Разборные колесные диски
Вне зависимости от вида материала и способа изготовления, все колесные диски можно разделить да две большие категории – монолитные и разборные. Вот о последних и пойдет речь в этой статье.
Отметим сразу, что речь идет о колесах для легковых авто, ведь для тяжелых машин с большой грузоподъемностью необходима значительно более жесткая, большая резина и более высокие закраины на ободе, поэтому возможность разбортировать (забортировать) с помощью разборки мы не будем причислять к их достоинствам, разве, что в случае деформации диска.
Что это?
Разборные колесные диски представляют собой изделие, которое можно без всяких проблем разделить на конструктивные составляющие. То есть, в эту категорию не попадают, так называемые, «псевдоразборные» – монолитные диски, выполненные таким образом, что при взгляде на них кажется, будто они состоят из нескольких частей.
Для получения подобного эффекта разработчики и производители комбинируют с формами и даже добавляют в конструкцию совсем не нужные элементы крепежа. Подобные болты с гайками не более чем декоративный элемент и могут даже снижать качества диска.
В полной мере это касается и дополнительных накладок – сними такую и диск абсолютно не потеряет в технических характеристиках. Даже выиграет, ведь он станет легче и, возможно, обтекаемей.
Собственно разборный диск должен разбираться как минимум на две составляющих, любая из которых является обязательной в конструкции. Отделяться может центральный фланец, фланец и спицы, обод или отдельные части обода, стопорное кольцо и так далее. Но самое главное, все отделяемые части должны также легко устанавливаться на место и собранное колесо должно соответствовать предусмотренным техническим характеристикам прочности.
Для крепежа отдельных элементов обычно используется резьбовое соединение и качество такого соединения – одно из основных требований к диску, потому что даже самые надежные элементы в сборе могут ничего не стоить из-за одного-единственного плохого болта.
На первых двух фото изображены похожие друг на друга псевдоразборный диск Dotz Brands Hatch и разборный фирмы BBS. Если присмотреться, то различия очевидны.
Бедлоки и таерлоки.
Далее… чуть выше мы говорили о том, что диск, имеющий дополнительные накладки, без которых он не потеряет своей функциональности, к разборным не относится. Но существуют колеса, которые без специальной накладки будут неполноценными – это монолиты, которые в своей конструкции содержат такие дополнительные элементы, как, так называемые, бедлоки. Также, пожалуй, к ним можно отнести и таерлоки. Оба этих элемента предназначены для улучшения фиксации шины на диске, особенно при значительном снижении давления в шине.
Бедлок представляет из себя плоское кольцо с отверстиями под болты для фиксации на диске. Своей плоскостью бедлок препятствует разбортированию колеса при понижении давления (например, при проколах).
Это в случае, если бедлок служит дополнительной накладкой. Если же он является частью конструкции сборного колеса, то фиксация покрышки без него вообще невозможна.
Таерлок – это, в своем роде, камера с ниппелем, накачиваемая воздухом, только меньших размеров. Но если в обычной камере давление воздуха “работает” наружу (расправляет покрышку), то в таерлоке эта “работа” воздуха “нацелена” в противоположном направлении, т. е, он сильно давит на сам диск, плотно прижимая к нему покрышку, а точнее ее края к ободу и закраинам (бортам) диска. Таким образом, выполняется функция бедлока, причем с обоих сторон.
Кроме того, таерлок в случае падения давления в шине, может уберечь ее от разрыва (зажевывания).
Материал.
Здесь ограничений практически нет, разборные диски делают практически из всех видов материалов, использующихся в изготовлении колес. Более того, очень часто сборный диск может состоять из разных материалов – сталь-алюминий, алюминий-титан, карбон-сталь и так далее, причем способ изготовления (ковка, литье) тоже может быть разным, и тоже может комбинироваться.
Все это позволяет соединить в одном изделии сразу несколько характеристик, подбирая наиболее выгодные сочетания для упрочнения колеса, удешевления его производства, придания большей привлекательности или с другими целями.
