- Ремонт двигателя ямз 238 давление масла
- Распространённые неисправности системы смазки двигателей ЯМЗ
- Отсутствие давления масла
- Пониженное давление
- Повышенное давление
- Основные неисправности системы смазки двигателей ЯМЗ
- Причины рассматриваемой неисправности следующие:
- Нарушение работы клапанов системы смазки
- Снижение давления масла из-за увеличения износа деталей в парах трения
- Ремонт двигателя ямз 238 давление масла
Ремонт двигателя ямз 238 давление масла
Ремонт системы смазки двигателей ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238ФМ
Ремонт масляного насоса. Насос проверяют и испытывают на стендах, которые должны обеспечивать частоту вращения его ведущего вала 3100 мин— 1 и разрежение на всасывание 140 мм рт. ст. При проверке и испытании масляного насоса применяют масло для двигателя при температуре 75—85 °С. При этих условиях производительность нагнетающей секции при противодавлении 5 + 0,5 кгс/см2 должна быть не менее 135 л/мин, производительность радиаторной секции при противодавлении 0,5 + 0,1 кгс/см2 не менее 23 л/мин. Если при проверке на стенде масляный насос не обеспечивает указанных параметров или обнаружены стуки и течь масла в соединениях, насос разбирают и ремонтируют.
Масляный насос (см. рис. 15) нужно разбирать в следующем порядке: отвернуть болты крепления всасывающего патрубка к корпусу;
осторожно, не повредив прокладку, снять трубку с заборником и кронштейном в сборе и прокладку фланца; отвернуть болты крепления отводящих трубок радиаторной и нагнетающей секции насоса, снять трубки и прокладки;
отвернуть болт крепления и снять упорный фланец 12 промежуточной шестерни II привода насоса и саму шестерню;
при помощи съемника снять ведомую шестерню 9 привода насоса с ведущего валика, вынуть шпонку крепления шестерни;
отвернуть болт крепления и снять ось 10 промежуточной шестерни привода насоса;
отвернуть болты крепления и снять корпус 16 радиаторной секции, ведущую 15 и ведомую 17 шестерни этой секции, стопорный шарик 19;
снять проставку 1 корпусов секций и вынуть из корпуса ведущую и ведомую 4 шестерни нагнетающей секции в сборе с осями;
при необходимости спрессовать ведущую шестерню 7 с валика и ведомую шестерню 4 с оси.
После разборки все детали масляного насоса следует тщательно промыть, осмотреть и обмерить.
При осмотре корпусов секций насоса нужно обратить внимание на состояние торцевых поверхностей гнезд под шестерни. Риски и задиры на этих поверхностях не допускаются. Износ торцевых поверхностей определяется замером глубины гнезда, которая не должна превышать 55,071 мм под шестерни корпуса нагнетающей секции и 10,051 мм под шестерни корпуса радиаторной секции. На шестернях масляного насоса не должно быть трещин, обломов, глубоких задиров.
Сборку насоса проводят в последовательности. обратной разборке, при этом нужно обратить внимание на следующее:
ведущая и ведомая шестерни нагнетающей секции должны быть напрессованы (при замене шестерни или валика соответственно на валик и ось так, чтобы расстояние от торцевой поверхности валика (оси) до торцевой поверхности шестерни было: для ведущей шестерни 52 + 0,2 мм (со стороны длинной шейки), для ведомой —21 +0,2 мм (со стороны короткой шейки);
при напрессовке ведущей шестерни радиаторной секции в лунку валика должен быть установлен стопорный шарик; качение шестерни на валике не допускается;
ведущие и ведомые шестерни нагнетающей и радиаторной секций, установленные в гнезда корпусов, должны утопать относительно торцев корпусов не более чем на 0,15 мм и не менее чем на 0,04 мм;
после затяжки болтов крепления корпусов ведущий валик масляного насоса должен вращаться от усилия руки плавно, без заеданий;
ведомая шестерня привода насоса должна быть напрессована на валик так, чтобы зазор между торцами ступицы шестерни и корпуса был 0,5—
после затяжки болта крепления упорного фланца промежуточная шестерня вращается свободно, без заеданий;
боковой зазор между зубьями ведомой шестерни привода насоса и промежуточной шестерни привода должен быть 0,4- -0,5 мм.
