- Ремонт кривошипно шатунного механизма двигателя зил 508
- Ремонт поршневой группы двигателя ЗИЛ-508
- Назначение, устройство, принцип работы поршневой группы двигателя ЗИЛ-508, описание основных дефектов. Способы устранения неисправностей и восстановление деталей. Ремонт поршневых колец, гильз и шатунов. Проверка упругости пружин и поршневых колец.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Ремонт кривошипно шатунного механизма двигателя зил 508
Кривошипно-шатунный механизм состоит из блока цилиндров с головкой и уплотняющей прокладкой, картера, поршней, поршневых колец, поршневых пальцев, шатунов, коленчатого вала, маховика.
Блок цилиндров (рис. 1) — основная (базовая) деталь, к которой крепят детали механизмов двигателя; ее выполняют в одной отливке с картером. Цилиндры в блоке могут быть расположены в один ряд (ЗМЗ-402) или V-образно в два ряда под углом 90° (двигатели ЗМЗ-53, ЗИЛ-508 и КамАЗ-740).
Блок цилиндров с верхней частью картера двигателей ЗМЗ-53 и ЗМЗ-402 отлит из алюминиевого сплава, а двигателей ЗИЛ-508 и КамАЗ-740 — из чугуна.
Рис. 1. Блоки цилиндров двигателей:
а —восьмицилиндрового; б — четырехцилиндрового
Полость между цилиндрами и наружными стенками блока называется рубашкой охлаждения.
В блоках двигателей ЗМЗ-53, ЗИЛ-508, КамАЗ-740 и ЗМЗ-402 цилиндры выполнены в виде вставных чугунных гильз, омываемых охлаждающей жидкостью; такие гильзы называют мокрыми (рис.2, в, г, д).
Рис.2. Схемы цилиндров двигателей: а – с короткой сухой вставкой; б – с сухой гильзой; в – д – с мокрыми гильзами; 1 – блок; 2 – рубашка охлаждения; 3 – «сухая» вставка; 4 – прокладка; 5 – «сухая» гильза; 6 – бурт; 7 – сменная «мокрая» гильза; 8 – резиновое кольцо; 9 – медная прокладка
Тщательно обработанная внутренняя поверхность гильзы цилиндра, направляющая движение поршня, называется зеркалом. Для увеличения срока службы в верхнюю часть гильзы запрессовывают короткие тонкостенные вставки из кислотоупорного чугуна (рис.2, а). Гильзы свободно вставляют в гнезда блока и уплотняют снизу медными 9 или резиновыми прокладками (кольцами) 8 и сверху прокладкой головки цилиндров (рис.6).
При установке гильз в блоки цилиндров двигателей ЗМЗ-53 и ЗМЗ-402 подбирают комплект медных уплотнительных колец так, чтобы гильза выступала над плоскостью разъема блока на 0,02 — 0,10 мм; этим достигают надежного уплотнения гильз при установке головок цилиндров.
Блок цилиндров двигателя ЗМЗ-402 имеет одну головку, в блоках цилиндров V-образных двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-508— по две головки (рис.3), в двигателе КамАЗ-740 каждый цилиндр имеет отдельную головку (рис.4).
Головки блока карбюраторных двигателей изготовлены из алюминиевого сплава. Этот сплав теплопроводнее чугуна, следовательно, от головок быстрее отводится теплота. В результате улучшаются условия протекания рабочего процесса в цилиндрах двигателя. В головках размещены камеры сгорания и имеются резьбовые отверстия для свечей зажигания (только у карбюраторных двигателей). У двигателя КамАЗ-740 камера сгорания выполнена в днище поршня. Стенки камер сгорания окружены рубашкой охлаждения.
Сверху на головке цилиндров закреплены детали газораспределительного механизма.
Во впускные и выпускные каналы отливки головки запрессованы вставные седла и направляющие втулки клапанов.
Рис.3. Головка блока цилиндров двигателя ЗИЛ-508
Рис.4. Головка блока цилиндров двигателя КамАЗ-740
Головка цилиндров сверху закрыта штампованной или литой крышкой (рис.5), для уплотнения между ними ставят прокладку из маслостойкой резины.
Рис.5.Крышка головки цилиндров двигателя КамАЗ-740
Крепят головку к блоку болтами или шпильками с гайками. Прокладка между блоком цилиндров и головкой создает герметичность; в двигателях ЗМЗ-53 и ЗМЗ-402она сталеасбестовая (рис.6), в двигателях КамАЗ-740 — стальная.
