала, отделившиеся в процессе изнашивания, — продуктами износа.
Под трением понимается сопротивление относительному перемещению, возникающее между двумя телами в зонах соприкосновения поверхностей по касательным к ним. Количественно трение может оцениваться силой трения и коэффициентом трения. При анализе механических систем различают виды трения по наличию и характеру движения (схема 1).
В технологическом оборудовании наиболее распространен самый благоприятный вид трения — трение качения, которому соответствуют минимальные сила трения и износ. Однако вид трения, обусловленный конструкцией механизма, не всегда реализуется в конкретных эксплуатационных условиях, причем один вид трения может переходить в другой, более или менее благоприятный. Так, при загрязнении подшипников качения чистое трение качения их промежуточных тел <шаров, роликов) переходит в трение скольжения по поверхности одного из колец, подшипник при этом быстро теряет работоспособность. Аналогичные последствия вызывает попадание посторонних частиц на поверхность качения неприводных колес (роликов, катков, бегунков) и т. п.
По наличию смазочного материала трение подразделяется ИЗ»жидкостное, граничное, без смазки.
При жидкостном трении возможность непосредственного контакта между трущимися поверхностями устраняется, так как смазка образует между ними промежуточный слой, и процесс трения без смазки двух твердых тел замедляется процессом внутреннего трения в смазочном веществе. Существование жидкостного трения, возникающего при так называемой гидродинамической смазке, возможно при идеальных условиях: малых удельных нагрузках, больших скоростях перемещения, непрерывном подводе смазки. Обеспечение их в реальных машинах связано с большими трудностями и поэтому между смазываемыми деталями чаще всего имеет место граничное трение, основные характеристики которого определяются состоянием адсорбированной на поверхности трения тонкой масляной пленки. Устойчивость таких граничных пленок смазочного материала при трении зависит от его свойства, называемого маслянистостью. Граничные пленки обладают особой способностью расклинивающего действия, в них. развивается давление, не только препятствующее сближению смазочных поверхностей, но и стремящееся их раздвинуть. Это давление растет с уменьшением зазора. Расклинивающее действие увеличивается также со скоростью скольжения, т. е. имеет не только статический, но и динамический характер. Молекулы смазочных веществ в граничных пленках обеспечивают большую прочность на сжатие и легкость сдвигов в тангенциальном направлении. Этим и объясняются небольшие коэффициенты трения при скольжении смазываемых поверхностей. Тонкие смазочные слои не только снижают силу трения, но и оказывают большое влияние на износ.
Трение без смазки характеризуется отсутствием введенных смазочных материалов. Это, однако, не означает, что при этом всегда имеется контакт ювениальных (свободных от загрязнения, чистых) поверхностей трущихся тел. Независимо от смазки трение в сопряжениях происходит в присутствии газовой среды (атмосферы), а в ряде случаев — в присутствии различных. твердых сред. Согласно современным представлениям о трении и изнашивании внешняя среда (газовая, твердая), подобно смазке, оказывает огромное влияние на трение и изнашивание металлов.
Для оценки изнашивания поверхности основной характеристикой является линейный износ И — изменение размера. детали в направлении, перпендикулярном поверхности трении В общем случае износ распределяется по поверхности трения неравномерно, поэтому И=f(х, у), где х и у—-координаты поверхности трения. Износ обычно характеризуют линейной интенсивностью изнашивания
Свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях трения, оцениваемое величиной, обратной скорости изнашивания, называют износостойкостью. Это свойство характеризуют также относительной износостойкостью — отношением износостойкости испытуемого материала и материала, принятого за эталон, при их изнашивании в одинаковых условиях..
В науке о трении и изнашивании различают следующие виды изнашивания: механическое, молекулярно-механическое и коррозионно-механическое.
В основу этой классификации положены современные представления о природе трения и изнашивания, сложившиеся на основе глубокого изучения этих сложных явлений многими советскими и зарубежными исследователями.
Механическое изнашивание происходит в результате взаимодействия поверхностей материала деталей при трении. Существует несколько разновидностей механического изнашивания: абразивное газо и гидроабразивное, эрозионное, усталостное и кавитационное.
Абразивное изнашивание возникает в результате режущего или царапающего действия твердых тел или частиц о поверхность трения. Твердые абразивные тела (частицы) могут иметь различную форму и быть различным образом ориентированы относительно изнашиваемой поверхности, скользя под давлением по поверхности детали, срезая небольшие стружки и деформируя шероховатость поверхностных слоев. В результате многократного передеформирования поверхностный слой детали разрушается.
При абразивном изнашивании в соответствии с источником и характером твердых частиц абразивное воздействие на материал одной из сопряженных деталей могут оказывать твердые структурные элементы материала другой детали, твердые посторонние частицы, которые внедряются в поверхность другой детали или на материал обеих сопряженных деталей оказывают воздействие твердые посторонние частицы, которые передвигаются между их поверхностями.
Изнашивание поверхностей под действием абразивных частиц зависит не только от передаваемой нагрузки, количества абразива, размера частиц и их физических свойств, но также и от твердости поверхностей и от пути трения абразивных частиц относительно этих поверхностей.
Гидроабразивное изнашивание вызывается действием на материал детали твердых тел или частиц, увлекаемых потоком жидкости.
Газоабразивное изнашивание возникает при изнашивании материала детали в результате воздействия на него твердых тел или частиц, увлекаемых потоком газа.
