- Карта, деньги, два ремня: подручные средства для ремонта автомобиля и как ими пользоваться
- Начнём с простого – с замены масла. Что делать, если вдруг не получается открутить масляный фильтр?
- Немного точных инструментов, электрики и диагностики
- Всё дело в кривизне рук
- Ремонт авто собственными силами? Легко!
Карта, деньги, два ремня: подручные средства для ремонта автомобиля и как ими пользоваться
Далеко не каждый из нас занимается ремонтом своего автомобиля самостоятельно. Гораздо лучше отогнать машину в сервис, сдать её приёмщику и сесть на диванчик перед телевизором с чашкой кофе. Но иногда в некоторых из нас вдруг просыпается мужчина, который очень хочет покрутить что-нибудь своими руками. Руки начинают крутить, и в самый неподходящий момент выясняется, что не хватает какого-то инструмента, без которого сейчас весь процесс накроется медным тазом. Что делать? Боль, отчаяние, тоска в глазах. Но не стоит впадать в панику: десятилетия опыта гаражных умельцев приготовили нам интересные и вполне работоспособные лайфхаки, которые помогут исправить возникшую тяжёлую ситуацию.
Начнём с простого – с замены масла. Что делать, если вдруг не получается открутить масляный фильтр?
В сервисах всё понятно: там есть для них ключи, а в специализированных – ключи для тех фильтров, которые стоят на конкретных моделях. Чисто теоретически можно купить свой ключ, но если желание менять масло самостоятельно появляется реже, чем желание сесть на диету, эта трата себя не окупит. Поэтому фильтр будем учиться выкручивать подручными средствами.
Первое, что приходит на ум, – это, конечно, рука. Но срабатывает этот финт очень редко: свернуть фильтр одной левой сложно. И тогда начинает работать смекалка.
Самый простой способ известен, наверное, со времён появления обычных одноразовых фильтров. И эстетам он не подойдёт. Хотя, наверное, злой эстет пойдёт на всё. Итак, метод следующий: берем длинную мощную отвёртку и протыкаем фильтр насквозь. Дальше всё понятно: срываем фильтр с места, пользуясь рукояткой отвёртки как рычагом. Варварство, конечно, но результат приносит хороший. Для успешного выполнения трюка важны два фактора: масло не должно быть горячим (оно почти обязательно потечёт по отвёртке на руку) и протыкать надо обязательно насквозь. Если проткнуть фильтр только в одной стороны, его корпус из тонкой жестянки может порваться, что сильно усложнит задачу.
Если чувство прекрасного против такого метода бунтует, можно использовать другой способ, который назовём условно «метод ремня». Он заключается в следующем: если сделать петлю из хорошего кожаного ремня и затянуть её против часовой стрелки, то, потянув за свободный конец ремня, фильтр тоже можно сдвинуть с мертвой точки. Правда, если фильтр испачкан маслом, ремень на нём провернётся. Так что масло лучше оттереть, а для надёжности между ремнём и корпусом фильтра положить лист наждачки.
Многие скажут: а с кого это перепугу я буду держать в гараже кожаный ремень? Согласен, ему там не место. Поэтому вместо него можно взять любой ремень: например, привода ГРМ или привода навесных агрегатов. Разумеется, старый ремень, потому что новому может навредить масло, в котором он обязательно испачкается. А старый ремень тоже можно накинуть петлёй и провернуть всю эту операцию. В крайнем случае подойдет любая верёвка. С ней будет несколько сложнее: она скользить будет обязательно, поэтому без наждачки не обойтись.
Допустим, фильтр открутили. Что ещё может пойти не так? А можно, например, очень удивиться тому, что сливная гайка в поддоне не с обычной головкой, а с внутренним шести- или четырёхгранником. Что делать, если жизнь к такому повороту не готовила?
Ситуация с шестигранником теоретически проще. Достаточно подобрать болт с головкой, которая подходит по размеру шестигранника, накрутить на него гайки и вставить его головкой в шестигранник. Теперь остаётся взять обычный ключ и открутить оба болта за гайки.
