- ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
- Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт
- Автомобили ГАЗ
- Автомобили ЗИЛ
- Автомобили КАМАЗ
- Автомобили МАЗ
- Автомобили КРАЗ
- Автомобили УРАЛ
- Ремонт компонентов трансмиссии автомобиля ЗИЛ-4331
- Поломки КПП ЗИЛ 4331 и их устранение
- Распространенные неисправности коробки ЗИЛ 4331 и варианты их устранения
- Процесс снятия КПП ЗИЛ 4331
- Коробка передач ЗИЛ 4331 — неисправности и их причины
- Распространенные поломки КПП и их причины
- Замена масла на КПП ЗИЛ
- Переключение передач ЗИЛ 4331
- Редуктор ЗИЛ 4331: описание
- Схема КПП ЗИЛ 4331
- Ремонт редуктора ЗИЛ 4331
- Как снять КПП ЗИЛ 4331
- Как предотвратить поломки в редукторе
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт
Автомобили ГАЗ
Автомобили ЗИЛ
Автомобили КАМАЗ
Автомобили МАЗ
Автомобили КРАЗ
Автомобили УРАЛ
Ремонт компонентов трансмиссии автомобиля ЗИЛ-4331
Технические характеристики автомобиля ЗИЛ-4331
Основные параметры ЗИЛ-4331
Ширина, мм — 2500
Высота, мм — 2660
Колесная база, мм — 3800
Снаряженная масса, кг — 4790
Количество мест — 2
Количество дверей — 2
Двигатель — ЗИЛ-645, дизельный двигатель, жидкостного охлаждения,
Тип — V-образный, восьмицилиндровый.
Максимальный крутящий момент, Нм (кг/см) – 509(52);
Рабочий объем, л — 8,74
Номинальная мощность, кВт — 136(185)
Трансмиссия и ходовая автомобиля ЗИЛ-4331
Привод — На задние колёса
Коробка передач — механическая
Количество передач — 5 (без демультипликатора) или 9 (с демультипликатором)
— Передняя — Рессорная
— Задняя — Балансирная рессорная
Размер шин — 12.00 R20
Рулевое управление и тормоза ЗИЛ-4331
Тип рулевого управления — Винт-шариковая гайка
Гидроусилитель руля — есть
Тормоза передние — Барабанные
Тормоза задние — Барабанные
Эксплуатационные показатели автомобилей ЗИЛ-4331
Максимальная скорость, км/ч — 90
Объем топливного бака, л — 170
Тип топлива — Дизтопливо
Расход топлива (в городе), л. на 100 км. — 16.0
Сцепление автомобиля ЗИЛ-4331
Основными причинами нарушения работоспособности сцепления ЗИЛ-4331 являются износ или разрушение выжимного подшипника; поломка или потеря упругости пружин демпфера; износ, деформация нажимного диска и другие.
Необходимость ремонта сцепления ЗИЛ-4331 обычно возникает в результате износа фрикционных накладок ведомого диска и муфты сцепления.
Перед снятием и разборкой сцепления наносят метки на корпусе, дисках и маховике для сохранения балансировки деталей при последующей сборке.
При толщине ведомого диска сцепления ЗИЛ-4331 менее допустимой фрикционные накладки заменяют на новые или же заменяют диск в сборе.
Накладки должны быть ровными без трещин и повреждений и прочно приклеены или приклепаны к дискам.
Нажимной диск (корзину) сцепления разбирают при необходимости замены или ремонта его деталей с применением приспособления, состоящего из силового винта и прижима корпуса.
Корзину сцепления ЗИЛ-4331 заменяют при короблении, наличии задиров, глубоких канавок или трещин на поверхности. Рабочую поверхность диска исправляют шлифованием.
Изношенные пальцы, ролики, опорные вилки, сломанные или деформированные пружины заменяют. При установке сцепления на машину используют технологический вал для центрирования ведомых дисков.
