- Руководство по ремонту лодочных моторов Yamaha.
- Руководство по эксплуатации Yamaha
- Условные обозначения и расшифровка названия модели лодочного мотора Yamaha.
- Максимальные обороты лодочных моторов
- Разбираем карбюратор подвесного лодочного мотора «Yamaha»
- Двухтактные подвесные моторы «Yamaha» мощностью 9,9-30 л. с. 1996-1998 гг. выпуска
- Карбюратор подвесных лодочных моторов «Yamaha» мощностью 9,9 и 15 л. с.
- Карбюратор и топливный насос подвесных лодочных моторов «Yamaha» мощностью 20 и 25 л. с.
- Ремонт, разборка редуктора лодочного мотора
- Проверка, чистка и смазка подшипников
- Разборка редуктора лодочного мотора для ремонта
- Проверка масла в редукторе
- Вал гребного винта
- Замена сальников лодочного мотора
Руководство по ремонту лодочных моторов Yamaha.
Руководство по эксплуатации Yamaha
Условные обозначения и расшифровка названия модели лодочного мотора Yamaha.
Максимальные обороты лодочных моторов
Ниже приведены диапазоны оптимальных оборотов подвесных моторов при полностью открытой дроссельной заслонке и максимальной загрузке судна. Обороты двигателя при движении судна и верно подобранном гребном винте должны быть в пределах верхней половины указанного диапазо-на.
Выбирайте винты, соответствующие этим требованиям.
2-ТАКТНЫЕ ПОДВЕСНЫЕ МОТОРЫ
Обороты мотора, об/мин
9.9F, 15F, E9.9D, E15D, EK9.9D, EK15D, EK9.9J, EK15P
E25B, 25B, E30H, 30H, 25X, EK25B, EK25C
EK40G, E40G, EK40J, E40J
55D, E60J, E65A, 75A, E75B, 75C, 85A, 90A
E115A, 115B, 115C, 140B
150F, 150G, 175D, 200F
Z150P, Z175G, Z200N, Z150Q, Z175H, Z200P
Z200R, Z225H, Z250F
0* Модели моторов с левым направлением вращения гребного винта имеют те же оптимальные обороты, что и моторы с пра-вым направлением вращения.
4-ТАКТНЫЕ ПОДВЕСНЫЕ МОТОРЫ
Обороты мотора, об/мин
F9.9H, F15C, F20B, F20C
F40D, F50F, FT50G, F60C, FT60D
F75B, F75C, F80B, F80C, F90B, F100D
F/FL200A, F/FL200B, F/FL225A
F/FL200C, F/FL225B, F225C, F/FL250A, F/FL250B
Если обороты двигателя превышают рекомендуемые, замените гребной винт на модель с большим шагом.
Если обороты двигателя ниже рекомендуемых, замените гребной винт на модель с меньшим шагом.
ПРИМЕЧАНИЕ
Не допускайте продолжительной работы двигателя на оборотах, превышающих рекомендуе-мые – это может привести к повреждению двигателя.
0* Изменение шага гребного винта на 25 мм приведет к изменению оборотов двигателя на 200 об/ мин.
Кроме того, изменение оборотов зависит от типа винта, воды (соленой/пресной), типа судна (мас-сы и формы корпуса) и т. д.
0* При подъеме мотора с помощью системы гидроподъема максимальные обороты двигателя увели-чатся.
Разбираем карбюратор подвесного лодочного мотора «Yamaha»
Двухтактные подвесные моторы «Yamaha» мощностью 9,9-30 л. с. 1996-1998 гг. выпуска
Подержанных подвесных моторов становится все больше и больше — кто-то покупает их на вторичном внутреннем рынке, кто-то в магазинах, которые специализируются на поставке моторов категории «б/у», поступающих непосредственно «из-за рубежа». Чтобы облегчить жизнь обладателей «бэушных» моторов мы предлагаем очередной материал, который может помочь разобраться с возникающими порой проблемами (предыдущий материал см. на этой странице: «Ремонт импортных лодочных моторов своими силами»).
Карбюратор подвесных лодочных моторов «Yamaha» мощностью 9,9 и 15 л. с.
Сборка/разборка карбюратора моторов «Yamaha» моделей мощностью 9,9 и 15 л. с.
Рис. 1. Схема карбюратора мотора «Yamaha» 9,9/15 л. с.:
1 — осушительный винт; 2 — шайба; 3 — болт; 4 — поплавковая камера; 5 — фигурная прокладка; 6 — болт; 7 — стержень поплавка; 8 — поплавок; 9 — игольчатый клапан; 10 — пластина; 11 — главный жиклер; 12 — главный распылитель; 13 — пробка; 14 — первичный распылитель; 15 — болт; 16 — крышка; 17 — шайба; 18 — настроечный винт; 19 — пружина; 20 — винт холостого хода; 21 — пружина; 22 — винт; 23 — крышка топливного насоса; 24 — внешняя диафрагма; 25 — пружина; 26 — проверочный клапан; 27 — корпус топливного насоса; 28 — внутренняя диафрагма; 29 — внутренняя прокладка.
