- Этапы капитального ремонта дизельного двигателя
- Когда дизельному двигателю нужен капитальный ремонт?
- Диагностика
- Демонтаж
- Разборка
- Дефектовка
- Процесс ремонта
- Сборка
- Установка двигателя
- Регулировка
- Обкатка
- В заключение
- Важные особенности ремонта дизельного двигателя
- Мифы о дизельном двигателе
- Особенности ремонта дизельного мотора
- Диагностика и ремонт головки
- Ремонт дизельных двигателей
Этапы капитального ремонта дизельного двигателя
В отличие от ремонта бензинового мотора, капитальный ремонт дизельного двигателя значительно сложнее. Основные трудности — в последующих регулировках топливной системы и аппаратуры. Топливная система на дизельных агрегатах представляет собой подкачивающий насос, который забирает горючее из бака, а также ТНВД, задача которого – поднять давление топлива в магистралях подачи и в форсунках, участвующих в процессе непосредственного впрыска в камеры сгорания. Элементы ТНВД требуют профессионального подхода в процессе ремонта и настройки, а вся работа по регулировкам насоса высокого давления осуществляется на специальных стендах. О нюансах капремонта читайте в нашей сегодняшней статье.
Когда дизельному двигателю нужен капитальный ремонт?
Узнать о том, что в ближайшем будущем грозит капитальный ремонт дизельного двигателя, можно по определенным симптомам.
Кроме того, ощутимо снижается мощность мотора – это 15% и более. Снижается максимальная скорость, увеличивается время разгона с места до 100 км в час. Можно наблюдать неравномерную работу в режиме холостого хода, перегревы. В выхлопной трубе можно слышать стуки и шумы. Иногда падает давление масла. Если наблюдаются эти симптомы, то капитального ремонта дизельного двигателя не избежать. И чем раньше начать ремонт, тем дешевле он обойдется в итоге. Ремонтные работы разделены на несколько основных этапов.
Диагностика
Перед непосредственным ремонтом необходимо провести тщательную диагностику. Нужно точно выяснить, что именно мешает нормальной работе дизельного силового агрегата. Первым делом стоит обратить максимум внимания на давление масла и конец такта сжатия. Выяснить это можно по инструкции к мотору. В ней указаны допустимые давления. Если они отличаются, это означает неминуемый ремонт.
Демонтаж
Капитальный ремонт дизельного двигателя лучше осуществлять на снятом моторе. Это даст удобный доступ ко всем агрегатам и узлам. Перед демонтажом нужно слить из двигателя все технические жидкости – масла, антифриз, а также все остальное, что в него залито.
Разборка
После того, как мотор был снят, приступают к его разбору на составляющие. Для этого двигатель очищают от грязи, масла, копоти, песка и других загрязнений. Далее с мотора снимают все навесное оборудование. Это в зависимости от конструкции ГБЦ, поддон картера, топливная система. Нужно учитывать, что ГБЦ должна быть перебрана, а топливную систему необходимо протестировать и лучше всего в комплексе. В ходе разборки нужно тщательно очищать все снятые узлы.
Дефектовка
Это наиболее важный этап капитального ремонта дизельных двигателей авто. Следует выполнять его с высокой точностью. Понадобится специальное оборудование и измерительный инструмент.
Что касается последних (а это микрометры, нутромеры, измерительные щупы), они позволяют выявить степень износа, уровень деформации деталей, а также другие неисправности. На этапе дефектовки тщательно проверяют коленчатый вал. На последнем ищут задиры на шейках вала. Диаметры шеек измеряют в двух плоскостях. Также измеряют биение шеек, проверяют маховик и коленчатый вал. Проверяют наличие осевых люфтов коленчатого вала в блоке цилиндров. На этапе дефектовки также выясняют отклонения от размеров и геометрических характеристик в цилиндрах. В парах трения промеряют зазоры, а также размеры всех трущихся поверхностей. Проверяют наличие трещин и других дефектов на корпусных деталях.
Процесс ремонта
После дефектовки начинается непосредственно ремонт. В ходе капитального ремонта легковых дизельных двигателей и моторов грузовиков осуществляется восстановление плоскостей на ГБЦ и блоке цилиндров, меняются коренные и шатунные вкладыши.
