- Как на АвтоВАЗе собирают двигатели? Для ответа на этот вопрос Илья Хлебушкин отправился в Тольятти
- Сервис
- Двигатель внутреннего сгорания (ДВС)
- Коробка переключения передач (КПП)
- Ремонт двигателя ВАЗ
- Услуги капитального ремонта двигателя ВАЗ по низким ценам
- Сколько стоит капитальный ремонт двигателя ВАЗ и иномарки
- РЕСУРС ДВИГАТЕЛЕЙ ВАЗ
Как на АвтоВАЗе собирают двигатели? Для ответа на этот вопрос Илья Хлебушкин отправился в Тольятти
В России всего три автопроизводителя открыли свои моторные производства в рамках второго этапа правительственной программы промсборки — по условиям которой, напомним, со следующего года не менее 30% машин должны иметь локализованные двигатели. Но если компаниям Volkswagen и Ford пришлось отстраиваться в Калуге и Алабуге с чистого листа, то альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ неплохо сэкономил, воспользовавшись своим имеющимся в Тольятти механосборочным производством.
Огромный цех под номером 15/3 на окраине завода, где когда-то выпускались двигатели для автомобилей ВАЗ-1111 Ока, блестит чистыми полами и новеньким оборудованием. Его привели в порядок и обновили к 2013 году, когда здесь наладили производство немолодого французского мотора 1.6 с индексом К4М490 для всех российских автомобилей на платформе В0, включая Ладу Ларгус. А с 2015-го в гамму добавился более современный ниссановский агрегат H4М — помимо автомобилей Renault, его непродолжительное время ставили и на Ладу XRAY.
Вазовское производство рассчитано на выпуск 300 тысяч моторов К4 и Н4 в год, однако пока загружено только наполовину: в 2016 году при самом оптимистичном раскладе здесь соберут 160 тысяч двигателей. Для сравнения, мощность АвтоВАЗа по выпуску агрегатов собственной разработки составляет около 1 млн в год, но загружена еще меньше — только на треть. Кстати, Volkswagen в Калуге может делать до 150 тысяч двигателей в год, а расчетная производительность фордовского завода — 105 тысяч моторов.
Однако если заводы Форда и Фольксвагена практически полностью автоматизированы, то в Тольятти роботы только возят детали с расположенного рядом с конвейером импровизированного склада: автоматические платформы деловито снуют по своим дорожкам, а если встать у них на пути, сердито пищат и останавливаются.
Но вся сборка моторов — исключительно вручную. Система контроля качества «наблюдательная»: за процессом и сменой из 74 рабочих присматривают мастера и начальник цеха. Зато на выходе тестирование каждого двигателя не только «холодной» прокруткой (когда проверяются компрессия, давление масла, работа всех систем и датчиков), но и на стенде. Откровенный брак, уверяют, дело исключительное. Уверен, еще и потому, что оба мотора не особо сложные и грамотно сконструированные — собрать их неправильно не так уж и просто.
А общее у обрусевших тольяттинцев с двигателями Volkswagen и Ford то, что набор основных деталей, включающий блоки цилиндров, головки блоков и коленвалы, отечественный. И если Volkswagen получает от поставщиков готовые детали, а Ford — заготовки, то на АвтоВАЗе загрузили собственную литейку, освоив отливку и блоков с головками из алюминия заводов Русал, ВЗАС из Волгограда и даже дальневосточного Комалко. Правда, речь идет только о «свежем» моторе Н4 — ветеран К4, очевидно, уйдет на покой вслед за автомобилями Лада Ларгус и Nissan Almera, поэтому вкладываться в его локализацию смысла нет.
У французских механических коробок передач серии JR, которые собирают под одной крышей с двигателями, все комплектующие импортные. За исключением разве что картера сцепления у версии, предназначенной Ладе Весте с тольяттинским мотором 21129. Кстати, именно такой силовой агрегат приводит в движение редакционную Весту, проходящую сейчас ускоренные ресурсные испытания, — и вопросов после пятнадцати тысяч километров пока не вызывает.
