Ремонт автомобилей москвич 407

Ремонт автомобилей Москвич 403, 407

РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ „МОСКВИЧ» (моделей 407 и 403)

С середины 1958 г. Московский завод малолитражных автомобилей начал массовое, производство малолитражного автомобиля «Москвич» модели 407, конструкция которого в последующие годы постоянно совершенствовалась.
Десятки тысяч трудящихся Советского Союза — рабочие, служащие, колхозники, инженеры, работники науки и искусства — являются владельцами автомобилей «Москвич-407». Значительное количество этих автомобилей и модифицированных на их базе (407М — медицинский, 407Т — такси), а также близких по конструкции механизмов к основной модели 407 автомобилей модели 423Н (с кузовом типа универсал) и модели 430 (с кузовом типа фургон) эксплуатируются и в народном хозяйстве нашей страны.
С начала 1963 г. завод приступил к выпуску автомобилей «Москвич» новых моделей — 403, 424 и 432. Автомобиль «Москвич» модели 403 представляет собой фундаментальную модернизацию выпускавшегося до него автомобиля «Москвич-407». Эта модернизация в основном распространилась на узлы и механизмы ходовой части и управления автомобиля — подвеску передних колес, рулевое управление и тормоза. Модернизированы также механизмы привода управления сцеплением и управления коробкой передач.
Благодаря модернизации конструкции новый автомобиль «Москвич-403» характеризуется повышенной надежностью работы и долговечностью.
Как и прежде, наряду с выпуском легкового автомобиля «Москвич» с кузовом типа седан базовой модели 403 завод выпускает пассажирско-грузовой автомобиль универсального назначения с кузовом типа универсал, модели 424 и легкий грузовой автомобиль для транспортирования мелких партий грузов с кузовом типа фургон, модели 432.

Автомобили «Москвич» моделей 407 и 403 обладают высокой эксплуатационной надежностью, вполне современными ходовыми качествами и хорошими экономическими показателями.
Однако надежность, ходовые качества и экономичность автомобиля в значительной степени зависят от технического состояния каждого агрегата в отдельности.
В нормальных эксплуатационных условиях техническое состояние автомобиля в течение определенного периода времени остается почти стабильным. Затем в результате естественного износа деталей эксплуатационные качества автомобиля постепенно ухудшаются и для восстановления его работоспособности необходим ремонт.
Длительные сроки службы автомобиля до ремонта, бесперебойность его работы и эксплуатационная надежность прежде всего обеспечиваются своевременным техническим обслуживанием и мастерством вождения. Даже самые незначительные нарушения правил эксплуатации автомобиля могут серьезно ухудшить его работоспособность и вызвать необходимость преждевременного ремонта.
В книге изложены методы определения потребности в ремонте автомобиля и способы восстановления его работоспособности. В отдельных главах рассмотрены вопросы ремонта двигателя, трансмиссии, ходовой части, механизмов управления и кузова автомобиля. При этом, насколько представлялось возможным, ко времени переработки рукописи текст дополнен главнейшими указаниями по особенностям ремонта модернизированных или новых узлов и агрегатов, нашедших применение на автомобиле «Москвич-403» и его модификациях.
Вследствие особой специфичности вопросы ремонта приборов и аппаратов электрооборудования, контрольно-измерительных приборов и механического стеклоочистителя в данной книге не рассматриваются.
Характерные износы и неисправности каждого агрегата или механизма автомобиля, а также признаки, по которым определяется их техническое состояние и потребность в ремонте, рассматриваются отдельно с учетом конструктивных и эксплуатационных особенностей.
Подробно рассматриваются работы текущего ремонта. Изложены специальные сведения о работах, выполняемых, как правило, только при капитальном ремонте.
В книге приведены данные о величинах износов, при которых еще допускается использование деталей в процессе.капитального ремонта, и сведения о получаемых при этом зазорах и натягах в сопряжениях. Эти материалы сведены в таблицы.
Иногда в процессе эксплуатации и текущего ремонта можно допустить использование частично изношенных деталей. Для таких случаев в таблицах даны величины предельно допустимых износов и зазоров.
В книге описаны также признаки определения пригодности деталей осмотром, если степень их износа не может быть определена замером. Для определения пригодности пружин даны сведения об их упругости.
Значительное место в книге отведено разборочно-сборочным и регулировочным работам. Отдельно рассматривается частичная разборка, необходимая при выполнении наиболее часто встречающихся работ по текущему ремонту, и полная разборка, выполняемая при капитальном ремонте агрегатов и механизмов. При этом имеется в виду, что ремонт производится путем замены изношенных деталей новыми или отремонтированными.
Основная масса автомобилей «Москвич» эксплуатируется индивидуальными владельцами. В государственных организациях, предприятиях и общественных хозяйствах количество этих автомобилей невелико. Поэтому чаще всего ремонт автомобилей «Москвич» из-за отсутствия у их владельцев специального оборудования выполняется при помощи универсальных средств, а нередко при использовании одного лишь шоферского инструмента. В связи с этим в книге наряду с рекомендацией простейших приспособлений для разборки, сборки, контроля и ремонта описаны способы выполнения многих работ без приспособлений.
В книге даны указания о наиболее целесообразных способах ремонта деталей каждого агрегата. В тех случаях, когда возможен ремонт методом обработки до ремонтного размера, приведены таблицы ремонтных размеров.
Технология отдельных способов ремонта деталей в книге не рассмотрена, так как эта технология является общей для деталей автомобилей различных марок. Приведены лишь данные, необходимые для разработки такой технологии. Так, в таблицах приведены сведения о материале основных деталей . В некоторых случаях рекомендуются базы для механической обработки деталей при ремонте.
Наряду с общепринятыми способами восстановления деталей можно применять некоторые наиболее прогрессивные новые способы, которые разработаны в последнее время, но еще не получили широкого распространения. В частности, описаны способы наклеивания фрикционных накладок, сварки-пайки трещин деталей оперения кузова при текущем ремонте и некоторые другие.
При работе над рукописью книги использованы материалы и опыт Московского завода малолитражных автомобилей, 4-го авторемонтного завода Мосгорисполкома, 8-го таксомоторного парка Москвы и Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТа).

