Расход топлива лодочного мотора
Начнем с того, что расход топлива лодочного мотора и расход топлива автомобиля измеряется по-разному. У автомобиля в литрах на 100 км, а у лодочных моторов измеряют в литрах за единицу времени. Но расход и там, и там напрямую зависит от мощности мотора. Новейшие лодочные моторы, из-за внедрения новых технологий, могут расходовать несколько меньше топлива, чем более старые, но с той же мощностью, но эта разница не так заметна.
Следующая причина это 2-х или 4-х тактный мотор (4-х тактные моторы расходуют меньше бензина, чем 2-х тактные, насколько меньше, зависит от конкретной модели и мощности мотора).
Мы считаем, что рассчитать точно расход топлива довольно-таки сложно, т. к. на него влияет очень большое количество факторов. К ним относятся: течение, встречный или попутный ветер, размеры и формы лодки, вес лодки (одни легче вывести на глиссирование, другие сложнее). Состояние корпуса лодки, вес груза и пассажиров, которые находятся в данный момент на борту, качество и состояние воды, по которой совершается плавание, и даже начало или конец навигации (в конце навигации корпус судна обрастает).
Приблизительную цифру можно найти в техническом паспорте или на сайте производителя, указав номер конкретной модели.
А так формула проста:
- Двухтактные ПЛМ потребляют 320 мл топлива из расчёта 1 л. с. на час работы.
- Четырёхтактные ПЛМ — 250 мл топлива на 1 л. с. на час работы.
- Двухтактный ПЛМ мощностью 30 л. с., его расход 30 × 0,32 = 9,6 л/час
- Четырехтактный ПЛМ мощностью 30 л. с., его расход 30 × 0,25 = 7,5 л/час
Далее нужно умножить на цену бензина, а в разных регионах страны она разная, то умножайте сами.
Следует сказать, что эти данные не являются окончательными — это максимальный расход, т. е. расход на максимальных оборотах, в реальности меньше. Кто ходит постоянно на максимальных оборотах? Наибольший расход топлива происходит тогда, когда лодка идет в переходном режиме, т. е. выходит на глиссер. А потом газ сбрасывают и идут в крейсерской скорости до места ловли. Большинство обладателей лодок — рыбаки. Многие рыбаки любят троллить. Так вот для троллинга цифра просчета расхода вообще ни о чём. Если вы большую часть троллите, то данные о расходе лодочного мотора за час работы для вас будут туманными, которые будете угадывать, чем просчитывать.
Далее следует не забывать и о расходе масла. Потребление моторами масла зависит от расхода бензина, то есть чем больше мотору требуется бензина, тем больше ему требуется масла. Определить сколько необходимо масла вашему мотору просто — данная пропорция всегда указывается в инструкции по эксплуатации (это для 2-х тактных двигателей).
Ниже мы покажем расход топлива некоторых моторов различных производителей. Величина будет показана по-русски, т. е. ПРИМЕРНО ВЕРНО (максимальные обороты, максимальная нагрузка).
Расход лодочного мотора
Так исторически сложилось, что расход топлива у автомобилей измеряют в литрах на 100 километров. В некоторых странах могут давать статистику в литрах на 100 миль. Расход лодочного мотора измеряют немного по-другому. Дело в том, что двигатель легкового автомобиля делается под конкретный кузов и измеряется расход именно в данной комбинации. Запихнуть неродной мотор в машину могут разве что опытные автослесари. Потом учтём, что вес автомобиля в разы превосходит вес пассажиров. И погодные условия не очень-то влияют даже на движение легковушки, не говоря уже о фурах.
С расходом лодочного мотора всё сложнее. Во-первых, ветер на воде играет огромную роль – разница при попутном и встречном ветре может быть километров 10 в час. Во-вторых, течение. Всем понятно, что с гор можно спускаться хоть на каноэ с бешеной скоростью, а вот подниматься… не всегда и с мотором получится. В-третьих, один и тот же двигатель можно поцепить на разные лодки. Плоскодонки ведут себя по-одному, килеватые по-другому. Разные лодки имеют разную массу – одни легче вывести на глисс, другие сложнее. Путевой расход лодочного мотора сильно зависит от типа и массы лодки, к которому он прикреплён. В-четвёртых, гружённость судна. На одном и том же количестве топлива, маломерка с одни водителем пройдёт больше, чем с группой пассажиров и рюкзаками. Дело в том, что масса лодки соизмерима с массой груза, в отличии от сухопутных автомобилей, где на относительно небольших скоростях массой пассажиров можно пренебречь. В-пятых, лодка может идти в глиссирующем режиме и в водоизмещающем, и расход лодочного мотора на единицу пути будет сильно отличаться. Эти все пункты показывают, что очень сложно говорить о такой вещи, как расход лодочного мотора на 100 км, поэтому его измеряют в литрах за единицу времени.
