Расчет компенсации за износ автомобиля

🚕 Подробное руководство по оформлению компенсации за использование личного авто на работе

Ст. 188 Трудового кодекса РФ устанавливает, что при использовании в служебных целях личного имущества работника по соглашению с работодателем, ему устанавливают:

  • компенсацию за эксплуатацию этого имущества и его износ;
  • возмещение расходов.

То есть использование автомобиля для работы с согласия работодателя позволяет вернуть не только затраты на ГСМ, мойку, стоянку и прочие необходимые расходы, но и получить компенсацию за пробег и амортизацию.

ТК не диктует дополнительных условий — они должны быть оговорены в трудовом договоре, дополнительном соглашении к нему и в одном из локальных актов предприятия (где указана методика расчета компенсации).

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Два способа оформления личного авто в служебных целях

Законодательство предусматривает два варианта оформления использования личного автомобиля сотрудника — трудовой договор и договор аренды. Последний регулируется нормами Гражданского кодекса (ст. 632 и ст. 642).

📑 Трудовой договор

Если использование личного ТС сотрудника оформляют трудовым договором или допсоглашением к нему, в документе закрепляют условия выплаты компенсации — фиксированную сумму в месяц по количеству отработанных дней или плату за пробег. Отдельным пунктом фиксируют способ компенсации затрат на использование ТС — оплату ГСМ, ТО, текущего ремонта и т. д,

📝 Договор аренды на транспорт

Ст. 632 ГК РФ регламентирует аренду ТС сотрудника с одновременным исполнением им функций водителя. Ст. 642 подразумевает, что управлять машиной может любое лицо по усмотрению работодателя.

Такие взаимоотношения оформляются договором аренды, где указаны условия, на которых машина передается во временное владение работодателя, в том числе размер арендной платы. Специалисты рекомендуют заключать такой договор с сотрудником, имеющим статус ИП (аренда с водителем). Вместо договора аренды с работником можно заключить договор на оказание услуг по управлению ТС, при этом все затраты по эксплуатации несет предприятие.

Второй необходимый документ — акт передачи автомобиля, в котором указаны стоимость машины, ее пробег, техническое состояние на момент передачи.

В период эксплуатации арендованного автомобиля на него оформляют в обязательном порядке путевки, а для подтверждения расходов на бензин и масло сохраняют чеки с АЗС. Кроме того, обязанность заключать договор ОСАГО будет лежать не на собственнике автомобиля, а на предприятии.

При этом в организации должны быть подтверждающие документы, что машина принадлежит сотруднику — копия свидетельства о регистрации и копия ПТС. Обязательными также будут являться расчеты компенсации, документы, подтверждающие произведенные на эксплуатацию расходы и их суммы.

Читайте также:  Почему тест драйв анлимитед не запускается

Как рассчитать размер компенсации

Работник и предприятие могут установить в обоюдном соглашении, что сумма компенсации будет фиксированной — это удобнее с точки зрения расчетов. Постановление Правительства РФ № 92 от 09.02.2004 приводит нормы компенсации по видам транспорта:

  • для легковых ТС с объемом двигателя до 2 000 см 3 — 1 200 руб. в месяц;
  • свыше 2 000 см 3 — 1 500 руб.;
  • для мотоциклов — 600 руб.

Второй способ расчета компенсации за использование личного авто — установление на предприятии собственной методики расчета. Она может быть «заимствована» у таксомоторных парков или разработана самостоятельно. При этом ключевым фактором будет являться или время использование машины, или пробег. Эксперты рекомендуют учитывать фактическое состояние автомобиля, степень его износа, условия эксплуатации и интенсивность использования.

Конкретный расчет компенсации может содержаться в трудовом договоре или локальном акте организации, а ее размер — в расчетном листке, приказе или соглашении (если принята фиксированная сумма).

Расчет компенсации при установлении фиксированной суммы:

  1. Иванов И. И. и ООО «Ромашка» заключили соглашение, по которому работодатель платит сотруднику компенсацию за использование авто в служебных целях в размере 10 000 рублей ежемесячно в соответствии с фактически отработанными днями.
  2. Иванов в июне отработал 18 дней, а в июле — 21 день (всего отработано 39 дней). При этом количество рабочих дней в периоде 20 + 21 = 41 день.
  3. Рассчитаем сумму компенсации за 1 рабочий день: 10 000 х 2 месяца : 41 день = 487,8 руб.
  4. Размер компенсации за июнь-июль составит 487,8 х 39 = 19 024,2 руб.
  5. Отдельно сотруднику оплачивают затраты на ГСМ на основании представленных чеков и оплату нахождения ТС на стоянке на основании квитанций.

