Расчет погрузочного устройства автомобиля фургона

ВОПРОС 2. Общее устройство автомобилей-фургонов

ВОПРОС 1. Общие положения

Лекция 12. АВТОМОБИЛИ- И АВТОПОЕЗДА-ФУРГОНЫ

Автотранспортные средства с кузовами-фургонами служат для перевозки специализированных грузов: продукты питания (особенно скоропортящиеся), мебель, скот и др.

Некоторые фургоны оборудованы установками для поддержания микроклимата в грузовом помещении.

Автомобили и автопоезда-фургоны подразделяют на:

1. Универсальные – фургоны общего назначения, предназначенные для перевозки самых различных грузов (приборы, инструменты, печатная продукция, обувь, ковры, некоторые виды фасованных продуктов и др.), не тре­бующих создания специальных условий для перевозки. Универсальные фур­гоны обеспечивают защиту груза от атмосферных осадков и механических повреждений.

2. Специальные – фургоны, оборудованные изотермически, с холо­дильными или отопительными установками для перевозки скоропортящихся грузов, в основном продуктов. К специальным относят и фургоны, предназначенные для перевозки хлебобулочных и кондитерских изделий, одежды, мебели и т. д.

Фургоны используются повсеместно – в городских условиях, а также при междугородных и международных перевозках.

При конструировании фургонов учитывают следующие требования:

– кузов – прямоугольной формы, по размерам согласуется со стандартными габаритами тары (контейнеры, поддоны и др.), пол плоский. При массе перевозимого груза менее 1,5 т допускаются надколесные ниши, а при массе более 4,5 т обеспечивается въезд в фургон вилочного погрузчика общей массой не менее 2,5 т;

– погрузочная высота на автотранспортных средствах:

а) на автомобилях – 0,7; 0,9; 1,1; 1,25 или 1,3 м;

б) на прицепах – 1,3 или 1,35 м;

в) на полуприцепах – 1,3 или 1,45 м;

– оборудование для облегчения доступа в фургон (подножки, трапы и др.), не мешающее свободному подъезду к местам погрузки (выгрузки);

– две двери – сзади и справа по ходу с фиксацией в открытом состоя­нии, не ослабляющие жесткость кузова и обеспечивающие их пломбирование;

– исключение попадания в фургон отработавших газов, пыли, влаги, вентиляцию и освещение защищенными плафонами;

– запасное колесо крепится вне грузового помещения;

– срок службы фургона должен быть не менее, чем у базового транспортного средства.

Кроме того, фургоны с термоизолированными кузовами должны обеспе­чить определяемый стандартами коэффициент теплопередачи, а рефриже­раторы и отапливаемые фургоны – поддержание необходимого микроклимата.

Для перевозки небольших партий груза в городских условиях используют фургоны на базе легковых автомобилей, так называемые «каблучки». Они имеют цельнометаллический несущий кузов с задней одно- или двухстворчатой дверью.

Фургоны грузоподъемностью до 1 500 кг выпускают на базе автомоби­лей УАЗ-452, AVIA и др. Эти фургоны имеют металлический кузов вагонно­го типа с двумя дверями. Кабина водителя отделена от грузового помещения перегородкой, препятствующей смещению груза при торможении.

Наиболее широко распространены фургоны грузоподъемностью 2–3 т, в основном на базе грузовых автомобилей Горьковского автозавода. Кузов с деревянным каркасом обшит снаружи стальным листом, внутри – деревян­ными рейками. Две двери. В нижней части кузова на задней и боковых стенках – отбойные брусья для защиты кузова от повреждений при загрузке.

Для доставки грузов при междугородных и международных перевозках используют большегрузные полуприцепы-фургоны с несущими кузовами, изготовленными с использованием алюминиевых сплавов и пластмасс. Большинство изготавливают на Одесском заводе, например ОдАЗ-794. Этот фургон имеет клепаный каркас, обшитый алюминиевыми листами, две двери с уплотнением из резиновых прокладок, откидную лестницу и вентиляционные люки с регулируемым проходным сечением.

При перевозке мебели вдоль стенок кузова устанавливают полумягкие валики, предохраняющие груз от механических повреждений.

Хлеб перевозят в фургонах, оборудованных металлическими фермами для размещения стандартных лотков. Каждая секция лотков имеет одностворчатую дверь.

Готовое платье перевозят в фургонах со штангами для навешивания плечиков с одеждой.

Большое количество фургонов снабжены грузоподъемными бортами УГБ.

Практическое занятие № 6

Тема: Определение норм простоя на погрузочно-разгрузочные операции.

