Разборка двигателя зил 130 своими руками

Разборка двигателя зил 130 своими руками

РАЗБОРКА ДВИГАТЕЛЕЙ ЗИЛ-130 и ЗМЗ НА РЕМОНТНОМ ЗАВОДЕ

I. СТЕНДЫ И КОНВЕЙЕРЫ ДЛЯ РАЗБОРКИ И СБОРКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ЗИЛ-130 и ЗМЗ

Для выполнения разборочно-сборочных работ V-образных двигателей предлагается два типа стендов и два типа конвейеров.

Детали и отдельные узлы этих стендов и тележки конвейеров унифицированы, что облегчает их изготовление и снижает стоимость.

Предлагаемые стенды и тележки конвейеров имеют механизм для поворота двигателя на 360° вокруг горизонтальной оси, расположенной параллельно (тип I) или перпендикулярно (тип II) оси коленчатого вала.

На стенде или тележке конвейера можно работать одновременно двум рабочим, что уменьшает необходимое количество стендов или тележек конвейеров и потребность в производственных площадях.

Раму стенда или тележки конвейера поворачивают вручную или при помощи электродвигателя. Наиболее удобное положение двигателя при разборочно-сборочных работах может быть выбрано рабочим или фиксироваться автоматически, если рама стенда или тележки конвейера поворачивается от электродвигателя.

На рис. 3 изображен общий вид стенда (тип. I) для разборочно-сборочных работ с поворотом рамы стенда вокруг горизонтальной оси, параллельной оси коленчатого вала.

Основание 1, задние кронштейны 2 и передние кронштейны б стенда сварены из листового материала. На кронштейнах укреплена рама 5, предназначенная для установки двигателя при его разборке или блока цилиндров собираемого двигателя. Рама 5 с одной стороны связана с червячным редуктором 3, при помощи которого поворачивают раму вокруг горизонтальной оси, а с другой стороны, для увеличения жесткости, с кольцом 4, опирающимся на ролики. Этот стенд применен и на горизонтально-замкнутом конвейере. Расположение тележек этого конвейера в плане показано на рис. 4, а вид сбоку на рис. 5.

Тележка конвейера не имеет принципиальных отличий от стенда, изображенного на рис. 3. Перемещаются тележки при помощи горизонтально-замкнутой тяговой цепи. Опираются тележки в задней части на уголок и швеллер, а в передней на рельс, уложенный на полу.

На рис. 6 показан общий вид стенда для разборочно-сборочных работ (тип II). Раму стенда можно поворачивать вокруг
горизонтальной оси, расположенной перпендикулярно оси коленчатого вала. Ось рамы стенда проходит через центр тяжести двигателя.

На основании 1 и кронштейнах 2 этого стенда, сваренных из тРуб» укреплены втулки 3. Через отверстия этих втулок проходят цапфы, связанные с рамой 4, предназначенной для установки двигателя. Раму можно фиксировать при помощи стопорного пальца 1 (рис. 7) и отверстий 2 во фланце в необходимом положении.

Для сборки двигателей ЗИЛ-130 применяют также подвесной конвейер 1 (рис. 8). В этом конвейере на несущих стойках 1 укреплен кольцевой замкнутый путь 2, служащий для подвески траверс 3, соединенных с тяговой цепью 4 конвейера. Здесь же установлена приводная станция 5, состоящая из электродвигателя и двух редукторов со звездочкой привода тяговой цепи. К каждой паре траверс прикреплена подвеска б, имеющая для более устойчивого положения направляющий ролик 7. На двух
опорах подвески смонтирована рама 8 для установки двигателя. Два штифта 9 и запорный штырь обеспечивают надлежа-щее крепление двигателя на раме. Подвеска и рама со всеми устройствами образуют подвесную тележку конвейера.

При установке блока цилиндров двигателя на раму 8 подвесной тележки штифты 9 должны войти в’ окна рубашки охлаждения блока. Окончательно блок закрепляют штырем 11.

Раму с установленным на ней двигателем или блоком цилиндров можно поворачивать при помощи червячного редуктора 10 вокруг горизонтальной оси, расположенной перпендикулярно к оси коленчатого вала двигателя.

