Пути снижения расхода моторного масла

Mse-Online.Ru

Снижение расхода моторных масел

При существующей системе замены масла нужно стре­миться к тому, чтобы при рекомендованных сроках рас­ход смазочных материалов был наименьшим, с обяза­тельным условием сохранения ходового ресурса техники.

Вопросам увеличения сроков службы масел постоян­но уделяется самое серьезное внимание. Это и понятно, так как при каждой замене из системы смазки в зави­симости от типа двигателя сливается 6—40 кг масла (а иногда и больше) и столько же заливается свежего. Естественно, что чем реже это делать, тем меньше будет его расход. Несколько лет назад масло в двигателях сменяли через каждые 120 ч работы. В на­стоящее время, несмотря на резкое повышение тепло напряженности современных двигателей, а значит и ужесточение условий работы масел, их меняют через 240 ч, а в ряде случаев и через 480 ч. Это стало возмож­ным благодаря внедрению моторных масел групп В и Г, а также широкому применению топлива с невысоким со­держанием серы (до 0,5%).

Повышение качества применяемых моторных масел — это только один из путей увеличения периодич­ности их замены. Не менее важен и другой: улучшение степени очистки масла в двигателях. Практически на всех современных дизелях устанавливают полнопоточные реактивные маслоочистители (центрифуги). Их при­менение по сравнению с фильтрами тонкой и грубой очистки позволило значительно улучшить качество очист­ки. Однако и центрифуги полностью задержать все продукты старения и загрязнения не могут. Если размер час­тиц меньше 3—5 мкм, то они не задерживаются, а цирку­лируют по смазочной системе. Мелкие абразивные приме­си повышают износ, а органические — увеличивают ско­рость нагарообразования. Поэтому разрабатывают но­вые типы центрифуг, устанавливают дополнительные фильтры, применяют ультразвуковую обработку, но до сих пор в производстве еще нет надежных систем, ко­торые позволили бы проводить достаточно полную очист­ку масла в двигателе. Когда будут внедрены эффектив­ные системы очистки, то при использовании высокока­чественных масел реальным станет сезонный срок их службы, т. е. менять его нужно будет только при пере­ходе с зимней эксплуатации на летнюю, и наоборот, ког­да смена все равно необходима.

Повысить срок замены масла можно, поддерживая в течение всего времени его работы требуемое количество присадок. Так, предложен режим смазки, при котором через каждые 120 ч. работы двигателя добавляют только присадки, а масло работает без смены 960 ч. Возможен и другой способ: доливать в двигатель масло с большей, чем требуется, концентрацией присадок. Однако эти ме­тоды связаны с серьезными организационными трудно­стями.

И наконец, срок службы масла можно увеличить, если усовершенствовать конструкцию смазочной системы двигателей. В частности разработана конструкция дви­гателей с замкнутой системой смазки. В картер таких двигателей сразу заливают масло в количестве, доста­точном для работы двигателя в течение сезона. В результате снижается скорость окисления, значительно медленнее срабатываются присадки, а главное резко уменьшается загрязнение масла.

Комплекс проведенных мероприятий, обеспечиваю­щих повышение сроков замены моторных масел, позво­лил в масштабах страны получить значительную эконо­мию за счет существенного сокращения расхода дефицитных нефтепродуктов и снижения затрат на тех­ническое обслуживание тракторов. Однако дальнейшее повышение сроков смены становится малоэффективным без значительного сокращения расхода масла в двига­теле на угар.

В результате совершенствования конструкции цилиндропоршневой группы, смазочной системы, улучше­ния материалов и технологии изготовления поршневых колец в выпускаемых промышленностью тракторных и комбайновых дизелях угар масла снижен до 0,8% по отношению к расходу топлива. Предусмотрено его даль­нейшее снижение до 0,5%.

Работоспособность моторных масел в значительной степени зависит от емкости смазочной системы. При ма­лом удельном (на единицу мощности двигателя) количе­стве масла ускоряются процессы его старения, увеличивается скорость нагарообразования и износа. Если емкость картера завышена, то непроизводительно рас­ходуется большое количество масла. В дизелях тракторов количество масла, приходящегося на единицу мощности, постоянно уменьшается. Одновремен­но со снижением угара дальнейшее уменьшение удельной емкости смазочной системы и улучшение качества масел позволит значительно сократить расход смазочных материалов, а также снизить стоимость эксплуатации машин.

