- Мап сенсор или датчик давления ГБО
- Где устанавливается
- Принцип работы
- Причины выхода из строя
- Заключение
- Как работает и как подключить датчик уровня газа ГБО?
- Устройство и принцип работы
- Конструктивные особенности датчика
- Особенности газового индикатора и выбор места установки
- Различия датчиков уровня газа
- Разновидности салонных индикаторов
- Установка и подключение датчика
- На ГБО 2 поколения
- НА ГБО 3 поколения
- На ГБО 4 поколения
- Калибровка
- Видео в развитие темы
- Датчики уровня газа ГБО: характеристики и виды
- Как устроен и работает прибор?
- Конструктивные особенности газового датчика
- Типы газовых датчиков
- Виды салонных индикаторов
- Подключение датчика
- Итоги
Мап сенсор или датчик давления ГБО
Темой нашей сегодняшней статьи станет комплексный датчик давления ГБО. В состав этого элемента входят также датчики температуры и разрежения газа. Следует понимать, что это не три отдельных компонента, а одна деталь, в состав которой входят три датчика.
Чаще всего рассматриваемый нами элемент системы называют просто датчик давления ГБО или мап сенсор, так как контроль давления является одной из основных функций этого устройства.
Где устанавливается
Датчик давления газа устанавливается перед форсунками и после фильтра тонкой очистки, который, в свою очередь, установлен после редуктора-испарителя. Почему специалисты рекомендуют ставить именно после фильтра тонкой очистки? Это связано с тем, что:
- во-первых фильтр поможет уберечь сенсор от засорения,
- во-вторых, после засорения фильтра, датчик, стоящий перед ним, будет показывать неправильное давление. Неправильные же показания станут причиной обедненной смеси и нестабильной работы двигателя на газу. Обедненная смесь также может привести к хлопкам в коллекторе.
Еще одним плюсом такого варианта установки является возможность контролировать забивания фильтра и необходимости его замены.
По показаниям датчика давления ГБО легко определить забитый газовый фильтр.
Принцип работы
Все газобаллонное оборудование автомобиля управляется газовым электронным мозгом (ЭБУ). Принцип работы датчика давления построен на физических свойствах газа. А именно: чем меньше температура газа, тем больше его плотность. И наоборот, чем выше температура газа, тем меньше его плотность.
В зависимости от температуры газа и его давления, а также переданных на ЭБУ показаний, электронный блок производит корректировку работы форсунок. Следует понимать, что при некорректных показаниях сенсора будет осуществляться неверное дозирование топлива на форсунки. В следствие этого вся система ГБО будет работать со сбоями.
В блоке управления устанавливаются критические значения температуры газа, при достижении которых автомобиль будет переведен на бензин и продолжит работу на бензине.
Причины выхода из строя
Иногда датчик давления ГБО выходит из строя, и прежде чем заменить его новым или отремонтировать старый нужно определить причины поломки.
К наиболее распространенным причинам относят:
- Для неразборного сенсора (типа PS-01) – потеря герметичности корпуса;
- Сильные скачки давления в магистрали;
- Физический износ резинового уплотнителя одного из сенсоров;
- Неправильная установка (вверх ногами);
- Некачественный газ.
Заключение
Если в дороге Вас настигла поломка мап сенсора, не отчаиватесь, временно Вы сможете продолжать движение без него. Но в любом случае, с ремонтом или заменой затягивать не стоит. Если же у Вас остались вопросы по теме обязательно задавайте их в комментариях к статье.
Как работает и как подключить датчик уровня газа ГБО?
Применение газа как автомобильного топлива дает рад преимуществ, среди которых:
- прямое сокращение эксплуатационных расходов, что определяет меньшая стоимость газа;
- заметное уменьшение износа двигателя за счет большей детанационной стойкости газа;
- снижение экологической нагрузки сокращением выбросов вредных продуктов сгорания.
Недостатки газовых двигателей (сложность запуска, снижение мощности, риски взрыва, сокращение объема багажника из-за установки баллона для хранения запаса сжиженного газа) при современном уровне техники не имеют существенного значения. При таких условиях быстро увеличивается количество сторонников установки газобаллонного оборудования, которое по принципу дозировки газовой смеси делят на шесть поколений. Наибольшее распространение имеет техника 2 — 4 поколений, применение эффективных электронных датчиков 5-го и 6-го поколений пока сдерживает их стоимость.
