Регулировка колес радиоуправляемой машины
Регулировка № 1
Место крепления передних амортизаторов
Установка амортизаторов ближе к центру — опоры шасси «СВАЛЕНЫ» -облегчает плавность входа модели в повороты и значительно улучшает ее устойчивость, однако несколько затрудняет управление рулем и затормаживает рулевое устройство при рулежке — «МАШИНА СТАНОВИТСЯ ТУПЕЕ». Такое положение амортизаторов хорошо для трас с большим сцеплением шин с поверхностями. Установка амортизаторов в сторону от центра — опоры «РАЗВАЛЕНЫ» — повышает чувствительность рулевого управления и усложняет рулежку — «МАШИНА СТАНОВИТСЯ РЕЗКАЯ». При установке амортизаторов еще более перпендикулярно — «РАЗВАЛЕНЫ» — Вам следует поменять пружину на более эластичную, чтобы смягчить реакцию рулевого управления. Это хорошо для движения на коротких и более техничных трассах.
Регулировка № 2
Схождение передних колес
Это, по сути дела, вращение передних колес относительно вертикальной оси. Регулировка схождения осуществляется путем изменения рулевых тяг. Если угол схождения передних колес находится в точке перед шасси (переднее схождение) это, как правило, приводит к замедлению реакции модели при входе в повороты, но скажется на облегчении управляемости от середины поворотов до выхода из них. И наоборот, реакция модели будет противоположной, если точка схождения колес будет с задней стороны модели (заднее схождение). Это позволит легче входить в повороты, но затруднит управляемость от середины поворотов до выхода из них.
Регулировка № 3
Тяга развала передняя
Уменьшение размера тяги развала (установка ее в сторону от центра опоры) облегчает управление рулем при входе в повороты, но делает рулежку более чувствительной. Увеличение размера тяги развала (установка ее ближе к центру опоры) затормаживают реакцию рулевого механизма, но создает более благоприятные условия работы шасси.
Регулировка № 4
Развал передних колес
Это — угол плоскости вращения колес по отношению к плоскости поверхности трассы (наклон колеса, если смотреть на модель спереди или сзади). Положительный развал означает, что верх колеса наклонен в сторону от центра шасси. На практике Вам не понадобится положительный развал — имеет смысл, чтобы он был хоть слегка, но отрицательным, т.е. верх колеса наклонен К центру шасси. Проверить это просто — достаточно установить модель на ровную горизонтальную поверхность и прислонить к колесу установленный на эту поверхность прямоугольник — никогда не должно быть зазора ВНИЗУ колеса (это будет означать, что развал положительный). Обычно, устанавливая спереди развал, равный -1 градусу, можно улучшить управляемость модели. Можно также основным критерием выбрать равномерный износ шин, а от него уже отталкиваться при выборе угла развала.
Промышленный пылесос идеально подходит для уборки пыли, грязи, а также металлических и крупных древесных опилок, битого стекла, мазутной жижи, кирпичной, каменной и цементной крошки на крупных промышленных объектах. Именно поэтому пылесос промышленный купить обладает износостойкими деталями, большой степенью защиты при соприкосновении с грязью и мусором. Использовать данный аппарат также можно в домашних бытовых условиях, например, в уборке после ремонта.
Регулировка № 5
Сохранение точек опоры. Передний Kickup/Анти-«клевок»
Это — продольный угол наклона передних рычагов по отношению к поверхности покрытия трассы (угол оси крепления рычага к шасси при виде сбоку модели). Kickup регулируется подбором опорных блоков крепления оси передних рычагов подвески. В стандартной поставки предусмотрено три варианта установки переднего Kickup’а — 0, 2 и 4 градуса. Передние блоки имеют метку «4F», «2F» или «0F» в середине поверхности, смотрящей вперед (цифра = угол Kickup’а, «F»=Front). Установка большего угла Kickup’а — «4F» — идеально подходит для неровных трасс и делает модель прощающей ошибки (делает управление «тупее»). При уменьшении величины Kickup’а управление при входе в повороты становится более агрессивным (управление «остреет»). Кроме того это улучшит передний зацеп при торможениях на вхождении в повороты, но снизит способность шасси справляться с неровностями трассы.
