Ремонт головки двигателя bmw

Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) BMW

«Добрый день! Меня зовут Александр Севашов. Я приглашаю вас в свой технический центр «BMW запад». Здесь вас ждут качественно новый уровень обслуживания. И тысячи возможностей сделать свой автомобиль инидивидуальным.»

Руководитель технического центра «БМВ запад»

На всех современных двигателях BMW (например, поколений «N» и «B») головки блока цилиндров (ГБЦ) выполнены из алюминиевого сплава. В качестве уплотнительной прокладки ГБЦ в таких моторах используется трехслойное уплотнение из пружинной стали. В зоне цилиндров к прокладке приварена нажимная пластина, которая обеспечивает достаточное, для герметизации, давление прижима. Все слои имеют специальное покрытие, причем на поверхности контакта с головкой и блоком цилиндров нанесен частичный слой фторкаучука с антипригарным покрытием.

Передовые инженерные решения вкупе с применением новейших материалов направлены на повышение износостойкости и долговечности этого узла. Так что же может навредить, а то и попросту «угробить» такую продуманную и надежную конструкцию? По каким признакам определить, что ремонт требуется именно ГБЦ? И что будет, если на признаки выхода из строя внимание не обратить? Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашем материале.

Стоимость замены ГБЦ на BMW

Замена головки блока цилиндров на примере мотора N20 36000 руб.

Срок службы головки блока цилиндров (ГБЦ)

Срок службы головки блока цилиндров равняется сроку службы блока цилиндров (то есть двигателя в целом). При нормальных условиях эксплуатации она способна без проблем выдержать более 300 тысяч километров пробега без капремонта. Но при перегреве мотора именно ГБЦ и ее прокладка страдают сильнее всего.

Признаки износа головки блока цилиндров (ГБЦ)

Головка блока цилиндров соединяется с блоком через тонкую прокладку. Прокладка создает герметичное соединение, сохраняя внутреннее давление и не давая вытечь моторному маслу. Именно пробой или прогорание (более мелкое повреждение) этого элемента в результате перегрева двигателя является основной и самой распространенной неисправностью, связанной с ГБЦ.

Признаки пробитой/прогоревшей прокладки:

  • Затрудненный пуск двигателя;
  • Белый цвет выхлопных газов (на самом деле – это пар) из-за попадания в камеры сгорания антифриза;
  • Охлаждающая жидкость быстро «уходит» из системы охлаждения (часть антифриза протекает в камеры сгорания);
  • В моторном масле появилась белая пена: эта эмульсия видна либо на масляном щупе, либо на крышке маслоналивной горловины (антифриз попал в систему смазки);
  • Масляные следы в расширительном бачке и на крышке радиатора (масло через прогоревшую прокладку попало в систему охлаждения);
  • В расширительном бачке во время работы двигателя много воздушных пузырьков, и наблюдается активное бурление (выхлопные газы прорываются через прогоревшую прокладку и попадают в систему охлаждения);
  • Быстрое повышение температуры охлаждающей жидкости (горячие выхлопные газы попадают в систему охлаждения);
  • Плохая работа печки салона (завоздушивание системы охлаждения выхлопными газами);
  • Запах выхлопных газов под капотом (реже можно увидеть дым выхлопа) через прогоревшую прокладку выхлопные газы вырываются наружу за пределы двигателя;
  • Прострелы между цилиндрами – двигатель троит (выхлопные газы из одной камеры сгорания смешиваются с топливно-воздушной смесью из другого);
  • Течь масла через прокладку наружу (прогорел внешний периметр прокладки).

Сильного перегрева может не выдержать не только прокладка ГБЦ, но и сам корпус головки блока. От высоких температур металл корпуса может деформироваться (алюминиевая головка) или треснуть (чугунная). Многие из признаков таких неисправностей схожи с симптомами пробитой прокладки, но есть и свои характерные признаки.

Признаки появления трещин и деформаций головки блока цилиндров, а также других неисправностей:

  • Течь масла и выход выхлопных газов наружу (На двигателях BMW стоят алюминиевые головки блока. Из-за того, что при перегреве алюминий расширяется быстрее, чем стальные болты соединения, головка попросту раздавливает прокладку: она твердеет, между ГБЦ и блоком появляются зазоры и происходит разгерметизация двигателя);
  • Течь масла и выход выхлопных газов наружу (разгерметизация двигателя из-за неплотного прилегания к прокладке уже деформированной от перегрева головки);
  • В моторном масле появилась белая пена: эмульсия видна на масляном щупе или на крышке маслоналивной горловины (антифриз попал в систему смазки из-за деформации ГБЦ).
Читайте также:  Двигатель змз 406 газ с карбюратором

Общие признаки неисправности головки блока схожи с симптомами других неисправностей мотора:

  • Снижение мощности двигателя;
  • Повышенный расход топлива.