Одна из проблем при оснащении автомобиля газовым оборудованием — контроль уровня топлива в баллоне. Баллоны комплектуют штатными манометрами датчика давления газа. Однако удобство эксплуатации транспортного средства диктует необходимость переноса индикатора в салон автомобиля.
Устройство и принцип работы
Конструктивные особенности датчика
При применении газобаллонного оборудования необходимо подобрать датчик.
В основу устройства контроля количества газового топлива положен датчик уровня газа. Чувствительный элемент этого устройства монтируют на мультиклапане газового баллона, а показания воспроизводит обычный или многоцветный светодиодный индикатор. Ряд старших моделей этих устройств обеспечивают более точную стрелочную индикацию или используют цифровой индикатор уровня.
Схожесть принципов функционирования этих устройств с обычным указателем уровня топлива позволяет скомбинировать их, а вид показаний выбирают переключателем.
Особенности газового индикатора и выбор места установки
Бензиновый и газовый индикаторы демонстрируют значимые различия:
- для наиболее распространенных аналоговых устройств полный бак топлива традиционно соответствует правому положению стрелки, тогда как для газа картина оказывается прямо противоположной;
- диапазон изменение сопротивления газового датчика соответствует примерно половине от аналогичного для бензинового.
При совмещении показаний уровня газа и бензина топливных баков возможную путаницу с одновременным усилением наглядности показаний устраняют модернизацией комбинации приборов. Для этого шкалу топливного указателя штатного прибора дополняют голубым сектором так, чтобы он закрывал только половину ее диапазона. Пример доработки показан на рисунке 1.
Рис. 1. Комбинированный индикатор уровня бензина/газа на аналоговой приборной панели легкового автомобиля
Во втором случае за показания уровня газа выводят отвечает отдельное устройство, которое врезают в переднюю панель в любом удобном месте.
Электрическую схему соединения отдельных блоков подобного комбинированного прибора показывает рисунок 2.
Рис. 2. Схема подключения датчиков бензина и газа на общий стрелочный индикатор указания уровня топлива
Различия датчиков уровня газа
В основу устройства резистивного или электромеханического типа положен магнит, который жестко зафиксирован на оси поплавка мультиклапана и поворачивается вместе с ним. Применение такой схемы разрывает прямую механическую связь с газовой смесью, что положительно сказывается на эксплуатационной надежности устройства. Поворотный магнит взаимодействует с секторным реостатом, т.е. по мере изменения уровня газа происходит изменение сопротивления цепи.
Резистивные приборы, которые устанавливают на мультиклапан, конструктивно выполняют по двух- и трехконтактной схемам, что меняет организацию соединительной проводки.
Кроме резистивных датчиков доступны устройства, реализующие иные принципы работы. Так бесконтактный ультразвуковой датчик уровня функционирует по принципу звуковой локации. Фактически он замеряет линейную величину, которую затем пересчитывают в объемные единицы. Увеличение точности работы устройства достигнуто тем, что:
- применяют акустические колебания ультразвукового диапазона;
- баллоны располагают горизонтально;
- используют только те датчики, которые предназначены для конкретного типа газобаллонного оборудования.
Принцип ультразвуковой локации реализует популярный датчик gaslevel.
Производитель обычно рекомендует датчики для работы с конкретным типом газобаллонного оборудования. Для удобства монтажа комплект поставки, как правило, дополнен крепежом.
Разновидности салонных индикаторов
Используется несколько вариантов индикаторов датчиков измерения уровня газа, исполнение которых демонстрирует рисунок 3.
Рис. 3. Столбчатый и стрелочный индикаторы уровня газа
Они делятся на:
- светодиодные столбчатые;
- аналоговые стрелочные;
- цифровые.
Простейшие столбчатые устройства содержат несколько светодиодов. Как минимум их четыре: три зеленых и один красный. Зеленые индикаторы отмечают высокий, средний и низкий уровень газа. Включение красного диода происходит, если остаток газа составляет 10 %.
