- Ремонт деталей автомобиля при помощи эпоксидной смолы и стеклонитей
- Стекловолокно и эпоксидная смола
- Технология производства стекловолокна
- Преимущества стекловолокна
- Особенности матрицы для стекловолокна
- Тонкости работы с химическими составами
- Эпоксидная защитная полироль
- Эпоксидный антикор
- Способы изготовления деталей из стеклопластика
- Технология ремонта с эпоксидкой
- Подготовительные работы
- Установка стекловолоконных накладок
- Техника безопасности
- Ремонт деталей автомобиля при помощи эпоксидной смолы
- Производство
- Его преимущества
- Матрица и её особенности
- Алгоритм изготовления матрицы из стекловолокна
- Правила работы с химическими составами
- Эпоксидная полироль
- Антикор на основе эпоксидной смолы
- Изготовление деталей из стеклопластика
- Ремонт с эпоксидкой
- Проведение подготовительных работ
- Процесс установки
- Техника безопасности
Ремонт деталей автомобиля при помощи эпоксидной смолы и стеклонитей
Современные композитные материалы находят широкое применение в ремонте авто. Например, существует так называемое стекловолокно, позволяющее упрочнять детали, испытывающие сильную нагрузку, а также идеально подходящее для комбинирования с другими материалами. Эпоксидная смола для автомобиля – как раз то средство, которое дополняет основу из стеклопластика, пропитывает ее и помогает восстановить важные элементы и узлы.
Стекловолокно и эпоксидная смола
Стеклоткань или стекловолокно – уникальный многокомпонентный материал. Он не является монолитным, а состоит из множества волокон. Стекловолокно очень жесткое, прочное, при этом легкое и эластичное. В автомобильной отрасли не менее часто применяется и стеклопластик – сочетание стекловолокна и эпоксидки. Данный материал не утяжеляет системы машины и значительно превосходит по свойствам металл и обычный пластик.
Металл подвержен коррозии и отличается значительной массой, пластмасса недостаточно надежная, поэтому многие детали кузова сейчас делают только из стеклопластика. Эпоксидка и стеклоткань будут незаменимы при ремонте бензобаков, капота, крыльев автомобиля и иных деталей.
Технология производства стекловолокна
Выпуск стекловолокна на основе эпоксидки протекает одно- или двухфазно. Согласно одноэтапному производства берут стеклянную массу, из нее вытягивают стекловолокна. Также есть вторая технология, которая предполагает формирование стеклянных шариков с последующим получением волокон и параллельным введением эпоксидной смолы в состав. Вторая технология более сложна, но позволяет получить материал с более высокими качественными характеристиками.
Преимущества стекловолокна
Достоинства данного материала в автомобильном ремонте несомненны. Кроме легкости и невероятной прочности, есть и иные плюсы:
- влагостойкость;
- низкая теплопроводность;
- простота работы с ним;
- стойкость к влиянию агрессивных факторов и атмосферного воздействия;
- умеренная цена ремонта авто;
- долгий срок службы отремонтированной детали;
- высокая скорость монтажа.
Особенности матрицы для стекловолокна
Чтобы получить изделия из стекловолокна, соединяют стеклоткань с эпоксидной смолой, после чего масса застывает в той форме, которая нужна пользователю. В заводских условиях так делают бамперы, иные детали кузова, части сабвуферов, а также отливают различные формы для авто.
Самостоятельно тоже можно изготовить матрицу. Для этого потребуются такие материалы и инструменты:
- пенопласт (пенополистирол) с гладкой поверхностью;
- кисточки для смолы;
- пинцет с длинными «ножками»;
- небольшой резиновый валик;
- ножницы, нож канцелярский;
- эпоксидка;
- закрепитель с дозатором;
- стеклоткань;
- тонкая стекловуаль;
- гелькоут.
Из пенопласта делают макет той детали, с которой будет выполняться матрица. Гладкость пенопласта должна быть достаточной, иначе готовую матрицу будет сложно извлечь из макета. Но перед заливкой лучше нанести на стенки макета специальный воск, который наверняка предотвратит эту проблему. Если деталь сложная, имеет изгибы, узлы, форму лучше сделать разъемной, с перегородками.
Для создания стекловолоконной матрицы предпринимают такие действия:
- Для сохранения матрицей идеальной формы основание покрывают тонкой стекловуалью, которая не даст более толстым волокнам выступать наружу.
- Удаляют образовавшиеся воздушные пузырьки, чтобы вуаль как можно плотнее прилегала к макету. Для этого применяют нож для надрезания пузырьков, пинцет для разравнивания поверхности.
