Разборка переднего привода автомобиля

AUTOFIZIK.RU / авторемонт

Привод передних колес.Разборка и сборка привода

Детали наружного шарнира привода передних колес

1 – корпус шарнира;

Разборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Разборка проводится в случае повреждения защитных чехлов и кожухов с целью
проверки деталей шарниров и качества смазки.
2. Разожмите хомут 9 , снимите его с резинового чехла 6 и сдвиньте кожух с чехлом на
валу, чтобы открыть доступ к обойме 11 шарнира (см. рис. Привод переднего колеса).
3. Используя выколотку и молоток, сбейте с вала обойму 11.

Предупреждение
Чтобы исключить заклинивание стопорного кольца 12, важно не допустить перекоса
обоймы, правильно выбирая силу и направление удара.

4. Сдвиньте с вала 4 упорное кольцо 7, защитный чехол 6 и кожух 5.
5. Сдвиньте на валу защитный чехол и кожух внутреннего шарнира и, вынув фиксатор
2, выньте из корпуса 1 вал 4 в сборе с обоймой, сепаратором и шариками.
6. Используя выколотку и молоток, сбейте с вала 4 обойму внутреннего шарнира.
7. Сняв упорное кольцо, сдвиньте с вала защитный чехол.
8. Промойте внутренние полости корпусов шарниров и другие детали.
9. Наиболее сложными и ответственными являются операции по разборке и сборке
наружного шарнира, детали которого показаны на рис. Детали наружного шарнира
привода передних колес.
10. Хорошее качество разборо-сборочных работ обеспечивается соблюдением
нижеприведенных приемов.
11. Отметьте краской взаимное расположение обоймы, сепаратора и корпуса шарнира.

12. Закрепите наружный шарнир в тисках.


13. Наклоните обойму и сепаратор таким образом, чтобы один шарик возможно полнее
вышел из паза корпуса шарнира. Отверткой, изготовленной из мягкого металла,
выдавите шарик из сепаратора.
14. Затем поверните все детали так, чтобы рядом расположенный шарик занял такое
же положение, и выньте его из сепаратора. Используя указанные приемы, выньте
остальные шарики.
15. Последовательность удаления шариков из сепаратора может быть и другая – через
один шарик.
16. Допускается несильное постукивание по сепаратору или обойме предметом,
изготовленным из мягкого материала. Чрезмерное усилие при повороте сепаратора
недопустимо, так как возможна блокировка шариков, что затруднит дальнейшую
разборку.

17. Установите сепаратор с обоймой так, чтобы
удлиненные отверстия сепаратора
расположились против выступов корпуса
шарнира и выньте сепаратор в сборе с
обоймой.

18. Выньте из сепаратора обойму, для чего один
из выступов обоймы поместите в удлиненном
отверстии сепаратора и затем выкатите
обойму в сторону прямой кромки отверстия.


19. Промойте все детали и продуйте сжатым воздухом.

Сборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Сборка наружного шарнира проводится в последовательности, обратной разборке.
2. Перед сборкой все детали смажьте смазкой ШРУС-4.
3. При установке сепаратора в сборе с обоймой в корпус шарнира обеспечьте
совпадение меток, нанесенных перед разборкой, обойму поставьте кольцевой
проточкой (под упорное кольцо) в сторону вала.
4. При установке шариков в сепаратор обойму наклоните приблизительно на угол в два
раза больший, чем сепаратор.
5. Заполните шарнир смазкой ШРУС-4 в количестве 60 см3.
6. Прежде чем ударять по валу (4) для его соединения с внутренней обоймой (11),
необходимо установить новое стопорное кольцо (12) строго по центру, а затем резко
ударить вниз по концу вала (см. рис. Привод переднего колеса). Стопорное кольцо
сожмется и проскользнет через шлицевое отверстие обоймы.
7. При запрессовке кольца сальника корпуса шарнира пользуйтесь оправкой
67.7853.9533.
8. После сборки возможно блокирование обоймы при качании вала, когда шарик не
вращается. Это не является признаком некачественной сборки, так как такого
блокирования не будет при вращении шарнира во время работы.
9. Используя указанные выше приемы, разберите полностью внутренний шарнир. При
этом обойму надо вынуть в сторону большого диаметра сепаратора.
10. Сборку внутреннего шарнира проводите в обратной последовательности. При этом
необходимо совместить метки, нанесенные перед разборкой.
11. Удлиненная конусная часть сепаратора должна быть направлена в сторону вала 4.
При сборке заполните шарнир смазкой ШРУС-4 в количестве 150 см3.
12. При установке защитных чехлов шарниров используйте оправку 67.7853.9537.
13. Если отсутствуют стуки и вибрации, защитные чехлы находятся в хорошем
состоянии, то разборка привода передних колес не рекомендуется.

