Ремонт автомобиля это модернизация

Ремонт и модернизация автомобиля

Учет работ по ремонту и учет работ по модернизации основных средств кардинально различаются. Стоимость первых признается в расходах единовременно, стоимость вторых — списывается через амортизацию (Пункт 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; п. 2 ст. 257, п. 1 ст. 260 НК РФ). И из-за этого возникают традиционные споры с налоговиками — ремонт был проведен или модернизация.

Совсем недавно мы выясняли, как в общем случае определить вид выполненных работ по восстановлению ОС. Но в каждой сфере есть свои нюансы. В частности, это касается восстановления автомобилей.

Смотрим нормативные документы и разъяснения Минфина

В нормативных актах по бухгалтерскому и налоговому учету определения ремонта нет. Что не удивительно, ведь у них другая задача.
Применительно к автомобилю понятие ремонта встречается в «транспортных» нормативных документах, из которых можно сделать следующие выводы (Пункты 1.16, 1.26 Положения о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора) РД 37.009.026-92, утв. Приказом Минпрома России от 01.11.1992 N 43; п. 2.2.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утв. Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984).
Ремонт — это комплекс работ по устранению неисправностей и восстановлению работоспособного состояния автомобиля в пределах его эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем. Он выполняется:
(или) после появления неисправностей. В таких случаях надо составить дефектную ведомость.
(или) в плановом порядке, через определенный пробег или время работы автомобиля (планово-предупредительный ремонт). Проводится он на основании сервисной книжки или другой технической документации, которыми установлен перечень деталей и срок их эксплуатации, по истечении которого их нужно заменить.
Если после выполненных восстановительных работ (плановых или внеплановых) эксплуатационные характеристики автомобиля не изменились, то работы можно считать ремонтом. Например, если вы заменили двигатель на аналогичный по характеристикам. Если эксплуатационные характеристики изменились (естественно, в лучшую сторону), например вы заменили двигатель на более мощный, то такие работы уже вроде бы не укладываются в понятие ремонта. Тогда что же это? Модернизация?
К сожалению, в профильных документах ответа на этот вопрос нет. В общих словах понятие модернизации описывает НК РФ — как работы, изменяющие технологическое или служебное назначение объекта или наделяющие его новыми качествами (Пункт 2 ст. 257 НК РФ).
Но понять из этого определения, является ли модернизацией замена двигателя на более мощный или нет, невозможно. Назначение автомобиля от этого не изменилось, но остается открытым вопрос, появились ли у него из-за этого какие-то новые качества. Да и что вообще можно считать новым качеством?
Получается, нормативные документы содержат только общие слова и понятия. И с каждым случаем нужно разбираться отдельно. Особенно сложно определить вид выполненных работ при установке дополнительного оборудования. Например, установка сигнализации. Вроде бы появляется новое качество — устойчивость к угону. С другой стороны, на эксплуатационные характеристики автомобиля это не влияет и его производственное назначение не меняет.
Минфин в своих разъяснениях ограничивается все теми же общими фразами (Письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29) или вовсе предлагает обращаться с вопросом о разграничении ремонта и модернизации в профильные ведомства, занимающиеся автотранспортом (Письма Минфина России от 26.05.2008 N 03-03-06/1/332, от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794; Письмо Минэкономразвития России от 23.05.2008 N Д05-1994). Более четкие разъяснения он дает, если ему задают конкретный вопрос. Например, он указал, что для железнодорожного транспорта замена изношенных колесных пар в вагонах — это ремонт (Пункт 2 Письма Минфина России от 03.08.2010 N 03-03-06/1/518), а для водного транспорта расширение грузового люка судна – модернизация (Письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289).
Единственное, о чем он заявляет уверенно, — что стоимость работ не является критерием для разграничения ремонта и модернизации.
В неоднозначных ситуациях можно ориентироваться и на судебную практику.

Читайте также:  Диск по ремонту двигателей

Судебная практика

Перечислим работы, не признанные судами модернизацией (дооборудованием, техническим перевооружением).

