Расчет износа автомобиля при расчете страховых выплат

Как рассчитывается износ по ОСАГО в 2020 году?

Выберите тип транспортного средства

Если после ДТП производится выплата, а не ремонт на СТОА, и требуется замена отдельных деталей автомобиля, то расчёт выплаты по «автогражданке» производится с учётом износа. Эта норма описана в пункте 4.15 Главы 4 Правил страхования, утверждённых Центробанком.

Такое положение дел возмущает многих автолюбителей, особенно владельцев сильно подержанного транспорта. Нередко страхового возмещения не хватает на полноценный ремонт автомобиля. Например, стоимость подлежащего замене бампера составляет десять тысяч рублей, ремонтные работы обходятся ещё в три тысячи, а страховая компания выплачивает автовладельцу всего пять тысяч рублей. После такой выплаты помимо возмущения появляется желание проверить справедливость расчёта экспертов.

Как рассчитывается износ по ОСАГО в 2020 году?

Формула расчёта, его методика и применяемые коэффициенты регламентируются Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года. При определении степени амортизации конкретного автомобиля независимые эксперты учитывают в своих калькуляторах две позиции.

  1. Срок службы детали, выраженный в количестве лет эксплуатации.
  2. Пробег автомобиля на момент страхового случая.

Кроме того, в формуле используется специальный коэффициент, учитывающий влияние на амортизацию детали срока службы и пробега транспортного средства. Его значения указаны в Приложении № 5 к Положению Центробанка № 432-П.

Также в формуле могут быть применены коэффициенты дополнительной амортизации детали при наличии следующих факторов:

  • повышенная коррозия, не свойственная детали;
  • повреждения облицовки и кузова, занимающие больше десяти процентов площади детали и не относящиеся к страховому случаю;
  • следы ремонтных работ, выполненных с нарушением технологии;
  • дефекты ЛКП, занимающие больше десяти процентов площади детали;
  • ремонтные вставки и врезки при восстановлении детали;
  • трещины, сколы или потёртости стёкол, зеркал и световых приборов, занимающие больше десяти процентов их площади;
  • повреждения неокрашенной пластиковой детали, если они не относятся к страховому случаю.

Есть в Положении Центробанка № 432-П и положительные для автовладельцев моменты. В частности, в Приложении № 7 приводится обширный перечень деталей, замена которых оплачивается без учёта износа. В их числе подушки и ремни безопасности, различные элементы системы торможения и рулевой системы.

Расчет износа по ОСАГО самостоятельно и при помощи онлайн калькулятора

Страховые компании постоянно ищут способы занизить выплаты, тем самым увеличив свою прибыль. Одним из способов сделать это, является манипулирование показателем износа.

Дело в том, что для многих остается неизвестным, как именно считается данный показатель и этим пользуются страховщики. В рамках данной статьи будет снята завеса тайны с этого параметра и будут прояснены все сложные моменты.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Что такое амортизация?

Износ по ОСАГО – это амортизация запчастей транспортного средства, полученная в ходе его эксплуатации. Этот параметр применяется страховщикам и для снижения выплат по страховым полисам и является законным. Все дело в том, что при аварии, большинство запчастей машины не новы, а значит, их рыночная стоимость до аварии ниже, чем у нового автомобиля (о том, как рассчитать стоимость запчастей по ОСАГО на сайте РСА, читайте здесь). В итоге при расчете страховой выплаты страховщики выплачивают не 100% от среднерыночной стоимости детали, а несколько меньше.

Читайте также:  При кпд теплового двигателя равном 25 процентов работа газа за 1 цикл равна 200 джоулей

Законодательное регулирование для СК

Законность и правомерность износа по ОСАГО регулируется двумя законодательными документами:

  1. Статья №12 Федерального закона №40 с редакцией в 2017-ом году, который вводит понятие обязательной «автогражданки».
  2. Глава №9 Постановления Правительства №263, которое регулирует обязательное страхование автомобилей. Размер начисляемого износа, регламентируется другим документом: Приложение Центробанка России №432-П. Этот документ был принят в 2014-ом году. Описанный способ исчисления износа по ОСАГО, является обязательным для использования страховщиками, их сотрудниками и независимыми экспертными оценщиками.

Как и кем считается?

Законным расчетом износа по ОСАГО, который имеет юридическую силу, могут быть только данные, которые получены от аттестованного экспертного агентства, с которым у страховой компании должен быть в обязательном порядке заключен договор.

