- Регулировка углов установки передних колес2108
- Регулировка углов установки передних колес
- Как проверить и отрегулировать углы установки передних колес (передняя подвеска)?
- ↑ Первоначальные значения углов установки колес
- ↑ Значения углов установки колес после техобслуживания
- ↑ Контроль и регулировка углов установки колес
- ↑ Последовательность проверки и регулировки
- ↑ Угол продольного наклона оси поворота. Что делать если он не соответствует норме?
- ↑ Передняя подвеска:
- ↑ Регулировки угла продольного наклона оси поворота
- ↑ Как отрегулировать или настроить угол развала передних колес
- ↑ Что делать если изменение угла развала и продольного наклона оси поворота колеса при изменении количества шайб в пакетах?
- ↑ Что делать если схождение передних колес отличается?
- Регулируем развал схождение ВАЗ 2107 самостоятельно
- Значение термина «развал схождение»
- Что даёт такая регулировка
- Понятие развала колеса
- Значения углов развала
- Понятие схождения
- Значение углов схождения
- Кастер
- Неисправности авто, связанные с неправильной регулировкой
- Неустойчивость на дороге
- Повышенный износ шин
- Другое
- Регулировка развала схождения на СТО
- Развал схождение без посторонней помощи
- Таблица: давление воздуха в шинах ВАЗ 2107 для разных сезонов и размеров колёс, кг/см 3
- Подготовка к регулировке
- Видео: один из способов настройки развала схождения
- Передние колёса
- Развал
- Схождение
- Видео: когда регулировка развала схождения необходима
- Задние колёса
Регулировка углов установки передних колес2108
Регулировка углов установки передних колес
Для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля передние колеса установлены под определенными углами относительно элементов кузова и подвески. Регулируют три параметра: схождение, угол развала колеса, угол продольного наклона оси поворота.
Угол продольного наклона оси поворота (рис. 1) — угол между вертикалью и линией, проходящей через центры поворота шаровой опоры и подшипника опоры телескопической стойки, в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля. Он способствует стабилизации управляемых колес в направлении прямолинейного движения. Этот угол зависит от количества регулировочных шайб на концах растяжки. Для уменьшения угла шайбы добавляют, а для увеличения снимают. При установке/удалении одной шайбы угол изменяется приблизительно на 19′. Симптомы отклонения величины угла от нормы: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левых и правых поворотах, односторонний износ протектора.
Угол развала колеса (рис. 2) — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Он способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески. Угол регулируется поворотом верхнего болта крепления телескопической стойки к поворотному кулаку. При сильном отклонении этого угла от нормы возможен увод автомобиля от прямолинейного движения, односторонний износ протектора.
Схождение колес (рис. 3) — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Схождение можно также определить как разность расстояний между закраинами ободьев, замеренных сзади и спереди колес на уровне их центров. Схождение колес способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля.
Схождение изменяется вращением регулировочных муфт при ослабленных контргайках наконечников рулевых тяг. Перед регулировкой рейку рулевого механизма устанавливают в среднее положение (спицы рулевого колеса — горизонтально). Признаки отклонения схождения от нормы: сильный пилообразный износ шин в поперечном направлении (даже при небольших отклонениях), визг шин в поворотах, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (выбег автомобиля намного меньше положенного).
Контроль и регулировку углов установки передних колес рекомендуется проводить на станции технического обслуживания. Автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку и нагружают в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя (см. ниже). Проверка и регулировка углов на ненагруженном автомобиле допустимы, но дают менее точные результаты. Перед этим следует убедиться, что давление в шинах соответствует норме, износ протектора на левых и правых колесах примерно одинаков, отсутствуют люфты в подшипниках и рулевом управлении, колесные диски не деформированы (радиальное биение — не более 0,7 мм, осевое — не более 1 мм).
Проверка углов установки колес обязательна, если меняли или ремонтировали детали подвески, влияющие на эти углы. В связи с тем, что углы установки передних колес взаимосвязаны, в первую очередь проверяют и регулируют угол продольного наклона оси поворота, затем развал и, в последнюю очередь — схождение.