Природа гидро и газоабразивного изнашивания по сравнению с абразивным иная. В этих случаях условно закрепленные абразивные частицы отсутствуют. Но твердые тела или частицы, двигаясь с большой скоростью в потоке жидкости или газа, также производят царапающее действие, вызывающее пластическое деформирование и микрорезание. Гидроабразивное изнашивание имеет место в трубопроводах гидравлических устройств, а газоабразивное — в деталях пневмотранспорта. Наиболее интенсивно изнашиваются те их зоны, где изменяется направление движения струи жидкости или воздуха, т. е. колена.
Эрозионное изнашивание поверхности материала происходит в результате воздействия на него потока жидкости или газа. Это воздействие слагается из трения сплошного потока и его ударов о поверхность. В результате трения происходит расшатывание отдельных объемов материала и вымывание их. В зависимости от свойств материала возможны вырывы отдельных объемов или группы зерен с неблагоприятной ориентацией в отношении приложенных усилий. В пластичных материалах, обладающих способностью наклепываться, происходит вначале наклёпывание микропластических деформаций отдельных участков, а когда способность к упрочнению исчерпывается, эти участки разрушаются и вымываются. Жидкость, внедряющаяся при ударах в образовавшиеся микротрещины, ведет себя, вероятно, подобно клину, расширяя боковые стенки.
Усталостное изнашивание поверхности трения или отдельных ее участков возникает в результате повторного деформирования микрообъемов материала, приводящего к возникновению трещин и отделению частиц. В зависимости от соотношения между нормальной и тангенциальной составляющих сил в контакте и от изменений физико-механических свойств материала в поверхностном слое трещина может зародиться на глубине и на поверхности. Если трещина зародилась на глубине, то на известной стадии она может под нагрузкой выйти на поверхность. Первичная трещина независимо от места ее зарождения распространяется наклонно к поверхности в соответствии с направлением приведенного напряжения и приобретенной благодаря пластической деформации анизотропии свойств материала. В трещину с поверхности проникает масло или другая рабочая жидкость. Когда открытый конец трещины вступает в контакт, выход для жидкости закрывается. В жидкости под нагрузкой в контакте возникает высокое давление, распирающее стенки трещин. При повторных напряжениях трещина углубляется, а затем распространяется по направлению к поверхности, отделяя выкрошившийся объем металла.
Кавитационное изнашивание поверхности детали вызывается действием сильных ударов жидкости в виде кумулятивных струй, движущихся с большой скоростью. Эти струи возникают при захлопывании каверн, образующихся на поверхности деталей вследствие вибрации последних или вследствие потока жидкости. Многократные удары струи жидкости по одному и тому же месту материала ведут к его местному разрушению или образованию углублений.
Молекулярно-механическое изнашивание проявляется в результате одновременного воздействия па материал механических и атомарных или молекулярных сил при трении. В этом случае сила трения определяется двумя составляющими — молекулярной и механической. В соответствии с современным учением о трении имеется только одна разновидность этого изнашивания — изнашивание при заедании, возникающее в результате схватывания поверхностей, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности на другую и воздействия возникших неровностей на сопряженные поверхности.
Повреждение поверхностей, обусловливающее изнашивание, происходит следующим образом: сначала возникает схватывание металла на некотором участке их общей мгновенной поверхности трения: возникшая связь быстро разрушается, так как детали находятся в относительном движении. Если материал в месте мгновенного соединения окажется прочнее одного из основных материалов (упрочнение может быть связано с наклепом), то разрушение произойдет в основном материале и в этом случае на одной поверхности образуется углубление от удаленной частицы, а на другой появится выступающая частица, что приведет к передаче через нее значительной части нагрузки, и материал частицы может упрочниться. Если при этом нет сильного нагрева (скорость мала), то упрочнившаяся выступающая частица будет интенсивно разрушать сопряженную поверхность. Если нагрева для упрочнения недостаточно, выступающая частица будет пластически деформироваться, не оказывая сильного разрушительного влияния на сопряженную поверхность.
Наиболее часто заедание возникает в опорах парового цилиндра каландра, валах барабанов раскройных столов и других трущихся парах, работающих в неблагоприятных гидродинамических условиях (при наличии высоких удельных нагрузок, бедной смазки и большой разности кривизны трущихся поверхностей). Разрушение, возникающее в процессе заедания, происходит не по месту касания, а в глубине металла.
Признаками заедания являются глубокие и широкие борозды с неровными краями, иногда слившиеся между собой, наличие вырывов, образование наростов; возможно оплавление поверхностей. Может произойти полное заклинивание деталей.
Коррозионно-механическое изнашивание характеризуется одновременным протеканием пластической деформации поверхностного слоя материала детали и его физико-химическим взаимодействием со средой при трении. 1 Этот вид изнашивания подразделяют на окислительное и при» фретинг-коррозии.
Сущность окислительного изнашивания заключается в том, что под воздействием агрессивных сред на поверхностях металла возникают пленки, представляющие собой продукт реакции химически агрессивной среды с металлом. Такой средой могут являться кислород из окружающей атмосферы, пары и растворы химически активных веществ, воздействующие на поверхность металла по условиям технологического процесса, кислые соединения в масле и др. Окисные или другие пленки на металлах имеют пониженную прочность, легко разрушаются и выносятся при трении. Процесс разрушения пленок может заключаться как в их отслаивании, так и в образовании язвин, возникновение которых сходно с механизмом усталостного выкрашивания, развивающегося вследствие понижения предела контактной усталости поверхностей, подвергнутых коррозионному воздействию.