При этом, нужно понимать, что в подавляющем большинстве случаев, страховщик не обращается к услугам таких агентств и рассчитывает износ самостоятельно. Это не является незаконным, если страховая компания не выдает официального заключения по данному вопросу, а только применяет самостоятельный расчет для формирования суммы страховой компенсации.

Формула и коэффициенты

Износ запчастей автомобиля по ОСАГО можно посчитать самостоятельно или при помощи онлайн калькуляторов для расчета страховых выплат с учетом процента амортизации. Ниже будет разобран каждый из этих способов. Итак, чтобы рассчитать износ по «автогражданке» на онлайн калькуляторе, потребуется ввести следующие данные:

  • дата выпуска транспортного средства;
  • дата, когда произошла авария;
  • вид транспортного средства;
  • пробег автомобиля, на дату дорожно-транспортного происшествия;
  • высота протектора шин на дату дорожно-транспортного происшествия.

Введя все указанные выше данные, можно получить общий износ деталей автомобиля, износ аккумулятора машины и износ покрышек. Чтобы рассчитать износ машины самостоятельно, придется воспользоваться формулой, которая определена единой системой просчета, установленной Центробанком России.

  • ΔТ – коэффициент, определяемый сроком эксплуатации машины.
  • Тки – годы, в течение которых эксплуатировался автомобиль.
  • ΔL – коэффициент, определяемый пробегом транспортного средства.
  • Lки – километры, которые проехала машина.

Полученное значение нужно вычесть из 1 и умножить на 100.

Полученное значение покажет износ деталей в процентах.

Отдельного внимания заслуживают параметры ΔТ и ΔL. Их значения должны быть определены по таблице, которая представлена ниже.

Вид транспортного средства Значение ΔТ Значение ΔL
ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, ТагАЗ, ЗАЗ 0,057 0,003
Brilliance, BYD, Chery, Derways, FAW, Geely, Great Wall, Hafei, Haima, Lifan, Luxgen, Xin Kai 0,057 0,0029
Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Jaguar, Maserati, Porsche, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mini, Rover Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Ford, Opel, Peugeot, Renault, Saab, SEAT, Skoda, Volkswagen, Volvo 0,042 0,0023
Acura, Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Dodge, Hummer, Infiniti, Jeep, Lexus, Lincoln, Mercury, Pontiac 0,045 0,0024
Daewoo, Hyundai, Kia, Ssang Yong, 0,052 0,0026
Toyota, Mitsubishi, Daihatsu, Honda, Isuzu, Mazda, Nissan, Subaru, Suzuki, 0,049 0,0025
Грузовые транспортные средства 0,077 0,0023
Автобусы 0,113 0,0008
Троллейбусы и трамваи 0,098 0,0008
Прицепы для грузовых машин 0,09 0
Прицепы для легковых машин 0,06 0
Мотоциклы 0,07 0
Сельскохозяйственная, пожарная, строительная и другая спецтехника 0,15 0

С полной формулой для расчета ОСАГО и таблицей всех коэффициентов можно ознакомиться в этом материале.

Максимальный размер: это сколько?

Согласно п.19 статьи №12 Федерального закона №40, максимальный износ автомобиля по ОСАГО не может превышать 50%. Это значит, что если среднерыночная цена на бампер 22 тысячи рублей, то страховая компания не может назначить за него страховую компенсацию менее 11 тысяч рублей.

На какие запчасти автомобиля начисляется, а на какие нет?

Износ по ОСАГО, начисляется на все запчасти транспортного средства, кроме определенного законом списка. В этот список входит следующее:

  1. Воздушные подушки безопасности водителя и пассажиров.
  2. Ремень безопасности, а также все его компоненты.
  3. Компоненты и узлы пневматической, электронно-пневматической и гидравлической тормозных систем.
  4. Компоненты и узлы управления рулевым колесом.
  5. Компоненты и узлы системы сцепления транспортного средства.

Что делать, если страховая компания занижает выплаты?

Случаи, когда страховщики завышают износ деталей не редкость. Это связано с тем, что целью любого игрока страхового рынка является извлечение прибыли, чтобы они не заявляли в своей рекламе. К сожалению, практика показывает, что в переговорах со страхователем, страховщик не воспринимают доводов по неверному расчету износа. Единственный выход, который остается страхователю – обращаться в суд.

Читайте также:  Перегон транспорта тест драйв

Но тут есть один серьезный подводный камень: к судебному иску придется приложить заключение аттестованной компании, которой разрешено проведения таких экспертиз, а это дополнительные расходы, которые в случае победы – лягут на плечи страховой компании, а в случае неудовлетворения иска, останутся дополнительными расходами страхователя.