Читайте также:  Схема подключения задних фонарей газель 3302 с двигателем 405

Основные пути снижения расхода масел

Проблема снижения расхода моторных масел решается в ос­новном за счет уменьшения их потерь на угар и увеличения срока службы до замены.

Уменьшение расхода масла на угар в двигателях достигается в основном за счет эффективного уплотнения цилиндропоршневой группы и снижения интенсивности износа ее деталей. Так как чрез­мерное уменьшение расхода масла на угар может привести к по­вышенному износу и задиру деталей цилиндропоршневой группы из-за недостаточности их смазывания, возможности снижения рас­хода масла ограничены.

Увеличение срока службы масел до замены достигается умень­шением до определенного предела удельной (отнесенной к едини­це мощности двигателя) емкости системы смазки и улучшения их качества, т.е. в результате уменьшения интенсивности старения масел в двигателе за счет создания большего запаса их эксплуата­ционных свойств и совершенствования конструкции самих двига­телей (улучшения рабочего процесса, газо- и маслоуплотнения ци­линдропоршневой группы, применения эффективных систем очи­стки и охлаждения масла, а также обеспечения непрерывного его автоматического долива и т.п.).

Общий расход моторных масел в современных моделях карбю­раторных двигателей легковых автомобилей в среднем составляет 0,4. 0,6 % от расхода топлива, грузовых — 1,0. 1,2%, а дизелей — 1,6. 1,8%.

В настоящее время до 20. 60 тыс. км пробега машины увели­чены сроки службы масел, используемых в дизелях, система смаз­ки которых оснащена одновременно полнопоточными и частич­нопоточными бумажными или центробежными фильтрами. Ве­дутся работы по увеличению сроков службы моторных масел до 100 тыс. км.

Эксплуатационными испытаниями долго работающего масла в двигателе с полнопоточными фильтрами, частичнопоточной центрифугой и устройством для автоматического доливаю масла, а также в двигателях с полнопоточными и частичнопоточными фильт­рами при низких расходах масла на угар и незначительном проры­ве картерных газов установлена возможность работы масла без за­мены на протяжении 160 тыс. км при замене фильтроэлементов через 32 тыс. км.

Большой расход масла в двигателе: причины, как уменьшить

Расход масла выше нормы – критично! Требует повышенного внимания

В двигателе любого транспортного средства смазочные материалы так или иначе со временем расходуются без остатка. Объясняется это неизбежным попаданием этих средств в камеру сгорания со стенок цилиндров, с картерными газами или по штокам клапанов. Расход масла зависит от особенностей конструкции транспортного средства.

Норма расхода масла

В традиционных двигателях уровень потребления должен составлять от 0.1 до 0.3% от общего расхода топлива. Если расход топлива составляет 10 литров, тогда оптимальным уровнем потребления смазочных средств будет 10-30 граммов масла на 100 км пути. Таким образом, вполне допустимо, если расход не превышает 3 литров на 10 тыс. километров пути.

Для форсированных турбомоторов, особенно с несколькими турбинами, допустимый уровень расхода масла будет уже от 0,8 до 3% от расхода топлива. Такой расход масла зависит от оборотов, на которых основное время работает двигатель. Чем больше оборотов совершается, тем больший расход топлива и масла наблюдается. Каждый владелец авто может самостоятельно определить, что представляет собой повышенный расход масла для своей машины.

Неправильно подобранная вязкость масла двигателя и внутренние утечки как причины угара масел.

Зачастую наличие факта повышенного расхода масла может быть обусловлено наличием следующих причин:

  • наружной утечки, под которой подразумеваются течи через сальники и прокладки;
  • внутренней утечки масла, которая называется угар.

Утечку любого рода необходимо как можно быстрее устранить, так как это вопрос безопасности эксплуатации.

Наружные утечки. Какие они бывают и что делать, чтобы их обнаружить?

Наружная утечка обычно легко определяется по каплям масла под транспортным средством.

