Ремонт инвертора гибридных автомобилей
Одним из важнейших узлов любого гибридного автомобиля является инвертор. Это силовой электронный блок, в котором происходит преобразование и распределение всех потоков электроэнергии, образующихся в результате разных процессов в гибридной силовой установке и тормозной системе.
Необходимость в преобразовании энергии возникает как следствие различий в устройстве отдельных компонентов силовой гибридной установки, а так же видов и уровней напряжений, необходимых для высокоэффективной работы мотор-генераторов, высоковольтной батареи и других элементов гибридной системы. Так, в батарее электроэнергия хранится в виде заряда определенной емкости постоянного напряжения величиной 200-320 вольт. Для работы мотора в тяговом режиме требуется трехфазное напряжение с амплитудой до 500 вольт. Поэтому в инвертор встроен еще так называемый «умножитель напряжения», т.е. прибор который трансформирует напряжение в более высокое.
Чтобы работала система рекуперации, необходимо преобразовывать переменное напряжение, вырабатываемое мотор-генераторами в постоянное и адресно отправлять его в батарею. Этим занимается одна из составных частей инвертора- конвертер. Различие в уровнях и виде питающего или генерируемого напряжения связаны с необходимостью получить как можно более компактные электродвигатели при максимально возможной мощности.
Все эти преобразования осуществляются в инверторе, который выделен в отдельный блок, имеющий высокую степень защиты, собственную систему охлаждения с принудительной циркуляцией и радиатором. Учитывая высокую плотность расположения в нем силовых преобразующих элементов, самая высокая опасность для инвертора – перегрев, который может привести к выходу из строя всего дорогостоящего блока в целом. Поэтому ремонт инвертора гибридных автомобилей начинается с диагностики, и обслуживания системы охлаждения силового модуля. По нормам ТО, например, рекомендуется производить замену циркуляционного насоса инвертора раз в 100 т. км. В эти же сроки необходимо заменять охлаждающую жидкость, которая должна соответствовать региону эксплуатации транспортного средства. Исправность системы охлаждения инвертора – залог его безаварийной работы. Не надо забывать и про содержание в чистоте радиатора охлаждения гибридной системы.
После обслуживания системы охлаждения ремонт инвертора продолжается с применением диагностического оборудования — специальных сканеров. С их помощью определяют проблемные места и отклонения в работе всей системы. Кстати, сбои в работе инвертора могут быть спровоцированы неисправностями в генераторном и моторном оборудовании. Поэтому их тоже подвергают тщательной проверке на межвитковые замыкания и отсутствия утечек напряжения на корпус. Ремонт инвертора гибридных автомобилей в завершающей стадии – замена неисправных деталей и установка последней версии прошивки блока управления, отвечающего за работу инвертора в целом.
Все необходимые запчасти для ремонта и обслуживания инвертора в нашем «Гибрид-сервисе» всегда есть в наличии.
Специалисты компании «Гибрид-Сервис» обладают необходимым опытом, знаниями и оборудованием для осуществления качественного ремонта инверторов гибридных автомобилей. Своевременное обращение в автосервис поможет избежать значительных финансовых затрат на приобретение и установку нового блока, стоимость которого может доходить до пяти тысяч долларов.
Записаться на ремонт инвертора Вы можете зарегистрировавшись на нашем сайте и нажав на кнопку «Записаться в сервис», а также по телефону +7 902 44 423 35.
Ремонт инвертора гибридного автомобиля
Вторая конференция «Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов»
6-й день (27 марта)
Тема: «Диагностика и ремонт инверторов гибридных автомобилей Toyota и Lexus»
Лекцию читает Гордеев Сергей Николаевич
Член Союза Автомобильных Диагностов России, директор автосервиса «Гибрид-сервис», который с 2003 года занимается ремонтом и обслуживанием только гибридных автомобилей всех марок. В 2009 году прошел курс обучения по ремонту и обслуживанию гибридных автомобилей в Японии. Совместно с издательством «Легион-Автодата» выпустил две книги по ремонту гибридов Toyota и Lexus. В 2012 году стал победителем телевизионного конкурса «Реальный бизнес» с проектом по ремонту и обслуживанию гибридов. В 2012 году прочитал курс лекций в США по ремонту гибридных автомобилей.
Начало лекции меня немного удивило: поглощать знания пришли вчерашние лекторы, Арид Омарович Гаджиев и Тимофеев Евгений Илларионович :
Оказалось, что Евгению Илларионовичу тема близка, так как он пришел в автомобильную диагностику из электроники, а Арид Омарович «в свободное от работы время» приводит в порядок гибридные автомобили. Но тяга к знаниям присутствует, что не может не радовать тех клиентов, которые к ним приедут: ремонтироваться или консультироваться всегда лучше и приятнее у грамотных товарищей, нежели у каких-то залетных с площади трех вокзалов …
Учебный день вобрал в себя объяснение таких вопросов:
1. Устройство и принципы работы инвертора и конвертера.
2. Причины выхода из строя инверторов и конверторов и методы профилактики.
3. Устройство и основные отличия инверторов на 10, 11 и 20 кузовах автомобиля Toyota-Prius.
4. Диагностика и ремонт инвертора автомобиля Toyota-Prius в 11 кузове.
5. Диагностика и ремонт силовых модулей МГ1 и МГ2 инвертора Toyota-Prius в 11 кузове.
6. Диагностика и ремонт инвертора Toyota-Prius в 20 кузове.
7. Диагностика и ремонт конверторов автомобиля Toyota-Prius.
