Лабораторная работа «Кузов и кабина»
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2017
Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»
Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля 1999 N 16-52-58 ин/16-13 «О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования», требованиями ФГОС СПО, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года.
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема: Несущая система, подвеска, колеса.
Тема занятия: лабораторная работа «Кузов и кабина».
Цель работы: изучить устройство кузова грузовых и легковых автомобилей, кабин грузовых автомобилей, устройство и работу арматуры кабин.
Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ с изучением устройства и работы передних управля емых неразрезных и разрезных мостов; приобрести навыки в разборке и сборке мостов.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ передних управля емых неразрезных и разрезных мостов.
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением устройства и работы передних управля емых неразрезных и разрезных мостов .
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы должен:
иметь практический опыт :
— снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля .
— снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.
— устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
— назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.
В ходе занятия у студентов формируются
П рофессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования /Ф.И.Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб.пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
Оборудование: автомобили ГАЗ-З1029 и ГАЗ-3307.
Содержание работы: на автомобилях ознакомиться с устройством рам грузовых автомобилей, кузовов грузовых и легковых автомобилей, арматуры кузова легковых автомобилей.
Описание устройства. Кузова грузовых автомобилей предназначены для перевозки грузов. Автомобили, оборудованные деревянными кузовами, могут, как исключение, перевозить пассажиров, но в этом случае кузов должен быть специально оборудован.
Кузова легковых автомобилей и автобусов предназначены для перевозки пассажиров и являются рабочим местом водителя. Кабины грузовых автомобилей — рабочее место водителя. В кабинах можно перевозить одного-двух пассажиров.
На бортовом автомобиле-тягаче ЗИЛ-433100 грузовая платформа может быть металлической или деревянной, она состоит из основания, шести бортов и каркаса с тентом. Основание платформы выполнено в виде металлического каркаса, металлические борта представляют собой профилированные панели из листовой стали, приваренные к жестким металлическим каркасам. Боковые и задние борта откидные. Высокий передний борт прикреплен к основанию платформы. В основании, боковых стойках и переднем борту платформы имеются гнезда для установки каркаса тен та. На поперечных балках каркаса основания закреплены болта ми и хомутами два продольных деревянных бруса, которые вме сте с основанием крепятся к лонжеронам рамы хомутами. Настил пола деревянный, щитовой.
Кабины грузовых автомобилей могут быть двухместными и трехместными, с отдельным капотом (автомобили ЗИЛ-431410, -5301, Г A 3-3307) и бескапотные (автомобили марок КамАЗ и МАЗ).
В бескапотных кабинах двигатель расположен непосредствен но под кабиной. Преимуществами таких кабин являются хороший обзор, увеличение длины кузова без увеличения длины автомоби ля, хороший доступ к двигателю при откинутой кабине.
Кабины всех современных грузовых автомобилей цельноме таллические, сваренные из отдельных штампованных панелей.
Если кабина имеет отдельный капот, то двигатель закрыт опе рением.
На автомобиле ЗИЛ-433100 оперение открывается вперед. В этом случае нужно открыть левый и правый замки с помощью монтаж ной лопатки и за ручку, расположенную под облицовкой в верх ней ее части, потянуть оперение на себя. Для предотвращения самопроизвольного закрытия оперения имеется упор, закреплен ный на рамке радиатора с правой стороны. В откинутом состо янии оперение ограничивается ограничителем. При открытом оперении подвижную часть упора необходимо установить горизонтально.
Перед закрытием оперения упор следует установить в транс портное положение.
При опрокидывании кабины 1 (рис. 1) она поддерживается двумя пружинами 4, расположенными под передней частью каби ны. Концы пружин свободно надеты на чашки 5, для предотвраще ния выскакивания частей пружины в случае ее поломки имеется страховой трос. В задней части кабины крепится запорный меха низм, основными элементами которого являются два крюка: основ ной запорный удерживающий и дублирующий (на случай самопроизвольного открывания первого). Запорный крюк плотно прижимает кабину к подушкам, закрепленным на опорной балке.