1. При сборке/разборке карбюратора ориентируйтесь по рис. 1.
2. Отвинтите сливной винт вместе с шайбой (поз. 1 и 2) и слейте остатки топлива. Отвинтите четыре винта, снимите поплавок (поз. 4) и прокладку (поз. 5). Вытрите прокладку и пробку.
3. Выкрутите винт (поз. 6) и снимите стержень поплавка (поз. 7), поплавок (поз.8) и игольчатый клапан (поз. 9). Поверните главный жиклер (поз. 11) и главный распылитель (поз. 12) против часовой стрелки и извлеките их вместе с пробкой и первичным распылителем (поз. 13 и 14). Выньте все составляющие поплавковой камеры, запомнив их местоположение.
4. Открутите четыре винта и верхнюю крышку и прокладку (поз. 15 и 17). Извлеките настроечный винт и пружину (поз. 18 и 19) вместе с винтом холостого хода и пружиной (поз. 20 и 21).
5. Сборку карбюратора надо выполнять в обратном порядке. Промойте и продуйте все отверстия и каналы. Проверьте все детали на наличие трещин, потертостей и износа. В случае необходимости — замените некачественные (в продаже имеются ремкомплекты для карбюраторов). Проверьте, не течет ли корпус поплавковой камеры, и замените его в случае необходимости. Проверьте целостность поплавка и, если есть необходимость, замените его. Прокладку поплавковой камеры, верхнюю прокладку и шайбу сливного винта заменяйте при каждой разборке карбюратора. Настройте игольчатый клапан поплавка.
Карбюратор и топливный насос подвесных лодочных моторов «Yamaha» мощностью 20 и 25 л. с.
Сборка/разборка карбюратора на двухцилиндровых моделях мощностью 20-25 л. с. (рис. 2).
Рис. 2. Схема карбюратора лодочного мотора «Yamaha» 20/25 л. с.:
1 — крышка; 2 — прокладка; 3 — пружина; 4 — настроечный винт; 5 — винт холостого хода; 6 — корпус; 7 — главный жиклер; 8 — главный распылитель; 9 — первичный распылитель; 10 — пробка; 11 — игольчатый клапан; 12 — поплавок; 13 — стержень поплавка; 14 — прокладка; 15 — сливная пробка; 16 — поплавковая камера; 17 — внутренняя прокладка; 18 — внутренняя диафрагма; 19 — проверочный клапан; 20 — корпус топливного насоса; 21 — внешняя прокладка; 22 — крышка топливного насоса.
1. Используйте какую-нибудь емкость, чтобы слить в нее излишки топлива, которые могут оставаться в топливной системе. Извлеките сливную пробку с прокладкой (поз. 15). Открутите четыре винта, снимите прокладку и поплавковую камеру (поз. 16 и 14).
2. Удалите стержень поплавка (поз. 13), поплавок (поз. 12) и игольчатый клапан (поз. 11). Удалите главный жиклер и главный распылитель (поз. 7-8) вместе с пробкой и первичным распылителем (поз. 9 и 10).
3. Отвинтите два винта и снимите крышку и прокладку (поз. 1 и 2). Отвинтите винт регулировки смеси и пружину (поз. 3 и 4) вместе с винтом холостого хода и пружиной (поз. 5).
4. Сборка производится в обратном порядке. Протрите все детали, проверьте их состояние и в случае необходимости замените их. Проверьте поплавковую камеру на герметичность и замените ее в случае необходимости. Поставьте новую герметизирующую прокладку поплавковой камеры (поз. 14), верхнюю прокладку и прокладку пробки (поз. 15). Настройте поплавок. Проверьте все соединения.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Ремонт, разборка редуктора лодочного мотора
Если вы решили самостоятельно заняться ремонтом и обслуживание вашего мотора. Представляем вашему вниманию процедуру разборки и ремонта редуктора подвесного лодочного мотора с целью технического обслуживания или замены какой либо детали. Для того, чтобы сделать все правильно, рекомендуем строго следовать инструкции и рекомендациям. Сборку производить в обратной последовательности.
Резьбовые соединения на большинстве деталей имеют правостороннюю резьбу. Если требуется применение пресса, тисков или молотка обязательно используйте мягкие материалы (дерево, медь) в качестве прокладок для предотвращения деталей от повреждений. Выпрессовку и запреоссовку подшипников производить только с оправками нужно диаметра, которая будет касаться только торца подшипника. Если необходимо применение компрессора со сжатым воздухом для очистки или просушки, обязательно убедитесь, что в линии сжатого воздуха нет воды, влаги или масла.
Проверка, чистка и смазка подшипников
Если вы разбираете редуктор лодочного мотора, то обязательно проведите ревизию всех подшипников. Их нужно обязательно проверить и почистить. Чистим растворителем, сушим сжатым воздухом. В качестве новой смазки для подшипников используйте смазку Premium Gear Lubricant или аналогичную. Все подшипники обязательно проверяются на шероховатости, заедания и износ. Для этого держим подшипник за внешнюю обойму и качаем внутреннюю обойму в поперечных направлениях. Также следует проверить и конические подшипники на точечную коррозию, не равномерный износ и повреждения (борозды, царапины). Если замечено изменение цвета от первоначального, то это скорее всего следствие перегрева, что свидетельствует о недостаточной смазке или повреждении самого подшипника. При обнаружении повреждений или износа конического подшипника, его надлежит менять комплектом.
