Разряды механиков по ремонту автомобилей
Слесарь по ремонту автомобилей – 1-й разряд
Характеристика работ. Разборка простых узлов автомобилей. Рубка зубилом, резка ножовкой, опиливание, зачистка заусенцев, промывка, прогонка резьбы, сверление отверстий по кондуктору в автомобиле, очистка от грязи, мойка после разборки и смазка деталей. Участие в ремонте под руководством слесаря более высокой квалификаций.
Должен знать:
— основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых узлов;
— назначение и правила применения простого слесарного и контрольно-измерительного инструмента;
— наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
1. Автомобили — слив воды из системы охлаждения, топлива . из баков,” тормозной жидкости из гидравлической тормозной системы.
2. Фильтры воздушные и масляные тонкой и грубой очистки — разборка.
Слесарь по ремонту автомобилей – 2-й разряд
Характеристика работ. Разборка грузовых автомобилей, кро1 ме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м и мотоциклов. Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей. Снятие и установка несложной осветительной арматуры. Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов.. Выполнение крепежных работ при первом и втором техническом обслуживании, устранение выявленных мелких неисправностей. Слесарная обработка деталей по 12—14-м квалитетам (5—7-м классам точности) с применением приспособлений, слесарного и конт-.рольно-измерительного инструмента. Выполнение работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации.
Должен знать:
— основные сведения об устройстве автомобилей и мотоциклов;
— порядок сборки простых узлов;
— приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов;
— основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их свойства и назначение;
— способы выполнения крепежных работ и объемы первого и второго технического обслуживания;
— назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и средней сложности контрольно-измерительного инструмента;
— основные механические свойства обрабатываемых материалов;
— назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива;
— правила применения пневмо- и электроинструмента;
— основные сведения о допусках и посадках, квалитетах (классах точности) и параметрах шероховатости (классах чистоты обработки);
— основные сведения по электротехнике и технологии металлов в объеме выполняемой работы.
1. Автомобили — снятие и установка колес, дверей, брызговиков, подножек, буферов, хомутиков, кронштейнов бортов, крыльев грузовых автомобилей, буксирных крюков, номерных знаков.
2. Картеры, колеса — проверка, крепление.
3. Клапаны — разборка направляющих.
4. Кронштейны, хомутики — изготовление.
5. Механизмы самосвальные — снятие.
6. Насосы водяные, вентиляторы, компрессоры — снятие и установка.
7. Плафоны, фонари задние, катушки зажигания, свечи, сигналы звуковые — снятие и установка.
8. Приборы и агрегаты электрооборудования — проверка, крепление при техническом обслуживании.
9. Провода — замена, пайка, изоляция.
10. Прокладки — изготовление.
11. Рессоры — смазка листов рессор с их разгрузкой.
12. Свечи, прерыватели-распределители — зачистка контактов.
13. Фильтры воздушные, масляные тонкой и грубой очистки — разборка, ремонт, сборка.
Слесарь по ремонту автомобилей – 3-й разряд
Характеристика работ. Разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и- автобусов длиной свыше 9,5 м. Ремонт, сборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м. Ремонт и сборка мотоциклов, мотороллеров и других мототранспортных средств. Выполнение крепежных работ ответственных резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей. Техническое обслуживание; разборка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней сложности. Разборка ответственных агрегатов и электрооборудования автомобилей. Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей и автобусов. Соединение и пайка проводов с приборами и агрегатами электрооборудования. Слесарная обработка деталей по 11 — 12-м квалитетам (4—5-м классам точности) с применением универсальных приспособлений. Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов под руководством слесаря более высокой квалификации.
Должен знать: устройство и назначение узлов, агрегатов и приборов средней сложности; правила сборки автомобилей и мотоциклов, ремонта деталей, узлов, агрегатов и приборов; основные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования; ответственные регулировочные и крепежные работы; типичные неисправности системы электрооборудования, способы их обнаружения и устранения; назначение и основные свойства материалов, применяемых при ремонте электрооборудования; основные свойства металлов; назначение термообработки деталей; устройство универсальных и специальных приспособлений и средней сложности контрольно-измерительных инструментов; допуски и посадки, квалитеты (классы точности) и параметры шероховатости (классы чистоты обработки).
1. Автомобили легковые, грузовые автобусы всех марок и типов — снятие и установка бензобаков, картеров, радиаторов, педалей тормоза, глушителей; замена рессор.
