- Большая Энциклопедия Нефти и Газа
- Норма — расход — смазочный материал
- Какое масло заливать в токарный станок: описание, виде уроки
- Способы смазки токарного станка
- Виды масел для металлообрабатывающих станков
- Расход масла токарного станка
- Для каких станков нужно масло
- Расход масла
- Какое масло лить
- Сколько масла заливать
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Норма — расход — смазочный материал
Нормы расхода смазочных материалов для смазки металле-режущих станков зависят от технической характеристики станка ( типоразмера) и вида обработки. [31]
Нормы расхода смазочных материалов ( индустриальные масла марок 20, 30 и 45) на один металлорежущий станок следующие: для мелкого оборудования 0 25 кг в сутки; для среднего оборудования 0 44 кг в сутки; для крупного оборудования 0 7 кг в сутки. [32]
Нормы расхода смазочных материалов установлены в процентах от расхода топлива. Процент расхода масел выражается в литрах, а смазок — в килограммах. [33]
Нормы расхода смазочных материалов для автомобилей устанавливают в зависимости от норм расхода топлива. [34]
Нормы расхода смазочных материалов для машин и механизмов, объединенных по типу и назначению, а также по отраслям промышленности. [35]
Нормы расхода смазочных материалов разработаны на основании руководящих материалов ЭНИМС, конструкторских бюро и станкостроительных заводов, а также карт смазки, разработанных и утвержденных для отдельных видов металлообрабатывающего оборудования. [36]
Нормы расхода смазочных материалов на литейное оборудование приведены в табл. 73 и на рис. 52 ( см. стр. [37]
Нормы расхода смазочных материалов составлены из расчета на среднесетевой пробег тепловозов ( 4000 км поздной работы или 15 суток работы маневровых тепловозов) между профилактическими осмотрами. При пробеге тепловозов или сроке работы между профилактическими осмотрами, отличающимися от среднесетевых, производится соответствующий перерасчет норм. [38]
Нормы расхода смазочных материалов даны с учетом среднего технического состояния парка машин, средней квалификации обслуживающего персонала, среднего качества запасных деталей и применяемого в настоящее время ассортимента масел. При применении улучшенных масел новых марок продолжительность их работы до смены увеличивается в 1 5 — 2 раза и обеспечивается хорошее состояние деталей цилиндро-лоршневой группы. [40]
Нормы расхода смазочных материалов и режим смазывачия уточняются на месте пользования картой в зависимости от эксплоата-ционных условий. [42]
Нормы расхода смазочных материалов устанавливаются заводами-изготовителями на основании расчетов и уточняются в процессе эксплуатации. [43]
Нормы расхода смазочных материалов для автомобилей установлены на сорта масел и смазок, выпускаемых по действующим в настоящее время ГОСТам и ТУ. Временно, на срок до одного года, нормы расхода смазочных материалов новых марок, по мере организации их производства и освоения, на основании результатов испытаний или опытной проверки на автомобилях, устанавливают советы министров союзных республик. [44]
Нормы расхода смазочных материалов для металлорежущих станков за S час. [45]
Какое масло заливать в токарный станок: описание, виде уроки
Ресурс работы токарного оборудования во многом зависит от надлежащего функционирования смазочной системы узлов, поверхность которых пребывает в постоянном трении друг о друга. Своевременное смазывание продлевает работоспособность станков, снижает их потребляемую мощность, уменьшает нагрузку на детали, сокращает их износ. Кроме того, использование качественных смазочных материалов положительно влияет на качество точения, КПД, позволяет поддерживать температуру агрегатов в заданном спектре. Решающими являются такие факторы, как исправность системы и выбор подходящего масла.
Системы смазки узлов токарного станка
В основе работы смазочных устройств, доставляющих масло в требуемую точку, лежат простейшие законы физики:
- Сила тяжести, позволяющая перетекать маслу к месту трения самостоятельно
- Капиллярные силы, которые посредством пористых втулок и фитилей поднимают смазывающее вещество на определенную высоту.
- Сила вязкого трения, образующаяся между поверхностью и самим материалом для смазки, предотвращает стекание последнего вниз.
- Давление. Используется в ручных смазочных системах, вроде поршневых насосов и масленок.
- Центробежные силы, заставляющие масло поступать под давлением к поверхностям.
- Инерция. За счет захвата жидкости вращающимися элементами станка, разбрасывает ее частицы.
- Разница давлений, создающая самовсасывание масла посредством самих механизмов.
Способы смазки токарного станка
1. Периодическая ручная смазка – производится через закрытые при работе станка технологические отверстия. Для ее выполнения используется шприц или масленка. Для доставки жидкости в труднодоступные места применяется поршневой ручной насос.
