Расчет загрязнения атмосферы выхлопными газами автомобилей

Расчет загрязнения атмосферы выхлопными газами автомобилей

Целью задания является оценка ущерба здоровью людей в жилом массиве, примыкающем к автомагистрали. Взаимное расположение ав­томагистрали и жилого массива схематично показано на рис.14.

Рис.14. Взаимное расположение автомагистрали и

Исходными данными для расчета являются: длина l участка ав­томагистрали; среднее число nа автомашин, проходящих в обоих нап­равлениях за минуту; доля k автомобилей с бензиновыми двигателями в общем числе nа; координаты Dx,Dy и Z контрольной точки относи­тельно середины участка автомагистрали. Высота источника загряз­нения H (расположение выхлопных труб автомобилей над полотном до­роги) принимается равной 0,5 м. Исходные данные по вариантам за­дания приведены в Таблице 10.

Расчет ведется для наиболее неблагоприятного направления ветра — от источника загрязнения в сторону жилого массива.

Расчет проводят в следующем порядке.

3.3.1. По формуле (19) рассчитывают количество топлива G, сжигаемого всеми автомашинами в единицу времени, а по формуле (14) с учетом данных табл.3 определяют секундные выбросы CO, NO2 и соединений свинца. При расчетах количество автомобилей с бензи­новыми и дизельными двигателями принимают с учетом параметров nа и k, приведенных в исходных данных. Результаты расчетов сводят в таблицу 11.

Исходные данные для расчета загрязнения

атмосферы автомобильными выбросами

№ вар. Длина участка дороги l, м Среднее число машин в обоих направлениях na,1/мин Доля машин с бензиновыми двигателями k, % Координаты контрольной точки
Dx, м Dy, м Z, м
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10

Результаты расчета выброса вредных веществ автотранспортом

Вид двигателя Число автомашин, проходящих в единицу времени na, 1/мин Расход топлива G, г/с Количество выбрасываемых вредных веществ M, г/с
CO NO2 Pb
Бензиновый
Дизельный
Сумма

3.3.2. Для каждого вредного вещества по формуле (21) опреде­ляют условную концентрацию Сусл. Результаты заносят в табли­цу 12.

3.3.3. По формулам (23)¸(30) вычисляют безразмерные коорди­наты m1¸m4 и n1¸n4, характеризующие смещение контрольной точки относительно центра источника загрязнения.

3.3.4. По графикам на рис.6 для вычисленных пар параметров m и n определяют соответствующие значения функции Y (Y1¸Y4) и расс­читывают безразмерные параметры a и b.

3.3.5. По найденным значениям a и b из графика на рис.5 оп­ределяют значение функции j и по формуле (20) вычисляют абсолют­ные концентрации С вредных веществ в контрольной точке, а также их приведенные концентрации. Результаты заносят в табл 12.

Результаты расчета концентрации

Загрязняющее вещество
СО NO2 Pb
Суммарное количество выбрасываемого вещества М, г/с
Условная концентрация Сусл, мг/м 3
Концентрация С, мг/м 3
Приведенная концен­трация С/ПДК

3.3.6. Оценивают ущерб, наносимый загрязнением атмосферы здоровью людей. Для контрольной точки по формуле (33) вычисляют комплексный показатель загрязнения воздуха P с учетом параметров a, b, n и Kib, определяемых по формулам (36)-(38) и данных табли­цы 9. Увеличение общей R заболеваемости населения под влиянием суммарного загрязнения атмосферного воздуха рассчитывают по фор­муле (39).

3.3.7. В материалах, приведенных в разделе 2, выбирают аппа­ратуру для контроля параметров загрязнения воздуха и приводят ее описание.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Читайте также:  Ремонт автомобилей вольво 940

1.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие/

В.И.Козаченко, Б.Ю.Кольцов, Л.А.Нейман, Б.И.Попов.СПбГААП, СПб., 1994, 82 с.

2.Указания по расчету рассеяния в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. СН 369-74. М., Стройиздат, 1975, 24 с.

3.В.М.Эльтерман. Охрана воздушной среды на химических и неф­теперерабатывающих предприятиях. М., Химия, 1985, 160 с.

4.М.А.Пинигин, И.К.Остапович.Прогноз заболеваемости населе­ния по комплексному показателю загрязнения атмосферного воздуха. В сб.»Проблемы донозологической гигиенической диагностики». Л., 1989, с.177.

5.Пинигин М.А. Гигиенические основы оценки суммарного заг­рязнения воздуха населенных мест.- Гигиена и санитария, 1985, N1, с.66-69.

6.Климова Д.М., Кутепов Е.Н. Изменение состояния здоровья при различных уровнях загрязнения атмосферного воздуха. В сб.»Проблемы донозологической гигиенической диагностики». Л., 1989, с.129.