При испытании насоса на стенде не допускаются задевание шестерен за корпус, заклинивание клапана, течь масла через соединения. При установке масляного насоса в сборе с заборником необходимо, чтобы боковой зазор в зацеплении шестерни коленчатого вала и промежуточной шестерни масляного насоса был в пределах 0,25—0,37 мм; для шестерен, бывших в эксплуатации, допускается увеличение зазора до 0,50 мм. Зазор регулируется прокладками толщиной 0,3 мм, устанавливаемыми под привалочную плоскость фланца корпуса масляного насоса.
Замена клапанов системы смазки. Клапаны системы смазки в сборе поставляют отрегулированными на нужное давление, поэтому при неисправностях клапанов их нужно заменить, не разбирая. Клапаны проверяют испытанием на начало открытия.
Редукционный клапан нагнетающей системы масляного насоса должен открываться при давлении в надплунжерном пространстве не менее
6,8 кгс/см2, предохранительный клапан радиаторной секции насоса — при давлении 0,7 кгс/см2, дифференциальный клапан —4,5 кгс/см2.
Распространённые неисправности системы смазки двигателей ЯМЗ
Оказывающие непосредственное влияние на работу силового агрегата в целом, неисправности в системе смазки двигателей ЯМЗ необходимо своевременно обнаруживать и оперативно устранять. В противном случае серьёзных проблем не избежать.
Отсутствие давления масла
Эксплуатировать двигатели ЯМЗ с подобной поломкой недопустимо. Среди наиболее вероятных причин возникновения подобной проблемы:
- Малое количество масла в картере. Это несложно обнаружить, произведя соответствующие проверки.
- Поломка редукционного клапана. Виновником проблемы может оказаться как разрушившаяся пружина плунжера, так и сам плунжер, заедающий в определённом положении.
- Обрыв привода масляного насоса. В данном случае придётся убедиться в целостности зубьев приводных и ведомых шестерён и шпонки, установленной на валу ведущей шестерни нагнетающей секции.
Пониженное давление
О том, что в моторе упало давление, можно судить по показаниям установленных в кабине приборов. Даже промаргивание контрольной лампы на холостых оборотах – уже тревожный симптом, требующий срочного принятия мер. Как правило, занимаясь поиском неисправностей системы смазки двигателей ЯМЗ, следует рассматривать следующие причины:
- Недостаточное количество масла. В этом несложно убедиться, произведя соответствующую проверку с помощью щупа.
- Разжижение лубриканта охлаждающей жидкостью или топливом попавшими в картер. Вода или антифриз, смешиваясь с маслом, образуют эмульсию характерного светлого цвета. Наличие солярки удаётся обнаружить по запаху.
- Выход из строя центробежного фильтра тонкой очистки масла.
- Использование смазочных материалов с характеристиками, не соответствующими требованием технической спецификации.
- Проблемы в работе масляного насоса: повреждение прокладок, износ деталей и заедание плунжера.
- Выход температуры силового агрегата за допустимые пределы (перегрев).
- Засорение сетки маслоприемника, масляного фильтра, радиатора теплообменника или маслопроводящих каналов.
- Износ вкладышей коленчатого вала. Большее влияние оказывают коренные вкладыши.
Повышенное давление
Становящаяся причиной выдавливания сальников, повреждения прокладок и уплотнений, подобная неисправность возникает по двум причинам:
- В случае использования смазочных материалов со слишком высокой вязкостью.
- Из-за заедания плунжера перепускного клапана.