- Укладывают стеклоткань с плотностью 600 г/кв. м, наносят слой эпоксидной смолы, предварительно разводя ее с отвердителем. Еще раз удаляют воздух.
- Дожидаются полного высыхания матрицы. После шпаклюют, шлифуют ее мелкой наждачкой, затем полируют.
- Наносят гелькоут для защиты матрицы, окончательного выравнивания поверхности. Вместо этого материала можно применять специальную финишную шпаклевку.
- Смазывают матрицу парафином, паркетной полиролью, чтобы изготовленная деталь легко вынималась.
Если эпоксидная смола отсутствует, можно взять смолу полиэфирную. Результат тоже будет отличным, хотя прочность такого стеклопластика считается несколько более низкой. Поскольку работа не требует наличия дорогостоящих материалов, инструментов, ремонтировать авто и готовить детали реально самостоятельно в любом гараже. Итоговая прочность будет такой высокой, что порезать деталь можно только болгаркой.
Тонкости работы с химическими составами
Существует ряд полиролей и мастик на основе эпоксидной смолы, которые можно применять для защиты готового лакокрасочного покрытия. Ниже описаны самые популярные.
Эпоксидная защитная полироль
Подобные полироли выпускаются многими марками – Wurth, Cilajet и прочими. Производители позиционируют средства так, что они способны защитить финальные покрытия на 1,5 года и более. Пользователи отмечают более короткий срок защиты – 6-12 месяцев, а иногда и меньше. Этот срок может еще сократиться при нарушении технологии нанесения эпоксидной смолы.
Самые важные моменты, которые нельзя нарушать:
- сушку полиролей делать в течение суток, не менее;
- температура при сушке должна составлять +15…+25 градусов;
- попадание солнечных лучей исключается;
- поверхность должна быть ровной, без царапин;
- без проведения предварительной абразивной обработки наносят полироли только на кузова авто младше года;
- основание хорошо обезжиривают или протирают средствами для удаления силикона.
Результат нарушения технологии будет заметен не сразу, а позже, когда покрытие начнет портиться раньше времени. Напротив, при соблюдении методики оно прослужит достаточно долго. Эпоксидные полироли наносят при помощи салфеток, входящих в комплект. Ими удобно растирать средство, получая ровный слой, причем сделать это надо быстро – за 5-15 минут (как указано производителем). Это связано с малым временем до полимеризации эпоксидки, которое еще сократится при высокой температуре окружающей среды.
Эпоксидный антикор
Под антикором понимают более прочные, долговечные эпоксидные составы, чем обычные полироли с той же смолой. Чаще средствами с добавлением воска, битума обрабатывают днище машины, тогда как в составы для колесных арок вводят каучук в виде гранул. Стальные же полируют антикорами с цинковой пастой или алюминиевой пудрой, что надежно защитит их от коррозии.
Есть ли смысл применять такие средства? Только, если они имеют высокую морозостойкость. При стандартной стойкости к температурным перепадам компоненты антикора начинают терять эластичность и расслаиваются, поэтому после зимней эксплуатации машины могут возникнуть проблемы.
Способы изготовления деталей из стеклопластика
Метод приклеивания стеклоткани на макет – самый известный. Но есть и иные технологии создания деталей на основе стекловолокна. Вот основные:
Метод расплавления подразумевает плавку пропитанных смолой заготовок с матрицей. Их располагают в камере, прогревают, затем они застывают по форме макета. Способ распыления предполагает введение стеклонитей в жидкую эпоксидку и напыление на стенки формы. Он легкий, быстрый, но слой может получиться слишком толстым, к тому же не таким прочным, как при использовании стеклоткани.
Методика намотки применяется для создания круглой детали – цилиндра, рамы, трубки. Смачивают стекловолокно эпоксидной смолой, отжимают его, наматывают на макет. Готовая деталь будет очень прочной. Указанные методы применяются для изготовления многих изделий для авто – разных накладок, крышек. Таким же образом выполняют тюнинг машины стеклонитями, делают из данного материала цельные бамперы. Заплатками из стеклопластика на основе стекловолокна и эпоксидной смолы можнозаклеить радиатор, убрать дыры и выбоины, трещины и сколы.
Технология ремонта с эпоксидкой
Стеклоткань нужна для упрочнения поврежденного участка кузова или внутренних узлов авто. При необходимости в эпоксидку можно добавить и вещества, обеспечивающие еще большую надежность соединения – алюминий или сталь (в форме порошка), тальк, опилки. Также в продаже есть пластификаторы (масла и прочие) которые вводят в эпоксидку для улучшения ее свойств. Пластификатор помогает смоле длительно не подвергаться отслаиванию и растрескиванию, потому он желателен для применения.