Регулировка № 6
Передний центр крена (Roll Center)
В модели XXX-S Graphite использован новый способ установки центра крена. В стандарте модель идет с высоким расположением центра крена спереди. По результатам проведенных нами испытаний мы установили, что высокое расположение центра крена впереди дает лучшие результаты для езды по большинству трасс. Высокий центр крена увеличивает равномерность работы передней подвески в поворотах и делает управление более отзывчивым. Есть также вариант нижнего расположения центра крена впереди, для того чтобы получить другие характеристики управления моделью. Такое расположение центра крена приведет к большему крену спереди, что увеличит зацеп спереди. При испытаниях на ковровых покрытиях с микропорой низкое расположение центра крена улучшило баланс рулевого управления и устойчивость модели. При нижнем расположении центра крена используются нижние отверстия в крышке дифференциала. Обращаем Ваше внимание, что используя нижний центр качения, значения Kickup’а будут отличаться от указанных на установочных блоках. Блок с маркировкой «0F» даст вам 2 градуса анти-«клевка», с маркировкой «2F» — 0 градусов Kickup’а, и с маркировкой «4F» — 2 градуса Kickup’а.
Регулировка № 7
Кастер
Это — отклонение оси вращения поворотного кулака от вертикали, если смотреть на них сбоку модели. Обычно лучше всего управлять моделью с нулевым или небольшим положительным углом наклона, при котором ось вращения кулака наклонена назад. Суммарный угол кастера определяется суммой угла Kickup’а и угла наклона оси вращения поворотного кулака в передних держателях кулака. Стандартный угол держателей равен 4 градусам. Уменьшение кастера облегчает управление на входе в поворот, но усложняет на выходе. Увеличение кастера усложнит рулежку при входе в поворот и облегчит управление при выходе из него.
Регулировка № 8
Положение переднего рычага
Регулировка положения передних рычагов позволяет плавно изменять колесную базу и угол наклона карданов приводов (MIPs) в небольшом диапазоне. Устанавливая шайбы между передним шарнирным блоком (блок крепления оси вращения рычага) и передним краем рычага (двигая рычаг назад) Вы получите более быструю реакцию и лучший зацеп спереди. Это хорошо для езды по коротким, техничным трассам. Устанавливая шайбы у заднего края рычага (двигая рычаг вперед) позволяет повысить стабильность поведения модели и несколько замедлит ее начальную реакцию, что хорошо для более длинных высокоскоростных трассах.
Регулировка № 9
Провисание (droop)
Провисание — это величина хода рычагов подвески вниз относительно шасси. Регулируется с помощью винта в рычаге подвески, измеряется специальным шаблоном между дном рамы и внешним краем рычагов подвески. Со стандартными колесами 2,5″ рекомендуемыми настройками провисания будет 2-4 мм. Убедитесь в том, чтобы провисание с обеих сторон шасси было одинаковым. Меньшее провисание обострит реакции шасси, но плохо скажется на неровных трассах. Большее провисание затруднит вхождение в повороты и замедляет общую реакцию модели. Но в то же время обеспечивает большую стабильность и управляемость модели на трассах с неровным покрытием.
Регулировка № 10
Настройка дифференциала
Езда с несколько зажатым передним дифференциалом облегчит рулежку при входе в повороты, но усложнит ее при выходе из них. Более свободный дифференциал даст некоторое преимущество при входе в поворот, но на выходе модель будет «выносить».
Регулировка № 11
Передняя сплошная ось (spool)
Использование Spool’а спереди (сплошная ось без дифференциала) уменьшает усилие управления моделью на сбросе газа, но, как и «обгонка», переносит баланс тяги вперед с некоторым увеличением усилия рулежки при увеличении оборотов. Однако, не в пример «обгонке», модель будет более устойчивой при торможении.
Регулировка № 12
Клиренс (Дорожный просвет)
Клиренс — это расстояние от поверхности трассы до нижней точки шасси. Сначала установите клиренс передней и задней части машины ? дюйма = 6 мм. Это хорошо для неровных трасс, а также способствует большему колебанию центра тяжести и крену кузова, что может быть полезным на скользких поверхностях. Уменьшение клиренса приводит к увеличению маневренности модели, что хорошо для трасс с большим сцеплением и ковровых покрытиях.
Регулировка № 13
Положение батарей
Установка батарей в переднее положение делает модель более «острой» в управлении и уменьшает сцепление задних колес с поверхностью трассы. При установке аккумуляторов в заднее положение сцепление задних колес модели улучшиться, а управление незначительно ухудшится — модель станет чуть более «тупой». Размещение по центру шасси разделенного на 2 части блока батарей с промежутком между блоками может по-разному влиять на поведение модели на трассе, в зависимости от характеристик сцепления и размеров трассы.