Стрелочные и цифровые устройства отличаются только видом исполнения шкалы. Так называемые метановые манометры содержат встроенную микросхему, отдающую цифровой сигнал в нужном формате.
Установка и подключение датчика
Установка устройства не представляет больших проблем, так как производитель предлагает его комплект. Заводская комплектация включает по меньшей мере:
- сам датчик с чувствительным элементом и индикатором;
- соединительный кабель, длина которого достаточна для выноса индикатора в салон автомобиля и его установку в приборной панели или же непосредственно рядом с ней.
Комплект поставки дополняют инструкцией, которая позволяет выполнить монтаж самостоятельно без специальных знаний при наличии минимальных слесарных навыков.
На ГБО 2 поколения
Устройства для газобаллонного оборудования второго поколения ГБО-2 оптимизированы под пропан-бутановые смеси. Наибольшее практическое распространение получили WPG-4, Apache, АЕВ.
Для измерения уровня популярным датчиком WPG-4 его чувствительный элемент устанавливают на мультиклапан. Исполнение этого датчика показывает рисунок 4. Монтаж выполняют строго по инструкции, обязательно контролируют герметичность соединений. Далее соединяют провода с индикатором в салоне автомобиля.
Датчик WPG-4 в заводской комплектации
Резистивные устройства второго поколения допускают модернизацию, цель которой — расширить диапазон изменения тока так, чтобы полное перемещение стрелки индикатора при измерениях уровня топлива и газа совпадало. Эта процедура сводится к изменению сопротивления штатных резисторов, требует разборки и некоторой модернизации печатной платы. Корректно выполнить ее можно только тогда, когда автолюбитель имеет навыки монтажа электронных схем.
НА ГБО 3 поколения
Оборудование ГБО третьего поколения отличаются от второго тем, что часть управляющих функций выполняет электроника. По части механических подключений эти устройства идентичны. Данная особенность отражена в Европе: техника, относимая в России к третьему поколению, считается там одной из разновидностей второго.
Наиболее серьезные отличия заключаются в применении шагового электродвигателя, управляющего дозатором рабочей смеси.
При установке оборудования 3-го поколения необходимо внести определенные изменения электрической схемы подключения. Их суть состоит в вводе в контроллер ряда сигналов, снимаемого с работающего двигателя. Для этого:
- данные по качественному составу смеси управляющая электроника берет от лямбда-зонда;
- информация для определения количества подготавливаемой рабочей смеси снимается из положения дроссельной заслонки;
- дополнительно в электронику датчика поступают данные от датчика температуры и частоты вращения вала.
Всю собранные сигналы обрабатывает контроллер, который при дозировании рабочей смеси учитывает также настройку мультиклапана.
Электроника позволяет выполнить аварийный запуск двигателя только газом. Этот режим задают вручную.
Выполнение необходимых подключений зависит от модели датчика, их следует осуществлять по инструкции.
На ГБО 4 поколения
Система ГБО 4 и ее вариант ГБО 4+ отличается увеличением точности работы за счет изменения управляющих алгоритмов и более полного сбора данных о текущем режиме работы.
Для монтажа этой системы необходимо установить датчик на баллонный мультиклапан. Конструкция датчика такова, что его подключение не вызывает серьезных проблем. Пример ее реализации демонстрирует рисунок 5.
Рисунок 5. Датчик ГБО 4-го поколения типа Torelli T3 Pro
Устройство могут комплектовать штатным стрелочным индикатором, который представляет собой самостоятельный прибор.
Для увеличения удобства эксплуатации сигналы, снимаемые с датчика системы гбо, по проводам штатного контрольного кабеля выводят на салонный индикатор.
Подключение выполняют строго по инструкции производителя. Существенные особенности от предыдущих случаев отсутствуют.
Калибровка
Калибровку датчиков с электронной схемой управления осуществляют подключением их контроллера к управляющему компьютеру с последующим занесением необходимых констант во внутреннюю память последнего (программирование). При калибровке настраивают показания индикатора так, чтобы их максимум соответствовал полному баку.