Например, для обеспечения легкости и прочности изящного, с тонкими спицами колеса, ступичная часть, которая является его «лицом», может быть изготовлена из более прочного, но тяжелого материала (например, титана), а обод может быть алюминиевым или магниевым, причем кованым. Таким образом, красота и утонченность линий будет без потери прочности, а легкость и прочность обода будет без потери такого важного плюса кованых дисков, как пластичность.
Естественно, что подобные комбинации являются результатом многолетних испытаний, теоретических просчетов и практических опытов. Поэтому не стоит самостоятельно подбирать комбинации из нескольких разных дисков – результат может оказаться неожиданным, и даже нежеланным.
Достоинства и недостатки.
Все будет зависеть от того, из чего сделаны составляющие диска, насколько качественно выполнена сборка и насколько правильно подобрано сочетание материалов для конкретных условий. Если все эти параметры были соблюдены, то используемый разборный колесный диск будет обладать большинством положительных качеств того материала (материалов) которые были использованы.
Достоинства:
- Если говорить о самом большом плюсе разборных дисков, как таковых, то это, несомненно, их высокая способность к восстановлению и ремонтопригодность. Выправить одну отдельную составляющую при разобранном диске гораздо проще, чем возиться с целым колесом, а если элемент изувечен безвозвратно, то сам диск выбрасывать не придется – достаточно установить новый элемент.
- Второй несомненный плюс – привлекательный и богатый дизайн. Благодаря использованию разных материалов модельный ряд сборных дисков просто огромен, плюс комбинации зачастую смотрятся выгодней, чем монолитное изделие.
- Иногда возникает необходимость (при интенсивной езде) уменьшить нагрев диска от ступицы. Для этого существуют сборные колеса с возможностью «разделения» обода и ступичной части при помощи прокладки или герметика с малой теплопроводностью.
- Возможность улучшения внешнего вида за счет покраски отдельных элементов, например, ступичной части, либо покраски и середины и обода в разные цвета.
Недостатки:
В отношении же минусов, кроме специфических, присущих конкретному материалу и способу изготовления, можно выделить:
- Большую сложность конструкции, которая неизбежно приводит к большим заботам по уходу за дисками и некоторым особенностям в их эксплуатации.
- Также стоит помнить, что сборные диски, даже однородной структуры, всегда будут стоить больше, чем монолиты.
Впрочем, разница там не слишком большая, а возможность ремонта может перевесить все прочие недостатки. В любом случае к выбору колес нужно подходить, в первую очередь, учитывая особенности эксплуатации автомобиля, и только так можно подобрать оптимальный вариант именно для вас.
Что такое «Разборное колесо» и зачем оно нужно
ЧТО? разборный диск разборные диски сборный диск внутренний бедлок двусторонний бедлок разборный диск с двухсторонний бедлоком разборный диски с внутренним двухторонним бедлоком
Колесо — элемент конструкции автомобиля, соединяющий ступицу автомобиля и шину. В обыденной жизни его ещё могут называть диском, хотя это не совсем правильно.
Диск — это всего лишь одна из составных частей автомобильного колеса, его центральная часть, имеющая отверстия для крепления колеса к ступице и несущая обод. Вторая его часть — это сам обод. Он предназначен для установки на него покрышки.
Как следует из названия, колеса, которые мы предлагаем, разборные. Они состоят из из четырех основных частей: внешний обод, ступица, внутренний обод, вставка для фиксации покрышки.
разборный диск разборные диски сборный диск внутренний бедлок двусторонний бедлок разборный диск с двухсторонний бедлоком разборный диски с внутренним двухторонним бедлоком
Вы спросите: «Зачем нужна такая сложная конструкция колеса? Да и за цену одного такого колеса можно купить целый комплект литых колес сопоставимого размера, да еще и с шинами».
- Если у вас легковая машина, то вам вообще не нужны такие колеса. Для вас они сложные, дорогие, тяжелые и по размеру не подходят.
- Если у вас внедорожник (настоящий, или паркетник), который используется в городе и при поездках на дачу, а вы не знаете, зачем необходимо понижать давление в шинах ниже предусмотренного инструкцией изготовителя автомобиля, то и вам они не нужны.