Если кто-то собирается менять масло по фэншую (то есть, используя новый болт сливного отверстия), то вариантов масса: от пропиливания в головке ножовкой прорези для обычной отвёртки до довольно жёсткого забивания в шестигранную головку торкса или 12-лучевой биты. И то, и другое неплохо нарезает себе грани, за которые потом хорошо держится. Правда, поддон может быть настроен очень против такого метода, особенно пластиковый – пока вобьешь биту или торкс, он пять раз треснет.
С четырёхгранным болтом ситуация сложнее. Болт тут не поможет, так что или делать пропил, или откручивать газовым ключом. Ну или покупать четырёхгранник, но мы сегодня простыми путями не ходим.
И уж если речь зашла про откручивание чего-то без подходящего ключа, то на всякий случай напомним простой лайфхак для откручивания гайки рожковым ключом большего размера, чем нужен. Между губкой ключа и гайкой (или головкой болта) можно вставить подходящую по толщине монетку или несколько монеток. Так можно, например, открутить клемму аккумулятора ключом на 15, хотя нужен ключ на 14 или 13.
Кстати, если резьбовое соединение прикипело сильно и WD40 не помогает, то по нему можно постучать ударной дрелью или перфоратором. А если гайку не жалко, то её можно срезать ударной отвёрткой в перфораторе. Это такой способ молотка и зубила для техногиков, у которых под рукой есть электроинструмент и нет желания лупить молотком по зубилу. Теперь вернёмся к нашему ТО.
Других сложных операций при замене масла нет. Воронку каждый может сделать из пустой бутылки, а если хочется немного страданий, то масло можно залить точно в горловину и без воронки – по щупу. Для этого его придётся лить на щуп тонкой струйкой. Способ долгий, и больше он подходит для доливки, когда не хватает граммов 200-300. Четыре литра лить, конечно, получается слишком долго и нудно. Зато мотор остаётся чистым.
Следующая операция, которую особо продвинутые автомобилисты иногда ходят провести сами, – это замена приводных ремней и ремня ГРМ. И многие знают, что тот же ремень иногда трудно натянуть одной парой рук. Особенно если он длинный и проходит по множеству роликов или шкивов. Тут могут выручить обычные пластиковые стяжки для проводов. Такой стяжкой иногда удобно закрепить ремень на одном из шкивов (если в нём есть отверстия, через которые можно пропустить стяжку), после чего ремень слетать уже не будет. Главное, потом не забыть эту стяжку срезать.
Ещё одна хитрость гаражных умельцев – это замена ремня ГРМ без поиска и выставления меток фаз. Для этого старый ремень сначала разрезают пополам вдоль, затем снимают одну половину. На освободившуюся часть шкивов и роликов надевают новый ремень, потом разрезают вторую половину старого ремня и передвигают новый ремень до конца на своё место. Чисто теоретически такой способ работает, но я бы очень рекомендовал всё-таки проверять метки – последствия неудачи при замене ремня таким способом могут быть печальными вплоть до встречи клапанов с поршнями.
И последний момент про разборку автомобиля: часто в этом процессе помогают карты. Не игральные, а банковские или скидочные. Ими удобно пользоваться вместо отвёртки или ножа при разборке пластиковых деталей салона, которые было бы очень жалко поцарапать. Старой банковской карточкой пластик испортить трудно, так что можно ковырять ей салон смело. А если её грань окажется слишком толстой, не обязательно сразу вместо неё брать нож: карточку можно заточить. Причём не обязательно тереть её бруском или напильником – она отлично точится обычной ножеточкой.
Немного точных инструментов, электрики и диагностики
Часто многие переживают из-за отсутствия под рукой динамометрического ключа. А ведь иногда он действительно не помешает, особенно если собственную силу оценить не можешь, а перетянуть болты хуже, чем их не дотянуть. В качестве примера могу привести болты клапанной крышки. Обычно там момент затяжки небольшой – около 10-15 Нм. И если затянуть болты сильнее положенного, то легко передавить или перекосить прокладку крышки. Она будет потеть – масло «погонит» через прокладку на блок. Так как найти нужный момент?