Если не отремонтировать ГБЦ вовремя

Эксплуатировать автомобиль с неисправной головкой блока цилиндров нельзя: такому мотору требуется срочная помощь. Легкомысленность в этом вопросе потянет за собой капитальный и очень дорогой ремонт двигателя. Езда на автомобиле с неисправной ГБЦ может привести к следующим последствиям:

  • Коррозия цилиндров, выход из строя поршневых колец (на заглушенном двигателе антифриз выдавливается в камеры сгорания через прогоревшую прокладку, трещины в головке). В следствии такой разрушительной работы охлаждающей жидкости в цилиндрах падает компрессия;
  • Потеря мощности двигателя (падение компрессии в цилиндрах из-за потери герметичности и износа поршневых колец);
  • Выход из строя свечей (появление на них большого слоя нагара) в результате попадания на них антифриза и влаги;
  • Повышенный износ трущихся деталей двигателя (из-за «разбавленного» антифризом моторного масла детали не получают достаточной смазки);
  • Повышенный износ системы охлаждения избыточным давлением попадающих в него выхлопных газов.

Что приводит к выходу из строя ГБЦ

В большинстве случаев к проблемам с головкой блока цилиндров или с прокладкой ведет перегрев двигателя. Его первые признаки – появление конденсата на поверхности мотора, а причины, взывавшие нарушение температурного режима, могут быть следующими:

  • Старый или изначально некачественный антифриз;
  • Неграмотно выполненный мощностной тюнинг автомобиля (программное увеличение мощности, «расточка» двигателя, установка более производительных турбин и проч.);
  • Низкокачественное или не соответствующее конкретному двигателю топливо (повышенные детонации);
  • Сильный перепад температур (например, если горячий мотор полить холодной водой);
  • Неграмотно проведенный ремонт/установка ГБЦ (нарушения последовательности или моментов затяжки резьбовых соединений). При избытке момента прокладка может разрушиться, при недостатке – моторное масло и выхлопные газы будут беспрепятственно выходить наружу;
  • Низкокачественная прокладка (неоригинальная и попросту контрафактная);
  • Возраст прокладки головки блока (со временем материал прокладки теряет свои свойства);
  • Нарушения в работе зажигания (приводят к повышению температуры двигателя);

Как не надо ремонтировать ГБЦ

Неграмотный ремонт и установка головки блока цилиндров, а также неквалифицированная установка прокладки ГБЦ или использование при выполнении ремонта некачественного уплотнителя может привести к поломке двигателя. Отнестись к ремонту ГБЦ нужно крайне серьезно и ответственно: экономия при выборе сервиса или оригинальных запчастей может привести к повторному и еще более дорогому капитальному ремонту двигателя. Только специалисты, обладающие достаточным опытом, необходимыми знаниями и профессиональным оборудованием способны выполнить ремонт ГБЦ на должном уровне.

  • Нельзя производить ремонт ГБЦ не слив предварительно охлаждающую жидкость;
  • В резьбовых отверстиях блока цилиндров не должно быть охлаждающей жидкости, воды и моторного масла;
  • Несоблюдение моментов и последовательности затяжки винтовых соединений при установке головки на блок приводят к неисправной работе двигателя;
  • После ремонта ГБЦ или замены прокладки следует заменить винты крепления головки к блоку цилиндров;
  • Дополнительная обработка головки блока цилиндров недопустима;
  • На некоторых двигателях свечи выступают над плоскостью разъема головки блока цилиндров и могут быть повреждены после ее снятия;
  • Нельзя использовать повторно бывшую в употреблении прокладку ГБЦ.

Ремонт головки двигателя M50B20 BMW Е34

Калькулятор расчета нормы расхода масла в двигателе

Расчет расхода масла двигателем. Онлайн калькулятор нормы угара масла на 100л и 1000 км

После снятия ГБЦ мотора M50B20 с БМВ Е34 для замены прокладки, она, так как причины попадания охлаждающей жидкости в цилиндр обнаружить не удалось, была должна быть отправлена на проверку внутренних трещин под давлением. Для опрессовки ГБЦ её необходимо разобрать и вымыть.

При сборке мы заменили необходимые детали, проверили состояние клапанов, направляющих и сёдел. Всё вычистили, вымыли и притерли клапана к сёдлам. Так сказать получился незапланированный ремонт головки двигателя. Как правильно разобрать и собрать головку двигателя смотрите и читайте в фотоотчете.