7.Перегуд Е.А., Горелик Д.О. Экспериментальные методы конт­роля загрязнения атмосферы. Л., Химия, 1981.

8.Беккер А.А., Агаев Т.Б. Охрана и контроль загрязнения при­родной среды. Л., Гидрометеоиздат, 1989.

9.Клименко А.П. Методы и приборы для измерения концентрации пыли. М., Химия, 1978.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. …. ………….. 2

1.1. Главные виды и источники загрязнения атмосферы. …….. 2

1.2. Нормирование загрязнений атмосферы. …………. 4

1.3. Рассеяние промышленных выбросов через дымовые трубы. 5

1.4. Загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей. .11

1.5. Определение ширины санитарно-защитной зоны. …….. 15

1.6. Оценка ущерба, наносимого загрязнением атмосферы

здоровью людей. ……………………… 16

2. МЕТОДЫ И ПРИБОРЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ. ………………. 18

2.1. Газоанализаторы. ………………………. 19

3. ВИДЫ ЗАДАНИЙ И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ. … 33

3.1. Расчет ширины санитарно-защитной зоны. ………… 34

3.2. Расчет эффективности газоочистной установки. ……….. 37

3.3. Расчет загрязнения атмосферы выхлопными

газами автомобилей. …………………………….. 40 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..…………. 44

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Определение загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами

Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами автомобилей оценивается по концентрации угарного газа, мг/м 3 . Для расчета используется формула Бегма (Бегма и др.,1984; Шаповалов, 1990). Концентрация угарного газа рассчитывается для каждого типа транспорта, затем суммируется.

0,5 — фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения, мг/м 3

N — суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автом. /час

KТ — коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух СО;

где Pj – количественный состав i-того вида транспорта (выражается в десятичной дроби). Значение коэффициента токсичности Ктi транспорта определяется по таблице 2.2.3.

КА — коэффициент, учитывающий аэрацию местности (Таблица 2.2.4);

1,065 — коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха СО в зависимости от величины продольного уклона. Величина принимается 2-4 0 . Для данного значения продольного уклона используется средний коэффициент, который составляет 1,065

Читайте также:  Как разбавить масло для двухтактных двигателей для бензопил

Кс — коэффициент, учитывающий изменение концентрации СО в зависимости от скорости ветра (Таблица 2.2.5);

Кв — значение коэффициента, учитывающего изменение концентрации СО в зависимости от влажности воздуха (Таблица 2.2.6);

Кп — коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха СО у перекрестков (Таблица 2.2.7).

ПДК выбросов автотранспорта по окиси углерода равно 5 мг/м 3 .

Таблица 2.2.3 — Значение коэффициента токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух СО, КTi

Тип автомобиля Коэффициент К Ti
Тяжелый грузовой (дизельный) 0,2
Автобус 3,7
Легковой 1,0

Таблица 2.2.4.-Значение коэффициента, учитывающего аэрацию местности, КА

Тип местности по степени аэрации Коэффициент КА
Транспортные тоннели 2,7
Транспортные галереи 1,5
Магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с двух сторон 1,0
Жилые улицы с одноэтажной застройкой, улицы и дороги в выемке 0,6
Городские улицы и дороги с односторонней застройкой, набережные, эстакады, высокие насыпи 0,4

Таблица 2.2.5 -Значение коэффициента, учитывающего изменение концентрации СО в зависимости от скорости ветра, КС

Скорость ветра, м/с Коэффициент КС
1 2,70
2 2,00
3 1,50
4 1,20
5 1,05
6 1,00

Таблица 2.2.6 — Значение коэффициента, учитывающего изменение концентрации окиси углерода в зависимости от влажности воздуха, КВ

Относительная влажность воздуха φ, % Коэффициент КВ
100 1,45
90 1,30
80 1,15
70 1,00
60 0,85
50 0,75
40 0,60

Таблица 2.2.7 — Значение коэффициента, учитывающего увеличение загрязнения атмосферного воздуха CO у перекрестков

Условное обозначение Тип пересечения Коэффициент КП
1 Регулируемый перекресток
Светофорами обычный 1,8
1b Светофорами управляемый 2,1
1c Саморегулируемый 2,0
2 Нерегулируемый
2a Со снижением скорости 1,9
2b Кольцевой 2,2
2c С обязательной остановкой 3,0

На основе данных по выбросу СO рассчитываются выбросы других веществ в выхлопном газе для каждого типа автотранспорта и для всех автотранспортных средств в целом (Таблица 2.2.8). Для расчета используется метод составления пропорции.