- А если вы используете свой внедорожник в спорте, любительских внедорожных покатушках, экспедициях, охоте, рыбалке, покоряете бездорожье в рамках выполнения служебных обязанностей, где возможность проехать без асфальта — не повод для развлечения и гордости, а вопрос выживания или зарабатывания на жизнь, и знаете, как изменяются свойства шины при уменьшении в ней давления, то вам они нужны, читайте дальше.
Далеко не секрет, что понижение давления в шине значительно влияет на проходимость автомобиля по бездорожью. Эта тема регулярно и иногда бурно обсуждается в джиперских интернет-форумах, о ней много написано в профильных и не очень журналах, об этом рассказывают по телевизору и по радио. Есть, безусловно, и научные статьи, с расчетами, обосновывающими выбор давления в зависимости от типа грунта, размера шин, массы автомобиля.
Естественно, что многие покорители бездорожья применяют этот прием. И практически все сталкиваются с тем, что покрышка так и норовит соскочить колеса при неосторожном маневре, причем, как правило, происходит это как раз в самом «засадном месте» или в самый ответственный момент, обездвиживая автомобиль. Процедур бортирования придумано много, некоторые из них позволяют посадить покрышку на обод, даже не снимая колеса с машины. Но все они либо отнимают время, либо требуют впоследствии снять покрышку для удаления попавшей в нее воды и грязи.
Вполне логично, что не одно поколение покорителей бездорожья пытается решить данную проблему разными по стоимости и эффективности способами:
Купить колеса с классическим односторонним бедлоком или изготовить его из стальных колес самостоятельно. Способ достаточно надежный. Ведь один из бортов (внешний) покрышки намертво зажат между специальными кольцами. Многих устраивает, хотя и у этого варианта есть недостатки:
- Внутренний борт все равно, бывает, соскакивает
- Отцентрировать покрышку при монтаже не всегда удается
- Масса такого колеса (а они, как правило, стальные) весьма велика
- За затяжкой болтов необходимо тщательно следить
- Как результат пункта 2, пункта 3 и пункта 4 эксплуатация на дороге затруднена в силу значительного дисбаланса и опасности саморазборки. Недаром такие конструкции запрещены для использования на дорогах в большинстве стран мира.
Бедлоки такой конструкции бывают и двухсторонними, однако в большинстве случаев не налезают на тормозные механизмы из-за габаритов бедлочного кольца для внутреннего обода.
Можно купить надувные тайр-локи. Это как-бы покрышка в покрышке, а именно, камера в специальном чехле, который направляет усилие от ее накачивания в стороны, прижимая борта основной покрышки к ободу. Установка требует просверливания в колесе еще одного отверстия для вентиля. Я пробовал этот способ. Тайр-локи регулярно рвались и лопались, превращаясь в хаотически прыгающую внутри покрышки массу, часто еще по пути к бездорожью.
Можно наварить на колесо хампы увеличенной высоты. Походит для стальных и легкосплавных колес. Требует сварочного оборудования и станка для последующей обработки наплавленного металла. Достаточно эффективен, но бывает, что не каждая покрышка может перескочить через увеличенный хамп при сборке без повреждений. Также известна проблема, что разобрать потом такое колесо бывает невозможно без разрезания покрышки.
Можно попытаться приклеить борта покрышки к ободу. Шинный герметик, стекольный герметик, клей Момент-1 и т.д. Мне не помогло.
Можно вставить в покрышку камеру. Способ вполне работающий. Я использовал и его. Разбортирование действительно происходит реже. Но тут же возникают новые проблемы: при очень низком давлении, когда покрышка сильно сплющена, и к ней приложена нагрузка при форсировании какого-нибудь бездорожного препятствия, бывает, что камеру «зажевывает», проворачивает, часто с отрывом соска.
Можно усовершенствовать способ с камерой: приклеить борта покрышки к ободу и приклеить камеру к ободу. Немногим отличалось от предыдущего варианта. Разве что повторная сборка требовала очистки всего не только от грязи, но и остатков клея.
