Ремонт двигателя тойота дуэт своими руками

Ремонт двигателя тойота дуэт своими руками

Сразу говорю,что написано не о плохих и хороших автомобилях, а о неисправностях, ошибках и причинах этих ошибок.

Итак, автомобиль «Тойота Дуэт» 2002 года выпуска.

Двигатель – «смотреть не на что», но интересен. Три цилиндра, 12 клапанов, два распредвала, VVT. «Твин Кам»- пусть и урезанный. В общем, «моторчик с претензиями на ДВС взрослой Тойоты». Да, еще важное: механизм VVT установлен на распредвале выпускных клапанов.

Не заводится подлец! Поменяли ему ремень ГРМ в автосервисе. Уехал. Через некоторое время начал «тупить», плохо запускаться. И однажды, добравшись до гаража — на следующее утро просто не завелся. Естественно, был «взят на веревку» и доставлен на СТО, где ему меняли ремень. Затем, таким же способом перемещён на другое.

Точно так же он прибыл и в нашу мастерскую.

Все, что я далее написал о неисправности и некоторых симптомах — это со слов хозяина, вернее отца хозяйки машины. Еще мне удалось выяснить, что после замены ГРМ, не сразу, но появился металлический стук, напоминающий «лязганье. цокот».С увеличением оборотов его частота тоже возрастала. А затем стук пропал, а дня через два машина заглохла. Хозяйка машины присутствовала при разговоре, но участия в нем не принимала. Говорил ее отец, и мужик, чувствовалось, не «простачок». Поговорили…

Ладно, машину берем. Но остается ощущение: « не то, что бы клиент врет. а не договаривает чего-то».

Машиной занялась молодежь (мои два сына работают со мной). Я был уверен, что разберутся. Если вдруг какие вопросы и возникнут- позовут. Просто для себя отметил, что на СТО, где была машина, работают далеко неглупые ребята. Но они почему-то причину не установили. Через некоторое время я понял, что мои тоже столкнулись с чем-то непонятным.

Уточняю, до чего дошли в поисках неисправности. Ситуация достаточно интересная получалась. Вроде бы все, что должно быть «есть», но не работает. Т.е. «теоретически лошадь, а практически — не везет».

Требую алгоритм по которому действовали, что вызывает у сыновей некоторое раздражение. Услышал примерно следующее: «алгоритм поиска неисправности в данном случае, очень похож на алгоритм поиска и устранения неисправности сливного бачка унитаза».

Прошу уточнить детали.

— двигатель может не заводиться по следующим причинам: отсутствие искры; отсутствие топлива; отсутствие условий для воспламенения смеси ; неисправность ЭБУ

С последним утверждением я бы не согласился, но спорить не стал — не ко времени.

— Топливоподача в норме, система управления работает, катушки управляются, искра есть, форсунки управляются, топливо подается. Метки ГРМ по местам. Компрессия слабовата, но хоть «чихнуть» — то должен. Все.

— Слабовата — это сколько?

— В одном 5, второй чуть больше — 6, третий 4

Компрессометр установлен в один из цилиндров. Предлагаю проверить еще раз.

Крутим стартером, показания — 0. Следующий — 0. следующий -1.5.

— Блин. компрессия только что была! Клапана загнуло! Надо «голову» снимать.

А вот этого как раз я делать и не дам. Рассуждения о том, что «двигатель крутили стартером», что «бензин смыл всю масляную пленку», уровень масла больше верхнего уровня, масло имеет ярко выраженный запах бензина — говорит только о том, что топливо в камере не воспламеняется. И не более того! Это – следствие , но не причина. Здесь скажу честно — я схитрил. Когда заставил повторить замеры компрессии, как бы невзначай положил ладонь на свечную шахту (свечи в которой не было). При следующем замере — прикрыл ладонью дроссель. Третий замер мне уже был не нужен. Было понятно – «механизм ГРМ работает некорректно». Значит так, решение – «метки совместить, клапанную крышку долой».

