Строение автомобиля
Схемы автомобилей
Компоновочная схема автомобиля определяет и предусматривает расположение силового агрегата, число ведущих мостов и их расположение, тип кузова, число дверей, расположение багажника.
Существует несколько характерных компоновочных схем автомобиля среди которых:
1. Классическая схема (заднеприводная) — силовой агрегат автомобиля выполнен в продольном расположении, установлен задний ведущий мост, а привод осуществляется по средствам передачи крутящего момента карданными валами на главную передачу с дифференциалом, багажник установлен в задней части кузова. Характерными представителями классической компоновки являются все легковые автомобили отечественного производства: ГАЗ серии «Волга», ОАО «АвтоВАЗ» первого поколения, ОАО «АЗЛК» модели Москвич-2140.
2. Переднеприводная компоновочная схема — силовой агрегат устанавливается в переднем продольном или поперечном расположении, ведущий мост передний, привод осуществляется валами от главной передачи с дифференциалами, багажник в задней части кузова.
Характерными представителями передней приводной схемы компоновки являются легковые автомобили: ОАО «АвтоВАЗ» серий «Спутник», «Самара», «Ока», ОАО «АЗЛК» модель АЗЛК-2141, ОАО «ЗАЗ» модель Таврия.
3. Заднемоторная компоновочная схема — силовой агрегат заднего продольного или по¬перечного расположения, ведущий мост задний, привод осуществляется валами от главной передачи с дифференциалом, багажник в передней части кузова.
Характерными представителями заднемоторной схемы компоновки являются легковые автомобили: ОАО «ЗАЗ» серии «Запорожец».
Тип кузова легкового автомобиля определяется числом объемов функциональных отсеков и конструктивным исполнением.
По числу объемов кузова подразделяются:
— на трехобъемные (рис. 1) — моторный отсек; салон; багажник, что характерно для лимузинов, седанов, купе и кабриолетов;
— на двухобъемные (см. рис. 2,3) — моторный отсек; салон, когда объемы багажника и салона объединены, что характерно для универсалов и хэтчбеков;
— на однообъемные (см. рис. 4) — моторный отсек, салон и багажник объединены в одно целое, что характерно для минивэнов с центральным расположением силового агрегата.
По числу мест легковые автомобили подразделяются на двухместные, -спортивного типа; четырех-, пяти-, семиместные — семейные и представительские и автомобили особо малого класса с числом мест по формуле «2+2», когда два передних сиденья — полноценные, а два задних места — для детей.
Анализ развития компоновочных схем модельного ряда легковых автомобилей 2000 года, включающего в себя 1387 моделей, показал, что лидирующее положение занимает переднеприводная компоновка (59,7%) и классическая компоновка (32,6%). Перспективным направлением можно считать распространение полноприводных легковых автомобилей. Заднемоторная компоновка практически не имеет перспектив дальнейшего развития.
Однажды было время, когда в процессе перехода с заднеприводных автомобилей на переднеприводные водители не могли привыкнуть к вождению автомобиля, что приводило к увеличению количества аварийных ситуаций на дорогах. В связи с этим руководство ГАИ приняло меры о оповещении водителей транспортных средств о правилах управления автомобилей с заднем и передним приводом.
Специально для пользователей сайта мы собрали информацию, которую полезно читать устройство автомобиля.
Стадии и этапы проектирования автомобиля
Nbsp;
В.М. Скутнев
Основы конструирования и расчета автомобиля
Учебное пособие
Министерство образования и науки РФ
Тольяттинский государственный университет
Кафедра «Автомобили и тракторы»
Скутнев В.М.
«Основы конструирования и расчета автомобиля»
для студентов специальности 190201 «Автомобиле- и тракторостроение»
С 46Скутнев В.М. Основы конструирования и расчета автомобиля: – Тольятти: ТГУ, 2010. – с.
Рассмотрены современные конструкции автомобилей, их агрегатов и систем, выходные характеристики и тенденции дальнейшего развития. На основе анализа рабочих процессов и нагрузочных режимов изложены методы функциональных расчетов параметров агрегатов, механизмов и систем шасси автомобиля.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 190201 «Автомобиле- и тракторостроение».