Читайте также:  Повышающий коэффициент при ремонте автомобилей

В книге дана характеристика основных дефектов, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей «Москвич» современных моделей вследствие естественного износа и других причин, приведены способы определения технического состояния и потребности в ремонте. Описаны порядок и методика выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ с заменой изношенных деталей. Изложены сведения, необходимые для определения годности деталей при текущем и капитальном ремонте, а также рекомендации по ремонту деталей.
Книга рассчитана на индивидуальных владельцев автомобилей, шоферов-профессионалов и персонал гаражей и станций технического обслуживания.

Издательство: «Транспорт»
Год: Москва -1964

«Советский автолюбитель». Часть 1. Достаем из гаража раритетный «Москвич-407»

Не за горами то время, когда эпоха ДВС уйдет в прошлое, — уже сегодня традиционные силовые агрегаты практически достигли предела своего развития. Еще немного, и все мы пересядем в электромобили. Даже, скорее всего, в беспилотные электромобили. Но каково было быть автовладельцем 1960-х годов, на заре автомобилизации БССР? Чтобы это выяснить, Юрий Гладчук достал из гаража старый, но «живой» «Москвич-407». В первой серии нашего нового проекта поставим его на ход и расскажем о том, как в советское время покупались новые авто. В общем, как сказал Гагарин через год после выпуска этой машины, «поехали!».

«Руки в масле, **** в мыле, я люблю автомобили». Современные автомобилисты уже забыли о том, каково было быть владельцем машины в советское время. Автомобили были ненадежными и недоступными, сервисов не было, с запчастями и «расходниками» имелись проблемы. Все было непросто. Но в этой эпохе есть определенный шарм. Старые машины из СССР независимо от положительного или отрицательного отношения к советскому прошлому нашей страны вызывают ностальгию. И этой ностальгией мы решили с вами поделиться.

В этом проекте не будет ни малейшего тюнинга. Что-то «колхозить» в подобных машинах просто преступление. Легенду возрождать, по сути, и не нужно, она изумительно сохранилась и так. Просто не ездила за свою жизнь толком, зим не видела. До сих пор все на 99% заводское, даже краска и, возможно, покрышки. Высоковольтные провода только современные, свечи и аккумулятор — все.