Читайте также:  Джипы машины тест драйв

Прокладки и сальники необходимые при сборке и установке ГБЦ

Прокладка ГБЦ

Производитель Артикул Цена, руб.
Оригинал
BMW 11121726623 7426
Аналоги
BGA CH0381 1138
SWAG 20912885 1458
AJUSA 10068800 2158

Прокладка клапанной крышки

Производитель Артикул Цена, руб.
Оригинал
BMW 11120034107 2439
Аналоги
FEBI 9768 881
VICTOR REINZ 153103601 1121
ELRING 302340 1210

Прокладка выпускного коллектора

Производитель Артикул Цена, руб.
Оригинал
BMW 11621728984 422
Аналоги
VICTOR REINZ 702849400 167
ELRING 821020 175
FEBI 12320 296

Прокладка впускного коллектора

Производитель Артикул Цена, руб.
Оригинал
BMW 11611720740 359
Аналоги
AJUSA 579300 128
GOETZE 5002670300 151
VICTOR REINZ 712891600 154

Сальники клапанов

Производитель Артикул Цена, руб.
Оригинал
BMW 11349064457 2562
Аналоги
ELRING 424780 364
CORTECO 19031076 78
SWAG 20340002 521

Инструменты для работы

  • Ключи на 10 мм, 11мм и 19мм;
  • Съемник для рассухарки клапанов;
  • Гибкий магнит;
  • Свечной ключ;
  • Химия для мойки двигателя;
  • Дрель;
  • Наждачная бумага;
  • Притирочная паста;
  • Герметик REINZOSIL +300 Victor Reinz;
  • Масленка с моторным маслом;
  • Чистая ветошь.

Как перебрать головку двигателя M50B20

  • Выкручиваем с ГБЦ датчики системы охлаждения;
  • Снимаем корпус термостата вместе с термостатом;
  • Откручиваем бугеля и снимаем распределительные валы;
  • Снимаем постель распредвалов вместе с гидрокомпенсаторами;
  • Рассухариваем все клапана;
  • Метим клапана и вытаскиваем их с ГБЦ;
  • Выкручиваем свечи зажигания;
  • Моем ГБЦ и отправляем её на опрессовку и шлифовку;
  • Тем временем чистим клапана, подготавливая их к притирке;
  • Получив обратно проверенную головку готовим её к сборке;
  • Притираем клапана к сёдлам на ГБЦ;
  • Очищаем посадочные места от старого герметика;
  • Еще раз споласкиваем ГБЦ и высушиваем её;
  • Приступаем к сборке, устанавливаем клапана на свои места;
  • Устанавливаем сальники клапанов и пружины клапанов;
  • Засухариваем все клапана;
  • Устанавливаем на место гидрокомпенсаторы и постели распредвалов;
  • Устанавливаем и прикручиваем распределительные валы;
  • Устанавливаем обратно на ГБЦ датчики и термостат;
  • Устанавливаем головку на блок двигателя;
  • Обтягиваем ГБЦ с нужным моментом и приступаем к сборке двигателя.

Моменты затяжки

М6 — 10 Nm
M7 — 15 Nm

Болты крепления головки блока цилиндров:

Ступень 01 — 30 Nm
Ступень 02 — 90°
Ступень 03 — 90°

М6 — 10 Nm
M7 — 15 Nm
М8 — 22 Nm

Выпускной коллектор — 20 Nm

Пошаговая инструкция в фотоотчете.

Приступаем к разбору снятой ГБЦ с автомобиля BMW 520 с двигателем М50.

Ключом на 19 мм выкручиваем с головки два датчика.

Ключом на 10 мм откручиваем болты крепления корпуса термостата и снимаем его.

Так же вытаскиваем с ГБЦ и сам термостат.

Далее располагаемся на столе, развернув ГБЦ на ровную плоскость и приступаем к снятию распредвалов.

Ключом на 11 мм откручиваем гайки крепления бугелей распредвалов.

Необходимо обязательно запомнить правильное расположение бугелей, а лучше их связать, проволокой или пластиковым хомутом, в правильном порядке. Снимаем распределительные валы и ложим их возле бугелей, также запоминая откуда какой распредвал.

Приподнимая постель распредвала у нас высыпятся все гидрокомпенсаторы.

Рекомендуем их сложить в постель в том же порядке, в котором они были установлены. То же самое делаем и со второй постелью распредвала. Снимаем её, переворачиваем и вставляем в правильном порядке все гидрокомпенсаторы.

И ложим постель возле своего распредвала, чтобы не перепутать распредвалы и постели.

Далее с помощью специального съемника рассухариваем все клапана.

Съемником вжимаем пружину клапана, а гибким магнитом вытаскиваем сухарики. После ослабляем пружину и переходим к другому клапану.

Рассухарив все клапана, снимаем все пружинки. Также, с помощью магнита, снимаем шайбы установленные под пружинами.

Переворачиваем головку двигателя и помечаем каждый клапан, по порядку, начиная от первого цилиндра. Метить клапана лучше канцелярским корректором. Пометив клапана вытаскиваем их с ГБЦ.