У обкатанного автомобиля в снаряженном состоянии и с полезной нагрузкой 320 кг (4 человека) в салоне и 40 кг груза в багажнике углы установки колес должны находиться в следующих пределах:
Как проверить и отрегулировать углы установки передних колес (передняя подвеска)?
Проверка и регулировка углов установки передних колес выполняется на специальных стендах в соответствии с инструкцией на стенде.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Проверка углов установки колес обязательна, если производится замена или ремонт деталей подвески, которые могут повлечь за собой изменение углов установки колес.
↑ Первоначальные значения углов установки колес
У нового автомобиля (до первого технического обслуживания) углы установки колес имеют следующие значения:
- развал — 0°30+40’–30’;
- продольный угол наклона оси поворота — 4°+1°–1°30’;
- схождение — 1—7 мм.
↑ Значения углов установки колес после техобслуживания
После проведения первого технического обслуживания (через 1500–2000 км пробега) и при дальнейшей эксплуатации автомобиля значение углов установки колес должно быть:
- развал — 0°30’±20’ (0° 5’±20’)*;
- продольный угол наклона оси поворота — 4°±30’ (3°30’±30’)*;
- схождение — 2—4 мм (3—5 мм)*.
Разница в продольных углах наклона осей поворота правого и левого колес не должна превышать 0°30’.
Перед регулировкой углов установки колес проверьте:
- давление воздуха в шинах;
- осевой зазор в подшипниках ступиц передних колес;
- исправность амортизаторов (отсутствие заклинивания штока);
- радиальное и осевое биение шин;
- зазор в верхних шаровых шарнирах подвески;
- свободный ход рулевого колеса.
Обнаруженные неисправности устраните и произведите необходимые регулировки.
↑ Контроль и регулировка углов установки колес
Контроль и регулировку углов установки колес можно проводить как на груженом автомобиле, так и на ненагруженном, однако контроль углов на груженом автомобиле дает более точные результаты. Поэтому в ответственных случаях рекомендуется проводить контроль и установку углов на автомобиле под статической нагрузкой 3136 Н (320 кгс), что соответствует приблизительно весу четырех человек и грузу в 40 кг в багажнике.
Автомобиль нагружается или специальными грузами, подвешиваемыми к днищу кузова, или балластом (280 кг), размещенным на подушках сидений и в багажнике (40 кг). Передние сиденья должны находиться в среднем положении их продольного хода. Груз в багажнике размещается равномерно. Недостача горючего компенсируется грузом, располагаемым на правой стороне площади багажника.
После установки автомобиля на стенд, непосредственно перед контролем углов «прожмите» подвеску автомобиля, прикладывая 2–3 раза усилие в 392–490 Н (40–50 кгс), направленное сверху вниз, сначала на задний бампер, а потом на передний. При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной оси автомобиля.
↑ Последовательность проверки и регулировки
Очередность проверки и регулировки углов установки колес следующая:
- угол продольного наклона оси поворота;
- угол развала;
- схождение.
ПРИМЕЧАНИЕ!При регулировке углов установки передних колес допускается применение П-образных регулировочных прокладок, которые должны быть установлены прорезью вниз.
↑ Угол продольного наклона оси поворота. Что делать если он не соответствует норме?
