Разборка и сборка сцепления.
Для снятия сцепления с автомобиля вам потребуются: ключ «на 8» (удобнее торцовая головка), большая отвертка.
. оправка для центрирования ведомого диска сцепления (оправку можно изготовить из первичного вала коробки передач, удалив шестерни).
1. Снимите коробку передач (см. «Снятие и установка коробки передач»).
2. Если будете устанавливать прежний ведущий диск сцепления, пометьте любым способом взаимное расположение корзины сцепления и маховика, чтобы установить ведущий диск в такое же, как перед снятием, положение (для сохранения балансировки).
3. Установите оправку в отверстие ведущего диска сцепления.
Снять сцепление можно и без оправки, но при этом придерживайте ведомый диск: он может выпасть из корзина сцепления.
4. Удерживая маховик отверткой от проворачивания, выверните шесть болтов крепления корзины сцепления к маховику. Затяжку болтов ослабляйте равномерно: каждый по одному обороту ключа, переходя от болта к болту по диаметру.
5. Снимите корзину сцепления в сборе с ведущим диском.
6. Снимите ведомый диск сцепления вместе с оправкой.
7. Трещины на деталях ведомого диска сцепления не допускаются. Проверьте износ фрикционных накладок сцепления 1. Если головки заклепок 2 углублены на расстояние менее 0,2 мм, поверхность фрикционных накладок замаслена или ослаблены заклепочные соединения, то ведомый диск сцепления необходимо заменить. Проверьте надежность фиксации демпферных пружин 3 в гнездах ступицы ведомого диска, при сломанных пружинах ведомый диск сцепления необходимо заменить.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
. КП.ТОА.190631. |
8. Проверьте биение ведомого диска сцепления, если при визуальном осмотре обнаружено его коробление. Если биение превышает 0,5 мм, замените ведомый диск сцепления.
9. Осмотрите рабочие поверхности трения маховика и ведущего диска сцепления, обратив внимание на отсутствие глубоких рисок, задиров, забоин, явных следов износа и перегрева. Замените дефектные узлы.
10. Внешним осмотром оцените состояние тарельчатой пружины 1 ведущего диска сцепления. Наличие трещин на пружине не допускается. Места а контакта лепестков пружины с подшипником выключения сцепления должны находиться в одной плоскости и не иметь явных следов износа (износ не должен превышать 0,8 мм). В противном случае замените на автомобиле Лада Приора ВАЗ 2170 ведущий диск сцепления в сборе. При ослаблении заклепочных соединений 2 деталей корзины сцепления и ведущего диска замените ведущий диск сцепления в сборе.
11. Внешним осмотром оцените состояние опорных колец нажимной пружины. Кольца не должны иметь трещин и следов износа. В противном случае замените ведущий диск сцепления в сборе.
12. Перед установкой на автомобиль Лада Приора ВАЗ 2170 сцепления проверьте легкость перемещения ведомого диска по шлицам первичного вала коробки передач. При необходимости устраните причины заедания или замените дефектные детали. 13. Обратите внимание на то, что при установке ведомого диска сцепления в корзину ведущего диска более выступающая часть ступицы должна быть направлена в сторону нажимной пружины.
14. При установке сцепления сначала установите с помощью оправки ведомый диск. 15. затем корзину сцепления на три центрирующих штифта и вверните болты крепления корзины к маховику.
16. Удерживая маховик отверткой от проворачивания, равномерно затяните болты крепления корзины сцепления к маховику: каждый по одному обороту ключа, переходя от болта к болту по диаметру. Момент затяжки болтов указан в приложении 1.
17. Снимите оправку и установите коробку передач.
18. Установите нижний конец троса привода выключения сцепления на коробку передач и восстановите исходную регулировку троса привода выключения сцепления (см. «Замена троса привода выключения сцеплени
Ремонт сцепления на автомобиле ВАЗ
В статье подробно описан процесс разборки, ремонта и обратной сборки сцепления на автомобиле ВАЗ.
