Ремонт автомобиля с использованием своих запчастей

Учёт запчастей в деятельности автосервиса на ПСН.

Есть небольшой автосервис по ремонту автомобилей. ИП на патенте. Отдельно магазина по реализации запчастей нет, также как нет и розничной торговли. Запасные части используются только при осуществлении ремонта автомобиля. Необходим ли учёт этих запчастей в целях налогообложения по какой либо другой системе налогообложения (раздельный учёт запчастей по УСН) и считается ли это торговлей запчастями, если в заказе-наряде фигурирует только услуга (например: ремонт кпп или установка автосигнализации)? Допустимо ли такое ведение деятельности с использованием исключительно ПСН?

По общему правилу выполнение работ по ремонту и ТО А/М должно выполняться с использованием его собственных запчастей и расходных материалов, если иное не прописано в договоре (ст. 704 ГК РФ, ст. ст. 34, 39 Закона № 2300–1, п. 16 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290).

Исполнитель, осуществляющий ремонт и техобслуживание автотранспорта обязан выделять отдельной строкой стоимость заменяемых запчастей и расходных материалов (пп. «ж» п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств).

Следовательно, использование запчастей и расходных материалов осуществляется в рамках выполнения работ по ремонту (техобслуживанию) и не является торговой деятельностью.

Актуальная позиция Минфина РФ и судов:

Если замена запчастей и расходных материалов, включая их стоимость, предусмотрена договором на оказание услуг по ремонту и техобслуживанию, то использование указанных материалов является частью услуги по ремонту, а не торговлей. При этом не имеет значения, выделена стоимость запчастей и расходных материалов отдельной строкой в договоре или нет.

В данном случае запчасти, которые принадлежат исполнителю (подрядчику) и используются им при ремонте (техническом обслуживании) автомототранспорта в рамках договоров об оказании услуг, не признаются товаром.

ПСН может применяться как для деятельности по ремонту автомобилей, так и для розничной торговли, есл площадь торгового зала не превышает 50 кв.м.

В связи с этим ПСН вы применять можете. Если захотите все же торговать запчастями, не забудьте добавить соответствующий ОКВЭД.

Применяя ПСН, Ваша сумма налога к уплате не зависит от реального дохода, поэтому учет запчастей для налоговых целей не требуется.

Руководитель налоговой практики юридической компании Лекс Альянс

Имеет ли право страховая ремонтировать авто б/у или неоригинальными запчастями?

  1. Первое правило потерпевшего по ОСАГО – внимательно читать заявление. Если вы сами не дадите согласие на использование б/у деталей, то страховщик не имеет право ремонтировать автомобиль таковыми.
  2. Тем не менее, закон 2021 года позволяет страховой организации использовать неоригинальные запчасти при ремонте. Это касается чаще всего автомобилей старше 2 лет.
  3. А вот бывшие в употреблении детали кузова, узлы и другие компоненты законодательство применять запрещает прямо.
  4. Но есть способы, хотя и не 100-процентные, заставить страховую компанию применять только оригинал.

Споров между страховыми компаниями и потерпевшими в ДТП автовладельцами в 2021 году превеликое множество. И чаще всего причиной таковых служит требование доплаты страховщиком при выдаче направления на ремонт автомобиля. Но в случае вашего несогласия на доплату вам могут указать, что тогда использоваться будут не новые детали или запчасти-аналоги заводских. Имеет ли право страховая компания по закону использовать при ремонте неоригинальные или б/у комплектующие? Давайте разбираться!

Закон 2021 года о ремонте по ОСАГО

Итак, сначала перечислим основные постулаты действующего законодательства о страховании и выясним важные тонкости направления на ремонт, потому как их необходимо знать, а неисполнение страховщиком своих обязанностей может повлечь дополнительные «бонусы» для потерпевшего.

  • Срок выдачи направления, равно как и выплаты, составляет 20 дней, кроме праздничных нерабочих; за каждый день просрочки «капает» по 1% неустойки (нужно подавать отдельное требование о возмещении) – п.21 статьи 12 ФЗ-40.
  • Срок самого ремонта – 30 дней; за нарушение этого срока неустойка составляет 0,5% (п.15.2 статьи 12).
  • Для автомобилей не старше 2 лет – ремонт только у официального дилера (абзац 4 пункта 15.2 статьи 12).
  • Дальность ближайшего автосервиса – не более 50 км или транспортировка машины силами страховой (абзац 2 пункта 15.2 статьи 12).
  • Требование доплаты за ремонт – только в случае письменного согласия потерпевшего (последний абзац п.17 и абзац 2 пункта 19 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО).
Читайте также:  Рено дастер рестайлинг чип тюнинг

Есть ещё целый ряд более незначительных требований к восстановительному ремонту по ОСАГО, но они менее распространены. Чаще всего нарушаются сроки и требование доплаты за ремонт.