В опрокинутом состоянии кабина удерживается упором-огра ничителем 2, состоящим из двух рычагов, и закрепляется защел кой 3.
Рис. 1. Механизм опрокидывания кабины:
1 — кабина: 2 — упор-ограничитель; 3 — защелка; 4 — пружина опрокидывателя; 5 — чашка пружины
Автомобиль ГАЗ-З1029 оборудован двумя рядами сидений для пяти пассажиров, включая водителя. Переднее — двухместное, раздельное для водителя и пассажира. Подушка и спинка перед них сидений ковшевого типа, что облегчает управление автомобилем на крутых поворотах, удерживая водителя и пассажиров от скатывания в сторону.
Изменение положения сиденья по высоте обеспечивается механизмом регулировки, который изменяет высоту сидений и угол наклона.
Регулировка высоты передних опор производится гайками, задних — перестановкой болта в отверстии. Угол наклона сиденья задается разницей высот передних опор относительно задних.
На автомобиле ЗИЛ-433100 сиденье водителя имеет механизм подрессоривания с регулировкой жесткости в зависимости от массы водителя. Для этого имеется указатель на шкале.
Изменение продольного положения передних сидений обеспечивается салазками, имеющими девять фиксированных положений. Общий ход салазок 180 мм. Для перемещения передних сидений следует повернуть ручку, передвинуть сиденье в удобное положение и отпустить ручку.
Передние сиденья имеют регулируемые по высоте и углу наклона подголовники. Если ослабить рукоятку, сиденье можно передвин уть по длине, рукояткой регулируется наклон подушки. Для регу лировки угла наклона спинки следует рукоятку повернуть вверх.
Кузова легковых автомобилей различают по числу дверей, ря дов сидений и конструкций крыш.
Автомобили могут быть двух-, трех-, четырех- и пятидверными. По числу рядов сидений могут иметь один, два и три ряда. По конструкции крыши — закрытые и с откидным верхом.
Кузова легковых автомобилей могут быть трех-, двух- и одно объ емными. У трехобъемного кузова имеется три отсека. В одном отс еке располагается двигатель, в другом размещаются пассажи ры, а в третьем — багаж (автомобили ГАЗ-З1029 «Волга», ВАЗ-21 10). У двухобъемного кузова имеется два отсека. В одном отсе ке расположен двигатель, а в другом — пассажиры и груз (авто мобили ВАЗ-1111 и -11113). Если отсеки для двигателя, водителя с пассажирами и багажа объединяются в одно целое кузовом, то та кой кузов называется однообъемным.
То типу однообъемного кузова автомобили бывают:
кабриолет — складывающаяся крыша, кресел может быть один ряд или два, но второй ряд в этом случае заужен;
родстер — аналог кабриолета;
фаэтон — кузов с мягкой крышей и опускаемыми дверными стеклами (например, УАЗ-469);
минивэн — кузов семейного автомобиля с тремя рядами сидений: третий ряд заужен с откидными боковыми сидениями на два пассажира; вторые и третьи ряды сидений могут раскладываться, образуя место для перевозки багажа ( Hyundai Santa Fe );
лимузин — отличительная особенность — наличие полу прозрачной перегородки сзади спинки сиденья водите ля. Это автомобили представительского класса.
Все детали кузова подвергаются антикоррозионной обработке. Внешние и внутренние поверхности кузова фосфатированы с образованием слоя нерастворимых в воде фосфорнокислых соединений. Слой этот закреплен грунтом.
Н ижняя наружная часть кузова, брызговики колес, внутренние полости крыльев покрывают битумным составом.
Панели пола в салоне и багажнике, панели воздухопритока ок леены битумными листами. Закрытые и полузакрытые полости кузова обработаны консервирующим материалом с образованием защитной воскообразной пленки.
