- Ремонт жидкостного насоса системы охлаждения
- Разборку насоса рекомендуется проводить в следующем порядке:
- Типичные неисправности автомобиля
- Технология ремонта водяного насоса
- Технология разборки водяного насоса осуществляется в следующей последовательности:
- Схема технологии ремонта водяного насоса
- Снятие, установка, разборка и сборка водяного насоса
- ПОРЯДОК СНЯТИЯ И РАЗБОРКИ ВОДЯНОГО НАСОСА
Ремонт жидкостного насоса системы охлаждения
В процессе эксплуатации двигателя в жидкостном насосе изнашиваются подшипники и базовые отверстия под подшипники в корпусе, уплотнительный узел и вал насоса. Подшипники имеют уплотнители, удерживающие смазочный материал и защищающие их от загрязнения. С увеличением диаметров отверстий (переднего — более допустимого) корпус подшипников должен быть заменен.
Торцовая часть поверхности прилегания уплотнительной шайбы не должна иметь выработки. Допуск торцового биения торца в корпусе подшипников по отношению к посадочным поверхностям под подшипники не должен превышать 0,05 мм. При большем торцовом биении торец следует отремонтировать. Вал при износе более допустимого значения необходимо заменить новым. Допуск изгиба вала не должен превышать 0,03 мм. Трещины и сколы на крыльчатке не допускаются. Диаметр отверстия под вал в крыльчатке должен быть в пределах допустимого. Посадка крыльчатки на валу должна быть свободной, крыльчатка должна крепиться на валу с торца винтом.
При износе подшипников и деталей уплотнительного узла (уплотнительной шайбы и манжеты) их заменяют новыми. При замене деталей узла уплотнения нужно снять корпус насоса, выпрессовать из корпуса вал в сборе с подшипниками, крыльчаткой и уплотнителем, заменить изношенные детали уплотнительного узла и собрать насос в последовательности, обратной разборке. Перед разборкой следует очистить насос от масла и грязи и промыть его в обезжиривающем растворе.
Разборку насоса рекомендуется проводить в следующем порядке:
- отвернуть болты крепления вентилятора и снять вентилятор и шкив со ступицы. Для снятия ступицы следует использовать съемные болты или специальный съемник;
- отвернуть торцовым ключом гайки крепления корпуса крыльчатки к корпусу подшипников, разъединить их, слегка постукивая по ним деревянным молотком, снять прокладку, осторожно отделяя ее от корпуса отверткой;
- при помощи отвертки снять уплотнитель в сборе, уплотнительную текстолитовую шайбу, затем разъединить резиновую манжету с пружиной;
- снять замочное кольцо переднего подшипника с помощью пассатижей;
- отвернуть болт крепления крыльчатки на валу насоса, придерживая отверткой от проворачивания вал, снять крыльчатку с вала при помощи съемника;
- выпрессовать вал с подшипниками в сборе из корпуса на прессе;
- вывернуть масленку и контрольную пробку;
- закрепить вал насоса в тисках, снять стопорное кольцо и водосбрасывающую шайбу;
- спрессовать подшипники с вала на верстачном прессе, при этом одновременно спрессовываются передний и задний подшипники и освобождается распорная втулка, находящаяся между подшипниками.
Рис. Разборка жидкостного насоса:
а — снятие ступицы шкива при помощи съемных болтов; б — снятие ступицы шкива при помощи съемника; в — снятие замочного кольца переднего подшипника при помощи пассатижей; г — снятие крыльчатки с вала при помощи съемника
Перед сборкой нужно промыть детали насоса, очистить от коррозии корпус насоса, проверить годность деталей. При сборке насоса необходимо следить за наличием торцового зазора между крыльчаткой и корпусами подшипников и насоса. Сборку насоса следует производить в последовательности, обратной разборке. Торцовые поверхности уплотнительной текстолитовой шайбы нужно смазать тонким слоем графитной смазки, после чего шайбу необходимо закрепить обоймой. Шпильки при замене рекомендуется ввертывать в корпус, предварительно смазав суриком или резиловой смолой.
Типичные неисправности автомобиля
Технология ремонта водяного насоса
Признаки и причины неисправностей
Водяной насос, в основном выполняется центробежного типа.
Назначение водяного насоса: обеспечивать постоянную принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
Основными неисправностями водяного насоса можно назвать:
— подтекание охлаждающей жидкости (выход из строя сальника)
Способ устранения: замена сальника
Для того, чтобы заменить сальник необходимо разобрать водяной насос.
Технология разборки водяного насоса осуществляется в следующей последовательности:
1) Отгибается стопорная шайба
2) Выворачивается гайка-колпак
3) При выполнение разборных действий необходимо удерживать вал водяного насоса от проворачиваний.