Регулировка № 14
Натяжение ремня
На длинных трассах для моделей со стоковыми двигателями натяжение ремня может быть слегка ослабленным. Нормальная ситуация, если ремень проскальзывает (2-3 щелчка) при резком торможении, это не должно разрушить ремень. Однако, не допускается езда со слишком слабым натяжением ремня, так как, при трении ремня об шасси и нижнюю часть кожуха, сильно ухудшаются ходовые характеристики модели и разрушается сам ремень.
Регулировка № 15
Регулировка места крепления задних амортизаторов
«Наклоняя» задние амортизаторы ближе к центру опоры (задней «бабочки»), вы «расцепляете» заднюю часть модели, что способствует более «спокойному», предсказуемому сносу задних колес в поворотах. Это хорошо для высокоскоростных трасс с плавными поворотами, где скорость в поворотах критична. Установка амортизаторов более вертикально — в стороны от центра опоры — увеличит задний зацеп, но ослабит реакцию модели при входе в повороты и сделает снос заднего моста резким и малопредсказуемым. Это может быть хорошо для тесных, извилистых трасс.
Регулировка № 16
Тяга развала задних колес
Установка тяги развала задних колес к внешней стороне опоры (укорачивание тяги) и/или к внутренней стороне ступицы позволит увеличить зацеп и крен шасси, но ухудшит управляемость и стабильность. Это позволит увеличить скорость в поворотах и поможет на скользких трассах. Установка тяги развала ближе к центру опоры (ее удлинение) увеличивает стабильность, уменьшая задний снос. Установка тяги развала в нижние отверстие опоры, уменьшит передний зацеп и увеличит боковое сцепление в медленных поворотах. Это также увеличит скорость прохождения высокоскоростных длинных пологих поворотов. Установка тяги к внешней стороне ступицы приведет к уменьшению крена шасси.
Регулировка № 17
Схождение задних колес
Диапазон регулировки схождения задних колес равны 2 градусам. Увеличение угла создает больший передний зацеп и свободу модели при входе в повороты. Это хорошо для ровных гладких трасс. Слишком большое схождение приведет к дерганью модели при движении и затруднит управление ею.
Регулировка № 18
Развал задних колес
Соответствует углу отклонения колес от вертикали. Отрицательный развал означает, что колеса наклонены внутрь, в сторону шасси. Положительный напротив — наклон наружу, в сторону от шасси. Оптимальный развал можно установить, следуя инструкции для переднего развала, для обеспечения оптимального износа шин.
Регулировка № 19
Заднее анти-подседание (Anti-Squat)
Ограничение подседания задней части модели — аналогично кивкам передней части с несколько отличным действием на модель. Оно имеет те же маркировки и регулируется аналогично. Вы можете выбрать 0, 2 и 4 градуса ограничения подседания (угол пальца). Следует начинать с положения 0 градусов. Добавляя угол от 0 до 2 и 4 градусов, можно добиться ослабления сцепления задней части с трассой, что дает более спокойный снос при входе в повороты и увеличивает сцепление при выходе из них. Это хорошо для ровных и гладких трасс.
Регулировка № 20
Задний центр крена (Roll Center)
В модели XXX-S Graphite предусмотрены новые опоры заднего центра качения. Набор собран с низкими опорами заднего центра крена. В результате наших испытаний мы установили, что более низкое расположение заднего центра крена модели дает лучшие результаты на большинстве типов трасс, включая ковровые покрытия на микропоре. Нижнее расположение центра крена обеспечивает больший крен задней части модели, увеличивая возможную скорость в середине поворотов. Опционально можно приобрести опоры для высокого центра заднего крена для достижения различных характеристик управляемости модели. Мы установили, что высокорасположенный центр крена делает модель более «плоской» (зацепленной) во всем повороте и ускоряет перемещение из стороны в сторону (делает модель острее в управлении). При этом нужно установить задний шкворень в верхнее отверстие на крышке дифференциала.
Регулировка № 21
Заднее провисание (rear droop)
Используя тот же метод измерения, как и спереди, отрегулируйте провисание в диапазоне от 3 до 5 мм относительно задней ступицы. Начинать надо с 4 мм, уменьшение провисания сглаживает реакции шасси, тогда как увеличение провисания увеличивает скорость реакции, делая модель более резкой.