8. Диагностика и ремонт инвертора автомобиля Toyota Estima Hybrid в 10 кузове.
9. Диагностика и ремонт инверторов и конверторов на автомобиле Lexus RX400H.
10. Взаимозаменяемость силовых модулей инверторов и способы их переделки.
Основной вопрос, с чего все началось и потом плавно перетекло в «сложные сложности»:
Разобрав вопросы по инвертору и конвертору:
Сергей Николаевич перешел в практическую плоскость:
Вот посмотрите на скрин. Посмотрели? И что здесь интересного?
А то, что лектор начал подробно объяснять участникам конференции предназначение каждого вывода, за что он отвечает, какой системе принадлежит и какие ошибки возникают из-за незнания этого: ремонтник начинает тыкаться по всем контактам, по проводам, потом, ничего не найдя — плюёт и отдает машину клиенту. Насколько я знаю, подобной информации нет ни в интернетах, ни в руководствах, во всяком случае лично я не видел. И как потом оказалось – я правильно подумал, Сергей Николаевич рассказал, что «та информация, которая сейчас дается, она лежит у японцев, они подобным никогда не делятся». Ну и кроме того, рассказанное наросло личным опытом Сергея Николаевича, а это дорогого стоит.
Кто был на этой лекции, тот реально не прогадал. Ну откуда еще можно узнать очень подробное, очень детальное о коде неисправности Р3109 (утечка тока в гибридной системе)? Код-то вроде простой .
Но этот код неисправности имеет 28 подкодов, а сама неисправность выражается в том, что машина едет и вдруг начинает терять мощность … а потом снова едет.
И так может продолжаться и продолжаться. Как ремонтировать? Куда лезть, что смотреть, отчего случилось, почему, как ремонтировать?
Если следовать мануалам и руководствам по ремонту, то они рекомендуют:
А там надо проверять и прозванивать 84 основных провода плюс 26 дополнительных. Сколько времени уйдет на все это, представляете? А Гордеев Сергей Николаевич подробно и детально разъяснил слушателям что и как надо делать в этом случае. Детально рассказал, с подробностями — а не как в мануалах (слепо следуя мануалам, ремонтник последовательно пройдет по всем утомительным процедурам и в конце увидит последний совет: «Поменяйте инвертор в сборе»). Все практические советы в этой лекции были тесны увязаны с теорией, все было гармонично и последовательно — как книга с картинками.
Так же подробно Сергей Николевич объяснил слушателям назначение контактов, от CLK + до HSDN :
Такой информации и в таком объеме как было рассказано – нигде не найти. А самому рыть этот вопрос – уйдет очень много времени и еще не факт, что получится самому все понять. А здесь на тарелочке:
— Если конвертер не работает, прозвоните этот провод, условия проверки такие-то .
— Этот контакт является запросом от MG на включение гибридной системы . процентов 90, если не 99% неисправностей: «неисправен конвертер» заключается именно в этом контакте. проверяйте и все. Не надо рыть десятки кодов неисправностей и подкодов — просто проверьте этот контакт (цепь) по рассказанным условиям и увидите, что неисправность лежит именно здесь.
Одним словом, информация начала удивлять. Например, был рассмотрен и такой вопрос:
А оказалось, что это тоже очень частая причина попадания гибридных автомобилей в ремонт. Стоит только на 1-1.5 мм сместить датчик и всё – самому не исправить (тому человеку, который начинает крутить болты на желтой краске). Ну, кто в теме, тот поймет только что написанное. А вопросов задавали лектору много.
Было рассмотрено много важных вопросов для тех, кто хочет заниматься диагностикой и ремонтов гибридов, начиная с самого простого: — Если 12-ти вольтовая батарея села, то Приус можно завести от обычной батарейки «Крона» . и заканчивая более сложным: — Ошибка Р0335. не надо проходить все обязательные процедуры проверок по мануалу — замучаетесь, просто для начала проверьте этот контакт (цепь), в большинстве случае неисправность прячется там.
Но самое интересное, как говорят «вкусное», было в конце: Сергей Николаевич поделился со слушателями одним из способов ремонта (замены) инвертора. Этот способ позволит произвести эту процедуру не за сто или триста тысяч рублей, а всего-лишь за 1 (одну) тысячу рублей. Смешно?
В принципе, это то самое, чем никто и никогда не делится. А здесь раз – и слушателям была выложена готовая технология, над которой Сергей Николаевич работал … как вы думаете сколько времени? Наверное, много, потому что истина рождалась в ходе длительных экспериментов.
Говоря откровенно, Сергей Николаевич человек уникальный в этом отношении, стоит только посмотреть на его сайт, где владельцам гибридных автомобилей предоставляется хорошая возможность отремонтировать свой автомобиль по приведенным советам: http://hybridservis.ru/forum/21-rubrica . Последняя статья: «Ломаются ли 30-е Приусы? Часть 5» не является окончательной, как он мне сказал, после приезда домой он будет продолжать публиковать подобные статьи для своих клиентов. А почему нет – хорошее же дело?
Сейчас сижу и думаю: «Кто занимается гибридами и не был на этой лекции, тот много потерял. Действительно, где еще можно было услышать и понять многие тонкости в ремонте и диагностике гибридных автомобилей?. В интернетах этого нет и не предвидится».
В этой лекции теория была очень хорошо увязана с практикой. Причем с той практикой, на которой зарабатываются деньги.
Ну а завтра новый день, новая тема: « Ремонт и обслуживание гибридных автомобилей Toyota и Lexus ».