Транспортное средство после замены не приобрело
никаких новых качеств (даже если вследствие
поломки двигатель заменен на более мощный).
Технологическое (служебное) предназначение ТС
не изменилось.
Целью и итогом выполненных работ явилось
приведение ТС в надлежащее рабочее состояние

Замена кузова (кабины)

Установка
газобаллонного
оборудования

Установка оборудования не привела к изменению
нормативных показателей работы ТС по сравнению
с характеристиками, которые у него были до этого

Установка охранной
и акустической системы

Назначение ТС не изменилось, нагрузка на него
не увеличилась, новые качества не появились.
Оборудование съемное и в любой момент может быть
изъято из ТС

А вот перечень работ, признанных судами модернизацией (дооборудованием, техническим перевооружением).

Замена двигателя на более мощный взамен
изношенного означает внесение изменений
в конструкцию ТС

Установка защиты
картера

Установленная защита картера:
— защищает узлы и агрегаты на днище ТС
от повреждений;
— защищает электропроводку, электроагрегаты
от окисления и грязи;
— снижает расход топлива;
— усиливает сцепление с дорогой;
— повышает управляемость

Врезка люка в крышу

При врезке люка у ТС появляется новая функция
(качество)

Установка климат-контроля улучшает характеристики
ТС с точки зрения комфорта и безопасности,
а значит, у ТС возникает новое качество.
Наличие климат-контроля влияет на стоимость ТС
при продаже

Большинство судов все же поддерживают организации, а не налоговиков. Вероятность решения дела не в вашу пользу есть, только если взамен сломанных деталей вы установили детали с лучшими характеристиками или «серьезное» дополнительное оборудование. Если дело дойдет до спора, лучше всего делать упор на то, что выполненные вами работы не изменили назначение ТС, то есть автомобиль, даже с люком на крыше или защитой картера, все-таки остался автомобилем.

Признав восстановительные работы или установку дополнительного оборудования модернизацией, вы не только не сможете учесть расходы единовременно. Согласно мнению Минфина вам еще придется амортизировать основное средство дольше его срока полезного использования (Письма Минфина России от 29.03.2010 N 03-03-06/1/202, от 17.08.2009 N 03-03-05/157, от 12.02.2009 N 03-03-06/1/57; Письмо УФНС России по г. Москве от 16.06.2006 N 20-12/53521@; Письмо ФНС России от 14.03.2005 N 02-1-07/23). Поэтому в неоднозначных ситуациях, особенно когда сумма расходов велика, выгоднее все-таки поспорить. Если же конфликты для вас не вариант, то не забудьте применить амортизационную премию по сумме расходов на модернизацию (дооборудование). Она, в зависимости от амортизационной группы, в которой числится автомобиль, может составлять до 30% стоимости работ (оборудования) (Пункт 9 ст. 258 НК РФ).

Как отличить ремонт автомобиля от его модернизации

«Главная книга», 2011, N 20

Учет работ по ремонту и учет работ по модернизации основных средств кардинально различаются. Стоимость первых признается в расходах единовременно, стоимость вторых — списывается через амортизацию . И из-за этого возникают традиционные споры с налоговиками — ремонт был проведен или модернизация.

Про критерии отнесения работ по восстановлению ОС к ремонту или модернизации читайте в журнале «Главная книга», 2011, N 15, с. 33.

Совсем недавно мы выясняли, как в общем случае определить вид выполненных работ по восстановлению ОС. Но в каждой сфере есть свои нюансы. В частности, это касается восстановления автомобилей.

Пункт 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; п. 2 ст. 257, п. 1 ст. 260 НК РФ.

Смотрим нормативные документы и разъяснения Минфина

В нормативных актах по бухгалтерскому и налоговому учету определения ремонта нет. Что не удивительно, ведь у них другая задача.

Применительно к автомобилю понятие ремонта встречается в «транспортных» нормативных документах, из которых можно сделать следующие выводы .

Читайте также:  Масло для дизельных двигателей pajero

Ремонт — это комплекс работ по устранению неисправностей и восстановлению работоспособного состояния автомобиля в пределах его эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем. Он выполняется:

(или) после появления неисправностей. В таких случаях надо составить дефектную ведомость.

