Организация технического обслуживания спасательной техники.
Успех выполнения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ во многом будет зависеть от своевременного и правильного осуществления мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту средств механизации, направленных на повышение срока работоспособности машин.
В народном хозяйстве принята система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта строительных и дорожных машин. Основные положения этой системы в строительстве определены СНиП и рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин, содержащими виды и периодичность выполнения ТО и ремонтов, планирование и учет, данные по трудоемкости технических обслуживании и ремонтов строительных машин.
Детали, узлы, механизмы и агрегаты машины работают с разными режимами по нагрузке и времени, поэтому их износ, потеря работоспособности и сроки службы не одинаковы. Эксплуатационные качества машины ухудшаются непрерывно. Обеспечить нормальную работоспособность машины одним видом техобслуживания и ремонта нельзя; нужно выполнять несколько видов ТО и ремонтов, разных по содержанию и объему проводимых мероприятий. Плановой организации эксплуатации машинного парка наиболее соответствует планово-предупредительная система техобслуживания и ремонта (ППР) машин, под которой понимается комплекс организационно-технических мероприятий предупредительного и восстановительного характера, направленных на повышение работоспособности парка машин, улучшение качества, сокращение сроков и снижение стоимости обслуживания и ремонта машин.
Система планово-предупредительного обслуживания и ремонта предусматривает:
· обязательное составление годового и месячных планов и графиков техобслуживания и ремонта строительных и других машин и оборудования;
· проведение техобслуживания и текущего ремонта через точно установленное время, исчисляемое в машино-часах работы, или по объему выданной продукции, или по количеству израсходованного топлива;
· выполнение определенного объема работ для каждого вида техобслуживания и ремонта по каждой группе машин или отдельной машине;
· капитальные ремонты в зависимости от фактического состояния машин.
Капитальные ремонты планируют для определения производственных затрат материалов, запасных частей и рабочей силы. Возможны случаи, когда физический износ деталей не достигает предела к сроку, намеленному планом ремонта (неодинаковый режим работы в различных климатических условиях и работа с материалами, имеющими разные физико-механические свойства), поэтому нет необходимости его проводить.
Виды техобслуживания, ремонта и периодичность их проведения, а также состав и порядок выполнения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту указываются заводом-изготовителем в эксплуатационной документации на каждую модель машины.
Техническое обслуживание машин выполняют после каждой смены и через определенные периоды рабочего времени. Наработку или время между двумя последовательно проводимыми ТО одного вида называют периодичностью техобслуживания. В зависимости от периодичности и объема работ различают ежесменное, плановое и сезонное техобслуживание.
Ежесменноетехобслуживание (ЕО) должно обеспечивать работоспособность машины в течение всей смены и выполняется перед началом, в течение или после рабочей смены.
В состав ЕО входят: очистка машины от грязи и пыли; проверка и при необходимости подтягивание всех наружных креплений машины; проверка состояния ремней, канатов и цепей, а также мест крепления и натяжения; проверка смазочного материала и смазочных устройств; проверка пусковых и тормозных устройств машины; проверка состояния сцепного устройства.
Если на машине установлен двигатель внутреннего сгорания, обязательно проверяют уровень и качество масла в картере двигателя, уровень топлива в основном и пусковом баках, состояние соединений топливопроводов, уровень воды в радиаторе и плотность соединения шлангов, количество и качество масла в воздухоочистителе, исправность электрооборудования, рулевого управления и тормозной системы.
Ежесменное техобслуживание проводит машинист (водитель или механик-водитель), за которым закреплена данная машина.
Плановое техническое обслуживание призвано снизить интенсивность изнашивания деталей машин путем своевременной очистки от пыли и грунта, смазывания и регулирования. Чем выше номер техобслуживания, тем больше объем работ.
В состав ТО входят: все операции ежесменного техобслуживания; устранение выявленных неисправностей; частичная разборка отдельных сборочных единиц, их очистка и промывка; замена при необходимости изношенных звеньев втулочно-роликовых цепей, фрикционных колодок, тормозных лент, прокладок, смазочного материала; регулирование всех механизмов.
Полный перечень указывается в заводских инструкциях по эксплуатации и уточняется при ежедневном наблюдении машиниста.
Сезонное техобслуживание (СО) проводят 2 раза в год при подготовке машины к использованию в период последующего сезона (зимнего или летнего). Обычно СО приравнивают к очередному техобслуживанию. Необходимость в сезонном обслуживании объясняется тем, что эксплуатация машин в осенне-зимнее время усложняется и сопровождается ускоренным изнашиванием сопряженных деталей. Подготовка машины к осенне-зимней эксплуатации включает: проведение операций очередного техобслуживания, утепление кабины, двигателя и аккумуляторов, повышение плотности электролита и подзарядку аккумулятора, промывку системы охлаждения, отключение радиатора смазочной системы, замену масел и гидравлической жидкости на зимние сорта, заливку в систему охлаждения антифризов, а также подготовку систем и приборов для облегчения запуска двигателя.