Расчет компенсации, если она учитывает пробег и износ:

  1. Автомобиль стоит 1 000 000 рублей, срок полезного использования — 5 лет. Соответственно, амортизация в месяц составит 1 000 000 : 60 месяцев = 16 666,7 руб.
  2. Среднедневной пробег — 25 км. Компенсация установлена в размере 10 руб. за км.
  3. Затраты на пользование платной стоянкой — 5 000 руб. в месяц.
  4. Мойка ТС и химчистка салона 1 раз в месяц — 6 000 руб.
  5. Иванов И. И в июле отработал 19 дней.
  6. Считаем сумму компенсации. Сначала по пробегу: 25 х 10 х 19 = 4 750 руб. Затем суммируем: 16 666,7 + 4 750 + 5 000 + 6 000 = 32 416,7 руб.
  7. Затраты на бензин, ТО и текущий ремонт будут оплачены на основании кассовых чеков, квитанций и других финансовых документов дополнительно.

Как правильно оформить компенсацию в документах?

При оформлении трудового договора или дополнительного соглашения к нему работник и работодатель обязательно фиксируют:

  • наименование ТС (марка, модель), год выпуска, регистрационный номер;
  • условия эксплуатации;
  • период использования авто в служебных целях;
  • сумму или порядок расчета компенсации.

Законодательство не устанавливает конкретных требований к содержанию трудового договора по порядку расчета или оформления компенсации.

При оформлении договора аренды дополнительно указывают:

  • способ фрахтования (с экипажем или без);
  • срок аренды;
  • техническое состояние машины и срок полезной эксплуатации;
  • размер арендной платы;
  • порядок компенсации ГСМ и прочих регулярных трат;
  • перечень затрат на эксплуатацию, которые берет на себя работодатель (ТО и ЕО, штрафы ГИБДД, оплата парковки и пр.).

Что такое износ и как рассчитываются выплаты по ОСАГО с учетом амортизации? Действия при обмане страховщиками

Автомобиль попал в ДТП и пострадал? Сразу возникает вопрос – какая выплата положена по полису автогражданского страхования. В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние.

Читайте также:  Автомобиль газ крышка передачи

К таким затратам относятся ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.

Что это такое?

Износ деталей по автогражданке является естественным процессом, который происходит во время эксплуатации авто.

На естественный износ транспортного средства и его деталей влияет ряд факторов. К ним относятся:

  • год выпуска, год введения авто в эксплуатацию (в некоторых случаях эти даты могут отличаться, к примеру, если в автосалоне был куплен новый автомобиль, выпущенный годом ранее);
  • пробег;
  • общее состояние покрышек, которые установлены на машину (срок эксплуатации, размер протектора и проч.).

Этот параметр учитывается только в том случае, когда требуется заменить определенный узел или деталь. Если поврежденные элементы можно восстановить, износ не учитывается. Чаще всего размер естественной амортизации составляет 8-15% от начальной стоимости автомобиля.

Расчет

В первую очередь необходимо разобраться, как действует автогражданка или ОСАГО. Данное страхование направлено на возмещение ущерба пострадавшей в ДТП стороне. Выплаты осуществляются за счет полиса виновника аварии. Поэтому ОСАГО является обязательным для всех владельцев транспортных средств.

Страховая компания компенсирует расходы на восстановление только тех узлов и агрегатов, которые пострадали при столкновении. При этом нужно помнить, что пострадавшее авто не было на 100% новым. Поэтому страховые выплаты рассчитываются не по стоимости новых частей, ас учетом их амортизации.

Кто выполняет?

Производить расчет износа авто по автогражданке может только независимый эксперт, с которым заключили договор страховщики. По этой причине многие владельцы транспортных средств жалуются на небольшие компенсации, не покрывающие все затраты на ремонт.

Чтобы избежать подобной ситуации, автовладельцам рекомендуется самостоятельно ознакомиться с методикой расчета амортизации.

Методика и формула

Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются:

  • год выпуска транспортного средства;
  • пробег;
  • срок использования узла или детали (только в том случае, если по ним существует необходимая информация).

При определении размера компенсации основным показателем является год изготовления авто. Всего за год размер вероятной страховой компенсации может снизиться на 8-10%.

На сумму выплаты по покрышкам влияют такие характеристики:

  • высота рисунка протектора у новой «резины»;
  • высота рисунка протектора на момент аварии»;
  • установленная нормативными документами высота рисунка.

Если в аварии пострадали новые шины, то при наличии документов, подтверждающих дату приобретения, можно получить компенсацию без амортизации по страховке.

В соответствии с существующей методикой износ рассчитывается по формуле:

  • Ики – амортизация комплектующего элемента транспортного средства (процентов);
  • е – основание натурального логарифма (е ≈ 2,72);
  • ∆T – коэффициент, который учитывает влияние на амортизацию узла или детали их возраста;
  • Тки – возраст комплектующего элемента автомобиля (лет);
  • ∆L – коэффициент, учитывающий воздействие на амортизацию комплектующей части общего пробега машины с этим элементом;
  • Lки – пробег (тыс.км).

