Ремонт деталей машин пайкой

Восстановление деталей пайкой

Пайкой (паянием) называют процесс получения неразъемного соединения металлов, находящихся в твердом состоянии, при помощи расплавленного промежуточного (вспомогательного) металла или сплава, имеющего температуру плавления ниже, чем соединяемые металлы.

При ремонте автомобильной техники пайку применяют для устранения трещин и пробоин в радиаторах, топливных и масляных баках и трубопроводах, приборах электрооборудования, кабин, оперения и т.д.

Пайка как способ восстановления деталей имеет следующие преимущества:

· простота технологического процесса и применяемого оборудования;

· высокая производительность процесса;

· сохранение точности формы, размеров и химического состава деталей;

· простота и легкость последующей обработки;

· небольшой нагрев деталей (особенно при низкотемпературной пайке);

· возможность соединения деталей, изготовленных из различных металлов;

· достаточно высокая прочность соединения деталей;

· низкая себестоимость восстановления деталей.

Основной недостаток пайки – некоторое снижение прочности соединения деталей по сравнению со сваркой.

В зависимости от требований, предъявляемых к соединению (в основном по прочности), различают мягкую и твердую пайку.

Мягкую пайку осуществляют легкоплавкими припоями, представляющими собой сплавы на оловянной и свинцовой основах и имеющими температуру плавления ниже 450 0 С.

При твердой пайке применяют тугоплавкие припои с температурой плавления выше 450 0 С, преимущественно медно-цинковые и алюминиевые.

К припоям предъявляются следующие основные требования:

· температура плавления ниже, чем у соединяемых металлов;

· высокая жидкотекучесть и хорошая смачиваемость соединяемых поверхностей;

· достаточно высокая прочность и пластичность шва;

· высокая коррозионная стойкость в паре с паяемыми металлами;

· коэффициент теплового расширения должен быть близок к коэффициенту линейного расширения основного металла.

Наиболее распространенными в ремонтном производстве являются оловянно-свинцовые (мягкие) припои ПОС-18, ПОС-30, ПОС-40, ПОССу30-0,5, ПОССу50-0,5, ПОССу18-2, ПОССУ40-2 и другие, имеющие температуру плавления 200…280 0 С (временное сопротивление разрыву 35…45 МПа, твердость НВ 12…14) и применяемые для пайки радиаторов, карбюраторов, топливных трубопроводов, электроаппаратуры. Первая цифра в обозначении припоя указывает на содержание в нем олова, вторая – на предельное содержание сурьмы, остальное свинец.

Тугоплавкие (твердые) припои применяют для получения прочных соединений деталей, выдерживающих высокую температуру и не подвергающимся в процессе работы ударным вибрационным и изгибающим нагрузкам. Этим требованиям удовлетворяют припои ПМЦ36, ПМЦ48, ПМЦ54 с содержанием меди соответственно около 36, 48 и 54 %, остальное — цинк. Температура полного расплавления припоев 825…880 0 С, твердость НВ 90…130, временное сопротивление разрыва 210…250 МПа. Припой ПМЦ54 применяют для пайки медных, бронзовых и стальных деталей. ПМЦ48 – для деталей из медных сплавов с температурой плавления выше 900 0 С, а ПМЦ36 — для пайки латуни. В случае, когда паяное соединение должно обладать высокой прочностью и хорошей сопротивляемостью ударным и изгибающим нагрузкам, применяют припои – латунь Л63 и Л68. Для пайки деталей из алюминия используют припои на его основе или тройные сплавы, содержащие меди 22…29 %, кремния 5,5…7,5 %, остальное алюминий.

Для предохранения поверхности металла и расплавленного припоя от окисления в процессе пайки применяют флюсы, которые предназначены — растворять и удалять окисные пленки, уменьшать поверхностное натяжение, улучшать смачиваемость и растекание расплавленного припоя. Температура плавление флюса должна быть несколько ниже, чем — припоя.