Сцепление выполняет одну из самых важных ролей в движении автомобиля и при первых проявлениях нарушений его работы, – необходимо сразу приступить к ремонту, иначе бездейственность может привести к печальным последствиям, тогда и денег на ремонт понадобится намного больше и времени. Перед снятием этого механизма вам пригодится схема сцепления, изучите её подробно для дальнейшего ремонта и понятия принципа работы.
Мы снимали и ремонтировали диск сцепления на автомобиле ВАЗ 2110, подобное оборудование стоит на 2111 и на более поздних моделях этих машин, а вот на автомобиле ВАЗ 2112 имеются некоторые различия и усовершенствования, в частности модификации поддались: пружины демпфера ведомого диска и ведущей части сцепления, но суть ремонта остаётся похожей.
Разборка и ремонт сцепления автомобиля:
1. Первым делом необходимо произвести демонтаж коробки передач. Процедура нуждается в терпении, а без неё отремонтировать сцепление будет невозможно.
2. В центральный проход диска установите оправку. Её можно изготовить самостоятельно по размерам имеющегося вала или использовать вместо неё первичный вал, что был позаимствованный из другого автомобиля.
3. Верните один болт, что крепит коробку передач на место, и при помощи длинной отвёртки придерживайте маховик, чтобы он не прокручивался в момент откручивания другой рукой шести болтов, что держат кожух сцепления.
Теперь можно снять маховик в полном комплекте с ведомым и нажимным диском. При снятии кожуха сцепления нужно придерживать внутри него ведомый диск, чтобы он не выпал.
4. Если некоторые элементы ведомого диска сцепления имеют трещины или грубые царапины, то его необходимо поменять на новый. Для этого нужно:
- 1 – проверить фрикционные накладки на изношенность;
- 2 – проверить головки заклёпок. Они должны быть опущены вглубь фрикционных накладок более чем на 0,3 мм;
- 3 – проверить в гнёздах ступицы диска демпферные пружины на плотность крепления, если они полопались или сильно расшатались, то ведомый диск следует поменять на новый или старый, но исправный.
5. Если визуально с торца ведомого диска видно, что имеется искажение его формы, то проверьте биение диска, и если оно больше половины миллиметров, то необходимо эту деталь полностью поменять.
6. Далее осмотрите поверхность нажимного диска и маховика, если замечено грубое стирание диска (износ), глубокие царапины или выбоины, то маховик или нажимный диск нужно заменить новым. Шлифовка не поможет!
7. Далее переверните кожух на другую сторону и продолжите осмотр:
- 1 – заклёпочных соединений нажимного диска и кожуха. Они не должны иметь ослаблений и явных дефектов, если такие имеются, то придётся поменять диск в комплекте.
- 2 – диафрагменных пружин нажимного диска. Они также не должны быть с явными дефектами (глубокими царапинами, трещинами и сколами), если заметны дефекты, то произведите замену всего кожуха.
- 3 – контактов лепестков диафрагменных пружины. Все конечности (контакты) металлических лепестков с подшипниками выключения сцепления должны быть без дефектов и в одной плоскости (допускается максимальная разница износа 0,8 мм). Если износ более 0,8 мм или есть серьёзные дефекты, то опять-таки выход только один – заменить диск в комплекте.
8. Также нажимный диск с кожухом необходимо заменить в сборе, если опорные кольца нажимной пружины подверглись трещинам, сколам или прочим физическим изменениям.
9. При желании и возможности в гараже можно провести тестирование работы ведущей части сцепления. Для этого необходимо зафиксировать нажимной диск (3) в полном комплекте с кожухом (2) и нажимной пружиной (1) на оборудовании с промежуточным кольцом (4) толщина которого (B=8,3±0,03 мм). Это оборудование заменяет ведомый диск с маховиком.
Теперь три раза ходом выключения 8–9 мм отключите сцепление, прикладывая нагрузку к лепесткам нажимной пружины (1) на диаметре С=34 мм. При этом:
- размер А должен быть в пределах 29–31 мм;
- проверьте, что ходу выключения 8,0±0,1 мм соответствует ход нажимного диска не менее 1,4 мм;
- разность величин отхода нажимного диска (3) не более 0,25 мм;
- нагрузка на лепестках нажимной пружины (1) на диаметре С при ходе 8,0±0,1 мм должна быть не более 1100 Н (1350 Н для сцепления ВАЗ–2112), пик нагрузки выключения не более 1300 Н (1500 Н для сцепления ВАЗ–2112).