Сервис
Агрегатный участок официального сервисного центра LADA располагает современным оборудованием, квалифицированным персоналом и предназначен для проведения следующих видов работ:
— капитальный ремонт двигателей автомобилей LADA;
— ремонт КПП автомобилей LADA;
— ремонт раздаточных коробок автомобилей LADA;
— ремонт редукторов заднего моста автомобилей LADA;
— ремонт головок блока цилиндров;
— расточка-блоков цилиндров;
— шлифовка коленчатых валов;
— фрезеровка головок блока цилиндров.
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС)
Признаки неисправности ДВС
Существует ряд признаков, по которым можно определить необходимость обращения в официальный сервис LADA для проверки и ремонта двигателя. На возможные неисправности ДВС указывают:
— падение мощности и ухудшение динамики автомобиля;
— увеличение расхода топлива и моторного масла;
— белый, черный или сизый дым из выхлопной трубы;
— неравномерность работы двигателя, повышенная вибрация на холостом ходу;
— налет на свечах зажигания;
— падение давления масла или топлива;
— перегрев двигателя;
— посторонние шумы и стуки при работе двигателя.
К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ НЕИСПРАВНОСТИ ДВС
Неисправности ДВС приводят к падению мощности, ухудшению динамики автомобиля, увеличению расхода топлива и моторного масла, нестабильной работе ДВС и его последующему дорогостоящему ремонту.
ПОЧЕМУ СЕРВИС LADA
Для того, чтобы в процессе эксплуатации автомобиля обеспечить долгую и бесперебойную работу двигателя и сократить расходы на его ремонт, необходимо своевременно проводить периодическую диагностику и проходить техническое обслуживание в официальном сервисе LADA, а также использовать горюче-смазочные и расходные материалы, рекомендованные производителем, и оригинальные запасные части.
Коробка переключения передач (КПП)
Признаки неисправности ручной коробки переключения передач:
— шум коробки передач;
— затруднённое включение или невозможность включения передач;
— самопроизвольное выключение передач;
— подтекание масла.
Признаки неисправности автоматической коробки переключения передач:
— пробуксовка (слабая динамика);
— рывки (удары) при переключении передач;
— отсутствие движения вперед или назад;
— шум при работе;
— утечки рабочей жидкости.
Основными причинами неисправностей РКПП являются:
— нарушение правил эксплуатации (использование некачественного масла, эксплуатация автомобиля с неисправным сцеплением);
— низкое качество комплектующих (неоригинальные запчасти);
— предельный срок службы коробки передач;
— неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту коробки передач.
Основными причинами неисправностей АКПП являются:
— спортивный стиль вождения, характеризующийся резкими ускорениями и торможениями;
— систематический перегрев коробки передач, вызванный движением в пробках, высокой температурой наружного воздуха, буксованием, буксировкой другого автомобиля или прицепа;
— движение на непрогретой коробке передач в холодное время;
— нарушение периодичности обслуживания, в т.ч. замены масла, масляного фильтра.
К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ НЕИСПРАВНОСТИ КПП
Неисправности КПП приводят к её скорому износу и полной неработоспособности, а так же влияют на срок службы ДВС и трансмиссии. Всё это в целом снижает безопасность автомобиля.
ПОЧЕМУ СЕРВИС LADA
Для обеспечения долгой, бесперебойной работы КПП и сокращения расходов на её ремонт, необходимо своевременно проводить периодическую диагностику и проходить техническое обслуживание в официальном сервисе LADA, а также использовать смазочные и расходные материалы, рекомендованные производителем, и оригинальные запасные части
Ремонт двигателя ВАЗ
Услуги капитального ремонта двигателя ВАЗ по низким ценам
Автомобили ВАЗ являются самыми продаваемыми в России из-за их относительно невысокой стоимости и приспособленности к российским условиям эксплуатации. Наличие большого количества машин данной марки обуславливает востребованность услуг, связанных с их ремонтом. В частности, нередко требуется капремонт двигателя ВАЗ, который быстро и качественно выполняют мастера компании «Механика».