В качестве флюсов при мягкой пайке применяют хлористый цинк, хлористый аммоний или их смесь. Для устранения коррозии паяемого соединения, особенно при пайке меди, применяют флюсы – канифоль, воск, вазелин, не содержащие кислот. При пайке твердыми припоями в качестве флюсов применяют буру и смеси ее с борной кислотой и борным ангидридом.

Читайте также:  Лучшие антикоры для обработки днища автомобиля

Подготовка деталей к пайке заключается в механической очистке поверхности от грязи, окислов и ржавчины и их обезжиривании бензином или керосином, в горячих щелочных растворах или электрохимическим способом.

Технологический процесс паяния состоит из следующих операций:

· механической (шабером, напильником, шлифовальной шкуркой) или химической очистки;

· нагревания (паяльником, паяльной лампой, газовой горелкой и др.);

· предварительного облуживания припоем (тем же, какой применяется и для последующей пайки) для повышения прочности и плотности спая;

· скрепления мест для спаивания, покрытия их флюсом и нагревания. Детали скрепляют, чтобы места соединений не расходились при небольших механических воздействиях, например при наложении паяльника. Промежуток (зазор) между двумя соединяемыми поверхностями не должен превышать 0,1…0,3 мм для образования капиллярных сил, способствующих засасыванию припоя на значительную глубину от кромки;

· введение (расплавленного) припоя, его расплавление и удаление излишков припоя, а также остатков флюса.

Для проведения процесса пайки в подвижных ремонтных мастерских войскового звена имеется пост медницких работ.

Восстановление деталей автомобилей пайкой

Описание процесса и основных преимуществ пайки деталей. Классификация и характеристика деталей автомобилей, подвергающихся герметическому соединению. Особенности применения пайки при устранении дефектов и восстановлении деталей из чугуна и алюминия.

Рубрика Производство и технологии
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.05.2014
Размер файла 15,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Детали, восстанавливаемые пайкой

2. Устраняемые дефекты

3. Технология восстановления деталей

1. Детали, восстанавливаемые пайкой

восстановление деталь авто пайка

Основные детали автомобилей, подвергающиеся пайке: задняя, верхняя и передняя крышки коробки передач автомобиля, картер механизма рулевого управления автомобиля, ступицы колес автомобилей и др.

Пайку легкоплавкими припоями применяют при ремонте радиаторов, топливных баков, генераторов, электропроводов и др.

Контакты реле-регуляторов, прерывателей припаивают серебряными или медными припоями электро-контактным способом.

Мягкими припоями паяют бензобаки, водяные и масляные радиаторы, электропровода.

2. Устраняемые дефекты

Пайкой называется процесс получения неразъемного соединения или герметичного соединения при помощи присадочных материалов — припоев.

При ремонте автомобилей пайку применяют для устранения трещин и пробоин.

В деталях возникают следующие дефекты: задняя крышка коробки передач автомобиля имеет прилив, в который запрессовывают палец крепления рычага центрального тормоза. Около 10% деталей поступают в ремонт с обломами приливов. В верхней крышке коробки передач наиболее распространенный дефект — износ резьбы головки и фасонной расточки под шаровую опору рычага переключения передач около отверстия под фиксатор рычага. Восстановлению подлежат 26—30% крышек с такими дефектами.

В ступицах колес изнашиваются гнезда подшипников, возникают трещины на ребрах жесткости и галтелях приливов под болты крепления дисков колес.

В картере рулевого механизма основной дефект — облом прилива под сальник вала рулевой сошки (12% деталей, поступающих в ремонт).

Микрометраж и исследование ремонтного фонда выявили, что имеется большое количество чугунных деталей, например корпусов коробок передач, задних мостов тракторов, всевозможных картеров, крышек, и т. п. с дефектами в виде трещин, обломов, износами посадочных мест под подшипники и т. д.

3. Технология восстановление деталей пайкой

Читайте также:  Клиренс машины киа соул

Перед пайкой проводят предварительную зачистку поверхностей до металлического блеска. Однако на воздухе поверхности окисляются, а при нагреве процесс окисления усиливается. Поэтому необходима очистка от окислов соединяемых поверхностей в процессе пайки. Она достигается с помощью флюсов, которые раскисляют окислы и способствуют очистке от образующихся загрязнений.