Калибровку устройств столбчатого типа часто дополняют настройкой уровня включения красного светодиода. Контроллер программируют так, чтобы его срабатывание сопровождалось автоматическим переходом на питание двигателя бензином. Последнее сделано из соображений обеспечения его устойчивой работы и защиты от внезапных «провалов».
Настройка датчика резистивного типа при его модернизации дополняется подбором сопротивлений для «растягивания» показаний по всей штатной шкале.
Видео в развитие темы
Датчики уровня газа ГБО: характеристики и виды
Есть категории водителей, которые об уровне топлива в газовом баллоне судят по пробегу. Но далеко не всегда такой способ работает, ведь на расход газа влияет множество факторов, начиная от манеры езды и заканчивая погодными условиями. В итоге может возникнуть ситуация, когда газ закончится в самый неподходящий момент, вдали от газовых заправок. Чтобы этого не произошло, целесообразно ориентироваться на показания датчика уровня газа.
Как устроен и работает прибор?
Датчик измерения уровня газа в баллоне в традиционном исполнении включает поплавок, а также чувствительный элемент, который устанавливается на мультиклапане. С помощью кабеля соответствующей длины информация выводится на панель индикации. В разных моделях значения оформляются в виде световых лампочек-индикаторов в цифровом виде. Основное и единственное предназначение прибора — выполнять необходимые измерения и показывать объём топлива в баллоне.
Принцип работы устройства простой:
- в середине газового резервуара расположен поплавок;
- в зависимости от степени наполненности баллона топливом, поплавок меняет своё положение;
- индикатор газа, который расположен на мультиклапане, реагирует на изменение положения поплавка;
- формируется сигнал датчика уровня газа и по проводам информация передается в салон на устройство переключения вида топлива салона.
- после обработки показания датчика индикация, показывающая состояние уровня топлива, выводится на панель.
Таким образом, водитель автомашины с ГБО может узнавать, сколько топлива осталось в газовой ёмкости и корректировать периодичность дозаправок.
Газобаллонные установки и его составляющие постоянно модернизируются. Это коснулось и датчиков. Современные электронно-цифровые указатели уровня газа в баллоне работают по совершенно другой концепции.
Новейшие сенсорные указатели объёма газа работают без связи с составляющими ГБО, кроме газового резервуара. Излучатель прикрепляется внизу баллона. Устройство моментально рассчитывает уровень газа и выводит данные на тот же индикатор.
Конструктивные особенности газового датчика
Пропан-бутановая смесь в баллоне, так же как и бензин находится в жидком состоянии. Поэтому на этом уровне большой разницы между поплавками в бензобаке и газовом баллоне нет. Газовый баллон, в отличие от бензобака, герметичный. В нём всегда присутствует высокое давление. По этой причине взаимосвязь «поплавок-датчик» имеет особенность. На перемещение поплавка реагирует магнит в корпусе мультиклапана. Он начинает вращаться и таким образом воздействует на стрелочный указатель.
Механическая сторона бензиновых и газовых приборов выстроена идентично. Схожесть принципов работы приборов позволяет их комбинацию. Водитель авто может выбирать переключателем, уровень какого вида топлива ему необходимо узнать.
Основные отличия газового и бензинового индикаторов:
- Для большинства аналоговых приборов полный топливный бак обычно соответствует крайнему правому расположению стрелки.
- В отношении газа стрелка будет в крайней левой позиции.
- Диапазон изменения сопротивления ДУГ будет соответствовать приблизительно 1/2 от бензинового.
Возможную путаницу устраняют путём разными способами:
- Шкалу штатного топливного указателя дополняют голубым сектором, чтобы закрыть 1/2 диапазона.
- Для показаний газа используется отдельное устройство.
Наиболее современным конструктивным решением, по отзывам пользователей автомашин с ГБО является вывод индикации на штатную топливную панель. Бензиновый индикатор, который находится на приборной доске прямо перед водителем будет работать в 2-х режимах. Когда авто работает на штатном топливе, устройство показывает остаток только бензина. Когда мотор переводится на газ, датчик моментально выполняет переориентировку. Требуется вмешательство в панель приборов автомашины и переделка ДУТ. Реализовать это возможно не на любых моделях автомашин.
В автомашине, которое работает на метане, узнают остаток газообразного топлива по показателю давления на манометре. Для удобства производится вывод информации в салон автомашины.