2. Валы карданные, цапфы тормозных барабанов — подгонка при сборке.
3. Вентиляторы — разборка, ремонт, сборка.
4. Головки блоков цилиндров, шарниры карданов — проверка, крепление.
5. Головки цилиндров самосвального механизма — снятие, ремонт, установка.
6. Двигатели всех типов, задние, передние мосты, коробки передач, кроме автоматических, сцепления, валы карданные — разборка.
7. Контакты — пайка.
8. Крылья легковых автомобилей — снятие, установка.
9. Насосы водяные, масляные, вентиляторы, компрессоры — разборка, ремонт, сборка.
10. Обмотки изоляционных приборов и агрегатов электрооборудования — пропитка, сушка.
11. Реле-регуляторы, распределители зажигания — разборка.
12. Седла клапанов — обработка шарошкой, притирка.
13. Фары, замки зажигания, сигналы — разборка, ремонт, сборка.
Слесарь по ремонту автомобилей – 4-й разряд
Характеристика работ. Ремонт и сборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 м. Разборка, ремонт, сборка сложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании. Обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стенде? Выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов. Разбраковка деталей после разборки и мойки. Слесарная обработка деталей по 7—10-м квалитетам (2—3-м классам точности) с применением универсальных приспособлений. Статическая и динамическая балансировка ответственных деталей и узлов сложной конфигурации. Составление дефектных ведомостей.
Должен знать: устройство и назначение дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов; электрические и монтажные схемы автомобилей; технические условия на сборку, ремонт и регулировку агрегатрв, узлов и приборов; методы выявления и способы устранения сложных дефектов, обнаруженных в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов, приборов; правила и режимы испытаний, технические условия на испытания и сдачу агрегатов и узлов; назначение и правила применения сложных испытательных установок; устройство, назначение и правила применения сложного контрольно-измерительного инструмента; конструкцию универсальных и специальных приспособлений; периодичность и объемы технического обслуживания электрооборудования и основных узлов и агрегатов автомобилей; систему допусков и посадок, квалитетов (классов точности) и параметров шероховатости (классов чистоты обработки).
1. Блоки цилиндров двигателей — ремонт и сборка с криво-шипно-шатунным механизмом.
2. Валы распределительные — установка в блок.
3. Генераторы, стартеры, спидометры — разборка.
4. Гидроподъемники самосвального механизма — испытание.
5. Гидротрансформаторы — осмотр и разборка,
6. Головки блока цилиндров дизельного -двигателя — сборка, ремонт, испытание на герметичность, установка и крепление.
7. Двигатели всех ТИП9В — ремонт, сборка.
8. Колеса передние — регулировка угла сходимости.
9. Колодки тормозные барабанов, амортизаторы, дифференциалы — ремонт и сборка.
10. Компрессоры, краны тормозные—разборка, ремонт, сборка, испытание.
11. Коробки передач автоматические—разборка.
12. Коробки передач механические — сборка, испытание на стенде.
13. Кузова автомобилей самосвалов, механизмы самосвальные — установка, регулировка подъема и опускания.
14. Мосты передние и задние сцепления, валы карданные‘— ремонт, сборка и регулировка.
15. Оси передние—проверка и правка под прессом в холодном состояние.
16. Подшипники коренные — замена вкладышей, шабрение, регулировка.
17. Поршни — подбор по цилиндрам, сборка с шатунами, смена поршневых колец.
18. Приборы и агрегаты электрооборудования сложные — проверка и регулировка при техническом обслуживании.
19. Редукторы, дифференциалы — ремонт, сборка, испытание и установка в картер заднего моста.
20. Реле-регуляторы, распределители зажигания — ремонт, разборка.
21. Сальник коленчатых валов, ступицы сцепления, пальцы шаровые рулевых тяг, поворотные кулачки — замена.
22. Тормоза гидравлические и пневматические — разборка.
23. Управления рулевые — ремонт, сборка, регулировка.
24. Шатуны в сборе с поршнями — проверка на приборе.
25. Шатуны — смена втулок в верхней головке шатуна с подгонкой по поршневому пальцу; окончательная пригонка по шейкам коленчатого вала па отвесу в четырех положениях.
26. Электропровода автомобилей — установка по схеме.