Тележка с двигателем с одного поста на другой перемещается при помощи тяговой цепи.

Читайте также:  Спин тирес сборка машин

Количество постов (тележек) конвейера и скорость их движения определяются организацией и программой сборочных работ и могут изменяться в широких пределах.

Используя основные узлы тележки подвесного конвейера,

Днепропетровский авторемонтный завод разработал стенд для разборки двигателей ЗИЛ-130 (рис. 9).

Этот стенд можно применять для сборки двигателей в автохозяйствах, а также на авторемонтных заводах, ремонтирующих небольшое количество двигателей.

Описанные стенды и конвейеры позволяют выполнять все разборочно-сборочные работы как V-образных, так и рядных автомобильных карбюраторных двигателей, изготовляемых в СССР. Для этого нужно лишь изменить конструкцию опор на раме стенда или тележке конвейера, на которые устанавливают двигатель.

Рис. 3. Стенд (тип I) для разборки и сборки V-образных двигателей: а — вид сбоку; б — вид спереди;
1 — основание стенда; 2 — задние кронштейны; 3 — червячный редуктор; 4 — кольцо; 5 — рама; 6 — передние кронштейны; 7 — ролики; 8 — двигатель; 9 — кронштейн крепления двигателя к раме стенда; 10 — электродвигатель

Рис. 4. Схема расположения тележек вертикально-замкнутого конвейера (вид в плане)

Рис. 5. Схема расположения тележек на вертикально-замкнутом конвейере (вид сбоку)

Рис. 6. Стенд (тип II) для разборки и сборки V-образных двигателей

Рис. 7. Фиксация рамы тележки в различных положениях

Рис. 8. Подвесной конвейер (схема расположения тележек)

Разборка двигателя на узлы ЗИЛ-130

Отвернув гайки и болты крепления, снимают трубку прерывателя-распределителя в сборе, прерыватель-распределитель, щиток 19 стартера и стартер 20. После этого, ослабив натяжение ремня, снимают ремень 13 ( рис. 2, а) привода генератора и генератор. Затем вывертывают датчики указателей температуры воды, давления масла и свечи 16 ( рис. 2, б) зажигания. В отверстия головок цилиндров под свечи вставляют технологические пробки.

Для снятия коробки передач отвертывают болты крепления правой и левой крышек люка и гайки ее шпилек крепления. За люки картера зацепляют захват штока пневматического цилиндра и тельфером поднимают коробку передач. Затем пневматическим шпильковертом вывертывают шпильки крепления коробки передач из картера сцепления. Освободив пружину от тяги управления дросселем, снимают палец и тягу.

Ослабив стяжной болт, снимают рычаг с тягой в сборе вилки выключения сцепления и сегментную шпонку рычага вилки, при необходимости постукивая молотком через бородок по краям шпонки. Затем отвертывают электрогайковертом болты крепления фланца вилки выключения сцепления, снимают шайбы и фланец со втулкой и масленкой в сборе и вынимают из внутренней полости картера сцепления вилку выключения сцепления.

Подразобранный двигатель устанавливают на тележку транспортера моечной машины, предварительно вывернув пробку поддона картера. В моечной машине двигатель моют снаружи 1%-ным раствором каустической соды при температуре 75—80° С и ополаскивают горячей водой. Время мойки двигателя — 15 мин.

Вывернув электрогайковертом болты крепления вентилятора, снимают вентилятор и его шкив 12 ( рис. 2, а). Затем снимают ремни 14 и 15 приводов насоса гидроусилителя и компрессора. Отвертывают гайки трубок, соединяющих центробежный датчик 5 регулятора максимальных оборотов с карбюратором и исполнительным механизмом диафрагменного типа, и демонтируют трубки. Для снятия топливопровода, соединяющего топливный насос с фильтром 20 тонкой очистки топлива, отвертывают гайки штуцеров. Отвернув гайки шпилек крепления кронштейна насоса гидроусилителя со стороны переднего торца головки цилиндров, снимают насос гидроусилителя в сборе с кронштейном.