Рис.6.Прокладка под головку двигателя ЗИЛ-508
Картер, выполненный в одной отливке с блоком, имеет несколько усиленных ребрами перегородок, в которых расположены коренные подшипники коленчатого вала и просверлены отверстия для опорных шеек распределительного вала. Снизу к картеру прикрепляют поддон (рис.7). Место соединения картера и поддона уплотнено прокладкой.
Поршень 6 (рис. 8) воспринимает при рабочем ходе силу давления газов и передает ее через шатун 10 коленчатому валу, а также совершает вспомогательные такты.
Верхняя часть поршня, называемая головкой, снизу усилена ребрами. По окружности головки проточены канавки для установки поршневых колец. Нижняя, направляющая часть поршня (юбка) снабжена приливами (бобышками) с отверстиями, в которые устанавливают поршневой палец.
Поршни отливают из алюминиевого сплава, обладающего малой плотностью и хорошей теплопроводностью. В поршни двигателей ЗИЛ-508 и КамАЗ-740 заделывают чугунную вставку, в которой протачивают канавку для верхнего кольца, что повышает долговечность поршня.
В верхней части головки поршня некоторых двигателей протачивают узкую канавку, уменьшающую передачу теплоты к верхнему кольцу.
Поршень устанавливают в цилиндре с зазором, для того чтобы при нагревании поршня не происходило заедания. Зазор между поршнем и зеркалом цилиндра уплотняют поршневыми кольцами. Юбку выполняют в виде эллипса, большая ось которого расположена перпендикулярно оси поршневого пальца. Такая форма юбки предотвращает стук при холодном двигателе и заседание в результате ее округления при нагреве. В отверстии для поршневого пальца имеются канавки для стопорных колец.
В выемки юбок поршней изучаемых двигателей проходят противовесы коленчатого вала.
Дополнительно для предотвращения заедания поршней в цилиндрах на их юбках делают Т- или П-образные прорези. Благодаря этому при расширении металла диаметры поршней не увеличиваются.
Поверхность юбки поршней двигателей ЗМЗ-53, ЗИЛ-508 иЗМЗ-402 покрывают слоем олова, а двигателей КамАЗ-740 — коллоидно-графитовой смесью, что улучшает приработку и уменьшает износ.
Рис. 8. Поршень, шатун, кольца и палец:
1 — горизонтальный расширитель; 2 — маслосъемное кольцо; 3 — нижнее компрессионное кольцо; 4 — среднее компрессионное кольцо; 5 — верхнее компрессионное кольцо; 6 — поршень; 7 — стопорные кольца; 8—поршневой палец; 9 — втулка верхней головки шатуна; 10 — шатун; 11— крышка нижней головки шатуна; 12 — вкладыши нижней головки шатуна; 13, 14 — болты крепления крышки нижней головки шатуна.
Для правильной сборки поршня с шатуном на днищах головок поршней двигателя ЗИЛ-508 выполнена лыска, на боковой поверхности поршней двигателей ЗМЗ-53 у отверстия бобышки — надпись «Вперед», на боковой стенке поршней двигателей ЗМЗ-402 — надпись «Назад».
Поршневые кольца компрессионные 3, 4, 5 и маслосъемные 2 (рис.8)изготовляют из чугуна или стали; у колец выполнен разрез («замок»). В свободном состоянии диаметр колец больше диаметра цилиндра. При установке поршней в цилиндры кольца сжимают, благодаря чему они за счет своей упругости плотно прилегают к стенкам цилиндров.
Компрессионные кольца уменьшают прорыв газов из цилиндра в картер.
Верхнее компрессионное кольцо (у двигателей ЗИЛ-508 два кольца) для повышения износостойкости покрывают слоем хрома, поверхность остальных колец для лучшей прирабатываемости— слоем олова.
Маслосъемное кольцо снимает излишки масла со стенок цилиндра.
На поршнях всех карбюраторных двигателей ставят по одному маслосъемному кольцу. В канавке для этого кольца выполнены сквозные отверстия.
Маслосъемное кольцо двигателя ЗМЗ-53 — чугунное, имеет сквозные прорези для съема и отвода масла. У двигателей ЗИЛ-508 и ЗМЗ-402 маслосъемное кольцо состоит из четырех стальных деталей — двух плоских колец, осевого и радиального расширителей, у двигателя КамАЗ-740 оно имеет коробчатое сечение. Рабочая поверхность колец покрыта хромом, у КамАЗ-740 — молибденом.