Карданные валы и КПП автомобиля ЗИЛ-4331
Основными неисправностями карданных валов ЗИЛ-4331 являются трещины в трубе и сварных швах, изгибы и скручивание вала и опор, нарушение балансировки, износ шлицевых соединений и карданных шарниров.
При текущем ремонте обычно заменяют карданные шарниры. Перед разборкой валов наносят метки для сохранения заводской балансировки при сборке.
В процессе ремонта необходимо контролировать зазор в шлицевом соединении и осевой зазор у крестовины кардана ЗИЛ-4331. После ремонта карданные валы проверяют на биение.
Крестовины карданов и двойных вилок должны легко проворачиваться в игольчатых подшипниках, скользящие вилки должны перемещаться в шлицах без заеданий и заклинивания, валы опор должны вращаться в подшипниках без заеданий.
Основные неисправности коробок передач КПП ЗИЛ-4331 заключаются в нарушении зацепления шестерен, зубчатых муфт, выходе из строя синхронизаторов и других деталей (вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов, манжет и сальников и т. п.).
Ряд неисправностей КПП можно устранить непосредственно на машине.
Например, заменить неисправные детали механизма переключения передач (фиксаторы, вилки и др.). Для определения состояния подшипников валов и шестерен снимают верхнюю и при необходимости боковые крышки.
При обнаружении износа и разрушения подшипников и шестерен, а также значительных перемещений валов коробки передач ЗИЛ-4331 ее снимают и разбирают с помощью съемников.
Изношенные детали заменяют, руководствуясь требованиями технической документации.
После ремонта КПП обкатывают на специальном стенде последовательно на всех передачах, начиная с нейтральной.
Задний мост автомобилей ЗИЛ-4331
Основные отказы заднего моста и редуктора конечной передачи ЗИЛ-4331 заключаются в нарушении зацепления зубьев шестерен, повреждении подшипников, уплотнительных колец, разрушении крышек корпусов.
Зубчатые передачи разбирают при повышенном шуме или стуке в области главной и конечной передач, а также при наличии металлических частиц в масле.
Многие отказы задних мостов и конечных передач, тормозов и механизмов управления можно устранять непосредственно на машине.
При этом разборку производят в пределах, необходимых для устранения неисправности. При сборке редуктора заднего моста ЗИЛ-4331 ведущую и ведомую шестерни устанавливают только в комплекте.
При ремонте трансмиссии основные работы заключаются в восстановлении работоспособности
шестерен.
Так, при ремонте зубчатых передач проверяют состояние и оценивают степень износа зубьев, а также проверяют центровку зубчатых пар, надежность крепления зубчатых колес на валах, состояние элементов смазочной системы, резьбовых и фланцевых соединений.
Необходимость ремонта или замены деталей заднего моста ЗИЛ-4331 устанавливают после измерения боковых и радиальных зазоров в зацеплении.
Зубчатые колеса подлежат замене при износе зубьев по толщине более 20% (при окружной скорости до 5 м/с), а прямозубые колеса при износе более 15 % (при окружных скоростях более 5 м/с).
Заменяют также зубчатые колеса, у которых выкрашено более 30 % площади рабочей поверхности зубьев. Зубчатые колеса с цементированными зубьями заменяют при износе слоя цементации.
Замену изношенных зубчатых колес редуктора заднего моста ЗИЛ-4331 обычно проводят в паре. Ремонт червячного колеса обычно заключается в замене венца.
Правильно собранная цилиндрическая зубчатая передача должна обеспечивать заданные значения межосевого расстояния, радиального и торцевого биений зубчатых колес, радиального и бокового зазоров в зацеплении.
Радиальный и боковой зазоры определяют щупом или с помощью узкой пластины свинца, накладывамой на зубья шестерни цилиндрической и червячной передач и расплющиваемой между зубьями при повороте колеса.
Допустимые значения зазоров шестерен редуктора моста ЗИЛ-4331 приводятся в соответствующих инструкциях. Качество зацепления проверяют по пятну контакта.
У большинства зубчатых колес размер пятна контакта по высоте зуба должен быть не менее 45%, а по ширине — не менее 60 %. При монтаже конических передач дополнительно проверяют перпендикулярность осей шестерен.
