- Ремонт компрессора КАМАЗ. Диагностика и устранение неисправностей
- Смотрите также
- Диагностика компрессора КАМАЗа
- Присоединяйтесь
- Ремонт одно- и двухцилиндровых компрессоров КамАЗ своими руками
- Устройство и принцип работы
- Неисправности
- Слабые места
- Дополнительные рекомендации для выполнения качественной промывки
- Как снять и разобрать
- Основные конструкционные детали
- Ремонт одно- и двухцилиндровых компрессоров КамАЗ своими руками
- Стуки в станине (рама)
- Как установить
- Инструкция по снятию компрессора
Ремонт компрессора КАМАЗ. Диагностика и устранение неисправностей
Смотрите также
Функция любого компрессора – сжатие воздуха и его перемещение под давлением в различные узлы и механизмы.
В КАМАЗе компрессор необходим для обеспечения функционирования тормозной системы и пневмоподушек в подвеске.
Главным механизмом нагнетания воздуха является цилиндро-поршневая группа. Поступательные движения поршня сжимают газообразные вещества и обеспечивают их перемещение через клапаны. В конструкцию включаются фильтры, которые очищают поступающий воздух от пыли и других абразивов.
Поршень приводится в движение за счет коленчатого вала с подшипниками.
Рис.1. Компрессор КАМАЗа
Поломка компрессора не станет причиной остановки всего транспортного средства, но для подъема такого массивного агрегата в гору может не хватить мощности.
Устройство компрессора КАМАЗа достаточно простое. Его обслуживание в основном сводится к очистке воздушных фильтров для предотвращения попадания воды, грязи и других частиц в механизм.
Если компрессор вышел из строя, производится его ремонт. Он заключается в замене или восстановлении изношенных частей.
Возможные проблемы компрессора КАМАЗа:
- Снижение производительности
- Попадание масла в рабочую камеру
- Стук и шум при работе
Стук и скрежет металла является следствием износа поршневой группы. Это происходит из-за высокого коэффициента трения поршня и цилиндра.
Иногда проблема заключается в развинчивании крепежа. В этом случае достаточно затянуть все болты и гайки.
В более тяжелых случаях требуется капитальный ремонт поршня.
Все вышеперечисленные сбои в работе компрессора в большинстве случаев связаны с износом определенных деталей. Большинство из них можно легко и недорого заменить самостоятельно.
Если из строя вышел поршень, его замена потребует больших затрат. В случаях, когда серьезных повреждений поверхности не произошло, достаточно нанести разделительное покрытие, которое снизит трение в узле.
Если же поршень деформировался, на нем появились задиры или другие дефекты, потребуется капитальный ремонт устройства.
После восстановления функциональности поршня в ремонтных мастерских деталь обрабатывают специальным покрытием, снижающим трение и износ. Высокую эффективность в решении этих задач показывает антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY Для деталей ДВС.
Оно изготавливается на основе дисульфида молибдена и графита, защищает поршни от задиров, обеспечивает плавность движения механизма, не требует обновления весь период эксплуатации компрессора.
Рис. 2. Поршни компрессоров с покрытием MODENGY Для деталей ДВС
Если компрессор перестал создавать необходимое давление, скорее всего, причина в износе одного или нескольких компонентов:
- Забит всасывающий фильтрующий элемент или клапаны. Их необходимо очистить или заменить.
- Повреждение шлангов, утечка воздуха. Нужно обследовать все входящие и выходящие трубки на повреждения, при необходимости заменить.
- Износ поршневых колец. После длительной эксплуатации эти детали могут повредиться и перестать герметизировать. Их необходимо заменить.
- Повреждение цилиндра и поршней. Приводят к потере компрессии и перебоям в качании воздуха.
Попадание масла в рабочую камеру может произойти из-за неправильно подобранной вязкости масла или слишком большого его количества. Причиной также может стать повреждение поршня или цилиндра.