Кольца устанавливают на поршень разрезами в разные стороны. Благодаря фаскам кольца сильнее прижимаются к стенкам цилиндра и быстрее прирабатываются.
Поршневой палец 8 (рис.8) стальной, трубчатый. Он соединяет поршень с шатуном. Поверхность пальца закалена с нагревом токами высокой частоты (ТВЧ). При работе палец проворачивается в бобышках поршня и втулке верхней головки шатуна; при такой установке палец называют плавающим. От осевого смещения палец удерживается стопорными кольцами, установленными в выточках бобышек поршней.
Шатун 10 ( рис.8) передает при рабочем ходе силу от поршня кривошипу коленчатого вала, а при вспомогательных тактах — от кривошипа поршню.
Шатун выполнен из стали. Он состоит из стержня двутаврового сечения, верхней неразъемной головки с бронзовой втулкой 9 для поршневого пальца и нижней разъемной головки, закрепляемой на шатунной шейке коленчатого вала. Для направленного разбрызгивания масла на стенки цилиндра в нижней головке шатуна выполнено отверстие. Для уменьшения трения между шейкой вала и нижней головкой шатуна в нее вставляют тонкостенные вкладыши 12, образующие шатунный подшипник.
У двигателей ЗМЗ-53 и ЗМЗ-402 вкладыши биметаллические, состоящие из стальной ленты с нанесенным на нее антифрикционным сплавом алюминия с медью и оловом. У двигателей ЗИЛ-508 вкладыш триметаллический, изготовленный из стальной ленты, на которую нанесен медноникелевый подслой, покрытый антифрикционным сплавом СОС-6-6, у вкладышей двигателя КамАЗ-740 покрытие трехслойное с рабочим слоем из свинцовой бронзы. От проворачивания в головке шатуна вкладыши удерживаются выштампованными на них выступами (рис.9).
Обе части нижней головки шатуна скреплены двумя болтами с гайками, которые стопорятся шплинтами или при помощи контргаек, штампованных из листовой стали (например, в ЗМЗ-402). Номера, выбитые на головке и крышке шатуна, обращены в одну сторону.
Коленчатый вал (рис. 10) воспринимает силы у шатунов и преобразует их в крутящий момент, передаваемый механизмам трансмиссии через маховик.
Рис.10. Вал коленчатый: 1 — коренные шейки; 2 – щеки коленвала; 3 – шатунные шейки; 4 — противовесы
Коленчатый вал двигателей ЗМЗ-53 и ЗМЗ-402 литой из легированного чугуна, а двигателей ЗИЛ-508 и КамАЗ-740 — кованый, стальной.
Вал состоит из коренных 1 и шатунных шеек 3, соединенных щёками 2, продолжением которых являются противовесы 4, разгружающие коренные подшипники от инерционных нагрузок. С этой же целью шатунные шейки сделаны полыми.
У изучаемых двигателей коленчатый вал пятиопорный, т. е. имеет пять коренных подшипников, в которых установлены вкладыши, изготовленные из такого же материала, как и шатунные. Чугунные крышки подшипников крепят к блоку двумя или четырьмя болтами и шплинтуют.
Шатунные шейки, число которых у рядных двигателей равно числу цилиндров, у четырехцилиндровых двигателей расположены попарно под углом 180°.
К каждой шатунной шейке коленчатого вала V-образных двигателей крепят по два шатуна, соединяющие ее соответственно с поршнями правого и левого рядов цилиндров. Поэтому шатунных шеек у таких двигателей вдвое меньше числа цилиндров. У восьмицилиндровых V-образных двигателей шатунные шейки располагают под углом 90° друг к другу.
Масло от коренных подшипников к шатунным поступает через каналы в щеках вала и грязеуловители, закрытые пробками.
На переднем конце коленчатого вала крепят распределительную шестерню и шкив привода вентилятора, а в торец вала вворачивают храповик, используемый для проворачивания коленчатого вала пусковой рукояткой. Осевое перемещение вала ограничивают сталебаббитовые кольца, установленные в переднем коренном подшипнике, или сталеалюминиевые полукольца, установленные в выточке задней коренной опоры (КамАЗ-740). К фланцу заднего конца коленчатого вала крепят маховик.