Плановое и сезонное техобслуживание выполняется на месте работы строительных машин или на базах механизации специальной бригадой квалифицированных рабочих при обязательном участии машиниста. Специализированные бригады оснащают автомобилями «Техпомощь», агрегатами технического обслуживания, заправщиками топливо-смазочных материалов, специальным инвентарем и инструментами.
Для строительных машин на базе тракторов и с тракторными двигателями предусматриваются те же виды техобслуживания и та же периодичность их выполнения, что и у тракторов. Для машин на базе автомобилей принимаются те же виды техобслуживания, что и для автомобилей.
Виды техобслуживания, периодичность их выполнения и перечни работ для тракторов установлены ГОСТ. В зависимости от конкретных условий использования машин допускается отклонение по времени (±10%) от установленной периодичности выполнения техобслуживания.
При обслуживании машин, работающих с тракторами, следует пользоваться двумя перечнями работ по техобслуживанию: по трактору и по машине.
Техобслуживание и эксплуатационный ремонт машин, производящих АСДНР, будут выполняться на месте работ или на пункте сбора поврежденных машин (СППМ).
Выбор формы организации техобслуживания и ремонта зависит от сосредоточенности работ, числа и типа машин, режима работы, трудоемкости техобслуживания и ремонта, наличия подвижных средств техобслуживания и ремонта. В состав работ по ремонту входят: разборка машины на агрегаты и узлы, а агрегатов и узлов – на детали; замена изношенных деталей новыми или отремонтированными; восстановление деталей (сварка, слесарные и механические работы, нанесение металла разными способами); сборка узлов машин и восстановление посадок в сопряжениях; испытание узлов. Ремонт машин подразделяют на текущий (Т) и капитальный (К).
Текущий ремонт выполняют, как правило, на месте работы машины механик-водитель (машинист) и его помощник, а в отдельных случаях – ремонтники ремонтной мастерской. При текущем ремонте устраняют отдельные неисправности в узлах и агрегатах, возникшие в процессе работы машины и препятствующие ее нормальной эксплуатации. Во время этого вида ремонта заменяют или восстанавливают детали (кроме базисных), снимая или не снимая узлы с машины.
Капитальный ремонт должен обеспечивать исправность и полный (или близкий к полному) ресурс машины путем восстановления и замены сборочных единиц и деталей, включая базовые.
Различают необезличенный и обезличенный методы капитального ремонта машин.
При проведении АСДНР в целях быстрого восстановления и возвращения в строй максимально возможного количества машин при организации ремонта необходимо руководствоваться следующими основными принципами:
· в первую очередь ремонтируются те машины, которые имеют меньший объем работ по ремонту и наиболее необходимы в ближайший период;
· текущий ремонт машин небольшой трудоемкости производится, как правило, на местах выхода машин из строя, а ремонт значительной трудоемкости – на СППМ;
· основной метод ремонта – агрегатно-узловой.
Планирование средних и капитальных ремонтов производится согласно установленным нормам, а фактическая потребность в ремонте устанавливается в зависимости от технического состояния техники. Принятая система ремонта дает возможность:
· обеспечить плановость проведения ремонта, снабжение запасными частями и материалами;
· предупредить чрезмерный износ деталей машин, не допустить перерастание естественных износов деталей в аварийные;
· обеспечить увеличение сроков эксплуатации техники и оборудования при заданной надежности.
Ремонт обеспечивает регламентированное восстановление и поддержание работоспособности техники, оборудования и спасательных инструментов, устранение отказов и неисправностей, возникших при работе или выявленных в процессе технической диагностики или технического обслуживания.
На современных авторемонтных заводах автомобили, агрегаты, приборы и детали ремонтируют индустриальным методом. При индустриальном методе ремонта осуществляется полная и частичная взаимозаменяемость и обезличивание сборочных единиц и деталей. На небольших авторемонтных заводах применяют индивидуальный или агрегатный методы ремонта.
Особенности планово-предупредительной системы ТОиР в пожарной охране.
Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта предназначена для обеспечения высокой боевой готовности ПА, оперативной подвижности, безопасности их движения, сокращения расхода топлива, предотвращения отказов, уменьшения износов деталей механизмов.