Регулировка № 22
Положение заднего рычага
Передвижением рычага вперед (шайбы сзади рычагов) достигается увеличение переднего сцепления с трассой и облегчает вход в повороты. Смещение рычагов назад (шайбы спереди рычагов) ухудшает переднее сцепление с трассой и снижает реакцию модели при входе в повороты.
Регулировка № 23
Повышенная /пониженная «передачи»
В наборе имеется шкив 41Т (41 зуб) для вашей модели. Он используется для понижения/повышения передаточного числа передачи крутящего момента на передние колеса. Установка шкива спереди повышает передачу переднего моста (overdrive). Это уменьшит общую (не «силовую») управляемость и увеличит управляемость на выходе из поворотов. При установке же шкива 41Т сзади модели понизит передачу на передний мост, что даст бОльшую управляемость на входе в повороты и меньшую — на выходе из них. Если Вы перепутаете 41Т и 42Т шкивы, их можно различить по маркировке на торце шкива — на шкиве 41Т никакой маркировки нет.
Как настраивать радиоуправляемую автомодель
Для того чтобы хозяин и его машина имели, что называется, «одно дыхание», нужно потратить чуточку сил и терпения на ее настройку. Тоже самое и в случае с автомоделями. В основном, большинство настроек подвески и двигателя сводится увеличению максимальной скорости или же к улучшению управляемости модели.
Одно из самых главных правил диктует не вносить больше одного изменения в настройки подвески за один раз. Это позволит лучше заметить улучшение или ухудшение поведения радиоуправляемой машины.
Любая автомодель, также как и большое авто, состоит из множества разных деталей, которые можно настраивать, чтобы улучшить работу шасси. Можно начать с настройки угла развала колес. Развал — это угол между вертикальной осью и плоскостью вращения колес. У каждой автомодели этот угол свой, причем его величина зависит и от покрытия дороги. То есть во время участия в соревнованиях на асфальте с хорошим зацепом, требуется выставить менее крутой угол развала, а на покрытии с меньшим зацепом, таких как грунт – более крутой. Профессионалы рекомендуют изменять угол наклона колес в пределах от 0 до -3 градусов. Именно это значение считается оптимальным. Если эту цифру увеличивать, особого смысла от этого не будет. Чем больше величина этого угла, тем лучше сцепление, и наоборот. Обычно любители дрифт моделей любят, что называется, неплохо «развалить» колеса. Взляните на фото дрифт моделей с соревнований в Итальянском Милане и вам все сразу же станет ясно.
Схождение колес тоже не менее важная часть при настройке радиоуправляемой машины. При схождении задних колес, машина ведет себя более стабильно, особенно на поворотах. Другими словами, увеличивается сцепление и модель становится более устойчива, но зато уменьшается ее скорость. Если изменить схождение передних колес буквально на +1 до -1, то это повлияет на управляемость внутри апекса поворота. Итак, чем больше данный угол, тем радиоуправляемая машина лучше входит в поворот. И чем меньше данный угол, тем меньше становится и поворачиваемость модели, но зато машина будет делать плавные и точные вхождения и выход из поворота. Вообще, чтобы правильно настраивать автомодели теперь даже выпускают специальные программы, при помощи которых, процесс настройки машины значительно упрощается. Одна из таких програм это RC Cheat Sheets. Данное ПО содержит в себе множество подсказок по настройкам шасси и будет очень полезным, особенно новичкам.
Как и на настоящих автомобилях, радиоуправляемые машины оснащены подвеской. Здесь все довольно просто:
1) Если передние пружины будут жесткими, то машина будет хуже поворачивать, но станет устойчивее к сносу задней оси.
2) Если передние пружины будут мягкими, то машина обретет избыточную поворачиваемость, но снос задней оси будет более выражен.
3) Если задние пружины мягкие, то автомодель будет хуже поворачивать, но ее задняя ось будет меньше подвержена к заносу.
4) Если задние пружины жесткие, то модель приобретает хорошую поворачиваемость и управляемость.
Существует и такое понятие, как клиренс. Клиренсом является дорожный просвет, который влияет на устойчивость модели. Чем больше клиренс, тем менее устойчива автомодель к опрокидыванию во время прохождения поворотов и наоборот.
Изменение положение крена, также повлияет на сцепление колес, особенно при поворотах. Чем выше центр крена, тем лучше сцепление колес. В общем и целом, законы физики никто не отменял и зная их можно сделать из своей радиоуправляемой машины шасси которое способно побеждать.