- Разборка и сборка нижней части двигателя
- Разборка
- Проверка состояния деталей
- Сборка цилиндропоршневой группы
- Сборка кривошипно-шатунного механизма
- Подбор вкладышей коренных подшипников при помощи пластикового калибра
- Подбор вкладышей шатунных подшипников при помощи пластикового калибра
- Chevrolet Niva Manual
- Шевроле Нива Разборка и сборка двигателя
Разборка и сборка нижней части двигателя
Примечание: будьте чрезвычайно осторожны, чтобы не нанести никаких царапин, вмятин или других повреждений коленчатому валу. Такие повреждения могут ухудшить работу двигателя.
Разборка
1. Снимите двигатель.
2. Снимите вспомогательное оборудование: генератор, насос усилителя рулевого управления, компрессор кондиционера.
3. Снимите головку блока цилиндров вместе с впускным и выпускным коллектором.
4. Открутите винты крепления маховика.
5. Снимите шкив коленчатого вала.
6. Снимите натяжное устройство ремня ГРМ.
7. Снимите элементы кожуха ГРМ.
8. Снимите насос охлаждающей жидкости.
9. Снимите зубчатый шкив коленчатого вала
10. Снимите маховик.
11. Снимите поддон масляного картера.
12. Снимите маслоприемник.
13. Снимите масляный насос.
14. Открутите винты крышек шатунных подшипников.
15. Снимите крышки шатунных подшипников, пометив взаимную принадлежность крышек и шатунов.
16. Отметьте порядок установки крышек коренных подшипников коленчатого вала.
17. Открутите винты крышек коренных подшипников коленчатого вала.
18. Снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала.
19. Снимите коленчатый вал.
20. Извлеките вкладыши коренных и шатунных подшипников из посадочных мест.
21. Извлеките поршни с шатунами, предварительно обработав верхнюю часть цилиндра для снятия нагарных отложений.
22. Снимите поршневые кольца. Используйте расширитель колец.
23. Снимите поршневые пальцы и отделите поршень от шатуна.
Проверка состояния деталей
1. Проверьте шатуны на наличие деформации (изгиб и скручивание). Если шатуны деформированы, замените их.
2. Проверьте состояние шатунных вкладышей (только для определения условий работы двигателя перед ремонтом, так как в любом случае следует устанавливать новые вкладыши подшипников коленчатого вала).
3. Проверьте посадочное место вкладышей шатунных подшипников на наличие износа.
4. Проверьте отверстие верхней головки шатунов на наличие задиров или износа.
5. Проверьте шейки коленчатого вала на наличие износа.
Коленчатый вал
Коренная шейка
54,982-54,994 мм
Конусность (макс.)
Отклонение от круглой формы (макс.)
Зазор коренного подшипника
Биение торца коленчатого вала
Шатунная шейка
42,971-42,987 мм
Конусность (макс.)
Отклонение от круглой формы (макс.)
Зазор подшипника шатуна
0,019-0,070 мм
Боковой зазор шатуна
0,070-0,242 мм
6. Проверьте поршни на наличие задиров сколов и износа.
7. Измерьте диаметр поршней при помощи микрометра.
- Диаметр поршня — 76,470 мм
- Зазор между поршнем и стенкой цилиндра — 0,030 мм
8. Проверьте правильность установки поршня относительно шатуна (см. метки).
- Диаметр поршневого пальца — 18,000 мм
- Смещение пальца — 0,5-0,7 мм
9. Проверьте блок цилиндров на плоскостность поверхности, контактирующей с прокладкой головки блока, при помощи линейки и щупа.
10. Измерьте при помощи нутромера диаметр цилиндра в различных местах (вверху, посредине и внизу цилиндра, по двум взаимно перпендикулярным диаметрам).