Характеристика работ. Регулировка и испытание на стендах и шасси сложных и ответственных агрегатов, узлов и приборов, автомобилей и замена их при техническом обслуживании. Проверка деталей и узлов электрооборудования на проверочной аппаратуре и проверочных приспособлениях. Установка приборов и агрегатов электрооборудования по схеме, включение их в сеть. Выявление и устранение сложных дефектов и неисправностей в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов автомобилей и приборов электрооборудования. Сложная и ответственная слесарная обработка, доводка деталей по 6—7-м квалитетам (1—2-м классам точности). Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов особо сложной конфигурации. Диагностирование и регулировка систем и агрегатов грузовых и легковых автомобилей и автобусов, обеспечивающих безопасность движения.
Должен знать: конструктивное устройство обслуживаемых автомобилей и автобусов; технические условия на ремонт, сборку, испытания и регулировку особо сложных и ответственных агрегатов и электрооборудования; электрические монтажные схемы любой сложности и взаимодействие приборов и агрегатов в них; причины износа сопряженных деталей и способы их выявления и устранения; устройство испытательных стендов.
1. Агрегаты и приборы электрооборудования — установка по полной схеме, включение в сеть, проверка- и регулировка их при техническом обслуживании.
2. Валы коленчатые с маховиками — балансировка.
3. Генераторы, стартеры, спидометры — ремонт, сборка, испытание, устранение дефектов.
4. Гидроподъемники самосвального механизма — сборка и испытание.
5. Гидротрансформаторы — ремонт, сборка.
6. Двигатели всех типов и марок — испытание на стенде, регулировка, диагностирование.
7. Приборы для проверки трансмиссии, рулевого управления, расходомеры и газоанализаторы — обслуживание, тарировка, ремонт.
8. Мосты передние и задние — замена и регулировка подшипников. Тормоза, рулевые управления, системы освещения и сигнализации — диагностирование.
9. Распределители зажигания, реле-регуляторы — проверка на стенде, регулировка, устранение дефектов.
10. Тормоза гидравлические и пневматические—-ремонт, сборка, установка и регулировка.
11. Цилиндры, коренные и шатунные подшипники — проверка после испытания на стенде, устранение неисправностей и окончательное крепление всех соединений.
Характеристика работ. Ремонт, сборка, регулировка, испытание на стендах и шасси и сдача в соответствии с техническими условиями особо сложных и ответственных агрегатов и узлов автомобилей различных марок. Проверка правильности сборки со снятием эксплуатационных характеристик. Диагностирование и регулировка всех систем и агрегатов, автомобилей легковых и грузовых и автобусов. Оформление приемо-сдаточной документации.
Должен знать: конструктивные особенности автомобилей и автобусов различных марок; технические условия на ремонт, испытания и сдачу особо сложных и ответственных агрегатов и узлов; способы полного восстановления и упрочнения изношенных деталей; порядок оформления приемо-сдаточной документации; правила ремонта и способы регулировки и тарировки диагностического оборудования.
1. Коробки передач автоматические — сборка, регулировка, испытание.
2. Стенды для проверки тягово-экономических и тормозных качеств автомобилей — обслуживание, ремонт, тарировка.
3. Приборы для проверки систем электрооборудования, зажигания, пневматических тормозных систем, гидроусилителей рулевого управления — обслуживание, ремонт, тарировка и регулировка.
Разряды механиков по ремонту автомобилей
Квалификации:
— слесарь по ремонту автомобилей 5 разряда
— водитель категории «В»
— оператор заправочных станций
Освоив плавку металлов, человек научился изготовлять предметы первой необходимости — орудия труда и оружие, потом — нехитрые механизмы и приспособления. Начав с ковки, люди открывали новые методы обработки металла, совершенствовали рабочий инструмент. Уже в глубине веков зародилось слесарное дело. Слесари прошлого вручную изготовляли металлические изделия и механизмы, вначале простые (например, замки), а затем все более сложные. Мы не случайно привели в качестве примера именно замок. В переводе с немецкого языка слесарь означает замочник — человек, изготовляющий и ремонтирующий замки.
Поиски новых способов обработки металлов увенчались изобретением металлорежущих станков, что не привело к исчезновению древней профессии, она лишь приобрела качественно новые черты. Станкам поручили выполнение тяжелых и трудоемких работ. Слесари же сосредоточили свои силы на точных и ответственных операциях, завершающих процесс изготовления изделий.