После регулировки зубчатых передач их обкатывают и испытывают и на стендах. Шум от работающего редуктора должен быть незначительным, ровным, без стуков и треска.
Поломки КПП ЗИЛ 4331 и их устранение
Использование некачественных деталей и отсутствие планового технического обслуживания приводит к износу различных узлов и механизмов ЗИЛ 4331. Достаточно часто образуются поломки в коробке передач. На начальных стадиях дефекты менее характерны. Они создают не критические сложности при переключении скоростей. Это явный сигнал водителю. Нужно произвести диагностику узла. Если игнорировать трудности работы КПП, то в ближайшем будущем машина обязательно подведет водителя (и случится это в самый не подходящий момент). После выявления поврежденной запчасти ЗИЛ 4331 нужно заменить ее новой деталью.
Распространенные неисправности коробки ЗИЛ 4331 и варианты их устранения
Затрудненное переключение скоростей может быть вызвано наличием забоин с торцевой стороны зубьев шестерни, неисправностью механизма переключения передач, погнутостью вилок, ослаблением креплений. Все неремонтируемые детали следует заменить. Также попробуйте отрегулировать работу педали отключения сцепления. Другие поломки:
- скорость выключается со скрежетом и ударом (пора менять синхронизаторы);
- во время движения скорость выбивает (изношена вилка механизма переключения передач, ее следует заменить);
- скорость не включается (сломались фиксаторы или пальцы синхронизаторов, нужно купить новые);
- во время работы коробки передач исходит сильный шум (повредились зубья шестерен или разрушились подшипники, все детали необходимо менять).
Также может вытекать масло из КПП ЗИЛ 4331 (запчасти на него можно приобрести тут). Возможно, манжеты перестали быть эластичными, повысилось давление в масляном картере, нарушилась герметичность уплотнений. Манжеты замените новыми, вентиляционную трубу тщательно промойте, прокладки замените, все крепежные детали подтяните.
Процесс снятия КПП ЗИЛ 4331
Сначала установите транспортное средство на возвышение или на смотровую яму. Затем открутите болты, фиксирующие крышку пола кабины. Снимите ее, открутите фланец, скрепляющий карданный вал. Далее отсоедините регулировочную тягу и специальную оттяжную пружину. Также необходимо снять кронштейн с поперечной рамы и бережно отпустить карданный вал на площадку с колесиками (так будет удобнее).
Следующий шаг – снятие рычагов ручного тормоза. Осторожно отсоедините вал спидометра. Открутите три болтовых крепления, снимите пластину, сам рычаг, его сектор и распорные втулки.
Отсоедините крепления, фиксирующие КПП и картер сцепления. С помощью специального съемника извлеките коробку передач из посадочного места. После снятия КПП установите на место рычаг управления и картер. Все необходимые запчасти на ЗИЛ 4331 вы можете купить в нашем магазине.
Коробка передач ЗИЛ 4331 — неисправности и их причины
При интенсивных нагрузках коробка передач грузовой машины ЗИЛ 4331 изнашивается. Возникают неполадки разной степени сложности. Например, самопроизвольно выбивается скорость или слышится характерный шум при переключении передач. Нужно срочно предпринять меры по ремонту и обслуживанию узла, иначе в любой момент грузовик «встанет» и никуда больше не поедет. Купить на ЗИЛ 4331 запчасти оригинального производства можно в нашем магазине.
Распространенные поломки КПП и их причины
Если из механизма исходит сильный шум, значит причина кроется в синхронизаторах, шестернях, подшипниках или в увеличении осевого зазора. Также появлению посторонних звуков способствует некачественное масло или же постоянное его отсутствие в системе. Другие проблемы и их причины:
- самопроизвольное выбивание передачи (сломаны зубья шестерни, пружины фиксаторов потеряли свою упругость, повреждены кольца синхронизаторов);
- затрудненное переключение скоростей (сломана вилка привода, деформирован рычаг или изношены шлицевые соединения);
- перегрев узла (в картере находится недостаточное количество трансмиссионного масла, изношены сальники);
- отказ делителя (засорились клапаны и воздухопроводы, неисправен блок механизма управления);
- вибрации и стук (проблемы с главной или карданной передачей).