Схема технологии ремонта водяного насоса
После чего необходимо воспользоваться съемником и снять крыльчатку с сальником, затем снять уплотнительное кольцо и упорные кольца. После чего снимается шкив привода водяного насоса и выбивается шпонка. Следующим этапом является снятие пылеотражателя и стопорного кольца, далее выпрессовываем вал водяного насоса с шариковым подшипником в сборе. Заключительным этапом будет снятие уплотнений из корпуса насоса. Все уплотнения заменяются новыми.
Водяной насос:
1 — шкив привода водяного насоса;
2 — болт крепления шкива;
3 — упорная шайба;
4 — передний шариковый подшипник;
6 — задний шариковый подшипник;
7 — сальник, удерживающий смазку в полости подшипников;
8 — уплотнение валика водяного насоса, предохраняющее вытекание воды из водяной полости водяного насоса.
Снятие, установка, разборка и сборка водяного насоса
Снятие, установка, разборка и сборка водяного насоса
Водяной насос (элементы конструкции)
Водяной насос (продольный разрез)
Компоненты сборки водяного насоса/кронштейна опоры силового агрегата дизельного двигателя
Общая информация
Центробежный водяной насос приводится в действие ременной передачей от коленчатого вала двигателя и обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости. Жидкость, находящаяся между лопастями вращающегося ротора, выталкивается наружу под действием центробежной силы. Корпус отлит из алюминия и дополнительно служит корпусом для резиновой подушки опоры подвески силового агрегата. Посредством четырех гаек М8 корпус крепится на шпильках, посаженных в переднюю стенку блока цилиндров.
Между корпусом насоса и блоком устанавливается уплотнительная прокладка.
Внутри корпуса расположен вал ротора , являющийся составной частью подшипника типа PLC 75-1. Подшипник установлен в корпусе насоса при помощи штифта диаметром 5 мм и длиной 35 мм. Подшипник набивается смазкой на заводе-изготовителе и в регулярном обслуживании не нуждается.
На цапфу вала, выступающую из корпуса насоса напрессован приводной шкив. Герметизация посадки цапфы в корпусе обеспечивается сальником, состоящим из керамического кольца, и надетого на него подпружиненного профильного кольца.
Модели с бензиновым двигателем 1.3 л
ПОРЯДОК СНЯТИЯ И РАЗБОРКИ ВОДЯНОГО НАСОСА
1 Ослабив крепление натяжного устройства ремня привода
водяного насоса снять ремень со шкива водяного насоса.
2 Слить с двигателя и радиатора охлаждающую жидкость.
3 Снять подводящий патрубок с водяного насоса.
4 Отвернув крепление, снять с двигателя водяной насос,
аккуратно не повредив прокладку.
5 Отвернуть гайки 14 (рис. 103) патрубка 8.
6 Слегка постукивая в выступающие части патрубка 8 в
направлении стрелок Б, извлечь указанный патрубок из
корпуса 1 насоса.
7 Зафиксировать крыльчатку 2 (или шкив 10) от вращения
9 Завернуть в резьбовое отверстие (М22х1,5) крыльчатки 2
гайку 17 съемника (рис. 104, 105) и, вворачивая болт 18,
спрессовать крыльчатку 2 с вала 5.
10 Отогнуть «усы» Д корпуса 19 торцового уплотнения
(рис. 104) и извлечь манжету 22 с пружиной и каркасами
11 Используя съемник, спрессовать шкив 10.
12 Извлечь из канавки корпуса 1 насоса стопорное кольцо 9.
13 Выпрессовать из корпуса 1 вал 5 с водосбрасывателем 6 и
14 Если латунный корпус 23 торцового уплотнения не имеет
повреждений, его из корпуса 1 можно не извлекать и на
этом разборку насоса можно считать законченной.
ПОРЯДОК СБОРКИ ВОДЯНОГО НАСОСА
1 Промыть все детали насоса и просушить сжатым
2 Напрессовать на вал 5 (рис. 103) подшипники 13 и
водосбрасыватель 6. При этом необходимо:
− предварительно смазать вал 5 дизельным маслом;
− устанавливать подшипники 13 так, чтобы уплотнитель-
ные шайбы стояли с внешней стороны;
− усилие напрессовки прилагать к внутреннему кольцу
Рис. 104. Разборка водяного насоса:
2–крыльчатка; 9–стопорное кольцо; 10–шкив; 17–гайка съемника;
18–болт съемника; 19–корпус торцового уплотнения; 20–манжета
втулки; 21–втулка уплотнения; 22–манжета с пружиной в сборе.
3 Заполнить всю полость между подшипниками смазкой
Литол-24 (60. 70 г).
водосбрасывателем в корпус 1 до упора. При этом
− предварительно смазать расточку корпуса 1 под
подшипники чистым моторным маслом;
223
|
− усилие запрессовки прилагать к наружному кольцу
Установить в канавку корпуса 1 стопорное пружинное
Напрессовать на вал 5 шкив 10 до упора. При этом
− обеспечить неподвижный упор противоположного
Установить в латунный корпус 19 (рис. 104) детали
− резиновую манжету 22 в сборе с пружиной и
− армированную манжету 20 и уплотнительную втулку 21.