Мои сыновья чего-то бурчат под нос, но делают. Дальше «картина маслом» — по меткам поршень первого цилиндра находится в ВМТ, а кулачки. впускной готов к открытию клапана, а выпускной закрыт. И опять проявляется возрастной максимализм — «распредвалы снимали, блин, неправильно поставили! А клиент говорил, что только ремень ГРМ меняли. « И опять ошибка. Судя по болтам на крышке механизма VVT, к распредвалам не прикасался никто с момента сборки автомобиля. Снимаем ремень ГРМ. Поршень первого цилиндра — в ВМТ и вращая ключом распредвалы, пытаемся установить кулачки на впуске и выпуске в соответствующее положение.

Естественно, не удается. Но действия и мысли у них уже в правильном направлении. «Неисправность самого механизма VVT». Вот такая простая неисправность. В принципе, обыкновенная «подрезанная» шпонка и выступы ограничителя предела регулирования завели в заблуждение.

Так вот, об ошибках и их причинах. Алгоритм поиска подобных неисправностей в принципе верен. И действуя по нему, мои ребята без моего вмешательства «оживили» не один автомобиль. Я уверен, что нашли бы и эту неисправность, только путь мог оказаться намного длиннее и присутствовали бы лишние телодвижения.

Но подобный подход порождает уверенность, что все неисправности типовые. И это входит в привычку. И неважно, с какой системой это связано. Есть типовые неисправности — они и отрабатываются в первую очередь. Это конечно правильно. Но вот если при отработке типовых ситуаций появляется что-то новое.

Это уже не типовая ситуация. Вот смотрите, мои ребята действовали именно так. Все проверили (думаю по-быстрому), опуская, как в таких случаях водится, «мелочи». Осциллограмму ведь со впуска сняли. Ясно было видно, что ГРМ работает неправильно. Дальше, святое — проверка меток. Совпали. Ну, и. Компрессия — это уже грубая ошибка. Она либо есть, либо ее нет. Вопрос:

Читайте также:  Почему не заводится машина после замены зажигания

«сколько есть и сколько должно быть».

Здесь просто попытались найти удобный вариант для объяснения. И что значит, «вот она была и вдруг пропала»? НЛО, что ли. Так вот, на предыдущих СТО скорее всего дошли до компрессии и совмещенных меток. И выполняли работу не те, кто поопытней. Ситуация-то «типовая».

…Позвонил хозяину, сообщил, что неисправность обнаружена, для устранения необходимо заказать кое-что. В ответ слышу:

— Что, клапана загнуло?

Объясняю, что клапана на этом моторе не гнет, нужна совершенно другая деталь, и снимать головку блока для ее замены совсем необязательно. Мужичок приехал минут через 40, ему все показали. Уезжая, он объяснил причину, почему забрал машину из предыдущих мастерских, не дав ее там ремонтировать. Диагноз был – «загнутые клапана.» Причем однозначный. Наталкивает на мысль, что его ставили стажеры. опытный моторист вряд ли бы, обнаружив отсутствие компрессии и совпадение меток пришел бы к такому выводу. А значит, к типовой ситуации нужно добавить еще и халатность, непоследовательность действий при проведении проверки.

«Типовые» ситуации рассматриваются на многих технических форумах. Почитайте внимательно. И многие из тех, кто работает на СТО, читают подсказки. Заполняя, таким образом, пробелы, вовсе не заботясь о том, что нужно думать и анализировать. Просто заученные ситуации ведут к ошибкам. это обезьяна может запомнить. «Сделала правильно — банан получила».

Ну, а механизм ГРМ — фото.

Метка распредвала стоит так как она должна стоять (крышка снята).

Внутренние метки на шестернях сфотографировать не смог…

Да и вряд ли они нужны.

Кулачки первого цилиндра заняли положение «какое хочу». Если покрутить еще распредвал, положение кулачков изменится. Это к вопросу о компрессии, которая «вроде бы есть, вроде бы нет».

Собственно понятно, если вращать двигатель определенное количество оборотов, в какой — то момент они (кулачки), могут принять положение, соответствующее метке.

При диагностике ДВС (механической его части) используются методы и способы, которые известны с незапамятных времен. И у каждого опытного мастера есть своя «фишка» на тот или иной случай. Но главное даже не техническая оснащенность… Конечно, стетоскопы, осциллографы, датчики давления, пневмотестеры и пр. нужны. И они очень здорово помогают при установлении причины, помогают избежать ненужных разборок ДВС .