Читайте также:  Как поменять мотор отопителя лада ларгус

Нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов установлены в зависимости от способа их выполнения, типа и грузоподъемности подвижного состава автомобильного транспорта, рода грузов, а также вида применяемых погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.

Методические рекомендации по применению норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом устанавливаются Едиными нормами времени на перевозку грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР от 13.03.87 № 153/6. Эти нормы применяются в отношении перевозок грузов практически всеми видами грузового транспорта.

Классы грузов при перевозке на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами определяются в соответствии с «Номенклатурой и классификацией грузов, перевозимых автомобильным транспортом», при этом коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства определяется в зависимости от класса груза (табл.6.1).

Таблица 6.1. Коэффициент использования грузоподъемности в зависимости от

Коэффициент использования грузоподъемности Средний коэффициент использования грузоподъемности Класс груза
0,91 и более
0,90 – 0,71 0,80
0,70 – 0,51 0,60
0,50 – 0,40 0,45

Нормы времени на каждое определение веса груза в автомобиле или прицепе (взвешивание порожнего и груженого автомобиля или прицепа) независимо от класса груза и грузоподъемности автомобиля устанавливается – 4 минуты.

Расчетные нормы пробега грузовых автомобилей определяются в зависимости от расчетной скорости V, км/ч.

Таблица 6.2. Расчетные нормы пробега грузовых автомобилей

Группа дорог Транспортная характеристика Расчетная норма пробега автомобиля V, км/ч
А Магистральные дороги скоростного движения
Б Магистральные дороги регулируемого движения
В Улицы и дороги местного значения

Простой автомобилей-цистерн при наливе и сливе наливных грузов определяется в зависимости от эксплуатационного объема цистерны, способа налива и слива груза и характеристик самого груза (табл. 6.3.). К светлым нефтепродуктам

относят керосин, дизельное топливо всех марок, бензины всех марок и др.;

к темным – мазут, моторное топливо, сырая нефть, гудрон, битум и др.

Таблица 6.3. Нормы времени простоя автомобилей-цистерн при наливе и сливе

Эксплуата-ционный объем цистерны, тыс. л или м³ Норма времени на эксплуатационный объем цистерны, мин
Налив и слив самотеком Налив и слив при помощи насоса Налив при помощи насоса, слив самотеком и наоборот
грузы пищевые и светлые нефте продукты темные нефте-продук-ты грузы пищевые и светлые нефте продукты темные нефте-продук-ты грузы пищевые и светлые нефте продукты темные нефте-продук- ты
До 1,5 14,0 19,0 13,0 16,0 13,5 17,5
Свыше 1,5 до 3,0 22.0 28,0 18,0 22,0 20,0 25,0
Свыше 3,0 до 5,0 30,0 37,0 24,0 30,0 27,0 33.5
Свыше 5,0 до 7,0 36,0 46,0 29,0 37,0 32,5 41,5
Свыше 7,0 до 10,0 44,0 56,0 36,0 45,0 40,0 50,5
Свыше 10.0 до 15,0 50,0 65,0 47,0 58,0 48,5 61,5
Свыше 15,0 до 20,0 58,0 74,0 52,0 67,0 55,0 70,5
Свыше 20,0 65,0 84,0 59,0 75,0 62,0 79,5

Нормы времени простоя автомобилей, перевозящих контейнеры, определяются в зависимости от способа погрузки-разгрузки контейнеров (механизированным или без снятия контейнеров с подвижного состава), а также массы брутто самого контейнера. Норма времени простоя под погрузкой или разгрузкой автомобиля определяется умножением нормы времени, установленной на один контейнер, на количество перевозимых контейнеров.

Таблица 6.4. Нормы времени простоя бортовых автомобилей и контейнеровозов при погрузке и разгрузке контейнеров кранами, погрузчиками и другими аналогичными механизмами

Масса брутто контейнера, тонн Норма времени простоя автомобиля, мин на один контейнер
0,63
1,25
2,5 – 3,0
5,0
10,0
20,0
25,0
30,0

Нормы времени простоя бортовых автомобилей (автопоездов) устанавливаются отдельно для пунктов погрузки и разгрузки и определяются по Прейскуранту № 13-01-01 «Единые тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом» (табл. 6.5.).

Таблица 6.5. Нормы времени простоя под погрузкой и разгрузкой для автомобилей

Читайте также:  Сколько км идет обкатка двигателя после капремонта
Масса груза, погружаемого (выгружаемого) в автомобиль (автопоезд), тонн Норма времени на погрузку или разгрузку, мин
I II
До 1,0 тонны включительно
Свыше 1,0 тонны за каждую полную или неполную тонну добавляется

Бортовые автомобили (I).