Есть разные причины, приводящие к необходимости полной реставрации мотора автомобиля. Ремонт может потребоваться из-за несвоевременной замены моторного масла, неправильно подобранных свечей зажигания, плохого состояния фильтров и в других случаях. Чем серьезнее степень повреждения, тем выше будет стоимость ремонта двигателя ВАЗ. В компании «Механика» на такие услуги устанавливается минимальная цена, так как у нас есть в наличии все необходимые для ремонта запчасти и современное оборудование.
Для получения ответа на вопрос, сколько стоит капитальный ремонт двигателя ВАЗ, проводится комплексная диагностика силового агрегата. Когда она завершается, наши специалисты называют точную стоимость и оговаривают сроки выполнения работ. На итоговую цену влияет количество деталей, которые должны подвергнуться замене при ремонте, а также сложность проведения работ. Несмотря на невысокие цены услуг компании «Механика», работы выполняются максимально качественно, что подтверждается долгосрочной гарантией.
Чтобы вернуть двигатель автомобиля ВАЗ к полноценному функционированию, зачастую требуется выполнение множества операций. Помимо чистки и замены деталей, это может быть шлифовка коленчатого вала, хонингование блока цилиндров или другие действия. Обращаясь в «Механику», вы получаете профессиональный ремонт двигателя автомобиля ВАЗ по доступной цене!
Сколько стоит капитальный ремонт двигателя ВАЗ и иномарки
Если своевременно обслуживать отечественный двигатель (вовремя менять моторное масло и охлаждающую жидкость), то его ресурс около 200 000 км. В определенный момент появляется необходимость выполнить капремонт двигателя. Эксперты журнала «За Рулем» определили цену такого мероприятия.
Основные признаки необходимости капитального ремонта:
- большой расход масла;
- дымление;
- потеря мощности;
- низкое давление масла.
Какие операции включает в себя капремонт двигателя:
- Снятие двигателя.
- Разборка мотора и мойка всех его деталей.
- Обмер базовых деталей (блок цилиндров, коленчатый вал, головка блока цилиндров). Проверка на трещины и герметичность рубашки системы охлаждения. Проверка коленчатого и распределительных валов на изгиб. Проверка клапанных механизмов. Проверка состояния масляного насоса.
- Расточка цилиндров под ремонтный размер или загильзовку. В последнем случае — установка гильз. Шлифование коренных и шатунных шеек в ремонтный размер. Замена седел и втулок клапанов. Обработка плоскости головки блока цилиндров.
- Сборка двигателя с установкой новых резиновых элементов, уплотнений и прокладок.
Цена такого капитального ремонта ВАЗовского мотора вместе с запчастями в Московском регионе не более 50 000 рублей.
Для сравнения, капремонт атмосферного двигателя иномарки обойдется примерно в 180 000 рублей, если не потребуется замена базовых деталей (блока цилиндров, коленвала и головки блока).
Капремонт дизельного мотора обойдется в сумму 220 000–230 000 рублей
Капитальный ремонт турбо мотора — это плюс 30 000 — 100 000 рублей к стоимости атмосферника, т.е. 210 000 — 280 000 рублей.
А вам приходилось делать капремонт ВАЗовского мотора? Какую сумму денег потребовал ремонт?
Напомним, в процессе работы двигателя и коробки передач в масло попадают мельчайшие частицы металла, которые появляются из-за притирания деталей друг к другу. Сливная пробка картера с неодимовым магнитом способствует сбору металлической крошки и продлевает срок службы агрегатов, позволяя им работать в чистом масле.
РЕСУРС ДВИГАТЕЛЕЙ ВАЗ
Автомобиль сопровождает множество параметров, есть максимальная скорость, нормы по токсичности, экономичность, и, разумеется, каждый параметр обладает определенными допусками и методикой по его изме-рению. Каждый из них в большей или меньшей степени сложности можно замерить и сравнить с исходными или нормативными показателями.
Совсем по-другому следует оценивать такой немаловажный параметр, как качество, и один из его важнейших составляющих — ресурс.