При пайке основной металл детали не плавится. Надежность соединения обеспечивается за счет диффузии припоя в металл и зависит от правильного подбора флюса и припоя, тщательности очистки поверхности и наличия минимального зазора в стыке соединенных деталей.

В зависимости от температуры плавления припои делятся на мягкие и твердые: мягкие припои имеют температуру плавления до 300 °С, а твердые — 800 °С и выше.

Пайка мягкими припоями может обеспечить герметичность шва и электрический контакт, однако дает невысокую прочность соединений.

Из мягких припоев чаще всего применяют ПОС-40, ПОС-З0, ПОС-18. Числа 40, 30, 18 указывают содержание олова в процентах. Кроме олова в состав этих припоев входит 1,5 -2,5% сурьмы, остальное — свинец. При пайке мягкими припоями стальных и алюминиевых изделий применяют флюсы: хлористый цинк, нашатырь, стеорин, а для меди, бронзы и латуни — канифоль. Хлористый цинк образуется при растворении цинка в технической соляной кислоте. Мягкими припоями паяют при помощи паяльников, которые нагреваются в печах, горнах, паяльными лампами или электрическим током. Рабочая часть паяльников делается из чистой меди. Формы, размеры и вес паяльников зависит от конфигурации и массы паяемой детали.

Когда от соединения требуется высокая механическая прочность и герметичность, детали паяют твердыми припоями. Для пайки стали, чугуна, бронзы, латуни в ремонтной практике широко применяются медно-цинковые припои ПМЦ-36, ПМЦ-48, ПМЦ-54, имеющие температуру плавления 840-890°С.

Числа, стоящие в обозначении припоя после букв (36, 48, 54), указывают процентное содержание меди в припое, остальное — цинк.

Для пайки контактов прерывателей и реле-регуляторов применяют серебряные припои ПСР 25, ПСР 45, ПСР-70.

Числа, стоящие после буквенного обозначения, соответствуют процентному содержанию в припое серебра. Другими основными составляющими серебряных припоев являются медь и цинк.

При пайке твердыми припоями зазоры в местах стыка не должны быть более 0,1мм. В качестве флюсов для пайки твердыми припоями применяют буру или смесь буры с борной кислотой.

Подготовленную к пайке поверхность обмазывают флюсом, нагревают паяльной лампой или газовой горелкой до температуры плавления припоя и вводят припой.

Чугун. Чтобы запаять трещину или иной дефект в чугунной детали мягким припоем, производят тщательную механическую очистку места паяния и хорошо смачивают его соляной кислотой. Затем это место обрабатывают водным раствором хлористого цинка, посыпают порошком нашатыря (хлористого аммония) и подогревают паяльником или паяльной лампой. Нагревать место пайки надо до тех пор, пока не станет плавиться поднесенный к нему припой. Тогда натирают припоем место спайки и сейчас же протирают его порошком нашатыря, нанесенного на густую металлическую щетку или паклю. Эта операция — предварительное лужение перед паянием. Пока деталь еще горячая, запаивают трещины или иные дефекты паяльником, перемещая его от одного конца трещины к другому. Если припой не проходит в трещину, необходимо с обоих краев ее снять небольшую фаску, вылудить это место и снова произвести паяние. Излишек припоя снимается шабером или напильником.

Алюминий. Для паяния алюминия на паяльник надевают рифленый наконечник (рабочая часть его пропилена трехгранным напильником). Насадку изготовляют из стали и закаливают, с тем чтобы зубцы не срабатывались. Насадку вытачивают на токарном станке, и ее конец спиливают. Трубку насадки пропиливают ножовкой на четыре части, это создает пружинистость насадки, и она плотно вставляется в рабочую часть обычного паяльника. Диаметр отверстия в насадке высверливают в соответствии с диаметром рабочего конца паяльника.