Можно просверлить обод с внутренней стороны и закрепить внешний или оба борта покрышки к нему саморезами.
По-настоящему надежным себя показал способ, который применяется в конструкции разборных колес АТ-Лаб.
Специальная вставка прижимает изнутри оба борта покрышки к закраинам диска. Собственно, для возможности ее установки внутрь покрышки, колесо и сделано разборным.
Таким образом, покрышка не может разбортироваться даже при нулевом давлении в ней. Кроме того, практически исключено проворачивание ее на диске. Подобная конструкция уже давно используется военными по обе стороны океана. Практически вся колесная военная техника оснащена колесами подобной конструкции. В нашей стране колеса такой конструкции серийно устанавливались на грузовики начиная с ЗиЛ-157, Урал-375, ГАЗ-66 и другие, а также на спецтехнику типа БТР. Наиболее близкий нам зарубежный пример — американский армейский H UMMVEE ( Hummer ). Вот только размер и вес военных колес не позволяет их использовать владельцам легковых внедорожников.
Для легковых внедорожников серийно, кроме АТ-Лаб, производит литые разборные колеса такой конструкции только американская фирма Hutchinson.
С нашими колесами вы можете решать такие такие задачи, как:
Длинные перегоны по трассе на шоссейной или АТ резине и преодоление труднопроходимого участка на сильно стравленных шинах без опасения разбортироваться за сотни километров от ближайшего шиномонтажа. Ведь даже шоссейная и АТ-резина при низком давлении позволяет гораздо бОльшее, чем при номинальном.
Движение по грейдерам при среднем давлении без повышенного риска разбортироваться на относительно высокой скорости в повороте.
Те из вас, кто уже прочувствовал способности своих МТ покрышек при давлении 0.2 атм и ниже, смогут пользоваться этим знанием и умением без постоянной мысли «только бы не разуться».
разборный диск разборные диски сборный диск внутренний бедлок двусторонний бедлок разборный диск с двухсторонний бедлоком разборный диски с внутренним двухторонним бедлоком
Колеса изготовлены из сплава на основе алюминия методом литья с низким давлением в стальную форму, установленную на литейной машине. Это позволяет добиться высокой точности литья и получить соотношение прочности диска и его массы близкое к показателям кованых колес.
Колеса изготавливаются на производственных мощностях российской компании, имеющей более чем 20-ти летний опыт разработки и изготовления колесных дисков из легких сплавов, на территории России.
Разработка дизайна и конструкции колеса, а также весь цикл производства осуществлен российскими специалистами с применением CAD-CAM системы, и высокоточных станков с ЧПУ.
Каждая литая деталь диска проходит трехступенчатый контроль качества, включая рентгеновский.
разборный диск разборные диски сборный диск внутренний бедлок двусторонний бедлок разборный диск с двухсторонний бедлоком разборный диски с внутренним двухторонним бедлоком
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ КОЛЕС АТ-Лаб
Колесо АТ-Лаб состоит из трех частей: двух ободьев и центральной части (ступицы). Ободья выпускаются пяти типоразмеров: 1,2; 2,2; 3,2; 4,2 и 5,2 дюймов. Ступица имеет ширину 0,6 дюйма. По сути, это конструктор, из которого можно собрать колеса шириной от 3 до 11 дюймов с различным вылетом.
При выходе из строя какой-либо из частей (а на бездорожье можно сломать все, что угодно) можно легко приобрести новую запчасть, а не покупать колесо целиком.
Высокая точность изготовления деталей колеса, включая вставку-бедлок, обеспечивает крайне незначительный дисбаланс собранного колеса, что позволяет двигаться с высокими скоростями по дорогам с твердым покрытием безопасно для конструкции вашего автомобиля. Производитель колес — АТ-Лаб — не несет ответственности за нарушения пользователем Правил дорожного движения (особенно в части скоростного режима), за индекс скорости выбранных пользователем покрышек и доработки подвески и рулевого управления его автомобиля.