Всем известно, что автомобиль по городу кушает больше, чем по трассе. Всем известно, что по ровной трассе уходит меньше бензина, чем по холмистой местности. Всем известно, что по грунтовке дороже ездить, чем по ровному асфальту. С расходом лодочного мотора похожая ситуация. Например, в паспорте можно увидеть цифру 5.2 кг/час для какого-нибудь двигателя с пятнадцатью лошадями под капотом. Если Вы выйдите на реку, то разбег может быть довольно ощутимый как в одну сторону, так и в другую. Эти заявленные килограммы рассчитывались для работы ПЛМ на максимальных оборотах, но в действительности всё не так как на самом деле и отзывы разных пользователей о самых разных моторах от самых разных фирм обычно сводится к одному: теория расходится с практикой. Складывается впечатление, что даже фирмы, выпускающие самые дорогостоящие подвесные лодочные моторы, не обременяют себя испытаниями своих цифр на практике. Так что статистические данные о расходе лодочных моторов очень противоречивы.
Да, и ещё. Многие производители дают значения в килограммах за час работы. В то время как на заправке Вам выдают бензин в литрах. Будьте бдительны, чтобы не остаться посреди водоёма без топлива. В среднем, литр бензина имеет массу 730-740 грамм, в зависимости от октанового числа и характера примесей. Так что если изготовитель заявляет, предположим, 5 кг/час, то это примерно 6,8 л/час. На бензозаправке могут работать люди, далёкие от расхода лодочных моторов и от физики вообще, и если вы попросите 5 кг бензина, то Вас могут не понять и залить 5 литров, так что постарайтесь заказывать у людей товар на их языке, чтобы они продали Вам то, что Вам нужно.
Вообще, приблизительный расход лодочного мотора можно просчитать и самостоятельно. Основное, от чего он зависит – это тип и мощность подвесного лодочного мотора. Для двухтактных эта цифра примерно 300-350 г/час или 400-500 мл/час на каждую лошадиную силу. У четырёхтактных ПЛМ лошади не так прожорливы и кушают где-то 200-250 г/час или 270-340 мл/час каждая. Так что, зная мощность и тактность своего мотора можно приблизительно просчитать его расход.
Теперь спускаемся на землю. На практике эти приблизительные числа приблизительно полезны. Всё дело в том, что на полном ходу подолгу никто не гоняет – все берегут свой моторесурс и топливо. Причина этому такая, что разница в скорости на полных оборотах и половине может не перешагнуть 20%, а разница в потреблении топлива может оказаться вдвое. Опытные лодочники, если задумываются о расходе лодочного мотора, ходят на минимальной скорости, достаточной для режима глиссирования. То есть, сначала они рвут ручку газа до упора, а как только вышли на глисс, снижают обороты до уже известной им отметки. Эта известная отметка вычисляется эмпирическим путём и может сильно разниться, в зависимости от соотношения лодка-мотор-груз, так что заведомо дать чёткую рекомендацию сложно.
Большинство обладателей лодок – рыбаки. Многие рыбаки любят тролить. Так вот для троллинга цифра, заявленная производителем, вообще ни о чём. Если Вы большую часть времени ходите на минимальных оборотах в водоизмещающем режиме, то данные о расходе лодочного мотора за час работы для Вас будут туманным магическим числом, которое Вы скорее будете интуитивно угадывать, чем просчитывать. В общем берите с собой канистру, емкостью «доехать домой», и как только остальное топливо закончилось, применяете её по назначению.