Нередко блок цилиндров в связи с большим износом отправляют на гильзовку или расточку. Затем шлифуют коленчатый вал до одного из ремонтных размеров. Подбирают поршни под соответствующий ремонтный размер.
Сборка
Перед сборкой специалисты тщательно удаляют всю грязь и жидкости. Если будут устанавливаться новые детали, их обязательно смазывают. Любые работы по сборке производят строго по заводской документации – там указаны моменты затяжки деталей и узлов.
Установка двигателя
Этот процесс начинается с установки на агрегат фильтров. Затем мотор устанавливают в автомобиль, подключают все необходимые блоки. Далее в него заливаются все жидкости.
Регулировка
В ходе регулировки выполняется настройка всех его систем, количества оборотов.
Обкатка
После монтажа мотора, его проверки и первого запуска стоит помнить определенные правила, ведь дизельный двигатель после капитального ремонта требует к себе особого отношения. Не рекомендуется эксплуатировать его на максимальных нагрузках. Обязателен прогрев перед началом движения. После того, как мотор проехал две тысячи километров, меняют масло и только тогда можно полностью эксплуатировать двигатель.
В заключение
Итак, мы выяснили, как производится капитальный ремонт дизельного двигателя авто. Как видите, при помощи данной операции можно подарить мотору вторую жизнь.
Важные особенности ремонта дизельного двигателя
Статья о нюансах ремонта дизельного двигателя: мифы о дизеле, особенности, диагностика ГБЦ и другие важные моменты. В конце статьи — видео о ремонте дизельного агрегата.
Содержание статьи:
- Мифы о дизельном двигателе
- Особенности ремонта дизельного мотора
- Диагностика и ремонт головки
- Видео о ремонте дизельного мотора
Что самое важное при ремонте дизельных моторов? Чистота сборки, точная балансировка хода поршня, четкость при затяжке крепежа и использование сертифицированных деталей. Это первое, что отмечают все практикующие автомеханики, специализирующиеся на ремонте именно дизельных агрегатов.
Мифы о дизельном двигателе
Дизельные моторы окружены большим количеством выдумок, которые развеиваются всеми владельцами «солярного чуда» — вот некоторые из них
- Дизель имеет очень большой ресурс. Действительно, ресурс дизельного мотора на грузовике нельзя было сравнивать с бензиновым мотором. В то время, как бензиновый двигатель отправляли на второй капитальный ремонт или на переплавку, дизельный агрегат только заканчивал срок свой эксплуатации.
В легковых автомобилях ресурс дизельного двигателя и бензинового практически одинаков — здесь о преимуществе говорить не приходится.
Экономия на топливе нивелируется эксплуатационными затратами. И в этом случае преимущество дизелей перед бензином минимально.
Особенности ремонта дизельного мотора
С первой минуты появления дизельного двигателя, пришедшего как альтернатива бензиновому для легковых автомобилей, не прекращаются споры о том, какой силовой блок лучше. Мнение водителей-профессионалов с большим стажем работы, которые утверждают, что моторы, как дизель, так и бензин не должны сравниваться по техническим характеристикам, в расчет не берутся.
Ремонт дизельных моторов отличается от бензиновых тем, что всегда используется специальное оборудование и тестовые стенды от производителя. Если бензиновый мотор можно перебрать в гараже, то дизельный агрегат в домашних условиях можно только диагностировать.
Во время диагностики главное внимание уделяется измерению давления в цилиндре на такте сжатия и давлению моторного масла.
Разборка мотора происходит на стенде. После демонтажа с автомобиля сливаются все рабочие жидкости. Если силовой блок вынимается вместе с коробкой передач, отсоединяются: проводка, воздухоотводы, ГУР, топливные патрубки, воздушный и масляной фильтр, трос газа, гидротрансформатор.
Все демонтированные узлы с мотора моются или вручную или в пескоструйной машине и проверяются на степень износа.
Для дизельных двигателей главной особенностью остается ремонт головки блока цилиндра и правильный подбор прокладки ГБЦ.
Диагностика и ремонт головки
После разборки двигателя перед чисткой детали мастер осматривает ГБЦ на предмет трещин. Чаще всего, трещины в детали появляются в промежутке между клапанами. Далее ремонт двигателя происходит по этапам:
- Осмотр кромки клапана. В зависимости от марки авто, производитель устанавливает индивидуальные размеры для кромки клапана. Минимально допустимая — 0,5 мм. Если кромка отсутствует, клапан проваливается, происходит быстрое и неравномерное истирание фаски клапана.