Читайте также:  Высота колеса автомобиля белаз

Места спая тщательно очищают до блеска, на зубчики насадки берут расплавленную канифоль и наносят на спаиваемое место. Когда в процессе облуживания канифоль начнет покрывать алюминий, паяльник короткими движениями передвигают взад и вперед, и зубцы будут скоблить металл. Таким методом очищают всю поверхность места спая, после чего обслуживают очищенные места. Затем приступают к паянию. Для этого берут на паяльник каплю олова, предварительно посыпанную канифолью, и подносят к обслуженному месту. Если оно шероховатое, то паяльником снимают эту шероховатость, которая представляет собой пористое олово, смешанное с частичками окиси алюминия, образующейся из-за недостатка флюса. Предварительно на место спая насыпают канифоль, берут на паяльник каплю олова и наносят на спаиваемый шов. Как только олово смочит место спая, паяльник снимают с металла. Затем паяние производят вторично, для этого место спая снова посыпают канифолью.

При паянии алюминия, особенно в процессе его лужения, паяльник следует хорошо разогреть и длительное время держать на одном месте и после прогрева металла медленно водить по спаиваемому шву.

Для паяния алюминиевых сплавов рекомендуются припои ПОС-50 и ПОС-90. Флюсом служит минеральное масло (особенно рекомендуется оружейное). Предварительно на спаиваемые швы наносят флюс и затем зачищают места пайки. Паяние ведут мощным, хорошо прогретым паяльником. Перед началом паяния металл следует хорошо прогреть. Для паяния алюминиевых сплавов выпускается и специальный припой П-250А, он состоит из 80 % олова и 20 % цинка. Флюсом служит смесь йодида лития (2. 3 г) и олеиновой кислоты (20 г). Перед работой паяльник необходимо облудить указанным припоем, пользуясь канифолью. Спаиваемые поверхности очищают от остатков флюса марлевым тампоном, смоченным в ацетоне.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Подготовка деталей к пайке. Активация паяемых поверхностей. Инфракрасное излучение, бесконтактный нагрев деталей в различных средах. Удаление оксидных пленок в процессе пайки. Ультразвуковая и лазерная пайка. Конечная структура, состав паяного соединения.

реферат [751,2 K], добавлен 11.12.2008

Характеристика узла с точки зрения износа. Определение допустимых величин и размеров изношенных поверхностей деталей, поступающих на восстановление. Определение величины наращиваемого слоя при восстановлении деталей. Расчет себестоимости восстановления.

курсовая работа [3,8 M], добавлен 23.01.2013

Причины износа и разрушения деталей в практике эксплуатации полиграфических машин и оборудования. Ведомость дефектов деталей, технологический процесс их ремонта. Анализ методов ремонта деталей, обоснование их выбора. Расчет ремонтного размера деталей.

курсовая работа [2,3 M], добавлен 10.06.2015

Характеристика и основные принципы, положенные в основу восстановления деталей с помощью пластических деформаций. Способы обработки деталей пластическим деформированием, составление их технологии и схемы, влияние на структуру и свойства металла.

реферат [2,0 M], добавлен 29.04.2010

Классификация механизмов, узлов и деталей. Требования, предъявляемые к машинам, механизмам и деталям. Стандартизация деталей машин. Технологичность деталей машин. Особенности деталей швейного оборудования. Общие положения ЕСКД: виды, комплектность.

шпаргалка [140,7 K], добавлен 28.11.2007

Основные показатели долговечности. Виды ремонтов, их назначение. Долговечность деталей двигателей внутреннего сгорания и других машин, способы ее повышения. Методы и средства улучшения надежности деталей. Процесс нормализации или термоулучшения.

реферат [72,2 K], добавлен 04.05.2015

Характеристика взрывных процессов формообразования деталей. Электроимпульсная и электромагнитная штамповка. Номенклатура трубчатых деталей ГТД. Технология процесса и изготавливаемых типовых деталей. Оборудование для взрывного формообразования.

дипломная работа [3,1 M], добавлен 07.02.2008

Оцените статью