Расчет стоимости капитального ремонта двигателя

Капиталка мотора: главные признаки, что вот-вот и пора!

Обычно капремонт двигателя не сваливается на владельца машины неожиданно. Ему предшествуют появившийся из выхлопной трубы сизый дым и растущий расход масла. Мотор неуверенно пускается и плохо тянет. Иногда прослушиваются подозрительные шумы и стуки.

Но случается, что беда приходит нежданно. Например, при форсировании глубокой лужи вода может попасть в воздухозаборник, и двигатель получит гидроудар. Или владелец затянул с заменой ремня ГРМ, тот порвался, и клапаны встретились с поршнями. Либо решил поднять мощность мотора, удалив воздушный фильтр, и попавшая в двигатель пыль поспособствовала быстрому износу цилиндропоршневой группы. Причин много, а исход один — двигатель придется серьезно ремонтировать.

Объем бедствий

Капиталка бывает частичная и полная. Чтобы определить, какой ремонт нужен мотору, надо провести контрольные замеры и дефектовку — начать с состояния цилиндров и люфтов поршней в них, осмотреть вкладыши и замерить диаметр шеек коленвала, оценить зазоры в поршневых пальцах. При частичной капиталке обычно ограничиваются заменой поршневых колец, вкладышей, сальников, прокладок. При полной переборке список получается намного длиннее, и объем работ существенно больше. Выше, соответственно, и стоимость ремонта.

Полная капиталка

Последовательность действий при полной капиталке следующая. Сначала двигатель снимают с машины. Дороже всего эта операция на полноприводных автомобилях с автоматическими коробками передач.

Далее — разборка, мойка, дефектовка и микрометраж. Только на этом этапе можно определить более-менее точную стоимость ремонта. Если вердикт выносят раньше — повод насторожиться. Скорее всего, вы попали к некомпетентным мастерам, или вас попытаются обмануть.

После замеров и дефектовки основные детали направляют на мехобработку — многие мастерские не держат дорогого оборудования для расточки блоков и шлифовки коленвалов и отправляют детали смежникам. От объема мехобработки сильно зависит стоимость работ. Потом мотор собирают, устанавливают на машину и заправляют рабочими жидкостями.

Теперь о запчастях — они в общей калькуляции составляют обычно половину всех расходов на капиталку. Меняются все прокладки, резиновые и резинометаллические уплотнения. Элементы привода ГРМ всегда меняют, если он ременный, и почти всегда, если цепной. При любой переборке устанавливают новые поршневые кольца и вкладыши коленчатого вала. Поршни современных моторов очень нагружены и чаще всего тоже подлежат замене.

К деталям, которые меняют по результатам диагностики, относятся клапаны, масляные насосы и даже коленчатые валы, если нет возможности шлифовки под ремонтный размер. Основные детали — блок цилиндров и головки — стараются отремонтировать. При этом цилиндры либо растачивают под ремонтный размер, либо перегильзовывают под стандартные поршни. В головке иногда приходится восстанавливать постели распредвалов и менять втулки клапанов, фрезеровать привалочную плоскость и почти всегда — обрабатывать седла клапанов.

Ремонтируем и улучшаем

Бывает так, что после капремонта двигатель становится… долговечнее заводского! Например, многие автопроизводители не устанавливают на моторы форсунки охлаждения поршней, хотя в блоке цилиндров под них даже площадки отлиты. Если на сервисе вам сделают такую доработку, то ресурс мотора увеличится.

Другой пример — сверление дополнительных отверстий в поршне для слива масла из канавки маслосъемного кольца, что увеличивает ресурс поршневой.

При переборке мотора можно заодно и увеличить рабочий объем. Например, из двигателя 1.4 концерна Hyundai/Kia сделать 1.6, установив другой коленвал. Очевидно, что блок цилиндров с номером останется прежним и никто об этом не узнает.

Важно, чтобы мастер-приемщик не называл сразу цену на ремонт: без дефектации это невозможно.