2. Капельный или фитильный способ – производится посредством капельных или фитильных масленок путем заполнения специальных емкостей. Из последних смазка непрерывно подается на поверхность деталей за счет капиллярных сил.
3. Циркуляционная смазка – производится посредством работы гидронасоса, который подает масло под давлением прямо к деталям. Жидкость стекает естественным образом. Количество подаваемой смазки регулируется специальными устройствами.
4. Картерный способ – производится посредством разбрызгивания масла быстродвижущейся крыльчаткой или погруженной в смазывающее вещество шестерней, соединенной с вращающимися деталями оборудования.
5. Комбинированная смазка – применяется в тех случаях, когда перечисленные способы по отдельности не могут обеспечить оптимальное смазывание механизмов и деталей.
Масло в токарном станке выполняет следующие функции:
- Защищает от износа механизмы и детали;
- Выводит из рабочей зоны продукты износа;
- Отводит тепло;
- Снижает коэффициент трения.
Виды масел для металлообрабатывающих станков
При обслуживании оборудования для токарной обработки металла, используются так называемое индустриальное масло – дистиллятный нефтепродукт с малой или средней вязкостью. Характерными для него условиями применения являются умеренное давление и тепловой режим, а купить его можно у любого производителя. Главное – соответствие ГОСТу.
Качественное индустриальное масло для смазки станков обладает следующими характеристиками:
- Не образует пену;
- Не образует с продуктами износа стойких эмульсий;
- Устойчиво к повышенной температуре;
- Имеет высокие диспергирующие и моющие свойства;
- Обладает стабильным химическим составом.
Для индустриальных масел определяющими являются характеристики:
- Плотность – в большей степени влияет на свойства масел для гидравлических систем. Передающие качества уменьшаются при снижении именно плотности жидкости.
- Вязкость – параметр, который оказывает прямое влияние на качество смазки. Является важнейшим при выборе смазочной жидкости для токарного оборудования. Зависит от условий эксплуатации, в частности, от температуры. Чем выше последний показатель, тем ниже вязкость.
- Температура вспышки – влияет на расход масла и угар. По сути является температурой воспламенения жидкости.
- Температура застывания – учитывается при хранении жидкости и ее переливе.
- Зольность – степень очистки. Чем ниже этот показатель, тем лучше масло очищено.
- Кислотное число и содержание серы – степень очистки от кислот и серы.
Чтобы быть уверенным, какое масло лить в конкретный токарный станок, его выбор делается исходя из рекомендаций производителя, которые обязательно указаны в инструкции по эксплуатации.
Индустриальные масла для смазывания токарных и сверлильных станков делятся на:
- И – без присадок;
- ИГП (легированные) – с присадками.
В токарный станок заливают следующие марки индустриальных масел без присадок:
- И-5A – используется для смазывания механизмов и узлов, работающих на высокой скорости под небольшой нагрузкой, не требующих особых антиокислительных и антикоррозийных свойств смазывающего состава. При 40°С имеет кинетическую вязкость 6-8 мм2/c и температуру вспышки от 120°С. В металлорежущих станках применяется для смазывания высокоскоростных шпиндельных узлов. Можно заменить марками И-8А, ИЛС-5.
- И-8A – аналогичная предыдущей марка. При 40°С имеют кинетическую вязкость 9-11 мм2/c и воспламеняется от 130°С. Можно заменить марками И-5А, ИЛС-10, ИЛС-5.
- И-20А – используется для смазывания узлов, работающих на меньших скоростях и больших нагрузках, например, направляющих скольжения и качения, зубчатых передач. Вязкость 29-35 мм2/c и температуру вспышки от 180°С. Можно заменить маркой ИГП-18 или другим близким по показателю вязкости.
- И-30А – в токарном оборудовании преимущественно используется для смазывания фартука, ходовых валов, салазок, резцедержателя, сменных шестерней. Вязкость 41-51 мм2/c и воспламенение происходит от 200°С. Можно заменить маркой ИГП-30 или близкими по показателям вязкости.
- И-40А – Применяется для смазывания зубчатых передач. Вязкость 61-75 мм2/c и температура вспышки от 200°С. Можно заменить маркой ИГП-38 или близкими по показателям вязкости.
- И-50А — вязкость 90-110 мм2/c и температура вспышки от 215°С. Можно заменить маркой ИГП-38 или близкими по показателям вязкости.
1. Обслуживание системы смазки станка токарем заключается в ежедневной проверке уровня масла в резервуаре до начала токарных работ. При необходимости жидкость доливается. При замене слив осуществляется через пробку. Перед заполнением резервуара, последний очищается и промывается керосином.