Источники наружной утечки:

  • Прокладка под клапанной крышкой. Данный вид течи является одним из наиболее распространенных. Верхняя часть движка – одна из самых разогретых его частей, при этом прокладочные материалы стареют довольно быстро. Кроме того, клапанный механизм часто подвергается разборке во время проведения ремонтных работ. Снятие и обратная установка клапанной крышки крайне негативно сказывается на долговечности прокладок. Прокладка под головкой блока течет довольно редко.
  • Прокладка поддона. Течет редко, обычно из-за ослабления крепежа и старения прокладки, но этот вид течи – один из самых сложных для устранения, так как на некоторых автомобилях для снятия поддона необходимо извлечь сам двигатель.
  • Прокладка передней крышки. Редкий вид течи, но также неприятный из-за тесноты в отсеке двигателя современных моделей машин. Данный факт вызывает определенные трудности при замене прокладки.
  • Сальники. Утечка также может происходить через сальники: передний и задний коленвала, сальник распредвала. Сальники начинают пропускать масло от их естественного износа. Если пробег автомобиля превышает 150 000 км, то сальникам следует уделить особое внимание. Передний сальник может забрасывать маслом приводной ремень газораспределительного механизма. Задний сальник ведет к замасливанию сцепления. И то, и другое недопустимо. В случае протечки в месте стыка двигателя и коробки передач встает вопрос, откуда конкретно происходит утечка, влекущая такое огромное количество проблем. Определить это довольно просто: необходимо взять каплю протекшего масла и нанести на поверхность воды. Если капля растечется радужной пленкой по поверхности, то утечка из коробки передач.
  • Уплотнение масляного фильтра. Прокладку фильтра картриджного типа может пробивать, особенно при запуске мотора при низких температурах. Причины может быть две: либо плохое качество фильтра, либо неисправность байпасного клапана масляной магистрали.
Читайте также:  Двигатель k4102ds руководство по ремонту

Также есть один редко встречающийся случай – одновременная небольшая утечка из всех сальников и соединений двигателя. В этом часто кроется причина, по которой двигатель буквально «потеет», из-за чего масло вытекает в огромных количествах.

В этом случае утечка не связана с качеством уплотнений. Это говорит о слишком высоком давлении картерных газов. Причина такого давления кроется в состоянии внутренних деталей двигателя. Определяется повышенное давление картерных газов по активному дымлению из трубки вентиляции картера. Данная проблема устраняется очисткой системы вентиляции картера или, в запущенных случаях, – капитальным ремонтом поврежденных двигателей.

Считается, что слишком жидкий или слишком густой уровень масла приводит к тому, что масляная пленка, формируемая маслосъемным кольцом, будет слишком тонкой или слишком толстой.

Слишком тонкая пленка плохо герметизирует камеру сгорания, вызывая прорыв капель масла вместе с картерными газами в камеру сгорания. Масло горит – отсюда и возникает неоправданно повышенный уровень расхода. Слишком сильная вязкость приводит к «всплытию» поршневых колец и также способствует слишком высокому уровню расхода. Снижению вязкости моторного масла способствуют загрязнения топливной системы; при этом топливо попадает в масло по стенкам цилиндра, и полученная смесь активно сгорает, вызывая потребление больше нужного.

Внутренняя утечка из-за маслосъемных колпачков

Самые распространенные виды внутренних утечек масла в двигателе – утечки через сальники клапанов, то есть маслосъемные колпачки.

Маслосъемные колпачки от времени и температуры теряют упругость, твердеют, изнашиваются и растрескиваются.

Изношенные клапанные втулки позволяют клапанам раскачиваться и дополнительно разбивают сальники клапанов. Масло, преодолев слабое сопротивление сальника, стекает по клапану вниз и попадает в камеру сгорания. Диагностировать проблему можно по мощному дымлению при запуске двигателя – на прогретом движке и при движении дымление более слабое.

Также признаком износа маслосъемных колпачков является замасленная резьба свечей зажигания.

Рассмотрим такую причину утечки, как внутренняя утечка из-за компрессионных и маслосъемных колец. Утечки через кольца связаны с их износом, или потерей подвижности (закоксовкой), или в связи с износом/разрушением канавок поршневых колец, или задиры на стенках цилиндров.

Угар через кольца сопровождается дымлением в двигателе. Из выхлопной трубы идет синий или сизый дым с характерным запахом. Особенно он становится заметным под нагрузкой при наборе или сбросе газа. На автомобилях с катализаторами образца текущего поколения дым может быть малозаметен, так как катализатор успевает дожечь остатки масел.