Можно ли использовать б/у запчасти?

Нет. Это в 2021 году прямо запрещено законодательством. Конкретно пункт 15.1 статьи 12 ФЗ-40 запрещает использование запчастей и деталей и узлов с пробегом, бывших в употреблении, при ремонте автомобиля по страховке ОСАГО.

При проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 15.2 и 15.3 настоящей статьи не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.

Важно обратить внимание на последнее предложение в цитате. Вы сами могли неосознанно согласиться на использование б/у запчастей при ремонте, и тогда страховая компания имеет полное право чинить машину ими, если вы невнимательно читали заявление о страховом возмещении, подписывая его.

Очень часто страховые включают (иногда мелким шрифтом) пункт о согласии на использование б/у деталей в заявлении ещё на этапе подачи документов, где прямо нужно отказаться от этого, поставив галочку в соответствующем поле. Иначе согласие дано.

То есть это поле выглядит, например, так:

Подписью в настоящем заявлении даю согласие на использование бывших в употреблении запасных частей при осуществлении ремонта транспортного средства (и ниже стоит галочка «отказываюсь от данного пункта»)

Будьте бдительны, иногда аналогичное поле может быть и в отношении согласия с доплатой на ремонт.

Ваша задача – отметить галочку о несогласии или иным образом указать это (зачеркнуть и подписать «на использование б/у запчастей согласие не даю»).

Таким образом, страховая компания и автосервис от неё не имеют право при ремонте пользоваться:

  • б/у запчастями для восстановления автомобиля,
  • двигателем, коробкой передач и другими узлами и агрегатами, снятыми с других автомобилей или контрактными агрегатами,
  • аналогично оставшимися от других отремонтированных машин б/у деталями кузова или несущей части и любыми другими компонентами, относящимися к автомобилю, в том числе дополнительным оборудованием (магнитола, гаджеты и прочее).

Имеет ли право страховщик ремонтировать неоригинальными деталями?

А вот на этот вопрос ответ уже, к сожалению, утвердительный для большинства случаев ремонта. Почему может? Да потому что прямого запрета в законе об ОСАГО по состоянию на 2021 год нет. Есть только требование вернуть машину к состоянию, в котором она была до ДТП (пп. «б» п.18 ст. 12 ФЗ-40).

Более того, единая методика расчёта имеет вполне себе заниженные цены на новые запчасти для автомобиля для большинства автомобилей. Вы можете самостоятельно проверить стоимость деталей на сайте РСА по коду запчасти (найти код можно поиском в интернете) и сравнить их с реальной стоимостью оригинальной и неоригинальной детали. Нередко ставка по единой методике расчёта будет ближе к аналогу, хотя бывают и исключения.

Таким образом, страховой организации в 2021 году целесообразно использовать при ремонте неоригинальные запчасти, так как иначе калькуляция возмещения будет существенно ниже реальной стоимости ремонта. И, главное, она имеет на это полное право.

Но есть исключение!

Выше мы указали, что неоригинал можно использовать при ремонте в большинстве случаев. Значит, есть и меньшинство? Есть! И относится это к автомобилям, возраст которых младше 2 лет.

Дело здесь в том же Федеральном законе Об ОСАГО, который регламентирует, что транспортные средства не старше 2 лет от роду должны направляться на ремонт только к официальным дилерам.

. восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее 2 лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счёт в соответствии с договором, заключённым с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).

А официальные дилеры практически никогда не используют неоригинальные запчасти при ремонте автомобилей. Иначе в ряде случаев они нарушают договор с производителем автомобилей, марку которых они уполномочены официально ремонтировать.

Как заставить страховую ставить только оригинал?

Этот способ непростой по 2 причинам:

  • сделать это можно только после осуществления ремонт неоригинальными запчастями и далеко не всегда,
  • ремонт должен быть сделан некачественно.

Суть данного способа заключается в том, что автомобиль по результату восстановления по ОСАГО должен быть приведён в исходное состояние (пункт закона выше). А, так как страховщик имеет полное право ремонтировать авто неоригинальными запчастями, то результат ремонта нужно оценивать уже после его осуществления. И лучше всего с экспертом.