Диаметр расточки цилиндров двигателя:
- Диаметр — 76,5 мм
- Отклонения от круглой формы (макс.) — 0,0065 мм
- Конусность (макс.) — 0,0065 мм
11. Проверьте состояние стенок цилиндра на наличие выступов, прогаров стенок, повышенного местного износа, задиров.
12. Проверьте состояние стенок цилиндра на наличие лаковых и нагароотложений, в случае необходимости проведите легкое хонингование с целью очистки.
Сборка цилиндропоршневой группы
1. Соедините шатуны с поршнями таким образом, чтобы метка на поршне была направлена к передней части двигателя (к ГРМ).
2. Установите направляющую приспособления для установки поршневых пальцев.
3. Нанесите на поршни слой чистого моторного масла.
4. Установите поршневые пальцы.
Поршневой палец:
- Диаметр — 18,000 мм
- Смещение пальца — 0,5-0,7 мм
5. Измерьте зазор в замках новых поршневых колец, установив их в цилиндр без поршня.
6. Измерьте боковые зазоры между кольцами и стенками поршневых канавок. По результатам замера, если износ канавок слишком велик, замените поршни.
7. Установите поршневые кольца в последовательности, показанной на рисунке, используя расширитель колец.
Поршневые кольца: Нижнее маслосъемное, Осевой расширитель, Верхнее маслосъемное, Нижнее компрессионное, Верхнее компрессионное.
Поршневые кольца
Компрессионные, зазор в стыке
2-е компрессионное
Осевой зазор в канавке поршневого кольца
2-е компрессионное
0,02 мм
Распределите зазоры поршневых колец так, как показано на рисунке.
9. Нанесите слой моторного масла на стенки цилиндров.
10. Установите поршни в цилиндры, используя приспособление для обжима колец, при помощи легкого постукивания деревянной ручкой молотка,
Сборка кривошипно-шатунного механизма
Перед сборкой все детали следует очистить.
1. Определите при помощи пластикового калибра зазоры во всех подшипниках коленчатого вала. Смотрите «Подбор вкладышей шатунных подшипников при помощи пластикового калибра» и «Подбор вкладышей коренных подшипников при помощи пластикового калибра».
2. Проверьте радиальное биение задней уплотняемой шейки коленчатого вала при установленных подшипниках.
3. Проверьте осевой разбег коленчатого вала.
4. Проверьте биение поверхности шейки среднего коренного подшипника коленчатого вала.
5. Нанесите тонкий слой моторного масла на вкладыши подшипников коленчатого вала.
6. Установите коленчатый вал.
7. Нанесите уплотняющий герметик на крышку заднего коренного подшипника.
8. Установите крышки коренных подшипников №№ 1-4 коленчатого вала.
9. Установите крышку коренного подшипника №5. При этом убедитесь, что герметик равномерно уплотнил места разъема крышки с блоком цилиндров.
Примечание: не используйте повторно старые винты коренных подшипников коленчатого вала.
10. Произведите затяжку винтов крышек коренных подшипников коленчатого вала:
- затяните винты моментом 50 Нм;
- затяните на угол 45°+15°.
11. Установите вкладыши шатунных подшипников в шатуны и в крышки шатунных подшипников.
12. Установите крышки шатунных подшипников.
Примечание: не используйте повторно старые винты крышек шатунных подшипников.
13. Затяните винты крышек шатунных подшипников моментом 25 Нм.
14. Затяните винты крышек шатунных подшипников на угол 30° +15°.
15. Установите масляный насос.
16. Затяните винты масляного насоса моментом 10 Нм.
17. Установите маслоприемник.
18. Затяните винты маслоприемника моментом 10 Нм.
19. Установите прокладку поддона масляного картера.
20. Установите поддон масляного картера не позже, чем через 5 минут после нанесения герметика-прокладки.
21. Затяните винты поддона масляного картера моментом 10 Нм.
22. Установите зубчатый шкив коленчатого вала.
23. Установите заднюю часть кожуха привода ГРМ.