А тут помогут обычные пружинные весы (которые в народе иногда называют безменом). Ну а дальше всё понятно. 1 Нм – это сто граммов на рычаге длиной один метр. То есть, если нам нужен момент затяжки в 10 Нм, то на ключ надеваем трубу-удлинитель, отмеряем от болта метр и находим ту точку, в которой нужно приложить усилие весами, равное одному килограмму. Главное – тянуть за безмен под прямым углом. Способ достаточно точный, а возникающая погрешность не слишком велика и вреда не причинит. И уж точно не наделает столько бед, сколько смогут натворить затянутый со всей дури болт, раздавленная прокладка или сорванная резьба болта клапанной крышки. Впрочем, таким способом можно затягивать всё что угодно. Даже свечи зажигания. Момент затяжки 14-миллиметровых свечей обычно колеблется в пределах 25-30 Нм, то есть метровую трубу надо будет тянуть до тех пор, пока безмен не покажет 2,5-3 кг.
Теперь хотелось бы сказать пару слов о том, как подручные материалы могут выручить при ремонте электрики. Наверное, нет смысла рассказывать о пробнике с лампочкой: к современному автомобилю иногда стыдно подходить с мультиметром, так что лампочка – это уж совсем прошлый век. Поэтому расскажу о вечном – о синей изоленте. Как известно, с её помощью можно отремонтировать всё, что не получилось сделать проволокой. Но иногда она нужна именно для изоляции провода (обычно – скрутки), и именно в этот момент она заканчивается. Что делать? Поможет пробка от пластиковой бутылки. Если её немного расплавить обычной зажигалкой и хорошенько намазать расплавленной пластмассой место скрутки, получится неплохая изоляция. Не на века, конечно (лучше использовать термоусадочную трубку или хотя бы ту же изоленту), но как временная мера – очень даже ничего. В принципе, подойдёт любая пластмасса, но крышка от «полторашки» почему-то находится быстрее всего.
Всё дело в кривизне рук
Должен заметить, что гаражные самодельные приспособления – это вид искусства, который ограничен финансами и радиусом кривизны рук. Чего только не делают люди! Даже пневматические домкраты из пластиковых канализационных труб. А уж про всякие съёмники, прессы из домкратов и прочие мини эстакады и обратные молотки из амортизаторов и говорить не приходится. Но всё это требует как минимум сварочного аппарата и вряд ли пригодится обычному автолюбителю.
Другое дело – обрезать пластиковую бутылку и приклеить на её дно магнит. И детали крепежа не потеряются, и с капота машины такой девайс сам по себе не слетит. Просто гениально, как говорит нам один автопроизводитель, видимо, проводя некоторые параллели. Вот такое творчество особенно ценно: оно доступно всем и здорово упрощает жизнь при мелком самостоятельном ремонте. И на такие изобретения фантазии у нашего народа хватает. Хотя это тоже не предел.
У нас даже придумали, как заменить колесо без домкрата, причём прямо на дороге. Достаточно максимально быстро накачать дырявое колесо, поставить под рычаг кирпичи, спустить колесо, снять его и поставить ненакаченную запаску. Потом её накачать и вытащить кирпичи. И это тоже гениально. Наверняка у многих из вас есть такие же секреты. Поделитесь?
Ремонт авто собственными силами? Легко!
Без преувеличения, транспортное средство сегодня превращается из средства передвижения в предмет роскоши. Ведь ломаются авто часто, особенно капризные «особи» с солидным пробегом. Стоимость услуг СТО растет с каждым днем, да и запасные части и расходные материалы не дешевеют. Это все делает эксплуатацию автомобиля удовольствиям не из дешевых. Однако и без авто как без рук. Один из вариантов удешевления ремонта автомобиля — это приобретение запчастей самостоятельно и выполнение ремонтных работ собственными силами (по большей части этим занимается водитель или механик, если такой есть в учреждении). Конечно, такой способ осуществления ремонта предусматривает прежде всего наличие в учреждении квалифицированного специалиста, которому по силам не только выявить неисправность транспортного средства, но и отремонтировать его. Не обойтись здесь и без надежного поставщика качественных автозапчастей по адекватным ценам. Поэтому ремонт железного коня собственными силами — дело хлопотное, однако результат того стоит. Экономия выходит ощутимая.