Научный редактор к.т.н., доцент Н.С. Соломатин
Утверждено научно-методическим советом университета
© Тольяттинский государственный университет, 2010
Оглавление стр
1. Введение. Нагрузочные и расчетные режимы……………………………………5
3. Трансмиссия. Коробка передач и раздаточная коробка………………………..33
4. Трансмиссия. Карданная передача……………………………………………….57
5. Трансмиссия. Главная передача, дифференциал, привод на ведущие колеса…81
8. Ходовая часть. Колеса и шины……………………………………………………153
Введение. Нагрузочные и расчетные режимы
Содержание и задачи курса
Содержание курса «Основы конструирования и расчета автомобиля» является заключительным разделом всей учебной дисциплины «Автомобили». Он неразрывно связан с двумя предыдущими курсами: «Основы конструкции автомобиля» и «Основные эксплуатационные свойства автомобиля». В этой части дисциплины дается классификация всех систем, агрегатов и механизмов автомобиля, приводятся требования, предъявляемые к ним, рассматриваются рабочие процессы механизмов и агрегатов, даются элементы функционального расчета основных рабочих параметров, проводится сравнительный анализ и оценка различных конструкций систем, агрегатов и механизмов.
Задачей данного курса дисциплины «Автомобили» дать студентам знания в области конструкции современного автомобиля, его систем, агрегатов и механизмов, привить умения выполнять расчеты их функциональных параметров, определять тенденции развития конструкции и применения материалов в автомобилестроении.
Свойства автомобиля и требования к конструкции
Автомобиль, как продукт деятельности человека, обладает целым рядом свойств, которые закладываются в него на этапах проектирования, расчета и производства. Эти свойства характеризуют его не только как транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования, но и как безопасный объект индивидуального пользования (легковой автомобиль).
Все свойства автомобиля разделяют на:
— эксплуатационные (рис. 1.1);
Эксплуатационные свойства, в свою очередь, делятся на тягово-скоростные, тормозные, топливную экономичность, управляемость, поворачиваемость, маневренность, устойчивость, плавность хода, проходимость, экологичность, безопасность движения.
Вместимость, прочность, долговечность, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту, к погрузочно-разгрузочным работам, к посадке и высадке пассажиров в значительной степени определяют удобство использования и эффективность автомобиля и в совокупности составляют свойства, не связанные с движением автомобиля.
Потребительские свойства определяют перечень удобств, обеспечивающих комфортные условия для водителя и пассажиров: эффективные системы отопления, вентиляции и кондиционирования, аудио- и видеосистемы, электроподъемники стекол, обогрев сидений и стекол, привлекательность внешнего вида, престижность и соответствие моде.
Свойства безопасности в комплексе определяют активную, пассивную и экологическую безопасность автомобиля. Активная безопасность – свойство автомобиля предотвращать ДТП.
Активную безопасность обеспечивают тормозное и рулевое управления, хорошая обзорность и комфортабельность, резко снижающие усталость водителя и создающие условия безаварийной работы, высокие тягово-скоростные свойства, позволяющие избежать аварийных ситуаций.
Эксплуатационные свойства автомобиля |
Не связанные с движением |
Вместимость |
Прочность |
Долговечность |
Приспособленность к ТО и ремонту |
Приспособленность к погрузо-разгрузочным работам |
Приспособленность к посадке-высадке пассажиров |
Связанные с движением |
Тягово-скоростные |
Тормозные |
Топливная экономичность |
Управляемость |
Поворачиваемость |
Маневренность |
Устойчивость |
Плавность хода |
Проходимость |
Экологичность |
Безопасность движения |
Рис. 1.1. Эксплуатационные свойства автомобиля
Пассивная безопасность – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП. Эту безопасность обеспечивают высокая прочность кузова, ремни и подушки безопасности, подголовники, мягкая обивка внутри салона, травмобезопасный руль, соответствующая форма кузова, уменьшающая травмирование пешеходов.
Экологическая безопасность – свойство автомобиля уменьшить вред. Наносимый окружающей среде, людям, пассажирам и водителю.
Требования к конструкции и характеристикам автомобилей с точки зрения безопасности регламентируются соответствующими национальными ГОСтами и Правилами ЕЭК ООН.
К конструкции автомобиля предъявляются следующие требования:
— производственные требования – соответствие конструкции технологическим возможностям завода или передовым технологиям автомобилестроения, минимальный расход материалов, минимальные трудоемкость и себестоимость производства;
— эксплуатационные требования — обеспечение заданного уровня тягово-скоростных, тормозных свойств, топливной экономичности, управляемости, устойчивости, плавности хода, проходимости;
— потребительские требования — малая стоимость автомобиля и его эксплуатации, безотказность и ремонтопригодность, безопасность, комфортабельность, легкость управления;
— требования безопасности – распространяются на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность автомобиля;
— требования экологической безопасности — распространяются на автомобиль в части уменьшения вредного влияния на окружающую среду.