Не одна, а более сорока специальностей слесаря насчитывается в наше время. На любом промышленном предприятии не обойтись без них — слесаря по ремонту автомобилей, слесарей-инструментальщиков, слесарей-монтажников, слесарей-сборщиков, слесарей-механиков, слесарей-ремонтников и других.
Особое место занимает специальность слесарь по ремонту автомобилей, одна из самых распространенных слесарных специальностей.
Производит техническое обслуживание, разборку, ремонт, замену, сварку, сборку и регулировку узлов автомобилей.
Разбраковывает детали после разборки и мойки, осуществляет статическую и динамическую балансировку деталей и узлов.
Выполняет операции по смазке и смене рессор и радиаторов, сверлению отверстий и нарезанию резьбы, изготовлению прокладок.
Осуществляет установку приборов и агрегатов электрооборудования по схеме, включение их в сеть, установку зажигания на распределителях, их проверку на стенде, регулировку и устранение дефектов. Выполняет разделку, сращивание, изоляцию и пайку проводов проверку свечей на искрообразование, пропитку и сушку изоляционных обмоток приборов и агрегатов электрооборудования. Производит обкатку на стенде и пробеговые испытания автомобилей после ремонта. Оформляет приемо-сдаточную документацию.
К работам по 2-3 разряду относятся опиловка, промывка, чистка и смазка деталей, зачистка заусенцев, смена тормозных колодок, сцепления, масел.
Слесарь 4-5 разряда выполняет переборку двигателей, коробок и других сложных и ответственных агрегатов автомобилей.
Содержание труда: Ремонт грузовых, легковых автомобилей, автобусов, регулировка отдельных узлов и агрегатов.
Должен знать: Конструктивные особенности автомобилей, электрические и монтажные схемы автомобилей, методы выявления и способы устранения неисправностей.
Профессионально важные качества:
– самостоятельность;
– способность к переключениям с одной деятельности на другую;
– стремление к профессиональному совершенству;
– устойчивость зрительной чувствительности во времени;
– хороший глазомер: линейный, угловой, объемный;
– способность к распознаванию небольших отклонений параметров технологических процессов от заданных значений по визуальным признакам;
– внимание к деталям;
– помехоустойчивость внимания;
– способность к созданию образа по словесному описанию;
– способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;
– предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;
– техническое мышление; долговременная память;
– кинестетическая память (память на движения);
– память на образы предметного мира;
– память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики);
– хорошая координация движений обеих рук;
– навки точной манипуляции и ловкость;
– твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор);
– сохранение работоспособности при развивающемся утомлении;
– сохранение работоспособности в условиях воздействия вибрации и шума;
– умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке;
– умение выполнять работу в определенном темпе;
– способность переносить физическое и психическое напряжение;
– склонность к конструированию и проектированию;
– умение прогнозировать ситуацию;
– хороший технический слух;
– развитое техническое мышление;
Квалификационные требования: СВПУЭПО, (диапазон разрядов 2-5).
– заболевания сердца или нарушения артериального давления;
– некорректируемое снижение остроты зрения;
– вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
– расстройства координации движений;
– заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;
– выраженные физические недостатки.
– заболевания костно-мышечного аппарата рук;
– болезни, связанные с потерей сознания.
В симферопольском высшем профессиональном училище электронного и промышленного оборудования для обучения специальности слесарь по ремонту автомобилей принимаются юноши, окончившие 9 классов.
на базе среднего общего образования (9 классов) — 2 года 5 месяцев
на базе среднего общего образования (9 классов) — 1 год
На первом курсе обучения присваивается — I — II .
На втором курсе обучения присваивается — III .
На третьем курсе обучения присваивается — IV — V .
После окончания обучения учащимся присваивается V разряд, и они могут работать по следующим профессиям:
— слесарь по ремонту электрооборудования;
— контролер технического состояния автотранспортных средств.
Области применения профессиональных знаний:
· станции технического обслуживания и инструментального контроля автомобилей;
· мастерские по замене, балансировке и ремонту колес;
· автомобильные подразделения Вооруженных сил и милиции.
На заводских курсах повышения квалификации разряд можно повысить до самого высокого.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2014
Часть №2 выпуска №2 ЕТКС
Слесарь по ремонту автомобилей
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2014
Выпуск №1 ЕТКС
Оператор заправочных станций