24. Затяните винты задней части кожуха привода ГРМ моментом 10 Нм.
25. Установите автоматический механизм натяжения зубчатого ремня привода распределительного вала.
26. Затяните винт автоматического устройства натяжения зубчатого ремня ГРМ моментом 20 Нм.
27. Затяните винт зубчатого шкива распределительного вала моментом 45 Нм.
28. Установите зубчатый ремень ГРМ.
29. Отрегулируйте натяжение зубчатого ремня привода распределительного вала.
30. Установите клапанную крышку с прокладкой.
31. Затяните винты крышки распределительного вала моментом 10 Нм.
32. Установите нижнюю часть кожуха привода ГРМ.
33. Затяните винты нижней части кожуха привода ГРМ моментом 10 Нм.
34. Установите насос усилителя рулевого управления.
35. Затяните винты насоса усилителя рулевого управления моментом 25 Нм.
36. Установите верхнюю часть кожуха привода ГРМ.
37. Затяните винты верхней части кожуха привода ГРМ моментом 10 Нм.
38. Установите задний сальник коленчатого вала при помощи оправки.
39. Установите маховик.
40. Затяните винты крепления маховика моментом 35 Нм.
41. Затяните винты крепления маховика на угол 30°+15°.
42. Установите двигатель в автомобиль.
Подбор вкладышей коренных подшипников при помощи пластикового калибра
1. Нанесите слой моторного масла на коренные вкладыши коленчатого вала.
2. Установите верхние и нижние коренные вкладыши коленчатого вала.
3. Установите коленчатый вал.
4. Проверьте радиальное биение задней уплотняемой шейки коленчатого вала при установленных подшипниках.
5. Проверьте осевой разбег коленчатого вала.
6. Проверьте биение поверхности шейки среднего коренного подшипника коленчатого вала на коленчатом валу, установленном на переднем и заднем подшипниках.
7. Проверьте все зазоры в подшипниках коленчатого вала.
8. Нарежьте пластиковые измерительные полоски длиной, равной ширине подшипников. Расположите их вдоль оси между шейками коленчатого вала и вкладышами коренных подшипников.
9. Установите крышки подшипников коленчатого вала.
10. Затяните винты крышек коренных подшипников коленчатого вала моментом 50 Нм.
11. Затяните винты крышек коренных подшипников коленчатого вала на угол 45’+15″.
12. Снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала.
13. Измерьте ширину сплющенной части пластиковой полоски с помощью линейки.
Подбор вкладышей шатунных подшипников при помощи пластикового калибра
1. Нанести слой моторного масла на вкладыши шатунных подшипников.
2. Установите верхние и нижние вкладыши шатунов.
3. Установите нижние вкладыши шатунных подшипников.
4. Проверьте зазоры в шатунных подшипниках.
5. Нарежьте пластиковые измерительные полоски длиной, равной ширине подшипников. Расположите их вдоль оси между шейками шатунных подшипников вкладышами шатунных подшипников.
6. Установите крышки шатунных подшипников.
7. Затяните винты крышек шатунных подшипников моментом 25 Нм.
8. Затяните винты крышки коленчатого вала на угол 30°+15°.
9. Снимите крышки шатунных подшипников.
10. Измерьте ширину сплющенного пластикового слоя с помощью линейки.
11. Сравните полученные результаты с допустимыми значениями зазоров в подшипниках.
Chevrolet Niva Manual
Шевроле Нива Разборка и сборка двигателя
Головкой или накидным ключом «на 17» отворачиваем гайку крепления правой опоры силового агрегата к кронштейну…
…и снимаем опору.
Головкой «на 13» отворачиваем болт крепления щитка стартера к кронштейну…
…и четыре гайки крепления кронштейна к блоку цилиндров.
Снимаем кронштейн со шпилек блока цилиндров.
Отвернув четыре гайки, снимаем кронштейн левой опоры силового агрегата.