Автомобили-фургоны, автомобили, прицепы и полуприцепы, оборудованные стандартными тентами, универсальные контейнеры, разгружаемые (загружаемые) без снятия с подвижного состава (II)

Нормы времени простоя автомобилей-самосвалов под погрузкой или разгрузкой насыпных грузов определяются в зависимости от рода груза, способа погрузки и грузоподъемности автомобиля, эти нормы распространяются также на автомобили-тягачи с полуприцепами-самосвалами.

Таблица 6.6. Нормы времени простоя автомобилей-самосвалов (мин на 1т груза)

при механизированной погрузке навалочных грузов, разгрузке их самосвалом

Наименова-ние груза Способ погрузки Емкость ковша, м³ Грузоподъемность автомобилей-самосвалов, т
свы- ше 4,0 до 5,0 свы-ше 5,0 до 6,0 свы-ше 6,0 до 7,0 свы-ше 7,0 до 9,0 свы-ше 9,0 до 10,0 свы-ше 10,0 до 12,0 свы-ше 12,0 до 15,0 свы-ше 15,0 до 20,0 свы-ше 20,0 до 25,0 свы-ше 25,0
Строительные и другие грузы, легко отделяющиеся от кузова (песок, земля, гравий и т.п.) Экскава-тором До 1,0 1,0 – 3,0 3,0 – 5,0 свыше 5,0 1,97 1,25 1,03 — 1,88 1,20 0,98 0,76 1,75 1,03 0,84 0,66 — 0,91 0,74 0,59 — 0,82 0,67 0,53 — 0,75 0,61 0,49 — 0,68 0,54 0,44 — 0,52 0,41 0,35 — 0,43 0,35 0,30 — 0,40 0,33 0,28
Вязкие и полувязкие (глина и т.п.), смерзшийся и слежавшийся грунт Экскава-тором До 1,0 1,0 – 3,0 3,0 – 5,0 свыше 5,0 2,25 1,61 1,26 — 2,14 1,54 1,20 1,05 2,10 1,32 1,05 0,91 — 1,16 0,95 0,80 — 1,05 0,90 0,75 — 0,96 0,83 0,69 — 0,86 0,75 0,65 — 0,70 0,60 0,55 — 0,62 0,53 0,49 — 0,60 0,52 0,48
Зерновые (рожь, пшеница и др.) Бункером зерно-погруз-чиком 1,43 1,36 1,21 1,07 0,97 0,89 0,83 0,78 0,64 0,61
Овощи (свек-ла, картофель и др.) Из бункера комбай- на 3,30 3,16 3,10 2,90 2,80 2,55 2,50 2,40 1,95 1,90
Гравий, уголь каменный, щебень и др. Бунке-ром транспор-тером 1,47 1,40 1,20 1,06 0,97 0,89 0,86 0,80 0,66 0,63
Растворы, строительные массы (бетон, цемент и др.) Бунке-ром смесите-лем — — 2,50 2,55 2,35 5,32 2.32 5,30 2,20 5,00 2,10 4,95 1,91 4,59 1,85 4,55 1,80 4,50 1,60 4,06 1,50 4,02
Мука злаковая и техническая Бунке-ром 3,20 3,06 3,02 2,80 2,70 2,50 2,25 1,80 1,48 1,45

Пример 1.. Установить нормы времени на погрузочно-разгрузочные операции за ездку, за время в наряде (9 часов) при следующих условиях: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111-13 перевозит песок по дороге категории Б на расстояние L= 50 км, погрузка производится экскаватором с емкостью ковша 2 м³.

1. Определяется грузоподъемность самосвала КамАЗ-55111-13: qн = 13,0 т.

2. Определяется класс груза в соответствии с «Номенклатурой и классифи-кацией грузов, перевозимых автомобильным транспортом» – класс груза I, γ = 1.

3. По табл. 6.6. определяется норма времени простоя на 1 т исходя из способа погрузки и грузоподъемности автомобиля — 0,68 мин; время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой t п/р за ездку определится:

t п/р = 0,68 × 13,0 = 8,84 мин или 0,147 ч.

4. По табл. 6.2. определяется расчетную норму пробега автомобиля в зависимости от категории дороги V= 37 км/ч и рассчитывается время движения автомобиля t дв = L / V = 50 /37=1,35 ч.

5. Определяется время ездки автомобиля:

t ез = 2 × t дв + t п/р = 2 × 1,35 + 0,147 = 2,85 ч.