Если вовремя не производить обслуживание или же делать его не профессионально, износ деталей только ускорится. Лучше доверять эти работы опытным мастерам, которые знают все нюансы устройства коробки передач ЗИЛ 4331, запчасти на который можно купить у нас.
Замена масла на КПП ЗИЛ
В случае отсутствия нужного количества смазочной жидкости (или ее низкого качества), специалисты рекомендуют провести процедуру замены масла. Сначала очищается сам картер от накопившейся пыли и грязи. Потом выворачивается специальная пробка из спускного отверстия. Аккуратно сливают жидкость в заранее подготовленную пластиковую или металлическую тару.
На пробке есть магнитная площадка, она собирает на себе все металлические частицы. Их также нужно удалить. Затем пробка закручивается обратно и надежно зажимается. Потом в картер наливают индустриальное масло (через специальное отверстие). Далее запускают двигатель на 5 минут и глушат его. Это позволяет прогнать масло по системе и вывести всю грязь.
Потом процесс вновь повторяется. Индустриальное масло сливают, пробку снова зажимают, открывают верхнюю горловину картера и заливают трансмиссионное масло. После запуска и работы двигателя мастера проверяют давление смазки в системе. Если оно не дотягивает до нужной нормы, производится долив. Купить для грузовика ЗИЛ 4331 запчасти высокого качества можно в нашем магазине.
Переключение передач ЗИЛ 4331
В 1970-х годах был разработан план по изготовлению мощного, но в то же время экономичного грузового транспорта. Он соответствует всем требованиям, которые предъявляет международное автомобильное сообщество. За счет удобного расположения в Москве, наличию отработанной схемы производства на базе модели 130, заказ получил завод имени Лихачева.
В 1977 году, был выпущен трехосный грузовой автомобиль ЗИЛ-4331. Это один из наиболее известных и узнаваемых в мире грузовиков советского производства. Полноприводный автомобиль переднемоторной компоновки обладает трехколесной формулой 6*6. Машина изначально создавалась для повышенной проходимости, перевозки грузов и людей, буксировки прицепов по дорогам любого вида, пересеченных местностей.
Редуктор ЗИЛ 4331: описание
Большая часть автомобилей ЗИЛ комплектуются механической 9-ступенчатой коробкой скоростей. КПП оснащена планетарным демультипликатором, синхронизирована помимо 1-ой передачи «задней скоростью». В отдельных версиях используются 5–8 ступенчатые МКПП. Механизм сцепления однодисковый, присутствуют периферийные пружины и пневмо-гидроусилители в приводе.
Для коробки скоростей требуется 5 литров трансмиссионной жидкости. Когда есть редуктор отбора мощности ЗИЛ, нужно больше горючего, примерно 6.5 литров. Рекомендуется заливать примерно 3.3 литра нового топлива, желательно выбирать всесезонное масло ТСп-15К. Главной его особенностью является наличие низкотемпературных качеств.
Автомобиль не потеряет функциональность даже при температуре воздуха ниже -20. Вдобавок, рабочая способность не понизится и при 100 градусах тепла. Еще гарантируется защита от изнашивания составляющих деталей редуктора. Когда транспортное средство эксплуатируется при температуре воздуха ниже -20, стоит применять топливную жидкость ТСП-10. Каждые 300 000 километров пробега должно меняться масло.
Схема КПП ЗИЛ 4331
Карданная система управляется парой валов, между которыми располагается промежуточная опора сцепления. Она повторяет схему, ранее применимую в 130 модели – стандартная корзинка с выжимным подшипником, управляемая пневматическим приводом. В инструкции по работе с редуктором не отображены все дополнительные возможности комплектации. В ней описывается «чистый» 360-й. Схемы часто приходится искать самостоятельно. Не стоит забывать, что ЗИЛ 4331 является обновленной 130 версией. Сухой вес коробки скоростей составляет 100 килограмм.