Кроме того проверяем обоймы подшипников в редукторе на предмет проворачиваемости. Если таковая имеется — меняем редуктор целиком. Роликовые подшипники можно проверить осмотрев вал, который этот подшипник держит. Если на поверхности вала заметны повреждения в виде задиров, коррозии, царапин или неравномерного износа, то и вал и сам подшипник под замену.
Разборка редуктора лодочного мотора для ремонта
Разборку и сборку редуктора лодочного мотора обязательно проводить с отсоединенной аккумуляторной батареей, дабы избежать случайного пуска мотора. Последовательность разборки редуктора:
- Датчик положение Механизма Переключения Передач должен находится в том же положении как и при установке редуктора на свое место.
- Рекомендуем слить масло из поддона дабы не потерять его при съема редуктора, а это около 1 литра.
- Зафиксировать мотор в крайнем верхнем положении (для буксировки).
- Снять гребной винт с вала. Снимаем и отворачиваем все по порядку (a, b, c, d, e, f).
- Снимаем резиновую заглушку на торсионном валу. Снимаем анодную пластину, отвернув болт 13мм., который ее крепит.
- Как только пластина будет снята, внутри кармана откручиваем болт на 14.
- Снимаем боковую панель, откручивая 4 винта.
- Отсоединяем спидометр (при наличии).
- Ослабляем боковые крепежные контргайки. Перед снятием редуктора ВСЕ гайки должны быть ослаблены иначе не исключен вариант повреждения редуктора.
- Стягиваем редуктор с торсионного вала на длину ослабленных гаек, а затем уже отварачиваем их, поддерживая редуктор. Осторожно, не уроните его.
Проверка масла в редукторе
Для этого нужно закрепить редуктор так, чтобы торсионный вал стоял вертикально. После этого подставляем под редуктор чистую емкость и отворачиваем заправочную пробку и вентиляционную пробку. Как только все масло вытечет, необходимо проверить его состояние на наличие металлических частиц. Если эти частицы имеют порошкообразную форму (металлическая пленка на масле), то это свидетельствует о нормальном износе. Если же есть крупные частицы, то тут потребуется разбирать редуктор и проверять все его узлы. Также обратите внимание на цвет этого масла. Если оно светлое, кремовое и т.п., то это скорее всего свидетельствует на водную эмульсию, т.е. в редуктор попадает вода. В таком случае нужно проверить все масляные сальники. Только что слитое масло имеет цвет шоколада, а отстоявшееся — прозрачное, желто-коричневого цвета.
Вал гребного винта
Как можно проверить вал гребного винта. Для этого на редукторе крепим индикатор биения и начинаем проворачивать вал. Если индикатор показывает отклонения более чем на 0,22 мм, то значит вал погнут.
Также проверяем люфт на конце вала, его не должно быть. При наличии люфта нужно также разбирать весь редуктор, т.к. это свидетельствует о большом износе.
Замена сальников лодочного мотора
При техобслуживании, замене масла в редукторе настоятельно рекомендуется провести замену всех сальников и уплотнительных колец вне зависимости от их текущего состояния. Все поверхности перед установкой сальников необходимо очистить и просушить. Если сальник или кольцо туго заходит или вообще не желает заходить на свое место, то можно воспользоваться смазкой с тефлоновой присадкой. Также такую смазку можно нанести на внутренние поверхности сальников для уменьшения их износа.
Для того, чтобы добраться до внутренностей редуктора снимаем крышку (та, что со стороны гребного винта), которая крепится зачастую на двух болтах. Для снятия крышки, возможно, понадобится съемник, но может хватить и двух плоских отверток.
Сняв крышку вы увидите резиновое уплотнительное кольцо, которое «сидит» в канавке. Проверьте его состояние, оно должно быть без повреждений. А лучше его заменить. Далее съемником (или аккуратно выбиваем) снимаем подшипник и видим сальник гребного вала. Если в масле была эмульсия, то это первый «подозреваемый», которого следует проверить. Он может износится сам собой из-за сроков эксплуатации или «благодаря» леске, которая очень часто наматывается на винт и на вал соответственно. Этот сальник прижимается к валу с помощью пружины, которая находится внутри него. Зачастую она ослабевает и сальник «перестает держать». Можно конечно поставить новую пружину или поджать ее на несколько витков, но по хорошему сальник лучше заменить.
По тому же принципу осматриваем и сальник приводного вала. Благо он изнашивается гораздо медленнее, леске до него не добраться. При заметном износе меняем.
После ревизии сальников осматриваем шестерни редуктора на предмет повреждений. Очищаем их от возможного мусора и смазываем.
Собираем все в обратном порядке, строго следуя последовательности. На масле не экономим, заливаем качественное, купленное в надежном источнике. Смазываем гребной вал и ставим на место гребной винт.