Читайте также:  Машина это устройство служащее для

Аналоги оригинальных деталей имеют ряд недостатков:

  1. нередко неоригинальные элементы кузова не сходятся с соседними, имеют отличающиеся зазоры и неровно садятся на места,
  2. несущие части кузова, крепящиеся на болтах и другие могут не совпадать крепёжными отверстиями, вследствие чего работниками СТОА приходится высверливать новые, что несёт за собой потерю качества запчастей,
  3. при окраске аналогов чаще не удаётся попасть в основной цвет кузова машины, поэтому крашеные элементы могут отличаться.

Ваша же задача – выявить и не принять автомобиль, отремонтированный ненадлежащим образом, о чём указать в выдаваемых документах автосервисом (акте или иных).

Будьте внимательны, если вы заберёте некачественно отремонтированный автомобиль, даже отметив в документах это, то претензии позднее по закону могут быть не приняты в силу пункта 17 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО:

Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего, принятые им на основании абзаца второго пункта 15 или пунктов 15.1-15.3 настоящей статьи, считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства.

Если страховая нарушает закон

В этом случае вы имеете полное право подать досудебное требование с изложением фактов нарушения и ссылками на нормы закона и далее при неисполнении «досудебки» подать исковое заявление в суд.

Очень часто уже на этапе претензии по некачественному ремонту, отказу от доплаты страховая принимает решение выплатить деньгами.

И помните, страховой невыгодно нарушать закон, если об этом узнает регулятор её деятельности – Центробанк России. Дело в том, что если ЦБ выявит нарушение страховой компании по меньшей мере 2 раза за 1 год, то может отнять у неё право производить возмещение по ОСАГО ремонтом и заставить только выплачивать деньги (пункт 17.1 ФЗ-40), а страховщику это в большинстве случаев очень невыгодно.

Поэтому ваша задача – дать страховой знать о том, что вы будете жаловаться по факту нарушения в контролирующую организацию. Сделать это можно на официальном сайте ЦБ РФ.

Автосервис поставил свои запчасти

Автомастерские часто предлагают клиентам свои запчасти при проведении ремонта. Многим владельцам автомобилей это удобно – не нужно тратить время в поисках нужной детали. Зато у бухгалтеров автомастерских в подобных случаях возникает масса вопросов.

Перечень «вмененных» видов деятельности приведен в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса. В частности, в список входят услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. Однако кодекс не расшифровывает понятия «ремонт» и «техническое обслуживание». Это приводит к неоднозначным ситуациям.

Второй вид бизнеса?

Любой автомобиль может выйти из строя. Для его ремонта приходится покупать запчасти. Однако не каждый автовладелец хорошо разбирается в них, поэтому некоторые клиенты просят сотрудников сервиса установить свои детали.

Как показывает практика, инспекторы порой заявляют, что использование собственных запчастей в ходе ремонта – это торговля ими. А значит, помимо ремонтных работ у фирмы появляется еще один вид деятельности, по которому тоже нужно платить налоги. Если в регионе введен ЕНВД по розничной торговле, то контролеры могут доначислить единый налог.

Подобную ситуацию рассмотрел суд Дальневосточного округа (постановление ФАС от 2 апреля 2003 г. по делу № Ф03-А73/03-2/ 521). Инспекторы обвинили предприятие в том, что оно не платило ЕНВД по розничной торговле запчастями, которые использовало в ходе ремонтных работ. Однако ни первая, ни кассационная инстанции не поддержали ревизоров.

Если ваша фирма столкнулась с подобными претензиями проверяющих, то помимо судебных постановлений можно привести письмо УМНС по Московской области от 19 ноября 2003 г. № 04-20/21208/Ю991. Инспекторы сообщили, что приобретаемые автосервисом запасные части и расходные материалы включаются в стоимость ремонта автомобиля. Эта операция не является розничной торговлей.

Некоторые клиенты просят установить дополнительное оборудование. Например, противотуманные фары, сигнализацию и т. п. На ремонт такие работы мало походят. Зато их можно отнести к услугам по техническому обслуживанию. А значит, фирма может продолжать платить ЕНВД исходя из базовой доходности 12 000 рублей на одного работника (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Объясним почему.

Налоговый кодекс не раскрывает понятия «техническое обслуживание» и «ремонт». Следовательно, эти термины нужно применять в том значении, в котором они используются в других отраслях (п. 1 ст. 11 НК РФ). Так, в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93* в группу «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования» (код 017000) включена подгруппа «Прочие услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств» (код 017600). К этой подгруппе относится установка сигнализации, дополнительных фар и т. п. (код 017613).