Главное — это очень четкое понимание работы самого двигателя, взаимодействия его механизмов. «Что на что» может влиять и «что от чего» зависит.

Вот тогда будет правильный анализ, а соответственно и правильное использование приборов, имеющихся в арсенале. Конечно, для этого нужно читать, смотреть, слушать, думать, находить подтверждение правильности (или ошибочности ) своих выводов. Вот тогда и методика своя появится, и «фишка» будет и не одна. Ну, если для кого-то это трудно — тогда заучивать ситуации.

Честно говоря, написанное должно было закончится на этом. Ведь все ясно. Но оказалось что не совсем так. Клиент, отправленный на поиск нужной детали, вдруг появился буквально через день. Весь сияющий. Я сначала подумал, что человеку повезло, быстро нашел, что искал. Он сразу прошел к моим ребятам и что-то

начал выяснять. Ну, мало ли что…. Однако, буквально через минуту, разговор приобрел более чем оживленный характер. «Это бред всем известной кобылы летним туманным утром.» Это мой младший резюме подвел… Надо вниз спускаться. Внизу сталкиваюсь с сыном, не успеваю рта раскрыть, как он просит:

-Забери его от нас…

Понятно, выполняю. С легкостью увожу клиента к себе. Усаживаю, готов слушать.

— Только не перебивайте меня, я до конца расскажу.

Молчу. Говорит клиент.

— Эта неисправность устраняется легко…за тридцать минут, без всяких запчастей!

— Я тут поговорил с мотористом, он сказал, что кулачки распредвалов нужно поставить «как надо», метки совместить и муфту «прихватить» сваркой к шестерне. И все будет работать. Ну, как решение?

Просто…молчу. Выдерживаю паузу, потому что знаю, что если отвечу сразу, то «кобыла с ее видениями», будет просто детский лепет.

— Телефон моториста есть?

Звоним. Специально ставлю телефон на «громкую», чтобы сидящий рядом слышал и мне не пришлось бы повторяться. Дозвонился. Взаимное приветствие. Задаю вопрос: -«Вы рекомендовали заварить муфту?» Ответ утвердительный, дальше следуют подробные пояснения как это сделать. Выслушиваю и объясняю, что как заварить и чем — не вопрос…вопрос стоит как отреагирует система VVT.. Ответ:- « Заварить! Там вся система из шестерни и муфты состоит… они от давления масла поворачиваются…..»

Всё, перебиваю. Такое слушать никаких нервов не хватит. Говорю:

— Система VVT- это нечто иное. То, что вы предлагаете заварить, является исполнительным управляемым элементом этой системы. ОН включен в механизм газораспределения двигателя. И поворачивая распредвал, изменяет время открытия впускных клапанов, тем самым оптимизируя работу ДВС – при запуске, на холостом ходу, малой, средней и больших нагрузках. Может быть, вы сталкивались с «интеллектуальным масляным насосом», который создает давление нужной величины и в нужных направлениях? Мне такое устройство неизвестно. Так как же быть с системой?

Небольшая пауза… потом «околовозмущенное»:

— Да Я… да Я столько таких моторов столько переделал!…

Разговор обрывает сам клиент, нажав клавишу на телефоне. Уточняю, нужно ли еще что-то пояснять. Оказалось, не нужно. Мужчина оказался толковый. Нет, можно было и заварить… и заставить машину перемещаться, только с большим «Но….».

На мой взгляд – это неплохой пример, к чему приводит подмена, понятий

« изучить, понять,осмыслить» на «подсмотреть, подслушать, запомнить».

Конечно, этот механик ремонтирует машины, наверняка разбирал не один двигатель. Но увидеть новый механизм почти в классическом ГРМ и до сих пор не разобраться что это, для чего и как работает, тем более при таком обилии информации и возможностях как сейчас… Это даже не «хроническое» — это хуже. Глядя на своих сыновей, вижу, что за время работы в Мастерской они «подросли»

— знания появились, опыт, пришла пора самоутверждаться, вот только торопливость с выводами подводит. Но это пройдет.