Читайте также:  Принципиальная электрическая схема двигателя 220в

Как заменить ШРУС: внутренний, наружный и пыльник

Привод передних управляемых колёс, а часто и задних при независимой подвеске, осуществляется валами с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС). Это достаточно надёжные узлы, но при безжалостной эксплуатации, повреждении защитных пыльников, да и просто после долгого срока службы они могут потребовать замены.

Операция не отличается запредельной сложностью, при некотором навыке и знании матчасти вполне может быть выполнена самостоятельно.

Виды ШРУС

По расположению на приводе шарниры подразделяются на внешние и внутренние. Деление не чисто геометрическое, характер работы этих ШРУС сильно отличается, поэтому и конструктивно они выполнены по-разному.

Если внешний – это практически всегда шестишариковая «граната» внушительных размеров, то в качестве внутренних часто используется трёхшиповой шарнир типа «трипоид» с игольчатыми подшипниками.

Пример работы наружного ШРУСа.

Как работает внутренний ШРУС.

Но на методике замены такие отличия слабо сказываются, внутренности ШРУС не повлияют на ход работы. Разве что наличие шариков потребует большей аккуратности, их легко растерять при небрежном обращении.

Когда нужно проводить замену

Существует набор типовых симптомов, появляющихся при износе или поломках шарниров, одновременно используемый во время диагностики и определения конкретного узла, подлежащего замене:

  • при внешнем осмотре обнаружено катастрофическое повреждение чехла с признаками застарелости, вместо смазки внутри шарнира давно работает смесь влажной грязи и ржавчины, такой шарнир перебирать смысла уже нет, надо менять;
  • в поворотах под тягой слышен характерный хруст или звонкие удары, которые после подъёма машины чётко локализуются в приводах;
  • при кренах машины звук раздаётся с внутренней стороны привода, а в повороте минимального радиуса себя проявляет наружный шарнир;
  • крайний случай – привод срезан полностью, шарики уничтожены, машина не может даже тронуться с места, вместо этого слышен скрежет под днищем.

Замена одиночного шарнира целесообразна, если есть уверенность, что все прочие послужили недолго и находятся в хорошем состоянии. В противном случае есть смысл прислушаться к указаниям изготовителя и заменить привод в сборе.

Дело в том, что помимо ШРУС там находятся два шлицевых соединения с валом, со временем они срабатываются и появляется люфт. Такой привод будет щёлкать или греметь даже с новыми деталями, а в запущенных случаях могут появиться вибрации или полное уничтожение остатков шлицевого соединения. При этом будут повреждены и только что заменённые детали.

Приспособления

Профессионалы не пользуются никаким специализированным оборудованием при замене ШРУС. Однако при отсутствии навыков может помочь, хотя бы в психологическом плане, приспособление для стягивания «гранаты» с вала. Они могут быть разной конструкции, общим является зажим, закрепляемый на валу привода и винтовой съёмник, стягивающий с него шарнир.

Иногда в качестве рабочей резьбы этого съёмника используется имеющийся хвостовик наружной обоймы с навинчиваемой на него штатной ступичной гайкой. Приспособление настолько же внушающее доверие, насколько и неудобное в практической работе.

Суть в том, что граната удерживается на валу пружинным стопорным кольцом, утапливаемым в проточку шлицевой части при давлении со стороны внутренней обоймы. Угол атаки фаски обоймы на кольцо сильно зависит от деформации кольца, наличия смазки и ржавчины, конфигурации фаски.

Часто получается так, что кольцо не утапливается, а наоборот, заклинивает, и чем больше усилие, тем оно сильнее сопротивляется. В таком случае куда эффективнее работает резкий удар, чем даже значительное давление, развиваемое резьбой съёмника.

Да и вся процедура установки приспособления в ограниченном пространстве отнимает много времени. Но иногда оно действительно работает, попутно предотвращая передачу нагрузок на соседний шарнир.

Процедура замены наружного ШРУСа

Значительно удобнее работать с приводом (полуосью) когда он снят и закреплён на верстаке в тисках. Но можно и не выполнять лишних операций по демонтажу и сливу масла из коробки передач, сняв наружную гранату прямо под машиной, работая снизу или в арке крыла.