Для бухгалтера ремонт служебного автомобиля таким способом также чреват определенными трудностями. И связаны они преимущественно с документальным оформлением таких операций. Причина этого — отсутствие прописанного на законодательном уровне порядка документирования подобных хозяйственных операций. Но не беда, нам все под силу, со всем разберемся. А сначала немножко теории, чтобы четко понимать, с чем имеем дело.
И в первую очередь напомним, что эксплуатация транспортных средств при наличии технических неисправностей или несоответствия требованиям стандартов, правил и нормативов по безопасности дорожного движения запрещена. Такое требование предусмотрено п. 31.4 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.
С целью поддержания транспортных средств в надлежащем состоянии и обеспечения установленных производителем технических характеристик в течение периода эксплуатации проводятся техобслуживание и ремонт. Указание на это содержит ст. 22 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-ІІІ (далее — Закон № 2344).
Не секрет, что ремонт может быть разным. В зависимости от цели выполнения ремонта и степени его сложности различают текущий и капитальный ремонты. Так, текущий ремонт проводят при необходимости, по результатам диагностирования технического состояния транспортного средства или при наличии неполадок. Основным предназначением таких ремонтных работ являются обеспечение или восстановление работоспособности автомобиля. Причем к текущему ремонту относятся работы, связанные с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы). Это определено в п. 3.13 Положения № 102.
В противовес этому капитальный ремонт выполняют с целью продления срока эксплуатации транспортного средства. К капитальному ремонту относятся работы по замене кузова для автобусов и легковых автомобилей, рамы для грузовых автомобилей или с одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов ( п. 3.16 Положения № 102).
1) двигатель с картером сцепления в сборке;
2) коробка передач, раздаточная коробка;
3) гидромеханическая передача;
4) задний мост (ось);
5) средний мост (ось);
6) передняя ось (мост);
7) рулевое управление;
8) кабина грузового и кузов легкового автомобиля;
9) кузов автобуса;
11) подъемное оборудование платформы автомобиля-самосвала.
Такое деление ремонтных работ имеет определяющее значение для бюджетных учреждений во время планирования и осуществления расходов на ремонт. В частности, в соответствии с п.п. 16 п.п. 2.2.1 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (далее — Инструкция № 333), приобретение запчастей и других комплектующих к транспортным средствам следует планировать по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». Это касается тех случаев, когда ремонт проводится собственными силами учреждения или если учреждение самостоятельно покупает запчасти и передает их подрядной организации. Непосредственно оплата услуг по текущему ремонту транспортных средств проводится по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» ( п.п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333). Однако если вы собираетесь проводить капитальный ремонт служебного автомобиля, то расходы на его выполнение, а также на оплату запчастей необходимо планировать по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт прочих объектов». Такое требование предусмотрено п.п. 2 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333.
В то же время независимо от вида ремонта все расходы на его осуществление относят на фактические расходы отчетного периода, в котором они были понесены. То есть такие расходы не увеличивают первоначальную стоимость объекта ремонта (в данном случае транспортного средства). Это следует из п. 4 разд. VI Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.
Теперь о документальном оформлении ремонта служебного автомобиля. В случае выполнения ремонтных работ сторонней организацией порядок оформления взаимоотношений между заказчиком и исполнителем услуг четко определен Правилами предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту колесных транспортных средств, утвержденными приказом Минтранса от 28.11.2014 г. № 615. А конкретно — перечень документов, подтверждающих факт предоставления услуг, приведен в п. 7 разд. V этих Правил. Поэтому с ремонтом авто подрядчиком все нормировано и понятно. А вот какие документы следует составлять при осуществление ремонта автомобиля силами учреждения? Четкого ответа на этот вопрос действующее законодательство не дает. К сожалению.
Считаем, что в случае принятия решения о ремонте автомобиля собственными силами в первую очередь надо провести диагностику его технического состояния. Это позволит выявить неисправности, детали, подлежащие замене, необходимые запчасти и виды ремонтных работ, а также затраты времени. Всю эту информацию, по нашему мнению, целесообразно отразить в Ведомости дефектов на ремонт транспортных средств. Примерная форма такой ведомости приведена на с. 29.
Следующим шагом должна быть выдача руководителем учреждения распоряжения (приказа) о проведении ремонта с указанием исполнителей и сроков выполнения ремонтных работ.