2. Механизм фартука имеет автоматическую систему смазки с индивидуальным насосом. Уровень заливаемого масла контролируется по маслоуказателю, расположенному, как правило, с лицевой стороны. Поперечные салазки и каретка смазываются в начале и середине смены до появления на направляющих масляной пленки. Смазка опорных втулок ходового винта и направляющих при винторезных работах производится при включенной маточной гайке.
3. Задняя бабка, ходовой винт и опоры вала смазываются фитилями из резервуаров. В последние масло необходимо лить до вытекания. Смазка конусной оси резцедержателя выполняется ежедневно по окончанию смены. При этом резцовая головка снимается.
4. Все остальные точки, за исключением сменных шестерней и оси промежуточной шестерни, смазываются вручную масленкой, которая должна поставляться вместе со станком.
5. Для обеспечения продолжительной работы станка и точности точения, за смазкой трущихся деталей токарь ведет постоянное наблюдение. Все смазочные отверстия, масленки и трубки, которые подводят к точкам смазки масло, должны быть чистыми и закрыты крышками.
Индустриальное масло не является смазочно-охлаждающей жидкостью. Поэтому его использование для смазывания режущего инструмента недопустимо. Для этого применяется специальная СОЖ – эмульсионный смазывающий состав на основе воды и масла с различными противозадирными и противоизносными присадками.
Приобрести масло можно в пластиковой или металлической таре объемом 5, 10, 18 и 20 л, а также в бочках объемом 200 л и 216,5 л. Для владельцев цехов с токарным оборудованием выгоднее единожды купить смазку по оптовой цене, которая на порядок ниже розничной.
Марка | Стоимость за канистру 5 л, рубли | Стоимость за бочку, рубли |
И-5А | 355 | 12 500 |
И-8А | 310 | 13 180 |
И-12А | 425 | 12 970 |
И-20А | 355 | 10 600 |
И-30А | 400 | 10 770 |
И-40А | 352 | 10 710 |
И-50А | 305 | 10 760 |
Расход масла токарного станка
Масло, предназначенное для смазки станков – это специальный смазочный состав, который разработан для обеспечения надежной работы станочного оборудования. Смазочное вещество, используемое для обработки станков должно выполнять такие функции:
Защищать поверхность трущихся деталей от истирания и износа.
Предотвращать перегрев устройства.
Защищать механизмы от коррозии, окисления и дальнейшего разрушения.
Увеличивать износостойкость элементов станочного оборудования.
Предотвращать заедание, проскальзывание при работе устройства.
Увеличивать эксплуатационный срок оборудования.
Обеспечивать надежную четкую работу механизмов.
Качественный смазывающий материал для станочного устройства должен соответствовать следующим параметрам:
иметь сбалансированный состав присадочных и других дополнительных компонентов;
изготавливаться из высококачественного сырья;
иметь хорошую текучесть, поникать вглубь труднодоступных зазоров;
прекрасно работать в условиях высоких нагрузок;
обладать стабильной вязкостью при разных температурах.
Стоит отметить, что в отличии от смазок вязкость станочного масла зависит лишь от температуры и никак не от градиента скорости сдвига (скорости деформации).
Купить масло, предназначенное для станков можно на нашем сайте (evrosmazki.ua). Мы гарантируем высокое качество своей продукции, так как работаем с мировыми лидерами в области производства смазочных материалов.
Компания «Евросмазки» поставляет на рынок Украины смазывающие составы таких европейских брендов, как:
В нашем интернет-магазине Вы сможете выбрать необходимый смазочный продукт по низкой цене. Сделать правильный выбор вам помогут: точное описание товаров (с фото), актуальный прайс на 2016, 2017 год, а также реальные отзывы наших клиентов. Если у Вас есть какие-либо вопросы, то просто свяжитесь с нашими менеджерами-консультантами.
Купить выбранную продукцию можно как по телефону, так и написав нам на электронную почту. При оформлении покупки можно дополнительно заказать адресную доставку в любую точку Украины (в Днепропетровск, Харьков, Одессу, Киев, Запорожье, Полтаву и другие города).
Для каких станков нужно масло
Как и любая другая техника станки нуждаются в своевременном уходе и правильной обработке смазывающим веществом, которое защитит все механизмы от коррозии, появления отложений и преждевременного износа.
В токарный станок заливают смазочный состав средней вязкости. Согласно схеме смазки оборудования, которая прилагается к станку, производят обработку трущихся поверхностей по графику указанному в инструкции. Для токарных механизмов обычно используют минеральный смазочный состав. Следует отметить, что в коробку скоростей станка заливается консистентная смесь, изготовленная из индустриального масла и технического вазелина или же индустриальное смазывающее вещество средней вязкости.