Пример оформления дефектной ведомости см. в журнале «Главная книга», 2010, N 13, с. 40;

(или) в плановом порядке, через определенный пробег или время работы автомобиля (планово-предупредительный ремонт). Проводится он на основании сервисной книжки или другой технической документации, которыми установлен перечень деталей и срок их эксплуатации, по истечении которого их нужно заменить.

Если после выполненных восстановительных работ (плановых или внеплановых) эксплуатационные характеристики автомобиля не изменились, то работы можно считать ремонтом. Например, если вы заменили двигатель на аналогичный по характеристикам. Если эксплуатационные характеристики изменились (естественно, в лучшую сторону), например вы заменили двигатель на более мощный, то такие работы уже вроде бы не укладываются в понятие ремонта. Тогда что же это? Модернизация?

К сожалению, в профильных документах ответа на этот вопрос нет. В общих словах понятие модернизации описывает НК РФ — как работы, изменяющие технологическое или служебное назначение объекта или наделяющие его новыми качествами .

Но понять из этого определения, является ли модернизацией замена двигателя на более мощный или нет, невозможно. Назначение автомобиля от этого не изменилось, но остается открытым вопрос, появились ли у него из-за этого какие-то новые качества. Да и что вообще можно считать новым качеством?

Получается, нормативные документы содержат только общие слова и понятия. И с каждым случаем нужно разбираться отдельно. Особенно сложно определить вид выполненных работ при установке дополнительного оборудования. Например, установка сигнализации. Вроде бы появляется новое качество — устойчивость к угону. С другой стороны, на эксплуатационные характеристики автомобиля это не влияет и его производственное назначение не меняет.

Минфин в своих разъяснениях ограничивается все теми же общими фразами или вовсе предлагает обращаться с вопросом о разграничении ремонта и модернизации в профильные ведомства, занимающиеся автотранспортом . Более четкие разъяснения он дает, если ему задают конкретный вопрос. Например, он указал, что для железнодорожного транспорта замена изношенных колесных пар в вагонах — это ремонт , а для водного транспорта расширение грузового люка судна — модернизация .

Единственное, о чем он заявляет уверенно, — что стоимость работ не является критерием для разграничения ремонта и модернизации .

В неоднозначных ситуациях можно ориентироваться и на судебную практику.

Пункты 1.16, 1.26 Положения о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора) РД 37.009.026-92, утв. Приказом Минпрома России от 01.11.1992 N 43; п. 2.2.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утв. Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984.
Пункт 2 ст. 257 НК РФ.
Письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29.
Письма Минфина России от 26.05.2008 N 03-03-06/1/332, от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794; Письмо Минэкономразвития России от 23.05.2008 N Д05-1994.
Пункт 2 Письма Минфина России от 03.08.2010 N 03-03-06/1/518.
Письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289.

Судебная практика

Перечислим работы, не признанные судами модернизацией (дооборудованием, техническим перевооружением).

А вот перечень работ, признанных судами модернизацией (дооборудованием, техническим перевооружением).

Большинство судов все же поддерживают организации, а не налоговиков. Вероятность решения дела не в вашу пользу есть, только если взамен сломанных деталей вы установили детали с лучшими характеристиками или «серьезное» дополнительное оборудование. Если дело дойдет до спора, лучше всего делать упор на то, что выполненные вами работы не изменили назначение ТС, то есть автомобиль, даже с люком на крыше или защитой картера, все-таки остался автомобилем.

Признав восстановительные работы или установку дополнительного оборудования модернизацией, вы не только не сможете учесть расходы единовременно. Согласно мнению Минфина вам еще придется амортизировать основное средство дольше его срока полезного использования . Поэтому в неоднозначных ситуациях, особенно когда сумма расходов велика, выгоднее все-таки поспорить. Если же конфликты для вас не вариант, то не забудьте применить амортизационную премию по сумме расходов на модернизацию (дооборудование). Она, в зависимости от амортизационной группы, в которой числится автомобиль, может составлять до 30% стоимости работ (оборудования) .