Установить в крыльчатку 2 резиновую манжету 23 и
уплотнительную втулку 21. При этом необходимо:
− предварительно одеть манжету 23 на уплотнительную
− нанести тонкий слой смазки в расточку крыльчатки 2
и на наружную поверхность резиновой манжеты 23;
− взять двумя руками манжету в сборе со втулкой и,
прилагая усилие к торцу уплотнительной втулки,
вставить эти детали в расточку крыльчатки до упора,
не допуская перекосов.
Напрессовать крыльчатку 2 в сборе с манжетой и
уплотнительной втулкой на вал 5 (рис. 103). При этом
− предварительно смазать вал 5 чистым моторным
− обеспечить неподвижный упор противоположного
− установить крыльчатку ив валу в размер 10-0,15 мм
(рис. 103) между торцом вала и торцом ступицы
крыльчатки. Для этого необходимо при запрессовке
установить на торец вала диск диаметром не более 13
мм и высотой 10-0,15 мм.
Зафиксировать крыльчатку 2 (или шкив 10) от вращения.
Завернуть в резьбовое отверстие крыльчатки 2 заглушку
12 Установить в корпус 1 втулку 4 и резиновое кольцо 12.
13 Установить в канавку патрубка 3 резиновое кольцо 11, не
допуская его перекручивания.
14 Запрессовать патрубок 3 в расточку корпуса 1 до упора.
При этом необходимо:
− предварительно смазать расточку в корпусе 1 и
кольцо 11 тонким слоем смазки Литол-24;
− шпильки на корпусе 1 должны свободно войти в
крепежные отверстия патрубка 8.
15 Закрепить патрубок 3 гайками 14 с пружинными
16 Проверить качество сборки вращая вал 5 за шкив 10.
Вращение вала должно быть свободным, без заеданий.
Рис. 105. Съемник
225
|
СЦЕПЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Силовой агрегат, в зависимости от модели и комплектации
(см. раздел «Комплектация»), может комплектоваться сцеплением
Сцепление предназначено для:
· плавного трогания с места транспортного средства за
счет обеспечения постепенного наращивания нажимного
усилия на поверхности трения сцепления при отпускании
педали привода сцепления водителем;
· надежной передачи крутящего момента двигателя к
трансмиссии в момент переключения передач и в других
ВНИМАНИЕ!
ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИВОДА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ,
ПРИВОДЯТСЯ В РУКОВОДСТВЕ
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Основным условием надежной работы сцепления на транс-
портном средстве является знание особенностей устройства
сцепления и его привода, а также строгое выполнение указаний
по их эксплуатации и уходу за ними. Исходя из этого, прежде чем
приступить к эксплуатации транспортного средства, внимательно
изучите, наряду с другими узлами и агрегатами, устройство
сцепления, а также указания по эксплуатации и уходу,
содержащиеся в данном руководстве.
внимание уделяйте следующему:
· не допускайте эксплуатации с неисправным сцеплением и
приводом выключения сцепления;
· не открывайте люки картера сцепления при работающем
· при установке нажимного диска с кожухом на маховик
двигателя, обеспечивайте надежную затяжку болтов
крепления кожуха к маховику;
· выполняйте другие правила эксплуатации сцепления.
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Долговечность и надежность сцепления при работе транс-
портного средства зависит от нагрузок, действующих на детали
сцепления, которые в свою очередь определяются спецификой
использования сцепления в процессе эксплуатации. Для снижения
работы трения (буксование) и нагрева деталей сцепления
выполняйте следующие требования:
· при трогании с места используйте 1-ю передачу в
минимально возможной частоте вращения коленчатого
· выбирайте оптимальный темп (скорость) отпускания
педали сцепления таким образом, чтобы время трогания
было возможно минимальным, а транспортное средство
при этом начинало трогаться без «рывков» и «дерганий»;
· при маневрировании транспортного средства (проезды
узких мест, заезды на смотровые ямы, эстакады, в боксы
пробуксовкой сцепления (педаль привода сцепления
· выполняйте в срок и в полном объеме требования по
техническому обслуживанию сцепления;
· не допускайте эксплуатации с неисправным приводом
сцепления при полностью отпущенной педали, а также
при наличии «ведения». Эксплуатация с пробуксовкой
приводит к повышенному износу фрикционных накладок,
появлению трещин на маховике и нажимном диске от
приводит к затрудненному включению передач и износу
деталей синхронизаторов коробки передач.
относится то, что появляющиеся его неисправности (пробуксовка,
ведение, замедленное включение и др.) часто связаны с
сцепления, поэтому периодически его проверяйте и своевременно
проводите техническое обслуживание.
СЦЕПЛЕНИЕ ЯМЗ-182
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
пружиной и накладками
на безасбестовой основе
Крутящий момент двигателя, Н·м (кгс·м)
Диск ведомый сцепления
Размеры фрикционных накладок, мм
Диаметр пояса нажимного диска Dн, мм
300