Диагностика компрессора КАМАЗа
Чтобы своевременно устранить все неисправности компрессора, при техническом обслуживании транспортного средства необходимо проводить диагностику нагнетателя.
Она включает в себя осмотр деталей на внешние повреждения, проверку на подаваемое давление (для КАМАЗов норма от 588,4 кПа), герметичность клапанов (проверяют уровень падения давления за 1 минуту, норма до 39,2 кПа), выброс масла.
Если были замечены неполадки, проводят полную диагностику компрессора, выявляют причины сбоев в показателях, при необходимости ремонтируют.
Присоединяйтесь
© 2004 – 2021 ООО «АТФ». Все авторские права защищены. ООО «АТФ» является зарегистрированной торговой маркой.
Ремонт одно- и двухцилиндровых компрессоров КамАЗ своими руками
Компрессор КамАЗа — это источник сжатого воздуха в пневматическом приводе тормозной системы грузовых автомобилей, выпущенных Камским автомобильным заводом. Основным назначением механизма является увеличение подачи топливновоздушной смеси. Использование механического нагнетателя позволяет увеличить производительность камеры сгорания и повысить мощность силовой установки без увеличения емкостных показателей.
Устройство и принцип работы
На КамАЗах устанавливаются агрегаты поршневого типа одно- и двухцилиндровые, редко — мембранного типа
Устройство компрессора представлено так:
- Шатун
- Поршень
- Цилиндр с проставкой
- Кольца: уплотнительные; маслосъемные; компрессионные
- Подшипники скольжения
- Картер
- Коленчатый вал
- Зубчатое колесо привода.
Механизм одноступенчатого сжатия располагается на передней части картера маховика мотора. Поршень изготовлен из алюминия и имеет плавающий палец, фиксирующийся упорными кольцами. Из впускного коллектора силовой установки в цилиндр поступает атмосферный воздух, вытесняющийся в пневматическую систему через нагнетательный клапан в оголовке цилиндра.
Жидкость подводится из охлаждающей системы двигателя и снижает нагрев головки блока. По трубопроводам к трущимся деталям поступает масло, которое смазывает способом разбрызгивания задний торец коленвала компрессора и шатунно-поршневую группу.
Как только давление пневматической системы достигает 0,8-2 МПа, срабатывает регулятор давления и останавливает подачу воздуха. При снижении показателя до 50 кПа он закрывает выход, компрессор снова нагнетает воздух в систему.
Устройство и принцип действия аналогичны автокомпрессорам легковых машин с той лишь разницей, что в грузовых КамАЗах установлена двойная защита от замыканий и перегрева.
Неисправности
В процессе эксплуатации необходимо следить за техническим состоянием механизма, смазкой и поступлением охлаждающей жидкости. Масло рекомендуют использовать только то, которое прописано в паспорте силовой установки. Запрещается смазка загрязненным маслом.
Ежедневных или специальных технических осмотров компрессор не требует, но периодически 1 раз на 8-10 тыс км проверяют привод и надежность креплений.
Во время работы могут возникать поломки деталей агрегата, их сразу же ремонтируют. Вышедшие из строя подлежат замене.
Основные неисправности компрессора грузовой машины подразделяют на 2 вида: поршневой группы; электрического оборудования.
Наиболее распространенными являются такие дефекты:
- Износ поршневой группы и нарушение герметичности клапанов. Длительность заполнения пневмосистемы при скорости вращения коленвала 2200 об/мин превышает время, установленное техническими условиями (8 минут). Компрессор не нагнетает давление в 7-7,5 кгс/см². Износ поршня приводит к всасыванию масляного тумана из картера компрессора в цилиндры
- Нагнетатель системы не запускается. Связано с отсутствием напряжения в сети, протеканием обратного клапана и неправильным запуском.
- Компрессор плохо качает и не набирает обороты. Одной из причин является засоренность фильтров
- Стучит в цилиндро-поршневом механизме. Связано с поломками в нагнетательной части в результате трения и износа металлических деталей.