Именно на основе заключения этих экспертов и будет вынесен вердикт по иску на пересмотр износа по ОСАГО. В целом, износ по ОСАГО – это переменная, которая имеет точную формулу расчета, что не мешает страховщикам пытаться обмануть страхователей, завышая износ или применяя его к деталям, к которым по закону его применять нельзя.

Поэтому, каждому владельцу транспортного средства, необходимо разобраться с формулой износа, чтобы он мог проверить правильность исчисления этой переменной и, в случае необходимости, обратиться в суд для восстановления справедливости.

Видео по теме

Смотрите видео о том, как сделать подсчет амортизации транспортного средства:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Расчет износа автомобиля по ОСАГО

Если после автомобильной аварии страховая компания выплачивает пострадавшей стороне компенсацию, а не отправляет авто на ремонт, и необходима замена некоторых запчастей, комплектующих, агрегатов транспортного средства, то дополнительно производится расчет износа ОСАГО. После его проведения рассчитывается и выплата, на которую сможет претендовать пострадавший в ДТП.

Что такое износ автомобиля

Износ транспортного средства – процесс физического старения автомобиля при воздействии различных внешних и внутренних факторов. С помощью параметров износа конкретному авто и его отдельным элементам (двигателю, трансмиссии, ходовой части и т. д.) оценивается текущее состояние машины. Транспортные средства постепенно изнашиваются по мере эксплуатации.

К основным причинам появления износа относят:

  • физические и химические изменения элементов авто;
  • деформационные изменения материалов;
  • усталость металлических деталей;
  • появление коррозийных процессов;
  • пробег;
  • класс авто;
  • интенсивность использования машины;
  • условия эксплуатации.

Износ авто на страховку ОСАГО в 2019 и 2020 гг. оказывает непосредственное влияние, потому что размер выплат по автогражданке страховщиками выполняется как раз с учетом амортизации – он определяет, какую максимальную сумму может получить владелец по результатам экспертизы. Она в любом случае будет меньше той, которую автовладелец заплатил при покупке новой машины.

Важно! Если в 2015 г. человек купил новую машину за 500 000 рублей, то с учетом износа в 2020 г. ее стоимость упадет на 20-30%, поэтому, если автовладелец будет пострадавшим в ДТП, то от страховой компании он получит серьезно урезанную сумму. Причем это совершенно законно.

Закон об износе ТС по ОСАГО

Об износе для выплаты ОСАГО говорится в «Правилах страхования», которые были утверждены ЦБ России. В частности, там сказано следующее: «Страховая компания, определяя размер расходов на восстановление автомобиля, обязана учитывать износ деталей, механизмов, электрооборудования и других элементов автомобиля. Объем расходов на запчасти должен устанавливаться с учетом износа комплектующих, которые подлежат замене в процессе проведения восстановительных ремонтных работ. Причем на комплектующие части не может быть начислен износ в размере более 50% от их изначальной стоимости.

Когда и кем производится расчет износа

Ответственным лицом за расчет износа и выплатам по ОСАГО с учетом износа является страховая фирма. Представители автостраховщика после получения уведомления и пакета документации от пострадавшего о случившемся ДТП обязаны направить транспортное средство на экспертизу, чтобы специалисты оценили состояние авто, серьезность полученных им повреждений.

Важно! Если автовладелец после полученных результатов расчета износа по ОСАГО с ними не согласен, то он имеет законную возможность провести собственную независимую экспертизу, самостоятельно выбрав экспертную организацию и специалиста.

Если автовладелец не имеет претензий к результатам экспертизы и расчетам, которые были проведены автостраховщиком, то он выбирает подходящий способ получения компенсации: ремонт или деньги.

Узнать об особенностях ремонта авто по ОСАГО можно здесь.

На что износ не распространяется

Законодательно предусмотрен небольшой перечень элементов, комплектующих и узлов транспортных средств, которые потенциально могут быть повреждены в результате ДТП, в таком случае страховая компания и эксперты не имеют права считать уровень износа, вне зависимости от года выпуска автомобиля и иных факторов.

Читайте также:  Схема генератор для трехфазного двигателя

Таковыми элементами автомобилей являются:

  • любые детали подушек безопасности;
  • сигнализационное оборудование;
  • системы гидравлики в авто (любые);
  • ремни безопасности (все элементы механизма);
  • установленная акустика;
  • датчики нарушения работы тормозной системы;
  • руль и все сопутствующие ему детали;
  • сцепление и ряд других элементов.