Таблица 2.2.8. — Содержание по объему веществ выхлопного газа (среднее значение), %

Продолжение таблицы 2.2.8

Вещество Легковой автомобиль, автобус Грузовой автомобиль
1 2 3
Азот 75,6 78,0
Кислород 5,8 10,4
Пары воды 5,8 3,32
1 2 3
Др. углеводороды 2,0 0,26
Угарный газ 2,1 2,5
Углекислый газ 8,6 5,5
Альдегиды 0,099 0,005
Оксид серы 0,001 0,015

Результаты расчетов оформляются в таблицу 2.2.9.

Таблица 2.2.9 – Состав выбросов выхлопных газов по улице.

Вещество Легковой автомобиль, автобус Грузовой автомобиль Суммарное содержание веществ
Азот
Кислород
Пары воды
Углекислый газ
Угарный газ
Др. углеводороды
Альдегиды
Оксид серы

Расчет необходимого количества деревьев

Одно дерево в течение 1 года в среднем поглощает 120 кг углекислого газа, выделяя примерно равное количество кислорода, кустарники, в среднем, в 4-6 раза меньше (в зависимости от диаметра кроны). Автомобиль поглощает 120 кг кислорода при сжигании 50 литров бензина. Средняя скорость автотранспорта 50 км/ч, расход топлива – 10 литров на 100 км. Необходимо рассчитать количество деревьев и кустарников, требующихся для нейтрализации выхлопных газов автомобильного потока на исследуемой улице.

Читайте также:  Как прокачать колесо автомобиля

Сравнить полученные данные с существующим количеством зеленых насаждений.

Заключение

В заключении необходимо отразить следующие аспекты:

1. Процент озеленения территории, равномерность и грамотность распределения озеленения.

2. Интенсивность автотранспортного потока

3. Количество газов, выделяемых автотранспортными средствами

4. Необходимое количество озеленения.

Подготовить общий вывод по экологической ситуации на исследуемой территории. При наличии какого-либо вида проблем, предложить пути их решения.

Список рекомендуемой литературы

1. Аникеев В.А. Технологические аспекты охраны окружающей среды [Текст] / Аникеев В.А., Копп И.З., Скалкин Ф.В.// Л.: Гидрометеоиздат. – 1982. – 255 с.

2. Бретшнайдер Б. Охрана воздушного бассейна от загрязнений. Технология и контроль [Текст] /Бретшнайдер Б., Курфюст И.// Л.: Химия, – 1989. – 128 с.

3. Буренин Н.С. Пути снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью обеспечения экологической безопасности в городах и промышленных центрах СССР [Текст] / Буренин Н.С., Николаев В.Д.// Л.: Общество „ Знание ” РСФСР (ЛДНТП). –1990. – 20 с.

49. Венедяпин А.А. Экологические проблемы мегаполисов и пути их решения [Текст] / Венедяпин А.А., Мамин Р.Г. и др. //Информационно-аналитический обзор. – М. – 1994. – 32 с.

5. Гетман П.Н. Воздушные выбросы автотранспорта в природную среду. Справочное пособие работника автовокзала [Текст] – Рига. – 1989. – 257 с.

6. Голубев И.Р. Окружающая среда и транспорт [Текст] / Голубев И.Р., Новиков Ю.В.// М.: – Транспорт – 1987. – 207 с.

7. Ерёмченко О.З. Учение о биосфере: Уч. пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ [Текст] – Москва: – Академия,. – 2006.– 240 с.

8. Калинин В.М. Мониторинг природных сред. [Текст] Тюмень: – Изд-во Тюменского госуниверситета. – 2007. – 208 с.

9. Карасев В.Н. Урбоэкология и мониторинг городских насаждений [Текст] / Карасев В.Н., Карасева М.А. // – Йошкар-Ола: – Изд-во Марийского государственного технического университета. – 2009. – 184 с.

10. Мамин Р.Г. Урбанизация и охрана окружающей среды в Российской Федерации [Текст] – М.: – Изд-во РЭФИА. – 1995. – М/55047№ 1, 2.Ч. 1. – 80 с.Ч. 2. – 139 с.

11. Орнатский Н.П. Автомобильные дороги и охрана природы [Текст]- – М.: – Транспорт. – 1982. –176 с.

12. Экология большого города: Альм.: По материалам ЮНЕП, ХАБИТАТ и нац. источников [Текст] АО – ПРИМА-М‖ по охране окружающей среды при Правительстве Москвы, ЮНЕПКОМ нац. ком. содействия Программе ООН по окружающей среде. – М.: ПРИМА-ПРЕСС, 1996. – 178 с. – Библиогр. в конце отд. ст. ИСБН – 5900472–05–1. – Д8–96/33806.

Приложение 1

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Оцените статью