Цена вопроса

Цены на капитальный ремонт двигателя зависят от объема работ, стоимости запчастей и сложности самого агрегата. В зависимости от региона цены могут отличаться более чем в два раза. Нижний предел стоимости восстановления двигателя Лады Гранты — 30–40 тысяч рублей за работу и детали. Капремонт двигателя популярного семейства Logan/Sandero обойдется в 60–80 тысяч рублей. Трудоемкость слесарных работ приблизительно такая же, как у Гранты, а вот запчасти дороже.

Восстановление более сложных многоцилиндровых V‑образных моторов выльется в 200–300 тысяч рублей. Причины очевидны — трудоемкость выше, да и деталей потребуется больше, причем все они импортные.

Читайте также:  Устройство автомобиля гранд старекс

Альтернатива капремонту

Многие предпочитают не ремонтировать изношенный двигатель, а взять так называемый контрактный (бэушный) мотор. Неплохой вариант, удастся даже серьезно сэкономить — полная переборка порой обходится вдвое дороже. Например, цена «живого» мотора для Гранты — 25–30 тысяч рублей, для Логана — 45 тысяч рублей. За более сложные многоцилиндровые двигатели просят ­от 80 до 200 тысяч рублей и более.

Но эйфория неуместна: все-таки не нужно забывать, что вы покупаете не новый, а бэушный агрегат! И это лотерея, в которую можно и проиграть. Поэтому перед тем, как принять окончательное решение, советуем прошерстить интернет. Почитать отзывы о продавцах бэушных агрегатов и о конструктивных достоинствах и недостатках вашего мотора. Например, не стоит покупать подержанные 2-литровые алюминиевые моторы G4KD, устанавливаемые на многие модели Hyundai и Kia. Обычно эти агрегаты не доживают до 150 000 км — появляются задиры на стенках цилиндров, из-за чего резко усиливается масляный аппетит. Такие моторы восстанавливают перегильзовкой.

И еще. Номер двигателя не фигурирует в регистрационных документах, но замену мотора все равно надо оформлять в ГИБДД.

Чтобы свести к минимуму риск переплаты, хорошо бы самому ­разобраться хотя бы в базовых принципах капиталки мотора.

Как ездить после капиталки?

Нежно! — как говорил капитан Жеглов. Перед поездкой необходим прогрев мотора, хотя бы кратковременный. При движении надо избегать резких ускорений и торможений двигателем, а также езды внатяг, буксировки и перегруза.

Как долго следовать таким правилам? Лучше — постоянно, но реальный минимум для обкатки должен составлять не менее 1500–2000 км. И почаще меняйте моторное масло и фильтр — пусть из движка окончательно удалятся металлическая стружка и прочие продукты износа.

А надо ли ремонтировать?

Часто страхи бывают преждевременными — и двигатель не нуждается во вмешательстве. Чаще всего владельца разводят на дорогой ремонт. Это случается, как правило, при визите на недобросовестный сервис, но обманывают даже на дороге, разыгрывая перед владельцем театральное представление. Один мошенник отвлекает на себя внимание, а другой разливает под капотом масло или устраивает дымовую завесу. Расстроенного хозяина автомобиля везут в партнерский сервис, где ему выносят страшный диагноз и огромный счет — и владелец часто соглашается!

Другая причина — повышенный расход масла. К сожалению, у многих современных автомобилей он очень велик (больше 0,5 литра на 1000 км), но это определяется конструкцией двигателя и не является неисправностью. Опять-таки, гугл вам в помощь — проглядите форумы и поймете, нормальный у вас расход масла или все-таки пора волноваться.

Наконец, бывает так, что за неисправность механической части самого двигателя часто принимают недостатки в работе систем питания и зажигания, а также выпуска отработавших газов, опор силового агрегата и даже автоматической коробки передач. Вынесенный ремонтниками вердикт всегда лучше перепроверить, загнав машину на диагностику в еще один ­сервис.

В любом случае, не стоит доверять столь сложный и дорогостоящий ремонт абы кому. Существует немало фирм, занимающихся восстановлением моторов на протяжении многих лет и дорожащих репутацией — к ним и обращайтесь.

Всем счастливого пути — и без капремонта!

  • О том, какие двигатели самые выгодные при капиталке, узнайте здесь.

Самые выгодные двигатели при капиталке — рейтинг «За рулем»

Когда капиталить двигатель?

Давайте рассмотрим, во что обойдется капитальный ремонт наиболее распространенных типов двигателя рабочим объемом до 2 л.