Именно на ресурс в большей степени обращает внимание отечественный потребитель при выборе автомобиля, его значение затеняет и мощность, и максимальную скорость, и комплектацию, не говоря уже о пока совсем не востребованных нашими покупателями параметрах экологической бе-зопасности. При проектировании первых семейств малолитражек Волж-ского автозавода конструкторами был заложен ресурс в 125 тысяч км, с появлением «десятого» семейства появилась цифра 150 тысяч км. Следует учитывать, что данное понятие достаточно расплывчатое и наши норма-тивы не содержат, к сожалению, четких критериев того, когда наступает предел технического состояния. Если обратиться к справочной литера-туре, то применительно к двигателям внутреннего сгорания под ресурсом мы увидим пробег до капитального ремонта, то есть до момента, когда не-обходимо провести ремонтные работы, связанные с демонтажем коленча-того вала. Ремонтные работы без снятия КВ, к капитальному ремонту не относятся, и, следовательно, это не есть наступление предельного состо-яния, когда ограничивается ресурс. На практике за критерий наступления предельного состояния двигателя можно принять значимое снижение мо-щности, появление нефункционального стука, аномально большой расход масла или топлива.
Ресурс и километры
Любопытную зависимость ресурса от пробега автомобиля выявили специ-алисты управления проектирования двигателей ДТР ВАЗа. Еще во време-на существования Союза ССР Волжский автозавод брал из реальной эксп-луатации определенную партию двигателей с очень большими пробегами из различных географических районов страны, из Дальнего Востока, Ле-нинграда, Москвы, Армении, Урала, Средней Азии. Попадались двигатели с пробегами по 400 — 440 тысяч км. Причем завод брал эти двигатели на ус-ловиях замены на новые, поэтому потребителям особого умысла приукра-шать свои двигатели не было. Никто не скрывал периодичности замены масла, деталей во время эксплуатации. Эти моторы полностью разбира-лись и дефектовались вплоть до каждой детали. Так вот по результатам этой работы получилось, что техническое состояние мотора не коррели-руется пробегом, оно определяется только условиями эксплуатации и ка-чеством изготовления. Испытания показали, что нормально изготовлен-ный двигатель с соблюдением правил эксплуатации, при регулярной за-мене масел, хорошем топливе способен без капитального ремонта пройти не одну сотню тысяч километров. Естественно, речи не идет о случаях яв-ного брака и эксплуатации на некачественных бензинах и маслах.
Первые километры двигателя
В инструкциях по эксплуатации вазовских автомобилей говорится, что в течение первых 2000 км необходимо соблюдать определенные щадящие правила нагружения двигателя. При этом и на самом заводе некоторые специалисты к этому относятся достаточно критично в том плане, что не-льзя потребителя нагружать такой информацией. Вполне можно предпо-ложить, что тот же западный потребитель, если бы он прочитал такую ин-струкцию, мог принять решение отказаться от покупки автомобиля данно-го производителя в пользу другого. Другое дело, что объективно автомо-биль Волжского автозавода обкатку двигателя в составе автомобиля не требует, хотя в инструкциях это пока сохраняется, и никто этой записи не отменял. Обкатка требовалась для приработки пар трения в те времена, когда технология не могла обеспечить готовности поверхностей к работе уже при изготовлении. Были же времена, когда коленчатые валы первых советских автомобилей АМО Ф-1 выпиливали напильниками из цельной болванки, с развитием технологии требования к обкатке постепенно ос-лаблялись.
Горячей обкатке (а на заводе под этим понимается технологическая об-катка) подвергаются все 100% двигателей, каждый мотор запускается, «классические» моторы в течение 15 минут, двигатели для переднепри-водных автомобилей — 6,5 минуты. Целью технологической обкатки яв-ляется не приработка пар трения, а проверка отсутствия течей, стуков, выполнение необходимых регулировочных операций. При этом на пере-днеприводных моторах снимаются определенные параметры, чего не де-лалось на «классических» моторах, в том числе мощность, крутящий моме-нт, расход картерных газов. Эта технология позволяет отсеивать двигате-ли, в которых забыли установить поршневое кольцо, или произошел задир в одном из цилиндров, информация по каждому двигателю накапливается в компьютере, и в любой момент соответствующие службы могут ею вос-пользоваться и проследить всю цепочку изготовления мотора.