Дальше следует оформить накладную (требование) по типовой форме № З-3, утвержденной приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130, для получения запчастей со склада.
Для списания запасных частей, использованных для ремонта транспортного средства, составляют Акта списания по типовой форме № З-2. В нем необходимо указать, какие именно запасные части и на какой автомобиль были установлены.
К тому же, если был осуществлен капитальный ремонт авто независимо от способа выполнения работ (собственными силами или сторонней организацией), этот факт следует отразить в Акте приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по типовой форме № ОЗ-2 (бюджет). Кроме того, должна быть сделана запись о капремонте в Инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет). Формы акта и инвентарной карточки утверждены совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70.
Следует отметить, что согласно ч. 7 ст. 22 Закона № 2344 правила эксплуатации пневматических шин, аккумуляторных батарей (далее — АБ) определены специальными нормативными документами, в частности:
Следовательно, списать такие запасные части учреждение может только при наличии оснований, предусмотренных соответствующими нормативными документами.
Имейте в виду, что отработанные АБ относятся к опасным отходам в соответствии с разделом «А» Желтого перечня отходов, утвержденного постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120. Следовательно, такие батареи подлежат передаче специализированному предприятию для утилизации. Основные требования относительно порядка учета отработанных АБ и сдачи их для утилизации предусмотрены Правилами эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденными приказом Минтранса от 02.07.2008 г. № 795. С учетом норм разд. ІХ этих Правил учет отработанных АБ в учреждении следует организовать следующим образом:
во-первых, руководитель учреждения своим приказом должен назначить лицо, ответственное за учет отработанных аккумуляторов;
во-вторых, лицо, ответственное за утилизацию аккумуляторов, должно вести Журнал учета и оборота отработанных АБ ( приложение 14 к вышеупомянутым Правилам);
в-третьих, следует четко контролировать сроки хранения отработанных аккумуляторов, поскольку они должны быть сданы на утилизацию не позже трех месяцев после списания.
Напомним также, что не только АБ, но и другие металлические детали (особенно содержащие цветные металлы) подлежат сдаче специализированному предприятию. Таким образом, комиссия учреждения должна определить возможность дальнейшего использования таких материальных ценностей и оценить их.
При отражении ремонта служебного автомобиля в учете следует помнить, что запасные части, предназначенные для ремонта транспортных средств (моторы, автомобильные шины, включая покрышки, камеры и ободные ленты и т. п.), независимо от их стоимости, следует учитывать на субсчете 238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию». А вот информацию об отработанных узлах и деталях (в том чистые АБ), которые подлежат сдаче специализированным предприятиям как лом черных и цветных металлов, необходимо обобщать на субсчете 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи».
Порядок отражения операций по ремонту автомобиля собственными силами на счетах бухгалтерского учета рассмотрим на условном примере.
Пример . Во время диагностики технического состояния служебного автомобиля бюджетного учреждения был выявлен ряд неисправностей. Результаты осмотра отражены в Ведомости дефектов на ремонт транспортных средств. На основании Ведомости руководитель учреждения издал распоряжение о проведении ремонта автомобиля собственными силами и приобретении всех необходимых запасных частей.
Для устранения неполадок были приобретены такие запчасти: аккумулятор 60 А/ч стоимостью 1278 грн. (в том числе НДС — 213 грн.), гидрокомпенсаторы — 1016 грн. (8 шт. х х 127 грн.) (в том числе НДС — 169,33 грн.), ролик ГРМ — 300 грн. (в том числе НДС — 50 грн.), ремень ГРМ — 360 грн. (в том числе НДС — 60 грн.), ролик генератора — 250 грн. (в том числе НДС — 41,67 грн.), прокладка ГБЦ — 210 грн. (в том числе НДС — 35 грн.).
Использованные для ремонта запчасти списаны с баланса после их установки на автомобиль на основании Акта списания по типовой форме № З-2.
Отработанный аккумулятор после изъятия и замены новым был оприходован как лом цветных металлов (свинец в количестве 10 кг). Средства от сдачи лома специализированному предприятию в сумме 150 грн. зачислены на специальный счет учреждения.
В бухгалтерском учете эти операции необходимо отражать следующим образом:
№ п/п
Содержание хозяйственной операции