Износостойкость деталей при окислительном изнашивании зависит от пластичности металла, скорости окисления и при — роды окислов. Мягкие стали более подвержены окислению и пластической деформации, чем твердые, и поэтому являются менее износостойкими. Повышение температуры способствует росту окисных пленок.
Изнашивание вследствие фретинг-коррозии наблюдается на плотно контактирующих поверхностях пар металл — металл или металл — неметалл в результате повторяющихся относительных тангенциальных микросмещений, при которых происходит периодическое разрушение окисных пленок без их последующего удаления из зоны трения.
Сами окислы металлов впоследствии могут играть роль абразивных частиц и при относительном перемещении деталей воздействовать на разрушение соприкасающихся поверхностей. Разрушение выражается в появлении на поверхностях взаимного касания деталей язвинок, окислов и кратеров с выкрошенным металлом. Такие язвины и кратеры наблюдаются на сопряженных поверхностях валов и напрессованных на них дисков, колец подшипников качения и зубчатых колес, в отверстиях корпусных деталей под наружные кольца подшипников качения и вкладышей, на опорных поверхностях пружин и т. п.
Выбор рационального способа восстановления деталей
При разработке технологического процесса восстановления детали из всех способов следует выбирать наиболее рациональный, обеспечивающий необходимые эксплуатационные свойства детали при наименьшей стоимости ее восстановления. Выбор такого способа зависит от конструктивно-технологических особенностей и условий работы деталей, величины и характера их износа, эксплуатационных свойств самих способов и стоимости их ремонта. В связи с этим для выбора рационального способа восстановления деталей рекомендуется пользоваться следующими критериями: технологическим, долговечности и экономическим. Окончательное решение вопроса выбора рационального способа производят при помощи технико-экономического критерия, связывающего долговечность детали с экономикой ее восстановления.
Технологический критерий позволяет определить принципиальную возможность применения различных способов восстановления по отношению к конкретным деталям. Так, например, детали, изготовленные из непластичных материалов, нельзя ремонтировать способом пластических деформаций. Нельзя также детали небольшого (менее 30 мм) диаметра восстанавливать наплавкой под флюсом. Этот критерий не выражается числом и поэтому считается предварительным, поскольку при его помощи нельзя выбрать рациональный способ восстановления деталей, если их несколько. Технологический критерий позволяет классифицировать детали по способам восстановления и выявить перечень деталей, ремонт которых возможен тем или иным способом.
Критерий долговечности позволяет оценить различные способы восстановления с точки зрения обеспечиваемой ими работоспособности детали. Долговечность отремонтированной детали зависит от способов ее восстановления. Наиболее рациональными способами здесь окажутся те из них которые обеспечивают наибольшую долговечность восстановленной детали. Критерий долговечности численно может быть выражен через коэффициент долговечности для каждого из способов восстановления и каждой конкретной детали, под которым понимается отношение долговечности восстановленной детали к долговечности новой детали, т. е. /Сд=Ав/Ан. По физическому смыслу коэффициент долговечности пропорционален сроку службы деталей в эксплуатации и его значение для различных способов восстановления деталей определяется как функция
.
Подготовка деталей к металлизации
Металлизация напылением — процесс, в котором металл,, расплавленный каким-либо источником тепла, распыляется сжатым воздухом или другим, преимущественно инертным, газом на мелкие частицы и наносится на поверхность детали.
Основными достоинствами металлизации как способа нанесения покрытий при восстановлении деталей являются: высокая производительность процесса, небольшой нагрев детали, высокая износостойкость покрытия, простота технологического процесса и применяемого оборудования, возможность нанесения покрытий толщиной от 0,02 до 10 мм из любых металлов и сплавов. Однако, несмотря на преимущества, этот способ имеет ряд существенных недостатков, к числу которых следует отнести прежде всего недостаточно высокую прочность — сцепления покрытия с металлом восстанавливаемой детали, трудности подготовки термически обработанных деталей к металлизации и значительные потери металла. Этим способом нельзя восстанавливать детали, работающие при ударной нагрузке.
Металл для распыления плавят электрической дугой, газовым пламенем и токами высокой частоты. Для распыления тугоплавких материалов металл расплавляют дуговой плазменной струей. В зависимости от способа расплавления металла металлизацию подразделяют на электродуговую, газовую, вы-, сокочастотную, а также плазменную.
Процесс восстановления деталей металлизацией разделяется на три основные последовательные стадии: подготовка поверхности к нанесению покрытия, напыление металла и обработка поверхности детали после металлизации. Последовательность восстановления шейки вала пресса типа ГПС показана на рис. 44.
Предварительная подготовка деталей к металлизации имеет большое значение. Главная цель подготовки поверхности — обеспечить максимальную прочность сцепления напыляемого слоя с-по верхи остью детали. Прочность сцепления зависит в основном от двух факторов:
степени чистоты поверхности (наличия на ней загрязнений, окисных пленок и пр.) и степени ее шероховатости. Чем меньше на поверхности детали окислов, жиров и посторонних веществ, тем прочнее будет сцепление между частичками напыленного слоя и металлизируемой поверхностью. Чем резче выражены выступы на металлизируемой поверхности и чем их больше, тем лучше будет связь напыленного металла с основанием. Наилучшие результаты получаются тогда, когда размеры частиц распыленного металла меньше ширины впадин на подготовленной поверхности.
Подготовка поверхности основания к металлизации включает следующие операции: очистку и обезжиривание, предварительную механическую обработку, специальную обработку для образования шероховатости и изоляцию поверхностей детали, не подлежащих металлизации.