Значения коэффициентов ∆L и ∆T для разных типов транспорта указаны в приложении №5 к Единой методике расчета износа по ОСАГО.

Расчет для реального автомобиля

Разберем на наглядном примере, как рассчитывается амортизация по ОСАГО:

  1. авто марки – CHERY T11 TIGGO;
  2. дата выпуска – 2009;
  3. пробег – 85251 км;
  4. дата аварии – 18 июля 2015 г.

Для данной модели транспортного средства вышеназванные коэффициенты будут иметь следующие значения:

Подставляем их в исходную формулу и получаем, что Ики=44,52%. Это значит, что для расчета страховой суммы будет учитываться амортизация равная 44,52%

Какой максимальный процент амортизации по автогражданке?

Раньше максимальный размер амортизации по автогражданке составлял 80%, что составляло достаточно существенную сумму. К примеру, при стоимости транспортного средства 500 тыс. рублей, автовладелец может получить не более 100 тыс. рублей. Это не выгодно ни с точки зрения экономики, ни логики.

Поэтому в октябре 2014 года в законодательство, действующее в данном направлении, были внесены некоторые поправки. После вступления поправок в силу максимальный размер износа стал составлять 50%.

При этом комплектующие изделия, существенно влияющие на безопасность движения и жизнь людей, страховщики почти всегда оплачивают в полном объеме, независимо от износа и других факторов.

Детали и узлы, для которых нет учета амортизации

При расчете страховой выплаты амортизация учитывается на все узлы и детали транспорта, кроме тех, которые напрямую влияют на безопасное использование авто. Перечень деталей, для которых не учитывается износ по автогражданке, приведен в 7 приложении Постановления Центрального Банка РФ. К ним относятся:

  1. детские кресла, подушки и ремни безопасности;
  2. пневматика и гидравлика тормозов;
  3. элементы антиблокировки;
  4. тормозные колодки, диски, барабаны;
  5. индикаторы повреждения тормозов;
  6. пружины тормозных колодок и педалей;
  7. суппорты;
  8. элементы рулевого управления;
  9. отдельные узлы сцепления.

Выплата с учетом затрат на ремонт или покупку запчастей

Размер выплаты по ОСАГО зависит от затрат на осуществление ремонта, покупку материалов и запасных деталей. Рассчитывается стоимость необходимых запчастей с учетом амортизации по формуле:

  • k – количество запчастей одного типа, которые требуется заменить;
  • СД – стоимость одной детали;
  • И – амортизация элемента.

Количество комплектующих изделий, нуждающихся в замене, определяют независимые эксперты, а их стоимость регулируется специальными справочниками.

Определяя стоимость запчасти, требуется учитывать регион регистрации автомобиля.

Из формулы следует, что страховая выплата уменьшается за счет амортизации.

Например, в ДТП был поврежден бампер. Стоимость нового бампера 6 500 рублей, монтаж нового бампера обойдется в 2 000 рублей. Износ авто составляет 25%.

С учетом амортизации стоимость нового бампера составляет: 6 500 – 6 500/100*25 = 4 875 руб.

Размер страховой выплаты: 4 875+2 000 = 6 875 руб.

Полученная компенсация на 1 625 руб. меньше.

На первый взгляд сумма небольшая, но если в аварии пострадало больше элементов, а износ транспортного средства больше, то невыплаченная сумма может серьезно отразиться на финансовом состоянии автовладельца.

Что делать, если СК обманывает при оценке

Так как расчетом амортизации занимаются сотрудники страховой компании, заинтересованные в большей прибыли, то ее размер может быть серьезно завышен. Но не все автовладельцы знают, как поступить в такой ситуации и что нужно делать, чтобы получить все соответствующие выплаты в полном объеме. Если СК обманывает при оценке владельцу транспортного средства нужно действовать по такой схеме:

  1. провести повторную экспертизу у независимого эксперта, несвязанного со страховой компанией;
  2. подать исковое заявление в суд (на этом этапе рекомендуется обратиться за помощью к профессиональному автоюристу, который поможет правильно оформить пакет необходимых документов);
  3. дождаться решения суда.

При незначительном уменьшении страховой выплаты суд может принять решение в пользу СК.

Если такое произошло, то можно обратиться в вышестоящую инстанцию. По мнению специалистов, современная методика расчета компенсации по ОСАГО еще не совершенна и нуждается в доработке. Поэтому автовладельцам следует самостоятельно изучить схему расчета выплат и амортизации по ОСАГО. Это поможет в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций с СК.

Читайте также:  Правая подушка опоры двигателя замена
Оцените статью