Мы просто будем вживаться в эпоху, ездить с другими оригинальными «москвичами», ломаться и чиниться. Но сначала немного истории.

1960-й. Юрий Гагарин полетит в космос только в следующем году. Мэрилин Монро удостоена звезды на голливудской «Аллее славы». Великолепная четверка британских музыкантов основала группу The Beatles. Карибский кризис, из-за которого могло нормально так полыхнуть, произойдет только через два года, соответственно Кеннеди и Хрущев еще в полном здравии. А с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей сходит мой «Москвич-407».

Эту машину мне подарил отец на 18-летие. А вообще в нашей семье она появилась году эдак в 2005-м. Мы просто поехали в гаражный кооператив на улице Карастояновой смотреть интересный «москвич», который вроде как продавался, — и неожиданно для себя уехали на нем. Случайно как-то вышло. Причем продавец, родственник владельца, хотел за такую машину всего 500 долларов. Отец так обалдел от состояния автомобиля, что по своей инициативе заплатил на 200 долларов больше, — стыдно было так дешево покупать раритет с минимальным пробегом у человека не в теме. То есть торг наоборот какой-то получился.

Скажете, что дорого? У этого 407-го реально было состояние новой машины.

Всю свою жизнь «москвич» простоял в гараже, у нас в семье особо тоже не ездил, поэтому за 57 лет проехал только 57.000 км. То есть каждый год 407-й в среднем проезжал тысячу километров, да и то только летом, отсюда великолепная сохранность. Да, нюансы есть: краска уже не так «горит» своим цветом «озеро Рица», как раньше, есть много мелких сколов, несколько «жучков» на крыльях. Перекрашивать пока не стоит, потому что «родную» краску еще можно восстановить и отполировать.

Передняя панель в салоне от времени саморазрушилась, как и передние дверные ручки. Тонкий пластиковый руль растрескался. «Родных» деталей нет, есть только не самый дешевый «новодел». Салон просит замены некоторых износившихся элементов, небольшого «марафета» и химчистки, но не более того. 57 лет машине, все-таки годы берут свое.

Читайте также:  Диагностика ошибок автомобиля ваз 2112


Тем не менее полная реставрация ей пока не нужна, просто ее нужно немного привести в порядок — и оставить как есть. В ее оригинальности — большая ценность. За 12 лет хранения в не самом сухом гараже ржавчины больше не стало, только пара «жучков» добавилась, глушитель в одном месте прогорел. Металл на удивление очень крепкий. Правда, при условии полного отсутствия контакта с солью. Машина эти годы только мылась, консервировалась и расконсервировалась, обслуживалась, изредка выезжала на дороги.

Последний выезд был года три назад. Во время поездки внезапно провалилась педаль тормоза. Пришлось ехать домой на первой и второй передачах, тормозя двигателем и «ручником», благо было близко. «Ручник» тут держит, кстати, очень хорошо. Но потом я как-то забегался и о машине забыл.

Ах да, номерной знак. Платить деньги за «красивые» цифры не моя тема. К чему эти «понты»? Просто сдал старые черные «номера» «39-87 миа» (зря — надо было как-то сохранить) и получил новые. А когда их прикручивал, посмотрел на цифры — и прибалдел. Ни копейки за адские «номера» с тремя шестерками не доплачивал, поэтому есть подозрение, что у сотрудников ГАИ в Малиновке просто отличное чувство юмора.

В общем, чиним. Первым делом достаем машину из гаража, моем от пыли, заливаем новое трансмиссионное масло в коробку, потому что старое вытекло, — коробки у 407-х текут, с этим сложно на самом деле что-то делать, проще иногда подливать. Проверять уровень можно по щупу, который находится прямо в салоне. Но уровень особо не падает, в общем, будем пока наблюдать.