При работе двигателя на холостом ходу будет заметно недостаточное уплотнение детали. Для устранения недостатка или перешлифовывается фаска, или меняется клапан.
Трещины в головках дизельных агрегатов чаще всего диагностируются у моторов серии Toyota 2L-T. При этом если седло клапана выпадает из головки, мастера рекомендуют не использовать старое седло, менять головку полностью.
Шлифовка ГБЦ. После шлифовки деталь проверяется на кривизну на специальном стенде. В некоторых СТО проводят измерение на кривизну перед шлифовкой — это прописано в правилах по ремонту, рекомендованных производителем дизельных моторов. Допустимое искажение — 0,1 мм.
Промывка головки и продувка сжатым воздухом.
Контроль клапана. Допустимый износ стержня по диаметру — не более 0,1 мм. Если износ клапана больше, деталь подлежит замене, в противном случае клапан прогорит.
Проверка фаски, контактного кольца.
Еще одной особенностью при ремонте дизельного двигателя называют замену прокладки ГБЦ. Если вовремя не заменить прокладку, водителю гарантированно понадобится ремонт всего силового блока. Прокладка используется как уплотнитель для:
- охлаждающей системы мотора;
- газораспределительного узла;
- системы подачи масла.
Замена прокладки необходима при любом ремонте двигателя и в случае, если наблюдаются:
- Следы подтекания моторного масла или охлаждающей жидкости на месте соединения головки и блока.
- Если на масляном щупе при проверке уровня масла заметны следы охлаждающей жидкости в масляном бачке.
- Белый дым при выхлопе (минуты прогрева авто зимой в расчет не берутся).
- В радиаторе заметны пятна масла или пузырьки газа.
Провести замену прокладки можно самостоятельно, если использовать сертифицированную деталь из ремкомплекта.
Ремонт дизельного двигателя, как и бензинового, требует аккуратности и тщательного соблюдения норм при затяжке креплений. В дизелях нельзя перекручивать болты или недостаточно их затягивать. Точность хода поршня, четкость затяжки крепежа — все это влияет на общее состояние мотора.
Сложность самостоятельного ремонта и диагностики очевидна, не у каждого водителя есть в наличии аппарат СОМАТ для ультразвуковой чистки деталей, стенд для разборки мотора (использовать подручные материалы не получится) и т. д. Поэтому для ремонта мотора следует искать профессионального автослесаря и надежное СТО.
Видео о ремонте дизельного мотора:
Ремонт дизельных двигателей
Дизельные моторы распространены не столь широко, как бензиновые, что не лучшим образом сказалось на их техобслуживании. Найти специалиста, осуществляющего качественный ремонт дизельных двигателей, порой довольно сложно, а самостоятельно выполнить многие виды работ по ремонту не представляется возможным. Автовладельцам нелишним будет знать все тонкости ремонта дизелей и их отличия от бензиновых моторов.
Принцип работы дизельных моторов
Принцип работы дизельных двигателей существенно отличается от бензиновых: нет привычных для многих водителей свечей зажигания, и максимальные обороты мотора ниже.
Воспламенение горючей смеси в дизельных ДВС происходит в результате её самодетонации — это стало возможным благодаря увеличенной степени сжатия поршневой. При достижении поршня верхней точки, находящийся в цилиндрах воздух нагревается до 900 градусов, и попадающее уже после его разогрева топливо самовозгорается, что делает использование свечей зажигания ненужным.
Однако, в дизельных моторах существуют свечи накаливания, позволяющее предварительно разогреть воздух в камерах сгорания, что облегчает запуск мотора в холодное время года.
Высокие моющие и смазывающие качества солярки способствует более долгой эксплуатации поршневой группы без необходимости проводить капитальный ремонт двигателя, но дизельный мотор подвержен ряду других неисправностей, связанных с особенностями его работы.
1. Работа на более высоких температурах создаёт риск перегрева мотора. 2. Дизель очень чувствителен к топливу — некачественная солярка может быстро «убить» мотор. 3. При низких температурах завести дизель порой довольно проблематично. 4. Солярка, в отличие от бензина, при крайне отрицательных температурах густеет, что делает дальнейшую эксплуатацию авто невозможной. 5. В силу особенностей конструкции работа мотора на больших оборотах чревата его выходом из строя.