Предварительной механической обработке деталь подвергают для придания изношенной поверхности правильной геометрической формы с целью обеспечения равномерной толщины покрытия, а также для получения минимально допустимой толщины слоя покрытия. Для предотвращения выкрашивания металлизационного слоя на торцах детали и на открытых ее концах создают либо канавки, либо буртики. Для придания поверхностям деталей шероховатости широко применяют механические способы подготовки: нарезание «рваной» резьбы, накатывание поверхности роликом, насечку зубилом и пескоструйную обработку, а также обдувку стальной крошкой.
Нарезание «рваной» резьбы применяют при восстановлении изношенных деталей, имеющих форму тел вращения. Этот способ обеспечивает самую высокую сцепляемость напыленного слоя с поверхностью детали. На обрабатываемую поверхность резьбу нарезают резцом с острой режущей кромкой, который устанавливают в резцедержателе с вылетом 100—150 мм, передний угол резца 0, задний угол около 10,5—12,0″. Смещенный ниже оси детали кончик резца вибрирует и дробит металл на поверхности обрабатываемой детали, делая ее шероховатой.
Для деталей, твердость которых не превышает НВ 300—350, применяют накатывание поверхности роликами на глубину 0,4—0,6 мм. Ролик диаметром 60 мм с пирамидальным профилем зуба устанавливают в оправку с державкой. Угол заострения зуба должен составлять 40—60°, а его высота —2 мм. Державку закрепляют в токарный или строгальный станок так, чтобы ролик образовывал с осью детали угол 30°. Благодаря этому на поверхности детали образуются углубления, обеспечивающие надежное сцепление покрытия с основанием.
Продольную подачу накатки принимают равной 1,5—2 мм/об детали.
Насечку зубилом применяют для подготовки поверхности плоских деталей. Ее производят вручную или при помощи пневматических инструментов.
Пескоструйной обработке подвергают детали диаметром или толщиной до 15 мм, а также с относительно низкой механической прочностью или низким пределом усталости. Этот способ оправдывает себя при обработке деталей сложной конфигурации, а также при заделке трещин на чугунных деталях.
Для подготовки стальных закаленных или цементованных поверхностей применяют также анодно-механическую обработку.
Напыление металла
На ремонтных предприятиях наибольшее распространение получила электродуговая металлизация, отличающаяся высокой производительностью процесса, экономичностью и простотой примичностью и простотой применяемого оборудования. К числу ее недостатков следует отнести повышенное окисление металла и, как следствие, — г сравнительно невысокую прочность покрытия и прочность его сцепления с поверхностью детали.
Принцип работы электродугового металлизатора следующий. Две проволоки (рис. 45), соединенные с источником тока, с помощью роликов 3 непрерывно подаются по направляющим наконечникам 4 к выходному соплу. В точке их сближения возникает электрическая дуга, расплавляющая металл. В зону дуги подается воздух (инертный газ) под давлением 0,5—0,6 МПа. Расплавленный металл под действием струи сжатого воздуха распыляется на частицы диаметром от 0,002 до 0,4 мм, которые с большой скоростью наносятся на поверхность детали. Схема процесса распыления металла и характер изменения скорости струи воздуха и частиц от сопла металлизатора до поверхности детали приведена на рис. 46.
Конечная скорость частицы на расстоянии 250 мм от сопла составляет примерно 85 м/с, а Время движения частицы до детали не более 0,003 с. При такой высокой скорости и малом времени полета частицы не успевают сильно охладиться и более крупные достигают поверхности детали, будучи в жидком или полужидком состоянии, а мелкие частицы —в твердом.
Средняя температура частиц по мере удаления от сопла понижается сначала довольно быстро, а затем замедляется (рис. 47). Достигая при относительно высокой температуре поверхности металлизируемой детали, ударяющиеся о нее частицы деформируются и закрепляются на ней. Через короткий промежуток времени в данном месте поверхности образуется элемент покрытия, который энергично охлаждается потоком сжатого воздуха. Разумеется, часть тепла, принесенного частицами, по-
глощается поверхностью детали, которая при этом нагревается. Однако, температура нагрева практически невелика; она зависит от температуры частиц перед ударом, их массы, продолжительности металлизации данного места поверхности и толщины стенок детали. Как видно из рис. 48, температура поверхности стальной детали всегда значительно ниже критических точек. Поэтому никаких фазовых превращений в материале металлизируемых деталей не происходит и свойства их не меняются. Частицы распыленного металла, имея различные размеры, масссу, скорость и температуру, ударяясь о поверхность детали, подвергаются различной степени деформации и охлаждению.
В результате структура покрытия получается неоднородной по своему строению и резко отличается от структуры распыляемого металла. Соединение частиц с поверхностью и между собой можно представить следующим образом. Расплавленный металл распыляется на мелкие частицы, которые, пролетая расстояние от сопла до детали, успевают снизить температуру, а некоторые — перейти из жидкого состояния в твердое. При ударе о поверхность детали частицы заполняют ее микро — и макронеровности.
Частица, имевшая сначала шарообразную форму, при ударе о поверхность приобретает форму тонкого диска с разорванными краями. Разорванные края частиц переплетаются и таким образом частицы соединяются между собой. Благодаря
значительной кинетической энергии частицы, деформируясь, сближаются с поверхностью детали, вследствие чего в некоторых местах возникает молекулярное схватывание, увеличивающее прочность сцепления слоя и основания.