Типы газовых датчиков
Датчики пропан-бутановых газовых систем классифицируют по двум важным параметрам:
- По значению сопротивления. Большинство приборов имеет 50 кОм или 90 Ом;
- Приборы подразделяют на 2-х и 3-х контактные.
Так, резистивный датчик wpgh-1 имеет сопротивление 50 кОм и снабжён микросхемой, стрелкой и монтируется на мультиклапан. Данное устройство может играть роль самостоятельного указателя, одновременно wpgh передаёт информацию на световой индикатор уровня газа в баллоне.
Современный ультразвуковой высокоточный датчик Sigma позволяет определять объём заправленного газа на заправке и производить контроль остатка топлива с точностью до 1-го литра. Инновационный прибор прикрепляется ко дну газового резервуара. Прямого контакта с газовым топливом Sigma не имеет, вмешательства в газобаллонную схему и конструкцию автомобиля не потребуется.
Виды салонных индикаторов
У автоводителей вариантов есть возможность использовать разные виды салонных индикаторов:
- Светодиодные столбчатые, которые включают минимум четыре светодиода.
- Аналоговые стрелочные показывают объём газа с использованием стрелки на шкале.
- Данные передаются виде цифровой информации.
На традиционной светодиодной панели располагаются 3 или 4 зелёных и 1 красная лампочка. Красная загорается, когда объём газа уменьшается до критических 5-10% от общего количества. Одновременно производится звуковое оповещение. Машина переходит на штатное топливо. В среднем, шаг отображения около 10 л.
Подключение датчика
В заводской комплект датчика входит сам прибор и соединительный провод. Необходимо подобрать его такой длины, что хватило для вывода от баллона до панели индикации. Монтаж производится согласно инструкции.
Владельцы 2-го поколения ГБО монтаж приборов от OMVL или Ловато могут сделать своими руками, но надёжнее доверить это мастеру. Одним из условий для использования такого датчика является мультиклапан класса «А» и наличие ниши для установки. Датчик уровня газа в авто ГБО 2 поколения устанавливают на мультиклапан и контролируют герметичность. Кабели протягивают в салон.
Для работы цифрового датчика уровня газа для ГБО необходимо, чтобы значения сопротивления на переключателе топлива и датчике совпали.
Резистивные устройства можно модернизировать. Делается это для того, чтобы стрелка во время полного перемещения при измерениях уровня бензина и газа совпала. Для корректного выполнения такой работы у автолюбителя должен быть соответствующий опыт и знания.
В газовой системе 3-й генерации частично управляющие функции берёт на себя электроника. Всю собранную информацию обрабатывает контроллер. Схема монтажа датчика зависит от модификации устройства.
Газобаллонное оборудование 4-го поколения выпускается в комплекте с датчиком. Эта система отличается увеличенной точностью всех настроек за счёт изменения управляющих алгоритмов. Датчик уровня газа ГБО 4 поколения передаёт импульс на кнопку ГБО при помощи последовательно соединённых резисторов или микросхемы. Светодиодная дорожка выполняет роль указателя уровня газа.
Датчик устанавливают в специальной нише мультиклапана. Очевидно, что для корректной работы устройства необходимо грамотно произвести калибровку не только указателя уровня топлива, но и настройку самого мультиклапана.
Итоги
Следует понимать, что для любого поколения ГБО указатель уровня газа не будет верен на 100%. Слишком много факторов влияют на точность индикации. Это настройка, модель датчика, поколение ГБО, время года. Точность отображения зависит даже от баллона — в отношении цилиндрического это сделать гораздо легче, нежели для тороидального.
Но даже при исключении всех взаимосвязанных искажающих факторов добиться корректных показаний от некачественного прибора не удастся даже самому грамотному мастеру, на самой лучшей машине. Поэтому, в первую очередь, надо выбирать хорошую модель устройства от заслуживающего доверия производителя.
Датчик температуры газа ГБО 4 поколения: почему так важна его корректная работа?
Вариатор зажигания для ГБО
Газовый редуктор Ловато: классика ГБО
Неисправности ГБО 4 поколения: причины и способы решения проблем