Хочется ведь «быстро, точно и сразу». А нужно – «быстро, но не торопясь», тогда будет «точно». А вот «сразу» — не всегда.

И дописал я это не для (не ради) того, с кем по телефону говорил. На том СТО — двое молодых пацанов, сразу после колледжа работают. Чему их там научили тема отдельная. А чему научатся — вопрос. Вот для них, и таких как они, сделано сие дополнение…

Дополнительную информацию по проведению ремонта, диагностики, устройству этого автомобиля можно посмотреть:

Книга «Toyota Duet/ Daihatsu Storia&Sirion. Модели 1998-2004»

Маркин Александр Васильевич

Таврово мкр 2, пер. Парковый 29Б

Инструкция по ремонту TOYOTA DUET

Идентификация 3
Технические характеристики двигателей, устанавливавшихся на Toyota Duet / Daihatsu Sirion 4
Сокращения и условные обозначения 4
Общие инструкции по ремонту 4
Точки установки гаражного домкрата и лап подъемника 5
Основные параметры автомобиля 4
Инструкция по эксплуатации Тойота Дуэт 7
Блокировка дверей 7
Одометр и счетчик пробега 8
Тахометр 8
Указатель количества топлива 8
Часы 8
Индикаторы комбинации приборов 9
Стеклоподъемники 10
Световая сигнализация на автомобиле 10
Фальшфейер 11
Капот 11
Задняя дверь 11
Лючок заливной горловины 12
Управление стеклоочистителем и омывателем 12
Выключатель обогревателя стекла задней двери 12
Управление зеркалами 12
Сиденья 12
Ремни безопасности 13
Регулирование высоты точки крепления ремня безопасности (передние сиденья) 13
Детские сиденья 13
Младенцы и дети младшего возраста 14
Подростки 14
Меры предосторожности при эксплуатации автомобилей, оборудованных системой SRS 14
Управление отопителем и кондиционером 15
Магнитола — основные моменты эксплуатации 16
Антиблокировочная тормозная система (ABS) 17
Электронная система распределения тормозных усилий (EBD) 17
Противобуксовочная система (TCS) 17
Система курсовой устойчивости автомобиля (VSC) 18
Управление автомобилем сАКПП 18
Управление автомобилем с МКПП 19
Особенности трансмиссии моделей 4WD 19
Советы по вождению в различных условиях 19
Система «KEY FREE 20
Запуск двигателя 20
Замок зажигания 20
Запуск двигателя 20
Если двигатель не запускается 21
Запуск двигателя (если свечи зажигания «залиты») (бензиновые двигатели) 21
Запуск с помощью добавочной аккумуляторной батареи 21
Неисправности двигателя во время движения 21
Остановка двигателя во время движения 21
Перегрев двигателя 21
Запасное колесо, домкрат и инструменты 22
Поддомкрачивание автомобиля 22
Замена колеса 22
Рекомендации по выбору шин 23
Проверка давления и состояния шин 24
Замена шин 24
Особенности эксплуатации алюминиевых дисков 24
Замена дисков колес 24
Индикаторы износа накладок тормозных колодок 25
Каталитический нейтрализатор и система выпуска 25
Проверка и замена предохранителей 25
Замена ламп 26
Техническое обслуживание Тойота Дует 27
Интервалы обслуживания 27
Моторное масло и фильтр 27
Проверка и замена охлаждающей жидкости 29
Проверка и очистка воздушного фильтра 29
Проверка состояния аккумуляторной батареи 29
Проверка ремней привода навесных агрегатов 30
Проверка свечей зажигания 31
Проверка угла опережения зажигания 31
Проверка частоты вращения холостого хода 32
Проверка давления конца такта сжатия 32
Проверка уровня и состояния рабочей жидкости в АКПП 32
Замена рабочей жидкости в АКПП 33
Замена фильтра АКПП 33
Проверка и замена масла в МКПП и раздаточной коробке 33
Проверка и замена масла в редукторе заднего моста (4WD) 34
Проверка уровня рабочей жидкости гидроусилителя рулевого управления 34
Прокачка системы гидроусилителя рулевого управления 34
Проверка уровня тормозной жидкости 34
Двигатели EJ-DE (1,0 л) и EJ-VE (1,0 л). Механическая часть 36
Зазор в приводе клапанов 36