Наверное, к теме о расходе лодочного мотора стоит отнести и расход масла. Ведь масло для ПЛМ обычно дороже бензина. Опять же точная цифра может разниться у разных производителей и разных моторов. Затронем пока тему 2 такта и 4. В двухтактном ПЛМ потребление масла вычисляется очень просто – сколько вы его доливаете в бензин столько его и потребляется. Важный нюанс – вычислять нужно в литрах, ведь плотность масла отличается от плотности бензина. То есть это примерно 0.02 от емкости бензина. Значит расход лодочного мотора равен 8-10 миллилитров масла в час на одну лошадиную силу. Для четырёх тактов расчёты будут немного по другой формуле – либо ёмкость картера за 1-2 сезона, либо ёмкость картера за 100 моточасов – в зависимости от того, как часто Вы меняете масло. Давайте, ради интереса, сравним разницу в потреблении масла разными двигателями.
Начнём с «мухачей». У четырёхтактного двигателя в 2,6 лошадиных сил ёмкость масла в двигателе 350 мл, то есть именно столько он будет потреблять на 100 моточасов (обкатка не в счёт) не зависимо от того, на каких оборота они пройдены. Теперь давайте прикинем как расход лодочного мотора аналогичной мощности, но с полным циклом в два такта. Выше мы примерно подсчитали, что за час работы уходит до 10 мл масла на лошадиную силу. То есть 2,6 лошадок за 100 часов скушают 2,6 литров масла. Это по максимуму, естественно. Если, Вы любитель потролить и расход бензина в час у Вас сильно меньше, то и масла Вы потратите значительно меньше.
Теперь «средний вес». 15 лошадок за четыре такта просят литр масла на 100 часов. А сколько нужно чтобы за два такта прокормить те же 15 лошадей? Берём по максимуму – 10х15х100=15 литров. Здесь уже числа сильно разнятся…
И, наконец, 25 лошадок. 1,7 литра против 25. Хм… Казалось бы огромные числа. 25 литров масла. Некоторые уже побежали покупать себе четырёхтактные моторы. Только Вы учтите, что это на 1250 литров бензина. Мне кажется при таком расходе лодочного мотора 25 л масла не заметятся. Хотя экономичность чётырёхтактных моторов никто не отменял. Подробнее про плюсы и минусы разных типов моторов можно почитать в нашей статье «Какой лодочный мотор лучше? Двухтактный или четырёхтактный?».
Масло в лодочный мотор: сколько заливать и какое выбрать?
Любая техника, а особенно двигатели нуждается в своевременном и качественном обслуживании, поэтому если вы купили лодочный мотор, позаботьтесь об использовании для него подходящего моторного масла достойного качества. Очень часто под определенные модели лодочных моторов производитель дает настоятельные рекомендации по конкретной марке масла, ведь на ней проводились все тесты и масло показало лучшую эффективность.
Но с другой стороны можно додуматься, что производителю моторов выгодно продвигать определенное масло. Следовательно, однозначного ответа касательно рекомендуемого масла нет, поэтому лучше основываться на отзывах владельцев, прислушиваться к рекомендациям производителя и использовать не дешевое подходящее масло.
Еще с Советского времени большинство двигателей типа «Вихрь» или «Ветерок» использовали для работы обычные масла низкого качества или аврол, но это давало свои проблемы в виде образования нагара на кольцах и необходимости в чистке глушителя.
Сегодня основным критерием для выбора масла является тип используемого двигателя:
- 2-тактный — используются такие моторы долгое время, на лодки раньше производили только 2-тактные двигателя. Сегодня в моду вошли более эффективные 4-тактные версии, но двухтактный мотор имеет свои преимущества. Особенностью является то, в кривошипную камеру попадает минимум масла, если имеется карбюраторный более старый мотор, поступает смесь бензина с маслом. Если более современный мотор — впрыск происходит непосредственно через специальную форсунку. Для 2 Т масла выдвигаются более жесткие требования к качеству, оно должно быстро сгорать и образовывать минимум дыма и нагара на кольцах.
- 4-тактный — в таких моторах акцент делается больше на количество и давление масла, мотор должен лучше выдерживать нагрев и охлаждение. Требования к такому масла довольно высокие, и соответствовать им могут только сертифицированные масла. Масло должно стабильно работать при попадании воды, также должно медленно стареть при работе на больших оборотах. Это очень важно, учитывая что лодочные моторы всегда работают на максимальных оборотах.