Обычно мотор 1,4–1,8 л, за которым правильно ухаживали: проводили своевременную замену масла и охлаждающей жидкости, не перегревали и не доводили дело до гидроудара — выхаживает около 200 000–250 000 км. Это если говорить о двигателях иностранной разработки. Отечественные обычно ходят заметно меньше, но случаются и исключения: некоторые экземпляры вазовских движков «бегают» до 200 000 км и более.

Что же говорит о необходимости капитального ремонта? Многие скажут, что большой расход масла, дымление и потеря мощности. Они будут во многом правы, но есть и более важный признак — низкое давление масла. Такой дефект может привести к мгновенной кончине двигателя с задиром коленчатого вала. А еще это может представлять опасность для водителя и пассажиров автомобиля: если двигатель потеряет мощность и саму способность вращаться во время напряженного обгона, к примеру.

К таким же катастрофическим последствиям приводит и обрыв ремня привода ГРМ. Тут двигатель не только глохнет, но и выводит из строя головку блока цилиндров (гнет клапаны).

Читайте также:  При расширении газа тепловая машина совершает работу

А вот пострадает ли при этом «низ» мотора, зависит от удачливости владельца. Могут быть повреждены поршни и, само собой, кольца, но иногда доходит дело и до задира цилиндров.

Что входит в понятие «капитальный ремонт»?

Основные операции, которые проводит берегущая свою репутацию фирма при капитальном ремонте двигателя:

  • Демонтаж двигателя с автомобиля
  • Разборка и мойка всех деталей
  • Обмер базовых деталей (блок цилиндров, коленчатый вал, головка блока цилиндров). Проверка на трещины и герметичность рубашки системы охлаждения. Проверка коленчатого и распределительных валов на изгиб. Проверка клапанных механизмов. Проверка состояния масляного насоса.
  • Расточка цилиндров под ремонтный размер или загильзовку. В последнем случае — установка гильз. Шлифование коренных и шатунных шеек в ремонтный размер. Замена седел и втулок клапанов. Обработка плоскости головки блока цилиндров.
  • Сборка двигателя с установкой новых резиновых элементов, уплотнений и прокладок.

А теперь посмотрим на стоимость ремонта. Ориентироваться будем на цены Московского региона. Допускаю при этом, что аналогичный ремонт должного качества можно провести и дешевле, скажем, в Свердловской области или в Белоруссии.

Вазовский мотор

Конструкция его давно известна авторемонтникам, запчастей на рынке — море, а за работу возьмутся едва ли не в каждом сарае. При этом работа у «горе-мастеров», не утруждающих себя инструментальными замерами, может обойтись примерно в 30 000 рублей — даже вместе с запчастями. Но и качество будет соответствующее. Правильное восстановление вазовского мотора может стоить порядка 50 000 руб., но не более того. Ведь цена нового мотора начинается от 59 000 рублей. Плюс стоимость установки.

Атмосферные двигатели иностранной разработки

Сразу следует оговориться, что речь идет о достаточно массовых современных двигателях. Никаких оппозитных моторов, никаких раритетов.

Капитальный ремонт такого двигателя обойдется примерно в 180 000 рублей , если не потребуется замена базовых деталей (блока цилиндров, коленвала и головки блока).

Как ни странно, но разницы в цене между восстановлением двигателей разных производителей, например, Renault и Kia, нет. Сравним мотор Логана и Соляриса.

Казалось бы, у «французов» блок цилиндров чугунный, и его можно растачивать под ремонтные размеры. В этом случае потребуются новые поршни, к примеру, Mahle, по 5000 рублей за штуку. У «корейцев» алюминиевые блоки цилиндров, которые часто называют неремонтопригодными и одноразовыми. Однако они прекрасно гильзуются, при этом часто удается оставить родные поршни. Для этого у них обрабатывают канавку под верхнее поршневое кольцо и подбирают соответствующие кольца.

Хороший ремонтник, проводя полный комплекс работ со всеми составными частями двигателя, старается сэкономить деньги клиента. Он не забудет и прошлифовать коленчатый вал, и перебрать головку блока цилиндров. А перед сборкой проверит масляный насос и подготовит полный комплект новых уплотнений.