Для термошумоизоляции изнутри наружных панелей дверей и щитка передка наклеен вафельный картон, крыши — поролон, капота — искусственная кожа, дублированная войлоком. В салоне на полу уложены термоизоляционные прокладки. Сварные швы уплотнены пластизолом.
Герметизация кузова обеспечивается закрытием технологических отверстий резиновыми пробками, монтажные люки заклеиваются пленкой. В нижней части дверей имеются сточные щели.
Передние и задние стекла кузова гнутые, полированные. Ветровое стекло трехслойное на эластичной прокладке, благодаря чему при ударе оно не разрывается и удерживает осколки. Заднее стекло закаленное. Стекла дверей гнутые, полированные, закаленные. Все стекла безопасного типа.
Оперение кузова состоит из приваренного каркаса облицовки радиатора, брызговика облицовки, крыльев, капота и других деталей и узлов.
Каркас, соединенный нижней частью с подмоторной рамой и задней — с каркасом кузова, образует силовую консоль для крепления подвески, двигателя и его агрегатов.
Спереди и сзади кузова устанавливаются энергопоглощающие буферы.
Двери кузова обеспечивают удобство входа и выхода, комфорт и безопасность во время движения автомобиля, обзорность и защиту салона от воздействий внешней среды. В открытом положении двери фиксируются ограничителями, в закрытом — запираются замками.
Двери имеют стекла, которые поднимаются и опускаются с помощью стеклоподъемника. Стекла передвигаются в направляющих и уплотняющих желобках.
В открытом положении дверь удерживается ограничителем открывания, состоящим из шарнирно закрепленного на стойке рычага, установленного на петельном торце двери. Фиксирующим элементом является утолщение на рычаге.
В закрытом положении дверь удерживается замком кулачкового типа. Кулачок замка имеет два зуба: предохранительный и рабочий. Если дверь закрыта на рабочий зуб, то она закрыта полностью, если — на предохранительный зуб, то неполностью (приоткрыта). Поездка с приоткрытой дверью недопустима.
Стеклоподъемник рычажного типа, самотормозящий (удерживает стекло в любом заданном положении).
Уплотнение дверей состоит из резиновых губчатых уплотните лей, установленных по периметру двери в специальных пазах.
Некоторые автомобили семейства «ГАЗель» оборудованы бо ковыми сдвижными дверями. При открывании с помощью внут ренней или наружной ручки дверь скользит по нижним, средним п верхним направляющим. Дверь поддерживается верхним меха низмом, установленным на оси верхней каретки, и нижним с по мощью рычага и опоры.
На грузовых автомобилях и автомобилях семейства «ГАЗель» к апо т закрывает отсек, в котором размещен двигатель.
На автомобилях «ГАЗель» капот подвешивается на двух петлях, ко торые крепятся к капоту болтами на щитке передка. Петли не уравновешены, поэтому для удержания капота в открытом поло жении служит жесткий упор. При закрытом капоте упор должен быть установлен в специальный зажим.
В закрытом положении капот удерживается замком штырево го чипа. Замок крепится к верхней панели радиатора. Открывает ся замок дистанционно из кабины водителя. Чтобы открыть за мок, необходимо потянуть на себя ручку, закрепленную на левой передней стойке кабины под панелью приборов. При этом щеколда освободит штырь и капот под действием пружины поднимет ся на 30. 36 мм. После открытия замка капота ручку нужно вер нуть в исходное положение и щеколда замка под действием пру жины также вернется в исходное положение.
Для предохранения от случайного открытия капота при движен ии автомобиля служит крючок-предохранитель.
Легковые автомобили оборудуются ремнями безопасности: передние сиденья — инерционными ремнями, задние — стати ческими.
Система отопления предназначена для обогрева салона или кабины, а также лобовых стекол с целью предотвращения их запотеван ия и обмерзания.