Какое масло заливать в лодочный мотор 2 Т?
Помимо надписи на емкости 2T масло должно иметь маркировку TC-W3, которая официально утверждается ассоциацией судостроителей. Такая маркировка подтвердит, что масло эффективно смазывает и обеспечивает должную защиту механизмам. Качественное масло должно эффективно отводить теплоту от всех работающих механизмов мотора. Убедитесь что в масле отсутствуют металланионы, без них масло будет гарантировать двигателю отсутствие образования нагара.
Среди лучших масел 2 Т стоит выделить:
- Motul Outboard Synth 2T — французский известнейший бренд, производит отличные масла для лодочных моторов. Соответствуют международному стандарту TC-W3, обеспечивается максимально чистый «выхлоп». Интересным является и то, что можно применять данное масло для смеси в соотношении 1:100. Одно из наилучших масел как для карбюраторных моторов, так и для моделей с электронным впрыском.
- Liqui Moly Marine Fully Synthetic — двухтактное масло, синтетика с большим спросом на рынке. К сожалению, масло нельзя назвать доступным, его стоимость колеблется в пределах 1500 рублей за 1 литр. Большим плюсом бренда можно назвать минимальная температура вспышки, сниженная до показателя 120 градусов.
Чем отличается масло для лодочных двигателей?
По сравнению с автомобильным мотором, лодочный имеет намного высшую оборотность. Когда в режиме нормальной работы автомобильный двигатель выдает две-четыре тысячи оборотов, то лодочный — пять-шесть тысяч. Все дело в том, что лодочному двигателю приходится работать в среде намного высшей плотности. Еще и водная среда, которая пагубно влияет на все механизмы.
Стоит помнить, что масло для двигателей разной тактности очень отличается.
В двухтактных двигателях, все подвижные элементы, внутри мотора, смазываются при помощи подачи топливно-масляной смеси с примесью воздуха. Само масло вливается в топливо, вместе с которым и сгорает. Это значит, что такое масло, помимо своих характеристик вязкости и смазывающих качеств, должно быть не дымным.
У мотора четырехтактного, смазка подвижных элементов происходит точно так же, как и в автомобильном движке, по замкнутому циклу. К маслу здесь возлагаются более высокие требования из-за более высоких оборотов. Такое масло мало чем отличается от автомобильного, в него всего лишь добавлены присадки, которые защищают от коррозии и отлично выводят продукты сгорания бензина.
Лучшие масла для 4 Т моторов
- Motul Outboard Tech 4T — опять лидерство достается Мотюлю, средняя цена масла 600 рублей за литр. Присутствует отличное сочетание цены и качества, при контакте с водой создается минимальное образование эмульсии.
- Quicksilver 4-Stroke Marine 10W-30 — масло бельгийского производства, цена чуть дороже Motul — 770 рублей за литр. Качеством масла подтверждается возможностью заливать его для японских моторов мощностью до 60 л.с. При длительной работе создается минимальный нагар, даже работая на высоких оборотах. К сожалению, масло не столь популярно в магазинах, хоть и имеет отменные качества и проверено множеством экспертов.
Какое лучше для лодочного мотора масло мы разобрались, вы выбирайте исходя из своего бюджета и рекомендаций. Чтобы не прогадать, выбирайте фирменные масла Motul, они очень популярны и заслужили особое уважение среди владельцев лодочных моторов.
Сколько масла в лодочный мотор заливается?
В лодочные моторы масло заливается не в специальную емкость, его нужно разбавлять с бензином, создавая оптимальную горючую смесь. Если вы владеете 2 Т лодочным мотором, при обкатке следует использовать увеличенное число масла — пропорция 1:25.
Если использовать лодочный мотор в стандартном режиме, при этом иногда выдвигаться на дальние расстояния, рекомендуемая пропорция — 1 к 50. Когда вы эксплуатируете мотор на небольшую дистанцию с высоким количеством оборотов, выбирайте соотношение масла к бензину в 1:75. В случае с эксплуатацией мотора в обычном размеренном режиме, допускается разбавление в соотношении 1:100.
Важно понимать, что экономить на масле нельзя, в противном случае все узлы и механизмы быстро изнашиваются и выходят из строя.
При превышении количества масла мотор больше дымит, появляется нагар на свече и в камере сгорания.