↑ Передняя подвеска:
- подшипники ступицы переднего колеса;
- колпак ступицы;
- регулировочная гайка;
- шайба;
- цапфа поворотного кулака;
- ступица колеса;
- сальник;
- тормозной диск;
- шаровой палец верхней опоры;
- поворотный кулак;
- защитный чехол шарового пальца;
- подшипник верхней опоры;
- верхний рычаг подвески;
- корпус подшипника верхней опоры;
- буфер хода сжатия;
- кронштейн буфера хода сжатия;
- опорный стакан амортизатора;
- подушки крепления амортизатора;
- шайба подушки;
- изолирующая прокладка пружины подвески;
- верхняя опорная чашка пружины подвески;
- ось верхнего рычага подвески;
- внутренняя втулка шарнира;
- наружная втулка шарнира;
- резиновая втулка шарнира;
- опорная шайба;
- регулировочная шайба;
- дистанционная шайба;
- кронштейн крепления поперечины к лонжерону кузова;
- поперечина передней подвески;
- крепления штанги стабилизатора;
- подушка штанги стабилизатора;
- штанга стабилизатора;
- лонжерон кузова;
- ось нижнего рычага;
- нижний рычаг подвески;
- болты крепления оси нижнего рычага;
- пружина подвески;
- обойма крепления штанги стабилизатора;
- амортизатор;
- болт крепления амортизатора;
- гайка крепления кронштейна амортизатора к рычагу подвески;
- кронштейн крепления амортизатора к нижнему рычагу подвески;
- нижняя опорная чашка пружины подвески;
- обойма вкладыша нижней опоры;
- корпус подшипника нижней опоры;
- вкладыш обоймы шарового пальца;
- подшипник нижней опоры;
- шаровой палец;
- ограничитель доворота передних колес.
Если при проверке величина угла не соответствует данным, приведенным выше, измените количество регулировочных шайб 27, установленных между осью нижнего рычага и поперечиной.
↑ Регулировки угла продольного наклона оси поворота
Для регулировки угла продольного наклона оси поворота:
- — ослабьте гайки крепления оси рычага к поперечине и измените количество регулировочных шайб под болтами для получения правильного угла продольного наклона оси поворота колес, руководствуясь таблицей.
- — затяните гайки динамометрическим ключом и проверьте продольный угол наклона оси поворота.
↑ Как отрегулировать или настроить угол развала передних колес
Если угол развала отличается от нормы, отрегулируйте его, изменив количество регулировочных шайб 27, установленных между осью рычага и поперечиной, руководствуясь таблицей:
↑ Что делать если изменение угла развала и продольного наклона оси поворота колеса при изменении количества шайб в пакетах?
Для увеличения угла развала снимите с обоих болтов одинаковое количество шайб, а для уменьшения — добавьте.
↑ Что делать если схождение передних колес отличается?
Если величина схождения отличается от нормы, ослабьте стяжные хомутики боковых тяг и ключом 67.7813.9504 поверните обе муфты на одинаковую величину в противоположных направлениях; таким образом муфты навертываются или отвертываются и изменяют длину боковых тяг.
Выполнив регулировку, установите стяжные хомутики прорезью горизонтально с отклонением вверх или вниз не более 60° и в таком положении затяните их. При затянутых гайках кромки прорезей стяжных хомутиков не должны соприкасаться.
Регулируем развал схождение ВАЗ 2107 самостоятельно
Такой вид техобслуживания автомобиля ВАЗ 2107, как корректировка углов наклона колёс, называют регулировкой развала схождения и выполняют через рекомендованные заводом-изготовителем промежутки времени. Кроме того, любой дефект направляющих элементов подвески может быть причиной изменения геометрии установки колёс. Это значит, что выполнив замену, например, сайлентблоков или шаровых опор, нужно проверить, не сбились ли углы наклона передних или задних колёс вашей «семёрки».
Значение термина «развал схождение»
Достаточно часто, закончив ремонт передней подвески ВАЗ 2107, автомастер сообщает владельцу машины, что нужно бы проверить и подкорректировать развал схождение. Этот вид регулировки является одним из наиболее важных, т. к. от него зависит долговечность автомобильных шин и степень устойчивости транспортного средства на дороге, а значит и безопасность движения. Регулировка развала схождения чаще относится к отечественным автомобилям, т. к. конструкция подвески современных иномарок, как правило, не допускает изменения углов установки колёс. Исправление развала или схождения может иметь смысл для иномарки только после серьёзного ДТП или замены таких деталей, как амортизаторы или пружины.