При распылении частицы расплавленного металла окисляются. Степень окисления зависит от размера частиц, химического состава распыляемого металла, времени нахождения частиц в полете и других факторов. Наибольшему окислению. частицы подвергаются в период непосредственно за ударом о поверхность детали, так как при неподвижном состоянии частица интенсивно омывается струей воздуха. Окисление продолжается до тех пор, пока последующие частицы не изолируют нижележащие от соприкосновения с воздухом.
Благодаря тому, что частицы распыленного металла образуют как бы рыбью чешую и почти не имеют органической связи с основанием, сцепление слоя в направлении, нормальном к поверхности детали, не может быть значительным. Сцепление слоя и основания в тангенциальном или аксиальном на правлениях, наоборот, получается достаточно большим, так как в этом случае для сдвига покрытия необходимо преодолеть тормозящее действие заусенцев, впадитг и выступов, имеющихся на поверхностях деталей.
Поскольку частицы металла достигают поверхности при достаточно высокой температуре и охлаждаются после закрепления на основании, в покрытии возникают тепловые напряжения. В зависимости от конфигурации детали эти напряжения могут способствовать закреплению покрытия на основании, например, при металлизации наружных поверхностей тел вращения. Но может произойти и обратное явление, т. е.ослабление связи основания и слоя и даже отделение последнего. Это наблюдается при нанесении покрытия на внутренние цилиндрические поверхности.
Для нанесения покрытий распылением металла служат специальные аппараты электродугового типа марок ЭМ-ЗА, ЭМ-6, ЭМ-9, ТМ-2 и др. В качестве материала для распыления может служить наплавочная или сварочная проволока Нп-ЮГЗ, Нп-ЗОХГСА, Св-08Г2С и др. При использовании углеродистой проволоки необходимо учитывать следующее. На износостойкость металлнзационного покрытия оказывают влияние твердость и содержащиеся в нем окислы, которые увеличивают хрупкость покрытия и, выкрашиваясь по мере изнашивания, снижают его износостойкость. Окисляемость покрытия в значительной мере зависит от содержания углерода в проволоке. С повышением содержания углерода в проволоке количество окислов в покрытии уменьшается. Объясняется это тем, что углерод имеет наибольшую реакционную способность к кислороду. Поэтому повышенное содержание в проволоке углерода и других элементов, раскисляющих металл (марганца, кремния), уменьшает содержание окислов в покрытии. Содержание углерода в проволоке влияет и на прочность покрытия с основным металлом. При небольшом содержании углерода в стали поверхностное натяжение большое, смачивание худшее. С повышением же содержания углерода поверхностное натяжение уменьшается, смачивание улучшается и прочность сцепления повышается. При выборе электродной проволоки необходимо считаться с выгоранием углерода и других элементов, так как это оказывает существенное влияние на структуру и служебные свойства покрытия.
Газовая металлизация в свое время была достаточно широко распространена, тго впоследствии ее вытеснила электродуговая металлизация, которая в настоящее время применяется в промышленности для тта несения тугоплавких покрытий.
Плавление металла в газовых аппаратах осуществляется пламенем ацетилене-ки ел ор одной или другой газовой смеси. Опыты показали, что при газовой металлизации распыляемые частицы получаются более мелкими, а выгорание углерода, марганца и кремния незначительным. В связи с малым угаром элементов твердость покрытий, нанесенных газовым аппаратом, при одном и’том же исходном материале оказывается более высокой по сравнению с покрытиями электродуговой металлизацией.
Однако при использовании в качестве горючего газа ацетилена газовая металлизация является более дорогой по сравнению с электродуговой. Кроме того, газовые аппараты менее производительны. При выборе режима металлизации следует руководствоваться следующим. Газовое пламя должно быть нейтральным, а расстояние от сопла металлизатора до покрываемой поверхности должно находиться в пределах 120—220 мм. Требования в отношении подготовки поверхности к покрытию, а также к^при-садочттому материалу для распыления те же, что и для электро дуто вой металлизации.
Высокочастотная металлизация пока не получила широкого применения. Она требует стабильного напряжения сети питания, а по производительности существующие конструкции высокочастотных _металли-затороп уступают металлизаторам типа ЭМ, более того, удельный расход электроэнергии на 1 кг расплавленного металла у них больше, чем у дуговых электрометаллизаторов. В настоящее время установки для высокочастотной металлизации используются преимущественно в исследовательских целях.
Дуговая металлизация
Принципиальная схема дуговой металлизации показана на рис. 112 [4]. Через два канала в горелке непрерывно подают две проволоки (диаметром 1,5-—3,2 мм), между концами которых возбуждается дуга и происходит расплавление проволоки. Расплавленный металл подхватывается струей сжатого воздуха, истекающего из центрального сопла электрометаллизатора, и в мелкорасплавленном виде переносится на поверхность основного материала. Распыление и транспортирование расплавляемого металла осуществляются обычно сжатым воздухом, хотя при напылении коррозионно-стойкой сталью 308 и алюминиевыми сплавами используют азот. При дуговом напылении на постоянном токе процесс протекает стабильно, обеспечивая получение слоя покрытия с мелкозернистой структурой при высокой производительности процесса. Поэтому в настоящее время для дугового напыления применяют источники постоянного электрического тока со стабилизатором напряжения или источники со слегка возрастающей характеристикой.
На рис. 113 приведена схема расплавления электродной проволоки при напылении и переноса частиц расплавленного металла воздушной струей [5]. Температура дуги зависит от вида транспортирующего газа, состава электродной проволоки, режимов напыления и других параметров, При использовании металлических
электродов и силе тока дуги 280 А достигается температура примерно 6100±200 К [6]. Во время дуговой металлизации, протекающей при такой температуре, легче образуются капли напыляемого материала.