Отопители автомобилей «ГАЗель-2705» (рис. 2) состоят из воз духозаборника 17, электродвигателя 8 с двумя вентиляторами: правым 7 и левым 9. Электродвигатель крепится двумя накладками 3 и 5. Для подогрева воздуха имеется радиатор 12, закрытый обли цовкой. Отопитель шлангами соединяется с системой охлаждения. Для предотвращения попадания дождевой воды через отопитель в салон воздух, пройдя решетку, расположенную между лобовым стеклом и капотом, резко изменяет направление своего движения, и дождевая вода по инерции отделяется от воздуха, попадает в пластмассовый желобок, расположенный в подкапотном простран-
стве, и сливается наружу. Короб воздухозаборника имеет заслонку 16, с помощью которой регулируется воздушный поток.
Рис. 2. Отопитель автомобиля «ГАЗель — 2705»:
1 — винт крепления вентилятора; 2 — прокладка; 3 — верхняя накладка электродвигателя; 4 — винт крепления накладок; 5 — нижняя накладка электродвигателя; 6 — гайка крепления накладок; 7 — правый вентилятор; 8 — электродвигатель; 9 — левый вентилятор; 10 — облицовка радиатора; 11— болт крепления облицовки радиатора; 12 — радиатор отопителя; 13 — гайка крепления радиатора; 14 — планка крепления радиатора; 15 — добавочный резистор; 16 — заслонка короба воздухозаборника; 1 7 — короб воздухозаборника
К радиатору отопителя присоединены подводящий и отводящий резиновые шланги. Для включения радиатора имеется кран. Циркуляция рабочей жидкости через радиатор отопителя осуществляется центробежным насосом системы охлаждения двигателя.
Для включения отопителя необходимо открыть кран и заслонки с помощью ручек. При движении автомобиля холодный воздух из окружающей среды проходит через воздухозаборник и радиат ор и поступает в кабину уже нагретым. Если такого отопления недостаточно, то можно включить электровентилятор, то ускорит подачу теплого воздуха в кабину.
Переключатель электродвигателя вентилятора имеет четыре положения. В первом положении электровентилятор выключен; при повороте переключателя по часовой стрелке включаются по степенно первая, вторая и третья скорости вращения.
Ручкой регулируют количество поступающей в радиатор ото пителя рабочей жидкости из системы охлаждения. При крайнем правом положении подача в радиатор отопителя будет наиболь шей. Ручкой можно переключать отопитель в режим обогрева кузова или вентиляции. При установке ручки в крайнем левом положении осуществляется вентиляция кузова, в среднем положе нии нагретый воздух будет подаваться на обогрев ветрового стек- vi и стекол дверей. Если перевести ручку в крайнее правое поло жение, то нагретый воздух будет подаваться на обогрев стекол, а ыкже в ноги водителя и пассажира.
Вентиляция кабины создает оптимальный микроклимат в жар кую погоду. На большинстве автомобилей для вентиляции используются отопители.
В кабине предусмотрены системы приточной и вытяжной вен тиляции. Принудительная приточная вентиляция (автомобили семейства «ГАЗель») осуществляется через систему отопления при за крытых окнах и люке крыши. Для вентиляции ручки краника и режима вентиляции необходимо переместить в крайнее левое положение. Включить электродвигатель вентилятора, повернув ручку по часовой стрелке. Воздух через патрубки вентиляции будет поступать в кабину и салон.
Приточной вентиляцией рекомендуется пользоваться при дви жении на малых скоростях и на стоянках. При движении со ско ростью более 50 км/ч включать электровентилятор не обязатель но, так как приток воздуха будет осуществляться в достаточном объеме. Приточная вентиляция осуществляется также через опу шенные стекла дверей. Вытяжная вентиляция происходит через щели, расположенные на внутренних панелях и в нижней части дне рей.
На легковых автомобилях и некоторых грузовых (ГАЗ-ЗЭ07, ЗИ Л-5301) стеклоочистители имеют электрический привод. На ав томобиле ГАЗ-З1029 установлен стеклоочиститель СЛ-136Б с э лектрическим приводом на две щетки. Электропривод стеклоочистителя с редуктором и системой приводных рычагов располага ется под съемной панелью воздухозаборника.