Что даёт такая регулировка
Смысл корректировки развала схождения сводится к тому, что колёса автомобиля устанавливают под определённым углом к горизонтали, а также друг по отношению к другу. Это нужно, чтобы постараться придать колёсам максимально возможное вертикальное положение при движении, т. е., независимо от того, какое положение колесо занимает относительно других элементов конструкции, оно должно оставаться в вертикальной плоскости. Именно в этом случае достигается близкий к идеальному контакт шины с дорогой.
Понятие развала колеса
Развал определяет, под каким углом установлено колесо относительно поверхности дороги. Наглядное представление об этом параметре можно получить, изобразив угол между плоскостью вращения колеса и вертикальной линией, пересекающей центр так называемого пятна контакта резины с дорогой.
Значения углов развала
Принято считать, что если верх колеса отклоняется от центральной оси авто, то развал положительный, в противном случае — угол имеет отрицательное значение. Каждый производитель рекомендует свои регулировки развала в зависимости от технических характеристик автомобиля.
Наиболее точно определить углы развала колёс ВАЗ 2107 можно в момент, когда в машине размещён груз весом 320 кг: примерно столько весят 4 пассажира и груз в багажнике. Бак при этом должен быть заполнен топливом. Угол развала при этом должен составлять:
- для гружёного автомобиля 4°30’+20′;
- для незагруженного — 0°5’+20′.
Как правило, отрицательный угол развала создаёт большее пятно контакта резины с поверхностью дороги, но за счёт ускоренного стирания внутренней кромки шины уменьшается срок её службы. Машина не будет ехать прямо, если развал колёс отличается на 30′ или более.
Понятие схождения
Если представить угол между плоскостью вращения колеса и условной осью, разделяющей машину вдоль на две части, то это и будет схождением колеса. По отношению к одному колесу схождение считается раздельным: два раздельных в сумме дают суммарное схождение.
Значение углов схождения
Когда передняя часть колеса развёрнута в сторону продольной оси автомобиля, мы имеем дело с положительным схождением, в противном случае — с отрицательным. Положительный угол схождения используется чаще, но в ряде случаев рекомендуется отрицательное схождение: устойчивость машины при этом повышается, но увеличивается и износ резины.
Нормальное схождение для ВАЗ 2107 составляет:
- 2–4 мм для гружёной машины;
- 3–5 мм для машины без нагрузки.
Кастер
Помимо развала и схождения, существует ещё одна регулировка наклона колеса, которая называется кастер. Эта регулировка также представляет собой угол, но между вертикальной линией и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость машины. Величина этого угла, как правило, не превышает 6°. Правильно настроенный кастер самовыравнивает ведущие колёса, когда автомобиль набирает скорость.
Номинальная величина катера составляет:
- 4°±30′ для гружёной машины;
- 3°±30′ для авто без нагрузки.
Неисправности авто, связанные с неправильной регулировкой
Неотрегулированные развал и схождение, как правило, затрудняют управление транспортным средством и становятся причиной целого ряда неисправностей автомобиля.
Неустойчивость на дороге
Автомобиль с неправильно отрегулированными развалом и схождением чаще всего самопроизвольно «съезжает» влево или вправо, и водитель вынужден прилагать дополнительные усилия, чтобы машина ехала прямо. О комфортном вождении в этом случае речь уже не идёт, к тому же водитель гораздо быстрее утомляется, управляя таким автомобилем.
Повышенный износ шин
Наиболее типичным последствием неправильной регулировки развала схождения является быстрый износ шин автомобиля. Очевидно, что слишком большой положительный угол развала становится причиной ускоренного износа внешней части шин, отрицательный — внутренней части. Следует знать, что шины быстро изнашиваются также из-за неправильного давления воздуха в них (повышенного или пониженного) и вследствие углового колебания колеса.
Другое
Помимо неустойчивости на дороге и повышенного износа шин, неотрегулированные развал и схождение могут оказаться причиной преждевременного выхода из строя сальников, вкладышей и пальцев рулевого управления и подвески.