Дизельные двигатели

Практически все, сказанное в предыдущем разделе, можно отнести и к дизельным моторам такого же рабочего объема. Но ремонт выйдет немного более затратным — порядка 220 000–230 000 рублей. Причина в том, что у таких моторов элементы поршневой группы дороже, а работа с головкой блока цилиндров сложнее. Порой извлечение форсунок и свечей накаливания отнимает уйму времени. И они могут при этом пострадать. Моторы менее распространены, а потому сроки ожидания и затраты на комплектующие несколько выше. И все это без учета ремонта или замены турбокомпрессора — неотъемлемой части любого современного дизеля.

Турбонаддув

Ремонт поршневого двигателя в бензиновом и дизельном исполнении нами уже оценен. А что если такой мотор оснащен еще и турбонаддувом, который также нуждается в ремонте или замене?

Агрегаты турбонаддува на современных моторах могут сильно различаться по сложности конструкции. Встречаются и простенькие турбокомпрессоры с автономными улитками. Такой можно заменить часа за два. Но все чаще производители применяют корпус турбины, совмещенный с выпускным коллектором. А если в этой интегральной конструкции трещина? Чаще всего дело заканчивается заменой этого очень недешевого узла.

Кроме того, у простых турбокомпрессоров присутствует только подача и слив моторного масла для смазки подшипника, а бывают агрегаты наддува еще и с подачей охлаждающей жидкости. Так вот, цена ремонта самых сложных агрегатов может доходить до 100 000 рублей.

В заключение следует отметить, что отремонтировать бензиновый безнаддувный мотор и проще, и дешевле. При этом восстановить отечественный мотор можно раза в три дешевле, чем двигатель даже недорогой иномарки.

Расчёт стоимости капитального ремонта двигателя

Здесь приведён подробный расчёт стоимости запчастей для переборки (даже не для капитального ремонта) двигателя B5244S от Вольво S80 2004 года выпуска (отчёт по ремонту которой есть в статьях ранее.).

Читайте также:  Как называют части автомобиля

Разница в итоговой стоимости запчастей между этими статьями получается из-за разницы во времени (двигатель перебирался в октябре-ноябре 2013 года, а цены указаны на 7 апреля 2014 года), и из-за того, что часть запчастей была у нас на складе.
Этот же расчёт будет примерно справедлив и для других двигателей Вольво, которые устанавливаются на Вольво S60, S80, XC70, XC90. Для турбированных двигателей (B5254T2, B5244T3) добавятся прокладки и уплотнительные кольца турбины. Он позволяет примерно оценить порядок затрат на ремонт двигателя вашей Вольво.

Также возможна некоторая экономия от этого расчёта при переборке двигателя, если вы не будете покупать шатунные вкладыши (в этом случае вы сэкономите 8556 рублей), но в этом случае вам нужно очень внимательно смотреть на их состояние, а это будет видно только после вскрытия.
В этой калькуляции присутствует коренной вкладыш с фланцем (жёлтый). Практика показывает, что при пробегах 200 000 км, этот вкладыш уже требует замены. Жёлтый вкладыш стоит потому, что во всех двигателях B5244S, которые мы разбирали, установлен именно он (но не пытайтесь покупать его заранее. В вашем двигателе запросто может оказаться и другой вкладыш).

При выборе производителей запчастей мы исходим из принципа разумной достаточности: в критичные узлы лучше ставить оригинальные детали, либо детали проверенных производителей, в качестве которых мы уверены. В некритичные части можно поставить неоригинал и похуже. Так прокладку дроссельной заслонки можно поставить и German Parts, ходить она будет там не хуже оригинала. Но поршневые кольца лучше всё-таки поставить оригинальные.

Этот набор запчастей (производителей, конкретные артикулы деталей могут отличаться в зависимости от модели двигателя) уже неоднократно приобретался для ремонта различных двигателей (начиная от B5204T4, и заканчивая B5254T2 от Volvo XC90 2006 года выпуска), если при эксплуатации отремонтированного двигателя и возникали проблемы, то они были связаны с качеством ремонта двигателя.