У многих двигателей вытекание масла из картера в местах выхода коленчатого вала предотвращает маслоотбрасывающий буртик, маслоотгонная резьба на его заднем конце и маслоотражатель на переднем конце. Кроме того, места выхода вала уплотняют сальниками.
Маховик — чугунный диск с тяжелым ободом (рис.11). Он увеличивает момент инерции коленчатого вала и этим повышает плавность работы, облегчает пуск двигателя и трогание автомобиля с места. На ободе маховика напрессован зубчатый венец для пуска двигателя от стартера. Маховик крепят несимметрично расположенными болтами, которые должны быть затянуты с моментом 140 — 150 Н-м (14. 15 кгс • м) и зашплинтованы.
Крепление двигателя к раме или подрамнику должно быть надежным, но упругим, чтобы вибрация двигателя не передавалась кузову, а перекосы рамы при движении не вызывали повреждения деталей креплений. Для этого между опорными лапами двигателя и рамой помещают резиновые подушки.
Двигатель ЗМЗ-402 крепят в трех точках: две — в передней части двигателя по его сторонам, одна — сзади под задней крышкой коробки передач.
Двигатель ЗМЗ-53 крепят в четырех точках: спереди штампованными кронштейнами, привернутыми к блоку цилиндров, сзади двумя приливами картера сцепления. Двигатель КамАЗ-740 также крепится в четырех точках.
Двигатель ЗИЛ-508 имеет три точки крепления: передней опорой служит кронштейн, установленный под крышкой распределительных шестерен, задними опорами — лапы картера сцепления, от продольного смещения двигатель ЗИЛ-508 удерживается тягой, соединенной с поперечиной рамы.
1. Пузанков А.Г. Автомобили: устройство и техническое обслуживание. — М.: Академия, 2007. — 640 с.
2. Морозов Н.Д. и др. Устройство и ремонт автомобилей. Учебник. Изд.2-е,перераб. и доп. М.,»Высшая школа», 1972. -304 с.
3. Иллюстрации, находящиеся в сети Интернет в свободном доступе.
Ремонт поршневой группы двигателя ЗИЛ-508
Назначение, устройство, принцип работы поршневой группы двигателя ЗИЛ-508, описание основных дефектов. Способы устранения неисправностей и восстановление деталей. Ремонт поршневых колец, гильз и шатунов. Проверка упругости пружин и поршневых колец.
Рубрика | Транспорт |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.05.2012 |
Размер файла | 1,5 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Назначения, устройство, принцип работы и основные дефекты поршневой группы двигателя ЗИЛ-508
1.1 Назначения устройство поршневой группы двигателя ЗИЛ-508
1.2 Основные дефекты поршневой группы двигателя ЗИЛ-508
2 Ремонт поршневой группы двигателя ЗИЛ-508
2.1 Ремонт гильз
2.2 Ремонт шатунов
2.3 Подбор поршневой группы и колец
Началом развития отечественного автомобилестроения считается 1924 г., когда на Московском заводе АМОт (ныне Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачев — ЗИЛ) были изготовлены первые отечественные грузовые автомобили.
На заводе ЗИЛ, специализирующемся в основном на производстве грузовых автомобилей, выпускалась продукция только большого и высокого класса. Значительное увеличение числа грузовых автомобилей за последние десятилетия в России обусловило увлечение количества специализированных предприятий по их обслуживанию и ремонту.
В процессе эксплуатации машины неизбежно выходили из строя по причине изнашивания и других повреждений деталей. Расходы на ремонт и техническое обслуживание автомобилей за период эксплуатации в несколько раз превышают их стоимость. В связи с трудоемкостью ремонта, технического обслуживания автомобилей возникает большая потребность в специализируемых предприятиях по ремонту и их обслуживанию, где должны трудиться высококвалифицированные кадры. Поэтому ремонт двигателей экономически целесообразнее, чем покупка нового агрегата.
1. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО, ПРИНЦИП РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ДЕФЕКТЫ ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-508
1.1 Назначение и устройство поршневой группы двигателя ЗИЛ-508
Поршневая группа предназначена для восприятия силы расширения газов при рабочем ходе и производства вспомогательных тактов впуска, сжатия и выпуска отработанных газов. Условия работы поршня характеризуются большими и механическими нагрузками.
В устройство поршневой группы входит поршень, гильзы цилиндров, шатуны, поршневой палец компрессионные и маслосъемные кольца.