С полным перечнем деталей можно ознакомиться в приложении 7 к ФЗ №40. Стоимость восстановления таких элементов рассчитывается без учета амортизации.

Методика и формула расчета

Законодательно предусмотрено наличие специального метода расчета износа автомобиля.

Применяется следующая формула:

  • ИКИ – износ детали, механизма, части авто.
  • е – 2,72 (основание натуральных логарифмов).
  • ΔT – коэффициент, который учитывает воздействие на износ элемента общей длительности его использования.
  • ТКИ – длительность использования изношенного элемента.
  • ΔL – коэффициент, который учитывает воздействие на износ элемента общего показателя пробега автомобиля с этим элементом.
  • LКИ – общий пробег автомобиля к моменту автомобильной аварии.

Размеры коэффициентов ∆T и ∆L для разных моделей и типов автомобилей отражены в приложении 5 ФЗ №40.

В качестве примера возьмем автомобиль Honda 2010 года выпуска, который попал в ДТП в 2019 году, имея при этом пробег в 100 000 км. В результате использования приведённой выше формуле фактический износ такого авто – 49,89%.

На специализированных сайтах можно воспользоваться калькуляторами амортизации, чтобы самостоятельно рассчитать размер полагающейся выплаты за повреждённый автомобиль по ОСАГО. Важно понимать, что в таких калькуляторах расчет примерный, но итоговые результаты не должны сильно отличаться от тех, которые будут представлены экспертной организацией.

Могут ли быть добавлены в формулу дополнительные коэффициенты

Да, страховые компании и экспертные организации, работающими с ними, часто добавляют в формулу расчета износа дополнительные коэффициенты, которые еще больше снижают размер окончательной выплаты по ОСАГО.

Применение подобных коэффициентов обычно возможно при наличии следующих факторов:

  • чрезмерно сильная коррозия металлических элементов автомобиля, не характерная для конкретной детали;
  • наличие повреждений кузовной части и лакокрасочного покрытия авто, которые не относятся к случившемуся страховому случаю;
  • наличие следов проведения ремонта, который был выполнен с технологическими нарушениями;
  • старые дефекты лакокрасочного покрытия;
  • присутствие ремонтных вставок, врезов при восстановлении комплектующих деталей;
  • наличие серьезных внешних недостатков: потертости на стеклах, трещины, сколы и иные дефекты на фарах, световом оборудовании.

Когда и как производятся выплаты по износу

Выплаты по ОСАГО с учетом амортизации осуществляются через некоторое время после того, как эксперты рассчитали износ и окончательный размер компенсации. Сначала размер выплаты согласуется с клиентом автостраховщика, уточняются его банковские реквизиты, после чего сумма полностью перечисляется на счет заявителя (обычно до 1-2 недель, но не более 1 месяца). От страховщиков после перечисления средств на счет приходит уведомление, что страховую компенсацию они выплатили в полном объеме.

Подробнее о выплатах по ОСАГО и в какой срок СК выплачивает денежную компенсацию можно прочитать здесь.

Ремонт по ОСАГО без учета износа

Некоторые автовладельцы имеют возможность выполнить ремонт авто, попавшего в ДТП, за счет страховой компании без учета амортизации. При покупке обычного полиса ОСАГО подобное невозможно, поэтому при оформлении автогражданки необходимо попросить сотрудника страховой фирмы добавить в договор соответствующий пункт. Обычно он так и звучит – получение выплат без учета амортизации.

Если страхователь добавляет такую опцию в свою страховку ОСАГО, то он получает следующие преимущества:

  • возможность проведения полноценного ремонта транспортного средства у официального дилера (без дополнительного расчета амортизации для выплаты страховки);
  • получение максимально возможной выплаты, но не более той суммы, которая предусмотрена полисом страхования по ОСАГО и текущей стоимости автомобиля;
  • получение выплаты от страховщика даже в тех ситуациях, когда у виновника автомобильной аварии нет страховки ОСАГО.

Вывод

Расчет размера выплаты по ОСАГО с учетом износа – это законодательное право любой российской страховой компании. Если автовладелец, ставший пострадавшим в ДТП, запрашивает денежную компенсацию, а не ремонт, то выплаты будут сделаны только с учетом амортизации деталей авто.

Видео по теме статьи

Оцените статью