Ежедневное техническое обслуживание производится при смене караула. При этом проверяется работа двигателя, насоса и других агрегатов и механизмов. Цель обслуживания – убедиться в готовности к немедленному выезду на пожар.
Техническое обслуживание на пожаре (учении) проводит боевой расчет. Цель обслуживания – обеспечение работоспособности механизмов и ПТВ при тушении пожара.
Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) – восстановить боевую способность ПА, заправить ГСМ и огнетушащими материалами, кроме того, устранить обнаруженные неисправности.
Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и СО проводится для восстановления работоспособности механизмов ПА, обеспечения безопасности движения, экономичного расходования ГСМ и продления срока службы ПА;
во-вторых, обслуживание и ремонт производятся в различных подразделениях МЧС;
в-третьих, наличие на ПА пожарно-технического вооружения потребовало изменения трудоемкости обслуживания машин и периодичности их проведения;
в-четвертых, при проведении ТО-1 и ТО-2, согласно утвержденному графику, начальник караула выводит ПА из боевого расчета;
в-пятых, проведение ТО-1 планируется в пожарных частях, а ТО-2 — в гарнизонах пожарной охраны.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Виды ТО пожарных автомобилей
Исправность техники, задействованной при тушении пожара, – одна из составляющих успеха всей операции. Именно поэтому приказом МЧС РФ № 555 от 18.09.2019 утверждена «Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В ней прописан порядок, сроки и виды ТО пожарных автомобилей.
Регулярное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации всех видов пожарных автомобилей. Оно обеспечивает:
- постоянную боеготовность техники;
- безопасность эксплуатации автомобилей;
- обнаружение изношенных деталей;
- продление межремонтных промежутков;
- сокращение расхода горючего.
ТО проводится в пунктах постоянной дислокации автомобилей. Если техника находится на выезде, то ее обслуживание проводится посредством задействования подвижных средств или сторонними организациями, уполномоченными проводить данный вид работ.
Виды техобслуживания
Техническое обслуживание техники, используемой при ликвидации огня и последствий ЧС, зависит от периодичности ее эксплуатации и типа машин. Это комплекс мер планово-предупредительной системы. Они проводятся по графику. Сколько видов ТО пройдет машина, зависит от условий содержания пожарных автомобилей.
Проводимые в рамках техобслуживания операции делятся по категориям:
- моечные;
- смотровые, или диагностические;
- крепежные;
- пускорегулировочные;
- топливно-заправочные;
- смазочные;
- шинные.
Первое ТО
График проведения ТО-1 составляет начальник технического отдела пожарной части и согласовывает его с начальником гарнизона. Периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже одного раза в месяц или через каждые 1500 км пробега. Специальную технику проверяют строго раз в месяц или при пробеге 1000 км. При этом важно учитывать общий пробег, который составляет расстояние, пройденное на выезде, и работу мотора при активации насоса.
В первом ТО важно соблюсти порядок действий:
- Обслуживание автомобиля в месте постоянной дислокации на специальном техпосту. На этом этапе машину полностью промывают, смазывают все вращающиеся и перемещающиеся детали, подтягивают крепежи.
- Диагностика, включающая в себя оценку работы осветительных приборов, наноса и всех коммуникаций.
- После проверки боевую техническую единицу заправляют топливом и огнетушащими средствами, а также проводят окончательную регулировку деталей.
Все процедуры ТО-1 проводит экипаж машины в свободное от дежурства время. Руководителем назначается старший водитель. Весь комплекс мероприятий в рамках первого технического обслуживания проводится за 2 дня.
Если в ходе диагностики были выявлены неполадки, выполняют текущий ремонт: сварочные работы, замену дисков сцепления, элементов управления и ходовой части. На каждый вид назначают ответственных, которые делают отметки о проведенных мероприятиях в специальном журнале.
Второе ТО
Его проводят раз в год или после каждых 7000 км пробега. Для спецтехники показатель уменьшается до 5000 км. Обслуживание также проводит экипаж, но уже не на месте дислокации, а в пожарно-техническом центре.
ТО-2 полностью дублирует первое, но с более углубленной диагностикой состояния машины. На этом этапе проверяют:
- раму, кабину, кузов;
- мотор;
- сцепление;
- трансмиссию;
- карданный вал;
- рулевое управление;
- передний и задний мосты;
- аккумулятор;
- тормозную систему;
- осветительный комплекс;
- водяной резервуар и емкость для средств пожаротушения;
- насос;
- систему подогрева резервуара;
- место для пожарного расчета.
На ТО-2 для основных ПА отводится 2 дня, для спецтехники – 3 суток, а для машин типа АЦЛ и АЦПК – 5. Пятидневная проверка предусмотрена и для машин, находящихся в эксплуатации более 10 лет.