6. Количество оборотов за время в наряде составит

Читайте также:  Чем отмыть двигатель внутри при ремонте

N = Т / t ез = 9/2,85 = 3,16. Принимается наименьшее целое число N = 3.

7. За время в наряде автомобиль простоит под погрузочно-разгрузочными операциями: Т п/р = N × t п/р = 3 × 0,147 = 0,44 ч или 27 мин.

Пример 2. Установить нормы времени на налив и слив за ездку, за время в наряде (9 часов) при следующих условиях: автоцистерна 36133 на шасси ГАЗ-3309 перевозит дизельное топливо по дороге категории А на расстояние 35 км, налив осуществляется при помощи насоса, слив – самотеком. Взвешивание на автомобильных весах производится дважды.

1. Определяется эксплуатационный объем цистерны: 4900 л.

2. По табл. 6.3. определяется норма времени простоя автомобиля t п/р для светлых нефтепродуктов при заданных условиях слива и налива – 27 мин = 0,45 ч.

3. Расчетная норма пробега автомобиля в зависимости от категории дороги V= 49 км/ч (табл. 6.2.)

4. Рассчитывается время движения автомобиля:

t дв = L / V = 35 /49 = 0,714 ч.

5. Определяется время ездки автомобиля:

t ез = 2 × t дв + t п/р + 2 × t вз = 2 × 0,714 + 0,45 + 2 × 0,067 = 2,01 ч,

где t вз. — норма времени на взвешивание автомобиля, составляет 4 мин = 0,067 ч.

6. Количество оборотов за время в наряде:

N = Т / t ез = 9/2,01 = 4,47. Принимаем N = 4.

7. За время в наряде автомобиль простоит под погрузочно-разгрузочными операциями (налив и слив): Т п/р = N × t п/р = 4 × 0,45 = 1,80 ч или 1 ч 48 мин.

Установить нормы времени на погрузочно-разгрузочные операции за ездку, за время в наряде (9 часов) при следующих условиях: автомобиль-фургон 498000 на шасси ЗИЛ — 433362 перевозит яблоки в ящиках по дороге категории А на расстояние L= 25 км, Взвешивание осуществляется дважды, на оформление документов дополнительно выделяется время – 5 минут.

1. Определяется грузоподъемность фургона: qн = 5,375 т.

2. Определяется класс груза (II, γ = 0,8) в соответствии с «Номенклатурой и классификацией грузов, перевозимых автомобильным транспортом».

3. Количество фактически перевозимого груза составит:

qф = qн × γ = 5,375× 0,8 = 4,3 т

4. По табл. 6.5. определяется норма времени простоя фургона за ездку:

t п/р = 13 + 4 × 3 = 25 мин = 0,417 ч.

5. Расчетная норма пробега автомобиля в зависимости от категории дороги V= 49 км/ч (табл. 6.2.), время движения автомобиля составляет

t дв = L / V = 25 /49 = 0,510 ч.

6. Определяется время ездки автомобиля, в котором д.б. учтены нормы времени на взвешивание t вз и оформление документов t оф:

t ез = 2 × t дв + 2 × t п/р + 2 × t вз + t оф

t ез = 2 × 0,51 +2 × 0,417 + 2 × 0,067 + 0,083 = 2,071 ч.

7. Количество оборотов за время в наряде:

N = Т / t ез = 9/2,071 = 4,35. Принимается N = 4.

8. За время в наряде автомобиль простоит под погрузочно-разгрузочными операциями Т п/р = N × t п/р = 4 × 2 × 0,417 = 3,34 ч или 3 час 20 мин.

Установить нормы времени на погрузочно-разгрузочные операции за ездку, за время в наряде для автомобилей, перевозящих грузы, согласно выданному варианту.

Указания к выполнению работы

1. Определить класс груза в соответствии с «Номенклатурой и классификацией грузов, перевозимых автомобильным транспортом».

2. По справочнику НИИАТ или Приложениям № 1, 2, 3 установить тип, грузоподъемность автомобиля, для автоцистерн — эксплуатационный объем.

3. Определить норму времени простоя под погрузочно-разгрузочными операциями за ездку, пользуясь таблицами.

4. Рассчитать время ездки автомобиля, при необходимости включить время взвешивания автомобиля на автомобильных весах и дополнительное время на оформление документов, если это определено заданием.

5. Определить количество ездок, которое может выполнить автомобиль за время в наряде.

7. Определить суммарное время простоя автомобиля под погрузочно-разгрузочными операциями за время в наряде.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оцените статью