Читайте также:  Как правильно заряжать замерзший аккумулятор автомобиля зарядным устройством

Без снятия полуоси

Сложность задачи заключается в том, что при сбивании наружного ШРУС важно не передавать лишних усилий через вал на внутренний. Он может разобраться или выскочить из коробки. Поэтому действовать нужно аккуратно, желательно вдвоём с помощником:

  • ослабляются болты или гайки креплений колеса, а также гайка, стягивающая ступичный подшипник;
  • машина с нужной стороны поднимается домкратом и закрепляется на надёжной подставке;
  • снимается колесо, отворачивается ступичная гайка;
  • дальнейшие действия могут отличаться в зависимости от модели автомобиля, но в самом частом случае подвески типа «МакФерсон» надо отсоединить поворотный кулак от шарового соединения с рычагом или растяжками, для чего расстыковывается палец шаровой опоры или откручивается её корпус от рычага;
  • стойка отводится в сторону, при этом хвостовик наружного ШРУС выходит из шлицевого соединения ступицы;
  • с пыльника гранаты снимаются хомуты и чехол, удаляется лишняя смазка, мешающая работать со внутренней обоймой;
  • наиболее ответственный момент – удерживая вал, нанести резкий удар тяжёлым молотком через проставку в торец внутренней обоймы, при правильном выполнении граната сдвинется по шлицам или вообще отделится от привода;
  • замене подлежат пыльник, хомуты, гайка, ШРУС в сборе и стопорное пружинное кольцо, обычно всё это имеется в ремкомплекте вместе с тюбиком специальной смазки, обычная многоцелевая тут не годится;
  • в первую очередь на вал устанавливается новый пыльник;
  • новый смазанный шарнир надевается на вал и резким движением продвигается до щелчка стопорного кольца, иногда приходится нанести лёгкий удар в торец хвостовика, защитив его от деформации старой гайкой;
  • в обратном порядке собирается подвеска, гайка ступицы затягивается согласно ремонтной документации на конкретную машину.

Полезно будет заодно поменять и пыльник внутреннего ШРУС пока снят наружный. От состояния чехлов принципиально зависит ресурс узла.

Со снятием полуоси

Снять привод в сборе полезно для большего удобства работы, особенно в тяжёлых случаях заклинивающего стопорного кольца. Обычно для этого потребуется слить масло или его часть из коробки передач, не забыв залить его обратно, а ещё лучше совместить процедуру с заменой масла.

Привод в коробке удерживается аналогичным стопорным пружинным кольцом круглого сечения, которое сжимается после резкого удара в наружную обойму шарнира через проставку.

Иногда удаётся отжать привод монтировкой. Снятие шарниров с вала выполняется в тисках аналогично уже описанной процедуре.

Не стоит пытаться выдернуть полуось за вал. Закончится это саморазборкой внутреннего шарнира, имеющееся там упорное кольцо не выдержит.

Замена внутреннего ШРУСа

Операция полностью аналогична снятию наружного шарнира, но тут уже без снятия полуоси не обойтись. Встречаются конструкции, где привод закреплён болтами на фланце коробки, например, как в Ауди А6 С5. В этом случае масло сливать не потребуется.

В отличие от внешнего, трипоидный внутренний ШРУС легко разбирается, что открывает доступ к стопорному кольцу. Но сжимается оно всё так же, резкими ударами по внутренней обойме при закреплённом в тисках приводе.

Есть отличия в установке пыльника – внутренний шарнир допускает продольное перемещение, поэтому закрепить его чехол надо с учётом рекомендованного заводом расстояния от конца вала. Это необходимо для правильной работы пыльника при перемещении шарнира между крайними положениями по длине.

Снятие и установка приводов передних колес

Вам потребуются: ключ TORX Т60, ключи «на 13», «на 21», «на 24», съемник для шарниров, торцовые головки «на 13», «на 32», монтажная лопатка, ключ для гаек колес, бородок, молоток.
ПРИМЕЧАНИЕ
Приводы левого и правого передних колес разной конструкции (привод правого переднего колеса изготовлен за одно целое с промежуточным валом), поэтому левый и правый приводы снимают частично разными приемами, описываемыми отдельно для каждого привода.
Для снятия привода левого переднего колеса выполните следующие операции.

1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву.

2. Снимите брызговик двигателя.
3. Слейте масло из механической коробки передач или рабочую жидкость из роботизированной коробки передач.
4. Установите автомобиль на колеса.
5. Снимите декоративный колпак левого переднего колеса.

6. Ослабьте затяжку гайки ступицы и гаек крепления колеса.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
При отворачивании гайки ступицы автомобиль должен стоять на земле!
Ослабляйте и затягивайте гайки крепления колес только на автомобиле, стоящем на земле.