- Двигатель гудит и не вращается. Такая проблема возможна вследствие срабатывания предохранителя питания электросети, защиты от перегрузки, плохого контакта
- Сильный нагрев цилиндра. Заблокирован обдув воздуха цилиндра и картера.
- Падает производительность — засоренность всасывающего воздушного фильтра.
- Усиленная вибрация
Слабые места
Каждая система охлаждения автомобиля имеет некоторые слабые места. К самым распространенным проблемам в КАМАЗе относят:
- возникновение протечек;
- повышение температуры антифриза до недопустимых показателей;
- переохлаждение охлаждающей жидкости;
- проникновение антифриза в масляную систему.
Течь антифриза в КАМАЗе чаще всего происходит в месте соединения патрубков. Иногда такая неприятность происходит из-за растрескивания резиновых шлангов. Перегрев системы происходит, когда уровень антифриза резко снижается. В таком случае он не способен обеспечить эффективную работу двигателя.
Перегрев или чрезмерное охлаждение жидкости может произойти при выходе из строя термостатов. Все зависит от положения клапана, который заклинивает, что становится причиной неполадок. Когда термостат открыт, антифриз постоянно циркулирует. Это не дает мотору нагреться и завестись (особенно чувствуется при открытых жалюзи). При закрытом термостате антифриз не поступает к радиатору, где он остывает. Поэтому охлаждающая жидкость в КАМАЗе быстро перегревается.
Другим слабым местом называют вентилятор вместе с муфтой. Если он работает недостаточно эффективно, двигатель не сможет охлаждаться в достаточном объеме. Поэтому для профилактики появления неполадок необходимо постоянно следить за состоянием КАМАЗа и оперативно устранять все проблемы.
Промывку системы охлаждения двигателя можно выполнить несколькими способами. При выявлении незначительных загрязнений для этого можно использовать обычную воду. Чтобы сделать все правильно, необходимо полностью слить антифриз. Вместо него в трубки закачивают простую воду. После этого запускают двигатель, который должен прогреться на холостых оборотах. Вода сливается, и все повторяется несколько раз, пока не удастся полностью очистить агрегат.
При выявлении значительных загрязнений лучше всего воспользоваться специальными промывочными жидкостями. Она может добавляться в трубки без слива антифриза, после чего удаляется вместе с ним. Но специалисты рекомендуют использовать растворы, которые заливаются в пустую систему.
Радиатор двигателя КАМАЗа промывают всегда отдельно, с использованием специальных жидкостей. Это обеспечивает более тщательную очистку. В данном случае специалисты рекомендуют применять слабый раствор соляной кислоты.
Дополнительные рекомендации для выполнения качественной промывки
Для выполнения качественной промывки следует не забывать, что подача очищающей жидкости должна происходить в противоположном направлении к движению антифриза. Особенно эффективно это делать при помощи специальной аппаратуры, которая создает дополнительное давление.
Чтобы слить охлаждающую жидкость в КАМАЗе, необходимо открыть все краны – радиатора, теплообменника, насоса, труб подвода антифриза. Обязательно откручивают пробку расширительного бачка. Краны закрывают только после полного слива жидкости.
Как снять и разобрать
Для того чтобы поменять вышедшие из строя элементы, необходимо осуществить снятие и разборку компрессора:
- Поднять кабину, агрегат находится под ней.
- Отвернуть крепежные гайки, снимать оголовок вместе с нагнетательными клапанами, прокладкой, пружинами впускных элементов.
- Открутить 3 трубки соответствующим ключом
- Выкрутить шестерни привода, вздернуть агрегат в сторону передней части транспорта.
Основные конструкционные детали
Система охлаждения КАМАЗ 740 работает надежно и отличается функциональностью. Она имеет классическую конструкцию. В случае ее выхода из строя транспортное средство не сможет нормально работать.
В состав стандартной системы охлаждения входят следующие элементы:
- насос водяной;
- радиатор;
- термостаты;
- вентилятор охлаждения;
- патрубки.