Сезонное
Технику обязательно готовят к смене сезона. Как правило, стараются совместить СО с одним из ТО, обычно первым. И только в северных регионах СО считается отдельным видом обслуживания ПА. В его рамках проводят:
- прочистку охлаждающего контура;
- диагностику кранов и слива тормозной системы;
- замену смазки всех агрегатов;
- проверку карбюратора и топливного насоса;
- очистку бака горючего;
- тестирование аккумулятора на стенде.
Ежедневное
ЕТО – проверка автомобиля при каждой смене караула. Экипаж обязан убедиться, что принимает технику в исправном состоянии. Ответственным назначается командир отделения. При ЕТО необходимо завести ПА и убедиться в корректной работе его двигателя, насоса и всех агрегатов. Второй этап – заправка топливом, маслом, водой и ОТС.
В момент проведения проверки следует придерживаться регламента работы ДВС:
- ПА общего назначения с мотором с карбюратором – 3 мин.;
- ПА целевого использования на дизеле с многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
- ПА специального типа – 7 мин.;
- АЛ и АЦПК – 10 мин.
Ответственность за состояние машины лежит на сдающем карауле. Если выявлены неисправности, то их пытаются устранить на месте. В работе принимают участие водительский состав обеих смен. Если требуется ремонт, ПА отправляют в специальный бокс. Все действия фиксируют в журнале учета с указанием числовых данных (уровень масла, напряжения, давление пневмосистемы, люфт руля и т.д.).
Каждые 10 дней при ЕТО проверяют плотность электролита, давление в шинах и фиксацию колесных гаек.
ТО на пожаре и АСР
Во время непосредственной работы машина испытывает большие нагрузки, поэтому даже во время пожара проводят обслуживание основных механизмов системы. Комплекс мер состоит в следующем:
- выведение пожарной единицы из зоны огня;
- устранение перегибов рукавов и всасывающих сопел;
- смазка уплотнителей через каждые 60 минут работы;
- проверка двигателя и наноса на протечки;
- диагностика нагрева охлаждающей жидкости;
- контроль уровня масла в двигателе;
- очистка пенообразователя и каналов от ВМП;
- заполнение резервуара водой после окончания работ по пожаротушению;
- откачка остатков воды из наноса.
ТО в зависимости от вида ПА
При повседневной эксплуатации периодичность и объем работ в рамках ТО зависит от вида пожарных автомобилей и определяется не только приказом МЧС, но и инструкциями предприятия-изготовителя. Оно включает все основные виды обслуживания по заранее утвержденному в подразделении графику.
Автомобили, находящиеся на хранении, обслуживают строго по инструкции производителя. Это может быть ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание и регламентные работы. Обязательно проверяют состояние защитных покрытий и герметизирующей оклейки. Также очищают технику от пыли и грязи.
Меры безопасности при проведении техобслуживания
Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.
- Все операции с машинами проводят на постах и в помещениях, оборудованных естественной и принудительной вентиляцией.
- Работы проводят на смотровых ямах, ширина которых соответствует колее автомобиля. Чтобы избежать сползания и опрокидывания машины в канаву, вдоль движения по ней устанавливают железобетонные или металлические реборды.
- Ямы, не задействованные при обслуживании и ремонте, во избежание падения в них людей накрывают металлическими щитками.
- В помещениях обязательно должны быть газоотводы от выхлопных труб. Они всегда подключаются к выхлопной системе ПА, поступившего на осмотр, и саморазмыкаются с началом движения машины.
- Запрещено выполнять диагностику трансмиссии при работающем двигателе.
- Нельзя выполнять работы с ПА, подвешенным только на подъемных механизмах без дополнительной фиксации.
- Не допускается промывать детали легковоспламеняющимися жидкостями.
Виды ремонта
Если во время диагностики определяют поломку, то ПА переводят в ремонт. В рамках ТО он может быть капитальный, средний и текущий.
- Капитальный предполагает полное восстановление работоспособности агрегатов машины. Их разбирают, меняют изношенные детали, собирают и проводят наладку. Капремонту подвергают двигатель, сцепление, коробку передач, насосы, коробку отбора мощности.
- Средний ремонт – замена двигателя, проверка целостности всего автомобиля и его полная прокраска.
- Текущий – частичная разборка машины с заменой одного или нескольких агрегатов. Проводят крепежные, регулировочные, смазочные, сварочные работы. Текущий ремонт должен гарантировать целостность узлов до следующего ТО-2.
Соблюдение регламента ТО помогает продлить срок эксплуатации машин и повышает результат проводимой спасательной операции.