На шпильки блока цилиндров для кронштейна левой опоры монтируем плиту разборочного стенда и закрепляем двигатель на стенде.
Отвернув ключом «на 13» две гайки крепления щитка стартера к выпускному коллектору…
…снимаем щиток.
Демонтируем: катушку зажигания (см. Снятие катушки зажигания); датчик детонации (см. Снятие датчика детонации); генератор (см. Снятие генератора); кронштейн генератора (см. Снятие кронштейна генератора); кронштейн масляного фильтра (см. Замена уплотнительных колец кронштейна масляного фильтра); маслоотделитель системы вентиляции картера (см. Снятие маслоотделителя системы вентиляции картера); масляный насос (см. Снятие масляного насоса); насос охлаждающей жидкости (см. Снятие насоса охлаждающей жидкости); маховик и крышку картера сцепления (см. Замена заднего сальника коленчатого вала); головку блока цилиндров в сборе с ресивером, впускной трубой и выпускным коллектором (см. Замена прокладки головки блока цилиндров); цепь привода ГРМ, башмак натяжителя цепи, звездочку коленчатого вала (см. Снятие цепи и звездочек привода грм); валик привода масляного насоса (см. Снятие валика привода масляного насоса).
Головкой «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала к блоку цилиндров.
Поддеваем отвёрткой приливы держателя… …и снимаем его в сборе с сальником.
Из пазов держателя сальника извлекаем два специальных болта (с квадратными головками) крепления крышки картера сцепления.
Снимаем прокладку держателя заднего сальника.
Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления кронштейна сливной трубки маслоотделителя системы вентиляции картера двигателя…
…и снимаем кронштейн.
Головкой «на 14» отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна (поршень при этом должен находиться в НМТ).
Постучав по боковым поверхностям крышки молотком с пластмассовым наконечником…
…снимаем крышку шатуна.
Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки.
Опираясь на торцы стержней шатунных болтов, сдвигаем нижнюю головку шатуна с шейки коленчатого вала.
Упираясь деревянной рукояткой молотка в нижнюю головку шатуна, проталкиваем поршень в цилиндр…
…и вынимаем поршень с шатуном из цилиндра.
Вынимаем верхний вкладыш подшипника из нижней головки шатуна.
Аналогично извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.
Слегка зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Не прилагая большого усилия, разжимаем замок верхнего компрессионного кольца…
…и снимаем верхнее компрессионное кольцо.
Таким же образом снимаем…
…нижнее компрессионное кольцо…
…и два диска маслосъёмного кольца.
Снимаем расширитель маслосъёмного кольца.
Для снятия поршня с шатуна…
…поддеваем отвёрткой стопорное кольцо поршневого пальца…
…и извлекаем кольцо из канавки бобышки поршня.
Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо пальца.
Сдвинув поршневой палец…
…извлекаем его из отверстий в верхней головке шатуна и бобышек поршня.
Снимаем поршень с верхней головки шатуна.
Если детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то могут быть снова использованы. Поэтому при разборке помечаем детали, чтобы установить их на прежние места.
Головкой «на 17» отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала.
Снимаем крышку коренного подшипника.
Вынимаем из крышки вкладыш коренного подшипника.
Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников.
Вынимаем коленчатый вал из блока цилиндров.
Вынимаем из проточек задней опоры блока цилиндров упорные полукольца.
Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.
После разборки двигателя тщательно промываем бензином и очищаем от нагара детали для проверки их технического состояния.
Для определения износа цилиндра…
…нутромером измеряем диаметр цилиндра в четырех поясах (на расстояниях 8, 15, 50 и 90 мм от верхней плоскости блока цилиндров) и двух направлениях (параллельном и перпендикулярном оси коленчатого вала).
В зоне первого пояса (до 8 мм) цилиндр практически не изнашивается.
Поэтому по разности замеров в первом и остальных поясах можно определить износ цилиндра.