Двигатели серийного производства по заданию службы качества регуля-рно испытываются в подразделениях дирекции по техническому разви-тию. Программа испытаний на первый взгляд составлена вопреки всякой логике: новый двигатель, не проходивший никакой обкатки в производст-ве, устанавливается на моторный стенд, запускается и сразу выводится на максимальную частоту вращения 6000 оборотов в ми-нуту. Дальше двига-тель продолжает работать по внешней скоростной характеристике (пол-ный «дроссель», максимальная нагрузка) в течение 20 часов, после чего он подвергается полной разборке с индивидуальным осмотром, малейшие следы задира — повод предъявить претензии изготовителям, такие испы-тания регулярно провод-тся, и моторы абсолютно спокойно их выдержи-вают.
Технологическая обкатка на заводе производится со времен получения технологии с «Фиата», это все было заложено в проект завода, под это дело возводились стены, закупалось оборудование. С развитием вазовских мо-торов появились такие вещи, как переплав на кулачках распредвала, на-мораживание сплава на рабочей фаске клапана, новые технологии обра-ботки коленчатых валов, поршней, блоков цилиндров и другие техноло-гии, улучшающие свойства поверхностей трения. Например, технология плосковершинного хонингования цилиндров имитирует уже на новом двигателе такую геометрию поверхности цилиндров с притупленными ве-ршинками микронеровностей, которая при обычном хонинговании насту-пает только после длительной эксплуатации. Тем самым исключается об-разование избыточного количества продуктов износа, оптимизируется вскрытие зерен графита и соотношение площади опорной поверхности с ее маслоемкостью.
Учитывая эту и другие технологии мехобработки материалов, обкатка но-вого двигателя с целью приработки пар трения уже не требуется .
Другое дело, что может появиться потребность в обкатке на двигателях, прошедших капитальный ремонт. Где, естественно, применяются не завод-ские технологии и могут использоваться запасные части не соответствую-щих размеров и качества, таким моторам может и потребоваться последу-ющая приработка.
Байборин Евгений Петрович , начальник отдела испытаний и доводки двигателей внутреннего сгорания управления проектирования двига-телей ДТР ВАЗа:
— Исчисление ресурса «пробегом до капитального ремонта», еще сохраня-ющееся в нормативной документации, носит весьма условный характер. Сегодняшний потребитель вправе вообще не знать, где в автомобиле на-ходится двигатель. Все идет к тому, что сроки предоставляемой изготови-телями гарантии будут расти. Уже сегодня есть прецеденты назначения пятилетней гарантии на автомобиль или гарантии на двигатель, равной сроку службы автомобиля. Это требует от изготовителей работы на «ноль дефектов» и обеспечения достойного ресурса.
С момента появления впрысковых моторов на автомобилях «ВАЗ» и до сих пор у многих есть сомнения в надежности новой техники. Да, без отказов не обходится. Но не все знают, что ресурс у впрысковых моторов значимо выше, чем у карбюраторных. Это не закладывалось как цель разработки, а получено, скорее, попутно. Повышение ресурса достигнуто за счет пере-хода с металлических корпусов воздушного фильтра на пластмассовые. Металлические были в подавляющем большинстве не герметичны, что приводило к попаданию пыли в двигатель и преждевременному абразив-ному износу цилиндропоршневой группы. Помимо герметичности, возду-шные фильтры впрысковых двигателей отличаются и большей пылеемко-стъю. Теперь при контрольной разборке впрысковых двигателей с пробе-гом 150 — 200 тыс. км можно наблюдать прекрасно сохранившуюся хонин-говку поверхности, что говорит о минимальном износе.
Есть и вторая причина повышения ресурса впрысковых двигателей «ВАЗ». Все они, за исключением двигателей с центральным впрыском, имеют систему гашения детонации. Хотя эта система и не всемогуща, но детона-ционные повреждения теперь в значительно меньшей степени влияют на снижение ресурса.