10. До того как обратно монтировать сцепление необходимо проверить свободность перемещения ведомого диска по шлицам первичного вала коробки передач. Если имеются заедания, то ликвидируйте их, при необходимости произведите замену повреждённых деталей.
11. При обратном монтировании ведомого диска в кожух нажимного, внимательно смотрите, чтобы часть выступающей ступицы смотрела в сторону нажимной пружины.
12. Со стороны нажимной пружины необходимо вставить в шлицы ведомого диска центрирующую оправку.
13. На фото стрелками отмечены три центрирующие штифта, по ним также как и у меня, нужно установить на маховик сцепление, а после чего придерживая отвёрткой маховик от прокручивания закрутите 6 болтов крепления сцепления к маховику.
14. Теперь можно достать центрирующую оправку с диска сцепления и установить обратно коробку передач. Ремонт сцепления завершен.
Сборка и регулировка механизма сцепления
Специальный инструмент и приспособления те же, что для снятия и разборки механизма сцепления и дополнительно:
- специальные клещи (или зубило)
- приспособление для регулировки механизма сцепления
- направляющие оправки для регулировочных пальцев
- механический эксцентриковый пресс
- планшайба
- ножи для балансировки
Рис. Нажимной диск сцепления с кожухом в сборе:
1 — нажимной диск; 2 — кожух сцепления; 3 — монтажный штифт; 4 — опорная пластина; 5 — регулировочная гайка; 6 — регулировочный палец; 7 — ось отжимного рычага; 8 — пружина отжимного рычага; 9 — отжимной рычаг; 10 — соединительное пружинное звено; 11 — пята отжимных рычагов; 12 — шайба изолирующая, нажимная пружина
Рис. Приспособление для разборки и сборки механизма сцепления:
1 — основание: 2 — трехлаповый зажим; 3 — винт; 4 — прижимное кольцо; 5 — болт; 6 — стойка центральная
Последовательность операций:
- Тщательно проверить состояние рабочих и боковых плоскостей трех выступов нажимного диска, а также плоскостность его рабочей поверхности: щуп 0,08 мм не должен проходить в зазоры между диском и поверочной плитой.
- Наложить нажимной диск на основание 1 приспособления для сборки и разборки сцепления выступами вверх и смазать графитовой смазкой глухие отверстия под хвостовую часть регулировочных пальцев и плоскость на выступах под опорную пластину.
- Смазать ось отжимного рычага графитовой смазкой, вставить ее в отверстие регулировочного пальца, после чего резьбовой конец регулировочного пальца продеть в прямоугольное отверстие отжимного рычага и смазать графитовой смазкой радиусную выемку под опорную пластину на отжимном рычаге (так подготовить все три отжимных рычага).
- Вставить в боковые пазы выступов нажимного диска опорные (ножевые) пластины отжимных рычагов, отвести их вверх и назад и установить подсобранные с регулировочными пальцами и осями отжимные рычаги, вставив цилиндрические хвостовики регулировочных пальцев в глухие отверстия нажимного диска. После этого опустить каждую опорную пластину так, чтобы она своим нижним ребром прилегала к радиусной выемке в отжимном рычаге.
- Установить в соответствующие гнезда нажимного диска термоизоляционные шайбы и на них комплект проверенных по рабочей нагрузке нажимных пружин с маркировкой одного цвета. По нагрузке при рабочей длине 36,8 мм пружины не должны отличаться более чем на 1 кг.
- Надеть на резьбовые концы регулировочных пальцев конические направляющие оправки (временно, вместо регулировочных гаек).
- Вставить в отверстия кожуха сцепления концы трех пружин отжимных рычагов, после чего накрыть кожухом нажимной диск с пружинами, пропустив конические направляющие оправки в отверстия кожуха. При этом нужно проследить, чтобы окна кожуха совпали с выступами нажимного диска, а метки на одном из выступов диска и на кожухе сцепления совместились.