Еще нам осталось выкрутить свечи и ГБЦ разобрана. Переворачиваем головку на бок и с помощью трещотки с удлинителем и головки на 16 мм выкручиваем шесть свечей зажигания.

Читайте также:  Чем стереть масло с двигателя

Разобрав ГБЦ нам необходимо её хорошенько вымыть. Для этого лучше использовать автомобильную химию для бесконтактной мойки Dimer или обычную кухонную химию Мастер Клинер. Помыв головку двигателя, отправляем её на опрессовку и планировку поверхности.

А пока ГБЦ на опрессовке мы можем приступить чистке и подготовке клапанов.

Клапана удобней всего чистить с помощью дрели и наждачной бумаги. Дрель фиксируем в тисках и включаем её, а наждачкой вычищаем грязь с клапана.

После пары часов стараний наши двадцать четыре клапана выглядят как новые.

Тем временем уже отремонтировали ГБЦ и у нас уже лежит на столе проверенная и спланированная головка.

Теперь приступим к притирке клапанов. Для этого нам понадобиться та же дрель, что и для чистки клапанов, и притирочная паста.

Намазываем притирочной пастой юбку клапана и вставляем клапан на своё место, в соответствии установленным меткам.

Зажимаем клапан в патрон дрели и включаем дрель на маленьких оборотах.

Клапан необходимо периодически прижимать и отжимать от седла.

После притирки клапана на юбке должны образоваться равномерные полосочки от притирочной пасты. Ширина прилегающей поверхности клапана должна составлять 1-2 мм. Если притертая полоска слишком широкая, то необходимо будет шарошить сёдла клапанов.

Еще необходимо не забыть перед притиркой клапанов снять старые сальники клапанов. Для этого удобно воспользоваться специальным съемником как на фото. Если съемника нет, тогда придется снимать сальники с помощью обычных плоскогубцев.

После притирки всех клапанов очищаем посадочные места на ГБЦ от старого герметика.

А после снова отправляем головку на мойку. После мойки головку необходимо высушить.

Теперь приступаем к сборке ГБЦ. Чистая головка, чистый стол и чистые руки. Устанавливаем клапана на свои места.

Разворачиваем головку на бок и надеваем на установленные клапана сальники.

В комплекте с сальниками клапанов идут специальные чехлы на клапана. Они нужны для того, чтобы сальник не повредить во время продевания его через прорези под сухари.

Надев сальник клапана его необходимо посадить на свое место. Для этого можно взять удлиненную головку на 10 мм с удлинителем, а с помощью молотка пробить сальник на свое место.

После посадки сальников клапанов н свои места, можно приступать к установке пружин клапанов. Ставим нижние шайбы, пружины и верхние шайбы.

И засухариваем клапана всё тем же съемником. Для установки сухарей удобно пользоваться пинцетом.

Засухарив клапана приступаем к установке постели распредвалов, гидрокомпенсаторов и распредвалов.

Переворачиваем постель и высыпаем все гидрокомпенсаторы на стол.

Вытираем всё чистой тряпкой, чтобы нигде не осталось ни пыли ни грязи. Смазываем все гидрокомпенсаторы чистым моторным маслом и устанавливаем их на свои места.

Чтобы при установке постели гидрокомпенсаторы не выпали мы воспользуемся проволокой. Проволоку нужно брать по длине самой постели плюс запас для держания руками по бокам.

Аккуратно надеваем постель распредвала на шпильки головки двигателя, а после установки убираем проволоку, вытягивая её на сторону.

Таким же образом устанавливаем и вторую постель.

Перед установкой распределительных валов необходимо смазать моторным маслом поверхности гидрокомпенсаторов и посадочное место шеек распредвала.

Установленный распредвал также рекомендуется смазать моторным маслом.

То же самое делаем и с бугелями. Вытираем их от пыли, смазываем и устанавливаем на свои места.

Установив все бугеля затягиваем равномерно крепежные гайки с необходимым усилием.

Вкручиваем на место снятые ранее датчики.

Устанавливаем корпус термостата, промазав уплотнительное кольцо герметиком.

Подготавливаем блок двигателя к установке ГБЦ. Ножом или шпателем снимаем крупную грязь на блоке.

А после, с помощью наждачной бумаги, уже окончательно вычищаем всю поверхность.

Обязательно воздухом выдуваем все резьбовые отверстия крепления ГБЦ. Так как если в отверстиях останется грязь или жидкость, то при затяжке ГБЦ блок может лопнуть.

После хорошенько обезжириваем всю поверхность блока.

И устанавливаем новую прокладку.

Так же обезжириваем плоскость ГБЦ, готовя головку к установки.

С помощью помощника устанавливаем ГБЦ на своё место, затягиваем болты с необходимым моментом и приступаем к сборке двигателя.

Оцените статью