Важно помнить, что прокладки, уплотнения и сальники подвергаются естественному износу и могут получать механические повреждения. Утечка лубриканта через них ещё не означает, что в системе смазки увеличилось давление.
Основные неисправности системы смазки двигателей ЯМЗ
Причин постепенного снижения давления масла во всем диапазоне частоты вращения коленчатого вала или в отдельных зонах частот (низких или высоких) достаточно много. К сожалению, в эксплуатации часто эту неисправность объясняют увеличением зазоров в парах трения двигателя и прежде всего в парах шейка вала-вкладыши, что приводит к неоправданным простоям техники и расходом материальных и трудовых ресурсов.
Причины рассматриваемой неисправности следующие:
- Образование отложений на сетке маслозаборника. Отложения образуются из продуктов загрязнения масла с недостаточными моторными свойствами (например, при использовании масла группы «В» в двигателях, для которых необходимы масла группы «Т» или «Д»). Такой же результат будет при увеличении продолжительности работы масла в двигателе, рекомендуемой заводом-изготовителем.
- Деформирование масляного картера. Дефект имеет место при механическом воздействии, когда происходит прижатие стенки картера к маслозаборнику, что приводит к уменьшению его проходного сечения. При деформировании картера давление масла снижается в зоне высоких частот и отсутствует в зоне малых частот вращения коленчатого вала.
- Негерметичность всасывающего трубопровода масляного насоса. Она возникает из-за трещин трубопровода или нарушения соединения фланец трубопровода-корпус насоса.
- Разжижение масла топливом.
Основными причинами поступления топлива в масло являются нарушения герметичности соединений трубопроводов слива топлива с форсунок, которые возможны при небрежной их установке, и нарушения герметичности уплотнения между втулкой плунжера и корпусом секции/корпусом секции и корпусом ТНВД; нарушения герметичности соединений трубопроводов слива топлива с форсунок, которые возможны при небрежной их установке. В первом случае негерметичность определяется опрессовкой соединений трубопроводов сжатым воздухом, во втором — путем отсоединения подвода и слива масла к ТНВД и проверкой уровня (вязкости) масла.
Нарушение работы клапанов системы смазки
Поломка и усадка пружин клапанов встречаются в эксплуатации очень редко из-за малых нагрузок на них. Значительно чаще происходит закоксовка клапанов в открытом или закрытом положениях из-за низкого качества применяемого масла или при увеличении продолжительности его работы в двигателе.
Снижение давления масла из-за увеличения износа деталей в парах трения
На двигателях ЯМЗ такое явление практически не встречается, т.к. запас производительности масляных насосов на этих двигателях всех моделей достаточен для компенсации увеличения расхода масла через пары трения вследствие их износа. Падение давления отмечается только при интенсивном износе пар трения.
Статья из журнала
«Техническое обслуживание», № 2-3, сентябрь 2004
Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!
Ремонт двигателя ямз 238 давление масла
Ремонт системы смазки двигателей ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238ФМ
Ремонт масляного насоса. Насос проверяют и испытывают на стендах, которые должны обеспечивать частоту вращения его ведущего вала 3100 мин— 1 и разрежение на всасывание 140 мм рт. ст. При проверке и испытании масляного насоса применяют масло для двигателя при температуре 75—85 °С. При этих условиях производительность нагнетающей секции при противодавлении 5 + 0,5 кгс/см2 должна быть не менее 135 л/мин, производительность радиаторной секции при противодавлении 0,5 + 0,1 кгс/см2 не менее 23 л/мин. Если при проверке на стенде масляный насос не обеспечивает указанных параметров или обнаружены стуки и течь масла в соединениях, насос разбирают и ремонтируют.