Затем снимают топливный насос в сборе и вынимают штангу 19 его привода. Отвернув гайки крепления кронштейна, снимают фильтр тонкой очистки топлива в сборе с кронштейном, а затем разъединяют кронштейн с фильтром. После этого снимают вентиляционный патрубок картера в сборе. Для снятия компрессора разъединяют трубопроводы подвода и отвода воды и масла к компрессору, вывертывают переходник подвода масла в сборе со штуцером, штуцер из переднего торца блока и гайки шпилек крепления кронштейна.

Читайте также:  Ходовая часть грузового автомобиля зил

Отвернув гайки крепления, снимают карбюратор и впускной трубопровод 13 ( рис. 2, б) в сборе с прокладками, осторожно постукивая по краям трубопровода деревянной киянкой. Затем снимают масляный фильтр 23 ( рис. 2, а) грубой очистки с центрифугой* 22, крышку головки левого ряда цилиндров в сборе с прокладкой, а также выпускной трубопровод 5 ( рис. 2, б) с прокладкой. Болты и гайки, закрепляющие эти детали, отвертывают электрическим или пневматическим гайковертом.

Вынув из трубки указатель 15 уровня масла, снимают трубку в сборе с хомутом, а затем указатель снова вставляют в ту же трубку. После этого вынимают в сборе привод прерывателя-распределителя 14.

Отвернув болты крепления головки цилиндров и коромысел левого ряда цилиндров, снимают: щитки 17 свечей зажигания, ось с коромыслами 7 в сборе, штанги толкателей и головку 8 цилиндров с прокладкой, обстукивая ее края деревянной киянкой.

Для снятия водяного насоса 11 ( рис. 2, с) электрогайковертом отвертывают болты, снимают плоские и пружинные шайбы с прокладкой. Отвернув болты крепления центробежного датчика 5, снимают шайбу, датчик, прокладку и указатель 4 установки зажигания. Затем отгибают усик замочной шайбы, специальным ключом отвертывают храповик 3 и съемником с гидравлическим приводом спрессовывают шкив коленчатого вала.

Отвернув электрогайковертом болты крепления и постукивая деревянной киянкой по краям, снимают крышку распределительных шестерен в сборе с сальником, прокладку, а затем маслоотражатель 2 с шейки коленчатого вала.

В такой же последовательности разбирают головку правого ряда цилиндров.

Повернув двигатель картером вниз, тельфером при помощи захвата снимают его с конвейера и устанавливают на тележку транспортера моечной машины. Все узлы и детали, снятые с двигателя, сортируют и направляют в различные моечные отделения. Подразобранный двигатель вторично моют раствором каустической соды под давлением 5—6 кГ/см2 при температуре 75—80° С, а затем ополаскивают горячей водой с температурой 75—80° С под тем же давлением.

Окончательная разборка двигателя на узлы. После вторичной стадии мойки для окончательной разборки подразобранный двигатель устанавливают на эстакаду.

Установив двигатель в положение, удобное для разборки, снимают ручки управления сливных краников левого и правого рядов цилиндров, вывертывают сливные краники и рым-болты 16 ( рис. 2, с). После этого, вывернув электрогайковертом болты крепления, снимают кронштейн генератора и щиток масляного фильтра. Проворачивая коленчатый вал 29 специальным приспособлением до совмещения отверстий шестерни распределительного вала с болтами крепления упорного фланца, болты вывертывают из блока цилиндров и распределительный вал вынимают в сборе с шестерней газораспределения.

Для снятия шатунов 24 ( рис. 2, б) в сборе с поршнями 3 коленчатый вал проворачивают так, чтобы четвертая шатунная шейка совпала с осью двигателя и шатун занял положение, удобное для отвертывания гаек верхней крышки шатуна. Сняв шплинты и отвернув гайки шатунных болтов, снимают крышки шатунов, а затем вынимают шатуны в сборе с поршнями. Учитывая, что не разрешается разукомплектовывать шатуны с крышками, крышки после извлечения вкладышей ставят на те же шатуны и закрепляют гайками. В той же последовательности снимают шатуны в сборе с поршнями.