Стеклоочиститель и стеклоомыватель управляются специальным переключателем, расположенным на рулевой колонке. Переключатель имеет пять положений: выключено, включена малая скорость, включена большая скорость, включена прерывистая работа стеклоочистителя и, если потянуть ручку переключателя на себя, включаются одновременно стеклоочиститель и стеклоомыватель.
При выключении стеклоочистителя его щетки останавливаются, после того как дойдут до нижнего уплотнения лобового стекла.
Стеклоочиститель состоит из электродвигателя с редуктором червячного типа. Червяк редуктора составляет одно целое с валом электродвигателя. В зацеплении с червяком находится червячное колесо, на оси которого монтируется рычажная система привода щеток.
Для выключения электродвигателя в момент, когда щетки дойдут до нижнего уплотнителя ветрового стекла, служит концевой выключатель.
При движении автомобиля по грязным дорогам ветровое стекло забрызгивается встречными и обгоняющими автомобилями. Для улучшения работы стеклоочистителя необходимо смывать грязь со стекла.
Омыватель ветрового стекла состоит из бачка, в котором установлен насос с приводом от электромотора, жиклеров и трубок. При включении электродвигателя вращение через вал насоса передается на ротор насоса. Ротор насоса подает воду через штуцер, трубки, жиклеры и распылители на ветровые стекла. При минусовой температуре окружающего воздуха воду из бачка омывателя необходимо слить.
На некоторых автомобилях марок ЗИЛ и КамАЗ устанавливают пневматические стеклоочистители. Внутри корпуса установлены два поршня, соединенные рейкой. Тяга соединяет поршни со скобой через пружину. Рейка имеет зубчатый венец, находящийся в постоянном зацеплении с зубчатым сектором, который установлен на одном валике с рычагом щетки. Сжатый воздух по трубке подается из баллона к распределительному устройству, размещенному в крышке.
Распределительное устройство имеет двусторонний канал, два клапана и перемычки.
Работа стеклоочистителя основана на возвратно-поступательном движении поршней вследствие подачи сжатого воздуха под поршни с разных сторон. В момент подачи сжатого воздуха под один поршень полость под другим поршнем сообщается с окру- жающей средой. При передвижении поршней рейка поворачива ет сектор, а с ним валик с щеткой.
Подушки безопасности. Подушки безопасности являются уст ройством обеспечения пассивной безопасности водителя и пасса жиров. Различают несколько видов подушек, а именно:
фронтальные — защищают верхнюю часть водителя и пассажира;
боковые — защищают область таза и брюшной полости;
подушки-шторки — защищают от деформации боковых дверей и разлета осколков стекол.
Могут применяться подушки безопасности и другого назначе нии.
После срабатывания необходимо заменить подушки и произве сти полный ремонт торпедо автомобиля. К торпедо относятся передняя облицовка кабины и рулевая колонка. Срабатывают подушки только при лобовом столкновении. При ударе сзади они не срабатывают.
Подушками безопасности оборудуются большинство легковых автомобилей иностранного производства, а именно Nissan , Hyundai Santa Fe , Kia Rio , Hyundai Solaris и многие другие. На отечественных автомобилях подушки безопасности устанавливаются на Lada Xray , Lada Vesta и некото рых других.
Каково назначение кузова и кабины?
Какие типы кузовов современных легковых автомобилей вы знаете?
Приведите краткую техническую характеристику кузовов: седан, лимузин, фаэтон, кабриолет, универсал, пикап. На каких автомобилях они установлены?
Объясните устройство бескаркасного несущего кузова легкового автомобиля «Волга», его преимущества и недостатки по сравнению с обычным кузовом и рамой.
Какие типы кузовов автобусов вы знаете? Каковы особенно сти устройства цельнометаллического каркаса кузова вагон ного типа?
Как устроены кабина и кузов автомобилей?
Как и чем производится уплотнение кузова и кабины?
Опишите устройство и способы крепления сидений водителя и пассажиров.