Подготовительные работы
Для подготовки изделия чистят от любых поверхностных и глубоких загрязнений. Убирают краску, коррозию, грязь путем протирания растворами, мытья, шлифования. Вокруг места повреждения нужно обработать поверхность на 6 см, не меньше. Если немного осадить зону ремонта внутрь, накладка почти не будет выделяться на основном фоне. Перед работой участок обезжиривают. При необходимости наносят полироль, антикор или делают цинкование. Потом производят грунтование.
По форме дефекта готовят накладки из стекломатериала. Их надо 3-4 штуки, что зависит от толщины стекловолокна. Первая должна быть по краям на 2 см больше, чем дефект, последняя больше на 6 см, промежуточные – на 3-4 см.
Установка стекловолоконных накладок
Вначале на обработанное основание наносят слой разведенной отвердителем эпоксидки. Далее порядок работ будет таким:
- прикладывают самый маленький кусок стеклоткани, прокатывают его роликом для удаления воздуха;
- если воздух все же проник под материал, последний аккуратно прокалывают;
- наносят еще один слой смолы, наслаивают следующий кусочек среднего размера;
- при необходимости, выполняют еще один промежуточный слой или прикладывают самую большую «заплатку», попеременно смачивая эпоксидной смолой.
Кусочки стекловолокна можно сразу пропитывать смолой и прикладывать на положенное место. Главное, чтобы каждый следующий слой на несколько миллиметров перекрывал предыдущий. После окончательного застывания смолы по поверхности проходят напильником, потом ее шкурят. Оставшиеся ямки можно замазать автошпаклевкой. На дырки большого размера вначале ставят твердую заплатку – из металла, фанеры. Это поможет исключить повреждение стекловолокна. Предварительно материал смазывают воском или парафином, чтобы по завершении работы его можно было убрать.
Техника безопасности
Нельзя допускать попадание эпоксидки на кожу, глаза, что может вызвать аллергию или токсическое поражение, воспаление. Для этого надевают перчатки, очки. Работать нужно в респираторе, ведь мелкие частички стекловолокна тоже вредны для органов дыхания, как и испарения смолы. В помещении важно установить хорошую вытяжку или тщательно проветривать его через окно. При попадании смолы на кожу ее хорошо промывают с мылом, наносят питательный крем. Соблюдение таких мер поможет сделать работу качественно и безопасно для здоровья.
Ремонт деталей автомобиля при помощи эпоксидной смолы
Стеклоткань или стекловолокно – это действительно уникальный материал. Почему? В связи с тем, что он не монолитный, а состоящий из большого количества волокон.
Еще одним преимуществом есть то, что он, не смотря на свою жесткость, достаточно прочный, эластичный и легкий.
Если говорить об автомобильной сфере, то тут распространенно использование и стеклопластика – это сочетание эпоксидной смолы и стекловолокна.
Он ценен тем, что не дает дополнительной нагрузки на систему автомобиля и к тому же в разы превосходит по характеристикам метал и обычный пластик.
Метал в большинстве случаев рано или поздно подвергается коррозии и более тяжелый сам по себе.
Пластмасса в свою очередь не очень надежна, в связи с чем для изготовления большей части кузовных деталей используется исключительно стеклопластик.
Эпоксидная смесь и стекловолокно хорошо подойдут для работ по ремонту таких деталей автомобиля: бензобака, крыльев автомобиля и прочего.
Производство
Стеклоткань на основе эпоксидной смолы для ремонта изготавливается в один или в два этапа. В первом случае материал вытягивается из стеклянной массы.
Второй же предполагает сначала образование стеклянных шариков, и лишь затем получение волокон параллельно с чем в состав добавляют эпоксидную смесь.
Второй метод более сложный и занимает больше времени, но вместе с тем, дает возможность получить средство для ремонта более высокого качества и с лучшими свойствами.
Его преимущества
Для проведения автомобильных работ по ремонту стекловолокно незаменимо.
Помимо легкости и высокого уровня прочности, также он:
- влагостойкий;
- имеет низкий уровень теплопроводности;
- прост в использовании (что хорошо для новичков);
- практически не подвержен влиянию атмосферных воздействий и других агрессивных факторов извне;
- у него лояльная ценовая политика;
- служит достаточно долгий срок без потери качеств.
Матрица и её особенности
Предметы из стеклоткани для ремонта можно получить посредством соединения стекловолокна с эпоксидной смолой и её застывания в необходимой форме.