Дуговая металлизация обладает следующими преимуществами. Применение мощных электрометаллизационных установок позволяет значительно повысить производительность процесса и сократить затраты времени. Например, при силе тока 750 А можно напылять стальное покрытие с производительностью 36 кг/ч, а при силе тока 500 А — цинковое покрытие с производительностью 1,2 кг/мин, что в несколько раз превышает производительность газопламенного напыления. По сравнению с газопламенным напылением электрометаллизация позволяет получать более прочные покрытия, которые лучше соединяются с основой. При использовании в качестве электродов проволок из двух различных металлов можно получить покрытие из их сплава. Такого рода сплавы называют псевдосплавами. Эксплуатационные расходы при электрометаллизации небольшие. При напылении покрытия распылением двух электродов из разнородных материалов желательно применять такие электрометаллизаторы, которые позволяют отдельно регулировать скорости подачи каждого электрода.
К числу недостатков дугового напыления относится опасность перегрева и окисления напыляемого материала при малых скоростях подачи распыляемой проволоки. Кроме того, большое количество теплоты, выделяющейся при горении дуги, приводит к значительному выгоранию легирующих элементов, входящих в напыляемый сплав (например, содержание углерода в материале покрытия снижается на 40-60%, а кремния и марганца — на 10-15%)
Контроль качества проведения ремонтных работ
Отремонтированные бытовые приборы, машины или электродвигатели бытовых приборов и машин — в объеме выполненного ремонта должны соответствовать требованиям своих стандартов и быть приняты техническим контролем предприятия.
На каждый вид бытового прибора или машину разработан Республиканский стандарт, на основании которого и проводится проверка качества ремонта.
В сопроводительном документе на прибор или машину должна быть отметка технического контроля предприятия, подтверждающая приемку отремонтированного бытового прибора.
Проверка соответствия бытового прибора требованиям стандарта осуществляется следующим образом:
измерение сопротивления изоляции;
испытание электрической прочности изоляции;
опробование на функционирование;
проверка потребляемой мощности и тока;
проверка уровня звука.
В зависимости от назначения прибора выполняют и проверку других параметров, относящихся только к данному прибору. Например, для пылесосов — разряжение, создаваемое электропылесосом, для холодильников — отсутствие утечки хладона и т. д.
Внешнему осмотру, проверке величины сопротивления изоляции и проверке на функционирование подвергается каждый отремонтированный бытовой прибор независимо от объема выполненного ремонта.
Испытание электрической прочности изоляции производится в случае замены или ремонта электродвигателя, связанного с его разборкой.
Обкатка отремонтированных бытовых приборов, измерение потребляемой мощности, тока и других параметров выполняются в случае ремонтных работ, отнесенных к первой группе.
Измерение сопротивления изоляции для всех бытовых электроприборов должно проводиться в холодном состоянии мегомметром с выходным напряжением 500 В путем подсоединения его выводов:
при проверке основной изоляции — к токоведущим частям и корпусу электродвигателя;
при проверке дополнительной и усиленной изоляции — к токоведущим частям и корпусу бытового электроприбора.
Испытание электрической прочности изоляции должно выполняться в холодном состоянии на специальной установке мощностью не менее 0,5 кВт путем приложения в течение 1 мин испытательного напряжения переменного тока частотой 50 Гц:
при проверке основной изоляции — к токоведущим частям и корпусу электродвигателя;
при проверке дополнительной и усиленной изоляции — к токоведущим частям и корпусу бытового электроприбора.
Повышение напряжения до заданного предела и его снижение должно проводиться плавно, при этом не должно быть пробоя и перекрытия.
При проверке бытовых электроприборов, имеющих помехопо-давляющее устройство, оно должно быть отключено, а ручка переключателя должна находиться в положении «вкл.»
Обкатка бытовых приборов по времени зависит от назначения электроприбора и, следовательно, имеет различное время.
В конце обкатки проверяют потребляемую мощность, уровень звука, функционирование бытового электроприбора при колебании напряжения сети и другие параметры в зависимости от вида бытового прибора.
Уровень звука бытового электроприбора проверяют шумомером на расстоянии 1 м от бытового прибора либо сравниванием с уровнем звука образца-эталона, опробированного в установленном порядке.
Качество лакокрасочного покрытия проверяют путем сравнения с окрашенным образцом. Прочность сцепления покрытия устанавливают путем нанесения лезвием на образец
перекрещивающихся царапин глубиной до основного материала, в местах пересечения царапин не должно быть отслоений.
Гарантийный срок эксплуатации отремонтированных бытовых приборов — от 6 до 12 мес при соблюдении условий эксплуатации.
Технические требования к отремонтированной стиральной машине
1.Электрическая изоляция машины в холодном состоянии
между корпусом и токоведущими элементами должна выдерживать
в течение 1 мин испытательное напряжение 1250 В и иметь
сопротивление не менее 2 МОм.
2. Соединение узлов и деталей машины, соприкасающихся со
стиральным раствором, должно быть водонепроницаемым.
3. Машина должна быть работоспособна при условии приме
нения стиральных моющих средств, предназначенных для
машинной стирки, и обеспечивать прохождение программы в
соответствии с циклограммой.
4. Каждая стиральная машина, прошедшая ремонт, должна
подвергаться контрольным испытаниям в зависимости от вида
ремонта.