Читайте также:  Ремонт мелких повреждений кузова автомобиля

Таким образом, когда автомастерская ставит свои запчасти или устанавливает, к примеру, радиоаппаратуру, второго вида деятельности не возникает. Даже независимо от того, как расплатился клиент – наличными или через расчетный счет. Поскольку вид оплаты важен только для розничной торговли (подп. 4 п. 2 ст. 346.26 и ст. 346.27 НК РФ).

Во многих автосервисах есть небольшой магазин, который торгует запчастями, моторными маслами и т. п. Следовательно, фирма ведет два «вмененных» вида деятельности. Когда на склад поступает очередная партия деталей, бухгалтер может и не знать, где они будут использованы. Возможно, их продадут в магазине. Не исключено также, что запчасти будут использованы при очередном ремонте.

В таких случаях детали можно отражать на счете 41 «Товары». Если их будут использовать в ремонте, то бухгалтер сделает запись:

Дебет 10-5 Кредит 41

– переданы запчасти со склада магазина в автосервис.

При этом нужно оформить накладную на внутреннее перемещение товаров (форма № ТОРГ-13). Этот бланк утвержден постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.

Розничные фирмы могут учитывать товары по покупным или продажным ценам (п. 13 ПБУ 5/01). При использовании второго варианта сумму наценки на запчасти, которые используют при ремонте, нужно сторнировать.

Фирма торгует запчастями в розницу и ремонтирует автомобили. По этим двум видам деятельности она платит ЕНВД.

Для ремонта машины были использованы запчасти со склада магазина, где их учли по продажной цене – 2800 руб. Цена приобретения запчастей 2360 руб. (в том числе НДС – 360 руб.). Согласно прейскуранту, установка этих запчастей стоит 3500 руб. (включая стоимость самих деталей). Себестоимость работ без учета запчастей – 500 руб.

Поскольку фирма применяет специальный налоговый режим, входной НДС она учитывает в стоимости ценностей (п. 6 ПБУ 5/01, подп. 3 п. 2 ст. 170, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Бухгалтер сделал следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60

– 2360 руб. – получен товар (запчасти);

Дебет 41 Кредит 42

– 440 руб. (2800 – 2360) – отражена сумма торговой наценки на поступивший товар;

Дебет 60 Кредит 51

– 2360 руб. – оплачены поставщику запчасти;

Дебет 10-5 Кредит 41

– 2360 руб. – запчасти переданы со склада магазина в автосервис;

Дебет 41 Кредит 42

– 440 руб. – сторнирована торговая наценка на запчасти, использованные при ремонте;

Дебет 20 Кредит 10-5

– 2360 руб. – себестоимость запчастей отнесена на затраты;

Дебет 20 Кредит 02, 69, 70 .

– 500 руб. – отражены другие затраты по ремонту автомашины;

Дебет 62 Кредит 90-1

– 3500 руб. – учтена выручка от выполнения ремонтных работ;

Дебет 90-2 Кредит 20

– 2860 руб. (2360 + 500) – списана себестоимость работ;

Дебет 90-9 Кредит 99

– 640 руб. (3500 – 2860) – отражена прибыль от выполнения ремонта машины.

Недавно ФАС Западно-Сибирского округа рассмотрел спор между фирмой и налоговой инспекцией. Организация занималась ремонтом автомобилей и использовала свои запчасти. Проблема состояла в том, что сервис учитывал детали с наценкой. На этом основании инспекторы сделали вывод, что автомастерская помимо ремонтных работ занимается розничной торговлей. В регионе этот вид деятельности облагается ЕНВД, поэтому ревизоры доначислили единый налог.

Дело выиграла организация. Инспекторам не удалось убедить арбитров, что в случае учета запчастей по продажным ценам фирма должна платить ЕНВД по торговле (постановление ФАС от 31 мая 2005 г. по делу

№ Ф04-3233/2005(11616-А67-29)). Однако подобного спора с проверяющими несложно избежать. Если фирма занимается только ремонтом, то запчасти целесообразно учитывать на счете 10 «Материалы». Наценку можно включить в стоимость ремонтных работ.

* Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 утвержден постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163.

И. Соколова, налоговый консультант:

«Свои запчасти при проведении ремонта используют и мастерские по ремонту бытовой техники, теле-, радиоаппаратуры. Эти фирмы тоже могут столкнуться с претензиями проверяющих. Примером служит судебное разбирательство в Дальневосточном округе. Сервисному центру пришлось заменить тарелку в СВЧ-печи клиента во время ремонта. Инспекторы посчитали, что эта операция относится к торговле. Однако арбитры их не поддержали (постановление ФАС от 1 июня 2004 г. по делу № Ф03-А73/04-2/1053)».

Оцените статью