Поршень состоит из трех основных частей (см. рис. 1.1) , днища уплотняющей части, с проточенными в ней канавками для поршневых колец и юбки, поверхность которой соприкасается с зеркалом цилиндра днищем поршня, вместе с внутренней поверхностью головки цилиндра образующие камеру сгорания, непосредственно воспринимая давление газов, она может быть плоской.
Рис. 1. 1 Шатуна поршневая группа 1-бобышки; 2-поршень; 3-зеркало цилиндра;4-отверстие для выбрызгивания масла; 5-гайка; 6- шплинт; 7-крышка; 8-нижния головка; 9-болт; 10-стопорные кольца; 11-палец 12-верхния головка; 13-втулка; 14-стержень шатуна; 15-вкладыши; 16-усики.
Поршневые кольца. Основная функция колец — уплотнение камеры сгорания и обеспечение герметичности соединения поршня, цилиндра. Конструктивно поршневое кольцо представляет собой плоскую разрезанную пружину с зазором, который называют замком. Замок позволяет устанавливать кольца на поршень и обеспечивает свободное расширение их при нагревании в процессе работы двигателя. Поршневые кольца изготавливают из легированного чугуна, а для двигателей с повышенными динамическими нагрузками из специальной стали, поверхность верхнего компрессионного кольца для повышения износостойкости подвергают хромированию, а остальные кольца для ускорения приработке покрываю тонким слоем олова или молибденом.
Поршневые кольца подразделят на маслосъёмные и компрессионные, компрессионные кольца подбирают с определённым зазором(0, 02-0, 07мм) по высоте канавки поршня. Маслосъёмные кольца снимают излишки масла со стенок цилиндра и отводят его в поддон картера.
Поршневой палец служит для шарнирного соединения поршня (см. рис. 1. 1) с верхней головкой шатуна, через пальцы передаются значительные усилия, поэтому их изготавливают из легированной или углеводородной стали с последующей цементацией или закалкой током высокой чистоты (Т. В. Ч). Поршневой палец представляет собой плоскую трубку с тщательно отшлифованной наружной поверхностью, проходящей через верхнюю головку шатуна и концами на бобышки у поршня. По способу соединения с шатуном и поршнем, пальцы подразделяются на плавающие. Наибольшее распространение получили плавающие поршневые пальцы, которые свободно поворачиваются в бобышках и втулке.
Шатун служит для соединения поршня с коленчатым валом (см. рис. 1. 1) , и обеспечивает передачу усилия при работе вспомогательных тактов. Шатун штампуют из легированной или углеводородной стали. Он состоит из стержня двутаврового сечения, верхней головки, нижней головки и крышки. В стержне сверлят отверстие для смазывания поршневого пальца (в основном у дизельных двигателей). Нижнею головку шатуна, как правило, делают разъемной в плоскости перпендикулярной оси шатуна. У некоторых шатунов плоскость разъема головки делают под углом (косой срез), крышка шатуна изготавливается из той же стали что и шатун и обрабатываются совместно с нижней головкой, поэтому перестановка крышек с одного шатуна на другой не допускается. На шатуне и крышке в этих целях делают маркировку, что бы обеспечить высокую точность при сборке нижней головки шатуна его крышку фиксируют шлифованными поясками болтов, которые затягивают гайками. В нижней головке шатуна устанавливают шатунные подшипники в виде тонкостенных стальных вкладышей, которые покрывают слоем антифрикционного сплава. От осевого смещения и привёртывания вкладыши удерживаются выступами (усиками), которые входят в канавки нижней головки шатуна и его крышки. В нижней головке шатуна и во вкладыши делается отверстие для периодического взбрызгивания масла на зеркало цилиндра или на распределительный вал. Для лучшей уравновешенности кривошипно-шатунного механизма разница в масле шатунов не должна превышать 6 — 8 гр. В V-образных двигателях на каждой шатунной шейке коленчатого вала расположены два шатуна. В этих двигателях для правильной сборки шатуна — поршневой группы поршни и шатуны устанавливают строго по меткам.