Все перечисленные требования не всегда выполняются в полной мере, часто входят в противоречие друг с другом и, прежде всего, с требованиям не высокой стоимости, что приводит к принятию компромиссных решений, обеспечивающих оптимальное сочетание требований на момент проектирования и создания автомобиля.
Стадии и этапы проектирования автомобиля
Процесс разработки автомобиля можно разделить на следующие этапы:
• предпроектный – проведение маркетинговых исследований запросов потребителей и экономической целесообразности разработки проекта;
• разработка технических требований (ТТ) – перевод запросов потребителей и других требований на язык технических требований к автомобилю, материалам, технологии, организации ремонта и технического обслуживания, рисайклингу;
• эскизный проект – выявление принципиальной возможности выполнения ТТ, выработки принципиальных решений по компоновке автомобиля в целом, компоновочным схемам основных узлов и агрегатов, определение внешнего вида автомобиля и интерьера (дизайн проект);
• разработка технического задания (ТЗ) – установление четких и взаимосвязанных целей проектно-конструкторских работ для каждого участника процесса разработки на основании выданного ТЗ и выполненной общей компоновки автомобиля;
• разработка технического проекта (ТП) – разработка полной математической модели (виртуальное трехмерное графическое изображение, выполненное с помощью 3D программ) и соответствующего комплекта конструкторской документации (КД), а также изготовления реальных прототипов;
• проверка проекта и доводка конструкции – выполнение расчетной оптимизации виртуальных прототипов и доводочных испытаний реальных прототипов для приведения конструкции автомобиля в соответствие с требованиями ТЗ;
• этап утверждения проекта – по результатам приемочных испытаний документируется полное соответствие автомобиля требованиям ТЗ, что является основанием для серийного производства готовой продукции;
• начало серийного производства и его сопровождение – изготовление готовой продукции, организация контрольных испытаний на соответствие омологационным образцам), проведение предпродажной подготовки, техническое обслуживание и ремонт автомобилей в гарантийный и послегарантийный период эксплуатации;
• прекращение проекта и утилизация – мероприятия, связанные с утилизацией автомобилей, принятие решений о прекращении производства автомобилей или о переносе производства на другое предприятие.
Все эти этапы группируюся в четыре основные фазы:
• концептирование – поиск образа и технического описания автомобиля, удовлетворяющих потребностям потенциальных потребителей; подбор автомобиля-аналога; составление проекта технических требований; создание предварительных эскизных компоновок – схем вместимости и шасси; предварительной проработке дизайна экстерьера и интерьера (включает: предпроектный этап, этап ТТ и часть этапа эскизного проекта);
• проектирование — уточнение эскизных компоновок, выполнение общей компоновки, создание рабочих макетов узлов, агрегатов и автомобиля в целом, выполнение расчетных работ, составление ТЗ (включает в себя часть этапа эскизного проекта и этап ТЗ);
• конструирование — разработка полного комплекта КД и математической модели автомобиля, изготовление и доводочные испытания прототипов узлов. агрегатов, систем и полнокомплектного автомобиля, внесение изменений в КД и математическую модель автомобиля по результатам испытаний (включает: этап ТП, этап проверки проекта и доводки конструкции, этап утверждения проекта);
• реализация – производство автомобилей на конвейере, продвижение готовой продукции на автомобильном рынке, предпродажная подготовка и гарантийное обслуживание, утилизация отслуживших срок эксплуатации автомобилей, снятие автомобилей с производства (включает: этап начала серийного производства и его сопровождения, этап прекращения проекта и утилизации).
Схема процесса разработки легкового автомобиля приведена на рис. 1.2.
Концептирование |
Проектирование |
Конструирование |
Реализация |
Предпроектный этап |
Этап разработки технических требований |
Этап эскизного проекта |
Этап технического задания |
Этап технического проекта |
Этап проверки проекта и доводки конструкции |
Этап утверждения проекта |
Этап начала серийного производства и его сопровождения |
Этап прекращения проекта и утилизация |
|
Рис. 1.2. Схема процесса разработки легкового автомобиля
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1185 ; Мы поможем в написании вашей работы!