Главный тормозной цилиндр, который потек, везем реставратору этих машин, а сам «москвич» грузим на эвакуатор. Отвозил его сын нашего старого знакомого Андрея Березина Никита из Объединенной службы эвакуации авто. Это самые позитивные эвакуаторщики в городе! Их телефон видно на фото — чуть что, вы знаете, кому звонить. Что интересно, колея у машины такая узкая, что на погрузочные «вилы» поместились впритык.

На СТО «Автостиклево» устанавливаем главный тормозной цилиндр, который находится под полом, а не в подкапотном пространстве, как сейчас принято. Меняем старый антифриз в системе просто на воду — осенью сольем или зальем все тот же антифриз. Подвариваем глушитель, проверяем уровень технических жидкостей и чистим контакты в электрике («поворотники» не работали, но починились сами) — машина готова.

Были еще мысли выставить зажигание на несколько градусов раньше, потому что еще на этапе эвакуации впервые в бак «москвича» был залит высокооктановый 92-й бензин. Раньше машина ездила на 76-м и 80-м, но сейчас их нигде нет, а мотор не рассчитан на высокооктановое горючее. В идеале надо «пилить» ГБЦ, увеличивая степень сжатия, но после заправки 92-м моторчик все так же работает как часики. Никаких детонационных стуков, никаких провалов — все работает идеально. Даже знакомый реставратор этих «москвичей» удивился, как хорошо работает силовой агрегат. Учитывая крайне малые годовые пробеги и бережный стиль вождения, принято решение ничего с ГБЦ не мудрить.

Конечно, подобную машину на обычную СТО лучше не отдавать, да ее нигде и не возьмут. Все вроде просто, но нюансы есть. Но в «Автостиклево» работают наши знакомые с «ровными» руками, и у них сразу на месте есть все, что нам нужно: здесь чинят и моторы, и электрику, и глушители, и в обычной «слесарке» разбираются.

Правда, с тормозами пришлось помучиться. Наружная манжета на ГТЦ 407-го — крайне редкая вещь. Аналогов просто нет, а старые от времени пришли в негодность. Переделывать на «современную» от 412-го — это мудрить с системой, заниматься, по выражению реставраторов, «кроиловом» и в итоге лишить автомобиль оригинальности. Система же здесь еще одноконтурная. Пришлось ставить поршень от следующего 403-го «москвича» и регулировкой укорачивать шток. Что хорошо, ничего не резали и не меняли.

С ГТЦ очень здорово помог известный в узких кругах знаток этих машин Павел Короткин. Ему за пару часов удалось изобрести способ, как без «колхоза», токарного станка (есть еще вариант выточить поршень под «волговскую» манжету) и «болгарки» решить проблему с дефицитом манжеты ГТЦ. Правда, вариант пока экспериментальный — возможно, выточить новый поршень под более популярные советские манжеты лишним не будет.

Заодно оцениваем состояние днища. Из проблем — небольшой рыжий налет в районе поддомкратников, причем этой коррозии — как у какого-нибудь трехлетнего «японца». Даже меньше.

Но «жучки» местами на крыльях все-таки есть. Правда, их вид за 12 лет так и не изменился, хотя хранится машина не в самом сухом гараже. Пара штук, может, добавилась — и все. У знакомого «Москвич-403» в таком же состоянии, позже его покажем. Он отдал его хорошему маляру, который смог идеально подобрать краску, удалить все нюансы и отполировать. Машина стала выглядеть как новая, при этом «родная» краска была сохранена, что очень ценно для раритетной машины.

Читайте также:  Пусковое устройство для асинхронного двигателя своими руками

На днище реально практически не к чему придраться — новая машина.

Машина хоть и новая, но все-таки старая и долго не ездила. Казалось, что открутим барабаны, а оттуда вместо пружин и планок посыплется ржавчина. А вот и нет, тормоза как новые! Пружинки смазаны, оригинальные колодки еще в хорошем состоянии, цилиндры не текут. Один из шлангов только поменяли — подошел точь-в-точь от УАЗа.

Все точки смазки ранее шприцевались… «Стоп! Какие еще точки смазки?» — спросит современный молодой автомобилист. Будни советского автовладельца были не такими простыми, как сегодня. Межсервисные интервалы небольшие: в руководстве по эксплуатации — ТО-1 (проводилось каждую 1000 км) и ТО-2 (каждые 6000 км). Список работ в их рамках длинный. И среди прочего периодически надо было залезать в яму и шприцевать ходовую часть. На карте в книге по ремонту и обслуживанию — 31 точка смазки. Но у нас все смазано, осмотрено. Едем!