двигатель поршневой ремонт кольцо пружина
1.2 Основные дефекты поршневой группы двигателя ЗИЛ-508
К основным дефектам цилиндра и гильз относится износ и задиры рабочей поверхности, а для гильз цилиндров дополнительно деформация и изнашивание наружных посадочных поверхностей. Дефектами поршня являются, износ направляющей части (юбки), канавок под поршневые кольца и отверстие в бобышках под поршневой палец. Дефектами поршневых колец является изнашивание по толщине, ширине и теряют упругость поломка колец. Дефектами поршневого пальца является износ посадочных мест под втулкой верхней головки шатуна и под отверстием бобышек поршня, иногда появляются трещины. Дефекты шатуна, изгиб, скручивание стержня, износ нижней головки шатуна, отверстия под втулкой и самой втулкой верхней головки шатуна, износ и смятие плоскостей разъема и торцевых плоскостей под болты в нижней головки шатуна.
2 Ремонт поршневой группы двигателя ЗИЛ-508
2.1 Ремонт гильз
При износах цилиндров и увеличении зазора в сопряжении цилиндр — поршень выше допустимого их растачивают и хонингуют на увеличенный ремонтный размер, после чего комплектуют по размерным группам с поршнями и кольцами соответствующего диаметра. В гильзах двигателя ЗИЛ-508 имеются три ремонтных размера с интервалом в (0, 5мм), растачивают цилиндры на специальных станках, гильзы растачивают специальным приспособлениям. Перед расточкой замеряют диаметры всех цилиндров, особенно в области работы верхнего кольца, и определяют возможные ближайшие ремонтные размеры.
Рис. 2.1 Вертикально-расточной станок 278: 1-стол станка; 2-коробка скоростей и подач; 3-шпиндель; 4-рукоятка отключения шпинделя от привода; 5-шпиндельная бабка; 6-маховик ручных перемещений шпиндельной бабки; 7-рукоятка включения смазки; 8-колонка и основание; 9-пульт управления; 10-рукоятка переключения скоростей; 11-рукоятка включения рабочей, ускоренной и ручной подачи; 12-рукоятка переключения подач.
Блок или приспособление с гильзой устанавливают на стол станка растачиваемым цилиндром против шпинделя. Шпиндель опускают в цилиндр так, чтобы шарик центрирующей оправки был на уровне наименьшего износа (поясок в верхней части цилиндра — гильзы). Ввертывая винт стержня оправки и вращая одновременно шпиндель, блок перемещают по столу станка до тех пор, пока ось цилиндра не совпадет с осью шпинделя. Для более точной установки цилиндра блока или гильзы относительно оси шпинделя применяют приспособление с индикатором часового типа. После центрирования блок закрепляют на столе станка прихватами.
Резец устанавливают на рассчитанный размер. Затем по таблице выбирают режим резания и подсчитывают частоту вращения шпинделя станка. Резец устанавливают на рассчитанный размер, затем выбирают режим резания по паспорту станка, выбирают ближайшую частоту вращения шпинделя станка. Конусность и овальность цилиндров после расточки допускается не более 0, 03мм на всей длине цилиндра, а шероховатость поверхности не ниже 6-го класса.
Расточенные гильзы и цилиндры подвергают окончательной обработке (доводке) хонингованием или раскаткой.
Рис 2.2 Хонинговальный станок 3833М 1-коробка скоростей; 2 станина; 3-рукоятка настройки автоматического разжима; 4-рукоятка ручного тормоза разжима; 5-шпиндельная головка; 6-попутные кулачки реверса; 7-специальная головка (хона); 8-кольцо охлаждения; 9-стол; 10-рукоятка стопорения стола
Хонингование проводят на специальных вертикально-доводочных станках, абразивными или алмазными брусками, закрепленными в специальной головке. Устройство станка обеспечивает автоматическое вращательное и возвратно-поступательное движения головки, задорное увеличение ее диаметра (разжим) за каждый цикл подъема и опускания.
Перед установкой блока на станок закрепляют ограничительные упоры стола против соответствующих меток в зависимости от марки обрабатываемого блока. При окончательной доводке цилиндра рукоятку регулировки разжимают, устанавливают в положения “выхаживание” и хонингование продолжают до тех пор, пока стрелка амперметра не отклонится влево от исходного показания при первоначальном положении разжима брусков.
После хонингования шероховатость должна быть не ниже 9-го класса, изношены цилиндры блоков последнего ремонтного размера восстанавливают постановкой сухой гильзы, изготовлены из титаномедистого или марганцовистого чугуна. В расточенный блок запрессовывают гильзу, вновь ее растачивают и хонингуют на нормальный размер. Рекомендуется гильзы перед запрессовкой охлаждать, а блок подогревать. При этом гильзу не следует смазывать маслом.