В КАМАЗе она оснащена двумя термостатами (в легковых автомобилях — только один). Такая необходимость связана с особенностями строения двигателя. Он имеет две штуки головок блока цилиндров, которые расположены под прямым углом. Другой отличительной чертой двигателя называют присутствие на радиаторе охлаждения жалюзи. Данный элемент конструкции позволяет быстрее прогревать мотор при низкой температуре окружающей среды.
Ремонт одно- и двухцилиндровых компрессоров КамАЗ своими руками
Несложный текущий ремонт компрессора КамАЗа многие владельцы техники выполняют своими руками. В ремонтные работы входит несколько этапов, которые заключаются в следующем:
- Очищение деталей. Сгоревшую масляную жидкость внутри крышки убирают пескоструйной обработкой, выполняют шлифовку элемента, удаляют охладитель. Затем протирают и шлифуют рабочую поверхность плиты клапана
- Расточка и хонингование цилиндра. При работе учитывают параметры теплового зазора. При износе внутренней стороны цилиндра размером более 0,02 мм делают расширение для ремонтной расточки. В некоторых вариантах устанавливаются гильзы.
- Замена шатунных вкладышей коленвала и втулок на подходящие по характеристикам и параметрам
- Замена поршней, оснащенных пальцами и шатунными кольцами. Особое внимание при ремонте уделяют параметрам цилиндра.
- Замена и ремонт прокладок, клапанов впуска и выпуска, уплотнителей. Последние обязательно обтягиваются крепежами.
Техника устанавливается на специальный стенд и тестируется на работоспособность. При проверке мастер сравнивает полученные результаты с заводскими параметрами компрессора.
Если обнаружен перегрев подшипников, слышен посторонний стук поршней и клапанов или компрессор гонит масло, допустимая норма вытекающей жидкости превышает необходимые отметки, ремонтные работы возобновляют, но лучше на СТО
Стуки в станине (рама)
Ослабли гайки шатунных болтов
Проверить состояние шатунных болтов, затянуть гайки
Велики зазоры в подшипниках нижних головок шатунов
Отрегулировать зазор, удалив прокладки в разъеме нижней головки шатуна. При тонкости вкладыша -заменить
Выкрашивание баббита на вкладышах
Произвести перезаливку или замену вкладышей
Велики зазоры между втулкой верхней головки шатуна и пальцем крейцкопфа
Заменить втулку верхней головки шатуна
Ослабло соединение штока с корпусом крейцкопфа
Подтянуть и законтрить стопорную гайку штока.
Велики зазоры между башмаками крейцкопфа и направляющими станины
Установить необходимые зазоры с помощью прокладок, при большом износе баббита перезалить его или заменить гильзу станины (рамы)
Ослаб башмак крейцкопфа
Закрепить башмак и отрегулировать зазор между направляющими станины прокладками
Как установить
После замены деталей необходимо компрессор установить обратно. Для этого следует:
- Установить шатун в тиски, запрессовать втулку и палец, смазав маслом
- Поставить кольца, снять деталь с тисков
- Прикрепить головку, прокладки седел, клапаны, пружины
- Ввинтить пробки
- Запрессовать коленвал с сальниками, установить упорные кольца
- Надеть зубчатое колесо и замковую шайбу
- На картер натянуть крышку с прокладкой, закрепить болтами
- Продуть сжатым воздухом
- Запрессовать в блок цилиндров впускные клапаны и направляющие
- Установить на блок головку агрегата, затянуть гайками
Инструкция по снятию компрессора
Компрессор в КАМАЗе снимается очень легко и быстро. Чтобы провести монтаж этой автомобильной детали, Вам нужно всего лишь:
- Поднять кабину (компрессор в КАМАЗе находится под ней).
- Открутить три подходящих к нему трубки, используя соответствующий размер ключа.
- Открутить четыре болта, на которых непосредственно держится компрессор (под самой деталью с нижней стороны).
- Выкрутить три шестеренки, спокойно вздергивать компрессор в сторону передней части транспорта, аккуратно вытаскивая запчасть.