Ремень привода ГРМ 37
Головка блока цилиндров 39
Силовой агрегат в сборе 43
Впускной коллектор 46
Выпускной коллектор 46
Основные технические данные механической части двигателя 47
Двигатели K3-VE (1,3 л) и K3-VE2 (1,3 л). Механическая часть 48
Зазор в приводе клапанов 48
Цепь привода ГРМ 48
Головка блока цилиндров 50
Распределительные валы 51
Силовой агрегат 53
Воздушный фильтр 55
Впускной коллектор 55
Выпускной коллектор 56
Основные технические данные механической части двигателя 57
Двигатель Tojota Dyet — общие процедуры ремонта 58
Головка блока цилиндров 58
Блок цилиндров 63
Система охлаждения 72
Проверка и замена охлаждающей жидкости 72
Насос охлаждающей жидкости (серия КЗ) 72
Насос охлаждающей жидкости (серия EJ) 72
Проверка 72
Термостат 72
Радиатор 73
Электровентилятор (серия КЗ) 73
Основные технические данные системы охлаждения 74
Система смазки 75
Моторное масло и фильтр 75
Проверка давления масла 75
Масляный насос (серия КЗ) 75
Масляный насос (серия EJ) 76
Масляный поддон (серия КЗ) 78
Масляный поддон (серия EJ) 79
Основные технические данные системы смазки 79
Система впрыска топлива (EFI) 80
Меры предосторожности 80
Система диагностирования 80
Описание 80
Индикатор «CHECK ENGINE» («проверь двигатель») 81
Вывод диагностических кодов 81
Стирание диагностического кода 81
Диагностические коды неисправностей системы управления двигателем 81
Проверка сигналов на выводах электронного блока управления 85
Проверка элементов системы электронного управления двигателем с помощью осциллографа 88
Топливная система 91
Топливный бак (серия EJ) 94
Система подачи воздуха 95
Система электронного управления 97
Система улавливания паров топлива 100
Система зажигания 101
Основные технические данные системы впрыска топлива 102
Система запуска Тоджота Дуэт 104
Стартер 104
Реле стартера 109
Основные технические данные системы запуска 110
Система зарядки 111
Меры предосторожности г 111
Проверки на автомобиле 111
Генератор 111
Основные технические данные системы зарядки 114
Сцепление 115
Педаль сцепления 115
Трос выключения сцепления 115
Сцепление 116
Основные технические данные сцепления 117
Механическая коробка передач 118
Проверка и замена масла в МКПП 118
Снятие коробки передач 118
Замена сальников приводных валов 119
Снятие и установка выключателя фонарей заднего хода 119
Снятие и установка сальника троса привода спидометра 120
Снятие и установка рычага переключения передач 120
Основные технические данные МКПП 120
Автоматическая коробка передач 121
Предварительные проверки 121
Система самодиагностики 121
Проверка элементов электрической части системы управления 123
Система блокировки селектора и ключа зажигания 129
Проверка механических систем КПП 129
Тест на полностью заторможенном автомобиле (stall test) 129
Проверка времени включения передачи 130
Гидравлический тест 130
Дорожный тест 131
Снятие коробки передач 132
Проверка 133
Установка коробки передач 133
Замена сальников 134
Замена сальников входного вала КПП 134
Снятие и установка сальника троса привода спидометра 134
Снятие и установка шлангов охладителя рабочей жидкости 134
Замена фильтра рабочей жидкости 135
Снятие и установка скоростного регулятора 136
Трос блокировки селектора 136
Выключатель запрещения запуска двигателя 137
Основные технические данные АКПП 138
Раздаточная коробка 139
Снятие 139
Установка 139
Карданный вал 140
Снятие и установка 140
Проверка 140
Редуктор заднего моста 141
Измерение предварительного натяга подшипника 141
Замена переднего сальника 141
Проверка и замена масла 142
Основные технические данные редуктора заднего моста 142
Приводные валы 143
Снятие 143
Установка 143