Безопасность труда при ремонте БМП (электробезопасность)
Все силовые и осветительные электроустановки, Бытовые Машины и Приборы напряжением 380, 220 и 127 вольт переменного тока, а также 220 и 110 вольт постоянного тока представляют опасность в случае попадание под такое напряжение.
Опасность поражения электрическим током состоит в том, что при прохождении через тело человека тока высокого напряжения, вызванного приложение потенциалов, происходит судорожное сокращение мышц, в том числе мышц, осуществляющих дыхательное движение грудной клетки и работы сердца. В следствии нарушения нормальной работы сердца или дыхания, или того и другого наступает смерть.
Безопасным считается напряжения переменного и постоянного тока промышленной частоты (50 герц), равное 42 вольтам.
Опасная сила тока, безусловно приводящая к смертельному поражению организма человека, считается 100 миллиампер.
Сила тока зависит не только от напряжения, приложенного к телу человека, но и от ряда других факторов: сопротивления тела человека в момент соприкосновения с токоведущей частью, что, в свою очередь определяется физиологическим состоянием человека, площадью соприкосновения тела человека с токоведущей частью, место входа и выхода тока через тело человека. Играет роль также длительность прохождения через тело тока: при кратковременном воздействии (доли секунды) результат может быть иным, чем при длительным (несколько секунд).
При устройстве, экслотации и ремонте электротехнических установок и сетей на предприятиях по ремонту электрических бытовых машин и приборов обязательно нужно соблюдать правила технической эксплотации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий и правила устройства электроустановок.
Все действующее электрооборудование должно быть надёжно укреплено и содержаться в исправном состоянии. Персонал по ремонту электро бытовых машин, приборов и по эксплотации электро оборудования должен быть специально обучен и иметь квалифакиционную группу по технике безопасности.
Корпуса электро двигателей, пусковой аппаратуры, осветительная арматура, металлические трубы для прокладки проводов, металлические оболочки кабелей и все металлические конструкции станков, электрооборудование не зависимо от величины, напряжения, должны быть заземлены.
Учитывая повышенные взрывы и пожаро безопасность, а также опасность поражения электрическим током, в отделениях по ремонту стиральных машин, отделениях пулевизационных окрашечных кабин, и пропиточных отделениях по ремонту электродвигателей, электрооборудования и пуско регулирующей аппаратуры должны быть выполнены во взрывобезопасном исполнении, а электро проводка должна быть проложена в металлических или асбестовых трубах; тоже относится к кладовым, для разделённого хранения сжатых горючих газов.
Все доступные для прикосновения токоведущие части электро оборудования и электрических устройств должны быть защищены кожухом.
Запрещается оставлять не изолированные концы проводов или кабелей после демонтажа оборудования и осветительной арматуры, электро двигателей и других электро приёмников.
Запрещается ремонтировать электро бытовые машины и приборы находящиеся под напряжением.
Сушильные шкафы с электрическим нагревом должны иметь тепловую изоляцию и закрытый нагреватель, а также вытяжку для паров, а их металлические части должны быть заземлены.
Установка для испытания диэлектрической прочности для изоляции (пробойная) должна иметь реле времени и защитную блокировку, отключающюю её от сети высокого напряжения, когда открывают дверцу проверочной камеры.
При работе на промойной установке необходимо:
1. Для начала работы проверить исправность блокировки безопасности.
2. Пользоваться в качестве защитных средств проверенными диэлектрическими резиновыми перечатками и ковриками
3. При напряжении до 3300 вольт работать одному лицу с квалифицированной группой не ниже третьей.
Инструмент для производства электрических работ должен иметь изолирующие ручки.
Из пластмассы или резины.
В соответствии с требованиями ГОСТов электро приборы должны быть спроектированы и сконструированы так, чтобы при нормальной эксплотации их работа была безопасной и не могла возникнуть опасность для обслуживающего персонала даже в случае небрежного обращения с прибором.
Проверку осуществляют проведением всех испытаний
На приборах для ремонта должны быть указаны следующие параметры: допустимый ток, напряжение частота.
Металлические части инструмента должны быть изолированы от случайного соприкосносения с ними и в некоторых случаях заземлены.
Сопротивление зазамления должно быть менее четырёх ом между зазамляемым оборудованием и землёй.
Меры безопасности при проведении ремонта стиральных машин
К ремонту стиральных машин допускаются лица, которые прошли обучение по данной специальности, изучили правила безопасности
труда и получили соответствующий инструктаж.
Перед выполнением ремонтных работ следует убедиться в исправности оборудования, стендов, приспособлений, приборов и инструмента.
Рабочее место должно быть организовано так, чтобы предупредить всякую возможность возникновения несчастного случая.
Все токоведущие части оборудования, стендов, контрольно-измерительных приборов должны быть изолированы для невозможности случайного прикосновения.
Перед ремонтом стиральная машина должна быть отключена от
сети.
При опробовании машины после ремонта категорически запрещается:
а) включать машину в перевернутом или наклонном состоянии;
б) допускать попадание стирального раствора или воды на электрооборудование;
в) опускать руки в стиральный бак при вращающемся активаторе
или барабане;
г) открывать крышку до полной остановки ротора центрифуги.
Чистить и смазывать узлы машины можно только после отключения ее от сети.
Устанавливают и подключают автоматические стиральные машины специализированные организации, руководствуясь Временными правилами по установке и подключению электрических бытовых машин и приборов мощностью от 1,3 до 4 кВт в государственном жилищном
фонде и домах ЖСК.