2.2 Ремонт шатунов
Восстановление шатуна начинают с устранения изгиба и скручивания. При изгибе и скручивании, превышающих допустимые размеры, для определения величин не параллельности (изгиба) перекоса (скручивания), верхней головки относительно нижней, шатун, скомплектованный с крышкой, устанавливают на специальный прибор.
В верхнюю головку его (без втулки ), устанавливают срезной палец или специальную оправку, на который ставят призматический калибр с индикаторами. Шатун придвигают к плите и по показаниям индикатором часового типа определяют величину не параллельности и перекоса.
При больших отклонениях необходимо восстанавливать или выбраковывать шатун, для проверки шатуна на не параллельность и перекос осей отверстий верхних и нижних головок шатунов применяют специальный прибор, править шатуны от не параллельности и перекоса можно только после разогрева его стержня с помощью токов высокой чистоты или пламенем газовой горелки. При холодной правке шатун во время последующей работы вновь возвращается в свое исходное (неправильное) положения. Несимметричность расположения головок друг от друга не должна превышать 0, 5мм
При износе внутренней поверхности верхней головки шатуна ее растачивают на ремонтный размер со снятием по торцам фаски шириной 1, 5мм под углом 45°.
Расточку втулки верхней головки шатуна проводят на специальном станке с последующим дарованием или раскатываниям внутренней поверхности в шатуна. Для расточки верхней головки шатун надевают нижней головкой на ступенчатую оправку и крепят на призмах каретки.
Отверстия растачивают на одни из увеличенных ремонтных размеров с интервалом в 0, 5мм, в расточенную верхнюю головку шатуна запрессовывают втулку увеличенного размера или омедненную.
Рис 2. 3Вальцовка для раскатывания втулки верхней головки шатуна 1-ролик; 2-корпс; 3-конусный стержень; 4-упорный шарикоподшипник; 5-гайка; 6-гильза; 7-регулировочная втулка; 8-кольцо
Запрессовку втулок в верхнюю головку шатуна производят на прессе с помощью наставок, необходимо следить за совпадениям масло проводных отверстий во втулке и шатуне, масленые отверстия в шатуне заполняют солидолом для предупреждения забивания их стружкой при расточке .
Шатун крепят на станке, так же как при расточке верхней головки шатуна, втулку растачиваю с припуском: на раскатывания 0, 5-0, 08мм, дарования 0, 08-0, 15мм или развертывания 0, 05-0, 08мм.
Раскатываю втулку вальцовкой (см. рис 2. 3) закрепляемой в патроне токарного станка, на ролики вальцовки надевают шатун с втулкой, свободный конец конусного стержня вальцовки подпираю центром задней бабки станка.
Дарование втулок дорном проводят под прессом при непрерывной подаче дорна (на прессе с механическим приводом), смазанного автолом.
Если втулка подогнана правильно, то шатун, свободно висящий на смазанном автолом пальце, при поворачивании руками за палец должен отклоняться от вертикального положения на угол около 30°.
В случае отклонения от технических условий правку шатуна не допускают, а заменяют втулки и проводят операцию пригонки под размер пальца.
2.3 Подбор поршневой группы и колец
Поршни также подбирают по размеру и по массе. Величину массы поршня маркируют на его днище. Поршни с гильзами ремонтного размера комплектуют по зазору между поршнем (по юбке) и гильзой. Поршни и гильзы, входящие в комплект, должны быть одной размерной группы нормального или ремонтного размера. Размерная группа обозначается буквами русского алфавита (Б, С, М и т. д.), которые выбиваются на днище поршня и на бурте гильзы. Если гильзы или цилиндры растачивали, то поршни подбирают к каждому цилиндру отдельно следующим образом: ленту-щуп ширенной 13мм и длиной 200мм вставляют со стороны, противоположной разрезу направляющей части поршня.
Рис 2.4 Подборка поршней по цилиндру 1-диаметр; 2-поршень; 3 лента щуп
Поршневой палец подбирают по размерной группе отверстий в бобышках поршня, по цвету краски, (белый, желтый, черный), нанесенной на бобышке поршня и на торцы пальца. Во втулку верхней головки шатуна смазанный поршневой палец должен легко проворачивается от руки, не ощутимых поперечных качаний, и выпадать из шатуна под действием собственного массы. Нормальный зазор между пальцем и втулкой находится в пределах 0, 03…0, 06мм
Масляные и компрессионные кольца подбирают по размеру гильзы и высоте канавки на поршне. Кольца проверяют на упругость на специальном приборе, кольца вставляют между площадкой весов и нажимным устройством так, что бы стык кольца был в горизонтальном положении. Нагружают кольцо нажимным устройством до нормального зазора в стыке, проверяют щупом.