7. Затормозите автомобиль стояночным тормозом, установите упорные бруски под задние колеса и приподнимите переднюю часть автомобиля, установив надежные опоры.
8. Снимите переднее колесо.
9. Отсоедините колодку жгута проводов отдатчика скорости вращения колеса.

Читайте также:  Как поменять термостат газель 406 двигатель

10. Отверните гайку ступицы и снимите гайку.

11. Отсоедините от поворотного рычага левую рулевую тягу.

12. Извлеките палец шаровой опоры из отверстия поворотного кулака.

13. Отведите немного в сторону аморти- заторную стойку, потяните за обойму наружного шарнира и извлеките из ступицы хвостовик наружного шарнира равных угловых скоростей.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

При затрудненном выведении хвостовика наружного шарнира аккуратно, не повреждая резьбы, выбейте его из ступицы молотком через выколотку или деревянный брусок подходящего размера.

14. Уперев монтажную лопатку в картер коробки передач.

15. . выпрессуйте внутренний шарнир привода из полуосевой шестерни и снимите привод левого переднего колеса в сборе.
ПРИМЕЧАНИЕ
Зазор между корпусом внутреннего шарнира и картером коробки передач очень мал, поэтому невозможно сразу полностью вставить в него лезвие монтажной лопатки. Введя заостренную часть монтажной лопатки в зазор, аккуратными ударами молотка вдоль лопатки вбейте ее лезвие вглубь зазора, отодвигая лопаткой как клином корпус шарнира от картера до момента выхода стопорного кольца хвостовика шарнира из шестерни полуоси. Затем окончательно выдвиньте лопаткой хвостовик шарнира из шестерни.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Заменяйте стопорное кольцо хвостовика внутреннего шарнира левого переднего колеса новым при каждом снятии привода с автомобиля, иначе привод может самопроизвольно выскочить из полуосевой шестерни во время движения.
16. Для установки привода вначале введите шлицевый хвостовик корпуса наружного шарнира в ступицу колеса, установите упорную шайбу и вверните болт ступицы до упора, не затягивая его окончательно.
17. Затем осторожно введите шлицевый хвостовик корпуса внутреннего шарнира в сальник полуоси и немного проверните вал привода, чтобы совпали шлицы хвостовика шарнира и шестерни полуоси.
18. Резким движением поворотного кулака запрессуйте привод в шестерню полуоси до момента фиксации привода стопорным кольцом.
19. Присоедините палец шаровой опоры к поворотному кулаку и рулевую тягу к рычагу поворотного кулака в порядке, обратном снятию.
20. Установите колесо и заверните гайки крепления колеса до упора, не затягивая их окончательно.
21. Установите автомобиль на колеса, сняв его с опор. Затяните гайку ступицы и закерните ее.
22. Затяните гайки крепления колеса моментом 130 Н-м.
23. Установите декоративный колпак колеса.
Для снятия привода правого переднего колеса выполните следующие операции.
1. Выполните с правой стороны автомобиля операции 5-13, которые выполняли с левой сторон ы для снятия привода левого переднего колеса (см. выше).

2. Отверните две гайки крепления скобы промежуточной опоры.

3. . и снимите скобу.

4. Извлеките хвостовик внутреннего шарнира из полуосевой шестерни.

5. . и снимите привод правого переднего колеса в сборе.
ПРИМЕЧАНИЕ

При необходимости выверните три болта крепления кронштейна промежуточной опоры к блоку цилиндров двигателя.

. и снимите кронштейн.
6. Для установки привода сначала введите шлицевый хвостовик корпуса наружного шарнира в ступицу колеса, установите упорную шайбу и вверните гайку ступицы до упора, не затягивая ее окончательно.
7. Затем введите шлицевый хвостовик корпуса внутреннего шарнира в сальник полуоси и немного проверните вал привода, чтобы совпали шлицы хвостовика шарнира и шестерни полуоси.
8. Резким движением поворотного кулака введите привод в шестерню полуоси до упора.
9. Установите и закрепите гайками скобу промежуточной опоры.
10. После установки всех деталей залейте масло в механическую коробку передач или рабочую жидкость в автоматическую коробку передач.
11. Установите колесо и заверните гайки крепления колеса до упора, не затягивая их окончательно.
12. Установите автомобиль на колеса, сняв с опор, и затяните гайку ступицы.
13. Окончательно затяните гайки крепления колеса моментом 130 Н-м.

14. Установите декоративный колпак колеса.

Источник: Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту в фотографиях серия «Ремонт без проблем» Третий Рим

Оцените статью