Разборные колеса АТ-Лаб предназначены только для бескамерных шин.
Форма ступицы колеса продиктована требованиями сочетания заявленной прочности и минимизации веса. «Колодцы» под крепежные гайки сделаны неглубокими и широкими, чтобы не собирать грязь и лед и не требовать специальных баллонных ключей с тонкими головками. Также с внутренней стороны ступицы минимизированы углубления, в которых может скапливаться грязь.
Ниппель латунный и спрятан между спицами ступицы , чтобы максимально защитить его от повреждения на бездорожье, а также уменьшить длину воздушной магистрали при наличии системы централизованного управления давлением в шинах.
Чтобы обеспечить высокую скорость изменения давления в шинах и при этом не ослабить ступичную часть колеса, от ниппеля сделаны 2 канала для воздуха диаметром 2.5 мм.
Обода без хампов специально сделаны для удобства сборки/разборки дисков. Это не «тюнинг» обычного легкового колеса, это колесо, которое задумано и изготовлено специально именно таким. Сборка и разборка осуществляются без шиномонтажного станка, с помощью обычной головки с трещеткой или комбинированного гаечного ключа. Во внешнем ободе предусмотрены отверстия с резьбой М10, в которые при разборке колеса вкручиваются удлиненные болты, отжимающие обод от центральной части и покрышки. Во время эксплуатации эти отверстия закрываются заглушками.
При сборке стыки между деталями герметизируются резиновыми кольцами. Резиновые кольца промышленного изготовления, ГОСТ. Канавки для размещения уплотнительных колец выполнены в ступице. Такая конструкция обеспечивает надежную герметизацию соединения. Дополнительным преимуществом является отсутствие необходимости использовать герметик, а значит, ждать его высыхания, а также тщательно удалять его остатки перед повторной сборкой.
Колесо поставляется в частично собранном виде: внутренняя часть обода скреплена с диском 15-ю винтами из 18-ти, затянутыми требуемым моментом. Уплотнительное кольцо между диском и внутренним ободом установлено. Установлен воздушный вентиль. Установлены заглушки в отверстия для разборки. Еще 3 винта с гайками и шайбами приложены отдельно.
В качестве соединительных элементов используются винты DIN с резьбой М10 с плоской головкой под внутренний 8 мм 6-гранник, класса прочности 8.8. Гайки DIN M10 с нейлоновой вставкой. Для первых партий колес применялись винты, произведенные в Германии. С мая 2017 года часть колес комплектуется крепедом прозводства Речицкого завода, Республика Беларусь..
Применение относительно коротких винтов для соединения деталей колеса, а также форма внешнего обода даже для модели шириной 7”, позволяет достаточно надежно защитить их от контактов с элементами бездорожья (например, камнями) и снизить риск деформации выступающих частей винтов, затрудняющей впоследствии разборку колеса.
Для облегчения процесса сборки/разборки каждое колесо комплектуется тремя удлинёнными болтами М10 (100 мм), с помощью которых при сборке внешняя часть обода притягивается к диску, а при разборке – отодвигается для снятия покрышки.
Вставка-бедлок (распорное кольцо) также разработана специально для комплектации наших колес. Это не отрезок пластиковой канализационной трубы, приспособленный для установки на колесо. Изготавливается вставка из полиуретана, на специально подготовленной для этих целей оснастке. Это позволяет данной детали иметь такие важные свойства как, прочность, эластичность, морозоустойчивость и точность. Кольцо отлито с запасом по ширине и предполагает его точную подгонку под толщину бортов покрышки пользователя (см. инструкцию по сборке). В кольце просверлено 1 отверстие для воздуха.
Производственные дефекты. 1 год с даты продажи.
Несмотря на проектирование и изготовление, соответствующее ГОСТ, колеса АТ-Лаб еще не сертифицированы для использования на дорогах общего пользования.
разборный диск разборные диски сборный диск внутренний бедлок двусторонний бедлок разборный диск с двухсторонний бедлоком разборный диски с внутренним двухторонним бедлоком