На заводах таким методом изготавливают бамперы, некоторые части кузова, или отливают разнообразные формы для автомобилей.
Вместе с тем самому такую деталь как матрицу сделать также возможно, для этого необходимо наличие:
- пенопласта или полистирола с гладкой лицевой стороной;
- разных кисточек и пинцетов;
- среднего валика из резины;
- ножниц и канцелярского ножа;
- эпоксидной смолы;
- закрепителя с дозатором;
- стекловолокна;
- тонкой стекловуали;
- гелькоута.
Из полистирола делают заготовку под будущую деталь, по которому выполнится матрица.
Гладким он должен быть потому что это поможет по завершении ремонта извлечь форму из макета проще, а для облегчения процесса перед началом рекомендуется пропитать стенки формы специально предназначенным воском.
Если деталь будет сложной формы с изгибами, узлами и прочим лучше делать её из нескольких частей.
Алгоритм изготовления матрицы из стекловолокна
- В первую очередь такую деталь автомобиля как матрицу нужно покрыть тонким слоем стекловуали для предотвращения «выпирания» толстых волокон. Это позволит сохранить форму матрицы в идеальном состоянии.
- Далее нужно удалить образовавшие пузыри, для того, чтобы материал плотно сцепился с поверхностью. Для этого рекомендуется использовать специальный нож, а разравнивать поверхность лучше пинцетом.
- Следующим этапом укладывается стекловолокно плотность которого должна быть 600 г/кв.м, затем наносится эпоксидная смола, которую предварительно смешивают с отвердителем. После повторно удаляют воздух.
- Потом матрица должна хорошо просохнуть, после чего её нужно зашпаклевать, зашлифовать мелкой наждачной и прополировать.
- Дальше на неё наносится гелькуот с целью защитить и окончательно выровнять поверхность. В случае необходимости гелькуот можно заменить специальной финишной шпаклевкой.
На последнем этапе матрица смазывается парафином, затем полиролью для паркетов для придания гладкости и более легкого извлечения их формы. Примечание: если нет эпоксидки её в ремонте заменяют полиэфирной смолой.
В таком случае уровень прочности стекловолокна будет немного ниже, но в целом результат также будет достаточно хорошим. Такую работу можно выполнить в любом помещении в связи с тем, что она не требует высоких затрат.
В итоге деталь будет настолько прочной, что разрезать ее можно будет разве что болгаркой.
Правила работы с химическими составами
Есть достаточно много разнообразных средств в составе которых присутствует эпоксидка, которые изготавливаются чтобы защитить лакокрасочные покрытия. Среди них следующие.
Эпоксидная полироль
Такие материалы выпускают многие производители. Как правило эти средства могут защищать поверхность минимум полтора года и больше.
Вместе с тем согласно отзывам ряда потребителей, срок защиты менее высокий, от полугода до года, а в некоторых случаях и того меньше.
Срок может сократится, например, в связи с тем, что эпоксидка изначально была нанесена неправильно.
Правила, которые понижают срок службы
- Полироль просушивалась менее суток, тогда как в идеале должна минимум сутки.
- Температурный режим при просушивании должен в пределах от +15 до +25.
- Нужно исключить любое попадание солнечных лучей на материал.
- Поверхность с которой проводятся работы должна быть гладкой и без дефектов.
- Любую деталь предварительно нужно образивно обработать, исключение могут составить только кузовы авто которым меньше года.
- Поверхность как следует обезжиривается или протирается средствами для удаления силикона.
Если технология на каком-либо этапе нарушится это проявится не сразу, а тогда, когда поверхность начнет портится раньше положенного срока.
Если все делать правильно, срок службы будет достаточно высоким. Средство рекомендуется наносить салфетками, которые идут вместе с ним в комплекте.
Растирать материл ими достаточно удобно, они дает ровный слой, к тому же такую процедуру нужно успеть сделать в течении 5 -15 минут, поэтому экспериментировать с материалом нанесения здесь неуместно.
Так мало времени дается в связи с тем, что процесс полимеризации эпоксидной смолы проходит достаточно быстро, к тому же его сокращает еще и высокая температура внешней среды.
Антикор на основе эпоксидной смолы
Это более прочный материал с высоким сроком службы, нежели обычная полироль пусть и с той же смолой.
Материалами с применением воска или битума обрабатывают дно автомобилей, в то время как в средства для обработки колёсных арок добавляется гранулированный каучук.
А вот антикором с цинковой пастилой либо алюминиевой пудрой в составе рекомендуется обрабатывать сталь, что защитит её от коррозии. Так, нужны ли такие средства вообще? Только в том случае если они имеют высокий уровень морозоустойчивости.