В итоге машина ездила несколько дней. Один раз показалось, что мотор закипел в пробке, но на самом деле от давления сработал клапан в пробке радиатора — на землю вытекла лишняя вода, а дым появился из колеса. Да, переднее правое колесо иногда греется, причем пару раз нагрелось аж до дыма, — надо с этим разбираться. В остальном же никаких проблем, а это удивляет, учитывая, сколько времени машина простояла в гараже.

Вообще сейчас главная задача была поставить автомобиль на ход, выявить другие неисправности в процессе езды и поэкспериментировать с ГТЦ. Скорее всего, надо будет в тормозную систему снова лезть. Просто так старый советский автомобиль не поедет, быстро такую машину сделать сложно. Все вроде просто, но запчастей нет, аналогов почти нет, зато есть специфические для раритетной техники нюансы.

Но и раньше в СССР был постоянный дефицит запчастей. Так что полностью погружаемся в эпоху: обслуживать такой автомобиль непросто было тогда, непросто и сейчас. Но в целом машина в порядке, надо только разобраться с колесом, починить спидометр (на него особо не смотришь, но хочется, чтобы пробег накручивался по-честному), облагородить салон и лакокрасочное покрытие.

Все усилия того стоят! «Padam… padam… padam… Il arrive en courant derriere moi. Padam… padam… padam…» — не передать словами, какое удовольствие на старом «москвиче» под Эдит Пиаф катить по городу.

Длинные и средние волны шестиламповым супергетеродином* А17 в современном Минске из-за сильных радиопомех не словишь, только за МКАДом. Магнитолу сюда «колхозить» нельзя. Поэтому включаем музыку в телефоне — и балдеем. Я заново влюбился в эту машину…

Кстати, в Минске в 1960 году 407-й, скорее всего, был куплен как раз недалеко от места нашей фотосессии — в «шоу-руме» знаменитой «Березки» на площади Победы. Приобрести в СССР автомобиль было непросто, а в 1960-х тем более.

Очереди были длиной в несколько лет, возможность купить автомобиль предоставляли далеко не всем. И на машину еще нужно было как-то заработать… В 91-м выпуске сатирического киножурнала «Фитиль», выпущенном в 1962 году, как раз примерно показан процесс покупки «Москвича-407». Причем, что интересно, двухцветного.

Иногда без связей и взяток дело действительно не обходилось. Путь к покупке личного транспортного средства, если у вас не было особых заслуг перед родиной, был долгим и сложным…

В следующей серии мы расскажем о легенде подробнее, а также затронем эволюцию «москвичей» моделей 402, 407 и 403. В этих машинах очень много интересных нюансов и «приколов», но все они в один материал не поместятся. Ждите следующих включений!

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора и Антона ШЕЛКОВИЧА
ABW.BY

* супергетеродин — радиоприемник, основанный на принципе преобразования принимаемого сигнала в сигнал фиксированной промежуточной частоты (ПЧ) с последующим ее усилением

Уже после сдачи материала обратил внимание на почтовую карточку, которая долгие годы лежала на задней полке. Она адресована первому владельцу — Васильеву, который жил (или живет?) на ул. Гая. Мы как-нибудь заедем по этому адресу, но если вдруг кто-то узнал эту машину и знает об ее истории, напишите, пожалуйста, письмо с контактами на hladchuk@abw.by. Карточка, судя по всему, была отправлена из магазина в ответ на запрос, от имени директора написано следующее сообщение: «При поступлении сальников к автомашине «Москвич» вам будет выслано извещение».

Да, если есть ненужный руль от ЗАЗа, тоже пишите — он точно такой же, как и в 407-м, надо только перекрасить в бежевый. И запчасти! Запчасти нужны!

Редакция благодарит СТО «Автостиклево» и Павла Короткина за помощь в ремонте машины. Также благодарим Объединенную службу эвакуации

Оцените статью