Разборка (2WD модели с МКПП и 4WD) 143
Проверка (2WD модели с МКПП и 4WD) 143
Сборка 144
Разборка (2WD модели с АКПП) 145
Сборка (2WD модели с АКПП) 145
Основные технические данные приводных валов 145
Подвеска 146
Предварительная проверка 146
Проверка и регулировка углов установки передних колес 146
Передняя подвеска 147
Передний амортизатор 147
Нижний рычаг передней подвески 148
Стабилизатор поперечной устойчивости 149
Ступица передней оси 149
Задняя подвеска 151
Задний амортизатор 151
Балка задней подвески (модели 2WD) 152
Задний мост (модели 4WD) 152
Задняя полуось 152
Ступица задней оси 153
Основные технические данные подвески 154
Рулевое управление 155
Предварительные проверки 155
Снятие и установка рулевого колеса 156
Рулевой механизм 156
Насос усилителя рулевого управления 159
Основные технические данные рулевого управления 160
Тормозная система 161
Прокачка тормозной системы 161
Педаль тормоза 161
Проверка и регулировка стояночного тормоза 162
Проверка толщины накладок тормозных колодок 162
Главный тормозной цилиндр 162
Вакуумный усилитель тормозов 163
Регулятор давления 164
Передние тормоза 165
Задние тормоза 166
Стояночный тормоз 167
Антиблокировочная система тормозов (ABS) 168
Описание системы диагностики 168
Проверка системы ABS 168
Сброс кодов неисправности 169
Диагностика датчиков частоты вращения и датчика замедления 172
Снятие и установка модулятора давления 173
Датчики частоты вращения передних колес 173
Снятие и установка датчика замедления 174
Датчики частоты вращения задних колес 174
Проверка цепи ABS 175
Системы улучшения управляемости автомобиля (ABS, TCS и VSC) 176
Проверка систем улучшения управляемости автомобиля 176
Сброс кодов неисправности 177
Диагностика датчиков систем улучшения управляемости автомобиля 180
Модулятор давления 182
Управляющие реле 182
Датчики частоты вращения передних колес 182
Датчики частоты вращения задних колес 183
Датчики давления в главном тормозном цилиндре 183
Проверка цепи ABS 183
Основные технические данные тормозной системы 186
Кузов 187
Передний бампер 187
Задний бампер 187
Регулировка капота 187
Боковые двери 188
Задняя дверь 190
Лобовое стекло 191
Заднее стекло 192
Заднее боковое стекло кузова 193
Панель приборов 193
Отделка салона 196
Основные технические данные кузова 197
Кондиционер, отопление и вентиляция 198
Меры безопасности при работе с хладагентом 198
Вакуумирование, зарядка и проверка системы 198
Зарядка системы 198
Линии охлаждения 200
Снятие фиксатора с трубки 200
Панель управления кондиционером и отопителем 201
Блок кондиционера 202
Блок отопителя 202
Испаритель 202
Компрессор кондиционера и электромагнитная муфта 203
Проверка электрических элементов 203
Основные технические данные системы кондиционирования 204
Система безопасности (SRS) 205
Меры предосторожности при эксплуатации и проведении ремонтных работ 205
Разъемы 205
Диагностика системы 205
Модуль подушки безопасности переднего пассажира 208
Модуль подушки безопасности водителя 208
Основные технические данные системы безопасности (SRS) 209
Электрооборудование кузова 210
Общая информация 210
Реле и предохранители 211
Проверка компонентов 214
Датчик столкновения 214
Датчик скорости и датчик аварийной сигнализации 214
Переключатель управления замком двери водителя 214
Электропривод замка двери 214
Система «KEY LESS 214
Система «KEY FREE 215
Проверка 215
Комбинация приборов 216
Фары и освещение 217
Электропривод стеклоподъемников 218
Электропривод зеркал 221
Навигационная система 222
Основные технические данные системы электрооборудования кузова 224
Схемы электрооборудования (электросхемы) 225
Содержание 254

Читайте также:  Тест драйв шины липучки
Оцените статью