В ином случае при температурных перепадах антикор утрачивает свою эластичность и начинает расслаиваться, что может привести к проблемам с эксплуатацией автомобиля после зимнего периода.
Изготовление деталей из стеклопластика
Самым распространённым способом есть приклеивание стеклоткани к образцу.
Вместе с тем существуют и другие методы, например, материал можно:
Примечание: расплавление подразумевается плавка заготовок матриц, которые уже пропитаны смолой. Их раскладывают в камере и прогревают, что дает возможность застыть им по форме необходимого образца.
Напыление же означает процесс добавления стеклонитей в эпоксидную смолу и последующее напыление на стенки формы.
Такой метод более легкий и занимает меньше времени, но вместе с тем слой может получится слишком толстым и менее прочным, чем во время использования стекловолокна.
Намотка используется, когда нужно изготовить круглые формы, например, цилиндры, рамы, или трубки. Сначала нужно смочить эпоксидкой стекловолокно, после чего отжать и намотать на образец. Готовая деталь будет очень прочной.
Все вышеуказанные способы применятся в изготовлении изделий для автомобилей. Также таким методом выполняется тюнинг автомобиля стеклонитями, и заготавливаются цельные бамперы для автомобиля.
Из стеклопластика также можно сделать прочные заплатки для радиатора или заклеить выбоины, трещины и другие схожие дефекты.
Ремонт с эпоксидкой
Стеклоткань как правило используют с целью упрочнить поврежденный участок кузова или внутренних узлов автомобиля. Если есть необходимость в эпоксидную смолу добавляются вещества, которые придают ей высокий уровень надежности сцепления.
Сюда можно отнести алюминий, сталь (в порошке), тальки или опилки. Также можно приобрести пластификаторы, которые добавляются в эпоксидную смолу улучшая её свойства.
За счет добавления пластификаторов эпоксидка длительный период времени не отслаивается и не трескается, в связи с чем их добавление не только не будет лишним, но и настоятельно рекомендуется.
Проведение подготовительных работ
Для начала требуется очистить изделие от всевозможных загрязнений. Затем ликвидируется коррозия и оставшаяся краска. Для этого используются специальные растворы, мытье и шлифовка.
По окружности вокруг поврежденного места поверхность обрабатывается не мене чем на 6 см.
Если зона ремонта немного осаждается внутрь, то накладка будет практически незаметна. Перед началом работы поверхность обязательно нужно обезжирить и, если есть необходимость нанести полирующее средство, антикор или оцинковать.
Примечание: накладку для ремонта изготавливают по форме дефекта из стекломатериала. Отталкиваясь от его толщины необходимо изготовить 3 – 4 образца.
Первый должна быть больше чем место дефекта сантиметра на 2, последний больше на 6 см, средние на 3 – 4 см, этого вполне должно хватить.
Процесс установки
Предварительно обработанную поверхность детали автомобиля нужно покрыть слоем перемешанную с отвердителем эпоксидку.
- Наложить на место дефекта самый маленький кусочек стеклоткани и прокатать его роликом с целью удалить лишний воздух.
- Если воздух остался материал необходимо аккуратно проколоть.
- Далее наносится еще один слой средства, после чего накладывают следующий образец среднего размера.
- При необходимости можно наложить дополнительный пласт, в ином случае накладывают самую большую заплатку, поочередно пропитывая эпоксидкой.
Если кусочки стекловолокна пропитать предварительно, а потом лишь накладывать один на другой вреда это не нанесёт. Главное тут чтобы каждый последующий образец немного перекрывал предыдущий.
После того как эпоксидка окончательно затвердеет, по ней нужно пройтись напильником и зашкурить.
Если остались ямки их можно зашпаклевать. На большие дефекты сначала рекомендуется ставить заплатки из твёрдых материалов, таких как метал или фанера. Это защитит стекловолокно от повреждения.
Предварительно поверхность рекомендуется смазать воском или парафином.
Техника безопасности
Материал при попадании в глаза или на кожу человека в большинстве случаев вызывает аллергическую реакцию, воспаление или токсическое отравление.
Чтобы этого не случилось ремонт деталей автомобиля следует проводить в защитном костюме, очках, перчатках, и респираторе.
Помещение должно хорошо проветриваться (с помощью качественной вытяжки, окон или двери). Если эпоксидка все-таки попала на кожу, поврежденное место нужно тщательно промыть с мылом и нанести питательный крем.
Соблюдая такие элементарные, и простые меры безопасности вы не только убережёте себя, но и выполните работу качественно.