Если износ цилиндра превышает 0,15 мм, необходимо на СТО расточить и отхонинговать цилиндры до ремонтного (увеличенного на 0,4 или 0,8 мм) размера.
Для определения износа юбки поршня…
…микрометром измеряем диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня.
Микрометром измеряем диаметры всех…
…и коренных шеек коленчатого вала.
Шейки коленчатого вала шлифуем до ближайшего ремонтного размера, если их износ или овальность больше 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.
После шлифования шеек коленчатого вала…
…необходимо удалить заглушки масляных каналов… …тщательно промыть и продуть сжатым воздухом каналы для удаления остатков абразива.
Шлифовку шеек коленчатого вала, удаление и установку новых заглушек проводим на СТО.
Собираем двигатель в обратной последовательности.
Устанавливаем новые вкладыши подшипников коленчатого вала номинального или ремонтного размера (после шлифовки шеек вала).
В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем верхние вкладыши коренных подшипников с проточками…
…а в третью опору — вкладыш без проточки на внутренней поверхности (такой же, как вкладыши в крышках коренных подшипников).
Наносим на рабочие поверхности вкладышей коренных подшипников тонкий слой моторного масла и укладываем коленчатый вал в опоры.
Вставляем в проточки пятой опоры упорные полукольца, смазанные моторным маслом.
С передней стороны пятой опоры устанавливаем сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны — металлокерамическое (желтого цвета).
Рабочие поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.
Устанавливаем крышки коренных подшипников с вкладышами в соответствии с метками, нанесенными на наружной поверхности крышек (счет ведется со стороны привода распределительного вала).
При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.
Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников предписанным моментом.
Поршни к цилиндрам подбираются по классам.
Класс диаметра цилиндра, обозначаемый буквами, клеймится на нижней плоскости блока цилиндров (плоскость крепления поддона картера).
Классы диаметров юбки поршня, и отверстия под поршневой палец маркируются на его днище.
Стрелка на днище поршня при установке его в цилиндр должна быть направлена в сторону привода ГРМ.
Перед сборкой шатунно-поршневой группы необходимо подобрать пальцы к поршням и шатунам. У новых деталей класс отверстий под палец в шатуне и поршне должен соответствовать классу пальца. У деталей, бывших в эксплуатации, для правильного сопряжения необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня или шатуна с усилием руки и не выпадал из них при вертикальном положении пальца.
Для проверки зазора в замке поршневого кольца вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем кольцо днищем поршня.
Набором плоских щупов проверяем зазор в замке поршневого кольца.
Смазываем моторным маслом канавки на поршнях. Устанавливаем на поршни кольца.
Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой (скребком) вниз.
Если на кольце около замка нанесена метка ВЕРХ или ТОР, то кольцо устанавливаем меткой вверх. Кольца должны проворачиваться в канавках свободно, без заеданий.
Располагаем кольца следующим образом:
• замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого кольца;
• замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к оси замка верхнего кольца;
• замок маслосъёмного кольца — под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца (стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку).
Перед установкой деталей ШПГ смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.
Перед установкой поршня в цилиндр надеваем на поршень регулируемую оправку… …и, стягивая оправку, сжимаем поршневые кольца.
Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр, ориентируя поршень стрелкой на его днище в сторону привода ГРМ.
Упираясь рукояткой молотка в днище поршня, проталкиваем его в цилиндр.
Сняв оправку, досылаем рукояткой молотка поршень в цилиндр до упора, контролируя с другой стороны блока цилиндров посадку нижней головки шатуна (с вкладышем) на шейку коленчатого вала.
При установке крышки шатуна номера на шатуне и крышке должны совпадать и располагаться с одной стороны шатуна.
Гайки крепления шатуна затягиваем предписанным моментом (см. Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений).
Дальнейшую сборку проводим в обратной последовательности.
Уплотнительные прокладки и сальники заменяем новыми.