Эксплуатация автоматических стиральных машин разрешается в жилых домах с напряжением сети 220 В, оборудованных
специальной электропроводкой в соответствии с действующими
нормами. [1]
В домах, не оборудованных специальной проводкой, с целью
обеспечения пожаро — и электробезопасности эксплуатации автоматической стиральной машины необходимо прокладывать дополнительную линию и устанавливать штепсельную розетку с заземляющим контактом на ток 20—25 А при напряжении 220 В.
Номинальные токи плавких вставок или расцепителей автоматических выключателей для группы питания автоматической стиральной машины должны быть установлены на ток 20 А при напряжении 220 В.
Эксплуатация автоматической стиральной машины без заземления (там, где оно предусмотрено) категорически запрещается.
Место подключения и работы автоматической стиральной машины должно быть специально оборудовано: установлена и заземлена
розетка штепсельного разъема; приспособлены водопроводные краны
для подсоединения наливных шлангов; канализационное приемное
устройство должно находиться на высоте не более 1 м от пола.
Перед пуском машины барабанного типа необходимо проверить, правильно ли закрыта крышка люка барабана, потянув за рычаг, не нажимая на кнопку замка.
Запрещается запуск машины с неснятыми транспортными защитными приспособлениями.
Методы испытания после ремонта
1.При внешнем осмотре визуально проверять правильность
сборки, комплектность машины, отсутствие посторонних предметов
в барабане.
2. Сопротивление изоляции проверять мегомметром. Сопро-
тивление изоляции измерять между закороченными фазными
штырями вилки и заземляющим контактом вилки. Переключатель программ должен находиться в положении первой программы.
3. Проверку электрической прочности изоляции выполнять в
соответствии с ГОСТ 14087—80.
Испытательное напряжение прикладывать между закороченными фазными штырями вилки и заземляющим контактом вилки. Переключатель программы должен находиться в положении первой программы.
4. Водонепроницаемость бака, фильтра уплотнения машины и
ее частей проверять при работе машины на первой программе в
течение не менее 10 мин, после чего машину необходимо
остановить и визуальным осмотром убедиться в отсутствие
подтеков.
5. Потребляемую мощность проверять при номинальном на
пряжении питания и включенном электронагревателе.
6. Проверку функционирования выполнять в соответствии с
ГОСТ 14087—80 при работе машины на первой программе.
Проверять функционирование командоаппарата, датчика уровня,
элсктроклапанов, электронагревателя, блокирующего устройства,
насоса.
Машина считается выдержавшей испытания, если при заполнении бака водой до нижнего уровня:
а) барабан вращается реверсивно;
б) электродвигатель включается (определяется по показаниям
ваттметра или амперметра);
в) блокирующее устройство отключает привод барабана при
открытии крышки более чем на 50 мм;
г) потребляемая машиной мощность не превышает 2000 Вт;
д) подтеки отсутствуют;
е) пробоя или перекрытия изоляции не произошло;
ж) сопротивление изоляции не менее 2 МОм;
з) насос работает и сливает воду из бака.
Пути развития бытовых стиральных машин
Пути развития бытовых стиральных машин характеризуются следующими направлениями:
сокращением производства стиральных машин с ручным отжимом н полуавтоматических стиральных машин и увеличением выпуска автоматических стиральных машин;
увеличением числа программ в автоматических стиральных машинах с целью обеспечения возможности обработки белья из разнообразных видов тканей;
переходом от баковых машин к стиральным машинам барабанного типа; это объясняется их лучшими эксплуатационными качествами, а также тем, что оптимальная удельная вместимость таких машин значительно ниже, чем баковых; в связи с этим габаритные размеры машины барабанного типа, рассчитанной на обработку 4—5 кг белья, сравнительно небольшие;
увеличением выпуска более производительных стиральных машин, одновременно обрабатывающих 4—5 кг сухого белья вместо 1,5 кг;
широким применением пластических масс для изготовления стиральных баков и баков центрифуги;
повышением степени автоматизации работы стиральных машин на базе применения элементов автоматики и исполнительных механизмов;
постоянным поиском и внедрением новых способов активации моющего раствора, улучшающих и ускоряющих обработку белья;
расширением производства малогабаритных машин без отжимного устройства, предназначенных для стирки мелкого белья;
применением реверсивного движения активатора с разной частотой вращения; это позволяет значительно понизить износ белья и повысить качество стирки;
применением в стиральных-» машинах тепло электронагревателей для подогрева моющего раствора, что значительно облегчает процесс стирки белья;
значительным повышением надежности машин, уменьшающим вероятность поражения электрическим током (введение дополнительной изоляции, использование заземляющего провода, блокировка и т. п.).
Основными комплектующими изделиями современных автоматических машин являются элементы контроля и регулирования процессов обработки белья, т. о. элементы автоматики, а также электрические исполнительные механизмы. К ним относятся:
механизмы, управляющие операциями, облегчающие автоматизацию процесса стирки (командоаппарат, переключатель программ, датчик температуры, датчик уровня);
вспомогательные элементы, обеспечивающие работу исполнительных механизмов (общий сетевой выключатель, микро выключатель, пусковые и рабочие конденсаторы, сигнальная лампа).
Список использованной литературы:
1) «Бытовые стиральные машины» В. Бородин, С. Лихачёв. 1998.
2) «Ремонт стиральных машин» 1976.
3) «Электрические приборы бытового назначения» 1982.
4) «Устройство и ремонт бытовой техники» 1994.
5) «Технология ремонта оборудования предприятий бытового обслуживания»
6) «Наплавка и напыление» Хасуи. А. Моригакио. О. 1985