Помимо этого, дизельные моторы требуют более частого технического обслуживания, в отличие от бензиновых, при этом стоимость работ обычно гораздо выше.
Преимущества и недостатки дизельных ДВС
Работа дизеля сопровождается повышенным уровнем шума и вибраций. Современные моторы практически избавились от подобной проблемы, но малейшая неисправность топливной системы сразу даст о себе знать в виде стука мотора и его тряски, чувствующихся даже в салоне.
К недостаткам дизелей можно отнести следующее:
низкая мощность, в сравнении с бензиновыми моторами равного объёма; большая масса двигателя; необходимость в частом техническом обслуживании; сложности при зимней эксплуатации.
Однако, положительных сторон у дизельного мотора существенно больше:
одинаковая мощность вне зависимости от оборотов двигателя. Говоря простым языком, дизель отлично «тянет» даже на низких оборотах, в то время как бензиновый двигатель для выхода на максимальную мощность необходимо как следует раскрутить; меньший расход топлива. Экономия составляет порядка 15–20%, но всё увеличивающаяся стоимость солярки в ближайшем будущем скоро уравняет расходы на топливо для всех типов двигателей; дизельные ДВС более экологичны, чем бензиновые, при условии исправно работающей топливной аппаратуры; детали дизельного ДВС меньше подвержены износу; отсутствие системы зажигания делает некритичным даже попадание в моторный отсек воды.
Новые разработки, активно используемые ведущими автопроизводителями, всё больше повышают эксплуатационные качества мотора, но также делают его значительно сложнее, в результате чего у автовладельцев возникают определённые трудности в нормальном техническом обслуживании и ремонте.
Слабые места дизелей: турбонагнетатель
Одно из наиболее слабых мест любого дизельного двигателя — турбина. Благодаря ей удаётся значительно повысить мощность мотора — турбокомпрессор загоняет больше воздуха в камеры сгорания, позволяя «снимать» с двигателя больше мощности, не увеличивая его объем. Турбина приводится в движение выхлопными газами автомобиля, температура которых достигает до 800 градусов.
Сложные условия эксплуатации становятся причиной следующих проблем с турбинами:
1. Расход масла. Особенно эта болезнь наблюдается у моторов с интеркулерами. Долгая работа двигателя на холостых оборотах (соответственно, при низком давлении масла), приводит к выдавливанию масла из-под специальных шайб через интеркулер во впускную систему. Попадая в камеры сгорания, моторное масло значительно уменьшает ресурс двигателя. 2. Повреждение крыльчатки. Обычно это является следствием неквалифицированного ремонта или технического обслуживания дизельного ДВС — даже пластиковая деталь, попавшая в выхлопную систему, способна сломать одну из лопастей крыльчатки турбины. В результате этого нарушается её балансировка, что приводит к быстрому разрушению турбокомпрессора без возможности восстановления. 3. Выход из строя подшипника и втулки. Сопровождается стуками, гулом турбины, является следствием использования некачественного масла или отсутствием контроля за его уровнем.
Следует помнить, что ремонт турбин дизельных двигателей является довольно сложной процедурой, и далеко не каждая компания за это берётся. В среднем, продолжительность работы турбокомпрессора составляет 100–150 тысяч километров, в дальнейшем требуется его замена или же ремонт.
Проблемы с системой подачи топлива
Топливная аппаратура дизеля — своеобразный аналог системы зажигания в бензиновом двигателе, отвечающего за своевременную подачу напряжения на каждую свечу. Аппаратура обеспечивает подачу топлива в цилиндры, и малейшая ошибка приводит к невозможности завести двигатель или его неустойчивой работе. Ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей осуществляет ограниченное количество организаций, по причине высокой сложности проводимых работ и необходимости в специальном оборудовании.
Также нередко неисправности могут возникнуть в следующих компонентах топливной системе: форсунках и ТНВД (топливном насосе высокого давления). Ремонт форсунок для дизелей можно выполнить на большинстве СТО в Москве, работающих с дизелями, но ремонт ТНВД осуществляют довольно мало компаний.