Регулировка развала схождения на СТО
Работы по регулировке развала схождения на СТО выполняются с использованием специальных стендов, которые бывают:
Оптические стенды работают следующим образом: к колёсам крепятся специальные трубки, направляющие луч света на плоскость с вертикальными и горизонтальными шкалами. Угол наклона определяется по положению точки света относительно той или иной шкалы. Такие стенды широко использовались в советский период и сегодня чаще применяются для регулировки развала схождения на автомобилях времён СССР. Стенды этого типа дают высокую погрешность измерений и позволяют определять развал только на одной паре колёс (передней или задней), поэтому выставить все колёса машины под одинаковым углом бывает довольно сложно.
Лазерные стенды в техническом отношении являются следующей ступенью оптических, т. е. здесь тоже применяются законы оптики, но вместо светового используется лазерный луч. Для регулировки развала схождения:
- на машину устанавливают специальные лазерные излучатели;
- на колёса крепят зеркала параллельно плоскости вращения;
- измерительная шкала монтируется напротив зеркала и лазерный луч, исходящий из нулевой точки шкалы, при правильных регулировках должен от зеркала вернуться на своё место.
Если луч возвращается в другую точку, требуется регулировка. Точность измерений на лазерном стенде гораздо выше, чем на оптическом.
Наиболее совершенным приспособлением для регулировки развала схождения сегодня является компьютерный стенд. Существует несколько разновидностей таких стендов. Чаще всего компьютерный стенд определяет все необходимые величины с помощью специальных датчиков, установленных на колёсах автомобиля. Информация от датчиков передаётся в компьютер, где сравнивается с эталонными значениями параметров для данной марки авто, после чего происходит автоматическая балансировка колёс.
3D стенд способен формировать трёхмерную модель авто, используя при этом:
- специальные камеры;
- расположенные на стенде фотоэлементы;
- процессор с базой данных.
Компьютерный стенд, как правило, помимо основной функции, способен выполнять множество других сопутствующих задач. Измерения, сделанные на таком стенде, являются максимально точными, а регулировки полностью соответствуют требованиям производителя.
Развал схождение без посторонней помощи
Откорректировать развал схождение можно и без посторонней помощи. Для этого достаточно иметь гараж, оснащённый смотровой ямой и комплект вполне доступных инструментов и материалов. Обязательное условие: пол гаража должен быть ровным и строго горизонтальным (что случается далеко не всегда). Из инструментов и материалов потребуются:
Чтобы регулировка развала схождения не оказалась напрасной тратой времени, перед началом работы нужно убедиться в том, что все детали подвески исправны и не имеют дефектов. Помимо прочего, следует проверить соответствие давления воздуха в шинах номинальному.
Таблица: давление воздуха в шинах ВАЗ 2107 для разных сезонов и размеров колёс, кг/см 3
Размер | Летом | Зимой | ||
Передний мост | Задний мост | Передний мост | Задний мост | |
165/80R13 | 1,6 | 1,9 | 1,7 | 2,1 |
175/70R13 | 1,7 | 2,0 | 1,7 | 2,2 |
Подготовка к регулировке
Перед регулировкой следует устранить:
- осевое и радиальное биение шин;
- люфт в подшипниках ступиц;
- люфт в верхних шаровых опорах.
Видео: один из способов настройки развала схождения
Передние колёса
Регулирование развала и схождения касается, прежде всего, передних колёс.
Развал
Угол развала передних колёс регулируется в такой последовательности:
- Машину устанавливают на ровной поверхности. Передние колёса при этом должны стоять ровно.
Если требуется регулировка, необходимо:
- Демонтировать колесо.
- Послабить соединение кронштейна стойки амортизатора и поворотного кулака ключом на 19.
- В зависимости от результатов замеров, сместить поворотный кулак внутрь или наружу.