Масляный насос (см. рис. 15) нужно разбирать в следующем порядке: отвернуть болты крепления всасывающего патрубка к корпусу;
осторожно, не повредив прокладку, снять трубку с заборником и кронштейном в сборе и прокладку фланца; отвернуть болты крепления отводящих трубок радиаторной и нагнетающей секции насоса, снять трубки и прокладки;
отвернуть болт крепления и снять упорный фланец 12 промежуточной шестерни II привода насоса и саму шестерню;
при помощи съемника снять ведомую шестерню 9 привода насоса с ведущего валика, вынуть шпонку крепления шестерни;
отвернуть болт крепления и снять ось 10 промежуточной шестерни привода насоса;
отвернуть болты крепления и снять корпус 16 радиаторной секции, ведущую 15 и ведомую 17 шестерни этой секции, стопорный шарик 19;
снять проставку 1 корпусов секций и вынуть из корпуса ведущую и ведомую 4 шестерни нагнетающей секции в сборе с осями;
при необходимости спрессовать ведущую шестерню 7 с валика и ведомую шестерню 4 с оси.
После разборки все детали масляного насоса следует тщательно промыть, осмотреть и обмерить.
При осмотре корпусов секций насоса нужно обратить внимание на состояние торцевых поверхностей гнезд под шестерни. Риски и задиры на этих поверхностях не допускаются. Износ торцевых поверхностей определяется замером глубины гнезда, которая не должна превышать 55,071 мм под шестерни корпуса нагнетающей секции и 10,051 мм под шестерни корпуса радиаторной секции. На шестернях масляного насоса не должно быть трещин, обломов, глубоких задиров.
Сборку насоса проводят в последовательности. обратной разборке, при этом нужно обратить внимание на следующее:
ведущая и ведомая шестерни нагнетающей секции должны быть напрессованы (при замене шестерни или валика соответственно на валик и ось так, чтобы расстояние от торцевой поверхности валика (оси) до торцевой поверхности шестерни было: для ведущей шестерни 52 + 0,2 мм (со стороны длинной шейки), для ведомой —21 +0,2 мм (со стороны короткой шейки);
при напрессовке ведущей шестерни радиаторной секции в лунку валика должен быть установлен стопорный шарик; качение шестерни на валике не допускается;
ведущие и ведомые шестерни нагнетающей и радиаторной секций, установленные в гнезда корпусов, должны утопать относительно торцев корпусов не более чем на 0,15 мм и не менее чем на 0,04 мм;
после затяжки болтов крепления корпусов ведущий валик масляного насоса должен вращаться от усилия руки плавно, без заеданий;
ведомая шестерня привода насоса должна быть напрессована на валик так, чтобы зазор между торцами ступицы шестерни и корпуса был 0,5—
после затяжки болта крепления упорного фланца промежуточная шестерня вращается свободно, без заеданий;
боковой зазор между зубьями ведомой шестерни привода насоса и промежуточной шестерни привода должен быть 0,4- -0,5 мм.
При испытании насоса на стенде не допускаются задевание шестерен за корпус, заклинивание клапана, течь масла через соединения. При установке масляного насоса в сборе с заборником необходимо, чтобы боковой зазор в зацеплении шестерни коленчатого вала и промежуточной шестерни масляного насоса был в пределах 0,25—0,37 мм; для шестерен, бывших в эксплуатации, допускается увеличение зазора до 0,50 мм. Зазор регулируется прокладками толщиной 0,3 мм, устанавливаемыми под привалочную плоскость фланца корпуса масляного насоса.
Замена клапанов системы смазки. Клапаны системы смазки в сборе поставляют отрегулированными на нужное давление, поэтому при неисправностях клапанов их нужно заменить, не разбирая. Клапаны проверяют испытанием на начало открытия.
Редукционный клапан нагнетающей системы масляного насоса должен открываться при давлении в надплунжерном пространстве не менее
6,8 кгс/см2, предохранительный клапан радиаторной секции насоса — при давлении 0,7 кгс/см2, дифференциальный клапан —4,5 кгс/см2.