В шиномонтажном станке существует специальный резервуар (лубрикатор) для заливки маслянистой жидкости. Для точной и надежной работы такого оборудования следует время от времени проверять уровень смазывающего состава (раз в месяц). При необходимости следует доливать (реже полностью заменять) масло. Для шиномонтажного механизма подходит смазочный состав, вязкость которого оставляет по SAE 30.
Во фрезерный станок смазывающее вещество заливается в циркуляционную систему и гидросистему. Для фрезерного оборудования рекомендовано использовать индустриальные масляные жидкости подгруппы А, которые представляют собой очищенные дистиллятные/остаточные смазочные вещества (их смеси без присадок). В циркуляционную систему заливают смазку боле высокой вязкости, нежели в гидросистему.
Для гибочного станка отлично подходит редукторное масло, которое имеет необходимый комплект антикоррозийных присадок. Индекс вязкости такого смазывающего материала должен составлять 90.
Масло, используемое для гидравлических станков, представляет собой смазочную жидкость, разработанную на основе нефти без добавления присадочных компонентов (индустриальные масляные жидкости общего назначения).
Для шлифовальных станков используются смазочные материалы класса вязкости VG 32 и 68. Такие составы выступают в роли смазывающего вещества направляющих и как гидравлическая жидкость. Стоит отметить, что для шлифовального оборудования рекомендуется применять маловязкие масла, которые обеспечивают минимальное теплообразование.
Для сверлильного станка идеально подходят минеральные индустриальные смазки. При этом обработка трущихся узлов совершается циркуляционным способом.
В масляной бак станка 16б20п заливается индустриальное смазывающее вещество кинетическая вязкость которого составляет 25-35 мм2/с (при 40 °С), а в фартук – масло вязкостью 41-51 мм2/с.
Рекомендуемое масло для обработки узлов трения станочного оборудования марки ит1м – индустриальное 20.
Расход масла
Признаками, которые свидетельствуют об износе деталей станка являются:
наличие механических повреждений на поверхности трущихся деталей (трещины, царапины, выбоины и т.п.);
изменение качества выпускаемой продукции в худшую строну;
изменение звука, издаваемого механизмом при работе;
чрезмерный нагрев деталей.
Расход масла – это сугубо индивидуальный показатель, который зависит не только от степени загруженности станочного устройства, но и от характеристик самого смазочного вещества.
Долив масла в редуктор станка или другой специальный резервуар для смазки происходит по мере необходимости, поэтому за уровнем смазочного состава необходимо постоянно следить.
Какое масло лить
На форумах можно встретить достаточное количество вопросов, связанных со смазочными составами, которые предназначены для станочных устройств. Попробуем ответить на некоторые из них.
Какое масло лить минеральное или синтетическое в станок? Следует отметить, что рекомендации по выбору смазочных материалов предоставляются в инструкции к каждому станку. Именно производитель решает, какая смазка наиболее подходящая. Если же инструкции просто нет, то стоит отдать предпочтение индустриальному маслу, которое специально разработано для промышленной техники. Чтобы обеспечить надежную защиту станка от преждевременного износа можно использовать смазочные материалы, насыщенные специальными присадками, например, антискачковое масло, которое предотвращает скачкообразное движение по направляющим.
Как заменить масло? Замена смазочного материала производится согласно инструкции, которая прилагается к маслу или же схеме смазки оборудования. По общему правилу замена смазочного состава происходит в несколько этапов. На первом масло сливают через пробку. Второй этап – это этап очистки резервуара от остатков старого смазывающего средства. Третий этап включает залив нового масла в резервуар до необходимой отметки на маслоуказателе.
Какое масло заливать минеральное или двухкомпонентное в коробку скоростей? Для коробки скоростей можно использовать как обыкновенный индустриальный смазочный материал, так и его смесь с техническим вазелином. Стоит отметить, что заливаемое в коробку масло должно быть средней вязкости.
Сколько масла заливать
В специальных резервуарах смазочное вещество доливается до красной черты на шкале маслоуказателя.
Объем каждого отдельного резервуара достаточно разный (приведем средние показатели):
Шпиндельная бабка и коробка подач –17 литров.
Фартук – 1.5-3.0 литра.
Задние опоры ходовых винта и вала – 0.03 литра.
Резцовые салазки и опоры винта привода поперечных салазок – 0.02 литра.
Задняя бабка – 0.2 литра.
Коробка скоростей – 20 литров.
Направляющие суппорта – 0.2 литра.
Стоит отметить, что во время работы станка необходимо постоянно следить за уровнем смазочных составов в резервуарах, ведь своевременный долив масла обеспечит надежную и долгую работу всего оборудования.