Закончив выполнение регулировок, нужно собрать все демонтированные детали и сделать контрольные замеры. При регулировке развала переднеприводного автомобиля допускается погрешность +1/-1 мм, для заднеприводной машины этот показатель составляет +1/+3 мм. Если с первого раза не удалось получить требуемый результат, процедуру повторяют.
Я помню, ещё в далёком 95-ом году мы с отцом сами делали развал-схождение на копейке в гараже. Так мы вывешивали на нитке гайку с крыла параллельно оси колеса и на глаз регулировали рулевыми тягами. Конечно, это было далеко до идеала, но на то время был очень простой и действенный способ. Для нас главное было, чтобы не подъедало резину и не тянуло машину, так мы этого добивались, отдав полдня в гараже.
Константин
http://autoepoch.ru/poleznye-sovety-avtolyubitelyam/razval-sxozhdenie-svoimi-rukami.html
Схождение
Самостоятельная регулировка схождения выполняется следующим образом:
- Чтобы колёса при регулировке могли свободно вращаться, поверхность под ними обрабатывается мыльным раствором.
Если необходимо убедиться в том, что суммарное схождение составляет 2 мм, нужно выполнить следующие шаги:
- Леску или прочную нить с крючками на концах закрепить на уровне ступиц передних и задних колёс, зацепив крючки за шины.
- Под леску на заднем колесе подложить брусок шириной 22 мм (задняя колея «семёрки» меньше передней на 44 мм).
- Развернуть руль так, чтобы леска касалась переднего колеса в диаметральных точках.
- Под леску на заднем колесе подложить ещё один брусок шириной 6 мм (суммарная толщина подкладки составит 28 мм).
Если после проделанных манипуляций леска слегка касается двух крайних точек переднего колеса, схождение составляет 1 мм, т. е. суммарное схождение будет равно 2 мм. Для получения других показателей схождения необходимо проделать то же самое, но с иными размерами подложки, например:
- схождение 1,5 мм (суммарное — 3 мм) соответствует ширине подложки 31 мм (22+9 мм);
- 2 мм (4 мм) — 34 мм (22 + 12 мм).
Видео: когда регулировка развала схождения необходима
Задние колёса
Развал задних колёс регулируется реже, но игнорировать это действие полностью не рекомендуется, т. к. задние колёса также устанавливаются под определённым углом. Причиной неправильного развала задних колёс чаще всего служит деформация какого-либо элемента конструкции заднего моста, поэтому для установки правильных углов развала бывает достаточно устранить такие деформации или заменить изношенные детали.
Я на положительном развале долго ездил, пока он не увеличился до того, что внешний край правого колеса начало хавать. Померил, +10. Неожиданно проявлялся большой люфт, а потом сам исчезал — несколько раз подтягивал регулировочный винт, вроде не сильно. Поездил так, а потом как-то колонка начала подклинивать — стал её проверять на неоживлённой дороге. Выезжаю с обочины — а налево машина не поворачивает. Я направо и с дороги. Отпустил винт побольше и доехал до дома. Высыпалась почти вся правая обойма подшипников вала сошки — два шарика осталось, с левой один вроде выпал. Штуки 4 стёрло пополам. Еле всунул другой редуктор — пришлось рабочий цилиндр сцепы снимать. Масла в редукторе всегда было полно. Да, и в другой колонке подшипников на сошке не видно, они за обоймой, а на старом как бы сбоку были и касались граней червяка.
Rafpmak
https://www.autolada.ru/viewtopic.php?t=305499
Специалисты рекомендуют выполнять регулировку развала схождения колёс автомобиля ВАЗ 2107 после каждых 10–15 тысяч километров пробега. Внеочередная регулировка выполняется, как правило, после ремонта передней подвески. Наиболее точно откорректировать углы наклона колёс можно на СТО, оснащённой специальным компьютерным стендом. Если отправить машину на СТО с современным диагностическим оборудованием недоступно по каким-то причинам, отрегулировать углы наклона колёс «семёрки» можно и в собственном гараже, используя при этом достаточно простую методику и имея под рукой минимальный набор инструментов и материалов.