Напоминаем, что это – не капитальный ремонт. При расточке двигателя необходимо будет приобрести ещё дополнительно ремонтные поршни, а это добавит к калькуляции ещё примерно 20 000 рублей.

Производитель Заказной код Название детали количест Цена Итог
Optimal 0-N1529S Ролик ремня приводного 1 510,7р. 510,7р.
Reinz 81-33633-10 Кольцо уплотнительное 1 500,1р. 500,1р.
GP VO1397381 Заглушка отверстия головки блока 1 157,6р. 157,6р.
Elring 045.721 Прокладка крышки маслозаливной горловины 1 32,3р. 32,3р.
Volvo 30731212 Прокладка датчика распредвала 1 357,6р. 357,6р.
Reinz 40-76741-00 Прокладка свечного колодца 5 35,5р. 177,6р.
Reinz 81-37184-00 Сальник распределительно вала передний 1 242,5р. 242,5р.
Reinz 81-37186-00 Сальник распредвала передний 1 277,2р. 277,2р.
Reinz 81-33636-00 Сальник распределительно вала задний 1 136,8р. 136,8р.
Reinz 70-37194-00 Колпачок маслосъёмный впускной 20 64,5р. 1 290,1р.
Volvo 9404726 Прокладка ГБЦ 1 2 671,5р. 2 671,5р.
Volvo 1275810 Фильтр масляный 1 374,8р. 374,8р.
Volvo 8642660 Свечи зажигания, комплект 1 1 138,6р. 1 138,6р.
Volvo 31251598 Комплект коренных подшипников 1 1 340,9р. 1 340,9р.
Volvo 30777466 Вкладыши шатунные комплект 5 1 711,2р. 8 556,0р.
Volvo 30731512 Кольца поршневые, комплект на один поршень 5 1 859,6р. 9 297,8р.
Volvo 30758261 Ремкомплект привода газораспределения 1 5 606,3р. 5 606,3р.
Reinz 70-24571-20 Герметик прокладочный 1 277,2р. 277,2р.
Febi 7215 Кольцо уплотнительное сливной пробки 1 9,4р. 9,4р.
Volvo 1397983 Сальник щупа масляного 1 164,5р. 164,5р.
Volvo 30637867 Кольцо уплотнительное 1 126,6р. 126,6р.
Volvo 981204 Кольцо уплотнительное 1 260,0р. 260,0р.
Volvo 1275404 Прокладка насоса системы смазки 1 271,5р. 271,5р.
Volvo 6842273 Сальник коленвала передний 1 534,8р. 534,8р.
Volvo 8642559 Сальник 1 126,6р. 126,6р.
Volvo 8642560 Сальник 1 143,7р. 143,7р.
Volvo 30731377 Кольца форсунки комплект 5 322,1р. 1 610,5р.
Volvo 31338024 Отделитель масляный 1 2 306,9р. 2 306,9р.
GP VO8636753 Прокладка корпуса дроссельной заслонки 1 103,7р. 103,7р.
Reinz 71-37183-00 Прокладка коллектора впускного 1 310,7р. 310,7р.
Reinz 11-34987-01 Прокладки коллектора, комплект 1 556,5р. 556,5р.
Volvo 8627203 Уплотнение выпускного трубопровода 1 279,6р. 279,6р.
Volvo 8670174 Сальник 1 115,1р. 115,1р.
Volvo 976045 Кольцо уплотнительное системы вентиляции картера 1 131,0р. 131,0р.
Elwis royal 70.555.06 Прокладка системы охлаждения 1 34,7р. 34,7р.
SKF VKPC 86618 Насос системы охлаждения 1 1 973,4р. 1 973,4р.
Volvo 8636573 Прокладка термостата 1 242,5р. 242,5р.
Итоговая сумма 42 247,1р.

Итог: для старых двигателей (до 2002 года выпуска включительно) капитальный ремонт двигателя экономически абсолютно не имеет смысла. Даже если делать его самому. Немного лучше ситуация для более новых, турбированных двигателей ( B5254T2, B6294T). В этих двигателях, в части случаев, это имеет смысл.
И да, для атмосферных двигателей (B5244S ) такой ремонт двигателя экономически нецелесообразен в 90% случаев. Гораздо проще купить контрактный двигатель Вольво.

Оцените статью