Коробка передач ЗИЛ 4331: схема переключения представлена ниже.
У КПП ЗИЛ 4331 5 ступеней.
- При перемещении шестерни ведомой детали вперед включается 1 скорость.
- Для включения 2 передачи перемещается муфта синхронизатора назад.
- Если переместить сцепление вперед, включается 3 скорость.
- Чтобы включить 4 передачу, требуется 2 синхронизатора назад.
- Если переместить рычаг синхронно вперед, включается 5 скорость.
Переключаются скорости путем нажатия на рычаг, который расположен на верхней крышке КПП. В передаче тягового усиления промежуточный вал отсутствует. Чтобы включить задний ход, перемещают колесико 1 передачи до ее старта с блоком шестерен заднего хода.
Схема переключения передач ЗИЛ 4331: описание каждой детали.
На всех коробках скоростей присутствует заводской порядковый номер. Он выбит на верхней правой бобышке картера КПП.
Ремонт редуктора ЗИЛ 4331
При использовании низкокачественных деталей, отсутствии планового технического обслуживания, возможен износ разных узлов и механизмов автомобиля. Нередко случаются поломки в коробке передач. На начальных фазах дефекты незаметны. Из-за них происходят незначительные сложности при переключении скоростей. Это должно послужить для водителя поводом заняться ремонтом. Первым делом, следует провести диагностику узла. При обнаружении поврежденной запчасти необходимо заменить ее новой деталью.
Наиболее часто встречаемые неисправности редуктора и способы их устранения:
- Затрудненное переключение скоростей. Такое случается при наличии забоин с торцевой стороны зубьев шестерни, неисправности механизма переключения передач, погнутости вилок, ослаблением креплений. Детали, которые не подлежат ремонту, требуется заменить. Еще можно попробовать отрегулировать работу педали выключения сцепления.
- Вытекание масла из редуктора. Причиной этому может послужить то, что манжеты перестали быть эластичными, повысилось давление в масляном картере, нарушилась герметичность уплотнений. Манжеты заменяют новыми, вентиляционную трубу тщательно промывают, прокладки меняются, крепежные детали подтягиваются.
При игнорировании трудностей работы редуктора в ближайшее время машина будет непригодна к езде.
Как снять КПП ЗИЛ 4331
Чтобы благополучно снять коробку переключения скоростей, необходимо действовать поэтапно:
- Установить автомобиль на возвышение, либо на смотровую яму.
- Открутить болты, фиксирующие крышку пола кабины.
- Снять ее, открутить фланец, соединяющий карданный вал.
- Отсоединить регулировочную тягу вместе с оттяжной пружиной.
- Снять кронштейн с поперечной рамы, аккуратно отпустить карданный вал на площадку с колесами.
- Отсоединить вал спидометра, открутить 3 болтовые крепления.
- Снять пластину, рычаг, его сектор с распорными втулками.
- Отсоединить крепления, фиксирующие коробку передач и картер сцепления.
- Используя специальный съемник, извлечь коробку передач из посадочного места.
После снятия КПП необходимо установить на место рычаг управления с картером.
Как предотвратить поломки в редукторе
Для избегания серьезных проблем следует диагностировать автомобильное средство каждый месяц. При замене масла в КПП рекомендуется применять топливо, соответствующее автомобильной системе. При сливе корпуса редуктора требуется очищение магнита, расположенного на пробке. Доливают новую жидкость до контрольного отверстия. Сапун на крышке люка картера нужно очищать. При выполнении приведенных советов машина прослужит долго.
Трехосный грузовик ЗИЛ 4331 – это надежный перевозчик в разных отраслях. Корпус редуктора функционирует исправно при должном обращении. Его схема простая к восприятию. Опытные водители положительно отзываются о КПП, рычаг удобен в использовании, не заедает. Редуктор способен надежно функционировать даже при условии низких температурах от -20 и более.