Сила сжатия кольца при этом должна соответствовать установленным нормам упругости, кольца подгоняют по цилиндру до нормального разора в стыке радиальный зазор не дожжен (см. рис 2. 5) превышать 0,02мм более чем в двух местах на дугах 30° и не более 30° от замка. Кольца проверяют также по высоте канавки поршня и при необходимости шлифуют, уложив приспособления с кольцом на плиту с абразивной бумагой и кругом. Коробления торцевых поверхностей поршневого кольца не должно превышать 0,05мм для диаметров до 120мм и 0,07мм для больших диаметров.
Рис 2. 5 Проверка поршневых колец на просвет: а)-установка кольца б) проверка; 1-кольцо; 2-гильза (эталонный цилиндр); 3-направляющее кольцо; 4-наставка
Проверяют щупом зазор в стыке поршневых колец, устанавливая их в цилиндр строго в плоскости, перпендикуляра оси, и одновременно контролируют качество прилегания колец к стенки цилиндра на просвет. (см. рис 2. 4)
Рис 2.6 Прибор для проверки упругости пружин и поршневых колец 1-рукоятка; 2-вашлик с шестерней; 3-зубатая рейка(стойка) со шкалой; 4-ползун; 5-испытуймое кольцо; 6-стол весового механизма; 7, 9-пердвижные грузы (балансы); 8, 11-рычаги(линейки) весового механизма; 10-подвесной груз (ставится при) проверки пружин или кольца
Шатуны в сборке с крышками, болтами и гайками подбирают по массе в комплект, при необходимости уравнивания массы опиливают металл на стержне шатуна, на линии разъема штампов на глубину до 1мм, определения массы проводят на всех шатунах. Шатуны комплектуются с новыми вкладышами ремонтного размера, ремонтные размеры вкладышей могут быть получены и путем расточки соответствующих старых вкладышей. После расточки толщина антифрикционного сплава должна быть не менее 0, 03мм.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Назначение, конструкция и условия работы шатуна дизеля Д100. Описание характеристик неисправностей и износа деталей данной сборочной единицы. Рассмотрение особенностей ремонта малого и большого колец и поршней. Изучение ведомости ремонтных работ.
курсовая работа [1,2 M], добавлен 12.09.2015
Правила и последовательность снятия, разборки и сборки двигателя. Ремонт или замена узлов и деталей двигателя: цилиндро-поршневой группы, коленчатого вала, коренных подшипников, пускового механизма, коробки передач, механизма сцепления и генератора.
практическая работа [822,3 K], добавлен 28.10.2010
Разработка технологического процесса ремонта цилиндропоршневой группы двигателя и приспособления для выпрессовки поршневых пальцев. Диагностика неисправностей двигателя по состоянию выхлопа. Расчет прочностных характеристик проектируемого приспособления.
дипломная работа [2,1 M], добавлен 08.07.2013
Кривошипно-шатунный механизм двигателя. Назначение поршневых пальцев. Принцип действия насоса системы охлаждения КамАЗ-740.10. Система смазки ЗМЗ-4062.10. Путь масла от насоса к клапанному узлу ГРМ. Карбюратор К-151, система ускорительного насоса.
курсовая работа [1,3 M], добавлен 10.12.2011
Изучение конструкции деталей кривошипно-шатунного механизма двигателя, размеров монтажных зазоров между юбкой поршня и цилиндром, поршневых пальцев и верхней головкой шатуна, поршневым пальцем и бобышкой поршня, конструкцией поршневых колец и шатуном.
практическая работа [1,5 M], добавлен 03.06.2008
Частоты отказа головни поршня и других элементов и узлов двигателя внутреннего сгорания. Геометрические параметры поршневых колец различных типов двигателей. Методы обнаружения дефектов. Обмер крупных поршней дизелей. Головка поршня и его канавки.
контрольная работа [725,0 K], добавлен 12.06.2013
Обзор условий работы гильзы цилиндра двигателя. Основные дефекты гильз, поступающих в капитальный ремонт. Способы их устранения. Разработка маршрутов восстановления деталей. Нормирование технологических операций в соответствии с маршрутом восстановления.
контрольная работа [315,2 K], добавлен 24.11.2016