- Надеть нажимное кольцо 4 приспособления на кожух сцепления и прижать его трехлаповым зажимом 2 при помощи винта 3 до соприкосновения опорного фланца кожуха сцепления с плоскостью основания 1. Далее снять с резьбовых концов регулировочных пальцев конические направляющие оправки и навернуть на пальцы до упора в кожух сцепления фасонные гайки.
Рис. Монтаж пяты отжимных рычагов при сборке сцепления:
1 — крючок; 2 — соединительное звено; 3 — пята; 4 — отжимной рычаг
Рис. Крючок для установки соединительного звена пяты отжимных рычагов:
Материал — сталь. Калить до твердости HRC 40-45. а — сварочный шов
Для регулировки и проверки рабочей поверхности К пяты на параллельность базовым поверхностям О и N надежно фиксируют монтажный размер М при помощи болтов 5 приспособления. Затем снимают винт 3 и трехлаповый зажим 2, а па посадочное место вертикальной стойки 6 устанавливают специальное приспособление для проверки величины биения пяты отжимных рычагов. Это приспособление состоит из корпуса 2 со «следящим» штифтом 1, прижимаемым к поверхности пяты 5 пружиной.
При провертывании (от руки) корпуса 2 относительно стойки 6 и неподвижной пяты 5 вертикальные перемещения штифта 1 перелаются через призматический блок 3 ножке индикатора 4. Перемещения штифта пропорциоиальны величине биения пяты. Допустимое биение пяты, измеряемое на диаметре 54 мм, не должно превышать 0,1 общих показаний индикатора.
Рис. Приспособление для проверки биения пяты отжимных рычагов:
1 — следящий штифт; 2 — корпус; 3 — призматический блок; 4 — индикатор; 5 — пята отжимных рычагов; 6 —
стойка
При необходимости положение пяты отжимных рычагов регулируют фасонными гайками регулировочных пальцев.
После установки размера М и регулировки положения пяты отжимных рычагов нужно законтрить фасонные гайки, вдавив специальными клещами их цилиндрические буртики в шлицы регулировочных пальцев (на первом рисунке место контровки указано буквой «В»).
Рис. Регулировка биения пяты отжимных рычагов
Рис. Клещи для законтривания регулировочных гаек механизма сцепления
При отсутствии специальных клещей стопорение регулировочных гаек можно производить, вдавливая их буртик в шлицы регулировочного пальца ударом молотка по тупому зубилу.
После заводской сборки и регулировки механизм сцепления подвергают статической балансировке, устанавливая его на планшайбу балансировочного станка.
Вне заводских условий для балансировки сцепления последнее устанавливают на специальную планшайбу, выполненную заодно с цилиндрической оправкой. При установке сцепление базируют по двум отверстиям во фланце кожуха, в которые входят установочные штифты планшайбы. Оправку со сцеплением устанавливают на «ножи» или точные цилиндрические опоры располагаемые перпендикулярно оправке, выдерживая строгую взаимную параллельность самих опор. Негоризонтальность опор не должна быть более 0,03 мм на длине 1 м. Если оправка с механизмом сцепления при проверке не оказывается в состоянии безразличного равновесия, то сцепление необходимо балансировать.
Дисбаланс сцепления не должен превышать 35 гсм при большем дисбалансе нужно засверлить бобышки С нажимного диска через отверстие в кожухе сцепления пропустив сверло диаметром 14,5 мм внутрь нажимной пружины. При сверлении нужно следить, чтобы расстояние от вершины конуса сверления до рабочей плоскости нажимного диска (размер l) было не менее 4 мм.
После балансировки снять механизм сцепления с планшайбы и тщательно обдуть его сжатым воздухом, обеспечив полное удаление стружки, образовавшейся при сверлении нажимного диска. Для предотвращения относительного смещения нажимного диска и кожуха сцепления при возможной в будущем сборке и нарушения при этом балансировки, указанные детали клеймят. Цифровые клейма выбивают на одном из выступов нажимного диска и на плоском участке поверхности кожуха сцепления. Перед установкой на маховик механизм сцепления помещают в приспособление и, затянув винт 3, вставляют в три радиально расположенные, отверстия в выступах нажимного диска штифты 3.