Читайте также:  Схема датчиков двигателя шевроле лачетти

Что будет, если чрезмерное потребление масла не устранить?

В ряде случаев потребления, выходящего за пределы нормированного, двигателем испытывается недостаток смазочного материала, что может стать одной из причин сильнейшего загрязнения масляной системы, способного спровоцировать большой расход масла и значительно подкосить вашу машину. Потеря смазки ведет к падению давления масла, ускоренному износу, резкому сокращению ресурса и выходу двигателя из строя. Восстановление или замена двигателя стоят очень дорого, поэтому чрезмерное потребление смазочных средств необходимо устранять на как можно более ранней стадии появления проблемы, если не хотите разориться на новый двигатель.

Почему устранение проблемы повышенного расхода крайне важно?

Следует сразу сказать, что при высоком износе двигателя и большого вытекания смазочного материала вам потребуется ремонт двигателя. Но очень часто, особенно, когда проблема только стала проявлять себя, есть более простые, а главное, недорогие способы решения проблем, из-за которых неправильно расходуется масло.

Устранение наружных утечек.

Для решения проблем с большинством небольших наружных утечек есть простой и недорогой способ – герметик масляной системы. При первых же симптомах утечки, одним из которых является появление масляных пятен под авто или сильно загрязненный двигатель, можно использовать одно из лучших средств на рынке – немецкую присадку-герметик масляной системы Liqui Moly Oil Verlust Stop.

Присадка устраняет течь через сальники и прокладки,

восстанавливая эластичность прокладочных материалов и резины.

Присадка также действует на маслосъемные колпачки,

устраняя и этот вид внутренних утечек.

Присадка начинает действовать в полном объеме после пробега 500-800 км.

Присадка абсолютно безопасна для любого типа мотора и подходит под все существующие двигатели.

Если даже она не подействовала, то это сигнал к ремонту,

частью которого должна стать замена пришедших в негодность уплотнений.

Устранение внутренних утечек.

Если причиной больших внутренних утечек (угара) является затвердевание маслосъемных колпачков, то также рекомендуем вначале попробовать простой и недорогой способ – немецкую присадку Liqui Moly Oil Verlust Stop.

Важным моментом профилактики утечек масла является использование антифрикционных присадок, которые снижают трение и препятствуют износу двигателя. Антифрикционные присадки в двигателе продлевают его ресурс за счет сокращения износ колец, что позволит уменьшить расход масла в двигателе. Подробнее о различиях в антифрикционных присадках можно почитать здесь.

Составная часть профилактики износа заключается в использовании правильных и рекомендованных для данного типа техники смазочных материалов и регулярной промывки двигателя перед заменой смазочных средств, соблюдение рекомендованных интервалов замены. Подобрать необходимую промывку можно здесь.

Кроме того, необходимо помнить, что ускоренному расходу на угар способствует неправильная работа топливной системы. Например, если форсунки загрязнены, то они осуществляют неправильный распыл топлива в камеру сгорания, что напрямую коррелируется с величиной расхода (угара) масла.

В этом случае следует произвести очистку топливной системы, для чего также есть недорогое и простое решение – топливные присадки (в бак). Следует выбирать присадки известных уважаемых брендов, которые не только произведут очистку топливной системы, но и сделают это безопасно для всей топливной аппаратуры. Мы рекомендуем выбирать присадки в топливо немецкой компании Liqui Moly. Более подробную информацию можно почитать здесь.

ИТОГ

У каждого двигателя есть четко установленная норма потребления смазочных средств. Существует нормированный уровень расхода и расход масла больше нормы. Уровень потребления, не соответствующий установленным нормам, имеет место быть в связи с двумя факторами: внешними утечками и внутренними (угар). Если степень расхода масла небольшая и появилась сравнительно недавно, есть простые и недорогие способы устранения этой проблемы. Для этого, в первую очередь, используйте герметик масляной системы. Предотвратить не соответствующее нормам потребление вам помогут промывки масляной системы, антифрикционные присадки и присадки в топливо. Если расход выше оптимального, то от этого могут появиться иные причины увеличенного расхода масла, что, в свою очередь, приведет к большим тратам на ремонт двигателя.

Оцените статью