Отвернув электрогайковертом болты крепления, снимают крышки коренных подшипников коленчатого вала, при необходимости постукивая по ним медным молотком. Вынув вкладыши, крышки устанавливают на подставку в той же последовательности, в которой их демонтировали для предотвращения разукомплектации их с опорами блока цилиндров. Затем захватом при помощи тельфера вынимают коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением, извлекают вкладыши коренных подшипников из коренных опор блока цилиндров, устанавливают на свои опоры крышки коренных подшипников и закрепляют их болтами. Для снятия толкателей 18 ( рис. 2, б) из направляющих гнезд блока цилиндров используют съемник ( рис. 4). Гильзы блока цилиндров выпрессовывают съемником ( рис. 5), который работает совместно с силовой головкой ПУ-124. Внутри корпуса 11 съемника находится траверса 6, с которой шарнирно связаны захваты /. В гайку 5 траверсы ввернут винт 4, верхняя головка которого упирается в опору 8. Нижняя выточка винта 4 соединена с траверсой 3, шарнирно связанной с захватами 1 при помощи планок 2. Во втулку 9, ввернутую в стакан 10, вставляют шток силовой головки ПУ-124.

Читайте также:  Как оплачивает ремонт машины при дтп

Установив съемник в цилиндр двигателя и вращая маховичок 7, винт 4 подают вниз. Планки 2 раздвигают захваты 1, и их выступы зацепляются за нижний торец гильзы цилиндров. Включив гидравлическую силовую головку, выпрессовывают гильзу. Съемник укрепляютна подвеске с пружинным противовесом.

Окончательной операцией разборки является снятие картера сцепления, для этого отвертывают болты крепления картера сцепления и захватом при помощи тельфера отделяют его от блока цилиндров. При небольшой программе производства для предотвращения разукомплектации картер сцепления клеймят тем же номером, что и блок цилиндров.

Иллюстрации к разделу

Рис. 2. Двигатель а — продольный разрез

1— шкив коленчатого вала; 2— маслоотражатель; 3— храповик; 4— указатель установки зажигания; 5 — центробежный датчик; 6 — валик привода датчика; 7— пружина валика; 8— распорное кольцо; 9— упорный фланец; 10— крышка распределительных шестерен; 11— водяной насос; 12— шкив вентилятора; 13— ремень привода генератора; 14— ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления; 15 — ремень привода компрессора; 16 и 24— рым-болты; 17 — фильтр вентиляции картера и маслоналивной горловины; 18 —топливный насос; 19 — системы вентиляции картера; 20 — фильтр тонкой очистки топлива; 21 — клапан распределительный вал; 22 — центрифуга; 23 — фильтр грубой очистки масла; 25 — асбестографитовый сальник;26-вкладыш коренного подшипника; 27 — танга насоса; 28 — сцепление;29 — коленчатый вал; 30 — упорная шайба; 31—шестерня коленчатого вала

Рис. 2. Двигатель б—поперечный разрез

1 — масляный иасос; 2 — блок цилиндров; 3 —поршень; 4—прокладка головки цилиндров; 5 — выпускной трубопровод; 6 — крышка головки цилиндров; 7— коромысло; 8—головка цилиндров; 9—штанга толкателя; 10 — центрифуга; 11 — карбюратор; 12 — корпус привода прерывателя-распределителя; 13 — впускной трубопровод; 14 — прерыватель-распределитель; 15 — указатель уровня масла; 16-свеча зажигания; 17 — щиток свечи; 18 — толкатель; 19 — щиток стартера; 20 — стартер

21—поддон картера; 22 — маслоприемник; 23 — гильза; 24—шатун

Рис. 3. Эстакада для разборки-сборки двигателя

a —конвейерного типа; б — индивидуальная

1—опорные лапы тележки; 2 —фиксатор; 3 — буртик; 4 —подставка для инструментов; 5 — направляющая реборда; 6 — крепящие болты; 7—поворотная тележка; 8 —редуктор; 9 — опора;

Рис. 3. Эстакада для разборки-сборки двигателя

7—поворотная тележка; 8 —редуктор; 9 — опора; 10 — основание

Рис 4. вверху Съемник толкателя, внизу Съемник гильз цилиндров

Стенд для разборки-сборки коленчатого вала в сборе с маховиком и сцеплением

Оцените статью