Читайте также:  Лада ларгус 16 клапанный двигатель ремонт

Постановления ФАС МО от 28.12.2009 N КА-А41/14324-09; ФАС СЗО от 21.08.2007 по делу N А56-20587/2006; ФАС УО от 19.01.2010 N Ф09-10766/09-С2, от 08.12.2008 N Ф09-9111/08-С3.
Постановления ФАС МО от 14.09.2009 N КА-А40/8093-09; ФАС УО от 08.12.2008 N Ф09-9111/08-С3.
Постановления ФАС ПО от 23.01.2007 по делу N А55-3823/2006-10; ФАС СКО от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334; ФАС УО от 26.07.2007 N Ф09-1460/07-С3, от 19.12.2007 N Ф09-10406/07-С3.
Постановления ФАС ВСО от 21.06.2007 N А33-15634/04-С3-Ф02-3458/07, А33-15634/04-С3-Ф02-3474/07; ФАС СЗО от 09.06.2008 по делу N А05-12045/2007.
Постановление ФАС ЗСО от 21.07.2008 N Ф04-4398/2008(8248-А81-15).
Постановление ФАС ВСО от 03.04.2007 N А33-26135/05-Ф02-1027/07.
Письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2008 по делу N А40-49477/06-117-511.
Письма Минфина России от 29.03.2010 N 03-03-06/1/202, от 17.08.2009 N 03-03-05/157, от 12.02.2009 N 03-03-06/1/57; Письмо УФНС России по г. Москве от 16.06.2006 N 20-12/53521@; Письмо ФНС России от 14.03.2005 N 02-1-07/23.
Пункт 9 ст. 258 НК РФ.

Как учесть замену двигателя в автомобиле фирмы

Замена двигателя в автомобиле – дело хлопотное и недешевое. И для бухгалтера не очень простое. Ему нужно принять решение о том, как проводить в учете эту операцию и не ошибиться. А выбор зависит от того, что же было сделано – ремонт или модернизация автомобиля.

Выбираем: ремонт или модернизация

Замена двигателя – дело не дешевое. Но помните о том, что не в цене дело, когда нужно выбирать между ремонтом или модернизацией.

Критерием является результат замены двигателя:

  • если первоначальные технико-экономические характеристики автомобиля не изменились, можно говорить о его ремонте;
  • если в автомобиле произошли качественные, функциональные изменения, тогда имеет место модернизация.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Чтобы понять, произошли ли функциональные изменения, бухгалтеру лучше посоветоваться с техническим сотрудником фирмы. Самостоятельно можно принять неверное решение.

О качественных изменениях может свидетельствовать, например, увеличившаяся мощность двигателя, сокращение времени разгона и др.

В таких случаях безопаснее расценивать замену двигателя как модернизацию или «стоящие» с ней в одном ряду техническое перевооружение и реконструкцию.

Модернизация автомобиля

Предположим, бухгалтер принял решение провести замену двигателя как модернизацию.

И в бухгалтерском, и в налоговом учете затраты на модернизацию автомобиля увеличивают первоначальную стоимость ОС (п. 26, п. 27 ПБУ 6/01, п. 2 ст. 257 НК РФ). Списывать в расходы их нужно постепенно, путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 256 НК РФ).

Отнести к таким затратам можно стоимость нового двигателя и стоимость работ на его установку.

Ремонт автомобиля

Но если все-таки бухгалтер выбрал ремонт, то учет будет другой.

Двигатель, приобретенный для автомобиля, относится к материально-производственным запасам. Его сначала нужно принять к бухучету — по фактической себестоимости за вычетом НДС (п. 2, п. 5, п. 6 ПБУ 5/01).

После того, как работы по ремонту завершены, их стоимость, а также стоимость двигателя в бухучете включаются:

  • в расходы по обычным видам деятельности, если автомобиль используется в производственной деятельности или для управленческих нужд организации (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99);
  • в прочие расходы, если автомобиль не используется в деятельности, направленной в получении дохода (п. 11, п. 12 ПБУ 10/99).

В налоговом учете расходы на ремонт:

  • признаются единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены в размере фактических затрат и независимо от оплаты (ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ);
  • не учитываются в расходах, если автомобиль не используется в деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Оцените статью